Jump to content

Спокан люди

Спокан
Племенной логотип (ок. 2006 г.) [ 1 ]
Общая численность населения
2,900 [ 2 ]
Регионы со значительной численностью населения
Соединенные Штаты Соединенные Штаты ( Вашингтон (штат) Вашингтон )
Языки
Английский , Салиш
(диалект языка Калиспель-Пенд д'Орей ) [ 3 ]
Религия
Мечтательница Вера , [ 4 ] традиционная племенная религия, христианство
Родственные этнические группы
Биттеррут Салиш , Кер-д'Ален , Кутенай , Пенд-д'Орей и другие внутренние племена Салиш

Спокан индейское или населяющее народ Спокан — племя на плато, восточную часть современного штата Вашингтон и некоторые части северного Айдахо в Соединенных Штатах Америки.

Нынешняя индейская резервация Спокан расположена на северо-востоке штата Вашингтон с центром в Веллпините (Шекуве). [ 5 ] Резервация почти полностью расположена в округе Стивенс , но также включает в себя два небольших участка земли (общей площадью около 1,52 акра [0,62 га]) в округе Линкольн , включая часть реки Спокан . Общая площадь резервации составляет около 615 квадратных километров (237 квадратных миль).

Город Спокан, Вашингтон (Sʎˈetkʷ) [ 5 ] назван в честь племени. Он возник вдоль реки Спокан, на исторической исконной земле племени, но не на территории резервации (см. карту).

Споканский язык (Npoqínišcn [ нужна ссылка ] ) принадлежит к внутренней языковой семье салишан , являясь диалектом монтана салиш . Следовательно, они близки как по языку, так и по культуре соседнему биттеррутскому Салишу (Плоскоголовому) (Tˈatˈʔayaqn). [ 6 ] и Пенд д'Орей . Они находились в свободном союзе с другими племенами Плато, а иногда и с кутенай (скласе), [ 6 ] Нация ворон (Stemčiʔ) [ 6 ] и кри-ассинибойн (Железная Конфедерация) (Ncoʕʷaqs) присоединились к ним - против своего общего врага (Sˈmen), могущественной Конфедерации черноногих (Sčqˈʷišni), а затем и народа лакота (Hułnʔixʷtˈusm) на востоке. Численность жителей Спокана до контакта оценивается примерно в 1400–2500 человек. Популяция племени начала сокращаться после контактов с поселенцами и торговцами из-за смертности от новых инфекционных заболеваний, эндемичных среди европейцев и к которым споканцы не имели приобретенного иммунитета. К 1829 году торговец компании Гудзонова залива подсчитал, что в этом районе проживало около 700 жителей Спокана. С начала 20 века их население неуклонно росло: в 1985 году численность членов племени составляла 1961 человек. В 2019 году племя сообщило, что его население составляет около 2900 человек. [ 7 ]

Имя Спокан впервые упоминается в 1807 году. По словам Джорджа Гиббса , [ нужна ссылка ] это название использовалось Кёр д'Ален для одной конкретной банды Спокана, а затем было передано всем союзным бандам.

Было предложено несколько возможных интерпретаций названия. Чаще всего «Дети Солнца», «дети Солнца», [ 8 ] или «Грязные люди». По мнению Притцкера (2011), эти интерпретации, скорее всего, представляют собой популярные этимологии (или «ошибочные переводы»), происходящие от фактического самоназвания Споке'инда , [ 9 ] означает «круглая голова». [ 10 ] Интерпретацию «детей Солнца» сообщил Томас Саймонс (1882 г.). который приписал это Россу Коксу (1831 г.), который упомянул имя вождя региона как Иллим-Спокани «Сын Солнца». [ 11 ] Слово «Солнце» записано как spukani для Биттеррут Салиш , но как sokemm в Оканагане и как ałdarench в Кер д'Ален, все члены внутренней Салишской ветви Салиша. [ 12 ]

Слово sqliz , означающее «народ», также записано как автоним. [ нужна ссылка ]

На протяжении тысячелетий народ Спокана жил возле реки Спокан на территории современного восточного Вашингтона и северного Айдахо , выживая за счет охоты и собирательства. [ 13 ] Территория Спокана когда-то занимала более трех миллионов акров (12 000 км²) земли. Споканцы жили вдоль реки тремя группами, известными как индейцы Верхнего, Среднего и Нижнего Спокана. Банды Спокана вели полукочевой образ жизни , охотясь за дичью и растениями на сезонной основе в течение девяти месяцев в году, а остальные три селились в постоянных зимних деревнях.

Первые европейцы, с которыми вступили в контакт жители Спокана, были торговцами мехом и исследователями. Экспедиция Льюиса и Кларка столкнулась с племенем Спокан в 1805 году. Численность населения Спокана уже сокращалась из-за завезенных евразийских болезней, таких как оспа , которые были эндемичными среди европейцев. [ 10 ] Вскоре после встречи с экспедицией Льюиса и Кларка прибыли торговцы мехом и поселенцы. В 1810 году Северо-Западная компания открыла Спокан-Хаус недалеко от слияния рек Спокан и Литл-Спокан (Nxweme'a'tkxy - «река, по которой бегает стальная форель ») в качестве торгового поста. Pacific Fur Company основала Форт Спокан (Čˈłyaqˈ) в 1811 году. [ 7 ] Намного позже, с 1898 по 1906 год, здание использовалось как индийская школа-интернат для детей Спокана. [ 10 ] Спокан принял заметное участие в так называемой войне Кер-д'Ален (Spokane-Coeur d'Alene-Pend d'oreille-Paloos War) 1858 года, серии столкновений между союзными индейскими племенами скитсвиш («Coeur d'oreille-Paloos War») 1858 года. «Ален»), Калиспелл ​​(«Пенд'Орей»), Спокан, Палуз и Северный Пайуте против сил армии США в Вашингтоне и Айдахо, сосредоточенных на исконных территориях Спокана.

По договору между федеральным правительством и племенем люди уступили большую часть своей территории, согласившись на переселение в резервацию Спокан , которая была основана в 1881 году. В 1877 году жители Нижнего Спокана (Scqesciłni) согласились переехать в резервацию Спокан. В 1887 году жители Верхнего (Sntʔtʔúlixʷ) и Среднего Спокана (Snxʷme̓nʔey) согласились переехать в резервацию Колвилл, преимущественно населенную народом Колвилл (Sxʷyelpetkʷ). Не все жители Спокана покинули свою традиционную территорию, что вызвало некоторые конфликты с белыми поселенцами. Во время войны Кер-д'Ален 1858 года Спокан объединился с народами Кер-д'Ален (Sčicwˈi), Якима (Yiʔaqmeʔ), Палуз и Пайуте против американцев европейского происхождения. Во время войны Нез Персе 1877 года они оставались нейтральными, несмотря на просьбы вождя Нез Персе (Сааптни) Джозефа присоединиться к нему в попытке изгнать поселенцев. [ 10 ] До колонизации американцами европейского происхождения Чевела была домом для группы народа Калиспель. Группа была известна как slet̓éw̓si, что означает «люди долины». Группа индейцев Чевела в настоящее время является частью племени Спокан.

История после Второй мировой войны

[ редактировать ]

Примерно в 1950-х годах в резервации был обнаружен уран. С развитием ядерного оружия и других инструментов это стало считаться очень ценным. Его добывали (по договору аренды, заключенному от имени Спокана федеральным правительством) с 1956 по 1962 год открытым способом . С этой практикой был покончен, и с 1969 по 1982 год уран добывался на руднике Миднайт . Ныне недействующий рудник внесен в список объектов очистки Суперфонда , поскольку в процессе добычи грунт и подземные воды сильно загрязнены металлами, радионуклеидами и кислотными дренажами .

Создание плотин на реке Спокан и связанных с ним водных путях для выработки гидроэлектроэнергии и обеспечения водой для орошения засушливой восточной части штата также затронуло население Спокана. Строительство плотины Литл-Фолс привело к прекращению вылова большей части лосося у водопада Спокан . Плотина Гранд-Кули на реке Колумбия заблокировала миграцию лосося вверх по реке и положила конец всем промыслам лосося на реке Спокан. [ 7 ]

Племя Спокан — одно из нескольких племенных правительств на северо-западе США, предлагающих бесплатное автобусное сообщение в своей резервации. [ 14 ]

Организация

[ редактировать ]

Племя Спокана было разделено на три географических подразделения: верхнее, нижнее и среднее. Каждая территория была разделена на группы, которые состояли из групп родственных семей или родственных групп.

Верхний Спокан или Sntʔtʔúlixʷ (Sntu't'ulixi) («Люди водопада») проживали вдоль реки Литл-Спокан и по всей стране к востоку от Нижнего Спокана до границ Кер-д'Ален и Калиспеля, иногда их имя дано как Синекалт («[Люди] на порогах»). Средний Спокан или Snx'me̓nʔey (Snx'w'meney) («Люди реки Стилхед, то есть реки Литтл-Спокан») занимал территорию от водопада Спокан до ручья Хангмэн (Лата) и от Дип-Крик до Там-Тума, территория Среднего Спокана включает Спокан. Хаус, место первого постоянного поселения белых в штате Вашингтон, другой вариант их названия - Snxwemi'ne («Люди места стальной форели»). Нижний Спокан или Scqesciłni (Scqecioni) («Люди Маленького водопада») традиционно занимал нижнюю часть реки Спокан от Литл-Фолс до впадения в реку Колумбия, также известную как Squasi'lni («Рыбаки», по названию поселения).

Отдельные группы возглавляли ильмиксм , или вождь, и заместитель вождя, которые оба были выбраны лидерами на основе их лидерских качеств. Решения принимались консенсусом группы. [ 10 ]

В Спокане существовал матрилокальный обычай, согласно которому муж женщины из Спокана после замужества присоединялся к ней и ее людям в качестве места их совместного дома. Иногда жена переезжала к людям мужа. Между группами существовала мобильность, благодаря которой человек или семья могли провести одну зиму с группой, а следующую зиму — с другой. [ 13 ]

Образ жизни

[ редактировать ]

Диета Спокана состояла из рыбы, местной дичи и растений, включая орехи и коренья. Мужчины охотились на белохвостого оленя и оленя-мула, которые зимой давали им необходимый белок и другие питательные вещества. Отдельные охотники выслеживали оленей и убивали их из лука и стрел. Рыба, особенно лосось, составляла огромную часть рациона Спокана, а также значительную часть торговой экономики. Жители Спокана также ели форель и сиг. Рыбу коптили или сушили для продажи или хранения зимой. Рыбьи глаза считались деликатесом. Растения, собранные женщинами, обеспечивали почти половину калорийности рациона племени Спокан. [ 7 ]

Гендерные роли

[ редактировать ]

Мужчины племени Спокан создавали орудия труда, ловили рыбу и охотились. После того как племя обзавелось лошадьми, мужчины ухаживали за этими животными и дрессировали их, и лошади стали мерилом богатства. Животные позволяли людям путешествовать по более широким территориям, а также использовались для переноски или перевозки припасов. Мужчины ездили на лошадях во время охоты и войны. [ 10 ] Лошади были завезены в племя Спокан либо из племен Нез Персе , Калиспель или Флэтхед . Примерно к 1800 году племя Спокан обзавелось стадами, что свидетельствует о том, что они полностью освоили использование этих животных.

Споканские женщины мастерили корзины из бересты (или корней кедра). Кошельки и сумки они плели из полосок обработанной шкуры животных. Они также шили циновки и другие предметы, которыми иногда торговали с другими коренными народами, белыми торговцами и поселенцами. [ 10 ] Некоторые из собранных ими растений представляли собой корни камаса , местные ягоды и кору. Женщины использовали палки-копатели, чтобы выкорчевать и собрать еду. Это был основной инструмент их жизни, и для молодых девушек это был обряд посвящения, когда им дарили первые палки-копатели. Этими палками часто отмечали женские могилы. [ 7 ]

Религией Спокана был Культ Мечтателя. [ нужна ссылка ] , также называемый Васани, что означает «поклонение» или «танцоры». Он развился среди племен плато Колумбия и возник под давлением колонизации во второй половине девятнадцатого века. [ 15 ]

Культ Мечтателя развивался как смесь традиционной духовности и аспектов христианства. Пророки Мечтателей отвергли неместную культуру и системы верований. Пророки выступали за возвращение к традиционному образу жизни. «[До контакта] духовность индейцев Плато вращалась вокруг комплекса зимних танцев, поисков личных видений и сезонных пиров, связанных с годовым циклом существования и приобретением сил духа-хранителя» (Фишер). [ 15 ]

Несколько примеров духовных танцев включают Танец Пророка и Танец Духа , который проходил в середине января. Танцоры стремились отождествить себя с духом Пророка. В Танце Духов шаман призывал дух посетить человека. [ 13 ]

Считается, что пророку Смохалле было видение.

«предвидели исчезновение белых, воскрешение мертвых индейцев и возвращение мира к первозданному состоянию. Эта тысячелетняя трансформация не требовала никаких актов насилия — действительно, большинство Мечтателей советовали пацифизм — но чтобы добиться этого, индейцы подчиняться указаниям Создателя, переданным через пророков» (Фишер). [ 15 ]

Культ Мечтателя оставался заметным среди народов плато Колумбия до начала 1890-х годов, когда умерли главные пророки, а их последователи начали терять веру в обещания мира, свободного от белых людей. Ближайшей современной религией к васани является религия семи барабанов . [ 15 ]

Мифология

[ редактировать ]
  • «Озеро Спокан давным-давно», рассказанное вождем Лотом [ 16 ]
  • «Происхождение реки Спокан» [ 17 ]

История создания

[ редактировать ]
Создатель Амоткан зажег свет только после того, как все животные собрались, чтобы создать его для Дятла, но столб был для него слишком горячим. Затем они отправили Койота на полюс. Но он был слишком шумным, все время кричал своим детям. Медведь вызвался добровольцем, но на вершине столба ему показалось слишком холодно. Тогда их усилия свел на нет раскат грома. Он расшатал кусок красного камня, который превратился в красивого красного человека. Ему нужен был брат, поэтому Амоткан подарил ему брата, сделанного из корня травы, называемой споваунч. Два брата отправились в домик, где жила ведьма Леди Буллфрог. Она так влюбилась в брата, образовавшегося из корня, что прыгнула ему на лицо и застряла там. Освободившись, она вырвала ему один глаз. Затем он вызвался подняться на небо, чтобы быть светом для земли, поскольку он не хотел, чтобы люди видели его лицо, у которого теперь не было одного глаза. Таким образом, он стал солнцем, и когда люди смотрели на него, им приходилось закрывать один из своих глаз. Другой мужчина присоединился к своему одинокому брату в небе. Но прежде чем он это сделал, леди Буллфрог тоже прыгнула ему на лицо. Он стал луной. Сегодня, если внимательно посмотреть на луну, можно увидеть, как Леди Бычья Лягушка прильнула к его лицу. Поскольку он был одинок, Койот после нескольких неудач сделал Спокана человеком… Затем Койот смешал все эти элементы вместе [смола, глину, горячий камень и тростник] и, добавив ягоды, дым и огонь, создал Спокана. Из этих же элементов он создал споканскую женщину, а Амоткан, Создатель, дал ей жизнь. Мужчина и женщина вскоре одичали, мало заботясь о безопасности других, произошедших от них. Затем пришло наводнение и покрыло землю, уничтожив всех, за исключением нескольких человек. Выжившие объединились ради безопасности, выбрали лидера и размножились. Со временем лидер разделил людей на небольшие группы. Они стали различными племенами.
- Мифы о создании Спокана , пересказанные в «Индейцы Спокана: Дети Солнца » (Рубин) [ 13 ]

Известные члены племени

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ spokanetribe.com/ ( октябрь 2006 г. )
  2. По состоянию на 2019 год, «Spokan Tribe» (получено 16 марта 2015 г.)
  3. ^ Притцкер, 280
  4. ^ Притцкер, 281
  5. ^ Jump up to: а б «Дополнительный урок 5: Места» . snxʷmeneʔ nqʷlqʷeltn . Спокан Нэйшн . Проверено 2 июня 2024 г.
  6. ^ Jump up to: а б с «Дополнительный урок 4: Названия племен» . snxʷmeneʔ nqʷlqʷeltn . Спокан Нэйшн . Проверено 2 июня 2024 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и Энциклопедия истории американских индейцев . Виртуальная справочная библиотека Гейла: ABC-CLIO. 2008 год . Проверено 23 мая 2016 г.
  8. ^ Дэвид К. Винекуп, Дети Солнца: История индейцев Спокана , 1969, стр. 7.
  9. ^ по-разному [ нужны разъяснения ] Споке'инд , Спокин , Сп'к'ни'и , Сп'к'ни'и ; Веб-портал жителей плато - Спокин (Спокан)
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г Притцкер, Барри М. (2011). Энциклопедия войн североамериканских индейцев, 1607–1890: политическая, социальная и военная история . Виртуальная справочная библиотека Гейла: ABC_CLIO. стр. 752–753 . Проверено 23 мая 2016 г.
  11. ^ Томас Уильям Саймонс, Отчет об исследовании реки Верхняя Колумбия , Инженерный корпус армии США, 1882 г., п. 128 .
  12. ^ Словарные слова в языковой семье Салишан (native-languages.org)
  13. ^ Jump up to: а б с д Руби, Роберт Х. (1970). Индейцы Спокана: Дети Солнца . Университет Оклахомы Пресс. ISBN  0-8061-0905-Х .
  14. ^ https://www.spokanetribe.com/resources/dnr/transit-services/ [ только URL ]
  15. ^ Jump up to: а б с д Фишер, Эндрю Х. (2008). Энциклопедия истории американских индейцев . Виртуальная справочная библиотека Гейла: ABC-CLIO. стр. 380–381 . Проверено 23 мая 2016 г.
  16. ^ Кларк, Элла Э. (1953). Индийские легенды Тихоокеанского Северо-Запада . Издательство Калифорнийского университета. стр. 74–75 . ISBN  0-520-00243-1 .
  17. ^ Кларк, Элла Э. (1953). Индийские легенды Тихоокеанского Северо-Запада . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 116–117 . ISBN  0-520-00243-1 .
  • Кларк, Элла. Индийские легенды Тихоокеанского Северо-Запада. Беркли: Калифорнийский университет Press, 1953. Печать.
  • Фишер, Эндрю Х. «Культ мечтателя». Энциклопедия истории американских индейцев. Эд. Брюс Э. Йохансен и Барри М. Притцкер. Том. 2. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, 2008. 380–381. Виртуальная справочная библиотека Гейла. Веб. 23 мая 2016 г.
  • Притцкер, Барри М. Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2000. ISBN   978-0-19-513877-1 .
  • Притцкер, Барри М. «Споканес». Энциклопедия войн североамериканских индейцев, 1607–1890: политическая, социальная и военная история. Эд. Спенсер К. Такер, Джеймс Арнольд и Роберта Винер. Том. 2. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, 2011. 752–753. Виртуальная справочная библиотека Гейла. Веб. 23 мая 2016 г.
  • Руби, Роберт Х. и Браун, Джон А. Индейцы Спокана: Дети Солнца. Норман: Университет Оклахомы Пресс, 1970. Печать.
  • Резервация Спокан, Вашингтон, Бюро переписи населения США
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 498835405154782d12b33f4a7c851568__1719375000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/68/498835405154782d12b33f4a7c851568.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Spokane people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)