Хара-Хото

Хара-Хото ( китайский : 哈拉浩特 ; монгольский : Хар хот ( Хар Хот ); «черный город»), [ 1 ] также известный как Хэйшуйчэн или город Хэйшуй ( китайский : 黑水城 ), является заброшенным городом в Знамени Эджин Лиги Альха в западной части Внутренней Монголии , Китай, недалеко от бассейна озера Цзюйань . Построенный в 1032 году, город процветал под властью тангутской династии Западная Ся . Он был идентифицирован как город Эцина , который появляется в «Путешествиях Марко Поло» , и Эджин Баннер назван в честь этого города.
Имя
[ редактировать ]Хара-Хото известен под многими именами, в том числе китайскими : 黑城 Heichéng «черный замок (город)» , тангутским : 𗋽𗰞 /*zjɨ̱r²-nja̱¹/ "черная вода" [ 2 ] (транскрибируется на китайский язык как 亦集乃 Yijinai ), современный монгольский хар хот ( среднемонгольский язык : ᠬᠠᠷᠠ
ᠬᠣᠲᠠ Хара Хото, «черный город») и на китайском языке как город Хэйшуй ( китайский : 黑水城 Hēishuǐchéng, «город черной воды»).
История
[ редактировать ]Город был основан в 1032 году и Западной Ся в 11 веке стал процветающим центром торговли . Сохранились остатки валов высотой 30 футов (9,1 м) и внешних стен толщиной 12 футов (3,7 м). [ 3 ] Внешние стены тянулись примерно на 421 м (1381 фут) с востока на запад и на 374 м (1227 футов) с севера на юг. [ 4 ]
Обнесенная стеной крепость была впервые взята Чингисханом в 1226 году. [ 5 ] но — вопреки широко распространенному заблуждению — город продолжал процветать под властью монголов. Во времена Хубилай-хана город был расширен, достигнув размеров в три раза больше, чем во времена династии Западная Ся. Династия Северный Юань под руководством Тогон Темура сосредоточила подготовку к завоеванию Центральной равнины в Хара-Хото. Город располагался на перекрестке дорог, соединяющих Каракорум , Шангду и Кумул .
В «Путешествиях Марко Поло» Марко Поло описывает посещение города под названием Эцина или Эдзина , [ 5 ] который отождествлялся с Хара-Хото. [ 6 ]
Покинув город Кампичу, вы будете ехать двенадцать дней и затем достигнете города под названием Эцина, который находится к северу, на краю Песчаной пустыни ; он принадлежит провинции Тангут. Люди являются идолопоклонниками, у них много верблюдов и крупного рогатого скота, а в стране водится много хороших соколов, как балобанов, так и ланнеров. Жители живут своим возделыванием и скотом, ибо торговли у них нет. В этом городе вам придется запастись продовольствием на сорок дней, потому что, покинув Эцину, вы попадете в пустыню, которая простирается на сорок дней пути к северу и в которой вы не встретите ни жилья, ни места для ловли.
- Марко Поло, Путешествия Марко Поло, перевод Генри Юла, 1920 г.

По легенде местного торгутского населения, в 1372 году монгольский военачальник по имени Хара Батор [ 3 ] был окружен со своими войсками армиями династии Мин . Отведя реку Эджин , городской источник воды, протекавшую недалеко от крепости, династия Мин лишила Хара-Хото воды для своих садов и колодцев. Со временем Хара Батор осознал свою судьбу: он убил свою семью, а затем и себя. После его самоубийства солдаты Хара-Батора ждали в крепости, пока войска Мин наконец не атаковали и не убили оставшихся жителей. Другая версия легенды гласит, что Хара Батор проделал брешь в северо-западном углу городской стены и сбежал через нее. В остатках города есть пролом, через который может пройти всадник.
Разгром монголов при Хара-Хото описан в летописях династии Мин: «В пятом году Хунгу (1372 г.) генерал Фэн Шэн и его армия достигли Эдзины. Защитник города Буянтемур сдался, и китайские войска дошли до горы Боцзяшаня. Правитель Юаня Гярджипань бежал. Его министр... и еще 27 человек были взяты в плен вместе с десятью и более тысячами глав. лошади и крупный рогатый скот». [ 7 ] После поражения, а также, возможно, из-за нехватки воды, [ 5 ] город был заброшен и остался в руинах. Чрезвычайно удаленное расположение уберегло его от грабителей.
Разведка
[ редактировать ]
До русских мореплавателей Григория Потанина и Владимира Обручева дошли слухи, что где-то ниже по течению реки Еджин ждет древний город. Эти знания дали толчок Азиатскому музею в Санкт-Петербурге начать новую монголо-сычуаньскую экспедицию под командованием Петра Кузьмича Козлова . [ 8 ]

Однако ранее Хара-Хото был открыт бурятом Цокто Бадмажаповым весной 1907 года. [ 9 ] Бадмажапов отправил фотографии и рукописное описание Хара-Хото в Географическое общество в Петербург . 1 мая 1908 года во время своей экспедиции 1907–1909 годов в Среднюю Азию Козлов прибыл в Хара-Хото и, с обедом и подарком граммофона местному торгутскому лорду Даши Бейле, получил разрешение на раскопки на этом месте. [ 8 ] более 2000 книг, свитков и рукописей на тангутском языке . Обнаружено [ 10 ] Козлов сначала отправил в Санкт-Петербург десять сундуков с рукописями и буддийскими предметами, а в мае 1909 года снова вернулся за другими предметами. Книги и гравюры на дереве были найдены в июне при раскопках ступы за пределами городских стен примерно в 400 м (1300 футов) к западу. [ 8 ]
Сэр Аурел Стейн раскопал Хара-Хото во время своей третьей центральноазиатской экспедиции с июля 1913 года по февраль 1916 года, обследуя Хара-Хото в течение восьми дней в конце мая 1914 года. [ 11 ] Результаты этого исследования были включены в главу 13 первого тома книги Штейна « Внутренняя Азия» . [ 12 ] [ 13 ]
Лэнгдон Уорнер посетил Хара-Хото в 1925 году. [ 5 ]
Фольке Бергман впервые побывал в Хара-Хото в 1927 году, вернулся в 1929 году и пробыл в этом районе полтора года. Он составил карты Хара-Хото и района реки Эджин, обследовал сторожевые башни и крепости, обнаружив большое количество ксилографий . Бергман отметил, что визиты Козлова и Штейна были поверхностными, а некоторые опубликованные ими документы частично неверны. [ 14 ]
Свен Хедин и Сюй Сюшен возглавляли китайско-шведскую экспедицию по археологическим раскопкам этого места в 1927–31 годах. [ 5 ] После Хедина Джон ДеФрэнсис в 1935 году его посетил .
В результате дальнейших китайских раскопок, проведенных в период с 1983 по 1984 год Ли Ию из Института археологии Внутренней Монголии, было обнаружено еще около 3000 рукописей. [ 1 ] [ 5 ] [ 15 ] Помимо книг, в ходе раскопок были обнаружены строительные материалы, предметы повседневного обихода, производственные инструменты и религиозное искусство. [ 16 ]
Выводы
[ редактировать ]
Находки Козлова, около 3500 картин и других предметов, находятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, а книги и ксилографии — в Институте востоковедения . [ 5 ] Они пережили блокаду Ленинграда , а некоторые из них даже были потеряны до тех пор, пока их не открыли заново в 1991 году. [ 17 ] легли в основу исследования тангутского языка , написанного тангутской письменностью в последующие годы. Книги и рукописи, отправленные Козловым обратно в Петербург, были изучены Алексеем Ивановичем Ивановым , который определил несколько тангутских словарей, в том числе китайско-тангутский глоссарий под названием «Жемчужина на ладони» ( китайский : 番汉合时掌中珠 ), составленный в 1190 году. . [ 16 ]
Помимо письменных артефактов, в коллекцию Хара-Хото Эрмитажа входят картины на шелке преимущественно буддийской тематики в китайском и тибетском стилях. Кроме того, в батик . были найдены фрагменты шелка, окрашенного [ 18 ] Небольшой фрагмент росписи глиняной стены подтверждает использование кобальта в качестве пигмента в виде смальты . [ 19 ]
По словам куратора Эрмитажа Киры Самосюк, «большинство картин в коллекции датируются одиннадцатым-тринадцатым веками, а большинство фрагментов фарфора с кобальтовой декоративной глазурью — четырнадцатого века. Ни одна картина не датируется более поздней, чем 1378 год. –1387 г.; нет китайского текста – позднее 1371 г.; нет тангутского текста – позднее 1212 г. Так что, похоже, жизнь города прекратилась. где-то около 1380 года». [ 20 ]
Одна из загадок Хара-Хото заключается в том, что сразу за стенами замка находилось одно здание. Судя по форме, это похоже на мечеть. Судя по всему, среди народа, которым правили тангуты, были мусульмане. Из-за многобожия местного населения мусульмане построили свои мечети снаружи. Торговцы из Индии и дальнего запада молились в мечети и находили облегчение после тяжелого путешествия по Шелковому пути . [ 21 ]
Христианские рукописи Хара-Хото
[ редактировать ]Восточно-сирийское христианство достигло территории Тангута, по крайней мере, во времена династии Тан (618–907), то есть до времен Тангутской империи . [ 22 ] Расцвет Церкви произошел под властью монголов, а столичная губерния, носившая название Тангут в конце 13 века была создана . В Хара-Хото обнаружено большое количество восточносирийских христианских рукописей, среди которых несколько были обнаружены Петром Козловым во время его Монголо - Сычуаньской экспедиции 1907–1909 годов; некоторые из них были обнаружены Аурелом Штайном во время его третьей экспедиции в Центральную Азию в 1914 году; и около 3000 рукописей были найдены археологической исследовательской группой Внутренней Монголии в период с 1983 по 1984 год. Языки, используемые в этих документах, включают арабский , монгольский , персидский , санскрит , сирийский , тангутский , тибетский , уйгурский , древнетюркский и другие тюркские языки . [ 23 ] 228 из 3000 с лишним рукописей были изучены японскими и китайскими исследователями. Одно сирийское произведение (H 101) было подробно изучено Шиничи Муто и подвергнуто контент-анализу. [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Стейнхардт, Нэнси Шацман (1997). Архитектура Ляо . Гавайи, США: Издательство Гавайского университета . п. 432. ИСБН 978-0-8248-1843-2 . Проверено 4 июля 2009 г.
- ^ Уэст, Эндрю (10 апреля 2013 г.). «Вавилонский камень: фрагмент тангутской географии» . Вавилонский камень . Проверено 4 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Вебстер, Донован (февраль 2002 г.). «Плато Алашань — неизведанная Гоби Китая» . Журнал «Нэшнл Географик». Архивировано из оригинала 25 января 2008 года . Проверено 4 июля 2009 г.
- ^ Стейнхардт, Нэнси Шацман (1999). Планирование китайского императорского города . Гавайский университет Press . п. 136. ИСБН 978-0-8248-2196-8 . Проверено 28 июля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Выпуск новостей ВПЛ № 2» (PDF) . Информационный бюллетень для ВПЛ (2): 2–3. Январь 1995 г. ISSN 1354-5914 . Архивировано из оригинала (PDF) 30 июня 2007 г. Проверено 3 июля 2009 г.
- ^ Путешествия Марко Поло , Марко Поло, перевод Генри Юла. Книга 1, глава 45 .
- ^ Мин-Ши , Шанхай, 1935, цитируется по Кире Федоровне Самосюк, «Открытие Хара-хото» в « Затерянной империи Шелкового пути», изд. Михаил Пиотровский, Милан: Электра, 1999, стр.45.
- ^ Jump up to: а б с Кычанов, Е. (1995). «Вэнь-Хай Бао-Юнь: Книга мертвых» (PDF ) Восточные рукописи . 1 (1): 39–4 ISSN 1238-5018 . Проверено 3 июля 2009 г.
- ^ Галамбос, Имре (2015). Трансляция китайской традиции и преподавание тангутской культуры . Берлин/Бостон: де Грюйтер. п. 29. ISBN 978-3-11-044406-3 .
- ^ Козлов, П.К. (1955). Монголия, Амдо и мёртвый город Чара-чото . Лейпциг: Брокгауз. п. 383.
- ^ Ван, Хелен; Перкинс, Джон, ред. (2008). Справочник по коллекциям сэра Орела Стайна в Великобритании (PDF) . Британский музей . п. 48. ИСБН 978-0-86159-977-6 . ISSN 1747-3640 . Архивировано из оригинала (PDF) 7 октября 2012 г. Проверено 4 июля 2009 г.
- ^ Штейн, Аурел (1928). Самая внутренняя Азия: Подробный отчет об исследованиях Центральной Азии, Ганьсу и Восточного Ирана . Оксфорд, Англия: Clarendon Press .
- ^ Проект «Цифровой Шелковый путь». «Этническое сознание сквозь буквы: Хара-Хото и персонажи западной Ся» . Национальный институт информатики , Япония . Проверено 5 июля 2009 г.
- ^ Шлангер, Натан; Нордблад, ярл (1 июня 2008 г.). Архивы, предки, практики: археология в свете ее истории . Книги Бергана . п. 138. ИСБН 978-1-84545-066-3 . Проверено 6 июля 2009 г.
- ^ Уилкинсон, Эндимион (25 апреля 2000 г.). История Китая: Учебное пособие . Серия монографий Гарвардского института Йенчин (2-е исправленное издание). Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-00249-4 .
- ^ Jump up to: а б Не Хунъин (26 мая 2003 г.). «Тангутология за последние десятилетия» . Бюро международного сотрудничества Китайской академии социальных наук . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 г. Проверено 5 августа 2009 г.
- ^ ван Дрим, Джордж (1993). «Вновь открыты древние тангутские рукописи» (PDF) . Лингвистика Тибето-Бирманского региона . 16 (1). Университет Троуб, Австралия: 137–155. ISSN 0731-3500 . Проверено 0 августа 2009 г.
- ^ Ширс, Констанс (18 августа 2008 г.). «Краткая история азиатских текстильных материалов и методов их нанесения узоров (батик, бандхана и икат) на основе литературных и графических свидетельств и реальных остатков» . Журнал «Наследие» (онлайн) . 3 : 52–53. Архивировано из оригинала (PDF) 19 июля 2011 года . Проверено 6 июля 2009 г.
- ^ Ватт, Дж.С.Ю. (1979). «Заметки об использовании кобальта в поздней китайской керамике». Арс Ориенталис . 11 . Галерея искусств Фрира, Смитсоновский институт и факультет истории искусства, Мичиганский университет: 63–85. ISSN 0571-1371 . JSTOR 4629297 .
- ^ Кира Федоровна Самосюк, «Открытие Хара-хото» в « Затерянной империи Шелкового пути» под ред. Михаил Пиотровский, Милан: Электра, 1999, стр.45.
- ^ «Темный замок». Шелковый путь . Сезон 1. Эпизод 4. 1990. NHK .
- ^ Ли, Тан (5 июля 2022 г.). «Следы христианства в стране Тангутов с VIII по XIV век» . В Парри, Кен; Миккельсен, наводчик (ред.). Византия в Китай: религия, история и культура на Шелковом пути . Лейден: Издательство Brill. п. 499. ИСБН 978-90-04-43460-8 .
- ^ Чжоу, Исин (2020). «Фрагменты христианских рукописей из Хара-Хото». Исследования несторианской иконологии в Китае и части Центральной Азии в XIII и XIV веках (PDF) (кандидатская диссертация). Венецианский университет Ка Фоскари. стр. 27–28 . Проверено 6 января 2024 г.
- ^ Муто, Шиничи (2016). «Экзорцизм в недавно найденном сирийском документе Хара-Хото». Ин Ли, Тан; Винклер, Дитмар В. (ред.). Ветры Цзинцзяо: исследования сирийского христианства в Китае и Центральной Азии . Серия «orientalia – patristica – oecumenica» (т. 9). Мюнстер: LIT Verlag. стр. 147–151. ISBN 9783643907547 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пиотровский, Михаил, изд. (1993). Затерянная империя Шелкового пути: буддийское искусство Хара Хото (X–XIII века) . Электра, Милан. ISBN 978-88-435-4412-7 .
- Самосюк, К.Ф. (2006). Буддийская живопись из Хара-Хото, XII-XIV вв.: Между Китаем и Тибетом (на русском языке). Эрмитаж . ISBN 5-93572-234-8 .
- Карсуэлл, Джон (ноябрь 1998 г.). «Месяц в Монголии: новое посещение Харахото» . Азиатские дела . 29 (3). Королевское общество по делам Азии : 287–298. дои : 10.1080/714041361 . ISSN 0306-8374 . Архивировано из оригинала 31 июля 2009 г. Проверено 5 июля 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
41 ° 45'54 "N 101 ° 08'42" E / 41,76500 ° N 101,14500 ° E