Йоко Тани
Йоко Тани | |||
---|---|---|---|
Йоко Тани | |||
![]() Тани в кадре из фильма «Дикие невинные» (1960). | |||
Рожденный | Ёко Итани 2 августа 1928 г. Париж , Франция | ||
Умер | 19 апреля 1999 г. Париж, Франция | (70 лет) ||
Альма-матер | Парижский университет | ||
Род занятий | Актриса, артистка | ||
Супруг |
| ||
Японское имя | |||
Кандзи | Йоко Тани | ||
Хирагана | Йоко Тани | ||
| |||
Альтернативное японское название | |||
Кандзи | Йоко Инотани |
Йоко Тани ( Ёко Тани , Тани Ёко , 2 августа 1928 г.) [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] - 19 апреля 1999 г.) [ 1 ] [ 2 ] японско-французская актриса и ведетта , сделавшая карьеру как в японском, так и в европейском кино в 1950-х и 60-х годах.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Тани родился Ёко Итани. [ 1 ] [ 2 ] в Париже в 1928 году японским родителям Зеничи Итани и Таэко Эги. Ее отец был экономистом, а мать была давним соратником Оку Мумео . Ее бабушка по материнской линии, Масэко, послужила моделью для знаменитой картины Киёката Кабураги . Ее прадед, Гакусуи Эги, был знаменитым конфуцианским ученым и феодалом княжества Фукуяма .
Родители Тани оба были дипломатами японского посольства. [ 4 ] Сама Тани зачала по пути во время перехода на корабле из Японии в Европу в 1927 году и впоследствии родилась в Париже в следующем году, отсюда и получила имя Ёко (洋子), одно прочтение которого может означать «дитя океана». [ 5 ] Позже Тани сыграет дочь дипломата в «Третьей остановке Пикадилли» (1960). Ее иногда описывали как «евразийку», «наполовину француженку», «наполовину японку». [ 6 ] и даже, в одном источнике, «итальянские японцы», [ 7 ] все это неверно.
По данным японских источников, [ 8 ] Семья вернулась в Японию в 1930 году, когда Йоко была еще маленькой, и она вернулась во Францию только в 1950 году, когда она закончила школу. существовали строгие ограничения на выезд японцев за пределы Японии Учитывая, что сразу после Второй мировой войны , это было бы необычным событием; однако известно, что Итани посещала элитную женскую школу в Токио (Токийская женская высшая педагогическая школа, в настоящее время старшая средняя школа Университета Отяномидзу), а затем окончила Университет Цуда. Впоследствии она получила католическую стипендию для изучения эстетики в Парижском университете (Сорбонна) под руководством Этьена Сурио . [ 3 ] [ 9 ] [ циклическая ссылка ]
Карьера
[ редактировать ]Возвращение во Францию (1950–1955).
[ редактировать ]Вернувшись в Париж, Тани не проявила особого интереса к поступлению в университет (хотя, по ее собственным словам, она упорно продолжала учиться в течение двух лет, несмотря на то, что почти ничего не понимала из того, что говорилось). [ 10 ] Вместо этого у нее появилось более неотразимое влечение к кабаре, ночным клубам и эстрадным мюзик-холлам, где, представив себя экзотической восточной красавицей, она быстро завоевала репутацию своими провокационными танцами «гейш», которые обычно заканчивались она выскальзывает из кимоно. Именно здесь ее заметил Марсель Карне , который взял ее в свой круг друзей-режиссеров и актеров, в том числе Ролана Лесафра , за которого она позже вышла замуж. [ 11 ]
В результате она начала получать эпизодические роли в кино — начиная с (возможно, предсказуемого) роли японской танцовщицы в Гревиля «Порте желаний» (1953–1954, вышедший в 1955 году) — и на сцене с роли Голубого лотоса в la Petite Maison de Thé (французская адаптация «Чайного домика августовской луны ») в Театре Монпарнас , Сезон 1954–1955 годов. [ 12 ]
Лесафр и Япония (1956)
[ редактировать ]
Участие Тани в кино до середины 1950-х годов полностью ограничивалось изображением стереотипных восточных людей во французских фильмах. Однако с окончанием американской оккупации Японии в 1952 году послевоенное японское кино само ворвалось на французскую сцену, достигнув кульминации в 1955 и 1956 годах, когда в общей сложности было снято шесть японских фильмов, в том числе Акиры Куросавы » «Икимоно но Кироку ( «Я живу»). в фильме «Страх» ( 生きものの記録), были представлены в Каннах. Именно в Каннах Тани впервые вступил в контакт с Куросавой и режиссером Хисамацу Сейдзи , контакты, которые привели к поездке Тани и Лесафра в Японию в 1956 году и их совместному появлению в Тохо постановке «Хадаси но сэйсун» (裸足の青春 фр. Ла ) . jeunesse aux pieds nus ), фильм о трудной жизни католиков на отдаленных островах у Кюсю, в юг Японии. Тани сыграла роль «падшей женщины», вернувшейся на острова из Токио (куда она сбежала, чтобы стать стриптизершей), а Лесаффр — местного епископа. [ 13 ] Первоначально предполагалось, что режиссером фильма станет сам Куросава, но в конце концов выбор пал на его Тохо товарища по конюшне Танигучи Сэнкичи . [ 14 ] Целью Тани и Лесафра было вернуть фильм во Францию и выпустить его на французском рынке, но эта цель так и не была достигнута.
Во время той же поездки, а также для Тохо , Тани сыграла второстепенную роль в « Дзёсю томо ни» Хисамацу (女囚と共に), варианте на тему «женщин в тюрьме», в котором она сыграла прозападную японскую католичку по имени Мари. Этот фильм был примечателен лишь тем, что в нем снимались две настоящие легенды японского кино: Хара Сэцуко и Танака Кинуё .
Международный период (1957–1962)
[ редактировать ]В начале 1957 года Тани появилась в небольшой роли в своем первом англоязычном фильме: постановке MGM по «Тихому американцу » Грэма Грина , политической драме, действие которой происходит во французском Индокитае. Несмотря на то, что фильм был снят в Америке, он был полностью снят в Риме (с добавлением сцен из Сайгона), а Тани сыграла франкоязычную вьетнамскую хозяйку ночного клуба.
Но настоящий «прорыв» Тани в англоязычном кино произошел с постановкой 1958 года « Ветер не умеет читать » . Этот фильм, история любви военного времени, первоначально был проектом британского продюсера Александра Корды , а режиссером должен был стать Дэвид Лин , который в 1955 году отправился в Японию с писателем Ричардом Мейсоном и пригласил японскую актрису Киши Кейко на роль главной героини. женская роль. Места съемок были выбраны в Индии, и г-жу Киши (тогда ей было 22 года) привезли в Англию, чтобы выучить английский для этой роли. На очень продвинутой стадии проект развалился, и через несколько месяцев Корда умер. В конечном итоге эти фрагменты были подобраны организацией Rank Organization , и было решено снять фильм, используя сценарий и локации, уже предложенные Лином, с одной из главных звезд Rank, Дирком Богардом , в главной мужской роли, а Ральфом Томасом режиссером - . и Тани, которую нашли в Париже, на главную женскую роль. Этот фильм имел коммерческий успех и стал одним из лучших британских фильмов того года, что привело к дальнейшим ролям в других британских совместных проектах, таких как «Инуиты». Азиак в англо-французско-итальянском фильме «Дикие невинные» (Les Dents du diable) (1959 - номинирован на Золотую пальмовую ветвь в Каннах в 1960 году) и в роли инженю Серафины в «Третьей остановке Пикадилли» (1960). [ 15 ]
Помимо «Тихого американца» , ее единственные «голливудские» роли были в «Моей гейше» (1962, снято на натуре в Японии) и комедии Дина Мартина « Кто спал в моей постели?» (1963, Paramount Studios, Лос-Анджелес).
Несмотря на то, что Тани считалась экзотической, в результате ей удалось сыграть несколько необычных ролей, о чем свидетельствует ее роль японского врача и ученого Сумико Огимура в застенчивом интернационалистическом восточногерманско-польском фильме 1959 года Станислава Лема . в романе «Астронавты» , «Der schweigende Stern» ( «Первый космический корабль на Венере »), а также в роли Мияке Ханако, японской гражданской жены немца. двойной агент Рихард Зорге в Фейта Харлана фильме «Verrat an Deutschland» .
Возможно, еще более необычным (для того времени) была ее поездка в Ванкувер, Канада, в 1962 году, чтобы сыграть роль Мэри Ота в Джеймса Клавелла фильме « Сладкое и горькое» , в котором рассказывается о последствиях интернирования канадских японцев во время войны и утрате своей собственности и бизнеса. Ота, молодая японка, возвращается в Британскую Колумбию после двадцатилетнего отсутствия, чтобы отомстить за смерть своего отца в лагере для интернированных, ее ненависть направлена на человека, который украл рыбацкие лодки ее отца. [ 16 ] Фильм был закончен в 1963 году, но в прокат в Северной Америке не вышел из-за юридических и финансовых трудностей. British Lion наконец подписала контракт на показ фильма в Лондоне в 1967 году. [ 17 ]
Шпионы, мечи и сандалии (1963 г.)
[ редактировать ]1962/63 год ознаменовал сдвиг в карьере Тани: возвращение (вновь) во Францию и окончательный конец ее брака с Лесафром. С этого момента она должна была стать более строго европейской и работать в основном в малобюджетном итальянском кино с баской , а также в ролях роковых женщин в британских телевизионных драмах, таких как «Опасный мужчина» и «Мужчина в чемодане» .
Несмотря на свое участие в кино, Тани никогда не оставляла свою привязанность к ночным клубам и кабаре. Британский продюсер Бетти Бокс , подыскивая главную женскую роль для фильма «Ветер не умеет читать» ( см. выше ), написала:
- Как предположил Ричард [Мейсон], было чрезвычайно сложно выбрать японскую девушку – мы потратили на это месяцы и почти сдались. В конце концов мы нашли Йоко Тани не в одном месте, а в девичьем клубе - более или менее стриптиз-клубе - в Париже, и мы были в восторге от реакции Ричарда на нее. [ 18 ]
И из отчета 1960-х годов об известном ночном клубе Le Crazy Horse de Paris :
- [Le]Crazy Horse Saloon — это тренировочная площадка для звезд. У всех стриптизерш от начала и до конца есть имена, которые наверняка всплывут в кино или парижской общественной жизни: Йоко Тани, Рита Ренуар, Рита Кадиллак, Додо д'Гамбург, Берта фон Парабум и т. д. [ 19 ]
Даже в 1977 году мы находим ее в Сан-Паулу, где она сыграла небольшую роль в китайско-бразильского режиссера Хуана Баджона фильме о сексуальной эксплуатации O Estripador de Mulheres :
- Однако образы японско-бразильской чувственности, как явной, так и потенциальной, не ограничились кино: в 1977 году Йоко Тани снялась в трансвеститском шоу в центре Сан-Паулу... [ 20 ]
Хо Ай Ли, помощник редактора журнала The Straits Times (18 октября 2015 г.), цитирует слова Тани, когда она была в Сингапуре, чтобы снимать фильм «Золотая змея» :
- В Сингапуре она рассказала средствам массовой информации: «Мне говорили, что Сингапур — это Восточный Париж, (но) одно совсем другое. В Париже правительству приходится подкупать владельцев магазинов, чтобы те улыбались посетителям. Здесь все улыбаются изо всех сил. время."
Личная жизнь
[ редактировать ]Брак Тани с Роланом Лесафром в 1956 году был бездетным и закончился разводом в 1962 году. Лесаффр утверждал в своей автобиографии Матаф (издание Pygmalion, 1991), что это был первый франко-японский брак после Второй мировой войны. [ 21 ] – возможно, это так, но проверить практически невозможно.
В более позднем возрасте Тани снова вышла замуж, выйдя замуж за Роже Лафоре, уроженца Биника , Кот-д'Армор (Бретань). Богатый промышленник, Лафоре был партнером барона Марселя Биша, соучредителя империи потребительских товаров BIC. Поздние годы Тани прошли между Парижем и их домом в Пемполе с видом на море. [ 22 ]
Смерть
[ редактировать ]Она умерла в Париже от рака, но похоронена в Бинике вместе с Лафоре. На их могиле имеется бретонская надпись « Ganeoc'h Bepred » (примерно «Всегда с тобой»). [ 23 ] У Тани осталась младшая сестра Айко.
В популярной культуре
[ редактировать ]Ее имя вдохновило персонажа бельгийского комикса Йоко Цуно Роджера Лелупа . [ 24 ]
Фильм
[ редактировать ]- 1954 (Франция): «Порт желаний» , реж. Эдмон Т. Гревиль - неназванный танцор
- 1954 (Франция): «Тайные» , реж. Рауль Андре - безымянная китаянка
- 1954 (Франция): «Али-Баба и сорок разбойников», реж. Жак Беккер
- 1954 (Франция): «Женщины без надежды» , реж. Рауль Андре - безымянный евразиец
- 1954 (Франция): «Дети творят закон», реж. Рауль Андре - Цветок лотоса
- 1954 (Западная Германия): Предательство Германии реж. Вейт Харлан — Ханако (японская гражданская жена Зорге)
- 1955 (Франция): Цена любви , реж. Морис де Канонж - безымянный танцор
- 1955 (Франция): Gueule d’ange, реж. Марсель Блистен - Цветок бамбука
- 1955 (Франция): Парижская канаиль , реж. Пьер Гаспар-Юи , освобожден в 1956 году — неназванный студент.
- 1955 (Франция): В манере Шерлока Холмса, реж. Анри Лепаж
- 1956 (Япония): Босоногие юноши - Босоногие юноши . no seishun реж / , Hadashi
- 1956 (Япония): Дзёсю то томо ни / Женщины в тюрьме, реж. Сэйдзи Хисамацу / Сейджи Хисамацу - Мари, узница
- 1956 (Франция): «Парижские манекены» , реж. Андре Юнебель - Лотос
- 1957 (Франция): «У страуса два яйца» , реж. Дени де Ла Пательер — графиня Йоко
- 1957 (Франция): «Дочь огня », реж. Альфред Роде — Зели
- 1958 (Италия): «Тихий американец» , реж. Джозеф Л. Манкевич - главная хозяйка ночного клуба
- 1958 (Великобритания): «Ветер не умеет читать» , реж. Ральф Томас — Айко Судзуки (Сабби)
- 1959 (Восточная Германия/Польша): Der schweigende Stern/Milcczaca Gwiazda - Безмолвная звезда/Первый космический корабль на Венере , реж. Курт Метциг и Иероним Пшибыл - Сумико Огимура, доктор медицинских наук
- 1959 (Франция/Италия/Великобритания): «Дикие невинные», реж. Николас Рэй — Азиак
- 1960 (Великобритания): «Третья остановка Пикадилли», реж. Волк Рилла - Серафина Йоками
- 1961 (Италия/Франция): Урсус и татарская принцесса, реж. Ремиджио Дель Гроссо — принцесса Ила
- 1961 (Италия): Мацисте при дворе Великого хана - Самсон и семь чудес света, реж. Риккардо Фреда — принцесса Лэй Лин
- 1961 (Италия/Франция): Марко Поло, реж. Хьюго Фрегонезе , Пьеро Пьеротти — Принцесса Амуррой
- 1962 (США/Япония): «Моя гейша» , реж. Джек Кардифф — Кадзуми Ито
- 1962 (Канада): «Сладкое и горькое» , реж. Джеймс Клавелл , выпущен в 1967 году — Мэри Ота
- 1963 (США): Кто спал в моей постели? реж. Дэниел Манн — Исами Хироти
- 1964 (Италия): ФБР — Операция Баальбек, реж. Хьюго Фрегонезе и Джулиано Карнимео - Азия
- 1964 (Западная Германия): «Тайна доктора Мабузе», реж. Уго Фрегонезе - Мерседес
- 1964 (Италия): Белое, красное, желтое, розовое — «Фабрика любви» , реж. Массимо Мида — Йоко
- 1965 (Италия/Франция): OSS 77 – Операция «Цветок лотоса» , реж. Бруно Паолинелли
- 1965 (Италия): Агент Z-55, «Отчаянная миссия», реж. Роберто Бьянки Монтеро — Су Линг
- 1965 (Великобритания): «Вторжение» , реж. Алан Бриджес — вождь «Листрианцев»
- 1966 (Италия): «Шпион, который любил цветы» , реж. Умберто Ленци — Мэй Ланг
- 1966 (Испания/Италия/Франция): Goldsnake 'Anonima Killers', реж. Фердинандо Бальди — Энни Вонг
- 1967 (Италия): «Семь золотых китайцев» , реж. Винченцо Кашино - Японцы
- 1977 (Бразилия): «Женщина-потрошитель», реж. Хуан Бахон
- 1978 (Франция): «Наклоняется» реж. Андре Юнебель - Youyou
Телевидение
[ редактировать ]- 1960 (Великобритания): В погоне за драконом - телевидение BBC (сценарист Колин Моррис)
- 1961 (Великобритания): Расёмон - телеадаптация BBC, реж. Рудольф Картье - Жена
- 1961 (США): Вот Голливуд - Телевидение NBC; 1 сезон, 28 серия (трансляция 26 апреля 1961 г.) - сама
- 1962 (США): Бен Кейси - 1 сезон, 27 серия, «Приятность для глаз» - Айко Танака
- 1963 (Великобритания): Тайны Эдгара Уоллеса - серия 31, « Партнер » (по мотивам «Истории на миллион долларов» (1926)) реж. Джерард Глейстер [ 25 ] - Линь Сиан
- 1964 (Великобритания): Драма '64 - ITV; серия «Мисс Ханаго» (трансляция 22 ноября 1964 г.) - Мисс Ханаго
- 1966 (Великобритания): Кресельный театр - Associated British Corp. - эпизод «Наклонный экран» - Мичико
- 1967 (Великобритания): Опасный человек - 4 сезон ITV, 1 серия, «Короши» - Ако Накамура;
- 1967 (Великобритания): Опасный человек - ITV; сезон 4, серия 2, «Синда Сима» - Михо
- 1967 (Великобритания): Мужчина в чемодане - ITV; серия 5, «Вариация на миллион баксов, часть 1» - Тайко
- 1967 (Великобритания): Мужчина в чемодане - ITV; серия 6, «Вариация на миллион баксов, часть 2» - Тайко
- 1968 (Франция/Канада): Файлы агентства О - серия 10, «Арест музыканта» - Кико - стриптизерша
- 1971 (Великобритания): Мир Ширли - ITV; серия 12, «Девушка вроде тебя» (дата передачи в Великобритании 23 июня 1972 г.) - Окиё
- 1972 (Франция/Квебек): Сын Неба - ORTF/Télévision de Radio-Canada - Жизель Леларж
- 1991 (Франция): Серия роз (эротическая антология) - FR3; серия «Золотой лотос», реж. Валериан Боровчик — Мадам Лун
Театр
[ редактировать ]- 1954 (Франция): «Намуна» - Жака Деваля Парижский театр - Сан-Минг
- 1955 (Франция): Маленький чайный домик в адаптации Альберта Юссона - Театр Монпарнас - Lotus Bleu
- 1958 (Франция): «Шери Нуар» , Франсуа Кампо Театр Мишель – Шери
- 1965 (Великобритания): «Профессор» Хэла Портера , Театр Royal Court — Фусехимэ Ишимото (горничная)
- 1967 (Франция): «Женщина по найму» , Франсуа Кампо, режиссер Кристиан Алерс , Театр де ла Потиньер
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с пт: Йоко Тан
- ^ Перейти обратно: а б с «Кто такая Йоко Тани? - Kotobank» . Проверено 4 января 2015 г. .
- ^ Перейти обратно: а б mr.yunioshi. «Выпуск актрисы: японские звезды и сотрудники зарубежного кино» . yunioshi.com Проверено 4 января 2015 г. .
- ^ «Кто такая Йоко» (JPG ) Получено 3 августа 2023 г.
- ^ там же
- ^ Роковые события в кино: Женщины в шпионских фильмах и на телевидении, 1962–1973 Том Лисанти, Луи Поль, стр. 282
- ^ Фильм Ежедневно . Том. 129. Wid's Films и Film Folk Incorporated. 1966 год . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ «Страна кино || Колонка ||» . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ «Йоко Тани в японской вики» .
- ^ Видео на YouTube
- ^ «Биографические справки Ролана Лесафра, Фильмография Ролана Лесафра, его награды | Марсель Карне» . marcel-carne.com. 10 августа 2010 года . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ «Театральные плакаты - Маленький чайный домик Джона ПАТРИКА - Театр Монпарнас, 1955» . regietheatrale.com . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ «Босоногая молодежь (1956) | Movie Walker» . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ «Фотографии Ролана Лесафра | Марселя Карне» . marcel-carne.com. 12 августа 2010 года . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ Дэвид Лин: Биография Кевина Браунлоу Faber&Faber, Лондон, 1996, стр. 331-341.
- ^ Канада и канадцы в художественных фильмах: фильмография, 1928–1990 Ян К. Истербрук, Сьюзан Уотерман Маклин, Университет Гвельфа, 1996, стр. 60
- ^ Джеральд Пратли , Порванные звездочки: неопределенная проекция канадского фильма . Университет Делавэра, 1987. с. 176.
- ^ Подняв крышку: автобиография кинопродюсера Бетти Бокс, OBE Бетти Эвелин Бокс, University of Michigan Press, 2000
- ^ Путеводитель парижанина по Парижу Анри Го, Random House Кристиана Мийо, 1969
- ^ Недовольная диаспора: японские бразильцы и значение этнической воинственности 1960–1980 Джеффри Лессер, Duke University Press 2007
- ^ «1991 — Автобиография Ролана Лесафра: Матаф | Марсель Карне» . marcel-carne.com. 12 августа 2010 г. Проверено 4 января 2015 г.
- ^ «Биник-Этабл-сюр-Мер. Дань уважения японской актрисе Йоко Тани» . 22 июля 2017 г.
- ^ «БИНИК (22): кладбище - Кладбища Франции и других стран» . Landrucimetieres.fr . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ «Роджер Лелуп» .
- ^ «ЭДГАР УОЛЛЕС В МЕРТОН-ПАРКЕ – Тисе Вахимаги» . Mysteryfile.com . Проверено 4 января 2015 г.