Черная комедия (спектакль)
Черная комедия | |
---|---|
Шатер оригинальной бродвейской постановки в Театре Этель Бэрримор , 1967 год. | |
Написал | Питер Шаффер |
Дата премьеры | 1965 |
Место премьеры | Национальный театр Чичестер , Англия |
Язык оригинала | Английский |
Жанр | фарс |
Параметр | 9:30 в воскресенье вечером Один в 1960-е годы Южный Кенсингтон , Лондон Квартира Бриндсли Миллера |
«Черная комедия» — одноактный фарс Питера Шаффера , впервые исполненный в 1965 году. Суть пьесы заключается в том, что свет и тьма переставлены местами, так что, когда сцена освещена, актеры должны находиться в темноте и только тогда, когда сцена темно, они должны иметь возможность видеть друг друга и свое окружение.
В пьесе молодой скульптор и его невеста без его разрешения одолжили дорогую антикварную мебель из квартиры соседа, чтобы произвести впечатление на пожилого коллекционера-миллионера. Когда отключается электричество, сосед возвращается рано, неожиданно прибывают и другие люди, и все превращается в хаос.
Предыстория и первая постановка
[ редактировать ]Ранней весной 1965 года Кеннет Тайнан , драматург Национального театра , поручил Шафферу написать одноактную пьесу для сопровождения постановки «Мисс Джули» в главных ролях с Мэгги Смит и Альбертом Финни . Позже Шаффер написал во введении к своему Сборнику пьес 1982 года:
Шаффер приступил к сочинению пьесы. Чтобы создать более устойчивую драматическую предпосылку, чем простой трюк с инверсным освещением, Шаффер придумал идею, что у одного из персонажей была причина держать остальных в неведении. Именно из этой необходимости родилась идея краденой мебели и закрепилась тема лжи. Бриндсли держал своих гостей в неведении – как в переносном, так и в буквальном смысле.
Позже Тайнан сказал о репетиционном процессе: «Это был фарс, репетированный в условиях фарса». Из-за трудностей с расписанием в Чичестере «Черной комедии» было отведено очень мало времени на репетиции, и она открылась без единого публичного предварительного просмотра. Спектакль поставил Джон Декстер , который поставил предыдущую пьесу Шаффера «Королевская охота на солнце» , а позже поставил «Эквуса », с тем, что Шаффер назвал «блестящей точностью». Он добавил, что «Смит и Финни сыграли его с непревзойденной живостью, Дерек Джейкоби в роли несравненного Бриндсли и Грэм Крауден в роли дикого сумасшедшего полковника Мелкетта». [ 1 ] Смит ранее играл главную роль в двух предыдущих пьесах Шаффера, « Частное ухо» и «Общественное внимание» , которые были показаны как двойной спектакль в театре «Глобус» . [ 2 ]
Спектакль рассчитан на постановку при перевернутой схеме освещения: спектакль открывается на затемненной сцене. Через несколько минут после начала действия происходит короткое замыкание , и сцена освещается, показывая, что персонажи находятся в «затемнении». В тех редких случаях, когда зажигаются спички, зажигалки или факелы, свет становится тусклее.
Черная комедия была впервые представлена Национальным театром в Фестивальном театре Чичестера 27 июля 1965 года, а затем в Олд Вик в Лондоне под руководством Декстера со следующим составом:
- Бриндсли Миллер — Дерек Джейкоби
- Кэрол Мелкетт — Луиза Пернелл
- Мисс Фернивал — Дорис Хэйр
- Полковник Мелкетт — Грэм Крауден
- Гарольд Горриндж — Альберт Финни
- Шуппанциг – Пол Карран
- Клеа — Мэгги Смит
- Георг Бамбергер — Майкл Бирн
Источник: Плейскрипт. [ 3 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]
Спектакль начинается в полной темноте.
Бриндсли Миллер, молодой скульптор, и его невеста-дебютантка Кэрол Мелкетт украли несколько дорогих антикварных вещей у его соседа Гарольда Горринджа, который уехал на выходные, чтобы украсить квартиру Бриндсли, чтобы произвести впечатление на отца Кэрол и потенциального богатого покупателя произведений искусства по имени Георг. Бамбергер. Перед приходом гостей предохранителя в подвале происходит короткое замыкание , в результате чего отключается электричество. Сцена мгновенно освещается.
Пока Бриндсли и Кэрол ищут совпадения, звонит телефон, и Бриндсли отвечает. Это его бывшая любовница Клеа, только что вернувшаяся из Финляндии. Бриндсли отвлекает Кэрол и отказывается видеть Клеа.
Мисс Фернивал, жительница квартиры наверху, входит в поисках убежища от страха темноты. Мисс Фернивал — старая дева и трезвенница всю жизнь . Они звонят в Лондонское управление электроэнергетики, но им сообщают только, что электрик может приехать позже той же ночью.
Прибывает отец Кэрол, полковник Мелкетт. Он почти сразу невзлюбил Бриндсли, и его не впечатлила одна из его скульптур – большая работа из железа с двумя зубцами.
Гарольд Горриндж рано возвращается с выходных. Бриндсли быстро затаскивает Гарольда в квартиру, чтобы тот не зашел в свою и не обнаружил воровство. В темноте Гарольд не осознает, что комната полна его собственных вещей. Пока Кэрол вслепую смешивает всем напитки, Бриндсли пытается молча вернуть как можно больше украденной мебели в квартиру Гарольда.
Возникает путаница: Кэрол раздает напитки в темноте, а мисс Фернивал по ошибке дают спиртное. Она зацепилась после первого вкуса и украдкой добывает еще. Гарольд узнает о помолвке Бриндсли и Кэрол и приходит в ярость от этой новости. Очевидно, что он сам испытывает тайные чувства к Бриндсли. (Также подразумевается, что у Бриндсли тоже может быть роман с Гарольдом.)
Клеа входит без предупреждения. В замешательстве Бриндсли хватает ее за зад и мгновенно узнает это. Ему удается уйти с ней на чердак, где его отчаянные просьбы оставить ее растворяются в страстных поцелуях. Когда она отказывается идти, он признает, что она может остаться на чердаке, если не спустится вниз.
Приходит электрик, немец по имени Шуппанциг, чтобы починить предохранитель, и все взволнованно принимают его за Бамбергера. Электрик с зажженным факелом замечает скульптуру и чрезвычайно впечатлен. Шуппанциг, получивший высшее художественное образование в Гейдельберге , с большим красноречием восхваляет работы Бриндсли. Когда кажется, что статую вот-вот продадут за пятьсот гиней, они понимают, кто он на самом деле. Группа в негодовании нападает на него, и Шуппанцига сбрасывают в подвал, чтобы починить предохранитель.
Клеа выходит из лофта и узнает о помолвке Бриндсли. Возмущенная, она обливает испуганных гостей водкой. Когда Клеа появляется, Кэрол приходит в ужас, но ее прерывает мисс Фернивал, которая, будучи совершенно пьяной, разражается пьяной тирадой, разглагольствуя об ужасах современного супермаркета, взывая к своему мертвому отцу и пророчествуя судный день, когда «язычники в кожаных куртках» будут «сбиты с мотоциклов». Ее выводит утешающий Гарольд. Кэрол разрывает помолвку, и полковник приходит в ярость.
Когда Гарольд узнает о состоянии своей комнаты, он возвращается в квартиру Бриндсли, обезумевший от ярости. Он вытаскивает один из металлических зубцов из статуи и приближается к нему. Полковник следует его примеру, выдергивая другой зубец, и вместе они нападают на перепуганного скульптора.
Наконец прибывает Георг Бамбергер. На этот раз гости принимают миллионера за электрика, пока Шуппанциг не выходит из подвала и не заявляет, что предохранитель исправен. Пораженные гости понимают, что Бамбергер наконец-то прибыл, и Бриндсли радостно восклицает: «Теперь все в порядке! Как раз вовремя!» Но как только он это говорит, Бамбергер падает в открытый люк. Пока Гарольд, полковник Мелкетт и Кэрол продвигаются к Бриндсли и Клеа, Шуппанциг с большим размахом включает свет. Мгновенная темнота.
Прием
[ редактировать ]Шаффер охарактеризовал премьеру спектакля «Черная комедия» как «настоящий взрыв человеческого ликования» и написал о том, как один из зрителей рыдал от смеха и кричал от боли. [ 1 ] Отзывы в целом были хорошими. «Таймс» сказала об этой пьесе: «Возможно, это не важная веха в развитии английской драмы, но это очень забавная пьеса». [ 4 ] Дж. К. Тревин в The Illustrated London News посчитал эту статью слишком длинной: «Если бы это было ревю, мы могли бы счесть десять минут достаточными». [ 5 ] Рецензент The Stage согласился с тем, что пьеса слишком длинная, и нашел ее «в течение некоторого времени умной, удивительной, забавной, пока, примерно за пятнадцать минут до конца, изобретение мистера Шаффера, и поэтому влияние пьесы, не ослабевает». [ 6 ] Клаудия Кэссиди из « Чикаго Трибьюн» также сочла пьесу слишком длинной, но отметила, что «некоторые визуальные и звуковые шутки настолько безупречны… что публика превращается в желе». [ 7 ] Tatler Рецензент журнала нашел пьесу «одним из самых смешных фарсов, которые я когда-либо видел». [ 8 ] Пенелопа Жиллиат в The Observer отдала эту статью умеренно, но сочла ее «ослепляющей идеей, которую не очень смело реализуют». [ 9 ] В The Guardian Филип Хоуп-Уоллес назвал его «шумным водевилем-фарсом… иногда немного длинным, но он достигает великолепной кульминации, почти достойной Фейдо ». [ 10 ] Когда в 1967 году открылась первая бродвейская постановка, Джон Чепмен написал в The Daily News , что автор выдержал комедию от начала до конца: «Мне действительно было жаль, когда сцена потемнела и фарс закончился». [ 11 ]
Белые лжецы
[ редактировать ]«Черная комедия» часто исполняется с другим одноактным фильмом Питера Шаффера, «Белые лжецы» , образуя двойную афишу «Белые лжецы» и «Черная комедия» . Обе пьесы публикуются вместе. «Белые лжецы» впервые были исполнены в 1967 году под названием «Белая ложь» в оригинальной бродвейской постановке « Черной комедии» . Это было объявлено как «поднятие занавеса» перед « Черной комедией» . Питер Шаффер дал пьесе новое название для последующих постановок.
«Белые лжецы» короче «Черной комедии» . Речь идет о неудавшейся предсказательнице, живущей на пришедшем в упадок морском курорте, и двух молодых людях – Томе, солисте рок-группы, и Фрэнке, его бизнес-менеджере – которые консультируются с ней. Это более серьезно, чем его фарсовый компаньон.
возрождения
[ редактировать ]Первая бродвейская постановка
[ редактировать ]Черная комедия была впервые представлена в Нью-Йорке с «Белой ложью» в Театре Этель Бэрримор Александром Х. Коэном в постановке Декстера со следующим составом:
Белая ложь :
- Софи, баронесса Лемберг – Джеральдин Пейдж
- Фрэнк — Дональд Мэдден
- Том — Майкл Кроуфорд
Черная комедия :
- Бриндсли Миллер — Майкл Кроуфорд
- Кэрол Мелкетт — Линн Редгрейв
- Мисс Фернивал – Камила Эшленд
- Полковник Мелкетт — Питер Булл
- Гарольд Горринг — Дональд Мэдден
- Шуппанциг – Пьер Эпштейн
- Клеа — Джеральдин Пейдж
- Георг Бамбергер — Майкл Миллер
- Источник: Плейскрипт. [ 3 ]
Предварительный просмотр постановки начался 31 января 1967 года и открылся 12 февраля 1967 года. Он закрылся 2 декабря 1967 года, после 14 просмотров и 337 представлений. [ 12 ]
1968 Лондонское производство
[ редактировать ]Черная комедия и белая ложь , переименованные в «Белые лжецы» , были представлены в Лирическом театре в Лондоне под названием «Белые лжецы и черная комедия» 1 февраля 1968 года под руководством Питера Вуда в следующем составе:
Белые лжецы :
- Софи, баронесса Лемберг – Дороти Рейнольдс
- Фрэнк — Джеймс Болам
- Том – Ян Маккеллен
Черная комедия :
- Бриндсли Миллер — Джеймс Болам
- Кэрол Мелкетт — Анджела Скулар
- Мисс Фернивал — Дороти Рейнольдс
- Полковник Мелкетт – Роберт Флеминг
- Гарольд Горриндж — Иэн Маккеллен
- Шуппанциг — Кен Винн
- Клеа — Лиз Фрейзер
- Георг Бамбургер – Кристофер Фэган
- Источник: Кто есть кто в театре . [ 13 ]
«Белая ложь» была тщательно переписана Шаффером для этой постановки и переименована в «Белые лжецы» .
Лондонское возрождение 1976 года
[ редактировать ]Черная комедия была возрождена с фильмом «Белые лжецы» под названием «Белые лжецы и черная комедия» в театре Шоу труппой «Дельфин» в июле 1976 года под руководством Пола Джованни .
Белые лжецы :
- Софи: баронесса Лемберг – Мэгги Фицгиббон
- Фрэнк — Тимоти Далтон
- Том – Питер Мачин
Черная комедия :
- Бриндсли Миллер — Питер Мэчин
- Кэрол Мелкетт — Джемма Крэйвен
- Мисс Фернивал — Мэгги Фицгиббон
- Полковник Мелкетт — Нил Маккарти
- Гарольд Горриндж — Тимоти Далтон
- Шуппанциг – Майло Спербер
- Клеа – Селия Баннерман
- Георг Бамбергер — Макс Латимер
«Белые лжецы» были переработаны Шаффером для этой постановки.
1993 Бродвейское возрождение
[ редактировать ]«Белые лжецы и черная комедия» были возрождены в Criterion Center Stage Right в 1993 году театральной труппой Roundabout под руководством Джеральда Гутьерреса со следующим составом:
Белые лжецы :
- Софи, баронесса Лемберг – Нэнси Маршан
- Фрэнк – Питер МакНикол
- Том – Дэвид Аарон Бейкер
Черная комедия :
- Бриндсли Миллер — Питер Макникол
- Кэрол Мелкетт — Энн Бобби
- Мисс Фернивал — Нэнси Маршан
- Полковник Мелкетт — Кин Кертис
- Гарольд Горриндж — Брайан Мюррей
- Шуппанциг – Роберт Стэттел
- Клеа — Кейт Малгрю
- Георг Бамбергер — Рэй Шифо
- Источник: База данных Интернет-Бродвея. [ 15 ]
И «Черная комедия» , и «Белые лжецы» были отредактированы Питером Шаффером для этой постановки. Его предварительный просмотр начался 10 августа 1993 г., открылся 1 сентября 1993 г. и закрылся 3 октября 1993 г., после в общей сложности 25 предварительных просмотров и 38 представлений. [ 15 ]
Лондонское возрождение 1998 года
[ редактировать ]«Черная комедия» была возрождена как двойной афиша « Тома Стоппарда » Настоящая собака-инспектор в Театре комедии компанией Warehouse Productions 22 апреля 1998 года под руководством Грега Доран со следующим составом актеров:
- Бриндсли Миллер — Дэвид Теннант
- Кэрол Мелкетт — Анна Ченселлор
- Мисс Фернивал — Никола Маколифф
- Полковник Мелкетт — Гэри Уолдхорн
- Гарольд Горриндж — Десмонд Баррит
- Шуппанциг – Джеффри Фрешуотер
- Клеа — Аманда Харрис
- Георг Бамбергер – Джозеф Миллсон
- Источник: Фотосцена. [ 16 ]
Шаффер переработал «Черную комедию» для этой постановки.
Экранизация
[ редактировать ]В 1970 году брат-близнец Питера Шаффера, Энтони Шаффер , адаптировал «Черную комедию» в сценарий, объявив, что это будет его следующий проект, но фильм так и не был снят. [ 17 ]
Лицензирование
[ редактировать ]Права на исполнение «Черной комедии» контролируются организацией Samuel French . [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Шаффер (1982), с. xii
- ^ «Вариации на тему треугольника», The Times , 11 мая 1962 г., стр. 12
- ^ Перейти обратно: а б Шаффер (1997), с. 67
- ^ «Полная тьма, освещенная блестящими приколами», The Times , 28 июля 1965 г., стр. 14
- ^ Тревин Дж. К. «Когда в Чичестере достаточно темно», The Illustrated London News , 7 августа 1965 г., стр. 36
- ^ Марриотт, Р.Б. «Смерть утром и комедия в темноте», The Stage , 29 июля 1965 г., стр. 13
- ^ Кэссиди, Клаудия. «На проходе», Chicago Tribune , 19 сентября 1956 г., раздел 5, стр. 9
- ^ Уоллес, Пэт. «О пьесах», The Tatler , 18 августа 1965 г., стр. 42
- ^ «Смех при отключении электроэнергии», The Observer , 1 августа 1965 г., раздел обзора, стр. 19
- ^ Хоуп-Уоллес, Филип. «Черная комедия и мисс Джули в Чичестере», The Guardian , 26 июля 1965 г., стр. 7
- ^ Чепмен, Джон. «Черные комедии Питера Шаффера: великолепный театральный вечер», The Daily News , 14 февраля 1967 г., стр. 51
- ^ «Черная комедия» , база данных Интернет-Бродвея. Проверено 1 октября 2020 г.
- ^ Герберт (1977), с. 75
- ^ «Шоу: Шаффер», The Stage , 8 июля 1976 г., стр. 15
- ^ Перейти обратно: а б «Черная комедия» , база данных Интернет-Бродвея. Проверено 1 октября 2020 г.
- ^ «Черная комедия» , Фотосцена. Проверено 1 октября 2020 г.
- ^ Тейлор, А. «Непроизведенные проекты Энтони Шаффера». Архивировано 13 мая 2012 г. на Wayback Machine , anthonyshaffer.co.uk . Проверено 11 мая 2011 г.
- ^ Шаффер (1968), с. 2; и Шаффер (1997), с. iv
Источники
[ редактировать ]- Герберт, Ян, изд. (1977). Кто есть кто в театре (шестнадцатое изд.). Лондон и Детройт: Pitman Publishing и Gale Research. ISBN 978-0-273-00163-8 .
- Шаффер, Питер (1968). Черная комедия . Лондон: Сэмюэл Френч.
- Шаффер, Питер (1997). Черная комедия и белая ложь . Нью-Йорк: Сэмюэл Френч.
- Шаффер, Питер (1982). Сборник пьес . Нью-Йорк: Гармония.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Черная комедия в Архиве Национального театра
- Фотографии оригинальной бродвейской постановки на официальном сайте Линн Редгрейв.
- Лондонская постановка 1968 года «Белые лжецы» и «Черная комедия» на официальном сайте Яна Маккеллена.
- Бродвейская постановка « Черной комедии » 1993 года на официальном сайте Кейт Малгрю.
- Отсканированная программа 1998 года по сериалам «Настоящий инспектор Хаунд» и «Черная комедия».