Jump to content

Мария Мангупская

Мария Мангупская
(Мария Асанина Палеологина)
Погребальная плащаница в монастыре Путна
Принцесса-консорт Молдавии
Срок владения 14 сентября 1472 г. - 1475 или 1477 г.
Умер 19 декабря 1477 г.
Похороны
Супруг Стефан Великий
Проблема Хорошо
Еще 3 или 4 ребенка?
Дом Теодоро
Мышьяк
Палеологос
Отец Олубей?
Мать Мария Цамплакина Палеологина Асанина ?
Религия Восточный католицизм (около 1475 г.)
Восточное православие (ок. 1475–1477)

Мария Асанина Палеологина ( греч . Μαρία Ασανίνα Παλαιολογίνα , умерла 19 декабря 1477 г.), более известная как Мария Мангупская или Мария Доросская , была второй женой князя Стефана Великого (годы правления 1457–1504 гг.) и как таковая принцесса-супруга Молдавии из сентября 1472 г. 1475 или 1477 г. Неопределенного происхождения, но, скорее всего, потомок императорских болгарских и византийских династий, она принадлежала к правящему классу небольшого крымского княжества Феодоро . Среди ее близких родственников были оба враждующих князя Феодоро, Алексиос II и Исаак, а также Зуан Цамплакон, дипломат и лидер Стратиоти .

Прибытием в Молдавию Мария подчеркнула относительное влияние византийской политики и культуры при дворе Стефана. Она также приняла византийское общение с католиками , выступая в качестве агента католического влияния, прежде чем вернуться в восточное православие. Стефан, вероятно, женился на ней по политическим причинам, надеясь завоевать княжество, хотя потерял к ней интерес, когда это оказалось невозможным. Согласно противоречивым версиям, принц либо развелся с ней, чтобы жениться на валашке Марии Войчице (которая в любом случае стала ее преемницей), либо она жила отдельно от Стефана без формального разделения. Ее портрет загадочным образом отсутствует на миниатюре Юморского монастырского Евангелия , возможно, снятой ее мужем.

Различные поздние записи помещают Марию Асанину в Восточную Молдавию или на Афон . В ее браке со Стивеном родилось пятеро детей, из которых, как полагают, только одна дочь, Ана, дожила до взрослого возраста. Марии Сложный погребальный саван с ее портретом и знаками отличия Палеолога хранится в монастыре Путна , где она была похоронена. Он остается важной вехой в средневековом румынском искусстве, синтезируя западные и восточные ремесла. Брак Марии был выдуман Михаилом Садовяну в «Фратах Дждери» . Этот роман 1935 года лег в основу художественного фильма 1974 года , в котором Марию сыграла Виолета Андрей .

Биография

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

Дочь правителя княжества Феодоро (или « Готии ») в Крыму, по материнской линии она была вероятным потомком двух императорских домов: династии Палеологов Византийской империи и династии Асенов Второй Болгарской империи. . Такие ученые, как Иван Божилов, утверждают, что по отцовской линии Мария также происходила из аристократической семьи Габров в Византии. [ 1 ] [ 2 ] Другой историк, Штефан С. Горовей, отвергает это как «беспочвенное», который отмечает, что кровные связи Марии с Палеологами и византийской ветвью Асенидов, вероятно, были сильными. [ 3 ] Она упоминается в Густынской летописи как двоюродная сестра («вторые сестры») Палеологиной Московской Софьи . [ 4 ] [ 5 ] Благодаря этой связи она, вероятно, была племянницей правящей четы Трапезунда , императора Давида и императрицы Марии . [ 5 ] Такие историки, как А.Д. Ксенополь , [ 6 ] Orest Tafrali , [ 7 ] и Константин Гане [ 8 ] также придерживался мнения, что Мария была Комнидкой . Это понятие было сохранено в более поздних академических кругах Рэзваном Теодореску , который считал, что в Марии течет «кровь греческих базилей , Комненов и Палеологов». [ 9 ] По словам Октавиана-Раду Ивана, она «имела тесные связи» с Комненидами через Трапезундскую династию. [ 10 ]

Помимо того, что он был принцем Теодоро, точная личность ее отца оспаривается историками. По мнению Аврелиана Сакердоцяну, такие упоминания о Феодоро относятся к Олубею, сыну Алексиоса I. [ 11 ] Божилов описывает Марию как дочь либо Олубея, либо его прямого предшественника Иоанна, который был женат на Марии Цамплакиной Палеологине Асаниной. [ 1 ] Точно так же специалист по генеалогии Марчел Романеску называет ее дочерью «Иоанна Олубея» и «Марии Асен Палеологос». [ 12 ] а Ксенополь просто как дочь Олудбея. [ 13 ] Гейн имеет в виду «отца Марии, Олобея Комнена». [ 14 ] Александр Васильев видит в ней сестру Исаака, который, вероятно, был сыном Олубея, и Алексея II. [ 15 ] Более скептическую точку зрения высказал в 1981 году историк Д. Нэстасе, который считал, что Мария была дочерью меньшего византийского беженца в Венецианской республике Зуана Цамплакона «Палеолога». [ 16 ] Ее «имперское господство, настоящее или фальшивое, тем не менее было византийским». [ 17 ] По словам Горовея, Цамплакон на самом деле был одним из дядей Марии, а сам не был полноправным членом клана Палеологов. [ 18 ]

Родители Марии Мангупской уехали в Трапезунд в 1446 или 1447 году, поэтому ее очевидное присутствие в Мангупе до ее переезда в Сучаву и брака остается необъяснимым. [ 1 ] Молдавские немецкие хроники , составленные в конце правления Стефана, связывают Марию с Кавказом , описывая ее как « черкеску ». [ 11 ] [ 19 ] [ 20 ] Это замечание, как отмечает Васильев, «совершенно неясно», и нет никаких других записей, подтверждающих «черкесское» утверждение. поселились «готические» князья Он предполагает, что такая путаница в тексте могла быть связана с «не очень достоверной» историей о том, что в Фанагории . [ 21 ] В 1999 году специалист по генеалогии Сорин Ифтими отметил, что утверждение в « Немецких хрониках» до сих пор не было разъяснено историками. [ 20 ]

По рассказу Васильева, Мария прибыла в Молдавию 4 сентября 1472 года. [ 22 ] Однако другие ученые относят это событие почти на год раньше, к 14 сентября 1471 года. [ 11 ] [ 20 ] Брак, состоявшийся 14 сентября 1472 года, вероятно, был заключен по политическим мотивам. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] Как отмечает историк Константин Иордаки, ее присутствие в Молдавии было частью «многогранного влияния» поствизантийского государства, которое на том этапе еще было «прямым». [ 27 ] Династический союз имел и преимущества для молдавской стороны: по мнению Гейна, Стефан «нанес большой удар». [ 28 ] Другой исследователь, Александру Симон, отмечает, что брачный договор «... укрепил положение и интересы [Стивена] в регионе Черного моря», а также аннулировал предыдущее подчинение Османской империи . [ 25 ] Одна научная теория, поддержанная как Васильевым, так и Тафрали, предполагает, что Стефан, могущественный правитель и « Атлет Христа », женился на Марии, чтобы иметь возможность претендовать на трон Византии, если Константинополь будет отбит у турок-османов. [ 22 ] [ 24 ] [ 29 ] Эта интерпретация была отвергнута различными другими учеными. [ 24 ] [ 29 ]

Принцесса-консорт Молдавии

[ редактировать ]

Княгиня также была вовлечена в конфликт влияния на Стефана и его Молдавскую митрополию . Ко времени переезда в Молдавию Мария и ее родственники Феодоро поддержали попытку католико-православного союза и его Латинского Константинопольского Патриархата , будучи особенно близкими к Василию Виссариону . [ 10 ] [ 30 ] В проекте также участвовал Иоанн, митрополит Готский , который поддерживал связь между Теодоро, Молдавией и Венгерским королевством . [ 31 ] Зуан Цамплакон, который вел переговоры о браке Марии со Стефаном, также выступал в качестве личного посланника Виссариона. Вместе с Марией ему удалось приблизить Стефана к католическому миру. [ 32 ] Как отметил ученый Дэн Иоан Мурешан, работа Цамплакона и Марии могла обострить отношения Стефана с православным Константинопольским Патриархом и местной церковной иерархией, включая епископа Теоктиста . Именно поэтому, утверждает он, Мария появляется как пустое место в Евангелия юмора монастыре : «монах Никодим [...] просто отказался изобразить новую жену [Стефана]». [ 33 ] Другие исследователи полагают, что Мария была нарисована на этой миниатюре, но затем стерта по приказу Стефана. [ 34 ]

Страница Юмористического монастырского Евангелия , изображающая Стефана Великого без жены.
Монастырь Путна, место захоронения Марии Мангупской.

По словам Гейна, у Стивена не было детей от Марии. [ 35 ] Другие источники подтверждают, что у пары было две дочери, одну из которых, вероятно, звали Ана; другой остается анонимным и известен только по двум упоминаниям в Немецких хрониках . [ 36 ] Сачердоцяну также предполагает, что Мария была матерью двух сыновей, близнецов Богдана (ок. 1473–1479) и Илиаша, и, возможно, третьего, Петрашко, все из которых похоронены в монастыре Путна . [ 37 ] Гейн описывает Богдана и Петрашко как рожденных от Евдокии Киевской , предыдущей жены Стефана, а Илиаша как рожденных от еще более раннего брака. [ 38 ] По словам Горовея, Мария была наставником Александра «Сандрина» , сына Евдокии, и, возможно, пробудила интерес молодого наследника к истории семьи Асенидов. [ 39 ]

Стефан был возмущен, когда византийцы Феодоро признали повелителей Османского и Крымского ханства и заключили союз с Генуэзской республикой , которая владела Каффой , на другой стороне полуострова. Он также снарядил экспедицию, в ходе которой Исаак был свергнут и заменен антиосманским Алексеем II. [ 40 ] Женитьба Стефана, отмечает Васильев, позволила ему оказывать «исключительное влияние на Готику», и он «возможно, [рассматривал] даже возможность завладеть» Феодоро. [ 41 ] Последнее утверждает и Ксенопол. [ 42 ] и Гейн. [ 43 ] И Ксенополь, и Васильев отмечают тревогу Стефана в июне 1475 года, когда Каффа пала перед османами. [ 44 ] [ 45 ] В целом, однако, муж, по-видимому, в значительной степени игнорировал Марию и вёл несчастливую семейную жизнь до своей смерти, примерно два года спустя. [ 1 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ]

Ксенополь предполагает, что вскоре после их брака Стефан влюбился в свою заложницу Марию Войчицу , дочь Раду III Красавца из Валахии . [ 47 ] То же самое утверждает и Гейн, который далее предполагает, что «ужасающая драма, должно быть, произошла в цитадели Сучавы, и Леди, должно быть, пролила много слез в своих покоях». [ 49 ] Ксенополь и Васильев утверждают, что Стефан потерял всякий интерес к Марии после того, как Феодоро был завоеван османами в декабре 1475 года, и он оставил свои надежды на захват Крымского княжества. [ 46 ] [ 50 ] Генуэзские записи свидетельствуют о том, что в мае 1476 года Стефан пытался добиться амнистии для Алексиоса, который в конечном итоге был казнен османскими захватчиками. [ 51 ]

Очевидная абстиненция и смерть

[ редактировать ]

Падение Феодоро стало последней главой в попытках заставить Стефана принять католицизм. [ 31 ] В последние годы своей жизни, как отмечает Мурешан, Мария Мангупская вернулась в лоно константинопольского православия. [ 52 ] Традиция считает ее одним из дарителей монастыря Нямц с иконой Богородицы ( Богородицы с Младенцем). [ 53 ] [ 54 ] Различные записи также предполагают, что она жила в одиночестве, вдали от суда. В июле 1476 года, когда Крымское ханство вторглось в Восточную Молдавию , Мария была записана среди беженцев в Хотине или Костешти . Согласно устному преданию, она жила в пещере Костешть, ныне известной как Станка Доамней (Утес Дамы). [ 55 ] Другие записи предполагают, что она вернулась в Сучаву после поражения Стивена при Валя-Альбэ , все еще действуя как его верная жена и спрашивая о его местонахождении. [ 56 ]

В недатированной надписи в католиконе (главной церкви) монастыря Осиу-Грегориу на Афоне упоминается, что «благочестивейшая Мария Асанина Палеологина, госпожа Молдовлахия» молилась там во время своего пребывания в качестве супруги принцессы. [ 57 ] [ 58 ] Тем не менее, это подношение может относиться не к Марии Мангопской, а к ее посмертной невестке от Сандрина, известной из других записей просто как аристократка- фанариот . [ 59 ] [ 60 ] «Леди Мария» упоминается в недатированном письме, отправленном православным патриархом. Мурешан утверждает, что этот дружеский текст относится к ее мужу, а не к предыдущему принцу Стефану , как утверждают другие эксперты, но признает, что «леди Мария» может не быть Марией Мангопской. Он датирует текст общим периодом, когда Стефан вновь подтвердил свое византийское православие. [ 61 ]

Согласно ее надгробию в Путне, Мария умерла 19 декабря «6985 года» ( Anno Mundi ), который различные историки считают 1477 годом нашей эры. [ 33 ] [ 46 ] [ 56 ] [ 58 ] [ 62 ] [ 63 ] Ученый Петре Ш. Нэстурель объясняет, что более ранние прочтения как «1476» были основаны на ложном предположении, что молдавский год начался 1 сентября, а не 1 января. [ 58 ] Точно так же Гейн заключает, что это событие произошло во время поста в сочельник 1477 года, и описывает «1476 год» как аномальное прочтение. [ 64 ] Отпевание царевны совершил Феоктист, видимо, примирившийся с ней. [ 52 ]

Стефан взял себе в третью жену Марию Войчицу, которая сама была более дальней родственницей Палеологов. [ 65 ] По мнению Ксенопола, летописец Григоре Уреке прав, утверждая, что Стефан взял новую Марию в жены еще в 1475 году, поскольку к тому времени он и Мария Мангопская фактически развелись. [ 63 ] [ 56 ] Немецкие хроники сообщают, что эта новая свадьба произошла в декабре 1477 года, что, если бы это было правдой, нарушило бы траурное табу вдовца. Различные ученые сходятся во мнении, что текст в этом отношении ошибочен. [ 64 ] [ 66 ] Гейн также переносит дату нового брака Стефана на 1480 год, «то ли потому, что он хотел как следует оплакивать, то ли потому, что [Мария Войчица] была еще слишком молода». [ 67 ] Цамплакон, вероятно, покинул Молдавию незадолго до или после смерти своего покровителя, вернувшись, чтобы сражаться за Венецию и возглавив ее Стратиоти в Феррарской войне . [ 68 ] Из предполагаемых детей Марии Ана дожила как минимум до 1499 года и, как полагают, была погребена рядом с Сандрин в монастыре Бистрица . [ 37 ]

В культуре

[ редактировать ]

хранящемся в Путне, ныне расположенной в Румынии Марии Мангупской, На тщательно продуманном погребальном саване , имеется следующая надпись, вышитая кириллицей :

Кириллица Английский
† Съестъ покров гроба рабы бежать благочъстивои и Христолюбивои господни Ие[анна] Стефана воеводы хозяин земли молдавской Марии. д[е]кевриа ѲИ въ п[арас]к[евьи]ча ча[с] есть днё † Это покров гроба рабы Божией, благочестивой и христолюбивой госпожи Иоанна Стефана, воеводы Земли Молдавской, Марии, ушедшей в [своё] вечное жилище в 1476 году [так в оригинале] , в 19-й [день] месяца декабря, в пятницу, в пятый час дня [ 69 ]

Историк моды Дженнифер М. Скарс рассматривает плащаницу как первый образец «очевидно уникальной» темы в румынских религиозных ремеслах, на которой «мертвый человек богато одет в придворные мантии». [ 70 ] На вышивке изображены две монограммы «Асанина» и «Палеологина», а также два двуглавых орла — символа Византии — в каждом из четырех углов. [ 24 ] [ 57 ] [ 69 ] [ 71 ] [ 72 ] Как утверждает историк Хьюго Бухталь , орел и другие элементы знаков отличия Палеолога призваны подчеркнуть византийское наследие и «имперскую программу» Марии. [ 73 ] На саване, сшитом из красного шелка и расшитом золотой нитью, изображена царевна-супруга, лежащая в арке своей гробницы в серо-голубом парадном одеянии, украшенном стилизованными цветами, с высокой короной и подвесками на голове. [ 57 ] [ 69 ] [ 72 ] Нэстурель описывает центральный образный образ как «сдержанное воспоминание о прошлом, хотя и о болезненном одиночестве». [ 58 ]

Историк искусства Эрнст Диес считает, что это самый ранний портрет на погребальной плащанице, обнаруженный в румынском монастыре, а также «гармоничный» и «самый красивый в группе», которую он анализировал. [ 74 ] Размеры плащаницы 1,88 на 1,02 метра (6,2 на 3,3 фута). [ 57 ] Стилистически оно принадлежит византийскому искусству , хотя и с некоторым западным влиянием. [ 57 ] соединяя воедино отголоски готического искусства и исламских геометрических узоров . [ 9 ] Скаркар также отмечает, что костюм, который носила Мария, представляет собой образец османской одежды , зербафт , «вероятно, самое раннее» подобное изображение в румынском искусстве. [ 75 ] Кроме того, историки искусства Лилия Дергачева и Светлана Реабцева обсуждают влияние монгольских ремесел на ее украшения, предполагая, что Мария, возможно, приказала молдавским мастерам изучить крымские техники. [ 76 ]

Исследователь Анка Пэунеску хвалит эту «уникальную работу» и «шедевр» «широкомасштабного гуманистического вдохновения». Плащаница, отмечает она, свидетельствует о «величайшем этапе великолепия молдавской вышивки», а через нее – о политической и культурной стабильности, обеспеченной Стефаном. [ 69 ] По словам Нэстуреля, само существование плащаницы показывает, что «утонченная цивилизация [...] византийского мира процветала при дворе Стефана». [ 77 ] Точно так же Теодореску рассматривает этот объект как свидетельство «мультикультурного румынского мира», «эстетическую мутацию», служащую «геополитике» Стивена. [ 78 ] Изображение двуглавых орлов и «княжеского кортежа» на старинной печи из Васлуя позволило некоторым исследованиям предположить, что императорская родословная Марии также просочилась в народное искусство. Их гипотеза остается спорной. [ 79 ] [ 80 ] Другой спор связан с наличием геральдического солнца Стефана на некоторых княжеских гербах . Геральдист Григоре Джитару предполагает, что это означает брак Теодоро, но его гипотеза была отвергнута другим ученым, Тудором-Раду Тироном. [ 81 ]

Мария также является объектом нескольких изображений в румынской литературе и связанных с ней средствах массовой информации. Ее свадьба со Стивеном является важным эпизодом в романе Михаила Садовяну 1935 года « Фракции Ждери» . Ее приветствие в Молдавии призвано подчеркнуть патриотизм Стивена и его гарантии спокойствия: вымышленную Марию переполняет чувство «мира и отдыха» при первой встрече с ним. [ 82 ] Свадебная церемония, изображенная Садовину как политический акт, также совпадает с охотничьей поездкой Стивена и посвящением отшельника . [ 83 ] Роман послужил вдохновением для создания фильма 1974 года , в котором Марию играет Виолета Андрей , а Георге Козорич - в роли Стивена. [ 84 ] Другая писательница межвоенного периода, Ана Букур, также написала историческую пьесу, полностью посвященную жизни Марии в Молдавии. [ 85 ] В 2013 году биография принцессы легла в основу песни Марии Георгиу . Позже это было включено в мюзикл Sub zodia Mariei («Под знаком Марии»), в котором также были представлены дань уважения Георгиу Марии Румынской и Марии Тэнасе . [ 86 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д Bozhilov 1994 , p. 417.
  2. ^ Горовей 2006 , с. 55.
  3. ^ Горовей 2006 , стр. 55–60, 74–80.
  4. ^ Горовей 2006 , стр. 58–59, 76.
  5. ^ Jump up to: а б Муресан 2008 , стр. 136, 138.
  6. ^ Ксенополь 1927 , стр. 112, 114.
  7. ^ Розетти 1927 , с. 321.
  8. ^ Гейн 1932 , стр. 41–44.
  9. ^ Jump up to: а б Теодореску 2004 , стр. 7.
  10. ^ Jump up to: а б Иван 2015 , с. 74.
  11. ^ Jump up to: а б с Сачердоцяну 1969 , с. 38.
  12. ^ Кресс-салат 1960 , с. 268.
  13. ^ Ксенополь 1927 , стр. 66, 112.
  14. ^ Гейн 1932 , стр. 41–42.
  15. ^ Васильев 1936 , с. 238–239, 242.
  16. ^ Нэстасе 1981 , с. 218.
  17. ^ Нэстасе 1981 , с. 220.
  18. ^ Горовей 2006 , стр. 55, 61–72.
  19. ^ Васильев 1936 , с. 240.
  20. ^ Jump up to: а б с Ифтими 1999 , с. 79.
  21. ^ Васильев 1936 , с. 240–241.
  22. ^ Jump up to: а б с Васильев 1936 , с. 239.
  23. ^ Десять 1928 , с. 377.
  24. ^ Jump up to: а б с д Нэстасе 1981 , стр. 220–221.
  25. ^ Jump up to: а б Саймон 2007 , с. 118.
  26. ^ Гейн 1932 , стр. 41–41.
  27. ^ Иордачи 2013 , с. 78.
  28. ^ Гейн 1932 , с. 41.
  29. ^ Jump up to: а б Розетти 1927 , стр. 320–322.
  30. ^ Муресан 2008 , стр. 108–109, 136–138.
  31. ^ Jump up to: а б Гэйнэ 2007 , стр. 90.
  32. ^ Муресан 2008 , стр. 136–139.
  33. ^ Jump up to: а б Муресан 2008 , с. 138.
  34. ^ Столериу 2010 , стр. 49, 52.
  35. ^ Гейн 1932 , с. 45.
  36. ^ Сачердошану 1969 , стр. 38, 45.
  37. ^ Jump up to: а б Сачердоцяну 1969 , с. 45.
  38. ^ Гейн 1932 , стр. 41 и 45.
  39. ^ Горовей 2006 , стр. 79–80.
  40. ^ Васильев 1936 , с. 242–245.
  41. ^ Васильев 1936 , с. 244.
  42. ^ Ксенополь 1927 , стр. 65–66.
  43. ^ Гейн 1932 , с. 42.
  44. ^ Ксенополь 1927 , стр. 65–66, 127.
  45. ^ Васильев 1936 , с. 248.
  46. ^ Jump up to: а б с Васильев 1936 , с. 241.
  47. ^ Jump up to: а б Ксенопол 1927 , стр. 112–114.
  48. ^ Гейн 1932 , стр. 42–43, 45.
  49. ^ Гейн 1932 , стр. 42–43.
  50. ^ Ксенополь 1927 , стр. 113–114.
  51. ^ Васильев 1936 , с. 262–263.
  52. ^ Jump up to: а б Муресан 2008 , стр. 138–139.
  53. ^ Эшану 2012 , с. 52.
  54. ^ Дергачева и Реабцева 2016 , с. 218.
  55. ^ Сумка 2002 , с. 147.
  56. ^ Jump up to: а б с Гейн 1932 , с. 43.
  57. ^ Jump up to: а б с д и Bozhilov 1994 , p. 416.
  58. ^ Jump up to: а б с д Кресс-салат 1960 , с. 267.
  59. ^ Казаку 1996 , стр. 160, 166–167.
  60. ^ Горовей 1974 , с. 16.
  61. ^ Муресан 2008 , стр. 92–94, 136.
  62. ^ Сачердошану 1969 , стр. 38–39.
  63. ^ Jump up to: а б Ксенополь 1927 , с. 114.
  64. ^ Jump up to: а б Гейн 1932 , стр. 43–44.
  65. ^ Казаку 1996 , с. 159.
  66. ^ Сачердошану 1969 , с. 39.
  67. ^ Гейн 1932 , с. 44.
  68. ^ Муресан 2008 , с. 139.
  69. ^ Jump up to: а б с д Паунеску 2004 .
  70. ^ Скудный 2003 , с. 105.
  71. ^ Ксенопол 1927 , стр. 114–115.
  72. ^ Jump up to: а б Васильев 1936 , с. 241–242.
  73. ^ Горовей 2006 , с. 75.
  74. ^ Диц 1928 , стр. 377, 385.
  75. ^ Скудный 2003 , стр. 42, 105.
  76. ^ Дергачева и Реабцева, 2016 , стр. 219–220.
  77. ^ Нэстасе 1981 , с. 221.
  78. ^ Теодореску 2004 , стр. 7, 9.
  79. ^ Батариюк 2013 , стр. 128–129.
  80. ^ Поповичи 2013 , стр. 138, 140.
  81. ^ Тайрон 2009 , стр. 52–53.
  82. ^ Golubițchi 2006 , pp. 56–57.
  83. ^ Маникута 2004 , стр. 89–90.
  84. ^ Эпуре 2017 .
  85. ^ Калушер 2010 , с. 345.
  86. ^ Бадулеску и Симионеску 2015 .

Источники

[ редактировать ]
  • Бадулеску, Марина; Симионеску, Михай (31 октября 2015 г.). «Шоу « Под знаком Марии» , в премьере, в новой концепции, с Марией Георгиу» . Агерпрес. Архивировано из оригинала 12 сентября 2017 г.
  • Батарюк, Парашива-Виктория (2013). «Оружие, доспехи, предметы сбруи, изображенные на изразцах, обнаруженных в Молдове. XV-XVII вв.». Археология Молдовы . XXIX : 125–151. ISSN   0066-7358 .
  • Божилов, Иван (1994). Семья Асеневцев (1186–1460). Генеалогия и просопография . Издательство Болгарской академии наук. ISBN  954-430-264-6 .
  • Калушер, Юдита (2010). «Пожертвование семьи Штефаницы из Бейуша». Журнал Крисия . 40 : 343–351. ISSN   1016-2798 .
  • Казаку, Матей (1996). «Брачные и политические стратегии кантакузенов при туркократии (15–16 вв.)». Обзор румынских исследований . XIX–XX: 157–181. ISSN   0556-7637 .
  • Дергачева, Лилия; Реабтева, Светлана (2016). «Арабские цветочные аппликации в парадной одежде XIV-XVI веков». Археологический обзор . XII (1–2): 216–228. ISSN   1857-016X .
  • Диц, Эрнст (1928). «Молдавский портретный текстиль». Художественный вестник . 10 (4): 377–385. дои : 10.1080/00043079.1928.11409574 .
  • Эпуре, Адриан (12 марта 2017 г.). « За кулисами кино». Как на большом экране воссоздали войны Штефана Великого: « Братья Дждери сбежали от меня из армии!» » . Правда . Архивировано из оригинала 20 апреля 2017 г.
  • Эшану, Диана-Мария (2012). «Датчанки и родоначальницы женщин из княжеских родов в средневековой Молдавии. Попытка типологии». Вестник студенческих научных кружков (17–18): 49–69. ISSN   1454-8097 .
  • Гэйнэ, Раду (2007). «Пропавший союз». Исторический магазин . XLI (4): 87–90. ISSN   0541-881X .
  • Гейн, Константин (1932). Прошлые жизни, дамы и господа. Том. Я. Лучеафарул С.А.
  • Голубицкий, Сильвия (2006). «Увековечивание национальных ценностей как принцип народного воспитания в романе братьев Дждери ». Didactica Pro..., Журнал теории и практики образования (5–6): 55–58. ISSN   1810-6455 .
  • Горовей, Стефан С. (1974). «Точки зрения. Ненаписанная биография: Александр Воевод». Исторический магазин . VIII (2): 14–17. ISSN   0541-881X .
  • Горовей, Стефан С. (2006). «Мария Асанина Палеологина, госпожа Молдовлахей (II)». Исследования и материалы по средней истории . XIV : 55–80. ISSN   1222-4766 .
  • Ифтими, Сорин (1999). «Румынские господа и их жены с Кавказа». Исторический магазин . XXXIII (7): 78–81. ISSN   0541-881X .
  • Иордачи, Константин (2013). «От имперских затруднений к национальному размежеванию:« греческий вопрос »в Молдавии и Валахии, 1611–1863 гг.». В Румене Даскалове, Чавдар Маринов (ред.). Запутанная история Балкан. Том первый: Национальные идеологии и языковая политика . БРИЛЛ. стр. 67–148. ISBN  9789004250765 .
  • Иван Октаван-Раду (август 2015 г.). «Влахи и Феррарско-Флорентийский совет (1438–1439)». Кайете Критик (8): 65–74. ISSN   1220-6350 .
  • Маникацэ, Корнелия (2004). «Стефан Великий. Историческое воспоминание и романтический миф». Кодрул Косминулуй (10): 79–91. ISSN   1224-032X .
  • Муресан, Дэн Иоан (2008). «Константинопольский Патриархат и Стефан Великий. Извилистый путь от источников к интерпретации». В Мунтяне, В.В. (ред.). Памяти Александру Элиана. Посмертная дань уважения известному историку и теологу через десять лет после его смерти (8 января 1998 г.) . Тимишоарское архиепископство. стр. 87–179. ISBN  978-9738970083 .
  • Настасе, Д. (1981). «Имперская идея в румынских странах и «христианской криптоимперии» под османским господством. Состояние и важность проблемы» . Византия Симмейкта . IV : 201–250. дои : 10.12681/byzsym.673 . ISSN   1105-1639 .
  • Нэстурель, Петре Ш. (1960). «Новые данные о некоторых запахах из монастыря Путна. II». Романославица . IV : 267–288. ISSN   0557-272X .
  • Пэунеску, Анка (2004). «29. Эпитафия с Марией Мангопской» . В Хелен К. Эванс (ред.). Византия: Вера и сила (1261–1557) . Метрополитен-музей. п. 59 . ISBN  978-0-30010-278-9 .
  • Поповичи, Родика (2013). «Изразцы с двуглавым орлом в средневековой Молдове (XV-XVII вв.)». Читательские истории . XXXII : 131–163. ISSN   1453-3960 .
  • Пунгэ, Георге (2002). «Новая документальная информация о церкви Кувиоаса Параскива в Штефанешть-Ботошани». Памятник. Материалы Национального симпозиума «Памятник – традиции и будущее» . IV : 142–149. ISSN   1844-9042 .
  • Розетти, Раду (1927). «Ошибочное предположение о политике Стефана Великого». Историческое обозрение Юго-Восточной Европы . IV (10–12): 320–325.
  • Сачердоцяну, Аврелиан (1969). «Деревенские всадники, законодатели и датины (II)». Исторический магазин . III (I): 37–47. ISSN   0541-881X .
  • Скудный, Дженнифер М. (2003). Женский костюм Ближнего и Среднего Востока . Рутледж. ISBN  0-7007-1560-6 .
  • Саймон, Александру (2007). «Антиосманская война и итальянская пропаганда: история крестоносцев османского рейда на Орадю в 1474 году». Ревиста Крисия . 37 : 113–139. ISSN   1016-2798 .
  • Столериу, Ирина-Андрея (2010). «Связь между иллюминированным вотивным портретом и настенным портретом [ sic ] в молдавском искусстве 15 и 16 веков». Европейский журнал науки и теологии . 7 (1): 47–57. ISSN   1842-8517 .
  • Теодореску, Рэзван (2004). «Эти ворота христианского мира». Обзор музеев (3): 5–12. ISSN   1220-1723 .
  • Тирон, Тудор-Раду (2009). «О «полуденном солнце» с герба Стефана Великого». Анналы Путны . 5 (1): 51–74. ISSN   1841-625X .
  • Васильев, Александр Алексеевич (1936). Готы в Крыму . Средневековая академия Америки. OCLC   248883400 .
  • Ксенопол, н.э. (1927). История румын из Дакии Траяна. Том 4. Эпоха Стефана Великого: 1457—1546 гг . Румынская книга. OCLC   759746432 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 36def63c713f6dd6da8ef26a803e6f9b__1708000980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/36/9b/36def63c713f6dd6da8ef26a803e6f9b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maria of Mangup - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)