Параметризм
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Годы активности | 1998 – настоящее время |
---|---|
Влияния | Неофутуризм |
Параметризм — это стиль современной авангардной архитектуры , пропагандируемый как преемник архитектуры модерна и постмодерна . Термин был придуман в 2008 году Патриком Шумахером , архитектурным партнером Захи Хадид (1950–2016). [1] Параметризм берет свое начало в параметрическом проектировании , которое основано на ограничениях в параметрическом уравнении . [2] Параметризм опирается на программы, алгоритмы и компьютеры для управления уравнениями в целях проектирования.
Аспекты параметризма использовались в городском дизайне , архитектурном проектировании , дизайне интерьера и дизайне мебели . Сторонники параметризма заявили, что одной из определяющих особенностей является то, что «параметризм подразумевает, что все элементы конструкции становятся параметрически переменными и взаимно адаптируемыми». [3] Согласно Шумахеру, параметризм — это аутопоэзис , или самореферентная система, в которой все элементы взаимосвязаны, а внешнее влияние, изменяющее один, изменяет все остальные». [4]
Параметризм отвергает как гомогенизацию (серийное повторение), так и чистое различие (скопление несвязанных элементов) в пользу дифференциации и корреляции как ключевых композиционных ценностей. Цель состоит в том, чтобы создать большую пространственную сложность , сохраняя при этом разборчивость, то есть усилить отношения между пространствами (или элементами композиции) и адаптироваться к контексту таким образом, чтобы установить четкие связи. Это позволяет архитектуре транслировать сложность современных жизненных процессов в глобальном постфордистском сетевом обществе .
История
[ редактировать ]Параметризм возник как авангардное движение в дизайне, основанное на теории, в начале 1990-х годов, а его первые практики – Грег Линн , Джесси Райзер, Ларс Спейбрук , Кас Остерхейс и многие другие – использовали и адаптировали тогда новое программное обеспечение для цифровой анимации и другие передовые вычислительные технологии. процессы, которые были внедрены в архитектуру намного раньше такими пионерами, как Джон Фрейзер и Пол Коутс , но которые распространились и оказали влияние на авангардную архитектуру только в последние 10–15 лет. [5] Шумахер сказал, что, по его мнению, работы Фрея Отто (1925–2015) являются предшественниками параметризма, поскольку Фрей «использовал физические процессы в качестве моделирования и механизмов проектирования, чтобы «найти» форму, а не рисовать традиционные или изобретенные формы. Присущая законность Задействованные физические процессы создали сочетание сложности, строгости и элегантности , которое иначе было бы недостижимо. Сила и красота этого подхода были поразительны». [6]
Ранние примеры протопараметризма, проявляющиеся в плодотворном создании инновационных проектов и радикальных экспериментах в рамках переходных стилей деконструктивизма и фолдинга , включая работы таких лидеров дискурса дисциплины, как Питер Эйзенман , Фрэнк Гери , Заха Хадид , Рем Колхас , Вольф Д. Прикс , Бернар Чуми и Даниэль Либескинд [7] - позже были радикализированы более молодыми практиками, которые повзрослели в контексте этих ранних практик и стабилизировали дисциплину вокруг длительных исследовательских программ, процветающих в области новых цифровых технологий и завершившихся появлением параметризма.
Параметризм развивался одновременно с глобальным переходом от модернистской эпохи фордизма ( массового производства ) к постфордистской эпохе ( массовой кастомизации ) современного глобального общества и продолжает развиваться во все более сложной и подвижной сети глобальных систем социальных коммуникаций. Параметризм предлагает преимущества перед стилями, которые не могут (поскольку они никогда не были предназначены) резонировать и реагировать на сложность и быструю изменчивость сегодняшнего общества. Несмотря на сохранение таких стилей, как модернизм , минимализм , постмодернизм , историзм и деконструктивизм , ядро непрерывных инноваций в исследованиях и строительстве стабилизировалось вокруг новой эвристики параметризма и продолжает распространять новый стиль в академических и практических областях по всему миру. .
Эвристика
[ редактировать ]Параметризм предлагает функциональную и формальную эвристику, основанную на наборе общих абстрактных правил, извлеченных из очень сложной экосистемы устойчивых авангардных исследований в области дизайна, охватывающих более двадцати пяти лет непрерывного инновационного общения. Параметризм достигает элегантности в обоих смыслах слова – он единый (компактный) и красивый (жизненный).
Функциональная эвристика
[ редактировать ]Функциональная эвристика параметризма включает как негативные, так и позитивные принципы, которые развивались с середины 1990-х годов во многих проектах по всему миру и вместе составляют объединяющую эвристику. Негативные принципы включают в себя отказ от функциональных стереотипов (т.е. предписывающих типологий программ) и отказ от сегрегационного функционального зонирования (т.е. непроницаемых разделительных пространств в соответствии с распределением одной функции). Позитивные принципы включают в себя объединение параметрических сценариев деятельности/событий и передачу информации обо всех пространствах, мероприятиях и событиях.
Формальная эвристика
[ редактировать ]Подобно функциональной эвристике, существуют унифицированные формальные эвристики, отличающие параметризм от других стилей архитектуры. Негативные принципы включают в себя избегание жестких форм, которым не хватает податливости; избегание простого повторения, лишенного разнообразия; и избегание коллажей из изолированных и несвязанных элементов, которые приводят к отсутствию порядка. Позитивные принципы включают интеллектуальную, насыщенную информацией деформацию мягких форм; дифференциация всех систем через градиенты, пороги и особенности; и взаимозависимая корреляция всех систем. [8]
Проекты
[ редактировать ]Протопараметризм (1952–1992)
[ редактировать ]На протяжении всей своей карьеры Фрей Отто проводил исследования, направленные на создание легких и растяжимых конструкций с помощью физических моделей поиска формы, которые выполняли аналоговые «материальные расчеты». Эта работа считается предшественником параметризма. Его проект Олимпийского стадиона в Мюнхене , построенного для летних Олимпийских игр 1972 года , является знаменитым примером инновационной конструкции легкой палатки, разработанной в сотрудничестве с архитектором Гюнтером Бенишем .
Ранний параметризм (1993–2008 гг.)
[ редактировать ]Помимо дискурсивных сдвигов парадигмы, которые привели к появлению параметризма, амбиции первых построенных проектов (1993-2008 гг.) были сосредоточены на адаптации и инновациях производственных и строительных процессов, повышении способности дисциплины переводить сложные цифровые проекты в конструктивные материальные сборки.
Один из первых построенных примеров, Водный павильон (1993–1997 гг.), построенный Ларсом Спейбруком (NOX) и Касом Остерхейсом (ONL), был первым зданием, в котором непрерывная геометрия сочеталась с использованием датчиков по всему интерьеру, создавая интерактивную среду. (также известная как адаптивная архитектура ), где посетители могут изменять свет и звук. [9] в своей книге «Новая парадигма архитектуры» похвалил здание Спейбрука Известный архитектурный критик Чарльз Дженкс как «еще не превзойденное». [10]
Одним из наиболее признанных критиками и стилистически определяющих самых ранних проектов является международный пассажирский терминал Иокогамы (1995-2002 гг.), спроектированный компанией Foreign Office Architects (FOA) под руководством Фаршида Муссави и Алехандро Заера-Поло . Проект получил высокую оценку за «изобретательную архитектурную методологию и социально сознательное мышление». Проект открыл новые горизонты, как в формальном, так и в социальном плане, обогатив заметное общее городское пространство. [11]
Еще одним примечательным ранним примером является проект, разработанный Грегом Линном (FORM), Дугласом Гарофало (Garofalo Architects) и Майклом Макинтурфом (Michael McInturf Architects) с использованием программного обеспечения для векторной анимации (1999). Это добавление святилища на 1500 мест на крыше отремонтированной прачечной было частью ее преобразования в Нью-Йоркскую пресвитерианскую церковь в Квинсе, штат Нью-Йорк (1999 г.). [12]
Среди наиболее знаменитых и стилистически определяющих ранних проектов – Научный центр Фаэно в Вольфсбурге , Германия, спроектированный Zaha Hadid Architects начиная с 2000 года. Здание открылось для публики в 2005 году и было описано как «гипнотическое произведение архитектура – это тот тип зданий, который полностью меняет наше видение будущего». Он выиграл европейскую премию RIBA 2006 года. [13] и Премия Института инженеров-строителей 2006 года в области сооружений искусства, отдыха и развлечений.
Более поздний пример — 22-этажная бетонная башня-оболочка 0–14 в Дубае, ОАЭ (2007 г.), спроектированная Reiser + Umemoto . Структурная оболочка создает уникальный кружевной фасад, модулируемый для переменного освещения и видов. Пространство в один метр между корпусом и основным корпусом создает естественное движение воздуха, охлаждающее стеклянный фасад. Это очень ранний пример преимуществ проектирования окружающей среды, которые достигаются за счет применения адаптивной эвристики параметризма. Несущая бетонная оболочка здания исключает необходимость во внутренних колоннах и несущих стенах. [14] [15]
Morphosis Architects компании Корпоративная штаб-квартира Giant Interactive Group , спроектированная в 2005–2006 годах и построенная в 2009–2010 годах, описывается архитекторами как «органически возникающая из сложности». [16] Кампус спроектирован как деревня, которая выполняет разнообразные функции внутри непрерывной складной плоскости, которая волнообразно входит и выходит за пределы земли, создавая новый искусственный ландшафт. [17]
Параметризм 1.0 (2009–2014 гг.)
[ редактировать ]Наиболее сложные и важные построенные проекты, выполненные в стиле параметризма, были завершены после мирового финансового кризиса 2008 года.
Coop Himmelb(l)au Даляньский международный конференц-центр в Даляне , Ляонин , Китай, был завершен в 2012 году. Он стал «мгновенно узнаваемой достопримечательностью» и «центральным элементом развивающегося Центрального делового района города Далянь, привнося параметрический проект до края Корейского залива. [18] Динамически изменяющееся модулированное векторное поле, шарнирно закрепленное на внешнем корпусе, соотносит уровень и направление проникновения естественного света с организационным пространственным распределением внутренних пространств.
Фонд Louis Vuitton был спроектирован компанией Gehry Partners в период с 2006 по 2014 год. Он считается «катализатором инноваций в цифровом проектировании и строительстве на международном уровне, устанавливающим новый стандарт использования передовых цифровых и производственных технологий». Параметрическая, интеллектуально адаптируемая трехмерная цифровая модель, размещенная в Интернете, позволила команде из более чем 400 человек внести свой вклад в ее создание. [19]
Самый крупный из этих проектов — Dongdaemun Design Plaza , спроектированный Zaha Hadid Architects совместно с Samoo , главной достопримечательностью городского развития в Сеуле , Южная Корея . В результате проекта в 2010 году Сеул был объявлен мировой столицей дизайна . При формировании «45 000 алюминиевых панелей разных размеров и кривизны» использовались самые инновационные современные технологии изготовления. Фасад с подсветкой, «описанный дизайнерами как «поле рисунков пикселизации и перфорации»… [превращается] из твердого объекта днем в анимированное световое шоу ночью». [20]
Терминал 2 международного аэропорта Чатрапати Шиваджи в Мумбаи, Индия, спроектированный Skidmore Owings and Merrill и завершенный в 2014 году, ежегодно обслуживает более 40 миллионов человек. [21] Терминал предназначен для проведения традиционных индийских церемоний отъезда и прибытия, а сложные пестрые узоры, включенные в архитектуру всех масштабов, напоминают местные региональные узоры. [22]
Параметризм 2.0 (2015 – настоящее время)
[ редактировать ]В дебатах 2014 года между Михаэлем Хансмейером и Патриком Шумахером из ZHA , в рамках серии лекций «Новое как», организованных Алехандро Заэра-Поло в Принстонского университета Школе архитектуры , Шумахер представил «Параметризм 2.0», «модернизированный» и теперь полностью созревший. «Параметризм с важными параметрами». [23] Шумахер подчеркнул, что после двух десятилетий совокупного накопления знаний и опыта параметризм теперь полностью готов «стать мейнстримом», выполняя полный спектр социальных задач архитектуры в «организации и артикуляции» искусственной среды, включая тектоническое сочленение и адаптация к окружающей среде.
Примеры проектов, которые соответствуют парадигме параметризма 2.0 и в настоящее время находятся на этапе проектирования, включают штаб-квартиру Google в Калифорнии, созданную Бьярке Ингельсом ( BIG ) и Томасом Хизервиком (Heatherwick Studio), [24] Здание нового терминала аэропорта Пекина в Пекине, Китай, архитекторы Захи Хадид , которое станет крупнейшим терминалом аэропорта в мире. [25] Харбинский культурный центр в Харбине, Хэйлунцзян, Китай, созданный MAD Studio , [26] и Международная выставка садоводства Центра обслуживания прудов Земли от HHD-FUN. [27]
Перспективы
[ редактировать ]Параметризм — это глобальный архитектурный стиль , который скорее сошелся, чем был изобретен. По мнению Патрика Шумахера , параметризм — это ответ архитектуры нашему сетевому обществу, основанному на вычислениях, представляющий собой парадигматический сдвиг в архитектуре после краха гегемонистского стиля модернизма , в ответ на глобальный сдвиг от модернистской эпохи фордизма (массового производства). к постфордистской эпохе (массовая кастомизация). Этот стиль продолжает развиваться во все более сложной и подвижной сети глобальных коммуникаций. Параметризм развивается с развитием технологий вычислительного проектирования и производства. например, многоагентные вычислительные системы, генетические алгоритмы и роботизированное производство. Однако необходимо констатировать, что появление нового стиля не происходит исключительно как результат инноваций на технологической арене. «Разум, способный изобретать и продумывать такие корреляции, предшествует их вычислительной реализации. И в ограниченной степени могут существовать «вычисления без компьютеров». [28]
В 2020 году была запущена онлайн-платформа Parametricism.com, на которой представлены произведения дизайнеров и архитекторов, связанных с Parametricism. Курируемая международной командой, состоящей из Даниэлы Гертовичи ( ArchAgenda , Чикаго), Патрика Шумахера ( Zaha Hadid Architects , Лондон) и Ларса ван Вианена ( Scape Agency , Амстердам), платформа призвана обсудить текущий дискурс и будущее направление стиля.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шумахер, Патрик (6 мая 2010 г.). «Патрик Шумахер о параметризме - «Да начнутся войны стилей» » . Architectsjournal.co.uk/ . Проверено 25 декабря 2015 г.
- ^ Койн, Ричард (18 января 2014 г.). «Что не так с параметризмом» . richardcoyne.com . Проверено 25 декабря 2015 г.
- ^ «ПАРАМЕТРИЗМ» . параметризм.агентство / . АрхПовестка дня. 9 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 26 декабря 2015 г. Проверено 25 декабря 2015 г.
- ^ Элейни, Катерина (20 мая 2015 г.). « АВТОПОЭЗИС АРХИТЕКТУРЫ» ПАРАМЕТРИЗМ И ТЕОРИЯ ПАТРИКА ШУМАХЕРА» . blogs.cornell.edu/ . Корнелл . Проверено 25 декабря 2015 г.
- ^ Линн, Грег. «CCA - Археология цифрового».
- ^ Шумахер, Патрик. «11. Параметризм – параметрическая парадигма и формирование нового стиля». стр.619
- ^ Джонсон, Филипп. «Деконструктивистская архитектура - Музей современного искусства - Информационный бюллетень».
- ^ Шумахер, Патрик. «11. Параметризм – параметрическая парадигма и формирование нового стиля». стр.657
- ^ Оснесс, Б. (1 декабря 2012 г.). «HtwoOexpo, Водный павильон, Ларс Спейбрук NOX» (PDF) . Проверено 12 мая 2015 г.
- ^ Дженкс, К. (2002). Новая парадигма в архитектуре: язык постмодернизма. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
- ^ «AD Classics: Международный пассажирский терминал Иокогамы / архитекторы Министерства иностранных дел (FOA)» . АрчДэйли . 17.10.2018 . Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ «Грег Линн: Корейская пресвитерианская церковь, Нью-Йорк» . дизайнбум | Журнал об архитектуре и дизайне . 17 ноября 2012 г. Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ «Лауреаты Европейской премии RIBA 2006» . Архивировано из оригинала 18 мая 2015 г. Проверено 12 мая 2015 г.
- ^ «Райзер+Умемото, ЦОД «РУР Архитектура»» . Райзер+Умемото, ЦОД «РУ Архитектура» . Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ «О-14/Райзер+Умэмото» . АрчДэйли . 18 сентября 2012 г. Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ «Морфопедия.com» . morphopedia.com . Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ «Штаб-квартира Giant Interactive Group | Morphosis Architects — Arch2O.com» . 28 февраля 2013 г. Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ «Даляньский международный конференц-центр – данные, фотографии и планы» . ВикиАрхитектура . Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ «Фонд Louis Vuitton/Gehry Partners» . АрчДэйли . 13 октября 2014 г. Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ «В Сеуле открывается дизайн-парк и площадь Тондэмун Захи Хадид» . Дезин . 23 марта 2014 г. Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ «Города в движении: почему новый аэровокзал Мумбаи сошёл с рельсов» . Хранитель . 20 февраля 2014 г. Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ «Международный аэропорт Чатрапати Шиваджи – Терминал 2» . СОМ . Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ Патрик Шумахер и Михаэль Хансмейер - Серия лекций F'14 SoA, «Новое как» (112414) , 25 ноября 2014 г. , получено 7 декабря 2022 г.
- ^ «BIG и Heatherwick представляют дизайн штаб-квартиры Google в Калифорнии» . Дезин . 27 февраля 2015 г. Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ «Пекин строит самый большой в мире терминал аэропорта» . ХаффПост . 01.05.2015 . Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ «Харбинский культурный центр | MAD Architects — Arch2O.com» . Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ «HHD FUN. (nd)» . Сервисный центр Земного пруда. Архивировано из оригинала 18 мая 2015 г. Проверено 12 мая 2015 г.
- ^ «О параметризме» . www.patrikschumacher.com . Проверено 7 декабря 2022 г.
- Шумахер, Патрик. «11. Параметризм – параметрическая парадигма и формирование нового стиля». В «Аутопоэзисе архитектуры», том II «Новая программа архитектуры». Хобокен: Джон Вили и сыновья, 2012.
- Линн, Грег. «CCA - Археология цифрового». ЦКА РСС. По состоянию на 13 апреля 2015 г.
- Параметризм — новый глобальный стиль архитектуры и городского дизайна. Патрик Шумахер, Лондон, 2008 г. Опубликовано в: AD Architectural Design - Digital Cities, Том 79, № 4, июль/август 2009 г., приглашенный редактор: Нил Лич, главный редактор: Хелен Касл.
- Линн, Грег (1999). «Анимированная форма» (PDF) . www.andrew.cmu.edu . Проверено 13 апреля 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Parametricism.com
- «Политика параметризма» . Архивировано из оригинала 26 января 2022 г. Проверено 28 марта 2024 г.
- Параметризм
- Будущее параметрическое
- Список литературы по параметризму