Jump to content

Резня в Равалпинди 1947 года.

(Перенаправлено с резни в Равалпинди )

Резня в Равалпинди 1947 года.
Скелеты людей, сожженных заживо в Тамали во время резни в Равалпинди.
Дата Март 1947 г.
Расположение
Дивизия Равалпинди, Пенджаб , Британская Индия
Вызвано Мусульманские мобы
Цели
Методы
Вечеринки
Ведущие цифры
Потери
Летальные исходы) 2,000 – 7,000

Резня в Равалпинди 1947 года (также беспорядки в Равалпинди 1947 года ) относится к широкомасштабному насилию, массовым убийствам и изнасилованиям индусов и сикхов , совершенным мусульманской толпой в округе Равалпинди провинции Пенджаб Британской Индии в марте 1947 года. Насилие предшествовало разделу Индии и было спровоцировано и совершено Национальной гвардией Мусульманской лиги — воинственным крылом Мусульманской лиги — а также местные кадры и политики Лиги, демобилизованные мусульманские солдаты, местные чиновники и полицейские. [ 1 ] [ 2 ] Это произошло после падения коалиционного правительства Пенджабских юнионистов , Индийского национального конгресса и Акали Дала , достигнутого в результате шестинедельной кампании Мусульманской лиги. В результате беспорядков погибло от 2000 до 7000 сикхов и индуистов, а также начался их массовый исход из дивизии Равалпинди. [ 3 ] [ 4 ] По оценкам, к концу апреля дивизию покинули 80 000 сикхов и индуистов. [ 5 ] Эти инциденты стали первым случаем насилия, связанного с разделом в Пенджабе, который продемонстрировал явные проявления этнической чистки . [ 6 ] [ 7 ] и ознаменовало начало систематического насилия в отношении женщин , которое сопровождало раздел, наблюдая безудержное сексуальное насилие , изнасилования и насильственное обращение в другую веру , при этом многие женщины совершали массовые самоубийства вместе со своими детьми, а многие были убиты своими родственниками-мужчинами из страха похищения и изнасилования. . [ 8 ] [ 9 ] Эти события иногда называют «Изнасилованием Равалпинди» . [ а ]

Провинция Пенджаб : самый северный округ Равалпинди выделен голубым цветом.

На выборах в провинции Пенджаб 1946 года Мусульманская лига (МЛ) получила 75 из 86 мусульманских мест в провинции и стала крупнейшей партией, но не смогла победить ни одной немусульманской партии и не дотянула до волшебной цифры в 175 мест. сборка. [ б ] Возглавляемая мусульманином заминдаром светская юнионистская партия , получившая 18 мест, из которых 10 были мусульманами, сформировала коалиционное правительство с Индийским национальным конгрессом , который стал вторым по величине победителем после МЛ, получив 51 место, и Широмани Акали Дал. , который получил 20 мест, все от сикхских округов. [ с ] лидер юнионистов Хизар Хаят Тивана был избран Премьер-министром . [ 14 ]

После выхода из плана кабинета министров в июле 1946 года лидер Мусульманской лиги Мухаммед Али Джинна в августе призвал к « прямым действиям ». За призывами к прямым действиям последовали крупномасштабные беспорядки и насилие в Калькутте , которые в последующие месяцы постепенно распространились и на другие места. [ 15 ] [ д ] В декабре 1946 года сообщалось о беспорядках из Северо-Западной пограничной провинции (СЗПП) после кампании Мусульманской лиги по свержению правительства Конгресса в этой провинции. [ 17 ] Соседняя дивизия Равалпинди приняла тысячи беженцев-индуистов и сикхов, изгнанных из хазарейского района СЗПП. [ 18 ] [ 19 ] В январе 1947 года Тивана запретила Раштрия Сваямсевак Сангх и Национальную гвардию Мусульманской лиги , что спровоцировало крупные демонстрации «прямого действия» Мусульманской лиги по всей провинции, которые позже переросли в насилие. [ 20 ] [ 21 ] Кампания Мусульманской лиги усугубила межобщинную напряженность в провинции, которая уже возникла после избирательной кампании прошлого года. [ 22 ] 20 февраля 1947 года премьер-министр Великобритании Клемент Эттли объявил, что британцы покинут Индию к июню 1948 года.

2 марта 1947 года Хизар Хаят Тивана подал в отставку с поста премьер-министра в свете волнений и кампании Мусульманской лиги против его министерства, а также официального объявления о скором конце британского правления. [ 16 ] [ 17 ] Хотя это и ожидалось, коалиция под руководством Мусульманской лиги не смогла сформироваться из-за неспособности Лиги успокоить опасения законодателей-немусульман, которые становились все более враждебными по отношению к Лиге и требованиям Пакистана . [ 23 ] [ и ] Лидер Акали Дал мастер Тара Сингх, как известно, устроил публичное зрелище своего неодобрения требования Пакистана перед Ассамблеей Пенджаба 3 марта. [ 24 ] [ 25 ] Межобщинные столкновения вспыхнули в Лахоре и Амритсаре 4 марта после того, как индуисты и сикхи начали демонстрации против требований Пакистана. 5 марта, в ознаменование индуистского праздника Холи , вооруженные мусульманские толпы начали нападать на индуистов и сикхов в нескольких городах Западного Пенджаба , в том числе в городском городке Равалпинди и Мултане , убив в последнем около 200 человек, причем жертвы в основном были индусами. [ 26 ] [ 27 ] Несколько деревень в районе Мултан подверглись нападениям после наступления темноты, многие индусы были убиты, а их имущество разграблено или уничтожено. [ 28 ] Поскольку правительства не было видно, губернатор Эван Дженкинс ввел в Пенджабе губернаторское правление . [ 29 ]

Вскоре беспорядки распространились из городов на сельские районы округа Равалпинди на севере Пенджаба. Столкнувшись с сопротивлением сикхов и индуистов в штабе дивизии в Равалпинди, мусульманские толпы объединились и обратились в сельскую местность. [ 30 ] [ 17 ] [ 31 ] [ ж ] Толпа неистовствовала, устраивая поджоги, грабежи, массовые убийства и изнасилования, одну деревню за другой в округах Равалпинди , Джелум и Камбеллпур (современный Атток). Сикхи были основной целью, но нападениям подвергались и индуисты. на поезд совершила нападение толпа В ходе одного инцидента, произошедшего 7 марта, в Таксиле , в результате чего погибли 22 пассажира-индуиста и сикха. [ 33 ] Дома в сикхских и индуистских кварталах деревни Кахута были подожжены вместе с находившимися внутри людьми, а женщин похищали для изнасилования. [ 34 ]

Двое детей, выживших в резне, получили ожоги.

Деревня Тоха Хальса стала местом широко разрекламированной резни. Вооруженная толпа мусульман осадила деревню, требуя от жителей-сикхов принять ислам. Мужчины-сикхи убивали членов своих семей женского пола, чтобы предотвратить их похищение и изнасилование, прежде чем нападавшие убили их самих. Более 90 сикхских женщин и детей покончили жизнь самоубийством, прыгнув в колодец, чтобы избежать изнасилования. [ 35 ] [ 5 ] [ 36 ] [ 37 ] Число погибших в деревне оценивается примерно в 300 человек. Аналогичная резня, массовое самоубийство и грабежи также имели место в деревне Чоа Хальса , где было убито около 150 сикхов и меньшее количество индуистов. [ 37 ] и в сикхской деревне Дхамали . [ 38 ]

В деревне Бевал был осажден дом, в котором укрылись жители деревни, и жителей деревни попросили сдать оружие и принять ислам. Одна группа жителей деревни приняла предложение и впоследствии была обращена в другую веру, а остальные периодически подвергались нападениям. Дом был подожжен, после чего жители деревни перебрались в Гурдвару, где на них напали и убили. Один из выживших заявил, что из 500 жителей деревни индуистов и сикхов выжили только 76, из которых почти половина была похищена. [ 39 ] Подобные нападения произошли в деревнях Могол и Бассали . [ 40 ] Каллар , Дубхеран , Джика Гали и Кури также подверглись нападению. [ 41 ] [ 42 ] Некоторые из выживших остались изуродованными и изуродованными, многим изнасилованным женщинам отрезали грудь. [ 43 ] Деревни в районах Гуджар-Хан и Камбеллпур были уничтожены, трупы детей были найдены свисающими с деревьев, а одиннадцатилетние девочки подверглись групповому изнасилованию. [ 42 ] Комитет Всеиндийского конгресса в своем отчете о насилии описал стратегию нападений следующим образом: [ 44 ] [ чрезмерный вес? - обсуждать ]

Прежде всего меньшинства были разоружены с помощью местной полиции и путем клятв на Священном Коране в мирных намерениях. После того, как это было сделано, беспомощные и безоружные меньшинства подверглись нападению. Когда их сопротивление было подавлено, в бой вступили взломщики замков и мародеры со своими транспортными отрядами, состоящими из мулов, ослов и верблюдов. Затем пришли «моджахеды» с канистрами бензина и керосина и подожгли разграбленные магазины и дома. Потом были маулвисы с парикмахерами, которые обращали в веру людей, тем или иным образом избежавших резни и изнасилований. Парикмахеры сбривали волосы и бороды и обрезали жертв. Молвис читал каламы и проводил насильственные свадебные церемонии. После этого пришли мародеры, в том числе женщины и дети.

Подобные рассказы о нападениях изложены в первых информационных отчетах (FIR), предоставленных полиции выжившими. [ 45 ]

Группа мужчин, переживших резню, которые были обращены в ислам и впоследствии кеш (нестриженные волосы). коротко подстрижены

Нападения были преднамеренными, и слухи распространялись по мечетям, чтобы подстрекать жителей мусульманских деревень. [ 46 ] [ 47 ] Сообщается, что нападавшие получили оружие и средства извне и частично финансировались Мусульманской лигой. [ 48 ] Они были вооружены ружьями, винтовками, топорами, мечами, копьями, палками и в двух случаях ручными гранатами. [ 49 ] Дома изгнанных были снесены, а затем сровнены с землей, чтобы помешать им вернуться и восстановиться. [ 50 ] [ 51 ] Мусульманские дома иногда маркировались их жильцами, чтобы нападавшие могли отличить их от домов немусульман. [ 28 ] Родовой дом Тары Сингха также был превращен в пепел. Мафия беспрепятственно продолжала свою кампанию грабежей и массовых убийств. [ 50 ] Мусульманские полицейские способствовали насилию во многих местах Западного Пенджаба и временами чрезвычайно поздно реагировали на призывы о помощи. [ 52 ] [ г ] Имеются доказательства причастности к нападениям представителей Мусульманской лиги и местных политиков. [ 54 ] но мало доказательств прямой причастности высшего руководства Мусульманской лиги, включая Джинну. [ 46 ] Однако ни один из лидеров Мусульманской лиги, национальной или провинциальной, не осудил массовые убийства. [ 55 ] [ ч ]

Последствия и влияние

[ редактировать ]
Луи Маунтбеттен осматривает сгоревшие здания в Кахуте после массовых убийств

Насилие прекратилось к середине марта. [ я ] Во многих местах нападения прекратились после того, как армия прибыла на помощь выжившим. Во многих деревнях было уничтожено все население, в то время как в других осталось мало выживших. [ 56 ] Официальное число погибших немусульман, убитых только в районе Равалпинди, составило 2263 человека. [ Дж ] однако это число было сочтено неточным из-за «широкого характера беспорядков» и краха «обычного административного механизма». [ 57 ] Это число было основано на зарегистрированных полицией делах и не включало такие случаи, «когда были уничтожены целые семьи и не было подано никаких претензий». [ 57 ] В современном отчете комитета Широмани Гурудвара Прабандхак указано, что число погибших превысило 7000 человек. [ 58 ] Более поздние ученые дали оценки от 4000 до 8000 погибших в сельских районах Равалпинди. [ 59 ] [ 60 ]

Многие женщины были похищены во время насилия. 70 человек были похищены из деревни Доберан, 40 — из Хариала , 30 — из Таинча, 95 — из Раджара и 105 — из Бамали. Еще 500 человек были похищены в Кахуте и от 400 до 500 человек были похищены в Равалпинди. Похищенные женщины часто продавались несколько раз и насиловались похитителями. [ 61 ]

Резня спровоцировала массовую миграцию сикхов и индуистов из округа Равалпинди в центральный и восточный Пенджаб, управляемые сикхами княжества , Джамму и Кашмир , Дели и Соединенные провинции . Описания зверств, с которыми столкнулись эти беженцы, вызвали чувство мести, особенно среди сикхов. [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] Резня оказала глубокое влияние на сикхов и индусов Пенджаба, которые планировали отомстить за них позже, развязав аналогичное насилие против мусульман восточных частей провинции, чтобы освободить место для поселения изгнанных беженцев. с запада. [ 5 ] [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ] Сикхи, в частности, чувствовали себя особенно униженными, когда часть мусульманской прессы насмехалась над ними после массовых убийств. [ 68 ] Отсутствие осуждения массовых убийств со стороны лидеров Мусульманской лиги усилило растущий раскол между Лигой и сикхами. [ 69 ] Беспорядки также приводят к тому, что Конгресс и сикхские лидеры Пенджаба требуют его раздела. [ 70 ] 8 марта рабочий комитет Конгресса принял резолюцию о разделе Пенджаба. [ 71 ] [ 72 ]

Выжившие опознали нападавших по именам, роду занятий и родным деревням в РПИ после массовых убийств. [ 73 ] Несмотря на установление фактов комитетами по установлению фактов, лишь немногие из преступников были привлечены к ответственности, отчасти из-за общественной поляризации правовой системы. [ 63 ] Британская администрация пригрозила штрафами за худшие случаи официальной халатности, однако эти угрозы не имели большого значения из-за приближающегося вывода британских войск из региона. [ 74 ] Заявления Мусульманской лиги были сочтены более важными; один видный политик Лиги предложил защиту преступникам и пригрозил принять меры против должностных лиц, поддерживающих закон и порядок в округе Атток. [ 74 ] Это создало прецедент безнаказанности чиновников и полицейских, действующих предвзято. [ 63 ] Считается, что такие отказы в привлечении к ответственности виновных привели к более позднему насилию в Пенджабе, ближе к разделу. [ 75 ]

Наследие

[ редактировать ]

Эти события создали одни из самых незабываемых образов насилия при разделении. [ 5 ] Те, кто погиб в результате насилия, особенно те, кто покончил с собой или был убит своими семьями, чтобы предотвратить ожидаемое обращение, изнасилования, похищения или принудительные браки, которые считались посягательством на честь общества , ценились за свою жертву и продолжают рассматриваться как мученики сикхской общины. [ 76 ] [ к ] [ л ]

Культурные изображения

[ редактировать ]

Изображения последствий массовых убийств были собраны политиком Прабодом Чандрой и опубликованы в буклете под названием «Изнасилование Равалпинди» в 1947 году, вскоре после массовых убийств. Распространение этой брошюры было остановлено правительством, опасающимся возмездия против мусульман Восточного Пенджаба. [ 58 ] [ м ] События, в частности резня и массовое самоубийство в Тоха-Халсе, были изображены в телевизионном фильме 1988 года «Тамас» , снятом Говиндом Нихалани . Фильм основан на Бхишама Сахни романе одноименном на хинди . [ 79 ] [ н ] Инцидент, похожий на массовое самоубийство Тоха Хальса, также изображен в фильме 2003 года «Хамош Пани» . [ 81 ] роман В 1948 году был опубликован пенджабский , основанный на событиях. под названием « Кхун де Сохилле» Нанака Сингха Он был переведен на английский язык как «Гимны в крови» (2022). [ 82 ] Другие произведения, основанные на насилии, включают пенджабский роман Картара Сингха Дуггала 1951 года « Нахун те маас» (переведенный на английский язык как « Дважды рожденный, дважды мертвый» в 1979 году) и английский роман Шоны Сингх Болдуин 1999 года «Что помнит тело ». [ 83 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Самое раннее использование этого термина происходит из одноименного буклета 1947 года, содержащего изображения массовых убийств, составленного и опубликованного вскоре после массовых убийств. [ 10 ] [ 11 ]
  2. Бертран Глэнси , тогдашний губернатор провинции, подсчитал, что Лигу в целом поддерживали всего 80 членов. [ 12 ]
  3. Коалиционное министерство заявило, что в общей сложности его поддерживают 94 члена. [ 13 ]
  4. ^ Сообщается, что провинция Пенджаб не пострадала от такого насилия благодаря действующему коалиционному правительству. [ 16 ]
  5. Во многом в этой возросшей враждебности обвиняют избирательную кампанию Лиги и последующие волнения в Пенджабе. [ 23 ]
  6. Некоторые бандиты также прибыли из соседней Хазары. [ 32 ]
  7. Мусульмане составляли около 75% полиции провинции Пенджаб в целом. [ 53 ]
  8. ^ Политолог Иштиак Ахмед отмечает, что Джинна резко осудил убийства мусульман в Бихаре несколькими месяцами ранее, но никогда не делал этого в отношении массовых убийств в Равалпинди. [ 54 ]
  9. Атаки продолжались до 13 марта, а в некоторых местах — до 15 марта.
  10. Эта цифра была упомянута в записке министра внутренних дел правительству Пенджаба в июле 1947 года. Согласно ей, число смертей мусульман составило 38. [ 57 ]
  11. Ранним примером этого было сообщение в журнале Statesman за апрель 1947 года, в котором массовое самоубийство Тоха Хальса сравнивалось с раджпутской традицией джаухара (самосожжения женщин и детей во избежание изнасилования или порабощения захватчиками перед лицом поражения в войне). ). [ 77 ]
  12. ^ Многие из тех, кто помнят жертв как мучеников, сами пережили массовые убийства или потомки выживших.
  13. Историк Ясмин Хан утверждает, что буклет содержал односторонние и подстрекательские комментарии. [ 78 ]
  14. Сахни посетил Тоха Хальсу после массовых убийств. [ 80 ]
  1. ^ Ахмед 2011 , с. 685.
  2. ^ Хаджари 2015 , с. 108.
  3. ^ Ахмед 2011 , стр. 221, 374.
  4. ^ Буталия 2000 , с. 183.
  5. ^ Jump up to: а б с д Панди 2001 , с. 24.
  6. ^ Талбот 2019 , с. 10.
  7. ^ Талбот и Сингх 2009 , с. 67.
  8. ^ Майор 1995 , с. 59.
  9. ^ Буталия 2013 , с. 73.
  10. ^ Чандра, Прабодх. Похищение Равалпинди (1947)
  11. ^ Ахмед 2011 , с. 221.
  12. ^ Ахмед 2022 , с. 113.
  13. ^ Талбот 2013 , стр. 149–150.
  14. ^ Талбот 2013 , с. 148.
  15. ^ Брасс 2003 , с. 76.
  16. ^ Jump up to: а б Талбот и Сингх 2009 , с. 178.
  17. ^ Jump up to: а б с Панди 2001 , с. 23.
  18. ^ Хаджари 2015 , с. 88.
  19. ^ Ахмед 2022 , стр. 131–132.
  20. ^ Ахмед 2019 , с. 52.
  21. ^ Хаджари 2015 , с. 97–99.
  22. ^ Талбот и Сингх 2009 , стр. 74–75.
  23. ^ Jump up to: а б Талбот 2013 , с. 161.
  24. ^ Хаджари 2015 , стр. 103-104: «Толпа членов Лиги собралась возле [Ассамблеи Пенджаба], чтобы перебить индуистских и сикхских политиков, выкрикивая «Каид-и-Азам Зиндабад!» и «Пакистан Зиндабад!» Тара Сингх отхлестала вытащил кирпан из ножен и помахал им над головой: «Пакистан Мурдабад!» ревела Смерть Пакистану!».
  25. ^ Хан 2017 , стр. 84–85.
  26. ^ Ахмед 2011 , с. 207.
  27. ^ Хаджари 2015 , с. 104.
  28. ^ Jump up to: а б Чаттерджи, Чанда (1998). «Прямые действия Мусульманской лиги и народная реакция в Пенджабе: беспорядки в Мултане и Равалпинди, март 1947 года» . Труды Индийского исторического конгресса . 59 : 834–43. JSTOR   44147056 . Проверено 12 апреля 2023 г.
  29. ^ Ахмед 2019 , с. 53.
  30. ^ Ахмед 2019 , с. 23.
  31. ^ Ахмед 2011 , стр. 239–240.
  32. ^ Ахмед 2011 , с. 212.
  33. ^ Ахмед 2022 , с. 219.
  34. ^ Ахмед 2011 , с. 223.
  35. ^ Буталия 2013 , с. 45.
  36. ^ Хаджари 2015 , с. 111.
  37. ^ Jump up to: а б Сингх, Аджмер. «Мартовская резня в Потохаре» . Трибуна . Проверено 10 августа 2024 г.
  38. ^ Ахмед 2022 , стр. 223–231.
  39. ^ Панди 2002 , с. 173.
  40. ^ Панди 2002 , стр. 172, 175.
  41. ^ Панди 2002 , с. 177.
  42. ^ Jump up to: а б Талбот 2009 , с. 47.
  43. ^ Ахмед 2011 , с. 238.
  44. ^ Талбот и Сингх 2009 , с. 85.
  45. ^ Панди 2002 , с. 172.
  46. ^ Jump up to: а б Хаджари 2015 , с. 108
  47. Хосла 1989 , стр. 107: «6 марта в деревенских мечетях прошли собрания, и мусульманам сказали, что Джумма Масджид в Равалпинди была сровнена с землей индуистами и сикхами и что улицы города завалены трупами мусульман. . Зрителей призывали отомстить за эти обиды».
  48. ^ Абид, Абдул Маджид (29 декабря 2014 г.). «Забытая резня» . Нация . Проверено 7 марта 2022 г.
  49. ^ Панди 2002 , с. 171.
  50. ^ Jump up to: а б Хаджари 2015 , с. 109
  51. ^ Ахмед 2022 , с. 240.
  52. ^ Талбот и Сингх 2009 , с. 87.
  53. ^ Талбот и Сингх 2009 , с. 86.
  54. ^ Jump up to: а б Ахмед 2022 , с. 685.
  55. ^ Ахмед 2022 , с. 220.
  56. ^ Буталия 2013 , с. 198.
  57. ^ Jump up to: а б с Хосла 1989 , с. 112.
  58. ^ Jump up to: а б Ахмед 2022 , с. 221.
  59. ^ Butalia 2000 , стр. 183: «Здесь [в сикхских деревнях вокруг Равалпинди] в течение 8-дневного периода с 6 по 13 марта большая часть сикхского населения была убита (по оценкам, 4–5 000 погибших), дома были уничтожены, гурудвары разрушен..
  60. ^ Talbot 2019 , стр. 4: «Нападения на в основном беззащитные меньшинства заслужили название резни в Равалпинди. Отдаленные деревни в районе Равалпинди стали свидетелями шокирующего насилия против сикхских жителей. По оценкам, от семи до восьми тысяч человек пострадали умерли.».
  61. ^ Буталия 2000 , с. 187.
  62. ^ Ахмед 2019 , с. 54.
  63. ^ Jump up to: а б с Талбот 2019 , с. 5.
  64. ^ Чатта, Ильяс (2011), Разделение и местность: насилие, миграция и развитие в Гуджранвале и Сиалкоте, 1947–1961 , Карачи: Oxford University Press, стр. 161, ISBN  978-0-19-906172-3
  65. ^ Брасс 2003 , с. 88.
  66. ^ Хаджари 2015 , с. 157.
  67. ^ Ахмед 2022 , стр. 65, 693.
  68. ^ Панди 2001 , с. 25.
  69. ^ Ахмед 2022 , стр. 2, 220.
  70. ^ Талбот и Сингх 2009 , с. 138.
  71. ^ Буталия 2013 , с. 91.
  72. ^ Ахмед 2022 , с. 90.
  73. ^ Панди 2002 , стр. 174–175.
  74. ^ Jump up to: а б Талбот 2009 , с. 48.
  75. ^ Талбот 2009 , с. 52.
  76. ^ Буталия 2000 , с. 189.
  77. ^ Буталия 2000 , с. 190.
  78. ^ Хан 2017 , с. 138.
  79. ^ Святой 2020 , стр. 99–105.
  80. ^ Сахни, Бхишам; Сингх, Панкадж К. (1995). «Налаживание связей» . Индийская литература . 38 (3 (167)): 89–97. JSTOR   23335872 . Проверено 8 апреля 2023 г.
  81. ^ Шарма, Манодж (2009). «Изображение раздела в хинди-кино» . Труды Индийского исторического конгресса . 70 : 1155–60. JSTOR   44147759 . Проверено 13 апреля 2023 г.
  82. ^ Датт, Нирупама (31 июля 2022 г.). «Гимны кровью в деревне Чакри на реке Соан» . Индостан Таймс . Проверено 12 апреля 2023 г.
  83. ^ Святой 2020 , стр. 151–155.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 45326f92857fd2ff52069e1c73fe26b3__1723675860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/45/b3/45326f92857fd2ff52069e1c73fe26b3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1947 Rawalpindi massacres - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)