Воздушные операции во время войны в Чако
Война в Чако была первым крупным конфликтом в Латинской Америке, в котором использовалась авиация. Эта воздушная война повлекла за собой большие человеческие и материальные затраты. В то время Боливия обладала одной из величайших военно-воздушных сил в регионе. [ нужна ссылка ] однако этот факт не помешал ее окончательному поражению. Боливии не хватало опыта для использования своих воздушных сил, и поэтому она не могла максимально использовать военную авиацию. В Парагвае было небольшое количество пилотов и техников, все они были ветеранами революции 1922 года. Революция 1922 года была короткой гражданской войной, в которой правительство и повстанцы использовали в операциях авиацию, и Хосе Феликса Эстигаррибиа можно было считать [ кем? ] новатор в военном использовании авиации на континенте. [ нужна ссылка ]
Фон
[ редактировать ]В период с июля по август 1932 года парагвайцы построили взлетно-посадочную полосу на передовой базе Исла -Пои и задействовали для разведывательных целей небольшой отряд боевых самолетов, который составлял практически все военные самолеты, которыми располагал Парагвай. ВВС Боливии имели численное превосходство, но были ограничены отсутствием аэродромов вблизи зоны боевых действий. Несмотря на этот недостаток, авиакорпус боливийской армии смог проводить атаки относительно эффективно. [ нужна ссылка ]
Подполковник Бернардино Бильбао Риоха возглавил Боливийский воздушный корпус в Чако и начал операцию в июле 1932 года, сосредоточив свои силы на основной базе Вилья-Монтес , за пределами передовой базы в Муньосе, ныне форте Генерала Диаса, на территории Парагвая. .
Истребитель и истребители-бомбардировщики
[ редактировать ]Первые приобретения
[ редактировать ]
В июле 1932 года боливийцы перебросили Vickers Vespa три боевых самолета , три бомбардировщика Breguet XIX и три Vickers Type 143 истребителя со своих передовых аэродромов . К началу 1933 года боливийская армия приобрела партию из 20 самолетов Curtiss-Wright CW-14 Osprey . Парагвай заказал семь Potez 25 через французскую военную миссию, самолеты прибыли в октябре 1928 года. Еще до окончательной поставки один Potez был потерян, когда, еще находясь в ящике, он был случайно сброшен за борт во время перегрузочной операции в Монтевидео , Уругвай. Седьмой Potez 25 был заменен французской компанией в 1932 году. В результате интенсивной подготовки с 1928 по 1931 год к эксплуатации самолета были готовы 25 пилотов и 18 обслуживающего персонала. К началу войны была создана Первая эскадрилья бомбардировок и разведки, состоящая из семи Potez 25 и двух Wibault 73 . [ 1 ] По крайней мере десять истребителей Curtiss P-6 Hawk, купленных Боливией, были поставлены в период с декабря 1932 по март 1935 года. [ 2 ] Боливийская армия была знакома с «Ястребами» со времен демонстрации в Ла-Пасе в 1928 году, которую проводил не кто иной, как Джимми Дулиттл пытался поднять поплавковый «Хок» с озера Титикака . , который позже безуспешно [ 3 ] Истребителем для парагвайской авиации стал Fiat CR.20 , приобретенный через итальянское представительство. Пять самолетов были доставлены в апреле 1933 года. Боевые самолеты вступили в строй 25 мая 1933 года и на следующий день прибыли на фронт. [ 4 ]
Операционная история
[ редактировать ]Учитывая потенциал боливийских скоп, подполковник Бильбао посетил главнокомандующего полковника Энрике Пеньяранду Кастильо и предположил, что лучшим использованием боливийских ВВС будет бомбардировка главной парагвайской базы в Пуэрто-Касадо на реке Парагвай . учитывая, что каждый человек, машина, лошадь и боеприпасы использовали эту точку для входа на театр военных действий Чако.
Позже, в ожесточенной конфронтации с полковником Кастильо, Бильбао Риоха настоял на бомбардировке Асунсьона , чтобы деморализовать парагвайцев. С взлетно-посадочных полос в Муньосе и Балливиане боливийские ВВС могли достичь Асунсьона и Пуэрто-Касадо . Высшее командование Боливии не одобрило требования Бильбао-Риохи, поскольку считало (и не без оснований), что бомбардировка Асунсьона вызовет международный протест против Боливии. Во время войны боливийское высшее командование не видело никакой выгоды в таких радикальных шагах, хотя позже боливийцы пересмотрели это мнение. [ нужна ссылка ]
Однако они санкционировали различные вторжения на парагвайские базы в Пуэрто-Касадо. Эти вторжения вызвали резкую реакцию со стороны правительства Аргентины, поскольку многие аргентинцы жили и работали в Пуэрто-Касадо и управляли ключевой железной дорогой, которая связывала этот город с центральными районами Чако (и, таким образом, поддерживали военную кампанию в Парагвае).
Аргентина, хотя официально была нейтральной во время войны, сохраняла статус, который можно было бы охарактеризовать как «дружественный нейтралитет» по отношению к парагвайцам, даже предлагая им финансовую поддержку. После воздушного удара по Пуэрто-Касадо в 1933 году аргентинцы заявили боливийцам, что не потерпят дальнейших нападений на их гражданское население, подразумевая, что они могут быть склонны поддержать парагвайцев, если такие нападения продолжатся. Столкнувшись с этой дилеммой, Боливия разумно прекратила воздушные атаки. С этого момента Боливийский авиакорпус использовался в основном для разведки на передовой, для воздушного патрулирования и непосредственной поддержки с воздуха. [ нужна ссылка ]
С самого начала Бильбао-Риоха приказал самолетам вести агрессивное патрулирование над Чако, и боливийцы потеряли как минимум один Vickers Vespa из-за зенитного огня в конце июля. [ 5 ] Во время битвы при Бокероне обе стороны провели многочисленные атаки в поддержку наземных войск.
В период с 9 по 29 сентября парагвайские самолеты Potez 25 в сопровождении истребителей Wibault 73 совершили 12 бомбардировок боливийских войск в Бокероне. Парагвайцы также использовали свои радиооборудованные Potez 25 для ведения артиллерийского огня из своих 75-мм батарей Schneider .
Хотя обе стороны выполняли разведывательные операции и осуществляли непосредственную поддержку с воздуха во время кампании Бокерон, существуют разногласия по поводу первого столкновения в воздухе:
- По сообщениям Парагвая, это произошло 28 сентября, когда парагвайский Potez 25 столкнулся с боливийской Vickers Vespa. Парагвайский пилот лейтенант Эмилио Рочолл был ранен, но смог вернуться на базу на своем самолете. [ 6 ]
- Согласно боливийским данным, первый воздушный бой на территории Америки между воюющими странами произошел 4 декабря 1932 года над Сааведрой. [ 7 ] Победителем стал боливийский пилот Рафаэль Пабон , сбивший парагвайский Potez TOE Nº 6. Это была единственная победа пилота над парагвайским самолетом, несмотря на заявления Боливии о двух других победах. Пока он стремился к второй победе, он был сбит Potez 25 TOE N° 11 и погиб вместе со своим наводчиком 12 августа 1934 года недалеко от форта Флорида. Узнав личность пилота, парагвайцы воздали погибшему пилоту большие почести. [ 8 ]
Первая встреча истребителей над Чако произошла 12 июня 1933 года, когда пять «Оспри» сопровождали три «Хока» и один «Виккерс Скаут» во время авиаудара по острову Пои. «Фиаты» сорвали боливийскую посылку в разгар яростного воздушного боя. Однако самолет CR.20 лейтенанта Уолтера Гвинна разбился, в результате чего погиб пилот. Парагвайская техническая группа исключила, что причиной этой потери стал вражеский огонь. [ 9 ] «Фиаты» снова вступили в бой со «Скопами» 23 сентября 1934 года над Пикуибой, когда два боливийских военных самолета были замечены во время бомбардировки. Один из «Оспри» сбросил бомбы и остался невредимым, но другой пилот узнал об истребителях противника только тогда, когда заметил потерю своего ведомого. «Фиаты» как следует обстреляли одинокий самолет из пулеметов. Парагвайцы заявили, что второй «Оспри» «вероятен», однако боливийский самолет сумел улететь обратно на свою базу, хотя и получил серьезные повреждения. [ 10 ] Парагвайская армия потеряла еще один Potez 25 от боливийских самолетов 12 декабря 1934 года над Капирендой, когда Hawk, сопровождавший Junkers K 43, сбил Potez TOE Nº 13 после короткой перестрелки. И пилот, и стрелок выжили в результате крушения. [ 11 ] Конфликт станет последним в истории воздушным боем между бипланами над боливийским оплотом Балливиан. [ 12 ] Potez 25 будет единственным типом самолетов обеих сторон, которые будут использоваться на протяжении всего конфликта. [ 13 ]
Воздушная поддержка
[ редактировать ]Воздушные силы играли множество важных ролей на всех этапах войны, включая непосредственную поддержку с воздуха, разведку, снабжение с воздуха и эвакуацию раненых.
Хотя наибольшую славу получили воздушные боевые и бомбардировочные части, ключевую роль в войне сыграла невооруженная транспортная и авиация общего назначения обоих ВВС. Обе стороны использовали различные транспортные и легкие самолеты для поддержки своих сил. Парагвайские самолеты сбрасывали воду своим жаждущим войскам в виде ледяных глыб. [ 14 ] тактика, разработанная боливийцами во время осады Бокерона. [ 15 ] Potez 25 выполняли роль транспортных самолетов во время первого и второго боев при Нанаве, когда они пополняли истощенные парагвайские запасы ручными гранатами и боеприпасами. [ 16 ] Четыре Potez 25, участвовавшие в операции, были лишены задних пулеметов, чтобы использовать кабину наводчика для загрузки 115 кг боеприпасов. Самолет вылетел с острова Пои на юг над районами, контролируемыми Боливией. Только в первый день по наспех построенной взлетно-посадочной полосе доставили 1650 кг боеприпасов. Три самолета попали в результате обстрела с земли и были вынуждены совершить вынужденную посадку, но все они были восстановлены и отправлены в Асунсьон, где прошли капитальный ремонт. [ 17 ]
Тем временем боливийские скопы стали главными игроками в боливийской победе при Каньяда-Стронгест , когда воздушная разведка из Балливиана обнаружила новый парагвайский след через лес, направленный на окружение двух боливийских дивизий к западу от Каньяда-Эсперанса. [ 18 ]
В начале войны боливийские вооруженные силы использовали гражданские авиалайнеры Lloyd Aéreo Boliviano (LAB), в том числе четыре легких транспортных самолета Junkers F-13 (одномоторный, шесть пассажирских) и три Junkers W 34 транспортных самолета . Некоторые Юнкерсы F-13 будут переоборудованы боливийской армией в гидросамолеты. [ 19 ] В состав LAB недавно вошел Ford Trimotor , использовавшийся в качестве транспортного самолета, который был уничтожен в результате эксплуатационной аварии при взлете с Виллы Монтес. [ 20 ]
В декабре 1932 года Боливия получила из Германии три трёхмоторных Junkers Ju 52 , купленные в кредит у боливийского оловянного магната Симона Патиньо . Четвертый самолет прибыл в феврале 1935 года. Прочная конструкция Ju 52 с полезной нагрузкой в три тонны делала его идеальным самолетом для полетов в Южной Америке. Боливийцы рассчитывали на значительные силы воздушного транспорта, а условия тыла в Чако требовали максимально использовать такие возможности для перевозки на фронт необходимых боеприпасов, горючих материалов и медикаментов. За время войны только Ju 52 перевезли на фронт более 4400 тонн грузов. [ 21 ]
Воздушная медицинская эвакуация
[ редактировать ]Парагвай также ввел в эксплуатацию широкий спектр транспортных самолетов и самолетов общего назначения. В конце 1932 года Парагвай приобрел Travel Air 6000 в США два шестиместных самолета для использования в качестве машин скорой помощи. Оба самолета получили название Nanawa . Во время войны обе стороны использовали авиацию для перевозки больных и раненых с прифронтовых взлетно-посадочных полос в полевые госпитали в тылу. За время войны боливийские Ju 52 эвакуировали с линии фронта более 40 000 боливийских солдат. [ нужна ссылка ] .
Грузоподъемность Paraguayan Travel Air и Breda Ba 44 была ограничена, но они обычно летали на более короткие расстояния до полностью оборудованных госпитальных судов, стоявших на якоре в портах Консепсьон и Пуэрто-Касадо. Тяжело раненые солдаты были доставлены в Центральный военный госпиталь в Асунсьоне . Эти воздушные машины скорой помощи постоянно летали, и во время войны многие парагвайские солдаты были эвакуированы по воздуху. [ нужна ссылка ]
Лидерский транспорт
[ редактировать ]Генерал Эстигаррибия широко использовал легкую авиацию для связи по всему региону и для встреч со своими командирами. Эстигаррибия также использовал легкие самолеты для проведения собственной разведки линии фронта. Президента Парагвая Эусебио Айяла также несколько раз перебрасывали на фронт, часто на многоцелевом самолете Potez 25, чтобы посетить войска и встретиться с Эстигаррибией. [ нужна ссылка ]
Это была первая война в Америке, когда политические лидеры смогли лично встретиться с военачальниками во время операций в больших и изолированных зонах театра боевых действий. Основным парагвайским самолетом связи и высокоскоростным курьером был Consolidated Model 21 -C (PT-11), производимый в США. Парагвай также купил как минимум один Curtiss Robin , два de Havilland DH.60 Moth , WACO Cabin , CANT 26 и два легких Junkers A 50 для связи и легкой поддержки. [ нужна ссылка ]
Воздушные операции Парагвая и Боливии над рекой Парагвай
[ редактировать ]Учитывая, что все войска и припасы, отправленные Парагваем в Чако, переправлялись через Рио-Парагвай , контроль над рекой с воздуха приобрел большое значение. ВМС Парагвая имели небольшое авиационное подразделение ( Aviación Naval ), оснащенное Macchi M.18 , Savoia-Marchetti S.59 и CANT 10 летающими лодками .
Военно-морской флот расквартировал свои небольшие силы в Баия-Негра, в северном секторе Чако, чтобы поддержать свои силы, блокирующие любое продвижение Боливии вниз по реке. Воздушное подразделение ВМС Парагвая было создано в 1929 году как Servicio Aéreo Naval с помощью итальянского летчика подполковника Эрнесто Коломбо . Первоначально у сил были CANT-10 и SIAI S59bis, а в 1932 году - два Macchi M18. Он также использовал два учебно-тренировочных самолета Morane-Saulnier MS-35 и MS-139, а также SAML A.3 с армейской авиацией. Во время войны парагвайские военно-воздушные силы совершили 145 вылетов, включая разведывательные вылеты и атаки с воздуха. Подразделение Воздушно-морской авиации удерживало боливийцев под давлением в верховьях реки Парагвай, в том числе провело первые ночные бомбардировки Северной и Южной Америки. [ сомнительно – обсудить ] . [ 22 ] Это было 22 декабря 1934 года, когда Macchi M.18 бомбил боливийские аванпосты Витрионес и Сан-Хуан к югу от Пуэрто-Суареса , сбросив 400 фунтов бомб. В ознаменование этого достижения каждый год 22 декабря отмечается День морской авиации. [ 23 ]
Боливийцы также разместили небольшую воздушную эскадрилью в северном секторе Чако и неоднократно атаковали движение на реке Рио-Парагвай. Учитывая важность реки как линии сообщения, потеря канонерской лодки или большого парохода из-за воздушной атаки была бы серьезной потерей для Парагвая.
Чтобы противостоять боливийской воздушной угрозе, ВМС Парагвая использовали канонерские лодки, все они хорошо оснащены зенитной артиллерией, для сопровождения войск или лодок снабжения, а также для обеспечения противовоздушной обороны на основных базах Консепсьон , Пуэрто-Касадо и Баия-Негра. Канонерские лодки участвовали в боевых действиях и в нескольких столкновениях сдерживали боливийскую авиацию. Канонерской лодке « Такуари» приписывают сбитие боливийского самолета в Баия-Негра 22 декабря 1932 года, а большая канонерская лодка « Умайта» через несколько минут отбивалась от уцелевших самолетов той же группы в Пуэрто-Леда. Благодаря усилиям ВМС Боливийский авиакорпус смог нанести лишь минимальный ущерб логистическому потоку Парагвая.
Эмбарго на воздушное вооружение
[ редактировать ]Поскольку истощение авиационных средств было тяжелым для обеих стран, вопрос замены самолетов осложнялся эмбарго на продажу оружия обеим сторонам со стороны Лиги Наций и американского правительства. Однако, хотя оба эмбарго были неудобными, обе стороны проявили изобретательность, уклоняясь от международного контроля, чтобы импортировать достаточное количество самолетов для поддержания своих сил в полете.
Боливия зависела от поддержки Чили. Чили лицензировала сборку некоторых самолетов Curtiss, в том числе Curtiss Falcon . Учитывая, что боливийские «Оспреи» были истощены боями и авариями, боливийцам нужен был более быстрый двухместный боевой самолет, и «Фалкон» стал отличной заменой. Боливийцы смогли импортировать различные «Соколы» из Чили во время войны, поскольку Чили спокойно проигнорировала эмбарго Лиги. «Кертисс Хоук» и «Фалкон», лучшие боливийские боевые самолеты, также были закуплены через чилийских связей.
Самая смелая попытка Боливии уклониться от эмбарго произошла в 1934 году, когда Боливия запросила четыре бомбардировщика Curtiss Condor . Эти большие бомбардировщики-бипланы несли тонну бомб, имели три башни, в каждой из которых был установлен дальнобойный пулемет 30-го калибра. Официально боливийцы хотели эти самолеты для «медицинского транспорта», но, учитывая, что эти самолеты были заказаны с военным оборудованием, включая турели, пулеметы и бомбодержатели, это кажется маловероятным.
Более вероятной причиной запроса было то, что на поле боя дела шли довольно плохо, и боливийцам нужен был тяжелый бомбардировщик с дальностью бомбардировки Асунсьона, и «Кондор» отвечал этим требованиям. Когда Соединенные Штаты запретили продажу самолетов, бомбардировщики были куплены с помощью уловки недавно созданной авиакомпании Tampa-New Orleans-Tampico (TNT) Airline . Четыре бомбардировщика добрались до Перу, прежде чем правительство США и парагвайские дипломаты были предупреждены и попросили Перу заблокировать самолет.
Под эмбарго Лиги Наций Франция заблокировала 10 Potez 50, заказанных Парагваем, а Нидерланды заблокировали отправку пяти Fokker CV . Во время войны Уругвай и Аргентина сговорились помочь в продаже вооружения Парагваю. Уругвай разрешил пересадку самолетов, прибывающих из Европы, в свои порты, а Парагвай закупил различные учебные, транспортные самолеты и самолеты связи через Аргентину. Кроме того, Curtiss Falcon, предназначавшийся для сил Сан-Паулу , участвовавших тогда в конституционалистской революции против сил Варгаса, совершил аварийную посадку недалеко от Консепсьона и был захвачен Парагваем. [ 24 ]
Оценка
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2015 г. ) |
Затраты на самолеты и пилотов во время войны были высокими с обеих сторон. Наибольшую угрозу для полетов и пилотов представляли производственные происшествия. Из новых Curtiss Ospreys, заказанных Боливией, два были потеряны в боях и четыре в результате несчастных случаев во время войны. Парагвай потерял четыре самолета в результате происшествий на тренировках и четыре самолета погибло во время войны. Во время войны Боливия летала от 57 до 62 боевых самолетов и 22 транспортных и учебных самолетов.
Парагвай выставил на вооружение 32 боевых самолета, 23 учебно-тренировочных и транспортных самолета. Согласно официальной парагвайской статистике, во время войны Парагвай потерял девять самолетов (два Wibault, четыре Potez 25, CANT и два Fiat CR20), а Боливия потеряла десять (шесть Osprey, Junkers, Hawk и два Curtiss Falcons). Основной причиной этих боевых потерь был наземный огонь. Бои воздух-воздух были относительно редки. Однако, когда военно-воздушные силы столкнулись лицом к лицу, между истребителями произошли агрессивные бои, такие как редкое столкновение между парагвайским бомбардировщиком Potez 25 и двумя боливийскими бомбардировщиками Breguet XIX.
В некоторых случаях были успешные атаки на авиабазы и склады противника. Самый успешный воздушный налет парагвайской авиации за всю войну произошел 8 июля 1934 года на взлетно-посадочную полосу и склад снабжения боливийской укрепленной базы Балливиан. Четыре Potez 25 в сопровождении истребителей Fiat сбросили на взлетно-посадочную полосу 40 бомб и повредили как минимум семь припаркованных боевых самолетов Curtiss, а также склады и другие объекты. «Потез» также атаковал и разрушил главную свалку топлива. Два пилота уругвайской армии, лейтенанты Бенито Санчес Лейтон и Луис Туя, сыграли ключевую роль в налете на этот боливийский оплот. [ 25 ]
Наибольший успех боливийского авиакорпуса произошел в битве при Эль-Кармене в ноябре 1934 года, когда боливийские авиационные части прикрывали отход кавалерийского корпуса, постоянно атакуя наступающие парагвайские части. Успешный побег боливийской армии во многом стал результатом усилий этих пилотов.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хагедорн и Сапиенца, стр. 30-31.
- ^ Хагедорн и Сапиенца, стр. 67-68.
- ^ Хагедорн и Сапиенца, стр. 66.
- ^ Хагедорн и Сапиенца, стр. 74-75.
- ^ Хагедорн и Сапиенца, с. 43
- ^ Хагедорн и Сапиенца, с. 31
- ^ Хагедорн и Сапиенца, с. 32
- ^ Хагедорн и Сапиенца, с. 25
- ^ Хагедорн и Сапиенца, стр. 76-77.
- ^ Хагедорн и Сапиенца, стр. 77-78.
- ^ Хагедорн и Сапиенца, с. 36
- ^ Джон Гимлетт. У могилы надувной свиньи: путешествие по Парагваю . Кнопф (6 января 2004 г.). стр. 336. ISBN 1-4000-4176-7 или ISBN 978-1-4000-4176-3
- ^ Хагердон и Сапиенца, с. 37
- ^ Гимлетт, с. 336
- ^ Гуачалла, Луис Фернандо (1978). Хаюкубас: комментарии и хроники войны в Чако . Редакционная статья Los Amigos del Libro, с. 342 (на испанском языке)
- ↑ Batallas de Nanawa . Архивировано 31 мая 2011 г. в Wayback Machine генералом Фульхенсио Егросом Хиролой (на испанском языке).
- ^ Хагедорн и Сапиенца, стр.32-33.
- ^ Хагедорн и Сапиенца, с. 24
- ^ Хагедорн и Сапиенца, с. 91
- ^ Хагедорн и Сапиенца, с. 106
- ^ Хагердон и Сапиенца, стр. 96-100.
- ^ Шейна, Роберт Л. (2003). Войны Латинской Америки, Том II: Эпоха профессионального солдата, 1900–2001 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Брасси, с. 102. ISBN 1-57488-452-2
- ^ Эхо первой ночной бомбардировки в войне в Чако , Чако-Ре, № 28 (июль/сентябрь 1989 г.), 12-13. (на испанском языке)
- ^ Камбес 2002 , с. 8.
- ^ Хагедорн и Сапиенца, с. 35
Библиография
[ редактировать ]- Камбезес, Мануэль Жуниор (2002). «Использование самолета в конституционалистской революции 1932 года» . Журнал Института географии и военной истории Бразилии (на португальском языке). Том. 62, нет. 88.
- Хагедорн, Дэн и Сапиенца, Антонио Луис Ф.: войны в Чако, 1928–1921 гг. Самолеты Schiffer Publishing, Атглен, Пенсильвания; ISBN 0764301462
- Сапиенца Фраккиа, Антонио Луис: Вклад Италии в парагвайскую авиацию . Авторское издание. Предположение. 2007 г. (на испанском языке)
- Раух, Герд. Воздушная война Зелёного ада . Ежеквартальный журнал Air Enthusiast , № 2, без даты, стр. 207–213.