Римско-католическая епархия Сиона
Сионская епархия Седунская епархия | |
---|---|
![]() | |
Расположение | |
Столичный | Непосредственно подчиняется Святому Престолу |
Статистика | |
Область | 5589 км 2 (2158 квадратных миль) |
Население - Общий - Католики | (по состоянию на 2020 год) 358,213 260,971 (72.9%) |
приходы | 157 |
Информация | |
Номинал | католик |
независимая церковь | Латинская церковь |
Обряд | Римский обряд |
Учредил | 4 век |
Кафедральный собор | Собор Нотр-Дам-дю-Гларье |
Текущее руководство | |
Папа Римский | Фрэнсис |
Епископ | Жан-Мари Лави |
Почетные епископы | Норберт Бруннер |
Карта | |
![]() Карта современной Сионской епархии в Швейцарии | |
Веб-сайт | |
Сайт епархии |
( Сионская епархия лат . Dioecesis Sedunensis , фр . Diocèse de Sion , нем . Bistum Sitten ) — латино- католическая церковная территория в кантоне Вале , Швейцария . Это старейшее епископство в стране и одно из старейших к северу от Альп. История епископов Сиона и аббатства Св. Мориса Вале в целом неразрывно переплетены.
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Кафедра была основана в Октодуруме, ныне называемом Мартиньи , столице римской провинции Пенинские Альпы .Первым достоверно историческим епископом был святой Теодор/Теодол (умер в 391 г.), который присутствовал на Аквилейском соборе в 381 г. Он основал аббатство Сен-Морис с небольшой церковью в честь святого Мориса , замученного там ок. 300 г., когда он объединил местных отшельников в общую жизнь, положив начало аббатству Сен-Морис, старейшему северу от Альп. Феодор восстановил церковь в Сионе, разрушенную императором Максимином в начале IV века. Сначала новая епархия была суфражистом Венской архиепархии ; позже он стал суфражистом Тарантеза.
В 589 году епископ святой Гелиодор перенес кафедру в Сион, оставив низменный, подверженный наводнениям участок Октодурум, где Дранс впадает в Рону . Хотя часто первые епископы были также аббатом Сен-Мориса, монашеская община ревностно следила за тем, чтобы епископы не распространяли свою юрисдикцию на аббатство. Несколько епископов объединяли обе должности: Вильхарий (764–780), ранее архиепископ Вены , откуда он был изгнан маврами ; святой Альтей, получивший от папы буллу об освобождении в пользу монастыря (780 г.); Аймо II, сын графа Гумберта I Савойского , который принимал Льва IX в Сен-Морисе в 1049 году.
Князья-епископы
[ редактировать ]
Около 999 года последний король Верхней Бургундии Рудольф III даровал графство Вале епископу Гюго (998-1017); этот союз духовной и светской власти сделал принца-епископа самым могущественным правителем в долине Верхней Роны, области, называемой Вале. Приняв это пожертвование за основу, епископы Сиона расширили свою светскую власть, а религиозная метрополия долины стала также политическим центром. Однако союз двух держав стал причиной ожесточенных споров в последующие столетия. Ибо, в то время как духовная юрисдикция епископа, как епископа Сиона, распространялась на всю долину Роны выше Женевского озера , графство Вале включало только верхнюю часть долины, доходя до слияния Трианта и Роны. . Попыткам епископов Сиона распространить свою светскую власть дальше по Роне яростно и успешно противостояли аббаты Сен-Мориса, получившие большие владения в Нижнем Вале.
Средневековые епископы Сиона обычно назначались из числа младших сыновей благородных семей Савойи и Вале и часто вовлекали ресурсы престола в распри между этими семьями. Более того, епископам в принципе решительно противостояла мелкая феодальная знать Вале, каждый из которых находился в своем укрепленном замке на скалистых высотах, стремясь уклониться от верховенства епископа, который был одновременно графом и префектом Священная Римская империя . Благотворителями в этой традиционной борьбе, особенно в XIV и XV веках, часто были богатые крестьянские общины Верхнего Вале, которые позже были названы Sieben Zehnden («семь десятин»), которые требовали увеличения политических прав в качестве платы за поддержку. начиная с успеха восстания 1415–1420 гг . Епископ Вильгельм IV Раронский (1437-1457) был вынужден отказаться от гражданской и уголовной юрисдикции над Зибен-Центеном по Натерскому договору 1446 года, в то время как восстание его подданных вынудило епископа Йоста Силиненского (1482-1496) бежать из епархия. В 1428-1447 гг. Вале бушевали судебные процессы над ведьмами В окрестностях .
Епископы Сиона чеканили свои деньги с давних времен, возможно, еще в эпоху Каролингов и, конечно, с 11 века. В начале 17 века Семь Десятин начали чеканить собственную монету, против чего решительно выступали епископы, пока им, наконец, не пришлось уступить светскую власть республике в 1634 году. [1]
Сьон и округ Вале постоянно были втянуты в более масштабную борьбу. Вальтер II Суперсаксонский (1457–1482) принимал участие в сражениях швейцарцев против Карла Смелого Бургундского и его союзника, герцога Савойского , и в 1475 году они изгнали Савойский дом из Нижнего Вале. Связанный со Старой Швейцарской Конфедерацией с 15-го века, регион Вале долгое время был разделен между французской партией (типичным примером которой был Георг Суперсаксонский ) и бургундско-миланским союзом, в котором влиятельный человек, кардинал Маттеус Шинер (1465-1522) , епископ Сиона, поддержал его. Шинер настолько опасался французского превосходства, что предоставил военную силу епархии в распоряжение Папы, и в 1510 году заключил пятилетний союз между Швейцарской Конфедерацией и Римской церковью, но в конечном итоге оказался одним из крупнейших проигравших в войне. Поражение Швейцарии при Мариньяно в 1515 году, в котором епископ сражался сам. В обмен на его поддержку Юлий II сделал Шинера кардиналом и в 1513 году принял прямой контроль над кафедрой, что дало епископам Сиона значительную часть власти. архиепископ . Поражение при Мариньяно и произвол его братьев привели к восстанию подданных Шинера; в 1518 г. он был вынужден бежать из епархии.
Реформация
[ редактировать ]Новые доктрины Реформации не нашли большого признания в Вале, хотя в кантон присылали проповедников из Берна , Цюриха и Базеля . В 1529 году епископ Адриан I Ридматтенский (1529–1548), капитул собора, и Зибен Центен заключили союз с католическими кантонами Конфедерации, чтобы поддерживать и защищать католическую веру от усилий реформатских кантонов. Благодаря этому союзу Вале помог католикам одержать победу над последователями Цвингли при Каппеле-ам-Альбисе в 1531 году; эта победа спасла оставшиеся владения католической церкви в Швейцарии. Аббаты Сен-Мориса выступали против всех религиозных нововведений так же энергично, как и епископы Адриан I Ридматтенский, Хильдебранд Ридматтенский (1565–1604) и Адриан II Ридматтенский (1604–1613), так что весь Вале оставался якобы католическим. И Адриан II, и его преемник Хильдебранд Йост (1613–1638) снова были вовлечены в споры с Зибеном Центеном относительно осуществления прав светского верховенства, которые были окончательно урегулированы в 1630 году, когда епископы отказались от своего территориального правления.
Влияние Французской революции
[ редактировать ]Светская власть епископов была прекращена Французской революцией. В 1798 году Вале после борьбы против господства Франции был включен в состав Гельветической республики , а принц-епископ Йозеф Антон Блаттер (1745-1807) отправился в изгнание в Новару . Во время правления Наполеона Вале был отделен от Швейцарии в 1802 году как Роданская республика , а в 1810 году был аннексирован Францией .
19 век
[ редактировать ]В 1814 году Вале сбросил господство Франции, когда на территорию вошли союзники; в 1815 году он присоединился к Швейцарии как один из кантонов. В качестве частичной компенсации за утрату своей светской власти епископ получил почетный пост в сейме кантона и право четырех голосов. Споры часто возникали, поскольку Конституция кантона 1815 года предоставила Верхнему Вале политическое преобладание в правительстве кантона, несмотря на то, что его население было меньше, чем население Нижнего Вале. Это привело в 1840 году к гражданской войне с Нижним Вале, где у власти находилась партия «Молодые швейцарцы», враждебная церкви. Правда, победила партия, дружественная церкви, и влияние церкви на преподавание поначалу сохранялось, но из-за поражения Зондербунда , с которым объединился Вале, в 1847 году к власти пришло радикальное правительство. Новая администрация сразу проявила себя недружелюбно по отношению к Церкви, секуляризовала многие церковные земельные владения и выбила крупные суммы денег у епископа и монастырей. Когда в 1856 году умеренная партия победила на кантональных выборах, начались переговоры с епископом Петером Йозефом фон Пре (1843–1875), и между епархией и кантоном были восстановлены дружеские отношения. В 1880 году две державы пришли к соглашению относительно земель, отнятых у церкви в 1848 году; они, поскольку они не были проданы, были возвращены для первоначального использования.
Новейшая история
[ редактировать ]В наше время епископ и правительство находятся в дружеских отношениях, согласно Конституции 1907 года, которая, хотя и объявляла католическую религию религией кантона, запрещала любое объединение духовных и светских функций.
Библиотека капитула собора
[ редактировать ]Библиотека Сиона известна прежде всего своими 120 средневековыми кодексами , датируемыми серединой 9-го века до конца 15-го века, некоторые из которых богато иллюминированы и опубликованы Йозефом Лейзибахом и Альбертом Йоргером. Библиотека находилась на попечении дьяка канонического капитула собора. Он также отвечал за безопасность казны. С XII века капитул отвечал за епископскую канцелярию и хранил архивы; несомненно, там был скромный скрипторий . Библиотека пополнилась за счет пожертвований каноников, а в 15 веке епископов: Гийома VI де Рароня (1437–1451), Йоста де Силенена (1482–1496) и, прежде всего, Вальтера Суперсаксо (1457–1482), имевшего богатую библиотеку каноническое право. [2]
См. также
[ редактировать ]- Список епископов Сиона
- Князь-епископство Базель
- Князь-епископство Кур
- Князь-епископство Лозанны
- Римско-католическая архиепископия Вьенны
- Герцогство Савойское
- История Вале
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Готлиб Эмануэль фон Халлер , Описание федеральных выставочных и мемориальных монет по кантонам и связанным с ними местам, том. 2, Берн (1795), 357 и далее.
- ^ [1]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сион в Католической энциклопедии
- «Нищий и профессор» Эммануэля Ле Руа Ладюри — отрывок ярко описывает Томаса Платтера в Сион в 1563 году. поездку
- Сионский собор (ссылка не работает, по состоянию на [update] 24 июля 2007 г.)
- Кирстен Гросс-Альбенхаузен (1996). «Теодор (Теодул, Теодул, святой Йодер, Йодерн, французский Теодюль, Рето-Роман. Согн Гиодер), епископ Октодура (Мартиньи, Мартинах)». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 11. Герцберг: Бауц. столбцы. 881-884. ISBN 3-88309-064-6 .
- [2]