Мария Мангупская
Мария Мангупская (Мария Асанина Палеологина) | |
---|---|
![]() Погребальная плащаница в монастыре Путна | |
Принцесса-консорт Молдавии | |
Срок владения | 14 сентября 1472 г. - 1475 или 1477 г. |
Умер | 19 декабря 1477 г. |
Похороны | |
Супруг | Стефан Великий |
Проблема | Хорошо Еще 3 или 4 ребенка? |
Дом | Теодоро Мышьяк Палеологос |
Отец | Олубей? |
Мать | Мария Цамплакина Палеологина Асанина ? |
Религия | Восточный католицизм (около 1475 г.) Восточное православие (ок. 1475–1477) |
Мария Асанина Палеологина ( греч . Μαρία Ασανίνα Παλαιολογίνα , умерла 19 декабря 1477 г.), более известная как Мария Мангупская или Мария Доросская , была второй женой князя Стефана Великого (годы правления 1457–1504 гг.) и как таковая принцесса-супруга Молдавии из сентября 1472 г. 1475 или 1477 г. Неопределенного происхождения, но, скорее всего, потомок императорских болгарских и византийских династий, она принадлежала к правящему классу небольшого крымского княжества Феодоро . Среди ее близких родственников были оба враждующих князя Феодоро, Алексиос II и Исаак, а также Зуан Цамплакон, дипломат и лидер Стратиоти .
Прибытием в Молдавию Мария подчеркнула относительное влияние византийской политики и культуры при дворе Стефана. Она также приняла византийское общение с католиками , выступая в качестве агента католического влияния, прежде чем вернуться в восточное православие. Стефан, вероятно, женился на ней по политическим причинам, надеясь завоевать княжество, хотя потерял к ней интерес, когда это оказалось невозможным. Согласно противоречивым версиям, принц либо развелся с ней, чтобы жениться на валашке Марии Войчице (которая в любом случае стала ее преемницей), либо она жила отдельно от Стефана без формального разделения. Ее портрет загадочным образом отсутствует на миниатюре Юморского монастырского Евангелия , возможно, снятой ее мужем.
Различные поздние записи помещают Марию Асанину в Восточную Молдавию или на Афон . В ее браке со Стивеном родилось пятеро детей, из которых, как полагают, только одна дочь, Ана, дожила до взрослого возраста. Марии Сложный погребальный саван с ее портретом и знаками отличия Палеолога хранится в монастыре Путна , где она была похоронена. Он остается важной вехой в средневековом румынском искусстве, синтезируя западные и восточные ремесла. Брак Марии был выдуман Михаилом Садовяну в «Фратах Дждери» . Этот роман 1935 года лег в основу художественного фильма 1974 года , в котором Марию сыграла Виолета Андрей .
Биография
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Дочь правителя княжества Феодоро (или « Готии ») в Крыму, по материнской линии она была вероятным потомком двух императорских домов: династии Палеологов Византийской империи и династии Асенов Второй Болгарской империи. . Такие ученые, как Иван Божилов, утверждают, что по отцовской линии Мария также происходила из аристократической семьи Габров в Византии. [ 1 ] [ 2 ] Другой историк, Штефан С. Горовей, отвергает это как «беспочвенное», который отмечает, что кровные связи Марии с Палеологами и византийской ветвью Асенидов, вероятно, были сильными. [ 3 ] Она упоминается в Густынской летописи как двоюродная сестра («вторые сестры») Палеологиной Московской Софьи . [ 4 ] [ 5 ] Благодаря этой связи она, вероятно, была племянницей правящей четы Трапезунда , императора Давида и императрицы Марии . [ 5 ] Такие историки, как А.Д. Ксенополь , [ 6 ] Orest Tafrali , [ 7 ] и Константин Гане [ 8 ] также придерживался мнения, что Мария была Комнидкой . Это понятие было сохранено в более поздних академических кругах Рэзваном Теодореску , который считал, что в Марии течет «кровь греческих базилей , Комненов и Палеологов». [ 9 ] По словам Октавиана-Раду Ивана, она «имела тесные связи» с Комненидами через Трапезундскую династию. [ 10 ]
Помимо того, что он был принцем Теодоро, точная личность ее отца оспаривается историками. По мнению Аврелиана Сакердоцяну, такие упоминания о Феодоро относятся к Олубею, сыну Алексиоса I. [ 11 ] Божилов описывает Марию как дочь либо Олубея, либо его прямого предшественника Иоанна, который был женат на Марии Цамплакиной Палеологине Асаниной. [ 1 ] Точно так же специалист по генеалогии Марчел Романеску называет ее дочерью «Иоанна Олубея» и «Марии Асен Палеологос». [ 12 ] а Ксенополь просто как дочь Олудбея. [ 13 ] Гейн имеет в виду «отца Марии, Олобея Комнена». [ 14 ] Александр Васильев видит в ней сестру Исаака, который, вероятно, был сыном Олубея, и Алексея II. [ 15 ] Более скептическую точку зрения высказал в 1981 году историк Д. Нэстасе, который считал, что Мария была дочерью меньшего византийского беженца в Венецианской республике Зуана Цамплакона «Палеолога». [ 16 ] Ее «имперское господство, настоящее или фальшивое, тем не менее было византийским». [ 17 ] По словам Горовея, Цамплакон на самом деле был одним из дядей Марии, а сам не был полноправным членом клана Палеологов. [ 18 ]
Родители Марии Мангупской уехали в Трапезунд в 1446 или 1447 году, поэтому ее очевидное присутствие в Мангупе до ее переезда в Сучаву и брака остается необъяснимым. [ 1 ] Молдавские немецкие хроники , составленные в конце правления Стефана, связывают Марию с Кавказом , описывая ее как « черкеску ». [ 11 ] [ 19 ] [ 20 ] Это замечание, как отмечает Васильев, «совершенно неясно», и нет никаких других записей, подтверждающих «черкесское» утверждение. поселились «готические» князья Он предполагает, что такая путаница в тексте могла быть связана с «не очень достоверной» историей о том, что в Фанагории . [ 21 ] В 1999 году специалист по генеалогии Сорин Ифтими отметил, что утверждение в « Немецких хрониках» до сих пор не было разъяснено историками. [ 20 ]
По рассказу Васильева, Мария прибыла в Молдавию 4 сентября 1472 года. [ 22 ] Однако другие ученые относят это событие почти на год раньше, к 14 сентября 1471 года. [ 11 ] [ 20 ] Брак, состоявшийся 14 сентября 1472 года, вероятно, был заключен по политическим мотивам. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] Как отмечает историк Константин Иордаки, ее присутствие в Молдавии было частью «многогранного влияния» поствизантийского государства, которое на том этапе еще было «прямым». [ 27 ] Династический союз имел и преимущества для молдавской стороны: по мнению Гейна, Стефан «нанес большой удар». [ 28 ] Другой исследователь, Александру Симон, отмечает, что брачный договор «... укрепил положение и интересы [Стивена] в регионе Черного моря», а также аннулировал предыдущее подчинение Османской империи . [ 25 ] Одна научная теория, поддержанная как Васильевым, так и Тафрали, предполагает, что Стефан, могущественный правитель и « Атлет Христа », женился на Марии, чтобы иметь возможность претендовать на трон Византии, если Константинополь будет отбит у турок-османов. [ 22 ] [ 24 ] [ 29 ] Эта интерпретация была отвергнута различными другими учеными. [ 24 ] [ 29 ]
Принцесса-консорт Молдавии
[ редактировать ]Княгиня также была вовлечена в конфликт влияния на Стефана и его Молдавскую митрополию . Ко времени переезда в Молдавию Мария и ее родственники Феодоро поддержали попытку католико-православного союза и его Латинского Константинопольского Патриархата , будучи особенно близкими к Василию Виссариону . [ 10 ] [ 30 ] В проекте также участвовал Иоанн, митрополит Готский , который поддерживал связь между Теодоро, Молдавией и Венгерским королевством . [ 31 ] Зуан Цамплакон, который вел переговоры о браке Марии со Стефаном, также выступал в качестве личного посланника Виссариона. Вместе с Марией ему удалось приблизить Стефана к католическому миру. [ 32 ] Как отметил ученый Дэн Иоан Мурешан, работа Цамплакона и Марии могла обострить отношения Стефана с православным Константинопольским Патриархом и местной церковной иерархией, включая епископа Теоктиста . Именно поэтому, утверждает он, Мария появляется как пустое место в Евангелия юмора монастыре : «монах Никодим [...] просто отказался изобразить новую жену [Стефана]». [ 33 ] Другие исследователи полагают, что Мария была нарисована на этой миниатюре, но затем стерта по приказу Стефана. [ 34 ]
По словам Гейна, у Стивена не было детей от Марии. [ 35 ] Другие источники подтверждают, что у пары было две дочери, одну из которых, вероятно, звали Ана; другой остается анонимным и известен только по двум упоминаниям в Немецких хрониках . [ 36 ] Сачердоцяну также предполагает, что Мария была матерью двух сыновей, близнецов Богдана (ок. 1473–1479) и Илиаша, и, возможно, третьего, Петрашко, все из которых похоронены в монастыре Путна . [ 37 ] Гейн описывает Богдана и Петрашко как рожденных от Евдокии Киевской , предыдущей жены Стефана, а Илиаша как рожденных от еще более раннего брака. [ 38 ] По словам Горовея, Мария была наставником Александра «Сандрина» , сына Евдокии, и, возможно, пробудила интерес молодого наследника к истории семьи Асенидов. [ 39 ]
Стефан был возмущен, когда византийцы Феодоро признали повелителей Османского и Крымского ханства и заключили союз с Генуэзской республикой , которая владела Каффой , на другой стороне полуострова. Он также снарядил экспедицию, в ходе которой Исаак был свергнут и заменен антиосманским Алексеем II. [ 40 ] Женитьба Стефана, отмечает Васильев, позволила ему оказывать «исключительное влияние на Готику», и он «возможно, [рассматривал] даже возможность завладеть» Феодоро. [ 41 ] Последнее утверждает и Ксенопол. [ 42 ] и Гейн. [ 43 ] И Ксенополь, и Васильев отмечают тревогу Стефана в июне 1475 года, когда Каффа пала перед османами. [ 44 ] [ 45 ] В целом, однако, муж, по-видимому, в значительной степени игнорировал Марию и вёл несчастливую семейную жизнь до своей смерти, примерно два года спустя. [ 1 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ]
Ксенополь предполагает, что вскоре после их брака Стефан влюбился в свою заложницу Марию Войчицу , дочь Раду III Красавца из Валахии . [ 47 ] То же самое утверждает и Гейн, который далее предполагает, что «ужасающая драма, должно быть, произошла в цитадели Сучавы, и Леди, должно быть, пролила много слез в своих покоях». [ 49 ] Ксенополь и Васильев утверждают, что Стефан потерял всякий интерес к Марии после того, как Феодоро был завоеван османами в декабре 1475 года, и он оставил свои надежды на захват Крымского княжества. [ 46 ] [ 50 ] Генуэзские записи свидетельствуют о том, что в мае 1476 года Стефан пытался добиться амнистии для Алексиоса, который в конечном итоге был казнен османскими захватчиками. [ 51 ]
Очевидная абстиненция и смерть
[ редактировать ]Падение Феодоро стало последней главой в попытках заставить Стефана принять католицизм. [ 31 ] В последние годы своей жизни, как отмечает Мурешан, Мария Мангупская вернулась в лоно константинопольского православия. [ 52 ] Традиция считает ее одним из дарителей монастыря Нямц с иконой Богородицы ( Богородицы с Младенцем). [ 53 ] [ 54 ] Различные записи также предполагают, что она жила в одиночестве, вдали от суда. В июле 1476 года, когда Крымское ханство вторглось в Восточную Молдавию , Мария была записана среди беженцев в Хотине или Костешти . Согласно устному преданию, она жила в пещере Костешть, ныне известной как Станка Доамней (Утес Дамы). [ 55 ] Другие записи предполагают, что она вернулась в Сучаву после поражения Стивена при Валя-Альбэ , все еще действуя как его верная жена и спрашивая о его местонахождении. [ 56 ]
В недатированной надписи в католиконе (главной церкви) монастыря Осиу-Грегориу на Афоне упоминается, что «благочестивейшая Мария Асанина Палеологина, госпожа Молдовлахия» молилась там во время своего пребывания в качестве супруги принцессы. [ 57 ] [ 58 ] Тем не менее, это подношение может относиться не к Марии Мангопской, а к ее посмертной невестке от Сандрина, известной из других записей просто как аристократка- фанариот . [ 59 ] [ 60 ] «Леди Мария» упоминается в недатированном письме, отправленном православным патриархом. Мурешан утверждает, что этот дружеский текст относится к ее мужу, а не к предыдущему принцу Стефану , как утверждают другие эксперты, но признает, что «леди Мария» может не быть Марией Мангопской. Он датирует текст общим периодом, когда Стефан вновь подтвердил свое византийское православие. [ 61 ]
Согласно ее надгробию в Путне, Мария умерла 19 декабря «6985 года» ( Anno Mundi ), который различные историки считают 1477 годом нашей эры. [ 33 ] [ 46 ] [ 56 ] [ 58 ] [ 62 ] [ 63 ] Ученый Петре Ш. Нэстурель объясняет, что более ранние прочтения как «1476» были основаны на ложном предположении, что молдавский год начался 1 сентября, а не 1 января. [ 58 ] Точно так же Гейн заключает, что это событие произошло во время поста в сочельник 1477 года, и описывает «1476 год» как аномальное прочтение. [ 64 ] Отпевание царевны совершил Феоктист, видимо, примирившийся с ней. [ 52 ]
Стефан взял себе в третью жену Марию Войчицу, которая сама была более дальней родственницей Палеологов. [ 65 ] По мнению Ксенопола, летописец Григоре Уреке прав, утверждая, что Стефан взял новую Марию в жены еще в 1475 году, поскольку к тому времени он и Мария Мангопская фактически развелись. [ 63 ] [ 56 ] Немецкие хроники сообщают, что эта новая свадьба произошла в декабре 1477 года, что, если бы это было правдой, нарушило бы траурное табу вдовца. Различные ученые сходятся во мнении, что текст в этом отношении ошибочен. [ 64 ] [ 66 ] Гейн также переносит дату нового брака Стефана на 1480 год, «то ли потому, что он хотел как следует оплакивать, то ли потому, что [Мария Войчица] была еще слишком молода». [ 67 ] Цамплакон, вероятно, покинул Молдавию незадолго до или после смерти своего покровителя, вернувшись, чтобы сражаться за Венецию и возглавив ее Стратиоти в Феррарской войне . [ 68 ] Из предполагаемых детей Марии Ана дожила как минимум до 1499 года и, как полагают, была погребена рядом с Сандрин в монастыре Бистрица . [ 37 ]
В культуре
[ редактировать ]хранящемся в Путне, ныне расположенной в Румынии Марии Мангупской, На тщательно продуманном погребальном саване , имеется следующая надпись, вышитая кириллицей :
Кириллица | Английский |
---|---|
† Съестъ покров гроба рабы бежать благочъстивои и Христолюбивои господни Ие[анна] Стефана воеводы хозяин земли молдавской Марии. д[е]кевриа ѲИ въ п[арас]к[евьи]ча ча[с] есть днё | † Это покров гроба рабы Божией, благочестивой и христолюбивой госпожи Иоанна Стефана, воеводы Земли Молдавской, Марии, ушедшей в [своё] вечное жилище в 1476 году [так в оригинале] , в 19-й [день] месяца декабря, в пятницу, в пятый час дня [ 69 ] |
Историк моды Дженнифер М. Скарс рассматривает плащаницу как первый образец «очевидно уникальной» темы в румынских религиозных ремеслах, на которой «мертвый человек богато одет в придворные мантии». [ 70 ] На вышивке изображены две монограммы «Асанина» и «Палеологина», а также два двуглавых орла — символа Византии — в каждом из четырех углов. [ 24 ] [ 57 ] [ 69 ] [ 71 ] [ 72 ] Как утверждает историк Хьюго Бухталь , орел и другие элементы знаков отличия Палеолога призваны подчеркнуть византийское наследие и «имперскую программу» Марии. [ 73 ] На саване, сшитом из красного шелка и расшитом золотой нитью, изображена царевна-супруга, лежащая в арке своей гробницы в серо-голубом парадном одеянии, украшенном стилизованными цветами, с высокой короной и подвесками на голове. [ 57 ] [ 69 ] [ 72 ] Нэстурель описывает центральный образный образ как «сдержанное воспоминание о прошлом, хотя и о болезненном одиночестве». [ 58 ]
Историк искусства Эрнст Диес считает, что это самый ранний портрет на погребальной плащанице, обнаруженный в румынском монастыре, а также «гармоничный» и «самый красивый в группе», которую он анализировал. [ 74 ] Размеры плащаницы 1,88 на 1,02 метра (6,2 на 3,3 фута). [ 57 ] Стилистически оно принадлежит византийскому искусству , хотя и с некоторым западным влиянием. [ 57 ] соединяя воедино отголоски готического искусства и исламских геометрических узоров . [ 9 ] Скаркар также отмечает, что костюм, который носила Мария, представляет собой образец османской одежды , зербафт , «вероятно, самое раннее» подобное изображение в румынском искусстве. [ 75 ] Кроме того, историки искусства Лилия Дергачева и Светлана Реабцева обсуждают влияние монгольских ремесел на ее украшения, предполагая, что Мария, возможно, приказала молдавским мастерам изучить крымские техники. [ 76 ]
Исследователь Анка Пэунеску хвалит эту «уникальную работу» и «шедевр» «широкомасштабного гуманистического вдохновения». Плащаница, отмечает она, свидетельствует о «величайшем этапе великолепия молдавской вышивки», а через нее – о политической и культурной стабильности, обеспеченной Стефаном. [ 69 ] По словам Нэстуреля, само существование плащаницы показывает, что «утонченная цивилизация [...] византийского мира процветала при дворе Стефана». [ 77 ] Точно так же Теодореску рассматривает этот объект как свидетельство «мультикультурного румынского мира», «эстетическую мутацию», служащую «геополитике» Стивена. [ 78 ] Изображение двуглавых орлов и «княжеского кортежа» на старинной печи из Васлуя позволило некоторым исследованиям предположить, что императорская родословная Марии также просочилась в народное искусство. Их гипотеза остается спорной. [ 79 ] [ 80 ] Другой спор связан с наличием геральдического солнца Стефана на некоторых княжеских гербах . Геральдист Григоре Джитару предполагает, что это означает брак Теодоро, но его гипотеза была отвергнута другим ученым, Тудором-Раду Тироном. [ 81 ]
Мария также является объектом нескольких изображений в румынской литературе и связанных с ней средствах массовой информации. Ее свадьба со Стивеном является важным эпизодом в романе Михаила Садовяну 1935 года « Фракции Ждери» . Ее приветствие в Молдавии призвано подчеркнуть патриотизм Стивена и его гарантии спокойствия: вымышленную Марию переполняет чувство «мира и отдыха» при первой встрече с ним. [ 82 ] Свадебная церемония, изображенная Садовину как политический акт, также совпадает с охотничьей поездкой Стивена и посвящением отшельника . [ 83 ] Роман послужил вдохновением для создания фильма 1974 года , в котором Марию играет Виолета Андрей , а Георге Козорич - в роли Стивена. [ 84 ] Другая писательница межвоенного периода, Ана Букур, также написала историческую пьесу, полностью посвященную жизни Марии в Молдавии. [ 85 ] В 2013 году биография принцессы легла в основу песни Марии Георгиу . Позже это было включено в мюзикл Sub zodia Mariei («Под знаком Марии»), в котором также были представлены дань уважения Георгиу Марии Румынской и Марии Тэнасе . [ 86 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Bozhilov 1994 , p. 417.
- ^ Горовей 2006 , с. 55.
- ^ Горовей 2006 , стр. 55–60, 74–80.
- ^ Горовей 2006 , стр. 58–59, 76.
- ^ Jump up to: а б Муресан 2008 , стр. 136, 138.
- ^ Ксенополь 1927 , стр. 112, 114.
- ^ Розетти 1927 , с. 321.
- ^ Гейн 1932 , стр. 41–44.
- ^ Jump up to: а б Теодореску 2004 , стр. 7.
- ^ Jump up to: а б Иван 2015 , с. 74.
- ^ Jump up to: а б с Сачердоцяну 1969 , с. 38.
- ^ Кресс-салат 1960 , с. 268.
- ^ Ксенополь 1927 , стр. 66, 112.
- ^ Гейн 1932 , стр. 41–42.
- ^ Васильев 1936 , с. 238–239, 242.
- ^ Нэстасе 1981 , с. 218.
- ^ Нэстасе 1981 , с. 220.
- ^ Горовей 2006 , стр. 55, 61–72.
- ^ Васильев 1936 , с. 240.
- ^ Jump up to: а б с Ифтими 1999 , с. 79.
- ^ Васильев 1936 , с. 240–241.
- ^ Jump up to: а б с Васильев 1936 , с. 239.
- ^ Десять 1928 , с. 377.
- ^ Jump up to: а б с д Нэстасе 1981 , стр. 220–221.
- ^ Jump up to: а б Саймон 2007 , с. 118.
- ^ Гейн 1932 , стр. 41–41.
- ^ Иордачи 2013 , с. 78.
- ^ Гейн 1932 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б Розетти 1927 , стр. 320–322.
- ^ Муресан 2008 , стр. 108–109, 136–138.
- ^ Jump up to: а б Гэйнэ 2007 , стр. 90.
- ^ Муресан 2008 , стр. 136–139.
- ^ Jump up to: а б Муресан 2008 , с. 138.
- ^ Столериу 2010 , стр. 49, 52.
- ^ Гейн 1932 , с. 45.
- ^ Сачердошану 1969 , стр. 38, 45.
- ^ Jump up to: а б Сачердоцяну 1969 , с. 45.
- ^ Гейн 1932 , стр. 41 и 45.
- ^ Горовей 2006 , стр. 79–80.
- ^ Васильев 1936 , с. 242–245.
- ^ Васильев 1936 , с. 244.
- ^ Ксенополь 1927 , стр. 65–66.
- ^ Гейн 1932 , с. 42.
- ^ Ксенополь 1927 , стр. 65–66, 127.
- ^ Васильев 1936 , с. 248.
- ^ Jump up to: а б с Васильев 1936 , с. 241.
- ^ Jump up to: а б Ксенопол 1927 , стр. 112–114.
- ^ Гейн 1932 , стр. 42–43, 45.
- ^ Гейн 1932 , стр. 42–43.
- ^ Ксенополь 1927 , стр. 113–114.
- ^ Васильев 1936 , с. 262–263.
- ^ Jump up to: а б Муресан 2008 , стр. 138–139.
- ^ Эшану 2012 , с. 52.
- ^ Дергачева и Реабцева 2016 , с. 218.
- ^ Сумка 2002 , с. 147.
- ^ Jump up to: а б с Гейн 1932 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б с д и Bozhilov 1994 , p. 416.
- ^ Jump up to: а б с д Кресс-салат 1960 , с. 267.
- ^ Казаку 1996 , стр. 160, 166–167.
- ^ Горовей 1974 , с. 16.
- ^ Муресан 2008 , стр. 92–94, 136.
- ^ Сачердошану 1969 , стр. 38–39.
- ^ Jump up to: а б Ксенополь 1927 , с. 114.
- ^ Jump up to: а б Гейн 1932 , стр. 43–44.
- ^ Казаку 1996 , с. 159.
- ^ Сачердошану 1969 , с. 39.
- ^ Гейн 1932 , с. 44.
- ^ Муресан 2008 , с. 139.
- ^ Jump up to: а б с д Паунеску 2004 .
- ^ Скудный 2003 , с. 105.
- ^ Ксенопол 1927 , стр. 114–115.
- ^ Jump up to: а б Васильев 1936 , с. 241–242.
- ^ Горовей 2006 , с. 75.
- ^ Диц 1928 , стр. 377, 385.
- ^ Скудный 2003 , стр. 42, 105.
- ^ Дергачева и Реабцева, 2016 , стр. 219–220.
- ^ Нэстасе 1981 , с. 221.
- ^ Теодореску 2004 , стр. 7, 9.
- ^ Батариюк 2013 , стр. 128–129.
- ^ Поповичи 2013 , стр. 138, 140.
- ^ Тайрон 2009 , стр. 52–53.
- ^ Golubițchi 2006 , pp. 56–57.
- ^ Маникута 2004 , стр. 89–90.
- ^ Эпуре 2017 .
- ^ Калушер 2010 , с. 345.
- ^ Бадулеску и Симионеску 2015 .
Источники
[ редактировать ]- Бадулеску, Марина; Симионеску, Михай (31 октября 2015 г.). «Шоу « Под знаком Марии» , в премьере, в новой концепции, с Марией Георгиу» . Агерпрес. Архивировано из оригинала 12 сентября 2017 г.
- Батарюк, Парашива-Виктория (2013). «Оружие, доспехи, предметы сбруи, изображенные на изразцах, обнаруженных в Молдове. XV-XVII вв.». Археология Молдовы . XXIX : 125–151. ISSN 0066-7358 .
- Божилов, Иван (1994). Семья Асеневцев (1186–1460). Генеалогия и просопография . Издательство Болгарской академии наук. ISBN 954-430-264-6 .
- Калушер, Юдита (2010). «Пожертвование семьи Штефаницы из Бейуша». Журнал Крисия . 40 : 343–351. ISSN 1016-2798 .
- Казаку, Матей (1996). «Брачные и политические стратегии кантакузенов при туркократии (15–16 вв.)». Обзор румынских исследований . XIX–XX: 157–181. ISSN 0556-7637 .
- Дергачева, Лилия; Реабтева, Светлана (2016). «Арабские цветочные аппликации в парадной одежде XIV-XVI веков». Археологический обзор . XII (1–2): 216–228. ISSN 1857-016X .
- Диц, Эрнст (1928). «Молдавский портретный текстиль». Художественный вестник . 10 (4): 377–385. дои : 10.1080/00043079.1928.11409574 .
- Эпуре, Адриан (12 марта 2017 г.). « За кулисами кино». Как на большом экране воссоздали войны Штефана Великого: « Братья Дждери сбежали от меня из армии!» » . Правда . Архивировано из оригинала 20 апреля 2017 г.
- Эшану, Диана-Мария (2012). «Датчанки и родоначальницы женщин из княжеских родов в средневековой Молдавии. Попытка типологии». Вестник студенческих научных кружков (17–18): 49–69. ISSN 1454-8097 .
- Гэйнэ, Раду (2007). «Пропавший союз». Исторический магазин . XLI (4): 87–90. ISSN 0541-881X .
- Гейн, Константин (1932). Прошлые жизни, дамы и господа. Том. Я. Лучеафарул С.А.
- Голубицкий, Сильвия (2006). «Увековечивание национальных ценностей как принцип народного воспитания в романе братьев Дждери ». Didactica Pro..., Журнал теории и практики образования (5–6): 55–58. ISSN 1810-6455 .
- Горовей, Стефан С. (1974). «Точки зрения. Ненаписанная биография: Александр Воевод». Исторический магазин . VIII (2): 14–17. ISSN 0541-881X .
- Горовей, Стефан С. (2006). «Мария Асанина Палеологина, госпожа Молдовлахей (II)». Исследования и материалы по средней истории . XIV : 55–80. ISSN 1222-4766 .
- Ифтими, Сорин (1999). «Румынские господа и их жены с Кавказа». Исторический магазин . XXXIII (7): 78–81. ISSN 0541-881X .
- Иордачи, Константин (2013). «От имперских затруднений к национальному размежеванию:« греческий вопрос »в Молдавии и Валахии, 1611–1863 гг.». В Румене Даскалове, Чавдар Маринов (ред.). Запутанная история Балкан. Том первый: Национальные идеологии и языковая политика . БРИЛЛ. стр. 67–148. ISBN 9789004250765 .
- Иван Октаван-Раду (август 2015 г.). «Влахи и Феррарско-Флорентийский совет (1438–1439)». Кайете Критик (8): 65–74. ISSN 1220-6350 .
- Маникацэ, Корнелия (2004). «Стефан Великий. Историческое воспоминание и романтический миф». Кодрул Косминулуй (10): 79–91. ISSN 1224-032X .
- Муресан, Дэн Иоан (2008). «Константинопольский Патриархат и Стефан Великий. Извилистый путь от источников к интерпретации». В Мунтяне, В.В. (ред.). Памяти Александру Элиана. Посмертная дань уважения известному историку и теологу через десять лет после его смерти (8 января 1998 г.) . Тимишоарское архиепископство. стр. 87–179. ISBN 978-9738970083 .
- Настасе, Д. (1981). «Имперская идея в румынских странах и «христианской криптоимперии» под османским господством. Состояние и важность проблемы» . Византия Симмейкта . IV : 201–250. дои : 10.12681/byzsym.673 . ISSN 1105-1639 .
- Нэстурель, Петре Ш. (1960). «Новые данные о некоторых запахах из монастыря Путна. II». Романославица . IV : 267–288. ISSN 0557-272X .
- Пэунеску, Анка (2004). «29. Эпитафия с Марией Мангопской» . В Хелен К. Эванс (ред.). Византия: Вера и сила (1261–1557) . Метрополитен-музей. п. 59 . ISBN 978-0-30010-278-9 .
- Поповичи, Родика (2013). «Изразцы с двуглавым орлом в средневековой Молдове (XV-XVII вв.)». Читательские истории . XXXII : 131–163. ISSN 1453-3960 .
- Пунгэ, Георге (2002). «Новая документальная информация о церкви Кувиоаса Параскива в Штефанешть-Ботошани». Памятник. Материалы Национального симпозиума «Памятник – традиции и будущее» . IV : 142–149. ISSN 1844-9042 .
- Розетти, Раду (1927). «Ошибочное предположение о политике Стефана Великого». Историческое обозрение Юго-Восточной Европы . IV (10–12): 320–325.
- Сачердоцяну, Аврелиан (1969). «Деревенские всадники, законодатели и датины (II)». Исторический магазин . III (I): 37–47. ISSN 0541-881X .
- Скудный, Дженнифер М. (2003). Женский костюм Ближнего и Среднего Востока . Рутледж. ISBN 0-7007-1560-6 .
- Саймон, Александру (2007). «Антиосманская война и итальянская пропаганда: история крестоносцев османского рейда на Орадю в 1474 году». Ревиста Крисия . 37 : 113–139. ISSN 1016-2798 .
- Столериу, Ирина-Андрея (2010). «Связь между иллюминированным вотивным портретом и настенным портретом [ sic ] в молдавском искусстве 15 и 16 веков». Европейский журнал науки и теологии . 7 (1): 47–57. ISSN 1842-8517 .
- Теодореску, Рэзван (2004). «Эти ворота христианского мира». Обзор музеев (3): 5–12. ISSN 1220-1723 .
- Тирон, Тудор-Раду (2009). «О «полуденном солнце» с герба Стефана Великого». Анналы Путны . 5 (1): 51–74. ISSN 1841-625X .
- Васильев, Александр Алексеевич (1936). Готы в Крыму . Средневековая академия Америки. OCLC 248883400 .
- Ксенопол, н.э. (1927). История румын из Дакии Траяна. Том 4. Эпоха Стефана Великого: 1457—1546 гг . Румынская книга. OCLC 759746432 .
- 1477 смертей
- Принцессы-супруги Молдавии
- Византийцы XV века
- Румынские женщины XV века
- Румынский народ XV века
- Asen dynasty
- Династия Палеологов
- Стефан Великий
- Средневековый Крым
- Крымские греки
- Люди из Трапезундской империи
- Румынский народ болгарского происхождения
- Румынский народ греческого происхождения
- Православные христиане из Румынии
- Переходит в православие из католицизма
- Люди, связанные с монастырем Григориу
- Похороны в монастыре Путна.