Нейроконструктивизм
Эта статья нуждается в более надежных медицинских ссылках для проверки или слишком сильно полагается на первоисточники . ( ноябрь 2013 г. ) |
Нейроконструктивизм - это теория, которая утверждает, что филогенетические процессы развития, такие как ген взаимодействие -ген, взаимодействие гена и окружающей среды, [1] и, что особенно важно, онтогенез играет жизненно важную роль в том, как мозг постепенно формирует себя и как он постепенно становится специализированным в течение периода развития.
Сторонники нейроконструктивизма, такие как Аннет Кармилов-Смит , выступают против врожденной модульности разума , представления о том, что мозг состоит из врожденных нейронных структур или модулей, которые имеют различные эволюционно установленные функции. Вместо этого акцент делается на врожденных предубеждениях, связанных с предметной областью. Эти предубеждения понимаются как помощь в обучении и направление внимания. Таким образом, модульные структуры являются продуктом как опыта, так и врожденных предубеждений. Таким образом, нейроконструктивизм можно рассматривать как мост между Джерри Фодора и психологическим нативизмом теорией Жана Пиаже когнитивного развития .
Разработка против врожденной модульности
[ редактировать ]Нейроконструктивизм возник как прямое опровержение психологов, утверждающих модульность мозга врожденную . [2] [3] Модульность мозга потребует заранее заданной схемы синаптических связей внутри кортикальной микросхемы конкретной нервной системы. [4] Вместо этого Аннетт Кармилов-Смит предположила, что микросвязь мозга возникает в результате постепенного процесса онтогенетического развития. [4] [5] [6] Сторонники модульной теории могли быть введены в заблуждение, казалось бы, нормальными показателями людей, которые демонстрируют неспособность к обучению на тестах. Хотя может показаться, что когнитивные функции могут быть нарушены только в определенных областях, это может быть функциональным недостатком теста. Многие стандартизированные задачи, используемые для оценки степени повреждения мозга, не измеряют основные причины, а лишь показывают статическое конечное состояние сложных процессов. [7] Альтернативным объяснением этих нормальных результатов тестов может быть способность человека компенсировать это, используя другие области мозга, которые обычно не используются для такой задачи. [4] Такая компенсация могла возникнуть только в результате нейропластичности развития и взаимодействия между окружающей средой и функционированием мозга.
Различные функции мозга возникают в процессе развития. Вместо заранее определенных моделей связей нейроконструктивизм предполагает, что существуют «крошечные региональные различия в типе, плотности и ориентации нейронов , в нейротрансмиттерах , в порогах активации, в скорости миелинизации , ламинации, соотношении серого и белого вещества ». и т. д., что привело к разным способностям нейронов или областей мозга выполнять определенные функции. [8] [9] Например, вентральный и дорсальный потоки возникают только из-за врожденных различий в скорости обработки данных нейронами, а не из-за врожденного выбора соответствующими нейронами быть вентральными или дорсальными. [8] Такая дифференциация получила название отраслевого подхода к развитию. [8] [9] [10]
Это контрастирует с предыдущими подходами , основанными на общем предметном и специфичном для предметной области . В общих чертах различия в когнитивном функционировании объясняются всеобъемлющими различиями в нейронах всего мозга. Напротив, доменно-специфичный подход утверждает, что врожденные специфические различия внутри генов напрямую контролируют развитие человека. Хотя это не может исключать доменную специфичность, [10] Вместо этого нейроконструктивизм предлагает подход к развитию, который фокусируется на изменениях и возникающих результатах. [10] Такие изменения приводят к специфичности домена во взрослом мозге, но нейроконструктивизм утверждает, что ключевой компонент специфичности возник из начального состояния общего домена. [4]
Каждый аспект разработки динамичен и интерактивн. [10] Человеческий интеллект можно более точно определить, сосредоточив внимание на пластичности мозга и его взаимодействии с окружающей средой, а не на внутренних различиях в структуре ДНК . Диссоциации, наблюдаемые при синдроме Вильямса или аутизме, дают нейробиологам возможность исследовать различные траектории развития. [4]
Контекстная зависимость
[ редактировать ]Нейроконструктивизм использует контекст, чтобы продемонстрировать возможные изменения в нейронных связях мозга . Если начать с генов и постепенно включать больше контекста, это указывает на некоторые ограничения, связанные с развитием. Вместо того, чтобы рассматривать мозг как независимый от его текущего или предыдущего окружения, нейроконструктивизм показывает, как контекст взаимодействует с мозгом, постепенно формируя специализированный мозг взрослого человека. Фактически, будучи построенными на уже существующих представлениях, представления становятся все более контекстно-зависимыми (а не контекстно-свободными). [11] Это приводит к «ограничениям судьбы», при которых более позднее обучение более ограничено, чем более раннее. [11] Нейроконструктивизм относится к тому, как мы строим наши концептуальные рамки на протяжении всей нашей жизни. Он обращается к раннему развитию детей, культуре и образованию.
Гены
[ редактировать ]Предыдущие теории предполагали, что гены представляют собой статический неизменный код, отвечающий за определенные результаты развития. Однако новые исследования показывают, что гены могут активироваться как под воздействием окружающей среды, так и под воздействием поведенческих факторов. [12] Этот вероятностный эпигенезический взгляд на развитие [13] предполагает, что вместо того, чтобы следовать заранее определенному пути экспрессии, гены модифицируются поведением и окружающей средой организма. Более того, эти модификации могут затем воздействовать на окружающую среду, создавая причинно-следственный круг, в котором гены, влияющие на окружающую среду, снова подвергаются влиянию этих изменений в окружающей среде.
Закрытие
[ редактировать ]Клетки не развиваются изолированно. Даже с раннего возраста на нейроны влияет окружающая среда (например, другие нейроны). [15] Со временем нейроны взаимодействуют либо спонтанно, либо в ответ на некоторую сенсорную стимуляцию, образуя нейронные сети. [12] Хотя точное количество нейронов в мозге неизвестно, существуют оценки, варьирующиеся от 100 миллиардов. [16] примерно до 128 миллиардов. [17] Это позволяет сформировать обширную нейронную сеть и, следовательно, «хранилище данных человеческого мозга». [18] Конкуренция между нейронами играет ключевую роль в установлении точной схемы связей. [19] Благодаря межнейронному общению, которое становится возможным благодаря синапсам, аксонам и дендритам нейрона, [14] [20] разные нейроны могут влиять друг на друга и приводить к изменениям в нейронной сети. Это важно для обработки информации и изучения нового материала. Это возможно из-за нейронных взаимодействий, которые происходят между нейронами. [21] В результате могут возникать специфические паттерны нейронной активации из-за лежащей в их основе морфологии и паттернов связей внутри указанных нейронных структур. Впоследствии они могут быть модифицированы за счет морфологических изменений, вызванных текущими представлениями. Все более сложные паттерны могут возникать в результате манипулирования текущими нейронными структурами под влиянием опыта организма. [12]
Познание
[ редактировать ]Хотя нейроны встроены в сети, эти сети в дальнейшем встроены в мозг в целом. Нейронные сети не работают изолированно, как, например, с точки зрения модульности мышления . Вместо этого различные регионы взаимодействуют посредством процессов обратной связи и сверху вниз . взаимодействия [22] ограничивая и определяя развитие каждого региона. Например, было показано, что первичная зрительная кора у слепых людей обрабатывает тактильную информацию. [23] Функция корковых областей возникает в результате сенсорного воздействия и конкуренции за корковое пространство. [24] «Этот взгляд на интерактивную специализацию подразумевает, что корковые области изначально могут быть неспецифичными в своих ответах, но постепенно сужают их ответы, поскольку их функциональная специализация ограничивает их более узким набором обстоятельств». [12] Обстоятельства в жизни человека могут привести к травме головы. Такие случаи, как сотрясение мозга во время занятий спортом и несчастные случаи с сильными ударами, могут привести к столкновению мозга с черепом. Это приводит к повреждению нейронов и ушибу мозга. В это время функция мозга временно теряется, поскольку нейроны повреждаются. Повторные травмы головы могут привести к развитию стойкого повреждения головного мозга. [25]
Хронический стресс вызывает долговременные изменения в структуре и функциях мозга. Эта форма стресса может вызвать увеличение количества клеток, продуцирующих миелин, и уменьшение количества нейронов. Хронический стресс уменьшает количество стволовых клеток, которые превращаются в нейроны, что может объяснить, как он влияет на обучение и память. [26] При этом нейронная сеть мозга постоянно меняется из-за пластичности. Хронический стресс, а также мышление и поведение никогда не могут быть решены. Сила нейропластичности позволяет изменять форму и функцию мозга на протяжении всей его жизни.
Вариант осуществления
[ редактировать ]Мозг . еще более ограничен своим ограничением внутри тела Мозг получает входные данные от рецепторов организма (например, соматосенсорной системы , зрительной системы , слуховой системы и т. д.). Эти рецепторы обеспечивают мозг источником информации. В результате они манипулируют моделями нейронной активации мозга и, следовательно, его структурой, что приводит к ограничивающему воздействию на построение представлений в уме. Сенсорные системы ограничивают возможную информацию, которую может получить мозг, и поэтому действуют как фильтр. [12] Однако мозг может также взаимодействовать с окружающей средой посредством манипулирования телом (например, движения, изменения внимания и т. д.), манипулируя, таким образом, окружающей средой и последующей полученной информацией. Проактивная активность при исследовании окружающей среды приводит к изменению опыта и, как следствие, к изменению когнитивного развития. [12]
Построение и реконструкция схем
[ редактировать ]Пути развития психических концепций, нашего познания и схем меняются на протяжении подросткового возраста и во взрослой жизни благодаря пластичности. Создаваемые когнитивные структуры являются отражением того, как мозг реагирует на свою культуру и окружающую среду. Нейронная связь достигает своего пика в подростковом возрасте, что позволяет предположить, что концептуальные рамки, которые мы создали в подростковом возрасте, могут быть перепрограммированы на протяжении всей жизни, как утверждается в идее динамического обучения. [1] Это гипотеза, которая пытается доказать пластичность нашего разума и его способность формировать неограниченные нейронные связи, которые формируют или изменяют нашу бессознательную и сознательную модель мышления, а также категории, которые мы встроили в себя и которые играют роль в нашем восприятии и взаимодействии. с миром. Эта гипотеза использовалась как попытка развенчать идею о том, что мы рождаемся со встроенными в нас знаниями, давая подтверждающие выводы к аргументу о том, что мы рождаемся как чистые листы. Книга Гэри Маркуса « Рождение разума » выступает против идеи tabula rasa и утверждает, что мы рождаемся с моделями мышления и информацией, накопленными врожденно. Эта идея известна как неонативизм. Идеи Маркуса объясняют эволюционную нейробиологию, в которой он указывает, что наши предустановленные модели мышления развились и стали такими, какие они есть. Идеи Маркуса несовместимы с идеей о пластичном мозге, поскольку он утверждает, что в познании человека не происходит предварительной или перепрограммируемой связи, а, скорее, существует фиксация и жесткость, обусловленные генами и рецептами, с которыми он родился. . Предварительно зашитый мозг не может быть пластичным. Однако Маркус верит, что познание можно развивать и перепрограммировать, но утверждает, что это не является нормой. Эта идея имеет слабую сторону, поскольку она не дает объяснения тому, как окружающая среда формирует наше мышление и познание, которые формируют нашу память. Воспоминания составляют полную сущность построения познания. У Лизы Фельдман Барретт В книге «7 с половиной уроков о мозге» говорится о схемах в соответствии с аффектами, которые мы испытываем в результате внешних раздражителей, придавая достоверность не раздражителям, а тому, как на них воздействуют и реагируют мозг и тело. Она утверждает, что реакции мозга основаны на прошлом опыте, который позволяет ему думать быстро, что является основой схем. [17] Лиза, как и Маркус, действительно придает достоверность тому, что находится внутри человека и формируется в нем с рождения, что влияет на наш личный внутренний опыт. [1] Нейроконструктивизм говорит о схемах как о кортикальной специализации, которая опирается на обучение и опыт, поскольку их формы, созданные в предыдущие годы, могут быть изменены и перемонтированы. Доказательства существования этого второго окна (перемонтирования) были получены посредством доказательства второго периода синаптического перепроизводства, который происходит в подростковом возрасте и позволяет изменить ограничения мыслей, которые были установлены в младенчестве. Пластичность широко доступна в период полового созревания и создает новые модели человека на основе его биологического взаимодействия с окружающей средой, которые имеют решающее значение для принятия решений, личности и социального поведения в более позднем взрослом возрасте. Это одна из наиболее важных причин, по которой подросткам советуют держаться подальше от алкоголя и психоделиков, которые умаляют их суждения и препятствуют ясности и мышлению. Это второе окно, открывающееся в период полового созревания, не следует воспринимать как нечто само собой разумеющееся, поскольку именно в этот мозг человек попадает во взрослой жизни в 21 год. [27] Алкоголь снижает способность мозга формировать нейронные связи и подавляет специфическую активность и пути нейронов. Алкоголь атакует лобную долю, которая усиливается в период полового созревания и продолжает расти до 21 года. Исследования, проведенные нейробиологом Джеем Гиддом, убедительно подтверждают второй период синаптической пластичности, и он провел тематическое исследование на своих собственных детях-подростках. . Он рассуждает о том, что подростки принимают неверные решения из-за того, что их мозг еще не полностью созрел. [ нужна ссылка ]
Подтверждение идее о том, что мозг способен перестраиваться, было найдено в исследовании, проведенном Такаси Ониси на музыкантах и немузыкантах с целью проверить, какие части мозга активны во время игры итальянского оркестра. показали, что правая височная доля и вторичная область слуховой коры немузыкантов были активированы по сравнению с мозгом музыкантов, активность которых приходилась на левую височную кору и левую префронтальную кору. [1] Это исследование подтверждает пластичность и то, как навыки переплетаются с работой мозга, опираясь на нейронные связи, которые необходимо построить для воздействия на различные части мозга. Это исследование предполагает, что наши схемы укоренены в различных частях процессов нашего мозга, и подтверждает их грандиозное разнообразие.
Социально
[ редактировать ]Хотя человек может манипулировать окружающей средой, конкретная среда, в которой он развивается, оказывает сильное ограничивающее воздействие на возможные нейронные представления, проявляющиеся через ограничение возможного физического и социального опыта. [12] Например, если ребенок воспитывается без матери, он не может изменить свои реакции или действия, чтобы породить мать. Он/она может работать только в рамках установленных ограничений среды, в которой он/она родился. Если ребенок рождается в плохих условиях по сравнению с ребенком, выросшим в среднем классе и занимающимся спортом с семьей и друзьями, он, скорее всего, будет держаться в стороне от спортивных радостей на протяжении всей взрослой жизни, поскольку его познание и счастье не пострадали и не были затронуты. к нему, как к ребенку, чтобы полностью осознать счастье и необходимость, которые оно вызывает на протяжении всего детства. Следовательно, нейроконструктивизм – это тоже зараза. Вышеупомянутые примеры помогают объяснить, как были созданы наши схемы и какое огромное влияние они оказывают на нашу повседневную жизнь. [1]
Природа представлений
[ редактировать ]Все вышеперечисленные ограничения взаимодействуют, формируя когнитивные представления в мозгу. Главный принцип – контекстная зависимость, поскольку формирование происходит посредством конкуренции и сотрудничества. [12] Конкуренция приводит к специализации развивающихся компонентов, которые затем формируют новые представления. Сотрудничество, с другой стороны, приводит к комбинациям существующих мысленных представлений, которые позволяют повторно использовать существующие знания. Построение представлений также зависит от освоения человеком окружающего мира. Однако опыт, полученный в результате этой проактивной деятельности, ограничивает диапазон возможных адаптаций в рамках ментальных представлений. [12] Такая прогрессивная специализация возникает из-за ограничений прошлой и нынешней среды обучения. Чтобы изменить представления, окружающая среда требует улучшений посредством небольших дополнений к текущему психическому состоянию. Это приводит к частичному [12] вместо фиксированных представлений, которые, как предполагается, встречаются у взрослых. Нейроконструктивизм утверждает, что таких конечных продуктов не существует. Пластичность мозга приводит к постоянно меняющимся мысленным представлениям в результате индивидуальной активности и взаимодействия с окружающей средой. Такая точка зрения подразумевает, что любые текущие мысленные представления являются оптимальным результатом для конкретной среды. Например, при нарушениях развития, таких как аутизм , атипичное развитие возникает из-за адаптации к множеству взаимодействующих ограничений, так же, как и при нормальном развитии. Однако ограничения различаются и, следовательно, приводят к другому конечному продукту. Эта точка зрения прямо контрастирует с предыдущими теориями, которые предполагали, что расстройства возникают в результате изолированных нарушений отдельных функциональных модулей. [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Фарина, Мирко (01.06.2016). «Три подхода к когнитивному развитию человека: неонативизм, нейроконструктивизм и динамическое обучение» . Британский журнал философии науки . 67 (2): 617–641. дои : 10.1093/bjps/axu026 . ISSN 0007-0882 .
- ^ Фодор, Дж. (1983). Модульность мышления. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
- ^ Пинкер, С. (1994). Языковой инстинкт. Лондон: Пингвин.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кармилов-Смит, А. (1997). «Извилистый путь от генов к поведению: нейроконструктивистский подход» . Когнитивная, аффективная и поведенческая нейронаука . 6 (1): 9–17. дои : 10.3758/cabn.6.1.9 . ПМИД 16869225 .
- ^ Кармилов-Смит, А. (1992). За пределами модульности: взгляд на развитие когнитивной науки. Кембридж, Массачусетс: MIT Press, Bradford Books.
- ^ Кармилов-Смит, А.; Планкетт, К.; Джонсон, М.; Элман, Дж.Л.; Бейтс, Э. (1998). «Что значит утверждать, что что-то является «врожденным»?». Разум и язык . 13 (4): 588–597. дои : 10.1111/1468-0017.00095 .
- ^ Оливер, А.; Джонсон, штат Миннесота; Кармилов-Смит, А.; Пеннингтон, Б. (2000). «Отклонения в возникновении представлений: нейроконструктивистская основа анализа нарушений развития». Наука развития . 3 (1): 1–40. дои : 10.1111/1467-7687.00094 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кармилов-Смит, А. (2009). «Проповедь обращенным? От конструктивизма к нейроконструктивизму». Перспективы развития ребенка . 3 (2): 99–102. дои : 10.1111/j.1750-8606.2009.00086.x .
- ^ Перейти обратно: а б Кармилов-Смит, А. (2012). «Проблема использования нейропсихологических моделей взрослых для объяснения нарушений нервного развития: развитый и развивающийся мозг». Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии . 66 (1): 1–14. дои : 10.1080/17470218.2012.744424 . ПМИД 23173948 . S2CID 7107904 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Кармилов-Смит, А. (2009). «Нативизм против нейроконструктивизма: переосмысление изучения нарушений развития». Психология развития . 45 (1): 56–63. CiteSeerX 10.1.1.233.1714 . дои : 10.1037/a0014506 . ПМИД 19209990 .
- ^ Перейти обратно: а б Марешаль, Д. (2011). «От НЕОконструктивизма к НЕЙРОконструктивизму» . Перспективы развития ребенка . 5 (3): 169–170. дои : 10.1111/j.1750-8606.2011.00185.x .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Вестерманн, Г.; Марешаль, Д.; Джонсон, Миннесота; Сируа, С.; Спратлинг, МВт; Томас, MSC (2007). «Нейроконструктивизм». Наука развития . 10 (1): 75–83. дои : 10.1111/j.1467-7687.2007.00567.x . ПМИД 17181703 .
- ^ Готлиб, Г. (1992). Индивидуальное развитие и эволюция. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Перейти обратно: а б «Файл:Пример нейрона.png — Arc.Ask3.Ru» . commons.wikimedia.org . 12 августа 2021 г. Проверено 9 декабря 2022 г.
- ^ Джесселл, ТМ, и Санес, младший (2000). Индукция и формирование паттернов нервной системы. В ER Kandel, JH Schwartz и TM Jessell (ред.), Принципы нейронауки (4-е изд., стр. 1019-1040). Нью-Йорк и Лондон: МакГроу-Хилл.
- ^ Хавард, Филлис (2010). «Сколько нейронов?» . Научный американский разум . 21 (4): 5. ISSN 1555-2284 . JSTOR 24943105 .
- ^ Перейти обратно: а б Барретт, Лиза Фельдман (2020), 7 1/2 уроков о мозге , [Гранд-Хейвен, Мичиган], ISBN 978-1-7213-5806-9 , OCLC 1220855563 , получено 9 декабря 2022 г.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Календарь» . Научный американский разум . 21 (5): 21. 2010. doi : 10.1038/scientificamericanmind1110-21 . ISSN 1555-2284 – через JSTOR.
- ^ Страйкер, член парламента; Стрикленд, СЛ (1984). «Физиологическое разделение столбцов глазного доминирования зависит от характера афферентной электрической активности». Офтальмологическая визуальная наука (Приложение) . 25 (6): 727–788.
- ^ «Нейроны: как общается мозг» . Психическое здоровье Америки . Проверено 27 октября 2022 г.
- ^ Хинтон, Джеффри Э. (1992). «Как нейронные сети учатся на опыте» . Научный американец . 267 (3): 144–151. Бибкод : 1992SciAm.267c.144H . doi : 10.1038/scientificamerican0992-144 . ISSN 0036-8733 . JSTOR 24939221 . ПМИД 1502516 .
- ^ Фристон, Кей Джей; Прайс, CJ (2001). «Динамические представления и генеративные модели функций мозга». Бюллетень исследований мозга . 54 (3): 275–85. дои : 10.1016/s0361-9230(00)00436-6 . ПМИД 11287132 . S2CID 5981386 .
- ^ Садато, Н.; Паскуаль-Леоне, А.; Графман Дж.; Ибанез, В.; Дейбер, член парламента; Долд Г. и Галлетт М. (1996). «Активация первичной зрительной коры чтением шрифтом Брайля у слепых». Природа . 380 (6574): 526–528. Бибкод : 1996Natur.380..526S . дои : 10.1038/380526a0 . ПМИД 8606771 . S2CID 4324041 .
- ^ Джонсон, Миннесота (2000). «Функциональное развитие мозга у младенцев: элементы интерактивной структуры специализации». Развитие ребенка . 71 (1): 75–81. дои : 10.1111/1467-8624.00120 . ПМИД 10836560 .
- ^ Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) (1997). «Рецидивирующие черепно-мозговые травмы, связанные со спортом — США» . Еженедельный отчет о заболеваемости и смертности . 46 (10): 224–227. ISSN 0149-2195 . JSTOR 23307480 . ПМИД 9082176 .
- ^ «Хронический стресс может повредить структуру мозга и его связь | Psychology Today Canada» . www.psychologytoday.com . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «Как алкоголь влияет на развивающийся мозг?» . Арете Восстановление . Проверено 10 декабря 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кроун, Эвелин А.; Риддеринхоф, К. Рихард (апрель 2011 г.). «Развивающийся мозг: от теории к нейровизуализации и обратно» (PDF) . Когнитивная нейробиология развития . 1 (2): 101–109. дои : 10.1016/j.dcn.2010.12.001 . ПМЦ 6987573 . ПМИД 22436435 .
- Деккер, Тесса М.; Кармилов-Смит, Аннет (2011). «Динамика онтогенеза». Экспрессия генов в нейробиологии и поведении: развитие человеческого мозга и нарушения развития . Прогресс в исследованиях мозга . Том. 189. стр. 23–33. дои : 10.1016/B978-0-444-53884-0.00016-6 . ISBN 9780444538840 . ПМИД 21489381 .
- Кармилов-Смит, Аннет (1992). За пределами модульности: взгляд на развитие когнитивной науки . Обучение, развитие и концептуальные изменения. Кембридж, Массачусетс: MIT Press . ISBN 978-0262111690 . ОСЛК 25370764 .
- Марешаль, Денис; Джонсон, Марк Х .; Сируа, Сильвен; Спратлинг, Майкл; Томас, Майкл С.К.; Вестерманн, Герт (2007). Нейроконструктивизм . Оксфордская серия по когнитивной нейробиологии развития. Том. 10. Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 75–83. doi : 10.1093/acprof:oso/9780198529910.001.0001 . ISBN 9780199214822 . OCLC 71807817 . ПМИД 17181703 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите )