Эллен Мор
Эллен или Элен Мор ( ок . 1500–1535 ) была африканской служанкой при шотландском королевском дворе . Вероятно, она прибыла в Шотландию в компании португальца с привозными животными. [1] Есть записи о подаренной ей одежде и подарках, хотя ее роль и статус неясны. Некоторые недавние исследования предполагают, что она была порабощена, и ее приезд в Шотландию может быть косвенно связан с работорговлей . [2] Она связана с расистским стихотворением Уильяма Данбара и, возможно, выступала в Эдинбурге в роли «Черной леди» на королевских турнирах в 1507 и 1508 годах. [3]
Фон
[ редактировать ]Эллен Мор работала в Эдинбургском замке в доме леди Маргарет , дочери Якова IV Шотландии и его любовницы Маргарет Драммонд . [4] Эллен Мор и Маргарет Мор позже были служанками Маргарет Тюдор во дворце Линлитгоу . [5]
Впервые она была упомянута под именем «Элен Мор» в королевских отчетах в декабре 1511 года. Возможно, оставаясь в доме молодого Якова V , в последний раз она упоминалась в отчетах в августе 1527 года как «Хеленора Блак Мойр». [6] Имя «Море», записанное в шотландских источниках, по-видимому, происходит от слова «мавр», означающего на шотландском языке африканца. Ряд лиц обозначены как «мавры» в записях шотландского королевского двора, а другие люди африканского происхождения, живущие в шотландских общинах, в записях не заметны. [7] [8] [9]
Африканские люди в других европейских судах
[ редактировать ]Слуги африканского происхождения в то время работали в других судах Европы. После замужества с Франческо II Гонзагой в 1490 году Изабелла д'Эсте приказала найти или купить молодую чернокожую девушку, чтобы она служила ей в Мантуе , и написала о другой африканской девушке постарше в ее доме, которую обучали быть «шутом» или «шутом». конферансье. [10] Как и в Шотландии, в зрелищах этих дворов присутствовали африканские и экзотические темы. Свадебные торжества в 1502 году при свадьбе Лукреции Борджиа с Альфонсо , сыном Эрколе I д'Эсте, герцога Феррарского , включали танец мориско «мавров с пылающими свечами во рту и танец дикарей ». [11] В Испании и в испанских королевствах имена «ле Мор» или «ле Негре» могли служить скорее дескриптором, чем фамилией для слуг африканского происхождения. [12]
В эти же годы в Англии в доме испанской принцессы Екатерины Арагонской , жены принца Артура и Генриха VIII , были записаны африканские слуги, в том числе трубачи Джон Бланке и Алонсо де Вальденебро, а также конюх Фрэнсис Негро. [13] Юрист Томас Мор был удивлен появлением африканцев в свите Екатерины Арагонской в процессии во время ее официального въезда в Лондон в ноябре 1501 года. Он писал о них в расистских выражениях Джону Холту . [14] [15] [16] У Екатерины Арагонской также была служанка мусульманского происхождения, Каталина Мотрильская , которая, возможно, присоединилась к ее свите в качестве рабыни. В 1501 году Хуану Давалосу из Гранады заплатили за раба принцессе Уэльской, как тогда была известна Екатерина. [17]
Экзотические животные при королевских дворах
[ редактировать ]Четырех африканцев, которых в Шотландии в 1504 году называли «Больше девушек», сопровождал португалец и импортированные животные, включая кошку и лошадь. Правление Якова IV (1488–1513) совпало с эпохой португальских исследований , которые установили прочные контакты между Европой и Африкой. [20] В это время португальский королевский двор стал известен коллекционированием экзотических и редких животных из далеких стран. [21] Португальские монархи отправляли дипломатические подарки в виде редких животных другим дворам. [22] Генрих VII Английский получил попугаев и диких горных кошек в Ричмондском дворце в 1505 году от португальского путешественника. [23]
Домашняя обезьянка при шотландском дворе была записана как « Мартышка Каликута » , что отражает деятельность португальцев как на Малабарском побережье , так и на побережье Бразилии . [24]
В письме сотрудника таможни Саутгемптона описывается план купца подарить Генриху VIII двух мускусных котов, трех маленьких обезьянок, мартышку и другие экзотические товары . [25] Портрет Маргарет Тюдор включает в себя бразильскую игрунку и может быть копией картины, находившейся когда-то в коллекции Генриха VIII, описанной в его инвентаре как «женщина с обезьяной на руке». [26] Обезьяна на портрете Екатерины Арагонской , написанном около 1531 года, похоже, является домашним капуцином Маркгрейва , привезенным из Бразилии португальскими торговцами. Портрет Катарины может быть аллегорией христианской веры. [27] Английскому двору дарили обезьян или игрунок в 1534 и 1535 годах, но говорили, что Анна Болейн не любила «таких зверей». [28]
Шотландия, Португалия и каперы
[ редактировать ]Яков IV разрешил шотландским каперам , таким как Эндрю Бартон, нападать на португальское судоходство по « каперской грамоте ». Контекстом стал спор о пропаже ценного груза в Слуисе, принадлежавшего Джону Бартону из Лейта еще во времена правления Якова III . [29] Шотландские короли передали Бартону и его преемникам репрессивные письма, чтобы возместить потерю. Яков IV и Яков V продолжали посылать напоминания Мануэлю I из Португалии . [30] Деятельность каперов могла стать потенциальным маршрутом для африканцев в Шотландию, хотя прямых доказательств этого нет. [31]
Архивные ссылки на «Больше девушек», португальца и экзотических животных были вновь открыты в начале 19 века Уильямом МакГрегором Стирлингом (1771-1833) и другими. Каперскую связь между «Больше девиц» и семьей Бартон предположил Патрик Фрейзер Титлер . Он предположил, что присутствие африканцев при шотландском дворе было связано с «успехом шотландских каперов». [32]
Яков IV имел и другие связи с португальским судоходством и исследованиями, а также поддерживал торговые связи. На своих верфях он нанимал португальских мастеров. [33] и был покровителем итальянского купца и финансиста в Брюгге Жерома Фрескобальди , компания которого финансировала путешествия. [34] Фрескобальди продавал специи Джеймса IV, полученные португальскими торговыми судами. [35] Яков IV купил воск, вино и севший на мель корабль на западном побережье у португальского купца Джона Фарнхэ в апреле 1498 года. [36]
Этих африканцев называют «человеческой добычей» с точки зрения их отношений с Португальской империей . [37] Хотя подробности их путешествия и прибытия в Шотландию остаются неясными, в отчетах казначея и контролера Шотландии упоминается о работе африканцев при дворе Якова IV. [38] В состав шотландского королевского двора входили «Петр Мор» и « Мор таубронар », барабанщик, путешествовавший по Шотландии в свите короля. [39]
Эллен Мор в архивной записи
[ редактировать ]Больше девушек в Данфермлине и Инверкитинге
[ редактировать ]В октябре 1504 года Маргарет Тюдор находилась в Данфермлинском дворце , через Форт от Эдинбурга, в Файфе . [40] Джеймс IV находился на севере, в Элгине . возникла подозрение на вспышку чумы В Данфермлине . Королева и ее семья решили покинуть Данфермлин. [41] Четыре африканские женщины, которых называли «Больше девушек», отправились 8 ноября в Норт-Куинсферри и Инверкейтинг под присмотром придворного аптекаря Мосмана Джона . В Инверкейтинге с ними были также «народцы», люди, сопровождавшие «девушек», и несколько животных. Через несколько дней они отправились в Эдинбург. В отчетах записано, что женщина «турсит» «Больше девушек» из Данфермлина - слово, которое обычно означает упаковку и транспортировку домашних вещей с помощью шнура, но может также означать перевозку людей. [42]
Эдинбург
[ редактировать ]Джеймс IV прибыл в Эдинбург и прибыл во дворец Холируд к 18 ноября, где 22 ноября он наградил человека, принесшего животных, 20 золотыми кронами . Эти животные были с африканскими женщинами, «Большими девушками», в Инверкейтинге. Среди них была португальская лошадь с рыжим хвостом и циветта , или «муст-кошка». [43]
26 ноября Яков IV подарил женщине, которая привезла «Еще девушек» из Файфа, 4 шиллинга. 27 ноября Яков IV приказал выдать двум предполагаемым жертвам чумы, изгнанным из города Данфермлин, 14 шиллингов. [44] [45] [46] [47]
Сначала четверо африканцев, записанных клерком как «эфиопы», поселились в доме Джеймса Хоммила , богатого эдинбургского купца, который покупал гобелены для короля . Хоммилл также принял португальца, сопровождавшего африканцев, привезших их в Шотландию, а также двух лошадей и других животных. Они пробыли у Джеймса Хоммилла и его жены Хелен 40 дней. Клерк записал платежи как «дополнительное место жительства», то есть расходы королевских слуг, проживающих какое-то время вдали от королевского дома. [48] Латинскую запись можно перевести так:
А на расходы четырех эфиопов, оставшихся вне жилища по приказу царя, iii li.
И платой, произведенной Джеймсу Хоммилу за расходы на одного портингалия, перевозившего четырех эфиопов, двух лошадей и животных, остававшегося чужаком лорду королю в Эдинбурге в течение сорока дней в резиденции упомянутого Джеймса по приказу короля, XVIII ли IIIJ с.
А на расходы четырех эфиопов, оставшихся вне дома, рукой короля было выделено 4 фунта стерлингов.
И заплатить Джеймсу Хоммилу за португальца, привезшего через руку короля четырех эфиопов, двух лошадей и животных, оставшихся вне дома в Эдинбурге в течение сорока дней в доме упомянутого Джеймса, 18 фунтов стерлингов и 4 шиллинга. [49]
В записях о собственности упоминается, что дом или земля Джеймса Хоммилла находились на южной стороне Хай- стрит в многоквартирном доме лорда Бортвика за Овер-Боу, недалеко от Эдинбургского замка. Улица теперь называется Каслхилл. Дом Хомилла пострадал в результате пожара в 1511 году, начавшегося в пекарне. [50] В декабре 1503 года король отправил своего брата Уильяма Хоммила с поручением в Португалию, чтобы поддержать португальскую торговлю и судоходство. [51]
Уильям Вод
[ редактировать ]В июле 1505 года моряк из Лейта и торговец лесом Уильям Вод получил от короля награду в размере 12 фунтов стерлингов за то, что он привел африканцев к шотландскому двору в сопровождении белой лошади из Португалии, лошади дженнет и обязательной кошки . [52] Причина более поздней даты выплаты этой награды не указана. [53] Остается неясным, привез ли моряк Вод африканцев и португальцев в Шотландию с корабля, который он захватил под « каперскими грамотами », или же король попросил его привлечь африканцев в качестве своих слуг и помощников его дочери Леди. Маргарет. [54] Аптекарь Мосман приехал в замок Стерлинг 6 ноября, чтобы забрать кошку. [55]
Крещение и наречение
[ редактировать ]Один «Море лас» был крещен 11 декабря 1504 года и, вероятно, получил новое имя. Возможно, это ознаменовало конец пребывания в доме Джеймса и Хелен Хомилл, когда «Другие девушки» вернулись в королевский дом. [56] Эллен Мор, возможно, была переименована в честь придворной Элеоноры Поул или Елены Троянской , а ее сестры по имени Маргарет в честь королевы. [57] В доме была еще одна «Элеонора», Элеонора Джонс . Эллен было очень распространенным женским именем в Шотландии раннего Нового времени , как показывают более поздние записи о крещении. [58] Историк Бернадетт Андреа отмечает, что Эллен Мор и другие африканцы, прибывшие в Шотландию и Великобританию в 16 веке, возможно, следовали исламской вере . [59] Возраст этих прибывших неизвестен, «девушка» могла быть подростком, поскольку это слово использовалось чаще всего. [60]
Эллен Мор
[ редактировать ]Эти записи о «Больших девушках» в 1504 году могут относиться к прибытию Эллен, а также Маргарет Мор, еще одной служанки, которая, возможно, была сестрой Эллен. Эллен и Маргарет, кажется, являются двумя «Большими девушками» в Эдинбургском замке, которые посещали леди Маргарет и которым были куплены туфли. [61] Сапожником был Джон Дэвидсон, который также шил обувь для «Маленького Мартина-испанца» и датского дворянина Кристофера или Кристиерна, который, как говорят, был сыном Елизаветы Датской , но его личность остается неясной. [62] Хранителю Эдинбургского замка Александру Маккалоху из Майретона в 1505 году заплатили 100 фунтов за то, что он держал королевскую дочь с Марджери Линдсей, «а также Морис и сервандис». [63]
В 1506 году Эллен и Маргарет получили платья из красновато-коричневой ткани с бархатными лентами и красными юбками или юбками. В 1507 году им и еще одной девушке из замка, Марджори Линдси, подарили красные юбки с зелеными лентами. [64]
В последующие годы они присоединились ко двору Маргарет Тюдор , им купили одежду и подарили новогодние подарки, сравнимые с теми, что дарили английской фрейлине королевы, госпоже Масгрейв. Известно, что Эллен работала на королеву во дворце Линлитгоу. [65] Это пример из отчетов о денежном подарке на Новый год в виде пяти французских золотых крон стоимостью 3–10 фунтов стерлингов , подаренных шотландцами Эллен Мор 1 января 1512 года во дворце Холируд ; «Предмет, Элене Муар, v Franch crounis, iij li x s». Столько же было отдано двум «девицам», служанкам Элизабет Барлоу, леди Эльфинстон . Элизабет Синклер получила 10 крон. [66]
Эллен или Элен Мор впервые упоминается по имени в королевском отчете за декабрь 1511 года. Ей дали ливрейную одежду - пособие на одежду, выдаваемое многим королевским слугам в дни перед Рождеством, 15 декабря 1511 года. Подарки в виде одежды и ливрейной одежды. часто были более ценными, чем гонорары или жалованье, выплачиваемые слугам, или полученные денежные подарки. Костюм был показателем принадлежности к двору. Ценность и тип полученной одежды могут указывать на относительный статус. [67]
Одежда Эллен Мор включала платье из «Rissillis Brown» (красно-коричневой ткани из Рейселя или Лилля ), отделанное бархатом, с рукавами из желтой тафты, бархатным капюшоном и юбкой из английской коричневой или красновато-коричневой шерстяной ткани с малиновым подолом. [68] Маргарет Мор упоминается в отчетах реже, но она была во дворце Линлитгоу в апреле 1512 года, когда Яков V Шотландский родился . 1 января 1513 года «двум черным дамам» подарили 10 золотых крон. [69] Историк Имтиаз Хабиб связывает упоминание Эллен и Маргарет Мор как чернокожих женщин с предыдущими турнирами Black Lady. [70]
Дочь короля, леди Маргарет Стюарт, вышла замуж за Джона Гордона, лорда Гордона , а затем за сэра Джона Драммонда из Иннерпеффрея . [71]
В июле 1527 года Эллен Мор получила 40 шиллингов, записанных как платеж «Хеленоре, черной мойру». [72] Никаких дальнейших подробностей жизни Эллен и Маргарет Мор достоверно неизвестно. [73]
Энн Блейк-Мойр
[ редактировать ]Уильям Данбар написал для двора Якова IV стихотворение под названием «Анна Блак-Муар» , в котором внешний вид чернокожей женщины, участвовавшей в турнире, описывается в нелестных и расистских терминах. [74] [75] [76] Дэвид Лэнг , кажется, был первым писателем, который связал стихотворение Данбара с архивным повторным открытием Эллен Мор и африканским присутствием в Шотландии Джеймса IV. [77]
Яков IV организовал два тщательно продуманных турнира под названием «Оправдание дикого ножа для черной дамы», состоявшихся в июне 1507 года и снова в мае 1508 года. [78] [79] Роль «Черной дамы» исполнила придворная дама. а Джеймс IV был Диким или Черным рыцарем, персонажем, основанным на одном из короля Артура рыцарей Круглого стола , выросшем в лесу. [80] Более поздний автор 16-го века, Роберт Линдси из Питскотти , писал: «Король состязался с ним, разочаровываясь, и его называли черным рыцарем». [81]
Неясно, было ли стихотворение Уильяма Данбара напрямую связано с этими событиями или Эллен Мор играла роль Черной леди на турнирах. [82] Личность Эллен, или Элен Мор, обсуждается в науке как герой стихотворения Данбара, женщина, упомянутая в отчетах, и актер на турнирах. [83] Испанец Мартин, фигурирующий в отчетах, связанных с «Больше девушек» в виде оплаты за их туфли, выступал с Черной Леди на турнирном банкете. [84] Роль Черной дамы в качестве приза, возможно, не была чем-то необычным в традициях средневековых турниров, но, похоже, она также подчеркивала статус движимого имущества африканского исполнителя. [85]
В первых строках стихотворения Данбара говорится о прибытии женщины в Шотландию на корабле, что может свидетельствовать о том, что такие прибытия не были редкостью. Данбар объясняет, что он пишет в отличие от своих предыдущих стихов, описывающих белых придворных женщин. Стихотворение «создает очень неблагоприятный контраст между физиологией чернокожих женщин и физиологией белых придворных дам»; [86]
- Я сделал женщин белыми,
- Теперь я расскажу об одном черном,
- Эта земля вдали от последних кораблей,
- Кто хочет, я бы назвал perfyte. [87] [88]
Турниры Черной Леди
[ редактировать ]Расходы на эти пышные мероприятия , имитирующие « Круглый стол короля Англии Артура », фиксировались в отчетах казначея , а турниры описывались в шотландских хрониках. [91] Приглашение на турнир, отправленное во Францию, было иллюминировано сусальным золотом. [92] Оно было выпущено « Марчмонт Геральд» от имени «Шевалье Саваж а-ля Черная Дама», Дикого Рыцаря Черной Леди, и содержало подробную информацию о событиях, которые пройдут в Эдинбурге. [93] Bluemantle или Rothesay Herald , отправленный за границу в марте 1507 года с известием о рождении Джеймса, герцога Ротсейского, возможно, доставил приглашение ко дворам Франции, Испании и Португалии. [94]
Платье Черной Дамы было сшито из фламандского дамаска с золотыми цветами и окаймлено желтой и зеленой тафтой, с наружными рукавами из черной газовой ткани, называемой «плесанс», внутренними рукавами и драпировкой из такой же черной газовой ткани на плечах и руках. носил длинные перчатки из черной замши или кожи «семыс». У нее были две спутницы, одетые в платья из зеленой фламандской тафты с желтой каймой. [95] [96]
Уильям Огилви и Александр Эльфинстон, вероятно, Александр Эльфинстон, 1-й лорд Эльфинстон , одетые в английский белый дамаск как «Оруженосцы Черной леди» и сопровождали ее из Эдинбургского замка на поле турнира. Ее несли в «триумфальном кресле», задрапированном фландрийской тафтой с аппликациями из цветов. [97] Антуан д'Арс был «Белым рыцарем». Сам Яков IV играл роль Дикого или Дикого Рыцаря. [98] [99] Лошади, тянувшие кареты и триумфальные стулья, были одеты в богатые ткани. Одна лошадь была замаскирована под единорога , в черно-белом камчатном попоне, подбитом холстом. [100] 12 мужчин перенесли Черную Леди (в ее триумфальном кресле) из Эдинбургского замка на турнирную площадку под замком и во дворец Холируд . [101] «Дикие люди» на дистанциях или барьерах были одеты в козлиные шкуры и носили оленьи рога из Туллибардина . [102] В 1508 году костюм Черной Дамы был обновлен: появилась зеленая шерстяная юбка, новые черные кожаные рукава и перчатки. Две ее девицы были одеты в брюггский атлас. [103]
В первый день первой недели пятинедельного мероприятия претенденты должны были собраться у «Древа Эсперанса» на турнирной площадке под замком, где Черная Леди хранила белый щит недели в сопровождении диких людей. . Бои и рыцарские турниры оценивались судьями, дамами, женщинами из дома Маргариты Тюдор и придворными. [104] Дерево Эсперанса или Надежды было украшено искусственными цветами, грушами и раскрашенными геральдическими щитами, вылепленными из кожи Саймоном Гласфордом, мастером по изготовлению баклеров . [105] В Англии Маргарет Тюдор посетила рождественский банкет 1516 года, на котором сад Эсперанса или Надежды был представлен в качестве декорации для маски в зале Гринвичского дворца . [106]
Мероприятия завершились трехдневным банкетом в Холирудхаусе . устроила маскарад и танец Леди Масгрейв, хозяйка королевского гардероба, . [107] Черная Дама вошла в зал вместе с Мартином Испанцем, вооруженным луком и одетым в желтое. [108] Облако сошло с крыши и унесло их обоих прочь. [109] [110]
Африканцы представлены в судебной драме
[ редактировать ]Записи о придворной и гражданской драме XVI века включают как исполнителей африканского происхождения, так и исполнителей, носящих костюмы, изображающие воображаемых африканских людей или «мавров». [111] В 1504 и 1505 годах Яков IV нанял африканского барабанщика, известного как « Море таубронар ». Джеймс IV путешествовал с ним и четырьмя итальянскими менестрелями в его поездке на север, в Дарнауэй и Элгин . Барабанщик придумал маску или танец для турнира, проводимого на Масленицу , под названием «Канун Фастеринов». Двенадцать танцоров были одеты в костюмы из черно-белой ткани. [112] «Таубронару» выплачивался гонорар, годовое жалованье, такого же размера, как и другому барабанщику, Гиллиаму, и английской помощнице Маргарет Тюдор госпоже Элизабет Барли, которая позже вышла замуж за лорда Эльфинстона . [113]
Более поздние придворные праздники и драмы Стюарта с участием африканских актеров и актеров, изображающих африканцев, включают; въезд Марии, королевы Шотландии в Эдинбург в 1561 году, свадьба Марии, королевы Шотландии, и Генриха, лорда Дарнли, в июле 1565 года, [114] крещение Якова VI в Стерлинге в декабре 1566 г., [115] Въезд Анны Датской в Эдинбург (1590 г.), крещение принца Генриха (1594 г.) и «Маска черноты» (1605 г.). [116] [117] Клэр МакМанус выделяет «маркеры различия, чуждости и пограничности» и «компактные символы черноты и женственности, первоначально заключенные в теле Черной леди» турниров Якова IV, которые вновь появились при крещении принца Генриха и соответствовали шотландским традициям придворный театр и представление. «Угроза разнообразия» была обезврежена посредством театрального представления. [118]
Использование черных тканей.
[ редактировать ]Костюм «Черной леди» на турнирах Якова IV включал в себя черную легкую ткань под названием «плесанс» вокруг ее рук. [119] [120] Костюмы, использовавшиеся при дворе в Англии в этот период, имели некоторое сходство: две придворные женщины, выступавшие в маске в 1510 году, закрывали руки и лица похожей черной тканью «ламбердины», которая удивительно тонка, так что одни и те же дамы кажутся нигростами. или Блэк Морес». [121] [122] В отчетах Revel этот костюм описывается как модный «морянский» или «моррианский», а также отмечается, что черная ткань «ламбердинс» использовалась для покрытия голов, шеи, лиц и рук. [123]
При дворе английского короля Эдуарда VI актеры в масках были одеты как «моры» в длинные черные бархатные перчатки, доходившие выше локтя, с колокольчиками, прикрепленными к костюмам из козьих шкур. [124] Такие праздничные костюмы при английском дворе разработал и изготовил итальянский художник Никколо да Модена . Он делал парики или «перуки» из волос, которые использовали актрисы, замаскированные под «нравы». [125] Эдуард VI переоделся «мавром» на Масленичной маске в 1548 году. [126] Черный бархат предназначался для костюмов «Маски Мура» на коронации Елизаветы I или в первый год ее правления. [127] а художник Уильям Лизард работал над «Маской Мора» для Елизаветы I в 1579 году. [128] Использование черных рукавов, перчаток и тканей в составе костюма в Эдинбурге на турнирах Якова IV вызвало некоторые сомнения в том, что исчезающую Черную леди играла африканская исполнительница. [129]
Позже придворная драма и театр
[ редактировать ]Современное описание Эдинбургского события 1590 года, сделанное датским наблюдателем, различает горожан, которые носили маски и разрисовали ноги и руки , и «абсолютно реального и местного чернокожего мавра». [130] Африканский слуга шотландского двора был похоронен на Фолкленде в июле 1591 года. [131] Неясно, был ли он участником въезда Анны Датской в 1590 году. [132] Африканский артист тащил тележку для театрализованного представления в Большом зале замка Стерлинг на празднике крещения в августе 1594 года. [133]
В шекспировском «Отелло » Дездемона вспоминает служанку своей матери, мавританку по имени «Барбари». Барбари потеряла свою любовь, человека, потерявшего рассудок, и она спела песню траура и утраты под названием «Ива». [134] Спектакль был показан во дворце Уайтхолл 1 ноября 1604 года. Анна Датская и ее дамы выступали с черным лицом в Маске Черноты в том же помещении 6 января 1605 года. [135] Ким Ф. Холл обращает внимание на «Маску черноты» и задокументированную реакцию ее аудитории в контексте «роста реальных контактов с африканцами, коренными американцами и другими этнически разными иностранцами» и «столкновения темных женщин». традиции с реальными африканскими различиями, с которыми столкнулись в поисках империи». [136]
Представительство в СМИ
[ редактировать ]Эллен Мор фигурирует в короткометражном мультфильме «Турнир африканской леди». [137] на котором также изображен Джон Бланк , трубач при английском дворе, автор сценария и режиссер Джейсон Янг. [138] [139]
История Эллен Мор легла в основу пьесы «Джеймс IV: Королева битвы» , написанной Роной Манро для постановки в 2022 году. [140] [141]
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Оньека Нубия , «Африканцы в Англии и Шотландии, 1485–1625» , Оксфордский национальный биографический словарь (10 октября 2019 г.). Получено 5 ноября 2020 г., требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании.
- Миранда Кауфманн , «Африканцы в Британии, 1500–1640» , Оксфордский университет, докторская диссертация, 2011 г., см. стр. 43–4, 64, 193, 197–8, Приложение, таблица 5.
- Оньека Нубия, «Блэкамуры: африканцы в Англии эпохи Тюдоров, их присутствие, статус и происхождение», Университет Восточной Англии, докторская диссертация, 2016 г.
- Джун Эванс, «Африканцы и карибцы в Шотландии: социально-географическое исследование» , Эдинбургский университет, докторская диссертация, 1995 г., см. стр. 42–6.
- Минджи Су, «Элен Мор: мавританская девушка при дворе Якова IV» , Medievalists.net.
- Майри Коуэн, «Мавры при дворе Якова IV, короля Шотландии» , Medievalists.net.
- Бесс Роудс, Исследование Эдинбургского замка: Турниры (Историческая среда Шотландии, 2019).
- Лесли Микель, «Чернота и дикость: Джеймс IV и культурная идентичность Хайленда».
- Аркадий Ходж, Исследование Эдинбургского замка: средневековые документы (Историческая среда Шотландии, 2019).
- «Дочь короля и мавританские девушки » . , блог «Историческая среда Шотландии»
- Пол Эдвардс , «Раннее африканское присутствие» [ постоянная мертвая ссылка ] , Случайные статьи , вып. 26 (Эдинбург, 1990).
- Дженнифер Мелвилл, «Африканцы при дворе Якова IV» , Национальный фонд Шотландии.
- Об Ане Блак Мойр: современный английский перевод
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Имтиаз Хабиб, Черные жизни в английских архивах, 1500–1677: Отпечатки невидимого (Routledge, 2008), стр. 30–34, 291–4.
- ^ Луиза Ольга Фраденбург, Город, брак, турнир: искусство правления в Шотландии позднего средневековья (University of Wisconsin Press, 1991), стр. 250.
- ^ Бернадетт Андреа, «Присутствие женщин из исламского мира», Мерри Виснер-Хэнкс (редактор), « Картирование гендерных маршрутов и пространств в раннем современном мире» (Routledge, 2016), стр. 295: Кэрол Левин, «Женщины эпохи Возрождения», Рената Бриденталь, Сьюзен Стюард, Мерри Визнер (ред.), Становление видимыми: женщины в европейской истории (Houghton Mifflin: Boston, 1998), стр. 152–173, стр. 161–4.
- ^ Майри Коуэн и Лора Уоклинг, «Взросление при дворе Якова IV», Джанай Ньюджент и Элизабет Юэн, Дети и молодежь в досовременной Шотландии (Бойделл, 2015), стр. 20–1, 25: Мэри Э. Роббинс, ' Черные африканцы при дворе Якова IV», «Обзор шотландской культуры» , 12 (1999), стр. 34–45: Джеймс Бальфур Пол , «Отчеты казначея Шотландии» , том. 3 (Эдинбург, 1901), стр. lxxxv, 182.
- ^ Отчеты казначея Шотландии , том. 4 (Эдинбург, 1902 г.), стр. 232, 324, 404, 434 : Миранда Кауфманн, Черные Тюдоры (Лондон, 2017), стр. 17–18: Сью Небжидовски, «Султана и ее сестры: черные женщины на Британских островах». до 1530 года», Women's History Review , 10:2 (2001), стр. 187-2. doi : 10.1080/09612020100200287 : Имтиаз Хабиб, «Жизни черных в английских архивах, 1500–1677: Отпечатки невидимого» (Ashgate, 2008), стр. 292–3.
- ^ Имтиаз Хабиб, Черные жизни в английских архивах, 1500–1677: Отпечатки невидимого (Routledge, 2008), стр. 291-2, 294.
- ^ «Мор», Словарь древнего шотландского языка
- ^ Нубия, О., (10 октября 2019 г.), «Африканцы в Англии и Шотландии (1485–1625)», Оксфордский национальный биографический словарь .
- ^ Нандини Дас , Жоао Висенте Мело, Хейг З. Смит, Лорен Уоркинг, Блэкамур/Мавр, Ключевые слова идентичности, расы и человеческой мобильности в Англии раннего Нового времени (Амстердам, 2021), стр. 40-50
- ^ Фиона Линдси Шен, Жемчуг: Совершенная жемчужина природы (Лондон: Reaktion Books, 2022), стр. 222–223: Пол Каплан, «Изабелла д'Эсте и чернокожие африканские женщины», Томас Фостер Эрл и KJP Лоу, Черные африканцы в эпоху Возрождения Европа (Кембридж, 2005), с. 134.
- ^ Луиза Ольга Фраденбург, Город, брак, турнир: искусство правления в Шотландии позднего средневековья (University of Wisconsin Press, 1991), стр. 247.
- ^ Надя Т. ван Пелт, Межкультурные исследования и двор Генриха VIII (Оксфорд, 2024), с. 33.
- ^ Надя Т. ван Пелт, Межкультурные исследования и двор Генриха VIII (Оксфорд, 2024), с. 9: Имтиаз Хабиб, «Жизни черных в английских архивах» (Лондон, 2008 г.), стр. 37–8, 45, 47, 50.
- ^ Мэтью Чепмен, Античерный расизм в ранней современной английской драме (Тейлор и Фрэнсис, 2016), стр. 48-50.
- ^ Сидней Англо, «Лондонские театрализованные представления в честь приема Екатерины Арагонской: ноябрь 1501 г.», Журнал институтов Варбурга и Курто , XXVI (1963), стр. 53-89.
- ^ Надя Т. ван Пелт, Межкультурные исследования и двор Генриха VIII (Оксфорд, 2024), с. 154.
- ^ Надя Т. ван Пелт, Межкультурные исследования и двор Генриха VIII (Оксфорд, 2024), стр. 37–38.
- ^ Счета казначея , том. 4 (Эдинбург, 1902), стр. lxxxiii, 117.
- ^ «Маргарет Тюдор», RCT RCIN 401181
- ^ Майри Коуэн и Лора Уоклинг, «Взросление при дворе Якова IV», Джанай Ньюджент и Элизабет Юэн, Дети и молодежь в досовременной Шотландии (Бойделл, 2015), стр. 24.
- ^ Альмудина Перес де Тудела и Аннемари Джордан Гшвенд, «Зверинцы эпохи Возрождения», Карел А.Э. Эненкель и Паулюс Йоханнес Смит, Зоология раннего Нового времени: построение животных в научной литературе и изобразительном искусстве (Brill, 2007), стр. 419-50: Аннемари Джордан Гшвенд, «Португальские поиски экзотических животных», Джессика Халлетт, Триумфальное шествие с жирафами (Лиссабон, 2009 г.), стр. 33–77.
- ^ Катарина Сантана Симойнс, «Символическое значение «экзотики» при португальском дворе в позднем средневековье», Anales de Historia del Arte , 24 (ноябрь 2014 г.), стр. 521.
- ^ Роберт Фолкстон Уильямс, Внутренние мемуары королевской семьи , 1 (Лондон, 1860), с. 350: Сэмюэл Бентли , Excerpta Historica: Или, Иллюстрации английской истории (Лондон, 1833), стр. 350. 133 из Британской библиотеки , Домашний счет Генриха VII, добавить MS 21480 f.24r.
- ^ Сесилия Верачини, «Торговля приматами, не являющимися людьми, в эпоху открытий», Кристина Хоанас де Мело, Эстелита Ваз, Лигия М. Коста Пинто, Экологическая история в процессе создания, II: Действуя (Springer, 2017), стр. 147–172: Кэтлин Уокер-Мейкл, Средневековые домашние животные (Бойделл, 2012), с. 83: Счета казначея , т. 1, с. 4 (Эдинбург, 1902), стр. lxxxiii, 117.
- ^ Генри Эллис, Оригинальные письма , 3-я серия, том. 2 (Лондон, 1846 г.), стр. 239–243.
- ^ Лорн Кэмпбелл , «Шотландские покровители и нидерландские художники», Грант Г. Симпсон, Шотландия и Нидерланды 1124–1994 (Таквелл, 1996): Дэвид Старки (редактор), Опись Генриха VIII (Лондон, 1998), стр. 237 нет. 10594.
- ^ Карен Кок, «Ламберт Барнард, художник епископа Ширборна», Эндрю Хэдфилд, Мэтью Диммок, Пол Куинн, Искусство, литература и религия в Сассексе раннего Нового времени (Ashgate, 2014), стр. 90.
- ^ Мария Хейворд , «Дарывание подарков при дворе Генриха VIII», The Antiquaries Journal , 85 (2005), стр. 140. дои : 10.1017/S0003581500074382
- ^ Клэр Джоуитт , Пираты? Политика грабежа, 1550–1650 (Пэлгрейв Макмиллан, 2007), стр. 4–6: Дэвид Данлоп, «Политика поддержания мира: англо-шотландские отношения с 1503 по 1511 год», Исследования эпохи Возрождения , 8:2 (июнь 1994), с. 157.
- ^ Роберт Керр Хэнней , Письма Джеймса IV (SHS: Эдинбург, 1953), стр. 81-2, вып. 125 : Роберт Керр Хэнней и Денис Хэй , Письма Джеймса V (Эдинбург, 1954), стр. 125. 401: Рафаэль Холиншед , Первый и Второй тома Хроник: История Шотландии (Лондон, 1586), стр. 401. 293
- ^ Норман Макдугалл , Джеймс IV (Таквелл: Ист-Линтон, 1997), стр. 239: Стив Мердок , Морская война Шотландии (Brill, 2010), с. 81.
- ^ Патрик Фрейзер Титлер, История Шотландии , том. 5 (Эдинбург, 1834), стр. 43–4 , и см. П. Ф. Титлер, «Жизни достойных шотландцев» , том. 3 (Лондон, 1833 г.), с. 331 Публикации МакГрегора включают «Исторические и описательные заметки о монастыре Инчмахом» (Эдинбург, 1815 г.). Его сын Роберт МакГрегор Стирлинг эмигрировал на Ямайку.
- ^ Счета казначея , том. 4 (Эдинбург, 1902), с. 368.
- ^ Ричард А. Голдтуэйт, Экономика Флоренции эпохи Возрождения (Джонс Хопкинс, 2009), с. 159: Нунциателла Алессандрини, «Дальний Восток в начале 16 века: путешествия Джованни да Эмполи», Мэри Н. Харрис, « Глобальные встречи с европейскими идентичностями» (Пиза, 2010), с. 218.
- ^ Генри де Вохт, «Джером де Буслейден», Humanistica Lovaniensia (Brepols, 1950), стр. 345: Национальные рекорды Шотландии E32/1.
- ^ Счета казначея , том. 1 (Эдинбург, 1877 г.), стр. 388, 391–2.
- ^ Имтиаз Хабиб, «Жизни черных в английских архивах», 1500–1677 (Лондон, 2008), стр. 28: Бернадетт Андреа, Жизнь девушек и женщин из исламского мира в Британии раннего Нового времени (Торонто, 2017), с. 23.
- ^ Майри Коуэн и Лора Уоклинг, «Взросление при дворе Якова IV», Джанай Ньюджент и Элизабет Юэн, Дети и молодежь в досовременной Шотландии (Бойделл, 2015), стр. 24–6: Джордж Бернетт, Казначейские ведомости: 1502- 1507 , том. 12 (Эдинбург, 1889 г.), стр. 374–5 (на латыни).
- ^ Миранда Кауфманн, Черные Тюдоры (Лондон, 2017), с. 11.
- ^ Маргарет Тюдор приехала в Данфермлин из замка Стерлинг 26 сентября, Отчеты казначея , 2, стр. 459.
- ^ Джеймс Бальфур Пол, Отчеты казначея Шотландии: 1500-1504 , том. 2 (Эдинбург, 1900), стр. 462–3, Яков IV путешествовал на север с четырьмя итальянскими менестрелями и африканским барабанщиком.
- ^ Имтиаз Хабиб, Black Lives (Ashgate, 2008), стр. 30–31, 281: Отчеты казначея Шотландии , том. 2 (Эдинбург, 1900), стр. 465, 468: «Turs, v. 3», Словарь шотландского языка: Dictionar o the Scots Leid .
- ^ Имтиаз Хабиб, Black Lives (Ashgate, 2008), стр. 281: Отчеты казначея Шотландии , том. 2 (Эдинбург, 1900), с. 468.
- ^ Отчеты казначея Шотландии , том. 2 (Эдинбург, 1900), с. 468.
- ^ WJ MacLennan, «Одиннадцать казней Эдинбурга», Труды Королевского колледжа врачей Эдинбурга , 31:3 (2001), стр. 257, краткое изложение правил чумы 1505 года для Эдинбурга.
- ^ JFD Шрусбери, История бубонной чумы на Британских островах (Кембридж, 1970), стр. 165.
- ^ Ричард Орам , «Он не может определить, что ква чистые, а ква грязные».: Ответы на эпидемические заболевания в Шотландии шестнадцатого и семнадцатого веков», Ренессанс и Реформация , 30:4 (осень / осень 2006/2007), стр. 13-39, с. 16.
- ^ Джордж Бернетт, Казначейские отчеты Шотландии: 1502-1507 , том. 12 (Эдинбург, 1889), стр. 374-5. Фраза «extra domicilium» часто встречается в этом контексте в неопубликованных отчетах королевского двора, см. Генри Эллис, «Домашняя книга Джеймса V», Archaeologia , 22 (1829), стр. . 6.
- ^ Джордж Бернетт, Казначейские отчеты Шотландии: 1502-1507 , том. 12 (Эдинбург, 1889 г.), стр. 374–5.
- ^ Маргарита Вуд , Протокольная книга Джона Фулара, 1503-1513 , 1:2 (Шотландское общество звукозаписи, 1941), №№. 370, 682, 736.
- ^ Счета казначея , том. 2 (Эдинбург, 1900), с. 409.
- ^ Пол Эдвардс и Джеймс Уолвин, Черные личности в эпоху работорговли (Macmillan, 1983), стр. 5: Отчеты казначея: 1506-1507 гг. , т. 5. 3 (Эдинбург, 1901), с. 148, эта плата обычно трактуется как плата за привоз животных и африканцев из Португалии.
- ^ Имтиаз Хабиб, «Жизни черных в английских архивах, 1500–1677: Отпечатки невидимого» (Ashgate, 2008), стр. 30–1.
- ^ Майри Коуэн и Лора Уоклинг, «Взросление при дворе Якова IV», Джанай Ньюджент и Элизабет Юэн, Дети и молодежь в досовременной Шотландии (Бойделл, 2015), стр. 25: Как владелец недвижимости в Лейте, Вод фигурирует в Протокольной книге Джеймса Янга .
- ^ Счета казначея: 1506-1507 , том. 3 (Эдинбург, 1901), с. 169.
- ^ Счета казначея , том. 2 (Эдинбург, 1900), стр. cx, 469: Отчеты казначея , том. 3 (Эдинбург, 1901), с. 148: Казначейские отчеты , том. 12 (Эдинбург, 1889 г.), стр. 374–5.
- ^ Имтиаз Хабиб, Black Lives , стр. 31, 36-7: Бернадетт Андреа, «Присутствие женщин из исламского мира», Мерри Визнер-Хэнкс (редактор), « Картирование гендерных маршрутов и пространств в раннем современном мире» (Routledge, 2016), с. 300.
- ^ Альма Колдервуд, Бьюик из Кирка Канагайта, 1564–1567 (SRS: Эдинбург, 1961), стр. 76–102.
- ^ Бернадетт Андреа, «Черная кожа, маски королевы: африканистская двойственность и женский автор в масках «черноты» и «красоты», English Literary Renaissance , 29:2 (весна 1999 г.), стр. 246-281 : Бернадетт Андреа, Жизнь девушек и женщин из исламского мира в Британии раннего Нового времени (Торонто, 2017), стр. 23–4.
- ^ «Las», Словарь старошотландского языка
- ^ Лаура Э. Уоклинг и Майри Коуэн, «Великая колыбель существования»: взросление при дворе Якова IV», Джанай Ньюджент и Элизабет Юэн, Дети и молодежь в досовременной Шотландии (Бойделл, 2015), стр. 15- 30.
- ^ Отчеты казначея Шотландии: 1506-1507 , том. 3 (Эдинбург, 1901), стр. xc, 116, 155: Майри Коуэн и Лаура Уолклинг, «Взросление при дворе Якова IV», Джанай Ньюджент и Элизабет Юэн, Дети и молодежь в досовременной Шотландии (Бойделл, 2015), стр. 23-4.
- ^ Уильям Хепберн, Дом и двор Якова IV Шотландии (Бойделл, 2023), стр. 134.
- ^ Отчеты казначея Шотландии: 1506-1507 , том. 3 (Эдинбург, 1901), lxxxv, 114, 155, 172, 175, 310-11, 321-2, 336, 361, 370-1, 387: Отчеты казначея , том. 4 (Эдинбург, 1902), стр. 51, 59, 61–2, 82, 100, 116.
- ^ Счета казначея , том. 4 (Эдинбург, 1902), стр. 339, 324, 401, 404.
- ^ Отчеты лорда-казначея Шотландии , том. 4 (Эдинбург, 1902 г.), с. 324
- ^ Уильям Хепберн, Дом и суд Якова IV Шотландии (Бойделл, 2023), стр. 100-1.
- ^ Счета казначея , том. 4 (Эдинбург, 1902 г.), с. 232.
- ^ Отчеты казначея Шотландии , том. 4 (Эдинбург, 1902), стр. 339, 401.
- ^ Имтиаз Хабиб, «Жизни черных в английских архивах», 1500–1677 (Лондон, 2008), стр. 33.
- ^ Дэвид Малкольм, Генеалогические мемуары самого благородного и древнего дома Драммондов (Эдинбург, 1808 г.), стр. 78 .
- ^ Отчеты казначея: 1515-1531 , том. 5 (Эдинбург, 1903), с. 328.
- ^ Сью Небжидовски, «Султана и ее сестры: чернокожие женщины на Британских островах до 1530 года», Women's History Review , 10:2 (2001), стр. 187-210.
- ^ WA Craigie, Рукопись фолио Мейтленда , том. 1 (Scottish Text Society: Edinburgh, 1919), стр. 416-7: Джон Смолл, Стихи Уильяма Данбара , том. 2 (Шотландское текстовое общество: Эдинбург, 1893 г.), стр. 2. 201 .
- ^ Ким Холл, Вещи тьмы: расовая и гендерная экономика в Англии раннего Нового времени (Корнелл, 1995), стр. 271.
- ^ Ану Корхонен, «Мытье эфиопского белого: концептуализация черной кожи в Европе эпохи Возрождения», Томас Фостер Эрл и К.Дж. П. Лоу, Черные африканцы в Европе эпохи Возрождения (Кембридж, 2005), стр. 98
- ^ Луиза Ольга Фраденбург, Город, Брак, Турнир: Искусство правления в позднесредневековой Шотландии (University of Wisconsin Press, 1991), стр. 257.
- ^ Андреа Томас, Слава и честь (Эдинбург, 2013), стр. 177-9.
- ^ Мари В. Стюарт, Шотландец, который был французом: Жизнь Джона Стюарта, герцога Олбани (Уильям Ходж, 1940), стр. 19–20.
- ^ Э. Г. Коди, История Шотландии Джона Лесли , том. 2 (Эдинбург: STS, 1895), с. 128
- ^ Эней Джеймс Джордж Маккей , История и летописи Шотландии , том. 1 (Эдинбург: STS, 1899), с. 243
- ^ Луиза Ольга Фраденбург, Город, брак, турнир: искусство правления в Шотландии позднего средневековья (Университет Висконсина, 1991), стр. 256-7.
- ^ Джойс Грин Макдональд, Женщины и раса в текстах раннего Нового времени (Кембридж, 2002), стр. 1-7: Джейн Э.А. Доусон, Реформированная Шотландия (Эдинбург, 2007), стр. 79-81: Бернадетт Андреа, Жизни Девушки и женщины из исламского мира в британской литературе и культуре раннего Нового времени (Торонто, 2017), стр. 22–26: Билл Финдли , «Черная леди», Элизабет Л. Юэн, Сью Иннес, Сиан Рейнольдс, Роуз Пайпс, Биографический словарь шотландских женщин (Эдинбург, 2006), с. 39.
- ^ Счета казначея , том. 4 (Эдинбург, 1902 г.), стр. 64, 129: Имтиаз Хабиб, Black Lives (Ashgate, 2008), стр. 33, 291 нет. 84.
- ^ Бернадетт Андреа, «Присутствие женщин» в исламском мире, Мерри Э. Виснер-Хэнкс , Картирование гендерных маршрутов и пространств в раннем современном мире (Routledge, 2016), стр. 294-8.
- ^ Сью Небжидовски, «Султана и ее сестры: чернокожие женщины на Британских островах до 1530 года», Women's History Review , 10:2 (2001), стр. 202
- ^ Джеймс Патерсон, Работы Уильяма Данбара (Эдинбург, 1863), стр. 273.
- ^ Джон Смолл, Стихи Уильяма Данбара , том. 2 (Эдинбург: STS, 1893), с. 201
- ^ Счета казначея , том. 4 (Эдинбург, 1902), с. 125: Эней Маккей , «История и хроники Шотландии», Роберт Линдсей из Питскотти , том. 1 (СТС: Эдинбург, 1899 г.), с. 244
- ^ Джон Лоури, «Королевское присутствие в Канонгейте», Сайт парламента Шотландии и Кэнонгейт: археология и история (Эдинбург, 2008), стр. 70.
- ^ Луиза Ольга Фраденбург, Город, брак, турнир: искусство правления в Шотландии позднего средневековья (Висконсин, 1991), стр. 233-4: Томас Томсон , История Шотландии, Джон Лесли, епископ Росса (Эдинбург, 1830), п. 78: Кэти Стивенсон, «Рыцарство, британский суверенитет и династическая политика, ок. 1490–1513 гг.», «Исторические исследования» , 85:230 (ноябрь 2012 г.), стр. 78. 13.
- ^ Отчеты казначея Шотландии , том. 3 (Эдинбург, 1901), с. 365.
- ^ Маркус Вульсон де ла Коломбьер , La Science Heroique (Париж, 1644), стр. 453-457 или «Героическая наука» (Париж, 1669), стр. 491–6
- ^ Отчеты казначея Шотландии , том. 3 (Эдинбург, 1901), стр. xxxii, xlvii, 371.
- ^ Луиза Ольга Фраденбург, Город, Брак, Турнир: Искусство правления в Шотландии позднего средневековья (University of Wisconsin Press, 1991), стр. 254-5: Отчеты казначея , том. 3 (Эдинбург, 1901), стр. xlix, 259.
- ^ «Семис», Словарь древнего шотландского языка (до 1700 г.)
- ^ Счета казначея , том. 3 (Эдинбург, 1901 г.), стр. xlix, 258–260: Мишель Бир, Королевство при дворах Британии эпохи Возрождения (Вудбридж, 2018 г.), стр. 83: Мишель Бир, «Практика и проявления королевского сана: Екатерина Арагонская и Маргарет Тюдор», доктор философии, 2014 г., стр. 83. 184.
- ^ Кэти Стивенсон, Рыцарство и рыцарство в Шотландии, 1424–1513 (Бойделл: Вудбридж, 2006), стр. 94–7.
- ^ Норман Макдугалл , Джеймс IV (Таквелл: Ист-Линтон, 1997), стр. 294-5.
- ^ Счета казначея , том. 3 (Эдинбург, 1901), с. 257.
- ^ Имтиаз Хабиб, Черные жизни в английских архивах, 1500-1677 (Лондон, 2008), стр. 33, 291: Джон Г. Данбар, Королевские дворцы Шотландии (Таквелл: Ист-Линтон, 1999), стр. 202-3
- ^ Счета казначея , том. 3 (Эдинбург, 1901), стр. 1, 358–9.
- ^ Счета казначея , том. 4 (Эдинбург, 1902 г.), с. 64
- ^ Луиза Ольга Фраденбург, Город, брак, турнир: искусство правления в Шотландии позднего средневековья (Университет Висконсина, 1991), стр. 227, 255: Маркус Вульсон де ла Коломбьер , La Science Heroique (Париж, 1644), стр. 453-457 или «Героическая наука» (Париж, 1669), стр. 491–6
- ^ Морверн Френч и Роджер Мейсон, «Искусство, артефакты, артиллерия», Александр Флеминг и Роджер Мейсон, Шотландия и фламандский народ (Джон Дональд, 2019), стр. 108-9: Отчеты казначея , том. 4 (Эдинбург, 1902 г.), стр. 120–1.
- ^ Чарльз Уибли , Генрих VIII Эдварда Холла , том. 1 (Лондон, 1904 г.), с. 153
- ^ Счета казначея , том. 4 (Эдинбург, 1902 г.), стр. 64–5, 125: Мишель Бир, Королевство при дворах Британии эпохи Возрождения (Вудбридж, 2018 г.), стр. 84.
- ^ Счета казначея , том. 4 (Эдинбург, 1902), стр. 64, 121, 129, они были застегнуты и застегнуты, в упряжи, сцена может напоминать похищение Психеи Амуром .
- ^ Фрэнк Шаффелтон, «Императорский цветок: «Золотой Тардж» Данбара и придворная жизнь Якова IV Шотландии», Исследования по филологии , 72:2 (апрель 1975 г.), стр. 193-207, стр. 202.
- ^ Лесли Микель, «Наши горцы»: шотландцы в придворных развлечениях дома и за рубежом, 1507–1616 гг.», «Исследования эпохи Возрождения» , 33:2 (апрель 2019 г.), стр. 185–203, стр. 202 : Эней Маккей , История и хроники Шотландии, Роберт Линдсей из Питскотти , том. 1 (СТС: Эдинбург, 1899 г.), с. 244
- ^ Луиза Ольга Фраденбург, Город, брак, турнир: искусство правления в Шотландии позднего средневековья (University of Wisconsin Press, 1991), стр. 172.
- ^ Отчеты казначея: 1500-1504 , том. 2 (Эдинбург, 1900), стр. 462–6, 477: Миранда Кауфманн, Черные Тюдоры (Лондон, 2017), стр. 11.
- ^ Счета казначея: 1506-1507 , том. 3 (Эдинбург, 1901), стр. 119–20, 124.
- ^ Клэр Макманус, «Брак и выполнение романтического квеста: Анна Датская и празднование крещения принца Генри в Стерлинге», LAJR Houwen, AA MacDonald, SL Mapstone (ред.), Дворец в дикой природе: очерки народной культуры и гуманизм в Шотландии позднего средневековья и эпохи Возрождения (Питерс, 2000), с. 189: Помпе Эквестрес, Дана Ф. Саттон, Филологический музей.
- ^ Чарльз Торп Макиннес, Отчеты казначея Шотландии: 1566-1574 , том. 12 (Эдинбург, 1970), стр. 405–6.
- ^ Бернадетт Андреа , Жизнь девушек и женщин из исламского мира в британской литературе и культуре раннего Нового времени (Торонто, 2017), стр. 106-12.
- ^ Бернадетт Андреа, «Черная кожа, маски королевы: африканистская двойственность и женский автор в масках «черноты» и «красоты», English Literary Renaissance , 29:2 (весна 1999 г.), стр. 246-281 .
- ^ Клэр Макманус, Женщины на сцене эпохи Возрождения: Анна Датская и женщина, маскирующаяся при дворе Стюартов, 1590–1619 (Манчестер, 2002), стр. 84–5.
- ^ DOST/DSL, танцоры
- ^ Счета казначея , том. 3 (Эдинбург, 1901), с. 259
- ^ Ян Смит, «Белая кожа, черные маски: расовое переодевание в одежду другого пола на сцене раннего Нового времени», Драма эпохи Возрождения , 32 (2003), с. 44: Чарльз Уибли , Генрих VIII Эдварда Холла , том. 1 (Лондон, 1904 г.), с. 17
- ^ Генри Эллис, Хроники Холла (Лондон, 1809 г.), стр. 514
- ^ Ян Смит, «Черный платок Отелло», Shakespeare Quarterly , 64:1 (весна 2013 г.), стр. 10–12: Письма и бумаги, Генрих VIII , 2:2 (Лондон, 1864 г.), стр. 491.
- ^ Вирджиния Мейсон Воган, Исполнение черноты на английских сценах, 1500–1800 (Кембридж, 2005), стр. 27–8: Альфред Джон Кемпе , Рукописи Лоузли (Лондон, 1836), стр. 79-80
- ^ Ян Смит, «Белая кожа, черные маски», Джеффри Мастен и Венди Уолл, Драма эпохи Возрождения, 32 (Эвансон, 2003), с. 44: Альбер Фейера, Документы, относящиеся к пирам Эдуарда VI и Марии (Лувен, 1914), с. 31: Дэвид Старки , Опись Генриха VIII (Лондон, 1998), с. 168 нет. 8663.
- ^ Sydney Anglo , Зрелищное зрелище и политика ранних Тюдоров (Оксфорд: Clarendon Press, 1969), стр. 301–2.
- ^ Ян Смит, «Черный носовой платок Отелло», Shakespeare Quarterly , 64:1 (весна 2013 г.), стр. 11: Ян Смит, «Белая кожа, черные маски: расовое переодевание на сцене раннего Нового времени», Renaissance Drama 32 (2003), стр. 11. 63 сн.39: Альбер Фейера, Документы, касающиеся управления пиршествами во времена королевы Елизаветы (Лувен, 1908), с. 24
- ^ Мартин Виггинс и Кэтрин Ричардсон, Британская драма 1533-1642: 1567-1589 , том. 2 (Оксфорд, 2012), с. 224: Альбер Фейера, Документы, относящиеся к управлению пиршествами во времена королевы Елизаветы (Лувен, 1908), с. 308
- ^ Луиза Ольга Фраденбург, Город, брак, турнир: искусство правления в Шотландии позднего средневековья (Университет Висконсина, 1991), стр. 256: Джойс Грин Макдональд, Женщины и раса в текстах раннего Нового времени (Кембридж, 2002), стр. 2–3: Мишель Бир, Королевство при дворах Британии эпохи Возрождения (Вудбридж, 2018), стр. 83–4 и сн. 69: Бернадетт Андреа, «Пересмотренные женщины раннего Нового времени, раса и письмо», Элизабет Скотт-Бауман, Даниэль Кларк, Сара К.Э. Росс, Оксфордский справочник по письму женщин раннего Нового времени на английском языке, 1540–1700 (Оксфорд, 2022), стр. 710, 713: Сара Карпентер, «Шотландская драма до 1650 года», Ян Браун, Эдинбургский компаньон по шотландской драме (Эдинбург, 2011), стр. 710, 713: 13.
- ^ Дэвид Стивенсон, Последняя королевская свадьба Шотландии (Эдинбург, 1997), стр. 109, оригинальная датская фраза была «men en ret natural og уроженец Мориан var des Anförer».
- ^ Имтиаз Хабиб, Black Lives , стр. 317 нет. 181: Национальные отчеты Шотландии , Отчеты казначея, июль 1591 г., E22/8, fol.121r., «Представлено специальное распоряжение его величества о захоронении мойра на Фолкленде и расходах thairupoun, vij li vj s viij d», см. транскрипции REED, под редакцией Сары Карпентер, Королевский двор Шотландии, 1590–1592 гг.
- ↑ Майкл Пирс, «Анна Датская: создание датского двора в Шотландии», Придворный историк , 24:2 (2019) с. 144
- ^ Майкл Бат, Эмблемы в Шотландии: мотивы и значения (Брилл, Лейден, 2018), стр. 102-3.
- ^ Иман Шиха, «Горничная по имени Барбари: Отелло, мавританские служанки и чернокожее присутствие в Англии раннего Нового времени», Обзор Шекспира 75 (Кембридж, 2022), стр. 89-102
- ^ Маргарет П. Хэнней, Мэри Сидни, Леди Рот (Эшгейт, 2010).
- ^ Ким Ф. Холл, Вещи тьмы: расовая и гендерная экономика в Англии раннего Нового времени (Cornell University Press, 1996), стр. 129.
- ^ IMDb: Турнир африканской леди (2003)
- ^ Турнир африканской леди: Фильм Британского Совета
- ^ IMDb: Джейсон Янг
- ^ 60 секунд с Даниэль Джем: Capital Theaters
- ^ Меган МакИчерн, «Джеймс IV: Новая пьеса Роны Манро, чтобы дать чернокожим людям их законное, но забытое место в истории Шотландии», Sunday Post , 20 июня 2022 г.