Полилогизм
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Полилогизм — это убеждение, что разные группы людей рассуждают принципиально по-разному (от греческого «poly » «много» + «logos » « логика »). [1] Термин приписывается Людвигу фон Мизесу . [2] для обозначения нацизма , марксизма и других классовых который использовал его социальных философий . [3] В мизесовском смысле этого слова полилог приписывает разные формы «логики» различным группам, которые могут включать группы, основанные на расе , [1] [4] пол , класс или период времени . Это не относится строго к булевой логике.
Виды полилогизма
[ редактировать ]Полилог утверждает, что разные группы рассуждают принципиально разными способами, используя уникальную «логику» для дедуктивного рассуждения . Нормативный полилогизм утверждает, что эти различные логики одинаково действительны, предполагая, что ни одна логическая система не имеет превосходства над другими. Напротив, описательный полилогизм — это эмпирическое утверждение, которое признает существование различных методов рассуждения среди групп, но не обязательно придает этим методам равную достоверность. [5] . Описательный полилог может признать универсально действующую форму дедуктивной логики, одновременно отмечая эмпирически, что некоторые группы используют альтернативные (и потенциально неправильные) стратегии рассуждения.
В контексте Мизеса сторонника полилогизма можно было бы считать нормативным полилогом. Такой человек может оценить аргумент как действительный в рамках определенной логической структуры, даже если он противоречит логике, используемой аналитиком. Как заявил Людвиг фон Мизес, «это никогда не делалось и никогда не может быть предпринято кем-либо», подчеркивая присущие проблемы согласования различных логических систем.
Пролетарская логика
[ редактировать ]Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( июнь 2018 г. ) |
Термин «пролетарская логика» иногда воспринимается как свидетельство полилогизма. [ нужна ссылка ] Этот термин обычно восходит к Йозефу Дицгену в его 11-м письме о логике. [6] [7] Дицген — ныне малоизвестный философ-монист XIX века, который ввёл термин «диалектический материализм» и получил высокую оценку таких коммунистических деятелей, как Карл Маркс и В.И. Ленин . [8] Его работа привлекла современное внимание прежде всего со стороны философа Бертелла Оллмана . Будучи монистом, Дицген настаивает на едином подходе к разуму и материи. Как Саймон Боксли выразился , для Дитцгена «мысль — такое же материальное событие, как и любое другое». Это означает, что логика тоже имеет «материальную» основу. [ нужны дальнейшие объяснения ] (Однако заметим, что «материализм» Дицгена явно не был физикализмом . )
Расовый полилогизм
[ редактировать ]Расовый полилогизм часто ассоциируется с нацистским периодом. [9] , где нацистские лидеры как в политике, так и в научном сообществе предприняли согласованные усилия, чтобы провести различие между тем, что они считали « немецкой физикой » и « еврейской физикой » . [10] Например, лауреат Нобелевской премии по физике Филипп Ленард утверждал, что на научную мысль влияют «кровь и раса», обвиняя других ученых, таких как Вернер Гейзенберг, в преподавании «еврейской физики». Эта расистская точка зрения стремилась лишить легитимности работу еврейских ученых, таких как Альберт Эйнштейн , чья теория относительности пренебрегала как продукт низшего расового наследия.
«Теория относительности была особой мишенью как из-за ее предполагаемого отрицания «классической», «немецкой» и «арийской» физики, которая, как считалось, коренится в эксперименте и здравом смысле, так и из-за ее предполагаемого поощрения более общего релятивизма. в морали, культуре и политике». [11]
В современном дискурсе подобные обвинения в расистском полилогизме всплывают в различных контекстах. Например, Верховного суда США судью Соню Сотомайор обвинили в поддержке формы расистского полилогизма, когда она предположила, что «мудрая латиноамериканка» может прийти к иным юридическим выводам, чем белый мужчина. Хотя этот комментарий обычно интерпретируется как означающий, что разнообразный жизненный опыт может обогатить понимание юридических вопросов, некоторые комментаторы утверждают, что это подразумевает, что у латиноамериканцев есть отчетливая «логика». [12] [13]
Классовый полилогизм Маркса.
[ редактировать ]Карл Маркс утверждал, что люди, рожденные в разных социальных классах, претерпевают необратимые изменения в своем восприятии и понимании реальности. Он утверждал, что классовое положение человека фундаментально формирует его мировоззрение и сознание. Например, человек, воспитанный как аристократ или владелец фабрики, воспринимает мир через интересы и перспективы, присущие его классу. Напротив, у рабочего развивается точка зрения, сформированная его опытом и борьбой внутри рабочего класса . Маркс считал, что это расхождение в классовых взглядах приводит к отсутствию взаимопонимания или « классового сознания ». Следовательно, представители разных классов часто неспособны полностью понять опыт и точки зрения друг друга, что приводит к появлению различных «логик», соответствующих их классовым интересам . В «Математическом рукописи» Маркс попытался реконструировать основы исчисления, не полагаясь на традиционные методы, продемонстрировав свою веру в то, что разные исторические и социальные условия могут привести к разным подходам даже в самых абстрактных областях мысли. Это говорит о том, что эта классовая дифференциация распространяется даже на такие области, как математика и логика , где разные классы могут прийти к разным выводам в зависимости от своих материальных условий и классовых интересов. [14]
Диалектический метод Маркса, который он использовал в своей критике политической экономии , подчеркивает разницу между формальной логикой, которую он связывал с буржуазной мыслью, и диалектической логикой , которую он считал более соответствующей революционному пониманию социальных изменений . Диалектическая логика предполагает понимание противоречий внутри социальных систем, концепцию, которой, как он утверждал, часто пренебрегали или неправильно понимали традиционная формальная логика. [14]
Хотя Маркс прямо не заявлял, что разные классы будут создавать разные логические системы , его работы предполагают, что он считал, что социальные и исторические условия существенно влияют на интеллектуальные рамки, в том числе в таких областях, как математика и логика. Эта тонкая точка зрения согласуется с его более широкой критикой того, как идеология и материальные условия формируют человеческое мышление.
Сравнение с несоизмеримостью Куна
[ редактировать ]Некоторые сторонники полилогизма утверждают, что разные группы действительно могут разрабатывать различные научные теории и концепции, опираясь на работу Томаса Куна в « Структуре научных революций ». Кун ввел концепцию смены парадигм , предполагая, что научный прогресс — это не линейное накопление знаний , а, скорее, происходит посредством революционных изменений парадигм. Согласно этой точке зрения, парадигма охватывает принятые в научном сообществе теории, методы и стандарты, и когда происходит сдвиг парадигмы, новая структура часто оказывается несоизмерима со старой, а это означает, что две парадигмы нельзя напрямую сравнивать или согласовывать. .
В этом контексте сторонники полилогизма утверждают, что разные культурные, социальные или идеологические группы могут действовать в рамках совершенно разных парадигм, что приводит к расходящимся научным теориям и пониманиям. Несоизмеримость этих парадигм означает, что то, что одна группа считает научной истиной, может не рассматриваться как таковая другой, поскольку теории каждой группы глубоко укоренены в их конкретных концептуальных рамках и предположениях. Поэтому они предполагают, что научные теории действительно могут быть разными для разных групп не только с точки зрения интерпретации, но и с точки зрения фундаментально различных способов понимания мира.
Однако эти две идеи не являются взаимоисключающими, поскольку концепция Куна о несоизмеримости различных парадигм отличается от мизесианской идеи полилогизма. Идея Куна предполагает, что ученые, работающие в рамках разных парадигм, часто не могут полностью понять или оценить работу друг друга из-за разных фундаментальных предположений. Напротив, атака Мизеса на полилогизм относится к убеждению, что разные группы, такие как расы или классы, думают по-разному. Нацисты отвергли работу Эйнштейна не потому, что у них была фундаментально иная научная основа; скорее, они отвергли его выводы, потому что считали, что, будучи евреем, он по своей природе неспособен к здравому рассуждению. [10] Дело было не в различных научных парадигмах, а в предвзятой идеологии, которая игнорировала обоснованность его работ по расовым мотивам.
Используя терминологию Куна, можно сформулировать мизесовскую концепцию полилогизма как убеждение в том, что представители разных рас или классов по своей природе неспособны эффективно способствовать решению головоломок в рамках «нормальной науки» из-за предполагаемых недостатков, связанных с их идентичностью. Полилоги утверждают, что эти группы действуют в рамках фундаментально разных когнитивных систем, которые не позволяют им использовать ту же научную парадигму, что и другие. С другой стороны, можно утверждать, что неотъемлемые черты определенной группы или классов заставляют их застревать в определенной парадигме, давно превзойденной более высокими группами.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Перси Л. Гривз младший (1974). «Глоссарий, Панфизикализм - Насос-заправка» . Мизес стал проще . Проверено 13 января 2011 г.
- ^ Перрен, Пьер (2005). «Герменевтическая экономика: между релятивизмом и прогрессивным полилогизмом». Ежеквартальный журнал австрийской экономики . 8 (3): 21–38. дои : 10.1007/s12113-005-1032-3 .
- ^ Людвиг фон Мизес (18 августа 2014 г.). «Глава 3, Раздел 1» . Human Action (PDF) (изд. 1996 г.). стр. 72–75.
- ^ Александр Мозли (2002). Философия войны . Издательство Алгора. п. 239. ИСБН 978-1-892941-94-7 .
- ^ Родерик Лонг. «Антипсихологизм в экономике: Витгенштейн и Мизес» (PDF) .
- ^ Эммет, Дороти (1928). «Йозеф Дицген: философ пролетарской логики». Журнал образования взрослых . Том. 3. С. 26–35.
- ^ Положительный результат философии; Письма о логике, особенно о демократической пролетарской логике.
- ^ Словарь марксистской мысли
- ^ Джозеф В. Бендерский (2000). История нацистской Германии: 1919–1945 гг . п. 140.
- ^ Jump up to: а б Гимбел, Стивен. Еврейская наука Эйнштейна: физика на стыке политики и религии . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 2013.
- ^ Или, Йожеф. Практический Эйнштейн: эксперименты, патенты, изобретения . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 2012. ISBN 978-1-4214-0457-8.
- ^ Рич Лоури. «Как Сотомайор оговорился» .
- ^ Питер Венер. «Судья Сотомайор своими словами» .
- ^ Jump up to: а б Маркс, Карл (2006). «Диалектика и противоречие» .
- Боксли, Саймон (2008), Красный, черный и зеленый: философия Дицгена через водораздел. http://www.anarchist-studies-network.org.uk/documents/Conference%20Papers/Simon%20Boxley.doc
- Оллман, Б. (1976) Отчуждение: Марксовая концепция человека в капиталистическом обществе, Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Оллман, Б. (2003a) Танец диалектики: шаги в методе Маркса, Чикаго: University of Illinois Press
- Оллман, Б. (2003b) «Диалектический метод Маркса - это больше, чем способ изложения: критика систематической диалектики» в Олбриттон, Р. и Силулидис, Дж. (ред.) Новая диалектика и политическая экономия, Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан
- Перрен, Пьер, «Герменевтическая экономика: между релятивизмом и прогрессивным полилогизмом», Ежеквартальный журнал австрийской экономики, том 8, номер 3, 21–38, два : 10.1007/s12113-005-1032-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Теория и история Людвига фон Мизеса для экспозиции.