Си Цзочи
Си Цзочи | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Зубчатые зубы | ||
Упрощенный китайский | Зубчатые зубы | ||
| |||
Янвэй ( любезное имя ) | |||
Традиционный китайский | Янвэй | ||
Упрощенный китайский | Янвэй | ||
|
Си Цзочи (после 316 г.) [ 1 ] – 384 [ 2 ] ), любезно имя Янвэй , был историком династии Цзинь, уроженцем Сянъяна , Хубэй . Его главным образом помнят как первого историка, который считал династию Вэй незаконной преемницей династии Хань .
Жизнь
[ редактировать ]Си Цзочи родился в влиятельной семье местных магнатов и с юных лет был амбициозным и прилежным. Начав свою карьеру в качестве клерка, Си Цзочи привлек внимание инспектора провинции Цзин Хуань Вэня благодаря неоднократным рекомендациям Юань Цяо ( 袁喬 ), магистрата командования Цзянся . [ 3 ] Хуань Вэнь очень уважал Си Цзочи, повышая его трижды в течение одного года. [ 4 ] так что Си Цзочи занимал должность суперинтенданта документации в центральной администрации провинции Цзин, когда он был еще молодым человеком, возможно, ему еще не исполнилось тридцати лет. [ 5 ] Хуань Вэнь время от времени нанимал Си Цзочи в качестве помощника по административным вопросам во время предвыборной кампании, и он превосходно выполнял все свои обязанности, как в лагере, так и в офисе. [ 6 ]
Отношения Си Цзочи со своим работодателем обострились после визита в столицу, где он встретил Сыма Юя, будущего императора Цзинь Цзяньвэня и политического соперника Хуань Вэня. Си Цзочи, очевидно, был настолько увлечен Сыма Юем, что Хуань Вэнь счел за лучшее дистанцироваться от Си Цзочи и понизил его в должности до Великого администратора Хэнъяна , расположенного в бассейне реки Сян далеко на юге, в современной провинции Хунань . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Си Цзочи, возможно, в это время перенес инсульт, из-за чего в дальнейшем ему было трудно ходить. [ 10 ]
Находясь в изгнании на глубоком юге, Си Цзочи написал свое величайшее произведение « Анналы Хань и Цзинь» (漢晉春秋) в 54 главах. Задуманный как корректировка против все более незаслуженных имперских амбиций Хуань Вэня, Си Цзочи предпринял изобретательный и иконоборческий шаг, лишив легитимности династию Вэй, высказав теорию, что одного только ритуального отречения недостаточно для создания законной династии с настоящим мандатом. У него развилась болезнь ног, из-за которой он хромал, оставил свой пост и отправился домой в Сянъян, собирая местный исторический бюллетень под названием « Записи старейшин Сянъяна» ( 襄陽耆舊記 ). [ 11 ]
Сянъян в это время был процветающим центром буддизма, во многом благодаря деятельности Ши Даоаня . [ 12 ] которым Си Цзоучи очень восхищался, защищал и был дружен с ним. Он представился Ши Даоаню в письме в 365 году, и вскоре после этого они встретились. [ 13 ] [ 14 ] В отдельном письме Се Аню , одной из самых влиятельных фигур при дворе Цзинь, Си Цзочи торжественно расхваливает монашеское мастерство Ши Даоаня и выступает за то, чтобы им встретились. [ 15 ] [ 16 ] В 378 году северные армии под командованием Фу Цзяня осадили Сянъян, а в 379 году город пал. Си Цзочи и Ши Даоань были доставлены в столицу Фу Цзяня Чанъань . [ 17 ] [ 18 ] Фу Цзянь был чрезвычайно доволен приобретением двух таких выдающихся интеллектуалов и щедро наградил их. Однако Си Цзочи, сославшись на болезнь, отказался поступить на службу к Фу Цзяню и вернулся в Сянъян. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Войска Цзинь отбили Сянъян в 383 году, и суд предложил Си Цзочи составить официальную национальную историю, но его смерть прервала любой прогресс, которого он мог достичь в этом проекте. [ 18 ]
Анналы Хана и Джина
[ редактировать ]В 220 году император Сянь из Хань официально отрекся от императорского престола в пользу Цао Пи , который затем стал императором-основателем династии Вэй. Эта преемственность отражала политическую реальность контроля Цао Вэя над императорским двором, а также большей частью экономических и демографических ресурсов в Китае, и обеспечивала приличия посредством ритуальной церемонии отречения. Со времен Чэнь Шоу , составившего свои обширные «Записи о Трех Королевствах» где-то в 280-х или 290-х годах, историки считали династию Вэй законными, а также фактическими преемниками династии Хань , отчасти потому, что правящая династия Цзинь частично получила свою легитимность благодаря плавной передаче мандата через Вэй. [ 21 ] Си Цзочи выдвинул альтернативное суждение, заявив, что, поскольку Вэй не контролировала весь Китай и не имела имперской крови в его правящем доме, ее следует считать незаконной династией, не лучше, чем Синь династия Ван Манга . [ 22 ] Согласно биографии Си Цзочи в « Книге Цзинь» , он сформулировал свою теорию династической легитимации в «Анналах Хань и Цзинь» (漢晉春秋 Хань Цзинь Чуньцю ), чтобы обуздать и исправить своего чрезмерно амбициозного покровителя Хуань Вэня. [ 18 ]
Даже название работы, в котором упоминаются династии Хань и Цзинь без упоминания о Вэй, указывает на ее основную направленность. Летопись началась с императора Хань Гуанву , восстановителя династии и императора-основателя Восточной (или позднейшей) Хань, и продолжалась до времен императора Мин Цзинь , последнего императора Западной Цзинь (т. е. 25–317 гг. н.э.). ). [ 18 ] Хотя его основной целью было доказать, что ритуального отречения недостаточно для достижения законного мандата, цели Си Цзочи имели второстепенный эффект: легитимация Лю Бэя как Шу Ханя законного преемника династии Хань, что он продемонстрировал, используя Шу Ханя. Календарь дошел до того, что использовал табуированное личное имя основателя династии императора Цзинь У при записи событий Лю Шаня . последнего года правления [ 23 ] В конце жизни, в своем последнем мемориале трону, Си Цзочи обнажил свое обоснование и метод делегитимации Вэя, одновременно проводя балансирующий акт, считая династию Цзинь все еще легитимной. [ 24 ]
Неортодоксальная теория Си Цзочи не встретила большого признания ни при его жизни, ни в течение столетий сразу после его смерти. Лишь во времена династии Сун , когда Оуян Сю и Сыма Гуан повторили его критерии династической легитимности, основная историография приняла идею Си Цзочи. [ 25 ] [ 26 ] Чжу Си был чрезвычайно политически озабочен легитимацией Шу Ханя и пришел к тем же выводам, что и Си Цзочи, но на другой основе и в другом направлении. [ 25 ] С этого момента, по мнению составителей «Сику Цюаньшу» , «не было никого, кто не отверг бы Чэнь Шоу [т.е. законную династию Вэй], приняв вместо него Си Цзочи», хотя они подчеркивали, что оба мужчины были продуктами своей среды. [ 21 ] [ 27 ]
Критика
[ редактировать ]Пей Сунчжи неоднократно цитирует Си Цзочи в своих «Аннотациях к «Записям трех королевств» , даже предпочитая его рассказ об определенных событиях исторически более близким записям. [ 28 ] Однако он также обвиняет Си Цзочи в подделке письма Ван Линя своему племяннику Линху Юю ( 令狐愚 ), основываясь на своих подозрениях на стиле и языке письма, а также на том факте, что из всех его источников только работа Си Цзочи. нес текст. [ 29 ] В отдельном отчете Пэй Сунчжи цитирует эпизод из «Записок старейшин Сянъяна » Си Цзочи о том, как уроженец Сянъяна Дун Хуэй помогал Фэй И в трудной дипломатической встрече с Сунь Цюанем , а затем был назначен в штат канцелярии Чжугэ Ляна и сделал великий администратор командования Ба. Пей Сунчжи далее отмечает, что собственные «Анналы Хань и Цзинь» Си Цзочи не согласны с этим эпизодом и что быстрое продвижение Дун Хуэя по службе несовместимо с основным текстом Чэнь Шоу, в котором отмечается, что Дун Хуэй занимал лишь второстепенную должность. Пэй Сунчжи упрекает Си Цзочи как неосторожного учёного из-за этих несоответствий. [ 30 ]
Семья
[ редактировать ]- : Ло Чонг и Ло Ю. Дяди [ 6 ]
- Сын: Си Пикян (изображение или кавалерия), дворцовый вассал генерала от кавалерии. [ 31 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Шишуо Синьюй 4 §80 утверждает, что Си Цзочи занимал высокий пост в правительстве провинции Хуань Вэнь до того, как ему исполнилось тридцать. Хуань Вэнь стал инспектором провинции Цзин после смерти Юй И ( 庾翼 ) в 345 году, что указывает на год рождения Си Цзочи после 316 года. «Шишо Синьюй» не является надежным историческим текстом, но это наиболее близкое из имеющихся у нас свидетельств о рождении Си Цзочи. См. Мэзер, стр. 142.
- ^ Смерть Си Цзочи традиционно датируется октябрем или ноябрем 384 года (10-м месяцем 9-го года эры Тайюань ), как записано в эпохи Тан «Истинных записях Цзянькана» ( Jiankang Shilu ), стр. 275 (том 09). ). Однако единственная строка текста в «Записях старейшин Сянъяна » Си Цзочи фиксирует смерть Чжу Сюя ( 朱序 ) в 393 году. Редакторы современной аннотированной версии этой работы рассматривают эту строку как более позднюю интерполяцию (см. Шу Фэнь и Чжан Линчунь, стр. 407, п. 4). Напротив, американский эксперт по Си Цзочи Эндрю Читтик увеличивает продолжительность жизни Си Цзочи как минимум на девять лет (см. Читтик, стр. 41 и 39). Теория Читтика получила некоторую популярность в англоязычной китаеологии, будучи принята, например, Дж. Майклом Фармером (стр. 55), который указывает даты жизненного цикла ок. 318 – ок. 395. Традиционная датировка 384 годом остается стандартом для исследований китайского языка.
- ↑ Книга Цзинь , 82.2152 .
- ^ Тан Даолуань (Tan Daoluan), Продолжение , Анналов Цзинь 2 §2 , в Тан Цю и Цяо Чжичжун, стр. 243
- ^ Шишуо Синьюй 4 §80
- ^ Перейти обратно: а б с Цзинь , 82.2153 Книга
- ^ Мэзер, стр. 142–3.
- ↑ Читтик называет этот эпизод «настолько явно корыстной историей, что она не заслуживает особого доверия». (Читтик, стр. 40 и 36)
- ^ Во многих источниках Синъян (滎陽) означает Хэнъян (衡陽) как место квази-изгнания Си Цзочи, но это было политически невозможно, поскольку Синъян не только не находился под юрисдикцией Хуань Вэня, но фактически даже не контролировался Цзинь. династии до смерти Хуань Вэня. См. комментарий Чэн Яньчжэня (程炎震) к Шишуо Синьюй 4 У Шицзяня ( 吳士鑑 §80, стр. 217 n 2, а также комментарий ) к «Книге Цзинь» , включенные в ту же примечание.
- ^ Мэзер, 143
- ↑ Несмотря на название, «Записи старейшин Сянъяна» были не просто биографическими, они дополнительно содержали записи о естественной топографии и человеческом жилье. См. любую из современных публикаций этой работы: Шу Фэнь и Чжан Линьчуань (1986) или Хуан Хуйсянь (1987).
- ^ Цюрих, стр. 187–97.
- ^ Цюрих, стр. 190; то есть 72, 105, 315.
- ^ Кеджун, 134.1447–8 Ян
- ^ Цюрих, 189
- ^ , 134.1446 Ян Кеджун
- ^ Цюрих, 198
- ^ Перейти обратно: а б с д и Цзинь , 82.2154 Книга
- ^ Цюрих, 201
- ^ Читтик, 47 лет.
- ^ Перейти обратно: а б , 45.17 Ён Ронг
- ^ Читтик, 41 год.
- ^ Лю Шаня Тан Цю, 30 лет. Последним периодом правления был Янь Син (炎興); Личное имя императора У Цзинь было Сыма Ян (司馬炎).
- ^ Книга Цзинь , 82.2154–8 Тан Цю и Цяо Чжичжун 3–5 ; ;
- ^ Перейти обратно: а б Читтик, стр. 50.
- ^ Сыма Гуана Монументальный Цзычжи Тунцзянь использовал календарь Цао Вэй, но Сыма Гуан прямо заявляет, что это был вопрос удобства, а не идеологического принятия легитимности Вэй. Зыжи Тунцзянь , 69.2187–8 .
- ^ Этот раздел, посвященный теоретической основе, целям и наследию «Анналов Хань и Цзинь», внимательно следует за полным рассмотрением этой темы Эндрю Читтиком (Династическая легитимность во время Восточного Цзинь: Си Цзо-чи и проблема Хуань Вэня), кв
- ^ См., например, «Записи трех королевств» 4.144–5 об убийстве Цао Мао .
- ^ Записи Трех Королевств 28.759 n 1
- ^ Отчеты Трех Королевств 39.986–7 n 1
- ^ Цзинь , 82.2158 Книга
Ссылки
[ редактировать ]- Читтик, Эндрю (1998). «Династическая легитимность во время Восточного Цзинь: Си Цзо-чи и проблема Хуань Вэня». Большая Азия . 11 (1): 21–52.
- Фан Сюаньлин др., ред. (1974) [ 648 и ] .
- Фармер, Дж. Майкл (январь – март 2001 г.). «Что в имени? Об апеллятиве «Шу» в раннесредневековой китайской историографии». Журнал Американского восточного общества . 121 (1): 44–59. дои : 10.2307/606728 . JSTOR 606728 .
- . (1987). Пересмотренные записи Хуан Хуйсянь, изд старейшин Чжэнчжоу: Издательство древних книг Чжунчжоу.
- Лю Ицин ( Liu Yiqing ) (2008) [440-е]. Чжоу Цзухань (元淑义) (ред.). Ши Шуо Синь Юй Цзянь Шу [ Аннотированный новый рассказ о сказках мира ]. Пекин: Издательство Чжунхуа. ISBN 9787101056471 .
- Мазер, Ричард Б. (2002). Ши-шуо Синь-юй: Новый рассказ о сказках мира Лю И-цина с комментариями Лю Чуня . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты.
- Пей Сунчжи , изд. (1971) [429] Аннотированные записи Трех Королевств Пекин: Издательство Zhonghua.
- Шу Фэнь, ред. Аннотации старых записей Сянъяна [ Аннотированные записи старейшин Сянъяна ]. Ухань: Издательство Jing Chu.
- Сыма Гуан , изд. (1956) ] . [ 1084
- Тан Цю ( Суповый шарик ), изд. (1936) [1800-е]. Коллекция периодов Хань, Цзинь, весны и осени. [ Анналы Хана и Джина, отредактировано ]. Шанхай: Коммерческая пресса.
- Тан Цю; Цяо Чжичжун, редакторы (1989). Сборник летописных историй Цзинь Tianjin Ancient Books Press. : ISBN 7-80504-096-6 .
- Сюй Сун , изд. ( 1986 ]. - е годы [ 700 )
- Ян Кэджун , изд. ( 1999 ) [1834]. Полное собрание литературы от древнего прошлого до шести династий, том 6 ] . Пекин: Коммерческая пресса. Полная литература Цзинь : 7-100-02936-8 .
- Юн Жун ( 永绢 ); и др., ред. (1931) [1782]. Краткое изложение . содержания Цюаньшу Сику Том 10. Шанхай: Коммерческая пресса.
- Цюрхер, Эрик (2007) [1959]. Буддийское завоевание Китая . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-15604-3 .