Евфимиос Агрителлис
Святой Евфимий Зелский Святитель Евфимий Зелонский | |
---|---|
![]() | |
Епископ Зелы Новый Этно-священнослужитель | |
Рожденный | 6 июля 1876 г. Паракила, Лесбос (современная Греция) |
Умер | 29 мая 1921 г. Амасья , Османская империя (современная Амасья , Турция) |
Почитается в | Восточная Православная Церковь |
канонизирован | 4 ноября 1992 г., Греческая Церковь . [ примечание 1 ] |
Главный храм | Монастырь Леймонос , Лесбос. |
Праздник |
|
Святитель Евфимий Зелский, этносвященнослужитель , [ 2 ] ( греч . Святой Евфимий, епископ-мученик Зелонский ), урожденный Евстратиос Агрителлис епархии , 1876–1921, был последним постоянным епископом Зельской , близ Амасии , Западный Понт , где он служил с 12 июня 1912 года до своей смерти на 29 мая 1921 года, в период геноцида греков . [ примечание 2 ]
Память его отмечается 29 мая. [ 3 ] а также в воскресенье перед Воздвижением Креста Господня . [ 3 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Святитель Евфимий родился 6 июля 1876 года в селе Паракила на острове Лесбос , где и начал свое образование. В возрасте девяти лет он поступил в «школу Леймониас», расположенную на территории монастыря Леймонос , которую окончил в 1892 году. [ 2 ] [ примечание 3 ]
Тем временем он был пострижен в монахи игуменом монастыря архимандритом Антимом (Георгиеллисом), который дал ему имя Евфимий. Следующие восемь лет он подвизался в монастыре Леймонос . [ 2 ]
В 1900 году он был направлен монастырем в Халкинское духовное училище , где учился с 1900 по 1907 год. В 1906 году Агафангелом был рукоположен диаконы в митрополитом Гревенским . [ 3 ] а в 1907 году защитил диссертацию на тему: «Цель монашеской жизни на Востоке до 9 века нашей эры». [ 2 ]
После окончания учебы он вернулся на Лесбос, где митрополит Мефимнский Стефан (Сулидис) назначил его главой Леймонской школы, а также странствующим проповедником ( иерокериксом митрополии ) Мефимнской . Эту роль он исполнял в период с 1909 по 1910 год, за это время он был известен своим ораторским мастерством и богатым содержанием своих проповедей. [ 3 ] В 1909/10 учебном году он занимал должность директора школы в муниципалитете Гера , в районе Митилини . [ 2 ]
В 1910 году он был рукоположен в священники митрополитом Мефимнским Стефаном (Сулидисом) и до 1912 года служил протосинкелом Мефимнской митрополии. [ 3 ]
В 1912 году митрополит Амасийский Германос Каравангелис (основавшийся в Самсуне ), который сам был уроженцем Лесбоса, принял Евфимия своим генеральным комиссаром . Говорят, что впервые представил Евфимия митрополиту Герману сам Вселенский Патриарх Иоаким III , будучи осведомлен о талантах молодого священнослужителя. Таким образом, Великая Церковь Христова назначила Евфимия помощником епископа митрополита Амасьи, даровав ему прославленный высокий титул древнего Западного Понта - епископа Зелы (современного Зиле). Его рукоположение в высший сан Церкви состоялось 12 июня 1912 года в Константинополе. [ 2 ]
Епископ Зелы
[ редактировать ]В течение следующих десяти лет, среди неблагоприятных и трагических обстоятельств, епископ Евфимий служил обширной Амасийской митрополии , самой обширной в Малой Азии, включавшей 340 православных общин и население свыше 130 000 православных, в основном турецких в по внешности, но по идентичности грек. Он в основном управлял митрополией Амасья в одиночку из-за частых поездок митрополита Германа в Константинополь и Афины. Во время его пребывания в должности митрополия Амасья начала демонстрировать признаки необычного прогресса и возрождения, включая формирование молодежных и общественных организаций. [ 2 ] В 1913 году в округе Пафра и в нескольких деревнях Западного Понта он основал множество церквей, школ для мальчиков, школ для девочек и позаботился об обеспечении правильного размещения священников и учителей. [ 3 ]
Однако вскоре после этого вспыхнуло великое преследование анатолийских греков , особенно в регионах Самсун и Пафра . [ примечание 4 ] С тех пор деятельность епископа Зелы сменилась усилиями по прогрессу и возрождению на борьбу за облегчение и сокращение расходов . Он неутомимо переходил с места на место, часто подвергаясь опасности, испытывая лишения и недуги, чтобы оказать свою помощь тем, кого он застал в отчаянии или в изгнании, и страждущим православным христианам. [ 2 ]
Невзгоды и война
[ редактировать ]На протяжении Первой мировой войны он призывал все школы и жителей Понта оставаться едиными в память о ежегодной этнической церемонии, посвященной массовому самоубийству 30-40 молодых девушек из деревни Хазар в 1680 году, которые предпочли пасть из крепости (известной как «крепость Али») в 150-метровую пропасть, вместо того, чтобы попасть в руки турок. Эта церемония отмечалась ежегодно 25 марта в память о самопожертвовании молодых девушек. [ 3 ] [ примечание 5 ]
В апреле 1917 года крупные силы турецкой армии, посланные Рефетом Беле- пашой и под командованием Мехмета Али, окружили монастырь Богородицы возле селения Откая ( Откаяда ), на западном склоне горы Нельтес ( Небьян ), где находилась пещера под названием Маара (или Богородица или Магара ) располагалась, окружив 650 женщин и детей и 60 вооруженных повстанцев. [ 3 ] [ 7 ] [ 8 ] После шести дней сопротивления большинство осажденных были убиты или покончили жизнь самоубийством. [ 3 ] Из попавших в плен многие молодые девушки и женщины были обесчещены, дети расстреляны, а мужчины обезглавлены. [ 7 ] [ 8 ]
В 1919 году в ответ на этот акт, в преддверии Успения Пресвятой Богородицы , Евфимий собрал 12 000 повстанцев возле небольшого городка Чагшур (Эсенчай) под командованием Кириакоса Пападопулоса. [ примечание 6 ] что привело к полному разрушению турецких вооруженных сил и города. С этого дня Евфимий считался разыскиваемым турками-кемалистами, которые считали его лидером повстанцев Западного Понта. [ 3 ] Он и другие известные люди были ограничены в своей деятельности и пострадали из-за допросов, которым они подвергались. Тюрьмы были заполнены христианами всех возрастов и социальных статусов. Повсюду ссылка, виселица, позор, меч и огонь. [ 2 ]
В 1921 году решением кемалистского правительства все митрополиты, епископы и архимандриты Понтийской области были обязаны покинуть Понт и покинуть свои места. Единственными иерархами, не подчинившимися этому распоряжению, были митрополит Трапезундский Хрисанф (Филиппид) , епископ Зелский Евфимий и протосингел архимандрит Платон (Айвазид) Амасийский . [ 3 ]
Заключение и мученичество
[ редактировать ]21 января 1921 года кемалисты захватили епископа Евфимия и архимандрита Платона (Айвазидиса), а также многих других знатных людей города Амасья. Они были приговорены к смертной казни и заключены в тюрьму Суйя в Амасье. [ 3 ]
Зная о жестоком обращении и пытках арестованных вместе с ним, и желая облегчить их страдания, он обратился к кемалистскому правительству Анкары с призывом считать его единственным виновником и единственным наказанным, чтобы позволить его сокамерники должны быть освобождены. Однако он не получил ответа. [ 2 ]
Его заключение продолжалось относительно мягко до 18 апреля 1921 года, дня Пасхи . В тот день, незамеченный тюремщиком, он вошел в зал, где содержались в изоляции многие иностранцы, чтобы утешить и ободрить их. В результате этого действия он стал еще более подозрительным, и с тех пор его изолировали в сырых подвалах тюрьмы. Именно благодаря показаниям других заключенных, которые были освобождены, его пытки впоследствии стали достоянием общественности, что подтвердило его изоляцию и страдания в тюрьме. Иногда слышался его голос при пении панихиды по упокоению усопших, которую он пел от своего имени. [ 2 ]
На сорок первый день изоляции, 29 мая 1921 года, совершенно обессиленный тяготами, лишениями и пытками, он умер в заключении. [ 9 ] По иронии судьбы , Верховный суд Анкары вынес ему приговор уже после его смерти, приговорив его к «независимой смерти». Тем не менее, его труп был повешен на центральной площади города вместе с другими приговоренными к смертной казни, включая политиков, бизнесменов, журналистов и религиозных деятелей местной греческой общины. [ 10 ] [ примечание 7 ] После этого опекуны тихо похоронили его во дворе соседней церкви.
30 мая 1936 года, в пятнадцатую годовщину его мученической кончины, монастырь Леймонос на Лесбосе отпраздновал открытие его бюста . С тех пор белое подобие его образа напоминает паломникам о жертве пастуха, отдавшего жизнь свою за овец и оставшегося верным до смерти. [ 2 ]
Прославление
[ редактировать ]
был причислен к лику Святых В 1992 году Священным Синодом Евфимий Элладской Церкви . [ 3 ]
была построена часовня в честь святителя В 1998 году в монастыре Леймон в святой митрополии Мефимне . [ 3 ]
Среди рукописей монастыря Леймонос имеется пятьдесят предметов, написанных его рукой, большая часть которых представляет собой тетради времен его учёбы в Халках . [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ 4 ноября 1992 г. Священный Синод Элладской Церкви единогласно объявил Еп. Златоуста Смирнского (†1922), этномученика и святого Православной Церкви, память которого будет отмечаться совместно в воскресенье перед праздником Воздвижения Креста Господня вместе с четырьмя другими Святителями Малой Азии, в том числе:
- Бп. Амвросий Мосхонисийский (†1922);
- Бп. Евфимий (Агрителлис) из Зелы (†1921) ;
- Бп. Григориос Кидонийский (†1922); и
- Бп. Иконийский Прокопий
- Энциклика 2556 Священного Синода Элладской Церкви от 5 июля 1993 г.
- (на греческом языке) Циркуляр 2556 от 5 июля 1993 г. Священного Синода Элладской Церкви). [ 1 ]
- ^ Jump up to: а б После этого Зелаская епархия стала титульной кафедрой . Некоторыми из титулярных епископов Зелы были:
- Александр (Семенов-Тян-Чанский) Зела (1971–1979).
- Каллистос (Самарас) из Зелы (1980–1991)
- Сотириос (Трамбас) из Зелы (1993–2004)
- Амвросий (Зографос) из Зелы (2006–2008 гг.)
- Севастианос (Скордаллос) из Зелы (2011 – настоящее время)
- ^ Основанный в 1526 году Игнатием Агаллианосом, которого сегодня Греческая православная церковь почитает как святого, монастырь Леймон ( Монастырь Леймонос ) сыграл очень значительную роль в церковной истории острова Лесбос , в центре которого он находится. расположен. « Школа Леймониас» была первой школой, основанной на Лесбосе после оккупации острова турками-османами (1462-1912 гг.), и в течение довольно длительного периода она была единственной существовавшей. [ 4 ]
- ^ «Понтийские и анатолийские греки стали жертвами более широкого турецкого геноцида, направленного против всех христианских меньшинств в Османской империи. В общей сложности более 3,5 миллионов греков, армян и ассирийцев были убиты при сменяющих друг друга режимах младотурков и Мустафы. Кемаля примерно с 1914 по 1923 год. Из них, возможно, погибло около 1,5 миллиона греков». [ 5 ]
- ↑ Из-за кампании войск Хасана Али-бея по захвату молодых девушек с целью отправки их на невольничьи рынки Анатолии , в 1680 году большое количество женщин и молодых девушек проникло в крепость Али (позже названную «Кызкалеси»). - «Девичий замок»), чтобы избежать пленения и порабощения. После 48-дневной осады некоторые из них потеряли рассудок, другие умерли от голода и жажды, а третьи тайно бежали и сдались силам деребеев , так как уже не могли выдерживать невзгоды. Однако одна группа из 30–40 молодых девушек, не желая попасть в плен, поднялась на самую высокую вершину крепости, откуда упала и покончила жизнь самоубийством. После того, как эти события произошли в районе Пафры , произошло восстание ряда мужественных греков, которые поднялись на окрестные горы и вооружились, производя расправу с силами деребеев , предприняв неравную, но добродетельную борьбу с турецкими угнетателями.
Греческий танец , который танцевали в Пафре в память о 30-40 молодых девушках из деревни Хазар, которые предпочли упасть в 150-метровую пропасть, известен по-разному:- «Танати Лаггеман» (Θανατί Λάγγεμαν) – «Прыжок смерти» ; или
- «Кизлар Чопламаси» (Κιζλάρ Χοπλαμασί) – что по-турецки означает «Прыжок девушек» ; или
- «Кызлар Кайтеси» – «музыкальное предназначение девушек»?
- ^ Обсуждение Кириакоса Пападопулоса см.:
- (на греческом языке) Антонис И. Зарканелас (бывший генеральный директор по развитию префектуры Салоники). Кисамбацак (Кириакос Пападопулос) — лидер . Катерини Новости. Проверено: 13 августа 2014 г.
- ^ "...приговорил к смертной казни 177 греков, которые были казнены. В их число входил Зелон Евфимий, помощник епископа Амассии, который умер в тюрьме от тифа, ...он приказал вешать даже мертвых вместе с остальными. Также приговорен к смерти заочно были 44 грека..." [ 10 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ (на греческом) Кон/тинос В. Хилос. « Мученичество митрополита Смирнского » . Публичная центральная библиотека Серреса. Среда, 13 сентября 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л (по-гречески) Афан. С. Черноглу. "Евфимий. Агрителлис. Этномученик, епископ Зилоновский Амасия (1912-1921)". Религиозно-этическая энциклопедия ( THE ). Том 5 (Диоклетиан-Зот). Афины – Атан. Мартинос, 1964. с. 1046–1048.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Великий синаксарист: (по-гречески) святой Евфимий, мученик, епископ Зилотский . ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР. 29 мая.
- ↑ Монастырь Леймонос. Архивировано 14 августа 2014 года в Wayback Machine . Исследовательский центр Кристос! Проверено: 12 августа 2014 г.
- ^ Геноцид османских греков, 1914-1923 гг . Рутгерс, Государственный университет Нью-Джерси, Ньюаркский колледж искусств и наук и Университетский колледж Ньюарка – Центр изучения геноцида и прав человека. 2013. Дата обращения: 12 августа 2014 г.
- ^ (на греческом языке) КИЗЛАР КАЙТЕСИ! Неизвестный "Залогго" ПОНТО!!! Архивировано 25 октября 2013 года на сайте Wayback Machine Greveniotis.gr (газета). 30 октября 2013 г. Дата обращения: 13 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б (на греческом языке) Antexoume.wordpress.com. 1. КРОВАВАЯ ПЕЩЕРА ОТКАГИЯ! . WWW.OLYMPIA.GR. 17 мая 2013 г. Дата обращения: 19 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б (на английском языке) Тамер Слесарь. ИЗ ИСТОРИИ ПОНТУССКОГО ГЕНОЦИДА: РЕЗНЯ В ПЕЩЕРЕ БАФРА ВИРДЖИНИЯ: 517 ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ, 30 ПАРТИЗАНОВ. Архивировано 15 июня 2014 г. в Wayback Machine . РЕВОЛЮЦИОННОЕ ЧЕРНОЕ МОРЕ. 31 ЯНВАРЯ 2014 г. Дата обращения: 19 августа 2014 г.
- ^ Свято-Патриарший и Ставропигиальный Леймонский монастырь. Проверено: 12 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Харес Циркинидес. Наконец мы искоренили их: Геноцид греков Понта, Фракии и Малой Азии через французские архивы . Салоники: Братья Кириакидис, 1999. с. 192 ISBN 9789603434788 .
- ↑ Святой Эфтимиос Агрителлис. Архивировано 7 марта 2012 г. в Wayback Machine . Свято-Патриарший и Ставропигиальный Леймонский монастырь. Проверено: 12 августа 2014 г.
Источники
[ редактировать ]- Великий синаксарист: (по-гречески) святой Евфимий, мученик, епископ Зилотский . ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР. 29 мая.
- (по-гречески) Афан. С. Черноглу. "Евфимий. Агрителлис. Этномученик, епископ Зилоновский Амасия (1912-1921)". Религиозно-этическая энциклопедия ( THE ). Том 5 (Диоклетиан-Зот). Афины – Атан. Мартинос, 1964. с. 1046–1048.
- Святой Ефтимиос Агрителлис . Свято-Патриарший и Ставропигиальный Леймонский монастырь. Проверено: 12 августа 2014 г.
- 1876 рождений
- 1921 смертей
- Христианские святые ХХ века
- Восточно-православные епископы 20-го века
- Православные мученики ХХ века
- Восточно-православные святые
- Казненные священники
- Люди, погибшие во время геноцида греков
- Епископы Константинопольского Вселенского Патриархата
- Османские понтийцы
- Люди с Лесбоса
- В Турции убиты люди
- Святые из Анатолии
- Христианские святые убиты мусульманами
- Выпускники Духовной школы Халки