Коронация Елизаветы I
![]() Елизавета I Английская в коронационном облачении; миниатюра оригиналу около 1600 г. по утерянному | |
Дата | 15 января 1559 г. |
---|---|
Расположение | Вестминстерское аббатство , Лондон, Англия |
Участники |
|
Коронация королевы Елизаветы I как Англии и Ирландии состоялась в Вестминстерском аббатстве в Лондоне 15 января 1559 года. Елизавета I взошла на престол в возрасте 25 лет после смерти своей сводной сестры Марии I 17 ноября. 1558. Мария отменила протестантскую Реформацию , начатую двумя ее предшественниками, так что это была последняя коронация в Великобритании, проводившаяся под властью католической церкви . Историки рассматривают коронацию Елизаветы как заявление о ее намерении вернуть Англию протестантизму, но разрешить сохранение некоторых католических обычаев - компромисс, известный как Елизаветинское поселение .
Фон
[ редактировать ]Правление Елизаветы I отца , Генриха VIII , было периодом великих политических и социальных перемен. Религиозные потрясения в континентальной Европе и спор Генриха с Папой по поводу его семейных трудностей привели Генриха к разрыву с католической церковью и основанию англиканской церкви . [ 1 ] Генриху VIII наследовал его сын Эдуард VI , при котором протестантские реформы продолжились. Однако ранняя смерть Эдуарда в 1553 году привела к воцарению на престол дочери Генриха Марии I. Она вернула Англию в католицизм, сожгла на костре около 300 протестантов как еретиков и вынудила других покинуть страну. Протестантски настроенная Елизавета внешне соответствовала Марии, но стала центром оппозиции все более непопулярному правительству. Мария заболела в мае 1558 года и официально признала Елизавету своей предполагаемой наследницей 6 ноября . Элизабет находилась в Хэтфилд-хаусе на севере Лондона, когда 17 ноября ей сообщили о смерти Мэри. [ 2 ]
Препараты
[ редактировать ]Елизаветы I Первый сохранившийся государственный документ датирован 17 ноября 1558 года, днем ее воцарения, и представляет собой меморандум о назначении «комиссаров по коронации»; месяц спустя были выбраны пятеро, и сэр Ричард Саквилл . их возглавил [ 3 ] Была назначена дата воскресенья, 15 января 1559 года: не подходящего христианского святого дня, как во время предыдущих коронаций, а, по совету ее придворного астролога , доктора Джона Ди , дня, в который звезды и планеты будут находиться в благоприятных положениях. [ 4 ] Короткий промежуток времени между воцарением и коронацией также был результатом беспокойства Елизаветы по поводу своего правового статуса; Закон о первом наследовании 1533 года и Закон о втором наследовании 1536 года объявили Марию и Елизавету незаконнорожденными и исключили их из линии наследования . Хотя Третий закон о престолонаследии 1543/44 г. восстановил их место в престолонаследии, он не восстановил их легитимность. Элизабет проконсультировалась с сэром Николасом Бэконом , лордом-хранителем Большой печати , который предостерег от попыток отменить Акты о наследовании и запутанность законодательства, относящегося к ним. Вместо этого он сообщил, что после ее коронации право Елизаветы на власть не будет подвергаться сомнению, поскольку «английские законы уже давно провозгласили, что корона, которую когда-то носили, полностью устраняет все какие-либо недостатки». [ 5 ]
Коронационные торжества в то время состояли из четырех частей: процессия бдения к лондонскому Тауэру, где монарх проводил одну или несколько ночей в бдении ; за день до коронации королевская процессия по улицам лондонского Сити к Вестминстерскому дворцу ; сама коронационная служба в Вестминстерском аббатстве и, наконец, коронационный банкет в Вестминстерском зале . [ 6 ] Хотя религиозная церемония в Вестминстерском аббатстве теоретически была главным событием, Елизавета осознавала, что именно тщательно продуманные шествия по Лондону обеспечат популярность новой королевы среди ее подданных: [ 4 ] Это не предрешено, учитывая, что она была незамужней женщиной, что ее претензии на трон принадлежали ее казненной матери и что, вероятно, будет дальнейший период религиозных потрясений. Королева потратила на коронацию около 16 000 фунтов стерлингов из собственных денег, в то время как олдермены , ливрейные компании и торговцы города внесли весьма значительную сумму; сколько именно неизвестно. [ 7 ] Необычно то, что иностранным купцам города было запрещено вносить пожертвования, что делало это чисто английским проявлением лояльности; [ 4 ] это контрастировало с процессией королевы Марии, в которой самые сложные экспонаты были представлены купцами из Генуи и Флоренции . [ 8 ] Яростно протестантский подтекст королевского зрелища не только отражал стремление городских властей к религиозной реформе; участие офиса Revels [ 9 ] и Королевского гардероба предполагают, по крайней мере, предвидение, если не активное руководство, со стороны Елизаветы и ее правительства. подготовка [ 10 ]
Не было очевидно, какой епископ должен провести коронационную службу. Эта роль традиционно принадлежала архиепископу Кентерберийскому , но действующий президент Реджинальд Поул умер от гриппа 17 ноября, всего через 12 часов после королевы Марии, и в условиях неопределенности нового режима преемник еще не был назначен. Архиепископ Йоркский был убежденным , Николас Хит но умеренным католиком, не участвовавшим в поджогах во времена правления Марии. Хотя он был готов присутствовать на коронации, он отказался исполнять обязанности из-за реформ новой королевы в Королевской часовне . [ 11 ] Следующий по старшинству, епископ Лондона , Эдмунд Боннер , был неприемлем для Елизаветы из-за его роли в преследовании еретиков, за что получил прозвище «Кровавый Боннер». Епископ Винчестера . Джон Уайт находился под домашним арестом за антипротестантскую проповедь, которую он произнес на похоронах королевы Марии [ 12 ] в то время как епископ Чичестера умер Джон Кристоферсон в тюрьме 28 декабря после произнесения аналогичной проповеди на Кресте Святого Павла . [ 13 ] Несколько других ведущих епископов также отказались; другие страдали от последствий той же эпидемии, которая унесла жизнь архиепископа Поляка. Наконец, епископ низкого ранга Оуэн Карлайла Оглторп был вынужден принять эту роль. [ 12 ] Оглторп уже вызвал недовольство Элизабет на рождественской мессе в Королевской часовне, когда совершил Воздвижение Господня с , несмотря на инструкции об обратном, поскольку протестантские реформаторы связывали этот ритуал пресуществлением ; Поэтому королева покинула службу до ее завершения. [ 14 ]
Государственные шествия
[ редактировать ]Инструкции и этикет государственных шествий Елизаветы были изложены в книге, известной как « Маленькое устройство» , которая первоначально была составлена в 1377 году для Ричарда II и с тех пор использовалась при большинстве коронаций. [ 15 ]

Шествие бдения
[ редактировать ]Отчет о процессии бдения составил Иль Скифаноя, уроженец итальянского герцогства Мантуя, который жил в Лондоне и регулярно писал отчеты о происходящих там событиях послу Мантуи в Брюсселе и кастеляну Мантуи . [ 16 ] Процессия в четверг, 12 января, прошла по Темзе от дворца Уайтхолл до лондонского Тауэра; флот «кораблей, галер , бригантин и т. д. был подготовлен настолько роскошно, насколько это возможно», что, по мнению Иль Скифаноя, «напоминало День Вознесения в Венеции ». Королева в сопровождении членов своего двора села на свою королевскую баржу , которая была покрыта гобеленами как внутри, так и снаружи, и ее буксировала галера, на которой гребли 40 человек с «музыкальным оркестром». Процессия прошла под арками Лондонского моста во время прилива , и, приближаясь к Тауэру, артиллерийский салют был дан . Королева вошла в Тауэр «по мостику». [ 17 ]
Королевский вход
[ редактировать ]
Примерно в 14:00 в субботу, 14 января, Елизавета совершила свой королевский въезд - государственное шествие от лондонского Тауэра через лондонский Сити и западные пригороды к Вестминстерскому дворцу. [ 18 ] Помимо отчета Иль Шифанойи об этом событии, существует также брошюра под названием « Проезд Величества Кены через Лондон в Вестминстер за день до ее коронации», написанная Ричардом Мулкастером , которая была опубликована почти сразу после этого, а через два месяца вышло второе издание. позже. [ 19 ] Иль Шифаноя отметил, что пошел небольшой снег; а также то, что на маршруте были установлены деревянные заграждения, чтобы сдерживать толпу, и что люди рассыпали песок и гравий возле своих домов, чтобы уменьшить грязь на дорогах. Все дома по пути были украшены, а вдоль дороги стояли гильдийцы города в капюшонах и черных мантиях, а также бесчисленные флаги и транспаранты. Он подсчитал, что вся процессия состояла из тысячи лошадей. [ 20 ] Королеву несли на носилках , покрытых белой золотой тканью и подбитых розовым атласом. Его несли два мула , сопровождаемые с обеих сторон шеренгой лакеев в алых плащах и сопровождаемые еще шеренгой джентльменов-пенсионеров с алебардами . [ 15 ] Элизабет носила платье из золотой парчи, волосы ее были распущены по плечам, а на голове она носила золотой обруч. [ 21 ] В плане процессии, составленном для Гербовой коллегии, перечислены все офицеры королевского двора, правительственные министры, судьи, рыцари и баронеты , пэры , королевские капелланы, епископы и архиепископы, герольды и иностранные послы. В конце шеренги шли дамы участников, самые высокопоставленные в каретах или «колесницах», остальные верхом или пешком, и, наконец, королевские приспешники и йомен гвардии . [ 22 ]
Вдоль маршрута городские власти разработали серию из одиннадцати триумфальных арок и живых картин или «конкурсов», каждое из которых имело тему, насыщенную политическими и религиозными аллегориями . Первая арка на Грейсчерч-стрит была трехэтажной и имела надпись «Соединение двух домов Ланкастра и Йорка»; на нем было огромное изображение розового куста, на котором стояли большие статуи Генриха VII , Елизаветы Йоркской , Генриха VIII и Анны Болейн, с Елизаветой, величественно восседавшей на самой вершине, что подчеркнуто подчеркивало легитимность ее преемственности. [ 23 ] Над центральной аркой сидел маленький мальчик, который произнес речь перед королевой, объясняя детали символики, которую королева слушала «самым внимательным образом, выказывая большое удовлетворение». [ 24 ] В западной части Чипсайда королеву ждали лорд -мэр Лондона и олдермены, а Ранульф Чолмли , городской секретарь , произнес речь и подарил марок . Элизабет атласный кошелек с тысячей золотых [ 25 ] [ 26 ]
Возможно, самое тщательно продуманное и важное зрелище было организовано дальше по Чипсайду, у Маленького канала возле собора Святого Павла , где в небольшой башне располагалась цистерна с водой, служившая источником воды для этого района. Это было обычное место общественных собраний. [ 27 ] Пространство было преобразовано двумя искусственными холмами: один бесплодный и заброшенный, а другой зеленый и плодородный, символизирующий плохое и хорошее управление. [ 28 ] Между холмами была построена пещера; по прибытии королевы появился старик, олицетворяющий «Время», за которым последовала его дочь «Правда», что, возможно, является сатирической отсылкой к личному девизу королевы Марии; Veritas Temporis Filia («Истина, дочь времени»). [ 29 ] Истина держал книгу, написанную на латыни Verbum Veritatis , «слова истины», запрещенном английском переводе Нового Завета , которую подарили королеве, которая поцеловала ее, поблагодарив Город за подарок. [ 30 ]
В Темпл-Баре королева увидела себя в парламентских одеждах в роли библейской судьи Деборы в сопровождении трех сословий Англии: дворянства, духовенства и простонародья. [ 31 ] Театрализованное представление, вероятно, представляло будущий парламент, который уже был созван для определения религиозной политики нового правительства. [ 32 ] Изображение Елизаветы как Деборы было нацелено на сторонников кальвинистского реформатора Джона Нокса , который в предыдущем году опубликовал полемику под названием «Первый звук трубы против чудовищного полка женщин» . В этой брошюре, призванной подорвать авторитет королевы Марии и Марии де Гиз , вдовствующей королевы Шотландии, утверждалось, что женское лидерство противоречит законам природы и библейскому учению. Нокс уточнил это утверждение в случае Деборы, которая освободила израильтян от хананеев и привела их к эпохе мира и процветания, и которая, как утверждал Нокс, была Богом данным и чудесным исключением для спасения его народа. [ 33 ] Такое представление парламента подчеркнуло легитимность Елизаветы как правительницы благодаря хорошему совету, основанному на конкурсе «Маленький трубопровод», где ее правление казалось оправданным Словом Божьим. [ 34 ]
Служба коронации
[ редактировать ]Коронационная служба прошла в воскресенье, 15 января. [ 35 ] « Маленькое устройство» предусматривает, что монарх должен был войти в Вестминстер-холл в семь часов утра. [ 36 ] После осуждения архиепископа Йоркского королева прошла небольшое расстояние до аббатства в процессии в сопровождении графов Пембрука и Шрусбери , а ее свиту несла герцогиня Норфолк . За ней следовали другие дворяне, несущие коронационные мечи , державу и три короны, которые несли герольдмейстеры . [ 35 ] все в сопровождении хора Королевской капеллы поют процессуальный гимн Salve festa dies («Славься, праздничный день»). [ 6 ]
Аббатство было украшено гобеленами с изображением Деяний апостолов и сцен из Книги Бытия . [ 37 ] Сохранился план планировки аббатства для службы, показывающий большую платформу, возведенную на переходе , к которому можно было подняться по двадцатиступенчатому пролету, увенчанному еще одним помостом в форме восьмиугольника из пяти ступеней. а поверх него было помещено кресло Святого Эдварда . высоко над прихожанами [ 38 ] Порядок службы соответствовал Liber Regalis , стенограмме аббатства четвертой редакции коронационной службы, впервые использованной при коронации Эдуарда II произнесенной на латыни в 1308 году и в последний раз его снова произнесли на латыни перед ее переводом на английский в 1601 году. однако во время коронации Георга I , потому что он недостаточно говорил по-английски, чтобы принести присягу, и парламент не хотел, чтобы он приносил ее на своем родном немецком языке. Также в последний раз коронация включала католическую мессу . В то время в католической церкви не было универсального текста для мессы, а в южной Англии обряд Сарум обычно использовался ; однако у большинства крупных церквей были свои вариации на эту тему: аббатство использовало свою собственную версию, называемую Литлингтонским или Вестминстерским Миссалом . [ 39 ] датируется 1384 годом. [ 40 ]
В различных отчетах службы описываются традиционные этапы коронационной литургии, начиная с Признания . Когда прихожан спросили, признают ли они Елизавету своей королевой, Иль Шифаноя (которого, вероятно, не было в аббатстве) сообщил, что «все они кричали «Да»; и играли органы, флейты, трубы и барабаны, а также звонили колокола. казалось, что миру пришел конец». Сделав приношение золота на алтарь, царица села слушать проповедь, хотя какой епископ ее произнес, неизвестно. Коронационная клятва вернулась к форме, использованной при коронации Эдуарда в 1547 году, но с поправкой к формулировке, обещавшей править в соответствии с «истинным исповеданием Евангелия, установленным в этом Королевстве». [ 38 ] Текст присяги был передан епископу Оглторпу сэром Уильямом Сесилом , новым государственным секретарем ; это говорит о том, что именно он стоял за ее формулировкой. Затем последовало Помазание , Обложение и собственно Коронование , сопровождаемое звуками труб. Во время Почести было важно, что светские лорды первыми предложили свою лояльность , а не духовные лорды, как это было традиционно. [ 6 ]
Самым противоречивым элементом церемонии стала Коронационная месса и участие в ней Елизаветы, поскольку три сохранившихся свидетельства очевидцев либо неясны, либо противоречивы. Среди современных историков нет четкого консенсуса относительно того, что же произошло на самом деле. Очевидно, что Послание и Евангелие читались как на латыни, так и на английском языке, что является отступлением от католического обычая. В какой-то момент во время мессы Елизавета удалилась на «траверс», занавешенную зону за главным алтарем и рядом со святыней Святого Эдуарда , частное пространство, в котором монарх мог несколько раз переодеться, необходимые для церемонии. . Дэвид Старки утверждает, что мессу спел епископ Оглторп, который возвысил хозяина, что побудило Элизабет досрочно уйти. [ 41 ] Джон Гай [ 42 ] и Лиза Хилтон заявляют, что королевский капеллан Джордж Кэрью спел мессу без возвышения и причастил королеву внутри траверса. [ 43 ] А. Л. Роуз утверждает, что Оглторп пел мессу и что Элизабет ушла до освящения . [ 6 ] Рой Стронг пишет, что Кэрью спел мессу без возвышения, но что Элизабет не причастилась, цитируя ее разговор с французским послом в 1571 году, в котором говорится, что «она была коронована и помазана в соответствии с церемониями католической церкви и католическими епископами». однако без посещения мессы». [ 44 ] Наконец, королева покинула аббатство, улыбаясь и обмениваясь приветствиями с толпой, что, по мнению Иль Скифаноя, «вышло за рамки серьезности и приличия». [ 6 ]
Коронационный пир
[ редактировать ]Опять же, Иль Шифаноя дает наиболее подробное описание. Вестминстерский зал был украшен двумя огромными гобеленами, купленными Генрихом VIII и изображавшими Книгу Бытия и Деяния апостолов ; а на возвышении находился буфет , на котором было выставлено множество из 140 золотых и серебряных кубков. [ 45 ] Он описывает, как 200 гостей сидели за четырьмя большими столами, каждый из которых был разделен по центру, чтобы слуги в красных плащах могли подавать еду. Организаторы пира — герцог Норфолк ( граф маршал ) и граф Арундел ( лорд-стюард ) проехали по залу верхом на лошадях. Праздник начался в 3 часа, когда царица вымыла руки. Кульминацией пира стало появление Защитника Королевы , «сельского джентльмена, чья семья уже давно имела честь делать это на всех коронациях», на самом деле сэра Эдварда Даймока , верхом и в полном доспехе , который бросал традиционные вызовы. , каждый раз бросая перчатку . [ 46 ] Застолье закончилось в 9 часов вечера, когда королева уехала в Уайтхолл. Турнир , назначенный на следующий день, пришлось отложить, поскольку королева «чувствовала себя довольно уставшей». [ 47 ]
Историческое значение
[ редактировать ]По словам Роя Стронга, коронация Елизаветы и въезд в королевскую семью привлекли больше внимания ученых, чем что-либо другое. [ 19 ] В последующие столетия историки, начиная с Рафаэля Холиншеда и далее, в значительной степени опирались на тон отрывка Мулкастера «Квенские торжества» и представляли коронацию и театрализованные представления 1559 года как поворотный момент против навязанного католицизма и триумфа народного протестантизма. [ 48 ] Современные историки придерживаются более критической точки зрения, утверждая, что события января 1559 года были тщательно срежиссированы Елизаветой и ее советниками. [ 4 ] Даже неясность событий вокруг коронационной мессы была истолкована как сигнал о том, что будущая религиозная политика режима еще не полностью определена. [ 49 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фрейзер, стр. 179–189.
- ^ Фрейзер, стр. 190–211.
- ^ Хилтон, Глава 9
- ^ Jump up to: а б с д Стронг, с. 212
- ^ Дункан и Шатте, с. 80
- ^ Jump up to: а б с д и Роуз (1953)
- ^ Коллинсон, Глава 3
- ^ Стронг, с. 221
- ^ Стивенс, с. 263
- ^ Стронг, стр. 214-215.
- ^ Маршалл, с. 424
- ^ Jump up to: а б Старки, стр. 267-268.
- ^ Колторп «1558», с. 11
- ^ Стронг, стр. 208-209.
- ^ Jump up to: а б Стронг, с. 214
- ^ Браун и Бентинк, предисловие: стр. viii-ix.
- ^ Браун и Бентинк, стр. 11-12.
- ^ Арчер 2014, с. 65. Лис-Джеффрис, Хестер, Глава 4: Место как метафора в записи о коронации королевы Елизаветы.
- ^ Jump up to: а б Стронг, с. 222
- ^ Браун и Бентинк, с. 12
- ^ Элис Хант, Драма коронации (Кембридж, 2008), с. 53.
- ^ Стронг, стр. 217-218.
- ^ Стронг, с. 223
- ^ Браун и Бентинк, с. 13
- ^ Бартлетт и МакГлинн, с. 279
- ^ Элис Хант, Драма коронации: средневековая церемония в Англии раннего Нового времени (Кембридж, 2008), с. 166.
- ^ Рыцарь, Глава 4
- ^ Элис Хант, Драма коронации: средневековая церемония в Англии раннего Нового времени (Кембридж, 2008), с. 166.
- ^ Хестер Ли-Джеффрис, «Местоположение как метафора в записи о коронации королевы Елизаветы», Джейн Элизабет Арчер, Элизабет Голдринг, Сара Найт, Прогресс, театрализованные представления и развлечения королевы Елизаветы (Оксфорд, 2007), стр. 67.
- ^ Элис Хант, Драма коронации: средневековая церемония в Англии раннего Нового времени (Кембридж, 2008), с. 166.
- ^ Элис Хант, Драма коронации: средневековая церемония в Англии раннего Нового времени (Кембридж, 2008), стр. 166, 168-9.
- ^ Стронг, стр. 224-225.
- ^ Гай с. 184
- ^ Элис Хант, Драма коронации: средневековая церемония в Англии раннего Нового времени (Кембридж, 2008), стр. 168-9.
- ^ Jump up to: а б Браун и Бентинк, с. 16
- ^ Стронг, с. 174
- ^ Томас П. Кэмпбелл , Генрих VIII и искусство величия: гобелены при дворе Тюдоров (Йельский университет, 2007), с. 349.
- ^ Jump up to: а б Стронг, с. 211
- ^ Крюк, с. 151
- ^ Стронг, с. 84
- ^ Старки, с. 276
- ^ Гай с. 179
- ^ Хилтон, Ч. 9
- ^ Стронг, стр. 208-210.
- ^ Браун и Бентинк, с. 16
- ^ Колторп «1559», с. 14
- ^ Браун и Бентинк, с. 18
- ^ Хант, с. 161
- ^ Хант, с. 155
Книги
[ редактировать ]- Арчер, Джейн Элизабет; Голдринг, Элизабет; Найт, Сара (2014). Успехи, театрализованные представления и развлечения королевы Елизаветы I. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199673759 .
- Бартлетт, Кеннет Р.; МакГлинн, Маргарет, ред. (20 октября 2014 г.). Возрождение и Реформация в Северной Европе . Издательство Университета Торонто. ISBN 978-1442607149 .
- Браун, Родон Лаббок; Бентинк, Джордж Кавендиш, ред. (2013). Календарь государственных документов и рукописей, касающихся дел Англии, том 7: 1558–1580 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1108060639 .
- Дункан, Сара; Шутте, Валери, ред. (2016). Рождение королевы: Очерки к пятисотлетию Марии I. Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1137597489 .
- Фрейзер, Антония (2012). Елизавета I. В&Н. ISBN 978-0297852179 .
- Гай, Джон (2013). Дети Генриха VIII . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0192840905 .
- Хэмрик, Стивен (2009). Католическое воображение и культы Елизаветы, 1558–1582 гг . Рутледж. ISBN 978-0754665885 .
- Крюк, Уолтер Ф. (1872). Жития архиепископов Кентерберийских: период Реформации; Том IX . Лондон: Ричард Бентли и сын.
- Хант, Алиса (2011). Драма коронации: средневековая церемония в Англии раннего Нового времени . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521182874 .
- Старки, Дэвид (2001). Элизабет: Ученичество . Лондон: Винтажные книги. ISBN 978-0099286578 .
- Стивенс, Дэвид (ноябрь 2011 г.). История елизаветинского театра: аннотированная научная библиография, 1664–1979 гг . Лулу Пресс Инк. ISBN 978-1105175213 .
- Стронг, сэр Рой (2005). Коронация: история королевской власти и британской монархии . Лондон: Харпер Коллинз. ISBN 978-0007160549 .
Статьи
[ редактировать ]- Колторп , Мэрион Э. (май 2017 г.). «Елизаветинский двор день за днем - Пролог и 1558 год» (PDF) . folgerpedia.folger.edu . Библиотека Фолджера Шекспира . Проверено 24 сентября 2017 г.
- Колторп, Мэрион Э. (май 2017 г.). «Елизаветинский двор день за днем - 1559 год» (PDF) . folgerpedia.folger.edu . Библиотека Фолджера Шекспира . Проверено 24 сентября 2017 г.
- Роуз, Ал. (май 1953 г.). «Коронация королевы Елизаветы» . История сегодня . 3 (5) . Проверено 24 сентября 2017 г.