Подробнее таубронар
Море Таубронар (умер в 1507 г.) был музыкантом африканского происхождения при дворе Якова IV Шотландии и его жены Маргарет Тюдор . Его имя неизвестно. [1] «Тауброн» представлял собой разновидность барабана, слово родственно современной форме « табор ». [2] Слово «Море» или «Мориен» использовалось для людей африканского происхождения при шотландском дворе . [3] В архивных записях Море Таубронар упоминается как постановщик костюмированного танца или маскарада, представленного при шотландском королевском дворе в 1505 году. [4]
Африканский барабанщик в архивах
[ редактировать ]Хотя его имя не раскрыто, кое-что известно о карьере барабанщика при шотландском дворе из отчетов королевского казначея . [5] Впервые он был отмечен в отчетах в декабре 1504 года. [6] Его гонорар за три месяца и квартал составил 4–7 шиллингов–6 пенсов. Шотландцы . [7] «Более таубронар» появился во дворце Линлитгоу , замке Стерлинг и на Фолклендах . [8]
Яков IV путешествовал с этим барабанщиком и четырьмя итальянскими менестрелями в Дамфрис , Эскдейл и Пиблс в сентябре 1504 года. [9] В Дамфрисе Джеймс IV дал 28 шиллингов музыканту по имени «Клоффис», чей барабан «табрун» забрал Кадди Риг, которого называют дураком и скрипачом. «Клоффс» также купил в Дамфрисе пальто из кирзы . Неясно, был ли «Клоффис» (возможно, «Кловис») африканским барабанщиком короля. Имя больше не появляется в учетных записях. [10]
Итальянские менестрели и «Море таубронар» присоединились к королю в его поездке на север в Бречин , Дарнауэй и Элгин в октябре 1504 года. Там были танцы в исполнении девушек Дарнауэя, Элгина и Форреса . они посетили замок Хантли , тогда известный как «Стратбоги». На обратном пути [11] Король, возможно, оплатил уход за детьми барабанщика во время этой поездки в Маунт , оплатив его «расходы челдиса», альтернативно слово «ребенок» может относиться к слуге барабанщика. Пока Джеймс был на севере, Маргарет Тюдор остановилась в Данфермлинском дворце с четырьмя молодыми африканскими женщинами, известными как « Большие девушки ». [12] [13]
В феврале 1505 года африканский барабанщик придумал маску или танец для турнира, проводимого на Масленицу , под названием «Канун Фастерина». Двенадцать танцоров были одеты в костюмы из черно-белой ткани от More taubronaris devis. [14]
В декабре 1503 года для «Море таубронара» было изготовлено пальто из камлетной ткани, сотканной черными и красными нитями, с дамасским дублетом серого и коричневого (пурпурно-коричневого) цвета и полосатыми чулками. [15] [16] В марте 1505 года ему дали 28 шиллингов на покраску барабана, а 25 марта он получил 14 шиллингов в качестве награды вместе с другими придворными музыкантами. Этот платеж был сгруппирован бухгалтером с деньгами, переданными четырем итальянским «шавмери», играющим на деревянных духовых инструментах . [17] предположительно, итальянские менестрели, упомянутые в 1504 году. [18]
В декабре 1505 года ему подарили одежду из брюггского атласа и дубильных тканей, такую же, как и у четырех итальянцев. Другому «таубронару», Ансли, подарили чуть менее дорогой костюм. [19] В мае 1506 года «Море таубронару» подарили желтый кафтан на тафтовой подкладке. Это было сделано по особому случаю, когда король отплыл на остров Мэй , место паломничества в заливе Ферт-оф-Форт . [20]
«Море таубронар» каким-то образом был ранен в июне 1506 года в Холируде. В июле король дал своему врачу 9 шиллингов и произвел еще один платеж в августе. Бухгалтер назвал целителя «пиявкой». [21] В марте и мае 1507 года Яков IV подарил жене и ребенку 14 шиллингов. [22] Шотландское слово «barne», возможно , означает «ребенок». [23] Эти выплаты предполагают, что африканский барабанщик умер. [24]
В феврале 1506 года Яков IV дал 28 шиллингов медсестре, которая принесла ему «Морис Барн» «посмотреть». [25] что может указывать на то, что этот ребенок, возможно, барабанщика, был объектом экзотического интереса короля. [26]
Выдержки из отчетов казначея, в которых упоминаются музыканты при дворе Якова IV, были впервые опубликованы в 1830-х годах Робертом Питкэрном и Уильямом Дони. [27] Иногда высказывалось предположение, что другой человек, записанный в тех же источниках, «Петр Море», был тем же человеком, хотя Питер не упоминается как музыкант. [28] В марте 1501 года «Петру Мору» письмом с тайной печатью была пожалована ежегодная плата в размере 20 французских крон. [29] Петр Морской был отправлен во Францию по королевским делам в мае 1501 года и оставил королевскую службу в августе 1504 года. [30]
Барабанщики, танцы и акробаты
[ редактировать ]Записи, в которых упоминаются другие барабанщики при дворе, дают представление о роли Мора таубронара и его исполнительской деятельности. В Англии у Екатерины Арагонской был барабанщик, игрок на «табрете». «Табереры», кажется, играли танцевальную музыку. [31] В январе 1494 года музыку для маскировки или переодевания в Вестминстере с участием 12 придворных мужчин и 12 дам исполняли «маленький табрет и подтип ffedyll». [32] Генрих VIII владел золотой солонкой, на которой был изображен танец Морриса с пятью табреттами и «табреттом». [33] или «таберер». [34] Развлечение в Лондоне в январе 1552 года включало «танец нравов [танец Морриса] в исполнении табрета». [35]
В Шотландии танцы в покоях Маргарет Тюдор были увековечены в стихотворении Уильяма Данбара . [36] дочь короля леди Маргарет . Один из барабанщиков при шотландском дворе, Гильям, учил танцевать [37] Он устроил танцы во дворце Холируд в феврале 1507 года, чтобы отпраздновать рождение принца. [38] и в феврале 1511 года. Гильям играл за Маргарет Тюдор на борту « Великого Михаила или Маргариты» 3 августа 1512 года. [39]
В мае 1489 года Прингиллу было дано 18 шиллингов на починку его «тауберна». [40] На Пасху 1501 года придворным музыкантам были вручены денежные вознаграждения, таубронары Адам Бойд, Гиллиам, Ансл и Джон Портвис или Портус получили 14 шиллингов. Те же барабанщики, к которым присоединился «таубронар Лейта », получили в январе 1502 года новогодние подарки в размере 28 шиллингов. [41] В январе 1503 года Яков IV находился в аббатстве Арброт с двумя таубронарами, и его развлекали гайзеры . [42] Куинбор, таубронар, получил подарок на Новый год в январе 1504 года, и в другой записи он указан как таубронар Лейта. [43] Ансл или Ансли были достаточно фаворитами или имели достаточный статус, чтобы играть в теннис с королем. [44] Новогодняя награда, врученная Море Таубронару в январе 1505 года, была больше, чем у других, и составила 28 шиллингов. [45]
играл «таубронар» 6 марта 1497 года в замке Стерлинг со «спеляром». [46] «Спеларе» — акробат, исполнявший своего рода физический театр . В отчетах упоминаются сальто и работа на «шнуре» или канате . [47] В марте 1497 года таубронар Ансле получил пасхальную награду, а два «таубронари» Гильям и Паис получили вознаграждение вместе с «спеларом». [48] Пайс также выступал со скрипачом по имени Беннет. [49]
Группа итальянских акробатов упоминается в июле 1502 года, когда Яков IV подарил 42 шиллинга Питеру де Луке, «мастеру спелариса». Петр и Франциск де Лука, «мальчик-спелер», имели пенсию в размере 20 французских крон . [50] Возможно, это были итальянцы из Лукки . Фрэнсис получил пенсионные деньги в замке Стерлинг 22 апреля 1502 года и дал еще одно представление в Стерлинге 14 июня. Он выступал в Перте в июне 1503 года и в августе 1503 года, когда Маргарет Тюдор прибыла в Эдинбург. [51] Маргарет Тюдор Барабанщики-«табретты» весело играли на королевском въезде в Эдинбург, а «молодой итальянский» акробат выступал на следующий день после свадьбы на канате во дворе Холирудского дворца . [52] Английский «спелер», сопровождавший Маргарет в Шотландию и выполнявший сальто, получил 5 крон при отъезде в августе. [53] Итальянцы также пошли дальше: один из акробатов получил 20 крон, когда покинул двор в апреле 1502 года, а другой, предположительно Франциск де Лука, уехал с шотландцами за 13 фунтов 24 августа 1503 года. [54]
В число акробатов при английском дворе в это время, развлекавших Генриха VII , входили тумберы Вонекорпс и Маленькая Дева, выступавшие в первый день Нового 1504 года. [55] Заработная плата барабанщика африканского происхождения Джона Бланка была записана в отчетах Тюдоров, и он был изображен в Вестминстерском турнирном списке 1511 года . [56]
Барабанщики и моряки
[ редактировать ]9 февраля 1507 года Яков IV посетил верфь в Дамбартоне , где его развлекали таубронар и скрипач. [57] Некоторые барабанщики служили или выступали на одном из королевских кораблей, «Таубронарисе Жаката » . Они получили награду за игру, когда король плавал между Инчкейтом и Кингхорном в мае 1502 года (возможно, паломничество на остров Мэй, подобное паломничеству с Морским таубронаром в мае 1506 года). был таубронар На барже Данди . [58] Некоторые аристократы нанимали барабанщиков. [59] Роберт Бартон , судовладелец, поставлявший древесину для королевского кораблестроения, в мае 1504 года имел на своем корабле таубронар. [60] Семья Бартонов была связана (предположительно) с прибытием африканцев, в том числе Эллен Мор , в Шотландию. [61]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Майри Коуэн и Лора Уоклинг, «Взросление при дворе Якова IV», Джанай Ньюджент и Элизабет Юэн, Дети и молодежь в досовременной Шотландии (Бойделл, 2015), стр. 25: Имтиаз Хабиб, Жизнь черных в английских архивах, 1500–1677: Отпечатки невидимого (Routledge, 2008), стр. 29–30.
- ^ 'табурн', DOST/DSL
- ^ Нандини Дас , Жоао Висенте Мело, Хейг З. Смит, Лорен Уоркинг, Блэкамур/Мур, Ключевые слова идентичности, расы и человеческой мобильности в Англии раннего Нового времени (Амстердам, 2021), стр. 40–50 : 'Mor (e) , Мойр, Словарь древнего шотландского языка
- ^ Миранда Кауфманн , Черные Тюдоры (Лондон, 2017), с. 11: Луиза Ольга Фраденбург, Город, Брак, Турнир: Искусство правления в Шотландии позднего средневековья (University of Wisconsin Press, 1991), стр. 175–6.
- ^ Имтиаз Хабиб, Черные жизни в английских архивах, 1500–1677: Отпечатки невидимого (Routledge, 2008), стр. 278–88.
- ^ Счета казначея , том. 2 (Эдинбург, 1990), с. 329.
- ^ Джеймс Бальфур Пол , Отчеты казначея, 1506–1507 , том. 3 (Эдинбург, 1901), стр. 118, 121, 122, 124.
- ^ Отчеты казначея, 1500–1504 , том. 2 (Эдинбург, 1900), стр. 444, 458, 459.
- ^ Миранда Кауфманн, Черные Тюдоры (Лондон, 2017), с. 311 сн. 66.
- ^ Отчеты казначея, 1500–1504 , том. 2 (Эдинбург, 1900), стр. 323, 457–8.
- ^ Отчеты казначея, 1500–1504 , том. 2 (Эдинбург, 1900), стр. 462–6, 457, 458, 459, 463–4.
- ^ Отчеты казначея, 1500–1504 , том. 2 (Эдинбург, 1900), с. 458, 466, 468.
- ^ «Ребенок», DOST/DSL
- ^ Отчеты казначея, 1500–1504 , том. 2 (Эдинбург, 1900), 477: Миранда Кауфманн, Черные Тюдоры (Лондон, 2017), с. 11: Кэти Стивенсон, Рыцарство и рыцарство в Шотландии, 1424–1513 (Бойделл, 2006), с. 90.
- ^ Отчеты казначея, 1500–1504 , том. 2 (Эдинбург, 1900), с. 329.
- ^ «Бегари», DOST/DSL
- ^ «Шалмер», DOST/DSL
- ^ Отчеты казначея, 1506–1507 , том. 3 (Эдинбург, 1901), с. 132.
- ^ Отчеты казначея, 1506–1507 , том. 3 (Эдинбург, 1901), стр. 108–9.
- ^ Отчеты казначея, 1506–1507 , том. 3 (Эдинбург, 1901), с. 115.
- ^ Отчеты казначея, 1506–1507 , том. 3 (Эдинбург, 1901), стр. 197, 206, 330.
- ^ Отчеты казначея, 1506–1507 , том. 3 (Эдинбург, 1901), стр. 377, 388.
- ^ «Барн», DOST/DSL
- ^ Майри Коуэн, «На границе периодизации с «блитнесами, которыми он является»: граница средневековья и раннего Нового времени в истории Шотландии», Журнал Канадской исторической ассоциации 23:2 (2012), стр. 26.
- ^ Надя Т. ван Пелт, Межкультурные исследования и двор Генриха VIII (Оксфорд, 2024), с. 30: Имтиаз Хабиб, «Жизни черных в английских архивах, 1500–1677: отпечатки невидимого» (Routledge, 2008), стр. 30. 284.
- ^ Майри Коуэн и Лора Уоклинг, «Взросление при дворе Якова IV», Джанай Ньюджент и Элизабет Юэн, Дети и молодежь в досовременной Шотландии (Бойделл, 2015), стр. 26.
- ^ Роберт Питкэрн, Уголовные процессы , 1:1 (Эдинбург, 1833), с. 123: Уильям Дауни, Древние шотландские мелодии (Эдинбург, 1838), стр. 355–361.
- ^ Джеймс Тейлор, Иллюстрированная история Шотландии , том. 1 (Эдинбург, 1859 г.), с. 554: Отчеты казначея , т. 554: Отчеты казначея, т. 2, с. 450.
- ^ Мэтью Ливингстон, Реестр Тайной печати Шотландии , том. 1 (Эдинбург, 1908 г.), с. 96 нет. Аналогичные гонорары получили 666 итальянских и французских трубачей.
- ^ Имтиаз Хабиб, Жизнь черных в английских архивах, 1500–1677: Отпечатки невидимого (Routledge, 2008), стр. 27–9, 274–9.
- ^ Теодор Думитреску, Ранний двор Тюдоров и международные музыкальные отношения (Routledge, 2017).
- ^ Сидни Англо , «Уильям Корниш в пьесе, театрализованном представлении, тюрьме и политике», Обзор английских исследований , 10:40 (ноябрь 1959 г.), стр. 349.
- ^ Фрэнсис Пэлгрейв, Древние календари казначейства , том. 2 (Лондон, 1836 г.), стр. 286–7]
- ^ Ральф Н. Уорнум, Анекдоты о живописи , 3 (Лондон: Бон, 1862), с. 500, от Федеры , 18, с. 236.
- ^ Сидней Англо, Зрелищное зрелище и политика ранних Тюдоров (Оксфорд: Clarendon Press, 1969), стр. 308.
- ^ Мишель Бир, Королева при дворах Британии эпохи Возрождения (Вудбридж, 2018), стр. 93–4.
- ^ Счета казначея , том. 3 (Эдинбург, 1901), стр. 117, 129.
- ^ Счета казначея , том. 3 (Эдинбург, 1901), стр. xxxii, 371.
- ^ Отчеты казначея, 1507–1513 гг. , Том. 4 (Эдинбург, 1902), стр. 330–1, 356.
- ^ Счета казначея , том. 1 (Эдинбург, 1877 г.), с. 110.
- ^ Счета казначея , 2 (Эдинбург, 1900), стр. 102, 131.
- ^ Счета казначея , 2 (Эдинбург, 1900), с. 148.
- ^ Счета казначея , 2 (Эдинбург, 1900), стр. 412, 436.
- ^ Счета казначея , 2 (Эдинбург, 1900), с. 153.
- ^ Счета казначея , 2 (Эдинбург, 1900), с. 472.
- ^ Счета казначея , том. 1 (Эдинбург, 1877 г.), с. 322.
- ^ Анна Дж. Милль, Средневековые пьесы в Шотландии (Эдинбург, 1927), стр. 132: «Игроки», DOST/DSL.
- ^ Счета казначея , том. 1 (Эдинбург, 1877 г.), стр. 326–7.
- ^ Счета казначея , том. 1 (Эдинбург, 1877 г.), с. 360.
- ^ Майри Коуэн и Лора Уоклинг, «Взросление при дворе Якова IV», Джанай Ньюджент и Элизабет Юэн, Дети и молодежь в досовременной Шотландии (Бойделл, 2015), стр. 23.
- ^ Отчеты казначея , 2 (Эдинбург, 1900), стр. lxxii, 96, 122, 132, 139, 145, 151, 153, 334–5, 377.
- ^ Томас Хирн , антикварная коллекция британских коллекций Джона Леланда , 4 (Лондон, 1770), стр. 280, 297
- ^ Счета казначея , том. 1 (Эдинбург, 1877 г.), с. 387.
- ^ Счета казначея , том. 1 (Эдинбург, 1877 г.), стр. 143, 389.
- ^ Сэмюэл Бентли, Excerpta Historica: Или, иллюстрации английской истории (Лондон, 1831), стр. 131.
- ^ Надя ван Пелт,«Заработная плата Джона Бланка: нет бизнеса лучше шоу-бизнеса», Medieval English Theater 44 (Бойделл, 2023), стр. 3–35. дои : 10.2307/j.ctv360nrnh
- ^ Счета казначея , том. 3 (Эдинбург, 1901), с. 368
- ^ Счета казначея , 2 (Эдинбург, 1900), с. 148.
- ^ Джон Грэм Далиелл , Музыкальные мемуары Шотландии (Эдинбург, 1849), стр. 275–6.
- ^ Счета казначея , 2 (Эдинбург, 1900), с. 432.
- ^ Патрик Фрейзер Титлер , История Шотландии , том. 5 (Эдинбург, 1834), стр. 43–4, и см. П. Ф. Титлер, «Жизни достойных шотландцев» , том. 3 (Лондон, 1833 г.), с. 331.