Jump to content

Эллен Мор

«Больше девушек» были во дворце Данфермлин в октябре 1504 года.

Эллен или Элен Мор ( ок . 1500–1535 ) была африканской служанкой при шотландском королевском дворе . Вероятно, она прибыла в Шотландию в компании португальца с привозными животными. [1] Есть записи о подаренной ей одежде и подарках, хотя ее роль и статус неясны. Некоторые недавние исследования предполагают, что она была порабощена, и ее приезд в Шотландию может быть косвенно связан с работорговлей . [2] Она связана с расистским стихотворением Уильяма Данбара и, возможно, выступала в Эдинбурге в роли «Черной леди» на королевских турнирах в 1507 и 1508 годах. [3]

Эллен Мор работала в Эдинбургском замке в доме леди Маргарет , дочери Якова IV Шотландии и его любовницы Маргарет Драммонд . [4] Эллен Мор и Маргарет Мор позже были служанками Маргарет Тюдор во дворце Линлитгоу . [5]

Впервые она была упомянута под именем «Элен Мор» в королевских отчетах в декабре 1511 года. Возможно, оставаясь в доме молодого Якова V , в последний раз она упоминалась в отчетах в августе 1527 года как «Хеленора Блак Мойр». [6] Имя «Море», записанное в шотландских источниках, по-видимому, происходит от слова «мавр», означающего на шотландском языке африканца. Ряд лиц обозначены как «мавры» в записях шотландского королевского двора, а другие люди африканского происхождения, живущие в шотландских общинах, в записях не заметны. [7] [8] [9]

Африканские люди в других европейских судах

[ редактировать ]

Слуги африканского происхождения в то время работали в других судах Европы. После замужества с Франческо II Гонзагой в 1490 году Изабелла д'Эсте приказала найти или купить молодую чернокожую девушку, чтобы она служила ей в Мантуе , и написала о другой африканской девушке постарше в ее доме, которую обучали быть «шутом» или «шутом». конферансье. [10] Как и в Шотландии, в зрелищах этих дворов присутствовали африканские и экзотические темы. Свадебные торжества в 1502 году при свадьбе Лукреции Борджиа с Альфонсо , сыном Эрколе I д'Эсте, герцога Феррарского , включали танец мориско «мавров с пылающими свечами во рту и танец дикарей ». [11] В Испании и в испанских королевствах имена «ле Мор» или «ле Негре» могли служить скорее дескриптором, чем фамилией для слуг африканского происхождения. [12]

В эти же годы в Англии в доме испанской принцессы Екатерины Арагонской , жены принца Артура и Генриха VIII , были записаны африканские слуги, в том числе трубачи Джон Бланке и Алонсо де Вальденебро, а также конюх Фрэнсис Негро. [13] Юрист Томас Мор был удивлен появлением африканцев в свите Екатерины Арагонской в ​​процессии во время ее официального въезда в Лондон в ноябре 1501 года. Он писал о них в расистских выражениях Джону Холту . [14] [15] [16] У Екатерины Арагонской также была служанка мусульманского происхождения, Каталина Мотрильская , которая, возможно, присоединилась к ее свите в качестве рабыни. В 1501 году Хуану Давалосу из Гранады заплатили за раба принцессе Уэльской, как тогда была известна Екатерина. [17]

Экзотические животные при королевских дворах

[ редактировать ]
Маргарет Тюдор изображена со своим питомцем, « Мартышкой Каликуты , возможно , ». [18] Даниэль Мийтенс , RCT . [19]

Четырех африканцев, которых в Шотландии в 1504 году называли «Больше девушек», сопровождал португалец и импортированные животные, включая кошку и лошадь. Правление Якова IV (1488–1513) совпало с эпохой португальских исследований , которые установили прочные контакты между Европой и Африкой. [20] В это время португальский королевский двор стал известен коллекционированием экзотических и редких животных из далеких стран. [21] Португальские монархи отправляли дипломатические подарки в виде редких животных другим дворам. [22] Генрих VII Английский получил попугаев и диких горных кошек в Ричмондском дворце в 1505 году от португальского путешественника. [23]

Домашняя обезьянка при шотландском дворе была записана как « Мартышка Каликута » , что отражает деятельность португальцев как на Малабарском побережье , так и на побережье Бразилии . [24]

В письме сотрудника таможни Саутгемптона описывается план купца подарить Генриху VIII двух мускусных котов, трех маленьких обезьянок, мартышку и другие экзотические товары . [25] Портрет Маргарет Тюдор включает в себя бразильскую игрунку и может быть копией картины, находившейся когда-то в коллекции Генриха VIII, описанной в его инвентаре как «женщина с обезьяной на руке». [26] Обезьяна на портрете Екатерины Арагонской , написанном около 1531 года, похоже, является домашним капуцином Маркгрейва , привезенным из Бразилии португальскими торговцами. Портрет Катарины может быть аллегорией христианской веры. [27] Английскому двору дарили обезьян или игрунок в 1534 и 1535 годах, но говорили, что Анна Болейн не любила «таких зверей». [28]

Шотландия, Португалия и каперы

[ редактировать ]

Яков IV разрешил шотландским каперам , таким как Эндрю Бартон, нападать на португальское судоходство по « каперской грамоте ». Контекстом стал спор о пропаже ценного груза в Слуисе, принадлежавшего Джону Бартону из Лейта еще во времена правления Якова III . [29] Шотландские короли передали Бартону и его преемникам репрессивные письма, чтобы возместить потерю. Яков IV и Яков V продолжали посылать напоминания Мануэлю I из Португалии . [30] Деятельность каперов могла стать потенциальным маршрутом для африканцев в Шотландию, хотя прямых доказательств этого нет. [31]

Архивные ссылки на «Больше девушек», португальца и экзотических животных были вновь открыты в начале 19 века Уильямом МакГрегором Стирлингом (1771-1833) и другими. Каперскую связь между «Больше девиц» и семьей Бартон предположил Патрик Фрейзер Титлер . Он предположил, что присутствие африканцев при шотландском дворе было связано с «успехом шотландских каперов». [32]

Яков IV имел и другие связи с португальским судоходством и исследованиями, а также поддерживал торговые связи. На своих верфях он нанимал португальских мастеров. [33] и был покровителем итальянского купца и финансиста в Брюгге Жерома Фрескобальди , компания которого финансировала путешествия. [34] Фрескобальди продавал специи Джеймса IV, полученные португальскими торговыми судами. [35] Яков IV купил воск, вино и севший на мель корабль на западном побережье у португальского купца Джона Фарнхэ в апреле 1498 года. [36]

Этих африканцев называют «человеческой добычей» с точки зрения их отношений с Португальской империей . [37] Хотя подробности их путешествия и прибытия в Шотландию остаются неясными, в отчетах казначея и контролера Шотландии упоминается о работе африканцев при дворе Якова IV. [38] В состав шотландского королевского двора входили «Петр Мор» и « Мор таубронар », барабанщик, путешествовавший по Шотландии в свите короля. [39]

Эллен Мор в архивной записи

[ редактировать ]
«Больше девушек» переехали в Инверкейтинг , возможно, в Госпиталь Серых Монахов.

Больше девушек в Данфермлине и Инверкитинге

[ редактировать ]
«Больше девушек» остановились у Джеймса Хоммила Эдинбурга на южной стороне Каслхилла на Хай-стрит в ноябре 1504 года.

В октябре 1504 года Маргарет Тюдор находилась в Данфермлинском дворце , через Форт от Эдинбурга, в Файфе . [40] Джеймс IV находился на севере, в Элгине . возникла подозрение на вспышку чумы В Данфермлине . Королева и ее семья решили покинуть Данфермлин. [41] Четыре африканские женщины, которых называли «Больше девушек», отправились 8 ноября в Норт-Куинсферри и Инверкейтинг под присмотром придворного аптекаря Мосмана Джона . В Инверкейтинге с ними были также «народцы», люди, сопровождавшие «девушек», и несколько животных. Через несколько дней они отправились в Эдинбург. В отчетах записано, что женщина «турсит» «Больше девушек» из Данфермлина - слово, которое обычно означает упаковку и транспортировку домашних вещей с помощью шнура, но может также означать перевозку людей. [42]

Эдинбург

[ редактировать ]

Джеймс IV прибыл в Эдинбург и прибыл во дворец Холируд к 18 ноября, где 22 ноября он наградил человека, принесшего животных, 20 золотыми кронами . Эти животные были с африканскими женщинами, «Большими девушками», в Инверкейтинге. Среди них была португальская лошадь с рыжим хвостом и циветта , или «муст-кошка». [43]

26 ноября Яков IV подарил женщине, которая привезла «Еще девушек» из Файфа, 4 шиллинга. 27 ноября Яков IV приказал выдать двум предполагаемым жертвам чумы, изгнанным из города Данфермлин, 14 шиллингов. [44] [45] [46] [47]

Сначала четверо африканцев, записанных клерком как «эфиопы», поселились в доме Джеймса Хоммила , богатого эдинбургского купца, который покупал гобелены для короля . Хоммилл также принял португальца, сопровождавшего африканцев, привезших их в Шотландию, а также двух лошадей и других животных. Они пробыли у Джеймса Хоммилла и его жены Хелен 40 дней. Клерк записал платежи как «дополнительное место жительства», то есть расходы королевских слуг, проживающих какое-то время вдали от королевского дома. [48] Латинскую запись можно перевести так:

А на расходы четырех эфиопов, оставшихся вне жилища по приказу царя, iii li.
И платой, произведенной Джеймсу Хоммилу за расходы на одного портингалия, перевозившего четырех эфиопов, двух лошадей и животных, остававшегося чужаком лорду королю в Эдинбурге в течение сорока дней в резиденции упомянутого Джеймса по приказу короля, XVIII ли IIIJ с.

А на расходы четырех эфиопов, оставшихся вне дома, рукой короля было выделено 4 фунта стерлингов.
И заплатить Джеймсу Хоммилу за португальца, привезшего через руку короля четырех эфиопов, двух лошадей и животных, оставшихся вне дома в Эдинбурге в течение сорока дней в доме упомянутого Джеймса, 18 фунтов стерлингов и 4 шиллинга. [49]

В записях о собственности упоминается, что дом или земля Джеймса Хоммилла находились на южной стороне Хай- стрит в многоквартирном доме лорда Бортвика за Овер-Боу, недалеко от Эдинбургского замка. Улица теперь называется Каслхилл. Дом Хомилла пострадал в результате пожара в 1511 году, начавшегося в пекарне. [50] В декабре 1503 года король отправил своего брата Уильяма Хоммила с поручением в Португалию, чтобы поддержать португальскую торговлю и судоходство. [51]

Уильям Вод

[ редактировать ]

В июле 1505 года моряк из Лейта и торговец лесом Уильям Вод получил от короля награду в размере 12 фунтов стерлингов за то, что он привел африканцев к шотландскому двору в сопровождении белой лошади из Португалии, лошади дженнет и обязательной кошки . [52] Причина более поздней даты выплаты этой награды не указана. [53] Остается неясным, привез ли моряк Вод африканцев и португальцев в Шотландию с корабля, который он захватил под « каперскими грамотами », или же король попросил его привлечь африканцев в качестве своих слуг и помощников его дочери Леди. Маргарет. [54] Аптекарь Мосман приехал в замок Стерлинг 6 ноября, чтобы забрать кошку. [55]

Крещение и наречение

[ редактировать ]

Один «Море лас» был крещен 11 декабря 1504 года и, вероятно, получил новое имя. Возможно, это ознаменовало конец пребывания в доме Джеймса и Хелен Хомилл, когда «Другие девушки» вернулись в королевский дом. [56] Эллен Мор, возможно, была переименована в честь придворной Элеоноры Поул или Елены Троянской , а ее сестры по имени Маргарет в честь королевы. [57] В доме была еще одна «Элеонора», Элеонора Джонс . Эллен было очень распространенным женским именем в Шотландии раннего Нового времени , как показывают более поздние записи о крещении. [58] Историк Бернадетт Андреа отмечает, что Эллен Мор и другие африканцы, прибывшие в Шотландию и Великобританию в 16 веке, возможно, следовали исламской вере . [59] Возраст этих прибывших неизвестен, «девушка» могла быть подростком, поскольку это слово использовалось чаще всего. [60]

Эллен Мор

[ редактировать ]
Эллен и Маргарет Мор были служанками дочери короля леди Маргарет в Эдинбургском замке.
Эллен Мор и Маргарет Мор были членами семьи Маргарет Тюдор во дворце Линлитгоу.

Эти записи о «Больших девушках» в 1504 году могут относиться к прибытию Эллен, а также Маргарет Мор, еще одной служанки, которая, возможно, была сестрой Эллен. Эллен и Маргарет, кажется, являются двумя «Большими девушками» в Эдинбургском замке, которые посещали леди Маргарет и которым были куплены туфли. [61] Сапожником был Джон Дэвидсон, который также шил обувь для «Маленького Мартина-испанца» и датского дворянина Кристофера или Кристиерна, который, как говорят, был сыном Елизаветы Датской , но его личность остается неясной. [62] Хранителю Эдинбургского замка Александру Маккалоху из Майретона в 1505 году заплатили 100 фунтов за то, что он держал королевскую дочь с Марджери Линдсей, «а также Морис и сервандис». [63]

В 1506 году Эллен и Маргарет получили платья из красновато-коричневой ткани с бархатными лентами и красными юбками или юбками. В 1507 году им и еще одной девушке из замка, Марджори Линдси, подарили красные юбки с зелеными лентами. [64]

В последующие годы они присоединились ко двору Маргарет Тюдор , им купили одежду и подарили новогодние подарки, сравнимые с теми, что дарили английской фрейлине королевы, госпоже Масгрейв. Известно, что Эллен работала на королеву во дворце Линлитгоу. [65] Это пример из отчетов о денежном подарке на Новый год в виде пяти французских золотых крон стоимостью 3–10 фунтов стерлингов , подаренных шотландцами Эллен Мор 1 января 1512 года во дворце Холируд ; «Предмет, Элене Муар, v Franch crounis, iij li x s». Столько же было отдано двум «девицам», служанкам Элизабет Барлоу, леди Эльфинстон . Элизабет Синклер получила 10 крон. [66]

Эллен или Элен Мор впервые упоминается по имени в королевском отчете за декабрь 1511 года. Ей дали ливрейную одежду - пособие на одежду, выдаваемое многим королевским слугам в дни перед Рождеством, 15 декабря 1511 года. Подарки в виде одежды и ливрейной одежды. часто были более ценными, чем гонорары или жалованье, выплачиваемые слугам, или полученные денежные подарки. Костюм был показателем принадлежности к двору. Ценность и тип полученной одежды могут указывать на относительный статус. [67]

Одежда Эллен Мор включала платье из «Rissillis Brown» (красно-коричневой ткани из Рейселя или Лилля ), отделанное бархатом, с рукавами из желтой тафты, бархатным капюшоном и юбкой из английской коричневой или красновато-коричневой шерстяной ткани с малиновым подолом. [68] Маргарет Мор упоминается в отчетах реже, но она была во дворце Линлитгоу в апреле 1512 года, когда Яков V Шотландский родился . 1 января 1513 года «двум черным дамам» подарили 10 золотых крон. [69] Историк Имтиаз Хабиб связывает упоминание Эллен и Маргарет Мор как чернокожих женщин с предыдущими турнирами Black Lady. [70]

Дочь короля, леди Маргарет Стюарт, вышла замуж за Джона Гордона, лорда Гордона , а затем за сэра Джона Драммонда из Иннерпеффрея . [71]

В июле 1527 года Эллен Мор получила 40 шиллингов, записанных как платеж «Хеленоре, черной мойру». [72] Никаких дальнейших подробностей жизни Эллен и Маргарет Мор достоверно неизвестно. [73]

Энн Блейк-Мойр

[ редактировать ]

Уильям Данбар написал для двора Якова IV стихотворение под названием «Анна Блак-Муар» , в котором внешний вид чернокожей женщины, участвовавшей в турнире, описывается в нелестных и расистских терминах. [74] [75] [76] Дэвид Лэнг , кажется, был первым писателем, который связал стихотворение Данбара с архивным повторным открытием Эллен Мор и африканским присутствием в Шотландии Джеймса IV. [77]

Яков IV организовал два тщательно продуманных турнира под названием «Оправдание дикого ножа для черной дамы», состоявшихся в июне 1507 года и снова в мае 1508 года. [78] [79] Роль «Черной дамы» исполнила придворная дама. а Джеймс IV был Диким или Черным рыцарем, персонажем, основанным на одном из короля Артура рыцарей Круглого стола , выросшем в лесу. [80] Более поздний автор 16-го века, Роберт Линдси из Питскотти , писал: «Король состязался с ним, разочаровываясь, и его называли черным рыцарем». [81]

Неясно, было ли стихотворение Уильяма Данбара напрямую связано с этими событиями или Эллен Мор играла роль Черной леди на турнирах. [82] Личность Эллен, или Элен Мор, обсуждается в науке как герой стихотворения Данбара, женщина, упомянутая в отчетах, и актер на турнирах. [83] Испанец Мартин, фигурирующий в отчетах, связанных с «Больше девушек» в виде оплаты за их туфли, выступал с Черной Леди на турнирном банкете. [84] Роль Черной дамы в качестве приза, возможно, не была чем-то необычным в традициях средневековых турниров, но, похоже, она также подчеркивала статус движимого имущества африканского исполнителя. [85]

В первых строках стихотворения Данбара говорится о прибытии женщины в Шотландию на корабле, что может свидетельствовать о том, что такие прибытия не были редкостью. Данбар объясняет, что он пишет в отличие от своих предыдущих стихов, описывающих белых придворных женщин. Стихотворение «создает очень неблагоприятный контраст между физиологией чернокожих женщин и физиологией белых придворных дам»; [86]

Я сделал женщин белыми,
Теперь я расскажу об одном черном,
Эта земля вдали от последних кораблей,
Кто хочет, я бы назвал perfyte. [87] [88]

Турниры Черной Леди

[ редактировать ]
В конце турнирного банкета «Черная леди» исчезла в облаке — театральном представлении, изобретенном в Большом зале Холирудхауса французским солдатом королевской артиллерии и Эндрю Форманом . [89] Зал был недавно переоборудован из старой трапезной Холирудского аббатства . [90]

Расходы на эти пышные мероприятия , имитирующие « Круглый стол короля Англии Артура », фиксировались в отчетах казначея , а турниры описывались в шотландских хрониках. [91] Приглашение на турнир, отправленное во Францию, было иллюминировано сусальным золотом. [92] Оно было выпущено « Марчмонт Геральд» от имени «Шевалье Саваж а-ля Черная Дама», Дикого Рыцаря Черной Леди, и содержало подробную информацию о событиях, которые пройдут в Эдинбурге. [93] Bluemantle или Rothesay Herald , отправленный за границу в марте 1507 года с известием о рождении Джеймса, герцога Ротсейского, возможно, доставил приглашение ко дворам Франции, Испании и Португалии. [94]

Платье Черной Дамы было сшито из фламандского дамаска с золотыми цветами и окаймлено желтой и зеленой тафтой, с наружными рукавами из черной газовой ткани, называемой «плесанс», внутренними рукавами и драпировкой из такой же черной газовой ткани на плечах и руках. носил длинные перчатки из черной замши или кожи «семыс». У нее были две спутницы, одетые в платья из зеленой фламандской тафты с желтой каймой. [95] [96]

Уильям Огилви и Александр Эльфинстон, вероятно, Александр Эльфинстон, 1-й лорд Эльфинстон , одетые в английский белый дамаск как «Оруженосцы Черной леди» и сопровождали ее из Эдинбургского замка на поле турнира. Ее несли в «триумфальном кресле», задрапированном фландрийской тафтой с аппликациями из цветов. [97] Антуан д'Арс был «Белым рыцарем». Сам Яков IV играл роль Дикого или Дикого Рыцаря. [98] [99] Лошади, тянувшие кареты и триумфальные стулья, были одеты в богатые ткани. Одна лошадь была замаскирована под единорога , в черно-белом камчатном попоне, подбитом холстом. [100] 12 мужчин перенесли Черную Леди (в ее триумфальном кресле) из Эдинбургского замка на турнирную площадку под замком и во дворец Холируд . [101] «Дикие люди» на дистанциях или барьерах были одеты в козлиные шкуры и носили оленьи рога из Туллибардина . [102] В 1508 году костюм Черной Дамы был обновлен: появилась зеленая шерстяная юбка, новые черные кожаные рукава и перчатки. Две ее девицы были одеты в брюггский атлас. [103]

В первый день первой недели пятинедельного мероприятия претенденты должны были собраться у «Древа Эсперанса» на турнирной площадке под замком, где Черная Леди хранила белый щит недели в сопровождении диких людей. . Бои и рыцарские турниры оценивались судьями, дамами, женщинами из дома Маргариты Тюдор и придворными. [104] Дерево Эсперанса или Надежды было украшено искусственными цветами, грушами и раскрашенными геральдическими щитами, вылепленными из кожи Саймоном Гласфордом, мастером по изготовлению баклеров . [105] В Англии Маргарет Тюдор посетила рождественский банкет 1516 года, на котором сад Эсперанса или Надежды был представлен в качестве декорации для маски в зале Гринвичского дворца . [106]

Мероприятия завершились трехдневным банкетом в Холирудхаусе . устроила маскарад и танец Леди Масгрейв, хозяйка королевского гардероба, . [107] Черная Дама вошла в зал вместе с Мартином Испанцем, вооруженным луком и одетым в желтое. [108] Облако сошло с крыши и унесло их обоих прочь. [109] [110]

Африканцы представлены в судебной драме

[ редактировать ]

Записи о придворной и гражданской драме XVI века включают как исполнителей африканского происхождения, так и исполнителей, носящих костюмы, изображающие воображаемых африканских людей или «мавров». [111] В 1504 и 1505 годах Яков IV нанял африканского барабанщика, известного как « Море таубронар ». Джеймс IV путешествовал с ним и четырьмя итальянскими менестрелями в его поездке на север, в Дарнауэй и Элгин . Барабанщик придумал маску или танец для турнира, проводимого на Масленицу , под названием «Канун Фастеринов». Двенадцать танцоров были одеты в костюмы из черно-белой ткани. [112] «Таубронару» выплачивался гонорар, годовое жалованье, такого же размера, как и другому барабанщику, Гиллиаму, и английской помощнице Маргарет Тюдор госпоже Элизабет Барли, которая позже вышла замуж за лорда Эльфинстона . [113]

Более поздние придворные праздники и драмы Стюарта с участием африканских актеров и актеров, изображающих африканцев, включают; въезд Марии, королевы Шотландии в Эдинбург в 1561 году, свадьба Марии, королевы Шотландии, и Генриха, лорда Дарнли, в июле 1565 года, [114] крещение Якова VI в Стерлинге в декабре 1566 г., [115] Въезд Анны Датской в ​​Эдинбург (1590 г.), крещение принца Генриха (1594 г.) и «Маска черноты» (1605 г.). [116] [117] Клэр МакМанус выделяет «маркеры различия, чуждости и пограничности» и «компактные символы черноты и женственности, первоначально заключенные в теле Черной леди» турниров Якова IV, которые вновь появились при крещении принца Генриха и соответствовали шотландским традициям придворный театр и представление. «Угроза разнообразия» была обезврежена посредством театрального представления. [118]

Использование черных тканей.

[ редактировать ]

Костюм «Черной леди» на турнирах Якова IV включал в себя черную легкую ткань под названием «плесанс» вокруг ее рук. [119] [120] Костюмы, использовавшиеся при дворе в Англии в этот период, имели некоторое сходство: две придворные женщины, выступавшие в маске в 1510 году, закрывали руки и лица похожей черной тканью «ламбердины», которая удивительно тонка, так что одни и те же дамы кажутся нигростами. или Блэк Морес». [121] [122] В отчетах Revel этот костюм описывается как модный «морянский» или «моррианский», а также отмечается, что черная ткань «ламбердинс» использовалась для покрытия голов, шеи, лиц и рук. [123]

При дворе английского короля Эдуарда VI актеры в масках были одеты как «моры» в длинные черные бархатные перчатки, доходившие выше локтя, с колокольчиками, прикрепленными к костюмам из козьих шкур. [124] Такие праздничные костюмы при английском дворе разработал и изготовил итальянский художник Никколо да Модена . Он делал парики или «перуки» из волос, которые использовали актрисы, замаскированные под «нравы». [125] Эдуард VI переоделся «мавром» на Масленичной маске в 1548 году. [126] Черный бархат предназначался для костюмов «Маски Мура» на коронации Елизаветы I или в первый год ее правления. [127] а художник Уильям Лизард работал над «Маской Мора» для Елизаветы I в 1579 году. [128] Использование черных рукавов, перчаток и тканей в составе костюма в Эдинбурге на турнирах Якова IV вызвало некоторые сомнения в том, что исчезающую Черную леди играла африканская исполнительница. [129]

Позже придворная драма и театр

[ редактировать ]

Современное описание Эдинбургского события 1590 года, сделанное датским наблюдателем, различает горожан, которые носили маски и разрисовали ноги и руки , и «абсолютно реального и местного чернокожего мавра». [130] Африканский слуга шотландского двора был похоронен на Фолкленде в июле 1591 года. [131] Неясно, был ли он участником въезда Анны Датской в ​​1590 году. [132] Африканский артист тащил тележку для театрализованного представления в Большом зале замка Стерлинг на празднике крещения в августе 1594 года. [133]

В шекспировском «Отелло » Дездемона вспоминает служанку своей матери, мавританку по имени «Барбари». Барбари потеряла свою любовь, человека, потерявшего рассудок, и она спела песню траура и утраты под названием «Ива». [134] Спектакль был показан во дворце Уайтхолл 1 ноября 1604 года. Анна Датская и ее дамы выступали с черным лицом в Маске Черноты в том же помещении 6 января 1605 года. [135] Ким Ф. Холл обращает внимание на «Маску черноты» и задокументированную реакцию ее аудитории в контексте «роста реальных контактов с африканцами, коренными американцами и другими этнически разными иностранцами» и «столкновения темных женщин». традиции с реальными африканскими различиями, с которыми столкнулись в поисках империи». [136]

Представительство в СМИ

[ редактировать ]

Эллен Мор фигурирует в короткометражном мультфильме «Турнир африканской леди». [137] на котором также изображен Джон Бланк , трубач при английском дворе, автор сценария и режиссер Джейсон Янг. [138] [139]

История Эллен Мор легла в основу пьесы «Джеймс IV: Королева битвы» , написанной Роной Манро для постановки в 2022 году. [140] [141]

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  1. ^ Имтиаз Хабиб, Черные жизни в английских архивах, 1500–1677: Отпечатки невидимого (Routledge, 2008), стр. 30–34, 291–4.
  2. ^ Луиза Ольга Фраденбург, Город, брак, турнир: искусство правления в Шотландии позднего средневековья (University of Wisconsin Press, 1991), стр. 250.
  3. ^ Бернадетт Андреа, «Присутствие женщин из исламского мира», Мерри Виснер-Хэнкс (редактор), « Картирование гендерных маршрутов и пространств в раннем современном мире» (Routledge, 2016), стр. 295: Кэрол Левин, «Женщины эпохи Возрождения», Рената Бриденталь, Сьюзен Стюард, Мерри Визнер (ред.), Становление видимыми: женщины в европейской истории (Houghton Mifflin: Boston, 1998), стр. 152–173, стр. 161–4.
  4. ^ Майри Коуэн и Лора Уоклинг, «Взросление при дворе Якова IV», Джанай Ньюджент и Элизабет Юэн, Дети и молодежь в досовременной Шотландии (Бойделл, 2015), стр. 20–1, 25: Мэри Э. Роббинс, ' Черные африканцы при дворе Якова IV», «Обзор шотландской культуры» , 12 (1999), стр. 34–45: Джеймс Бальфур Пол , «Отчеты казначея Шотландии» , том. 3 (Эдинбург, 1901), стр. lxxxv, 182.
  5. ^ Отчеты казначея Шотландии , том. 4 (Эдинбург, 1902 г.), стр. 232, 324, 404, 434 : Миранда Кауфманн, Черные Тюдоры (Лондон, 2017), стр. 17–18: Сью Небжидовски, «Султана и ее сестры: черные женщины на Британских островах». до 1530 года», Women's History Review , 10:2 (2001), стр. 187-2. doi : 10.1080/09612020100200287 : Имтиаз Хабиб, «Жизни черных в английских архивах, 1500–1677: Отпечатки невидимого» (Ashgate, 2008), стр. 292–3.
  6. ^ Имтиаз Хабиб, Черные жизни в английских архивах, 1500–1677: Отпечатки невидимого (Routledge, 2008), стр. 291-2, 294.
  7. ^ «Мор», Словарь древнего шотландского языка
  8. ^ Нубия, О., (10 октября 2019 г.), «Африканцы в Англии и Шотландии (1485–1625)», Оксфордский национальный биографический словарь .
  9. ^ Нандини Дас , Жоао Висенте Мело, Хейг З. Смит, Лорен Уоркинг, Блэкамур/Мавр, Ключевые слова идентичности, расы и человеческой мобильности в Англии раннего Нового времени (Амстердам, 2021), стр. 40-50
  10. ^ Фиона Линдси Шен, Жемчуг: Совершенная жемчужина природы (Лондон: Reaktion Books, 2022), стр. 222–223: Пол Каплан, «Изабелла д'Эсте и чернокожие африканские женщины», Томас Фостер Эрл и KJP Лоу, Черные африканцы в эпоху Возрождения Европа (Кембридж, 2005), с. 134.
  11. ^ Луиза Ольга Фраденбург, Город, брак, турнир: искусство правления в Шотландии позднего средневековья (University of Wisconsin Press, 1991), стр. 247.
  12. ^ Надя Т. ван Пелт, Межкультурные исследования и двор Генриха VIII (Оксфорд, 2024), с. 33.
  13. ^ Надя Т. ван Пелт, Межкультурные исследования и двор Генриха VIII (Оксфорд, 2024), с. 9: Имтиаз Хабиб, «Жизни черных в английских архивах» (Лондон, 2008 г.), стр. 37–8, 45, 47, 50.
  14. ^ Мэтью Чепмен, Античерный расизм в ранней современной английской драме (Тейлор и Фрэнсис, 2016), стр. 48-50.
  15. ^ Сидней Англо, «Лондонские театрализованные представления в честь приема Екатерины Арагонской: ноябрь 1501 г.», Журнал институтов Варбурга и Курто , XXVI (1963), стр. 53-89.
  16. ^ Надя Т. ван Пелт, Межкультурные исследования и двор Генриха VIII (Оксфорд, 2024), с. 154.
  17. ^ Надя Т. ван Пелт, Межкультурные исследования и двор Генриха VIII (Оксфорд, 2024), стр. 37–38.
  18. ^ Счета казначея , том. 4 (Эдинбург, 1902), стр. lxxxiii, 117.
  19. ^ «Маргарет Тюдор», RCT RCIN 401181
  20. ^ Майри Коуэн и Лора Уоклинг, «Взросление при дворе Якова IV», Джанай Ньюджент и Элизабет Юэн, Дети и молодежь в досовременной Шотландии (Бойделл, 2015), стр. 24.
  21. ^ Альмудина Перес де Тудела и Аннемари Джордан Гшвенд, «Зверинцы эпохи Возрождения», Карел А.Э. Эненкель и Паулюс Йоханнес Смит, Зоология раннего Нового времени: построение животных в научной литературе и изобразительном искусстве (Brill, 2007), стр. 419-50: Аннемари Джордан Гшвенд, «Португальские поиски экзотических животных», Джессика Халлетт, Триумфальное шествие с жирафами (Лиссабон, 2009 г.), стр. 33–77.
  22. ^ Катарина Сантана Симойнс, «Символическое значение «экзотики» при португальском дворе в позднем средневековье», Anales de Historia del Arte , 24 (ноябрь 2014 г.), стр. 521.
  23. ^ Роберт Фолкстон Уильямс, Внутренние мемуары королевской семьи , 1 (Лондон, 1860), с. 350: Сэмюэл Бентли , Excerpta Historica: Или, Иллюстрации английской истории (Лондон, 1833), стр. 350. 133 из Британской библиотеки , Домашний счет Генриха VII, добавить MS 21480 f.24r.
  24. ^ Сесилия Верачини, «Торговля приматами, не являющимися людьми, в эпоху открытий», Кристина Хоанас де Мело, Эстелита Ваз, Лигия М. Коста Пинто, Экологическая история в процессе создания, II: Действуя (Springer, 2017), стр. 147–172: Кэтлин Уокер-Мейкл, Средневековые домашние животные (Бойделл, 2012), с. 83: Счета казначея , т. 1, с. 4 (Эдинбург, 1902), стр. lxxxiii, 117.
  25. ^ Генри Эллис, Оригинальные письма , 3-я серия, том. 2 (Лондон, 1846 г.), стр. 239–243.
  26. ^ Лорн Кэмпбелл , «Шотландские покровители и нидерландские художники», Грант Г. Симпсон, Шотландия и Нидерланды 1124–1994 (Таквелл, 1996): Дэвид Старки (редактор), Опись Генриха VIII (Лондон, 1998), стр. 237 нет. 10594.
  27. ^ Карен Кок, «Ламберт Барнард, художник епископа Ширборна», Эндрю Хэдфилд, Мэтью Диммок, Пол Куинн, Искусство, литература и религия в Сассексе раннего Нового времени (Ashgate, 2014), стр. 90.
  28. ^ Мария Хейворд , «Дарывание подарков при дворе Генриха VIII», The Antiquaries Journal , 85 (2005), стр. 140. дои : 10.1017/S0003581500074382
  29. ^ Клэр Джоуитт , Пираты? Политика грабежа, 1550–1650 (Пэлгрейв Макмиллан, 2007), стр. 4–6: Дэвид Данлоп, «Политика поддержания мира: англо-шотландские отношения с 1503 по 1511 год», Исследования эпохи Возрождения , 8:2 (июнь 1994), с. 157.
  30. ^ Роберт Керр Хэнней , Письма Джеймса IV (SHS: Эдинбург, 1953), стр. 81-2, вып. 125 : Роберт Керр Хэнней и Денис Хэй , Письма Джеймса V (Эдинбург, 1954), стр. 125. 401: Рафаэль Холиншед , Первый и Второй тома Хроник: История Шотландии (Лондон, 1586), стр. 401. 293
  31. ^ Норман Макдугалл , Джеймс IV (Таквелл: Ист-Линтон, 1997), стр. 239: Стив Мердок , Морская война Шотландии (Brill, 2010), с. 81.
  32. ^ Патрик Фрейзер Титлер, История Шотландии , том. 5 (Эдинбург, 1834), стр. 43–4 , и см. П. Ф. Титлер, «Жизни достойных шотландцев» , том. 3 (Лондон, 1833 г.), с. 331 Публикации МакГрегора включают «Исторические и описательные заметки о монастыре Инчмахом» (Эдинбург, 1815 г.). Его сын Роберт МакГрегор Стирлинг эмигрировал на Ямайку.
  33. ^ Счета казначея , том. 4 (Эдинбург, 1902), с. 368.
  34. ^ Ричард А. Голдтуэйт, Экономика Флоренции эпохи Возрождения (Джонс Хопкинс, 2009), с. 159: Нунциателла Алессандрини, «Дальний Восток в начале 16 века: путешествия Джованни да Эмполи», Мэри Н. Харрис, « Глобальные встречи с европейскими идентичностями» (Пиза, 2010), с. 218.
  35. ^ Генри де Вохт, «Джером де Буслейден», Humanistica Lovaniensia (Brepols, 1950), стр. 345: Национальные рекорды Шотландии E32/1.
  36. ^ Счета казначея , том. 1 (Эдинбург, 1877 г.), стр. 388, 391–2.
  37. ^ Имтиаз Хабиб, «Жизни черных в английских архивах», 1500–1677 (Лондон, 2008), стр. 28: Бернадетт Андреа, Жизнь девушек и женщин из исламского мира в Британии раннего Нового времени (Торонто, 2017), с. 23.
  38. ^ Майри Коуэн и Лора Уоклинг, «Взросление при дворе Якова IV», Джанай Ньюджент и Элизабет Юэн, Дети и молодежь в досовременной Шотландии (Бойделл, 2015), стр. 24–6: Джордж Бернетт, Казначейские ведомости: 1502- 1507 , том. 12 (Эдинбург, 1889 г.), стр. 374–5 (на латыни).
  39. ^ Миранда Кауфманн, Черные Тюдоры (Лондон, 2017), с. 11.
  40. ^ Маргарет Тюдор приехала в Данфермлин из замка Стерлинг 26 сентября, Отчеты казначея , 2, стр. 459.
  41. ^ Джеймс Бальфур Пол, Отчеты казначея Шотландии: 1500-1504 , том. 2 (Эдинбург, 1900), стр. 462–3, Яков IV путешествовал на север с четырьмя итальянскими менестрелями и африканским барабанщиком.
  42. ^ Имтиаз Хабиб, Black Lives (Ashgate, 2008), стр. 30–31, 281: Отчеты казначея Шотландии , том. 2 (Эдинбург, 1900), стр. 465, 468: «Turs, v. 3», Словарь шотландского языка: Dictionar o the Scots Leid .
  43. ^ Имтиаз Хабиб, Black Lives (Ashgate, 2008), стр. 281: Отчеты казначея Шотландии , том. 2 (Эдинбург, 1900), с. 468.
  44. ^ Отчеты казначея Шотландии , том. 2 (Эдинбург, 1900), с. 468.
  45. ^ WJ MacLennan, «Одиннадцать казней Эдинбурга», Труды Королевского колледжа врачей Эдинбурга , 31:3 (2001), стр. 257, краткое изложение правил чумы 1505 года для Эдинбурга.
  46. ^ JFD Шрусбери, История бубонной чумы на Британских островах (Кембридж, 1970), стр. 165.
  47. ^ Ричард Орам , «Он не может определить, что ква чистые, а ква грязные».: Ответы на эпидемические заболевания в Шотландии шестнадцатого и семнадцатого веков», Ренессанс и Реформация , 30:4 (осень / осень 2006/2007), стр. 13-39, с. 16.
  48. ^ Джордж Бернетт, Казначейские отчеты Шотландии: 1502-1507 , том. 12 (Эдинбург, 1889), стр. 374-5. Фраза «extra domicilium» часто встречается в этом контексте в неопубликованных отчетах королевского двора, см. Генри Эллис, «Домашняя книга Джеймса V», Archaeologia , 22 (1829), стр. . 6.
  49. ^ Джордж Бернетт, Казначейские отчеты Шотландии: 1502-1507 , том. 12 (Эдинбург, 1889 г.), стр. 374–5.
  50. ^ Маргарита Вуд , Протокольная книга Джона Фулара, 1503-1513 , 1:2 (Шотландское общество звукозаписи, 1941), №№. 370, 682, 736.
  51. ^ Счета казначея , том. 2 (Эдинбург, 1900), с. 409.
  52. ^ Пол Эдвардс и Джеймс Уолвин, Черные личности в эпоху работорговли (Macmillan, 1983), стр. 5: Отчеты казначея: 1506-1507 гг. , т. 5. 3 (Эдинбург, 1901), с. 148, эта плата обычно трактуется как плата за привоз животных и африканцев из Португалии.
  53. ^ Имтиаз Хабиб, «Жизни черных в английских архивах, 1500–1677: Отпечатки невидимого» (Ashgate, 2008), стр. 30–1.
  54. ^ Майри Коуэн и Лора Уоклинг, «Взросление при дворе Якова IV», Джанай Ньюджент и Элизабет Юэн, Дети и молодежь в досовременной Шотландии (Бойделл, 2015), стр. 25: Как владелец недвижимости в Лейте, Вод фигурирует в Протокольной книге Джеймса Янга .
  55. ^ Счета казначея: 1506-1507 , том. 3 (Эдинбург, 1901), с. 169.
  56. ^ Счета казначея , том. 2 (Эдинбург, 1900), стр. cx, 469: Отчеты казначея , том. 3 (Эдинбург, 1901), с. 148: Казначейские отчеты , том. 12 (Эдинбург, 1889 г.), стр. 374–5.
  57. ^ Имтиаз Хабиб, Black Lives , стр. 31, 36-7: Бернадетт Андреа, «Присутствие женщин из исламского мира», Мерри Визнер-Хэнкс (редактор), « Картирование гендерных маршрутов и пространств в раннем современном мире» (Routledge, 2016), с. 300.
  58. ^ Альма Колдервуд, Бьюик из Кирка Канагайта, 1564–1567 (SRS: Эдинбург, 1961), стр. 76–102.
  59. ^ Бернадетт Андреа, «Черная кожа, маски королевы: африканистская двойственность и женский автор в масках «черноты» и «красоты», English Literary Renaissance , 29:2 (весна 1999 г.), стр. 246-281 : Бернадетт Андреа, Жизнь девушек и женщин из исламского мира в Британии раннего Нового времени (Торонто, 2017), стр. 23–4.
  60. ^ «Las», Словарь старошотландского языка
  61. ^ Лаура Э. Уоклинг и Майри Коуэн, «Великая колыбель существования»: взросление при дворе Якова IV», Джанай Ньюджент и Элизабет Юэн, Дети и молодежь в досовременной Шотландии (Бойделл, 2015), стр. 15- 30.
  62. ^ Отчеты казначея Шотландии: 1506-1507 , том. 3 (Эдинбург, 1901), стр. xc, 116, 155: Майри Коуэн и Лаура Уолклинг, «Взросление при дворе Якова IV», Джанай Ньюджент и Элизабет Юэн, Дети и молодежь в досовременной Шотландии (Бойделл, 2015), стр. 23-4.
  63. ^ Уильям Хепберн, Дом и двор Якова IV Шотландии (Бойделл, 2023), стр. 134.
  64. ^ Отчеты казначея Шотландии: 1506-1507 , том. 3 (Эдинбург, 1901), lxxxv, 114, 155, 172, 175, 310-11, 321-2, 336, 361, 370-1, 387: Отчеты казначея , том. 4 (Эдинбург, 1902), стр. 51, 59, 61–2, 82, 100, 116.
  65. ^ Счета казначея , том. 4 (Эдинбург, 1902), стр. 339, 324, 401, 404.
  66. ^ Отчеты лорда-казначея Шотландии , том. 4 (Эдинбург, 1902 г.), с. 324
  67. ^ Уильям Хепберн, Дом и суд Якова IV Шотландии (Бойделл, 2023), стр. 100-1.
  68. ^ Счета казначея , том. 4 (Эдинбург, 1902 г.), с. 232.
  69. ^ Отчеты казначея Шотландии , том. 4 (Эдинбург, 1902), стр. 339, 401.
  70. ^ Имтиаз Хабиб, «Жизни черных в английских архивах», 1500–1677 (Лондон, 2008), стр. 33.
  71. ^ Дэвид Малкольм, Генеалогические мемуары самого благородного и древнего дома Драммондов (Эдинбург, 1808 г.), стр. 78 .
  72. ^ Отчеты казначея: 1515-1531 , том. 5 (Эдинбург, 1903), с. 328.
  73. ^ Сью Небжидовски, «Султана и ее сестры: чернокожие женщины на Британских островах до 1530 года», Women's History Review , 10:2 (2001), стр. 187-210.
  74. ^ WA Craigie, Рукопись фолио Мейтленда , том. 1 (Scottish Text Society: Edinburgh, 1919), стр. 416-7: Джон Смолл, Стихи Уильяма Данбара , том. 2 (Шотландское текстовое общество: Эдинбург, 1893 г.), стр. 2. 201 .
  75. ^ Ким Холл, Вещи тьмы: расовая и гендерная экономика в Англии раннего Нового времени (Корнелл, 1995), стр. 271.
  76. ^ Ану Корхонен, «Мытье эфиопского белого: концептуализация черной кожи в Европе эпохи Возрождения», Томас Фостер Эрл и К.Дж. П. Лоу, Черные африканцы в Европе эпохи Возрождения (Кембридж, 2005), стр. 98
  77. ^ Луиза Ольга Фраденбург, Город, Брак, Турнир: Искусство правления в позднесредневековой Шотландии (University of Wisconsin Press, 1991), стр. 257.
  78. ^ Андреа Томас, Слава и честь (Эдинбург, 2013), стр. 177-9.
  79. ^ Мари В. Стюарт, Шотландец, который был французом: Жизнь Джона Стюарта, герцога Олбани (Уильям Ходж, 1940), стр. 19–20.
  80. ^ Э. Г. Коди, История Шотландии Джона Лесли , том. 2 (Эдинбург: STS, 1895), с. 128
  81. ^ Эней Джеймс Джордж Маккей , История и летописи Шотландии , том. 1 (Эдинбург: STS, 1899), с. 243
  82. ^ Луиза Ольга Фраденбург, Город, брак, турнир: искусство правления в Шотландии позднего средневековья (Университет Висконсина, 1991), стр. 256-7.
  83. ^ Джойс Грин Макдональд, Женщины и раса в текстах раннего Нового времени (Кембридж, 2002), стр. 1-7: Джейн Э.А. Доусон, Реформированная Шотландия (Эдинбург, 2007), стр. 79-81: Бернадетт Андреа, Жизни Девушки и женщины из исламского мира в британской литературе и культуре раннего Нового времени (Торонто, 2017), стр. 22–26: Билл Финдли , «Черная леди», Элизабет Л. Юэн, Сью Иннес, Сиан Рейнольдс, Роуз Пайпс, Биографический словарь шотландских женщин (Эдинбург, 2006), с. 39.
  84. ^ Счета казначея , том. 4 (Эдинбург, 1902 г.), стр. 64, 129: Имтиаз Хабиб, Black Lives (Ashgate, 2008), стр. 33, 291 нет. 84.
  85. ^ Бернадетт Андреа, «Присутствие женщин» в исламском мире, Мерри Э. Виснер-Хэнкс , Картирование гендерных маршрутов и пространств в раннем современном мире (Routledge, 2016), стр. 294-8.
  86. ^ Сью Небжидовски, «Султана и ее сестры: чернокожие женщины на Британских островах до 1530 года», Women's History Review , 10:2 (2001), стр. 202
  87. ^ Джеймс Патерсон, Работы Уильяма Данбара (Эдинбург, 1863), стр. 273.
  88. ^ Джон Смолл, Стихи Уильяма Данбара , том. 2 (Эдинбург: STS, 1893), с. 201
  89. ^ Счета казначея , том. 4 (Эдинбург, 1902), с. 125: Эней Маккей , «История и хроники Шотландии», Роберт Линдсей из Питскотти , том. 1 (СТС: Эдинбург, 1899 г.), с. 244
  90. ^ Джон Лоури, «Королевское присутствие в Канонгейте», Сайт парламента Шотландии и Кэнонгейт: археология и история (Эдинбург, 2008), стр. 70.
  91. ^ Луиза Ольга Фраденбург, Город, брак, турнир: искусство правления в Шотландии позднего средневековья (Висконсин, 1991), стр. 233-4: Томас Томсон , История Шотландии, Джон Лесли, епископ Росса (Эдинбург, 1830), п. 78: Кэти Стивенсон, «Рыцарство, британский суверенитет и династическая политика, ок. 1490–1513 гг.», «Исторические исследования» , 85:230 (ноябрь 2012 г.), стр. 78. 13.
  92. ^ Отчеты казначея Шотландии , том. 3 (Эдинбург, 1901), с. 365.
  93. ^ Маркус Вульсон де ла Коломбьер , La Science Heroique (Париж, 1644), стр. 453-457 или «Героическая наука» (Париж, 1669), стр. 491–6
  94. ^ Отчеты казначея Шотландии , том. 3 (Эдинбург, 1901), стр. xxxii, xlvii, 371.
  95. ^ Луиза Ольга Фраденбург, Город, Брак, Турнир: Искусство правления в Шотландии позднего средневековья (University of Wisconsin Press, 1991), стр. 254-5: Отчеты казначея , том. 3 (Эдинбург, 1901), стр. xlix, 259.
  96. ^ «Семис», Словарь древнего шотландского языка (до 1700 г.)
  97. ^ Счета казначея , том. 3 (Эдинбург, 1901 г.), стр. xlix, 258–260: Мишель Бир, Королевство при дворах Британии эпохи Возрождения (Вудбридж, 2018 г.), стр. 83: Мишель Бир, «Практика и проявления королевского сана: Екатерина Арагонская и Маргарет Тюдор», доктор философии, 2014 г., стр. 83. 184.
  98. ^ Кэти Стивенсон, Рыцарство и рыцарство в Шотландии, 1424–1513 (Бойделл: Вудбридж, 2006), стр. 94–7.
  99. ^ Норман Макдугалл , Джеймс IV (Таквелл: Ист-Линтон, 1997), стр. 294-5.
  100. ^ Счета казначея , том. 3 (Эдинбург, 1901), с. 257.
  101. ^ Имтиаз Хабиб, Черные жизни в английских архивах, 1500-1677 (Лондон, 2008), стр. 33, 291: Джон Г. Данбар, Королевские дворцы Шотландии (Таквелл: Ист-Линтон, 1999), стр. 202-3
  102. ^ Счета казначея , том. 3 (Эдинбург, 1901), стр. 1, 358–9.
  103. ^ Счета казначея , том. 4 (Эдинбург, 1902 г.), с. 64
  104. ^ Луиза Ольга Фраденбург, Город, брак, турнир: искусство правления в Шотландии позднего средневековья (Университет Висконсина, 1991), стр. 227, 255: Маркус Вульсон де ла Коломбьер , La Science Heroique (Париж, 1644), стр. 453-457 или «Героическая наука» (Париж, 1669), стр. 491–6
  105. ^ Морверн Френч и Роджер Мейсон, «Искусство, артефакты, артиллерия», Александр Флеминг и Роджер Мейсон, Шотландия и фламандский народ (Джон Дональд, 2019), стр. 108-9: Отчеты казначея , том. 4 (Эдинбург, 1902 г.), стр. 120–1.
  106. ^ Чарльз Уибли , Генрих VIII Эдварда Холла , том. 1 (Лондон, 1904 г.), с. 153
  107. ^ Счета казначея , том. 4 (Эдинбург, 1902 г.), стр. 64–5, 125: Мишель Бир, Королевство при дворах Британии эпохи Возрождения (Вудбридж, 2018 г.), стр. 84.
  108. ^ Счета казначея , том. 4 (Эдинбург, 1902), стр. 64, 121, 129, они были застегнуты и застегнуты, в упряжи, сцена может напоминать похищение Психеи Амуром .
  109. ^ Фрэнк Шаффелтон, «Императорский цветок: «Золотой Тардж» Данбара и придворная жизнь Якова IV Шотландии», Исследования по филологии , 72:2 (апрель 1975 г.), стр. 193-207, стр. 202.
  110. ^ Лесли Микель, «Наши горцы»: шотландцы в придворных развлечениях дома и за рубежом, 1507–1616 гг.», «Исследования эпохи Возрождения» , 33:2 (апрель 2019 г.), стр. 185–203, стр. 202 : Эней Маккей , История и хроники Шотландии, Роберт Линдсей из Питскотти , том. 1 (СТС: Эдинбург, 1899 г.), с. 244
  111. ^ Луиза Ольга Фраденбург, Город, брак, турнир: искусство правления в Шотландии позднего средневековья (University of Wisconsin Press, 1991), стр. 172.
  112. ^ Отчеты казначея: 1500-1504 , том. 2 (Эдинбург, 1900), стр. 462–6, 477: Миранда Кауфманн, Черные Тюдоры (Лондон, 2017), стр. 11.
  113. ^ Счета казначея: 1506-1507 , том. 3 (Эдинбург, 1901), стр. 119–20, 124.
  114. ^ Клэр Макманус, «Брак и выполнение романтического квеста: Анна Датская и празднование крещения принца Генри в Стерлинге», LAJR Houwen, AA MacDonald, SL Mapstone (ред.), Дворец в дикой природе: очерки народной культуры и гуманизм в Шотландии позднего средневековья и эпохи Возрождения (Питерс, 2000), с. 189: Помпе Эквестрес, Дана Ф. Саттон, Филологический музей.
  115. ^ Чарльз Торп Макиннес, Отчеты казначея Шотландии: 1566-1574 , том. 12 (Эдинбург, 1970), стр. 405–6.
  116. ^ Бернадетт Андреа , Жизнь девушек и женщин из исламского мира в британской литературе и культуре раннего Нового времени (Торонто, 2017), стр. 106-12.
  117. ^ Бернадетт Андреа, «Черная кожа, маски королевы: африканистская двойственность и женский автор в масках «черноты» и «красоты», English Literary Renaissance , 29:2 (весна 1999 г.), стр. 246-281 .
  118. ^ Клэр Макманус, Женщины на сцене эпохи Возрождения: Анна Датская и женщина, маскирующаяся при дворе Стюартов, 1590–1619 (Манчестер, 2002), стр. 84–5.
  119. ^ DOST/DSL, танцоры
  120. ^ Счета казначея , том. 3 (Эдинбург, 1901), с. 259
  121. ^ Ян Смит, «Белая кожа, черные маски: расовое переодевание в одежду другого пола на сцене раннего Нового времени», Драма эпохи Возрождения , 32 (2003), с. 44: Чарльз Уибли , Генрих VIII Эдварда Холла , том. 1 (Лондон, 1904 г.), с. 17
  122. ^ Генри Эллис, Хроники Холла (Лондон, 1809 г.), стр. 514
  123. ^ Ян Смит, «Черный платок Отелло», Shakespeare Quarterly , 64:1 (весна 2013 г.), стр. 10–12: Письма и бумаги, Генрих VIII , 2:2 (Лондон, 1864 г.), стр. 491.
  124. ^ Вирджиния Мейсон Воган, Исполнение черноты на английских сценах, 1500–1800 (Кембридж, 2005), стр. 27–8: Альфред Джон Кемпе , Рукописи Лоузли (Лондон, 1836), стр. 79-80
  125. ^ Ян Смит, «Белая кожа, черные маски», Джеффри Мастен и Венди Уолл, Драма эпохи Возрождения, 32 (Эвансон, 2003), с. 44: Альбер Фейера, Документы, относящиеся к пирам Эдуарда VI и Марии (Лувен, 1914), с. 31: Дэвид Старки , Опись Генриха VIII (Лондон, 1998), с. 168 нет. 8663.
  126. ^ Sydney Anglo , Зрелищное зрелище и политика ранних Тюдоров (Оксфорд: Clarendon Press, 1969), стр. 301–2.
  127. ^ Ян Смит, «Черный носовой платок Отелло», Shakespeare Quarterly , 64:1 (весна 2013 г.), стр. 11: Ян Смит, «Белая кожа, черные маски: расовое переодевание на сцене раннего Нового времени», Renaissance Drama 32 (2003), стр. 11. 63 сн.39: Альбер Фейера, Документы, касающиеся управления пиршествами во времена королевы Елизаветы (Лувен, 1908), с. 24
  128. ^ Мартин Виггинс и Кэтрин Ричардсон, Британская драма 1533-1642: 1567-1589 , том. 2 (Оксфорд, 2012), с. 224: Альбер Фейера, Документы, относящиеся к управлению пиршествами во времена королевы Елизаветы (Лувен, 1908), с. 308
  129. ^ Луиза Ольга Фраденбург, Город, брак, турнир: искусство правления в Шотландии позднего средневековья (Университет Висконсина, 1991), стр. 256: Джойс Грин Макдональд, Женщины и раса в текстах раннего Нового времени (Кембридж, 2002), стр. 2–3: Мишель Бир, Королевство при дворах Британии эпохи Возрождения (Вудбридж, 2018), стр. 83–4 и сн. 69: Бернадетт Андреа, «Пересмотренные женщины раннего Нового времени, раса и письмо», Элизабет Скотт-Бауман, Даниэль Кларк, Сара К.Э. Росс, Оксфордский справочник по письму женщин раннего Нового времени на английском языке, 1540–1700 (Оксфорд, 2022), стр. 710, 713: Сара Карпентер, «Шотландская драма до 1650 года», Ян Браун, Эдинбургский компаньон по шотландской драме (Эдинбург, 2011), стр. 710, 713: 13.
  130. ^ Дэвид Стивенсон, Последняя королевская свадьба Шотландии (Эдинбург, 1997), стр. 109, оригинальная датская фраза была «men en ret natural og уроженец Мориан var des Anförer».
  131. ^ Имтиаз Хабиб, Black Lives , стр. 317 нет. 181: Национальные отчеты Шотландии , Отчеты казначея, июль 1591 г., E22/8, fol.121r., «Представлено специальное распоряжение его величества о захоронении мойра на Фолкленде и расходах thairupoun, vij li vj s viij d», см. транскрипции REED, под редакцией Сары Карпентер, Королевский двор Шотландии, 1590–1592 гг.
  132. Майкл Пирс, «Анна Датская: создание датского двора в Шотландии», Придворный историк , 24:2 (2019) с. 144
  133. ^ Майкл Бат, Эмблемы в Шотландии: мотивы и значения (Брилл, Лейден, 2018), стр. 102-3.
  134. ^ Иман Шиха, «Горничная по имени Барбари: Отелло, мавританские служанки и чернокожее присутствие в Англии раннего Нового времени», Обзор Шекспира 75 (Кембридж, 2022), стр. 89-102
  135. ^ Маргарет П. Хэнней, Мэри Сидни, Леди Рот (Эшгейт, 2010).
  136. ^ Ким Ф. Холл, Вещи тьмы: расовая и гендерная экономика в Англии раннего Нового времени (Cornell University Press, 1996), стр. 129.
  137. ^ IMDb: Турнир африканской леди (2003)
  138. ^ Турнир африканской леди: Фильм Британского Совета
  139. ^ IMDb: Джейсон Янг
  140. ^ 60 секунд с Даниэль Джем: Capital Theaters
  141. ^ Меган МакИчерн, «Джеймс IV: Новая пьеса Роны Манро, чтобы дать чернокожим людям их законное, но забытое место в истории Шотландии», Sunday Post , 20 июня 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 14e02bc600a327cff270da8893a338ef__1721842800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/14/ef/14e02bc600a327cff270da8893a338ef.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ellen More - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)