Резня в Равалпинди 1947 года.
Резня в Равалпинди 1947 года. | |||
---|---|---|---|
![]() Скелеты людей, сожженных заживо в Тамали во время резни в Равалпинди. | |||
Дата | Март 1947 г. | ||
Расположение | Дивизия Равалпинди, Пенджаб , Британская Индия | ||
Вызвано | Мусульманские мобы | ||
Цели | |||
Методы | |||
Вечеринки | |||
| |||
Ведущие цифры | |||
Потери | |||
Летальные исходы) | 2,000 – 7,000 |
Резня в Равалпинди 1947 года (также беспорядки в Равалпинди 1947 года ) относится к широкомасштабному насилию, массовым убийствам и изнасилованиям индусов и сикхов , совершенным мусульманской толпой в округе Равалпинди провинции Пенджаб Британской Индии в марте 1947 года. Насилие предшествовало разделу Индии и было спровоцировано и совершено Национальной гвардией Мусульманской лиги — воинственным крылом Мусульманской лиги — а также местные кадры и политики Лиги, демобилизованные мусульманские солдаты, местные чиновники и полицейские. [ 1 ] [ 2 ] Это произошло после падения коалиционного правительства Пенджабских юнионистов , Индийского национального конгресса и Акали Дала , достигнутого в результате шестинедельной кампании Мусульманской лиги. В результате беспорядков погибло от 2000 до 7000 сикхов и индуистов, а также начался их массовый исход из дивизии Равалпинди. [ 3 ] [ 4 ] По оценкам, к концу апреля дивизию покинули 80 000 сикхов и индуистов. [ 5 ] Эти инциденты стали первым случаем насилия, связанного с разделом в Пенджабе, который продемонстрировал явные проявления этнической чистки . [ 6 ] [ 7 ] и ознаменовало начало систематического насилия в отношении женщин , которое сопровождало раздел, наблюдая безудержное сексуальное насилие , изнасилования и насильственное обращение в другую веру , при этом многие женщины совершали массовые самоубийства вместе со своими детьми, а многие были убиты своими родственниками-мужчинами из страха похищения и изнасилования. . [ 8 ] [ 9 ] Эти события иногда называют «Изнасилованием Равалпинди» . [ а ]
Фон
[ редактировать ]
На выборах в провинции Пенджаб 1946 года Мусульманская лига (МЛ) получила 75 из 86 мусульманских мест в провинции и стала крупнейшей партией, но не смогла победить ни одной немусульманской партии и не дотянула до волшебной цифры в 175 мест. сборка. [ б ] Возглавляемая мусульманином заминдаром светская юнионистская партия , получившая 18 мест, из которых 10 были мусульманами, сформировала коалиционное правительство с Индийским национальным конгрессом , который стал вторым по величине победителем после МЛ, получив 51 место, и Широмани Акали Дал. , который получил 20 мест, все от сикхских округов. [ с ] лидер юнионистов Хизар Хаят Тивана был избран Премьер-министром . [ 14 ]
После выхода из плана кабинета министров в июле 1946 года лидер Мусульманской лиги Мухаммед Али Джинна в августе призвал к « прямым действиям ». За призывами к прямым действиям последовали крупномасштабные беспорядки и насилие в Калькутте , которые в последующие месяцы постепенно распространились и на другие места. [ 15 ] [ д ] В декабре 1946 года сообщалось о беспорядках из Северо-Западной пограничной провинции (СЗПП) после кампании Мусульманской лиги по свержению правительства Конгресса в этой провинции. [ 17 ] Соседняя дивизия Равалпинди приняла тысячи беженцев-индуистов и сикхов, изгнанных из хазарейского района СЗПП. [ 18 ] [ 19 ] В январе 1947 года Тивана запретила Раштрия Сваямсевак Сангх и Национальную гвардию Мусульманской лиги , что спровоцировало крупные демонстрации «прямого действия» Мусульманской лиги по всей провинции, которые позже переросли в насилие. [ 20 ] [ 21 ] Кампания Мусульманской лиги усугубила межобщинную напряженность в провинции, которая уже возникла после избирательной кампании прошлого года. [ 22 ] 20 февраля 1947 года премьер-министр Великобритании Клемент Эттли объявил, что британцы покинут Индию к июню 1948 года.
События
[ редактировать ]2 марта 1947 года Хизар Хаят Тивана подал в отставку с поста премьер-министра в свете волнений и кампании Мусульманской лиги против его министерства, а также официального объявления о скором конце британского правления. [ 16 ] [ 17 ] Хотя это и ожидалось, коалиция под руководством Мусульманской лиги не смогла сформироваться из-за неспособности Лиги успокоить опасения законодателей-немусульман, которые становились все более враждебными по отношению к Лиге и требованиям Пакистана . [ 23 ] [ и ] Лидер Акали Дал мастер Тара Сингх, как известно, устроил публичное зрелище своего неодобрения требования Пакистана перед Ассамблеей Пенджаба 3 марта. [ 24 ] [ 25 ] Межобщинные столкновения вспыхнули в Лахоре и Амритсаре 4 марта после того, как индуисты и сикхи начали демонстрации против требований Пакистана. 5 марта, в ознаменование индуистского праздника Холи , вооруженные мусульманские толпы начали нападать на индуистов и сикхов в нескольких городах Западного Пенджаба , в том числе в городском городке Равалпинди и Мултане , убив в последнем около 200 человек, причем жертвы в основном были индусами. [ 26 ] [ 27 ] Несколько деревень в районе Мултан подверглись нападениям после наступления темноты, многие индусы были убиты, а их имущество разграблено или уничтожено. [ 28 ] Поскольку правительства не было видно, губернатор Эван Дженкинс ввел в Пенджабе губернаторское правление . [ 29 ]
Вскоре беспорядки распространились из городов на сельские районы округа Равалпинди на севере Пенджаба. Столкнувшись с сопротивлением сикхов и индуистов в штабе дивизии в Равалпинди, мусульманские толпы объединились и обратились в сельскую местность. [ 30 ] [ 17 ] [ 31 ] [ ж ] Толпа неистовствовала, устраивая поджоги, грабежи, массовые убийства и изнасилования, одну деревню за другой в округах Равалпинди , Джелум и Камбеллпур (современный Атток). Сикхи были основной целью, но нападениям подвергались и индуисты. на поезд совершила нападение толпа В ходе одного инцидента, произошедшего 7 марта, в Таксиле , в результате чего погибли 22 пассажира-индуиста и сикха. [ 33 ] Дома в сикхских и индуистских кварталах деревни Кахута были подожжены вместе с находившимися внутри людьми, а женщин похищали для изнасилования. [ 34 ]

Деревня Тоха Хальса стала местом широко разрекламированной резни. Вооруженная толпа мусульман осадила деревню, требуя от жителей-сикхов принять ислам. Мужчины-сикхи убивали членов своих семей женского пола, чтобы предотвратить их похищение и изнасилование, прежде чем нападавшие убили их самих. Более 90 сикхских женщин и детей покончили жизнь самоубийством, прыгнув в колодец, чтобы избежать изнасилования. [ 35 ] [ 5 ] [ 36 ] [ 37 ] Число погибших в деревне оценивается примерно в 300 человек. Аналогичная резня, массовое самоубийство и грабежи также имели место в деревне Чоа Хальса , где было убито около 150 сикхов и меньшее количество индуистов. [ 37 ] и в сикхской деревне Дхамали . [ 38 ]
В деревне Бевал был осажден дом, в котором укрылись жители деревни, и жителей деревни попросили сдать оружие и принять ислам. Одна группа жителей деревни приняла предложение и впоследствии была обращена в другую веру, а остальные периодически подвергались нападениям. Дом был подожжен, после чего жители деревни перебрались в Гурдвару, где на них напали и убили. Один из выживших заявил, что из 500 жителей деревни индуистов и сикхов выжили только 76, из которых почти половина была похищена. [ 39 ] Подобные нападения произошли в деревнях Могол и Бассали . [ 40 ] Каллар , Дубхеран , Джика Гали и Кури также подверглись нападению. [ 41 ] [ 42 ] Некоторые из выживших остались изуродованными и изуродованными, многим изнасилованным женщинам отрезали грудь. [ 43 ] Деревни в районах Гуджар-Хан и Камбеллпур были уничтожены, трупы детей были найдены свисающими с деревьев, а одиннадцатилетние девочки подверглись групповому изнасилованию. [ 42 ] Комитет Всеиндийского конгресса в своем отчете о насилии описал стратегию нападений следующим образом: [ 44 ] [ чрезмерный вес? - обсуждать ]
Прежде всего меньшинства были разоружены с помощью местной полиции и путем клятв на Священном Коране в мирных намерениях. После того, как это было сделано, беспомощные и безоружные меньшинства подверглись нападению. Когда их сопротивление было подавлено, в бой вступили взломщики замков и мародеры со своими транспортными отрядами, состоящими из мулов, ослов и верблюдов. Затем пришли «моджахеды» с канистрами бензина и керосина и подожгли разграбленные магазины и дома. Потом были маулвисы с парикмахерами, которые обращали в веру людей, тем или иным образом избежавших резни и изнасилований. Парикмахеры сбривали волосы и бороды и обрезали жертв. Молвис читал каламы и проводил насильственные свадебные церемонии. После этого пришли мародеры, в том числе женщины и дети.
Подобные рассказы о нападениях изложены в первых информационных отчетах (FIR), предоставленных полиции выжившими. [ 45 ]

Нападения были преднамеренными, и слухи распространялись по мечетям, чтобы подстрекать жителей мусульманских деревень. [ 46 ] [ 47 ] Сообщается, что нападавшие получили оружие и средства извне и частично финансировались Мусульманской лигой. [ 48 ] Они были вооружены ружьями, винтовками, топорами, мечами, копьями, палками и в двух случаях ручными гранатами. [ 49 ] Дома изгнанных были снесены, а затем сровнены с землей, чтобы помешать им вернуться и восстановиться. [ 50 ] [ 51 ] Мусульманские дома иногда маркировались их жильцами, чтобы нападавшие могли отличить их от домов немусульман. [ 28 ] Родовой дом Тары Сингха также был превращен в пепел. Мафия беспрепятственно продолжала свою кампанию грабежей и массовых убийств. [ 50 ] Мусульманские полицейские способствовали насилию во многих местах Западного Пенджаба и временами чрезвычайно поздно реагировали на призывы о помощи. [ 52 ] [ г ] Имеются доказательства причастности к нападениям представителей Мусульманской лиги и местных политиков. [ 54 ] но мало доказательств прямой причастности высшего руководства Мусульманской лиги, включая Джинну. [ 46 ] Однако ни один из лидеров Мусульманской лиги, национальной или провинциальной, не осудил массовые убийства. [ 55 ] [ ч ]
Последствия и влияние
[ редактировать ]
Насилие прекратилось к середине марта. [ я ] Во многих местах нападения прекратились после того, как армия прибыла на помощь выжившим. Во многих деревнях было уничтожено все население, в то время как в других осталось мало выживших. [ 56 ] Официальное число погибших немусульман, убитых только в районе Равалпинди, составило 2263 человека. [ Дж ] однако это число было сочтено неточным из-за «широкого характера беспорядков» и краха «обычного административного механизма». [ 57 ] Это число было основано на зарегистрированных полицией делах и не включало такие случаи, «когда были уничтожены целые семьи и не было подано никаких претензий». [ 57 ] В современном отчете комитета Широмани Гурудвара Прабандхак указано, что число погибших превысило 7000 человек. [ 58 ] Более поздние ученые дали оценки от 4000 до 8000 погибших в сельских районах Равалпинди. [ 59 ] [ 60 ]
Многие женщины были похищены во время насилия. 70 человек были похищены из деревни Доберан, 40 — из Хариала , 30 — из Таинча, 95 — из Раджара и 105 — из Бамали. Еще 500 человек были похищены в Кахуте и от 400 до 500 человек были похищены в Равалпинди. Похищенные женщины часто продавались несколько раз и насиловались похитителями. [ 61 ]
Резня спровоцировала массовую миграцию сикхов и индуистов из округа Равалпинди в центральный и восточный Пенджаб, управляемые сикхами княжества , Джамму и Кашмир , Дели и Соединенные провинции . Описания зверств, с которыми столкнулись эти беженцы, вызвали чувство мести, особенно среди сикхов. [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] Резня оказала глубокое влияние на сикхов и индусов Пенджаба, которые планировали отомстить за них позже, развязав аналогичное насилие против мусульман восточных частей провинции, чтобы освободить место для поселения изгнанных беженцев. с запада. [ 5 ] [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ] Сикхи, в частности, чувствовали себя особенно униженными, когда часть мусульманской прессы насмехалась над ними после массовых убийств. [ 68 ] Отсутствие осуждения массовых убийств со стороны лидеров Мусульманской лиги усилило растущий раскол между Лигой и сикхами. [ 69 ] Беспорядки также приводят к тому, что Конгресс и сикхские лидеры Пенджаба требуют его раздела. [ 70 ] 8 марта рабочий комитет Конгресса принял резолюцию о разделе Пенджаба. [ 71 ] [ 72 ]
Выжившие опознали нападавших по именам, роду занятий и родным деревням в РПИ после массовых убийств. [ 73 ] Несмотря на установление фактов комитетами по установлению фактов, лишь немногие из преступников были привлечены к ответственности, отчасти из-за общественной поляризации правовой системы. [ 63 ] Британская администрация пригрозила штрафами за худшие случаи официальной халатности, однако эти угрозы не имели большого значения из-за приближающегося вывода британских войск из региона. [ 74 ] Заявления Мусульманской лиги были сочтены более важными; один видный политик Лиги предложил защиту преступникам и пригрозил принять меры против должностных лиц, поддерживающих закон и порядок в округе Атток. [ 74 ] Это создало прецедент безнаказанности чиновников и полицейских, действующих предвзято. [ 63 ] Считается, что такие отказы в привлечении к ответственности виновных привели к более позднему насилию в Пенджабе, ближе к разделу. [ 75 ]
Наследие
[ редактировать ]Эти события создали одни из самых незабываемых образов насилия при разделении. [ 5 ] Те, кто погиб в результате насилия, особенно те, кто покончил с собой или был убит своими семьями, чтобы предотвратить ожидаемое обращение, изнасилования, похищения или принудительные браки, которые считались посягательством на честь общества , ценились за свою жертву и продолжают рассматриваться как мученики сикхской общины. [ 76 ] [ к ] [ л ]
Культурные изображения
[ редактировать ]Изображения последствий массовых убийств были собраны политиком Прабодом Чандрой и опубликованы в буклете под названием «Изнасилование Равалпинди» в 1947 году, вскоре после массовых убийств. Распространение этой брошюры было остановлено правительством, опасающимся возмездия против мусульман Восточного Пенджаба. [ 58 ] [ м ] События, в частности резня и массовое самоубийство в Тоха-Халсе, были изображены в телевизионном фильме 1988 года «Тамас» , снятом Говиндом Нихалани . Фильм основан на Бхишама Сахни романе одноименном на хинди . [ 79 ] [ н ] Инцидент, похожий на массовое самоубийство Тоха Хальса, также изображен в фильме 2003 года «Хамош Пани» . [ 81 ] роман В 1948 году был опубликован пенджабский , основанный на событиях. под названием « Кхун де Сохилле» Нанака Сингха Он был переведен на английский язык как «Гимны в крови» (2022). [ 82 ] Другие произведения, основанные на насилии, включают пенджабский роман Картара Сингха Дуггала 1951 года « Нахун те маас» (переведенный на английский язык как « Дважды рожденный, дважды мертвый» в 1979 году) и английский роман Шоны Сингх Болдуин 1999 года «Что помнит тело ». [ 83 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Самое раннее использование этого термина происходит из одноименного буклета 1947 года, содержащего изображения массовых убийств, составленного и опубликованного вскоре после массовых убийств. [ 10 ] [ 11 ]
- ↑ Бертран Глэнси , тогдашний губернатор провинции, подсчитал, что Лигу в целом поддерживали всего 80 членов. [ 12 ]
- ↑ Коалиционное министерство заявило, что в общей сложности его поддерживают 94 члена. [ 13 ]
- ^ Сообщается, что провинция Пенджаб не пострадала от такого насилия благодаря действующему коалиционному правительству. [ 16 ]
- ↑ Во многом в этой возросшей враждебности обвиняют избирательную кампанию Лиги и последующие волнения в Пенджабе. [ 23 ]
- ↑ Некоторые бандиты также прибыли из соседней Хазары. [ 32 ]
- ↑ Мусульмане составляли около 75% полиции провинции Пенджаб в целом. [ 53 ]
- ^ Политолог Иштиак Ахмед отмечает, что Джинна резко осудил убийства мусульман в Бихаре несколькими месяцами ранее, но никогда не делал этого в отношении массовых убийств в Равалпинди. [ 54 ]
- ↑ Атаки продолжались до 13 марта, а в некоторых местах — до 15 марта.
- ↑ Эта цифра была упомянута в записке министра внутренних дел правительству Пенджаба в июле 1947 года. Согласно ей, число смертей мусульман составило 38. [ 57 ]
- ↑ Ранним примером этого было сообщение в журнале Statesman за апрель 1947 года, в котором массовое самоубийство Тоха Хальса сравнивалось с раджпутской традицией джаухара (самосожжения женщин и детей во избежание изнасилования или порабощения захватчиками перед лицом поражения в войне). ). [ 77 ]
- ^ Многие из тех, кто помнят жертв как мучеников, сами пережили массовые убийства или потомки выживших.
- ↑ Историк Ясмин Хан утверждает, что буклет содержал односторонние и подстрекательские комментарии. [ 78 ]
- ↑ Сахни посетил Тоха Хальсу после массовых убийств. [ 80 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ахмед 2011 , с. 685.
- ^ Хаджари 2015 , с. 108.
- ^ Ахмед 2011 , стр. 221, 374.
- ^ Буталия 2000 , с. 183.
- ^ Jump up to: а б с д Панди 2001 , с. 24.
- ^ Талбот 2019 , с. 10.
- ^ Талбот и Сингх 2009 , с. 67.
- ^ Майор 1995 , с. 59.
- ^ Буталия 2013 , с. 73.
- ^ Чандра, Прабодх. Похищение Равалпинди (1947)
- ^ Ахмед 2011 , с. 221.
- ^ Ахмед 2022 , с. 113.
- ^ Талбот 2013 , стр. 149–150.
- ^ Талбот 2013 , с. 148.
- ^ Брасс 2003 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б Талбот и Сингх 2009 , с. 178.
- ^ Jump up to: а б с Панди 2001 , с. 23.
- ^ Хаджари 2015 , с. 88.
- ^ Ахмед 2022 , стр. 131–132.
- ^ Ахмед 2019 , с. 52.
- ^ Хаджари 2015 , с. 97–99.
- ^ Талбот и Сингх 2009 , стр. 74–75.
- ^ Jump up to: а б Талбот 2013 , с. 161.
- ^ Хаджари 2015 , стр. 103-104: «Толпа членов Лиги собралась возле [Ассамблеи Пенджаба], чтобы перебить индуистских и сикхских политиков, выкрикивая «Каид-и-Азам Зиндабад!» и «Пакистан Зиндабад!» Тара Сингх отхлестала вытащил кирпан из ножен и помахал им над головой: «Пакистан Мурдабад!» ревела Смерть Пакистану!».
- ^ Хан 2017 , стр. 84–85.
- ^ Ахмед 2011 , с. 207.
- ^ Хаджари 2015 , с. 104.
- ^ Jump up to: а б Чаттерджи, Чанда (1998). «Прямые действия Мусульманской лиги и народная реакция в Пенджабе: беспорядки в Мултане и Равалпинди, март 1947 года» . Труды Индийского исторического конгресса . 59 : 834–43. JSTOR 44147056 . Проверено 12 апреля 2023 г.
- ^ Ахмед 2019 , с. 53.
- ^ Ахмед 2019 , с. 23.
- ^ Ахмед 2011 , стр. 239–240.
- ^ Ахмед 2011 , с. 212.
- ^ Ахмед 2022 , с. 219.
- ^ Ахмед 2011 , с. 223.
- ^ Буталия 2013 , с. 45.
- ^ Хаджари 2015 , с. 111.
- ^ Jump up to: а б Сингх, Аджмер. «Мартовская резня в Потохаре» . Трибуна . Проверено 10 августа 2024 г.
- ^ Ахмед 2022 , стр. 223–231.
- ^ Панди 2002 , с. 173.
- ^ Панди 2002 , стр. 172, 175.
- ^ Панди 2002 , с. 177.
- ^ Jump up to: а б Талбот 2009 , с. 47.
- ^ Ахмед 2011 , с. 238.
- ^ Талбот и Сингх 2009 , с. 85.
- ^ Панди 2002 , с. 172.
- ^ Jump up to: а б Хаджари 2015 , с. 108
- ↑ Хосла 1989 , стр. 107: «6 марта в деревенских мечетях прошли собрания, и мусульманам сказали, что Джумма Масджид в Равалпинди была сровнена с землей индуистами и сикхами и что улицы города завалены трупами мусульман. . Зрителей призывали отомстить за эти обиды».
- ^ Абид, Абдул Маджид (29 декабря 2014 г.). «Забытая резня» . Нация . Проверено 7 марта 2022 г.
- ^ Панди 2002 , с. 171.
- ^ Jump up to: а б Хаджари 2015 , с. 109
- ^ Ахмед 2022 , с. 240.
- ^ Талбот и Сингх 2009 , с. 87.
- ^ Талбот и Сингх 2009 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б Ахмед 2022 , с. 685.
- ^ Ахмед 2022 , с. 220.
- ^ Буталия 2013 , с. 198.
- ^ Jump up to: а б с Хосла 1989 , с. 112.
- ^ Jump up to: а б Ахмед 2022 , с. 221.
- ^ Butalia 2000 , стр. 183: «Здесь [в сикхских деревнях вокруг Равалпинди] в течение 8-дневного периода с 6 по 13 марта большая часть сикхского населения была убита (по оценкам, 4–5 000 погибших), дома были уничтожены, гурудвары разрушен..
- ^ Talbot 2019 , стр. 4: «Нападения на в основном беззащитные меньшинства заслужили название резни в Равалпинди. Отдаленные деревни в районе Равалпинди стали свидетелями шокирующего насилия против сикхских жителей. По оценкам, от семи до восьми тысяч человек пострадали умерли.».
- ^ Буталия 2000 , с. 187.
- ^ Ахмед 2019 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б с Талбот 2019 , с. 5.
- ^ Чатта, Ильяс (2011), Разделение и местность: насилие, миграция и развитие в Гуджранвале и Сиалкоте, 1947–1961 , Карачи: Oxford University Press, стр. 161, ISBN 978-0-19-906172-3
- ^ Брасс 2003 , с. 88.
- ^ Хаджари 2015 , с. 157.
- ^ Ахмед 2022 , стр. 65, 693.
- ^ Панди 2001 , с. 25.
- ^ Ахмед 2022 , стр. 2, 220.
- ^ Талбот и Сингх 2009 , с. 138.
- ^ Буталия 2013 , с. 91.
- ^ Ахмед 2022 , с. 90.
- ^ Панди 2002 , стр. 174–175.
- ^ Jump up to: а б Талбот 2009 , с. 48.
- ^ Талбот 2009 , с. 52.
- ^ Буталия 2000 , с. 189.
- ^ Буталия 2000 , с. 190.
- ^ Хан 2017 , с. 138.
- ^ Святой 2020 , стр. 99–105.
- ^ Сахни, Бхишам; Сингх, Панкадж К. (1995). «Налаживание связей» . Индийская литература . 38 (3 (167)): 89–97. JSTOR 23335872 . Проверено 8 апреля 2023 г.
- ^ Шарма, Манодж (2009). «Изображение раздела в хинди-кино» . Труды Индийского исторического конгресса . 70 : 1155–60. JSTOR 44147759 . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ Датт, Нирупама (31 июля 2022 г.). «Гимны кровью в деревне Чакри на реке Соан» . Индостан Таймс . Проверено 12 апреля 2023 г.
- ^ Святой 2020 , стр. 151–155.
Библиография
[ редактировать ]- Ахмед, Иштиак (2011), Окровавленный, разделенный и очищенный Пенджаб: разгадка трагедии 1947 года с помощью секретных британских отчетов и рассказов от первого лица , Rupa/OUP Пакистан, ISBN 978-93-5520-578-0 , ISBN 978-0-19-906470-0
- Ахмед, Иштиак (2022), Пенджаб: окровавленный, разделенный и очищенный , Нью-Дели: Rupa Publications, ISBN 978-93-5520-578-0
- Ахмед, Иштиак (2019), «Раздел Пенджаба в 1947 году», в Ранджане, Амит (редактор), Раздел Индии: постколониальное наследие , Routledge, стр. 43–60, ISBN 978-1-138-08003-4
- Ахмед, Иштиак (2018), «Раздел Пенджаба в 1947 году» , в Ранджане, Амит (ред.), Раздел Индии: постколониальное наследие , Routledge, ISBN 978-1-138-08003-4
- Брасс, Пол (2003), «Раскол Индии и карательный геноцид в Пенджабе, 1946–47: средства, методы и цели», Journal of Genocide Research , vol. 5, стр. 71–101, doi : 10.1080/14623520305657 , S2CID 14023723
- Буталия, Урваши (1998). Другая сторона молчания: голоса после раздела Индии . Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0-14-027171-3 .
- Буталия, Урваши (2013), Другая сторона молчания: голоса от раздела Индии , Penguin Books, ISBN 978-0-140-27171-3
- Буталиа, Урваши (2000), «Сообщество, государство и гендер: некоторые размышления о разделе Индии», в Хасане, Мушируле (редактор), « Изобретая границы: гендер, политика и раздел Индии» , Нью-Дели: Oxford University Press , с. 183, ISBN 019-565103-0
- Хаджари, Нисид (2015), Ярости полуночи: Смертельное наследие раздела Индии , Хоутон Миффлин Харкорт, ISBN 978-0-547-66924-3
- Хан, Ясмин (2007), Великий раздел: создание Индии и Пакистана , издательство Йельского университета, ISBN 978-0-300-12078-3
- Хан, Ясмин (2017). Великий раздел: создание Индии и Пакистана . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-23032-1 .
- Хосла, Гопал Дас (1989), Суровый расчет: обзор событий, приведших к разделу Индии и после него , Дели: Oxford University Press, ISBN 9780195624175 , OCLC 22415680
- Майор, Эндрю (1995), «Похищение женщин во время раздела Пенджаба», Южная Азия: Журнал южноазиатских исследований , 18 (1), doi : 10.1080/00856409508723244
- Пандей, Гьянендра (2001), Вспоминая раздел: насилие, национализм и история в Индии , Cambridge University Press, ISBN 9780521807593
- Пандей, Гьянендра (2002). «Долгая жизнь слухов» . Альтернативы: глобальные, локальные, политические . 27 (2): 165–91. дои : 10.1177/030437540202700203 . JSTOR 40645044 . S2CID 142067944 . Проверено 13 апреля 2023 г.
- Сэйнт, Тарун К. (2020) [2010], Раздел свидетелей: память, история, художественная литература (2-е изд.), Routledge, ISBN 978-0-367-21036-6
- Талбот, Ян; Сингх, Гурхарпал (2009), Раздел Индии , Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-67256-6
- Талбот, Ян (2009). «Индо-Пакская резня». В Форсайте, Дэвид П. (ред.). Энциклопедия прав человека . Том. 1. ОУП США. стр. 45–53. ISBN 978-0-19-533402-9 .
- Талбот, Ян (2013) [1996], Хизр Тивана, Пенджабская юнионистская партия и раздел Индии , Routledge, ISBN 978-0-700-70427-9
- Талбот, Ян (2019), «Насилие при разделе 1947 года: характеристики и интерпретации», в Моханраме, Радхика; Райчаудхури, Аниндья (ред.), Разделы и их загробная жизнь: насилие, воспоминания, жизнь , Rowman & Littlefield International, ISBN 9781783488407
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Раздел Индии
- Катастрофы 1947 года в Индии
- Равалпинди Район
- Сектантское насилие
- Провинция Пенджаб
- Этническая чистка в Азии
- История Равалпинди
- Резня сикхов
- Резня индусов
- Преследование индуистов со стороны мусульман
- Преследование со стороны мусульман
- Резня в 1947 году
- История Всеиндийской мусульманской лиги