Генеральная Ассамблея Грузии
Генеральная Ассамблея Грузии | |
---|---|
![]() Большая печать Грузии | |
Тип | |
Тип | |
Дома | Сенат Палата представителей |
Ограничения по срокам | Никто |
Лидерство | |
Президент Pro Tempore | |
Лидер большинства | |
Спикер Pro-Tempore | |
Лидер большинства | |
Структура | |
Сиденья | 236 членов с правом голоса
|
![]() | |
Сенатские политические группы |
|
![]() | |
Домашние политические группы |
|
Продолжительность срока | 2 года |
Зарплата | $17,342/год + суточные |
Выборы | |
Последние в Сенат выборы | 8 ноября 2022 г. |
Последние в Палату представителей выборы | 8 ноября 2022 г. |
Следующие в Сенат выборы | 5 ноября 2024 г. |
Следующие в Палату представителей выборы | 5 ноября 2024 г. |
Девиз | |
Мудрость, справедливость и умеренность | |
Место встречи | |
![]() | |
Капитолий штата Джорджия Атланта | |
Веб-сайт | |
Генеральная Ассамблея Грузии | |
Конституция | |
Конституция Грузии |
Генеральная Джорджии является законодательным органом американского штата Джорджия ассамблея . Он двухпалатный , состоит из Сената и Палаты представителей .
Каждый из 236 членов Генеральной Ассамблеи избирается сроком на два года и избирается голосованием избирателей прямым своего округа. [1] [2] Конституция Грузии наделяет Генеральную Ассамблею всей законодательной властью. Обе палаты обладают схожими полномочиями, хотя у каждой есть свои уникальные обязанности. [1] Например, законопроекты об ассигнованиях разрабатываются только в Палате представителей, в то время как Сенату поручено утверждать назначения губернатора . [1]
Генеральная Ассамблея собирается в Капитолии штата Джорджия в Атланте .
История
[ редактировать ]Генеральная ассамблея, являющаяся законодательной ветвью власти штата, была создана в 1777 году во время американской революции — она старше Конгресса США . За время своего существования Ассамблея переезжала четыре раза, когда столица штата меняла свое местонахождение. Первым местом проведения Ассамблеи была Саванна , затем Огаста и Луисвилл , оттуда переезд в Милледжвилл и, наконец, в Атланту в 1868 году. [3]
Генеральная Ассамблея в Саванне
[ редактировать ]К январю 1777 года Саванна стала столицей Джорджии, когда бывшая колония провозгласила независимость от Великобритании. Законодательный орган, тогда однопалатный орган, собирался здесь в 1777–1778 годах, отступив в Огасту, когда британцы захватили город. Они не были в Огасте задолго до того, как она была захвачена британцами в 1779 году. Августа трижды переходила из рук в руки во время войны, наконец, вернувшись во владение Америки в июле 1781 года. Они оставались в Огасте до тех пор, пока британцы не покинули Саванну в мае 1782 года и не вернулся законодательный орган. в столицу. [3]
Переехать в Огасту
[ редактировать ]Между 1783–1785 годами Генеральная ассамблея Джорджии собиралась как в Саванне, так и в Огасте, но переехала оттуда, когда возникла напряженность между двумя городами, в результате чего тогдашний губернатор Лайман Холл официально проживал в обоих местах. 22 февраля 1785 года Генеральная ассамблея провела свое последнее заседание в Саванне - Огуста стала официальной столицей из-за давления со стороны населения с требованием разместить столицу в центре штата. [3]
В Луисвилл
[ редактировать ]По мере того как население рассеялось, что привело к смещению географического центра, было установлено, что столицу штата также необходимо переместить. В 1786 году законодательный орган назначил комиссию для поиска подходящего места, которое имело бы центральное значение для новой демографии. Комиссия рекомендовала Луисвилл, который станет первой запланированной столицей Джорджии и станет местом расположения ее первого здания Капитолия. Из-за того, что столицу пришлось строить с нуля, а также из-за многочисленных задержек в строительстве, на строительство города ушло десятилетие. Название Луисвилл было выбрано Генеральной Ассамблеей в честь короля Франции Людовика XVI за помощь Франции во время войны за независимость .
Новый государственный дом, двухэтажное григорианское здание XVIII века из красного кирпича, было построено в 1796 году. Законодательное собрание назначило Луисвилл «постоянной резиденцией» правительства Джорджии. Тем не менее, дальнейшая западная экспансия создала потребность в еще одной новой столице штата. Здание Капитолия было куплено округом Джефферсон и использовано в качестве здания суда, но здание пришлось снести, поскольку оно пришло в негодность. Мемориальная доска отмечает местонахождение старого Капитолия. [3]
Ассамблея прибывает в Милледжвилл.
[ редактировать ]Постановление о сецессии | |
---|---|
![]() Факсимиле Постановления об отделении 1861 года , подписанного 293 делегатами съезда об отделении Джорджии в здании штата в Милледжвилле, штат Джорджия, 21 января 1861 года. | |
Полный текст | |
![]() |
В 1804 году правительство штата решило, что потребуется еще одна столица. Впоследствии был принят закон, разрешающий строительство новой столицы на 3240 акрах (13 км²). 2 ) в районе, известном в настоящее время как округ Болдуин . Город был назван Милледжвиллем в честь губернатора Джона Милледжа .
На строительство нового Капитолия ушло два года, и он представлял собой кирпичное сооружение в стиле неоготики . Законодательный орган созвал Конвенцию об отделении Джорджии 1861 года Милледжвилл в здании штата 16 января 1861 года. 19 января делегаты проголосовали за выход Джорджии из Союза - 208 за, 89 против - разработав новую конституцию и объявив штат независимая республика .

21 января делегаты Ассамблеи (сепаратисты получили небольшое большинство делегатов) [4] отпраздновали свое решение публичным подписанием Указа об отделении возле Капитолия штата. Позже в том же году законодательный орган также проголосовал за отправку 100 000 долларов в Южную Каролину для «оказания помощи чарльстонцам», пострадавшим от разрушительного пожара в декабре 1861 года. По предложению генерала Шермана члены Генеральной Ассамблеи прервали работу осенью 1864 года и ненадолго вновь собрались. в Мейконе в 1865 году. Когда гражданская война в США подошла к концу, когда федеральное правительство взяло военный контроль над Джорджией, законодательный орган вновь собрался в Капитолии в Милледжвилле. [3]
Атланта
[ редактировать ]В 1867 году генерал-майор Джон Поуп , военный губернатор Джорджии, созвал собрание в Атланте для проведения конституционного собрания . В то время официальные лица Атланты снова выступили за то, чтобы город был назначен столицей штата Джорджия, пожертвовав собственность, на которой первая мэрия была построена Атланты. Конституционное собрание согласилось, и люди проголосовали за ратификацию решения 20 апреля 1868 года. Генеральная ассамблея Джорджии впервые собралась в Атланте 4 июля 1868 года.
В 1884 году законодательный орган выделил один миллион долларов на строительство нового Капитолия штата . Строительство началось 26 октября 1884 года, здание было завершено ( немного меньше бюджета ) и заселено 15 июня 1889 года. [3]
Примечательно, что купол здания Капитолия покрыт настоящим золотом, большая часть которого была добыта в районе Далонеги, штат Джорджия. [5] Кровля порождает местные разговорные выражения: например, если бы один знающий грузин захотел спросить другого, чем занимается Генеральная Ассамблея, он мог бы спросить, что происходит «под золотым куполом». [6]
Организация и порядок проведения Генеральной Ассамблеи
[ редактировать ]Генеральная Ассамблея собирается на очередную сессию во второй понедельник января продолжительностью не более 40 законодательных (а не календарных) дней в году. Ни Палата представителей, ни Сенат не могут прерывать очередную сессию более чем на три дня или собираться в каком-либо другом месте, кроме столицы штата, без согласия другой палаты. Законодательная сессия обычно длится с января до конца марта или начала апреля. Когда Генеральная ассамблея не заседает, законодательные комитеты все равно могут собираться для обсуждения конкретных вопросов. В чрезвычайных случаях губернатор может созвать специальную сессию Ассамблеи. Дни проведения специальной сессии не засчитываются в 40-дневный конституционный лимит.
Комитеты
[ редактировать ]И Палата представителей, и Сенат организованы в различные законодательные комитеты. Все законопроекты, внесенные на рассмотрение Генеральной ассамблеи, будут переданы как минимум в один комитет. Председатели комитетов обычно представляют партию большинства. Председатели комитетов определяют деятельность комитета, в том числе, какие законопроекты будут рассматриваться.
Правила процедуры, сотрудники и временные комитеты
[ редактировать ]Каждая палата Генеральной Ассамблеи может определять процедурные правила, регулирующие деятельность ее собственных сотрудников. Генеральная ассамблея в целом или каждая палата в отдельности имеют право создавать временные комитеты.
В начале каждого двухлетнего срока Палата представителей избирает спикера , который всегда представляет партию большинства. В отличие от федеральной Палаты представителей , на заседаниях Палаты обычно председательствует спикер. Есть также временный спикер, который председательствует в отсутствие спикера.
Вице -губернатор Джорджии является по должности президентом Сената штата . Он или она избирается на четырехлетний срок голосованием по всему штату вместе с губернатором. Поскольку вице-губернатор не является членом Сената, он или она не может вводить законы.
Присяга при вступлении в должность
[ редактировать ]Прежде чем вступить в должность, сенаторы и представители должны принести (или подтвердить) присягу, предусмотренную законодательством штата.
Законодательная процедура
[ редактировать ]Большинство членов, на которых имеет право каждая палата, составляют кворум для ведения бизнеса. Меньшее число может прерывать заседание изо дня в день и требовать присутствия отсутствующих членов. Чтобы законопроект стал законом, он должен быть принят обеими палатами Генеральной Ассамблеи и получить подпись губернатора. В каждой палате количество голосов, необходимое для принятия законопроекта, определяется в зависимости от количества мест в палате, а не просто от количества поданных голосов. Таким образом, законопроект должен получить 91 голос в Палате представителей (большинство всего состава) и 29 голосов в Сенате, независимо от количества голосующих законодателей. В случае равенства голосов решающий голос имеет председатель каждой палаты.
Для принятия некоторых предложений требуется больше, чем абсолютное большинство. Например, для принятия резолюции о внесении поправок в конституцию штата требуется две трети голосов в обеих палатах (121 голос в Палате представителей и 38 голосов в Сенате).
Все сенаторы и представители имеют право вносить законопроекты и резолюции. Законопроекты должны иметь силу закона, тогда как резолюции могут иметь или не иметь никакого практического эффекта. Законопроекты и резолюции передаются в законодательный комитет председательствующим сразу после их внесения. Председательствующий имеет право по своему усмотрению передать законопроект в любой комитет по своему выбору, хотя палата может проголосовать за передачу законопроекта в другой комитет.
Председатели комитетов определяют, какие законопроекты будут рассматриваться в комитете. Законопроекты, не прошедшие слушания в комитете, не могут быть приняты в работу, и таким образом большинство законопроектов отмирают в комитете. Поскольку большинство председателей комитетов представляют партии большинства, законопроекты, внесенные членами большинства, имеют гораздо больше шансов быть услышанными. Подавляющее большинство законов, рассматриваемых Ассамблеей, вносится партией большинства. Комитеты заслушают показания спонсора законопроекта, а также экспертов из государственного и частного секторов и заинтересованных граждан. Члены комитета могут задавать вопросы спонсору. Комитеты обычно вносят поправки в законопроекты, находящиеся на их рассмотрении; измененная версия законопроекта известна как «заменитель». Как только комитет завершит обсуждение, он проголосует по законопроекту, а также по любым предложенным поправкам. В случае одобрения законопроекта он передается в Комитет по регламенту.
И в Палате представителей, и в Сенате есть комитет по Правилам. Комитет Палаты представителей по правилам собирается рано утром в большинство законодательных дней, чтобы определить, какие законопроекты получат голосование в этот день. Власть в правилах Палаты представителей сильно централизована, и комитет обычно действует как штамп для решений, уже принятых председателем, спикером и даже губернатором. Сенатский комитет по правилам собирается после каждого законодательного дня, чтобы определить повестку дня следующего законодательного дня.
В течение первых 28 дней законодательной сессии Палата представителей и Сенат рассматривают только законы, внесенные их собственными членами. После 28-го дня законопроекты, принятые одной палатой, «перейдут» в другую, поэтому этот день известен как «День перехода». После Crossover Day никакие новые законопроекты рассматриваться не будут. Если в законопроект после передачи в другую палату вносятся поправки в комитете, он должен будет вернуться в первоначальную палату для окончательного одобрения. Могут быть внесены дополнительные поправки, и законопроект будет перемещаться вперед и назад, пока обе палаты не придут к согласию. Если две палаты не смогут прийти к согласию по окончательной версии законопроекта к концу сессии, законопроект не будет принят.
Вакансии
[ редактировать ]Всякий раз, когда в Генеральной Ассамблее возникает вакансия, событие, которое происходит, когда член умирает, уходит в отставку или покидает округ, от которого он был избран, она заполняется в соответствии с законодательством Джорджии и Конституцией. [7] Если вакансия возникает в любое время до окончания законодательной сессии на втором году срока полномочий, губернатор должен издать приказ о внеочередных выборах в течение десяти дней с момента появления вакансии, а если вакансия возникает после окончания законодательной сессии сессии во второй год срока полномочий, то губернатор может принять решение издать приказ о внеочередных выборах. Но если вакансия существует на момент созыва внеочередной сессии, то губернатор должен издать приказ о внеочередных выборах в течение 2 дней после созыва внеочередной сессии, а если вакансия возникает после созыва, но до внеочередной сессии сессия завершилась, то губернатор должен издать приказ о внеочередных выборах в течение 5 дней с момента происшествия. В каждом случае в приказе о внеочередных выборах должен быть указан день проведения выборов, который должен быть не менее чем через 30 и не более чем через 60 дней после издания приказа губернатором. [8]
Зарплаты
[ редактировать ]Члены Генеральной Ассамблеи получают зарплату, предусмотренную законом, при условии, что эта зарплата не увеличится до конца срока, в течение которого повышение вступает в силу. Члены Генеральной Ассамблеи Джорджии в настоящее время зарабатывают 17 000 долларов в год. [9]
Выборы и результаты; хулиганство
[ редактировать ]Каждая палата несет ответственность за оценку выборов, результатов выборов и квалификации своих членов. Кроме того, каждая палата имеет право наказывать своих членов за нарушение общественного порядка. Наказания за такое поведение включают в себя:
- порицание
- отлично
- тюремное заключение
- изгнание
Однако ни один член не может быть исключен иначе как при наличии двух третей голосов палаты, в которой он или она заседает.
Презрение
[ редактировать ]Если человек виновен в неуважении к суду, он может быть заключен в тюрьму по приказу Палаты представителей или Сената.
Выборы в любую палату
[ редактировать ]Все выборы Генеральной Ассамблеи подлежат протоколированию. Записанное голосование затем появляется в журнале каждой палаты.
Открытые встречи
[ редактировать ]Сессии Генеральной Ассамблеи, включая заседания комитетов, открыты для общественности, за исключением случаев, когда любая из палат делает исключение.
Законодательная история
[ редактировать ]Генеральная Ассамблея не публикует отчеты и не хранит файлы законопроектов. Основные законодательные акты подробно обсуждаются в « Персиковых листках » . [10] написанная студентами часть обзора права юридического колледжа Университета штата Джорджия. Последние статьи Peach Sheet доступны в онлайн-архиве. В противном случае статьи Peach Sheets должны быть включены в базы данных журнала State Law Review на сайтах Lexis, Westlaw и HeinOnline. [11]
Состав
[ редактировать ]Генеральная ассамблея Джорджии возникла в 1777 году как орган, состоящий из нижней палаты Ассамблеи, в которую округа избирали по два члена каждый, и Исполнительного совета, в который входил советник, избранный соответствующей делегацией Ассамблеи. После принятия Конституции Джорджии 1789 года этот орган был изменен на двухпалатный законодательный орган, состоящий из Сената и Палаты представителей, которые избирались прямым голосованием. В 1789–1795 гг. сенаторы избирались каждые три года, а после принятия в мае 1795 г. Конституции сенаторы избирались ежегодно сроком на один год. После 5 декабря 1843 года сенаторы были переведены на два срока.
Сейчас он состоит из Сената ( верхняя палата ) и Палаты представителей ( нижняя палата ). В Сенате 56 членов, а в Палате представителей - 180. Члены каждого органа избираются сроком на два года, но не имеют ограничений на количество раз, когда они могут быть переизбраны. И сенаторы, и представители избираются от округов своих избирателей.
Квалификация для избрания
[ редактировать ]Конституция Джорджии предусматривает, что члены Сената должны быть гражданами Соединенных Штатов не моложе 25 лет, гражданами штата Джорджия не менее двух лет и законно проживать в округе, в котором был избран сенатор. Члены Палаты представителей должны быть гражданами США не моложе 21 года, гражданином Джорджии не менее двух лет и законным жителем округа, в котором представитель был избран, не менее одного года.
Дисквалификации
[ редактировать ]Согласно Конституции Грузии, статья III, раздел II, параграф IV: [12]
- Ни одно лицо, находящееся на действительной службе в каком-либо роде вооруженных сил Соединенных Штатов, не может иметь места в любой из палат, если иное не предусмотрено законом.
- Ни одно лицо, занимающее какую-либо гражданскую должность или должность, имеющее какое-либо вознаграждение в соответствии с Соединенными Штатами, этим штатом или любым другим штатом, не может иметь место в любой из палат.
- Ни один сенатор или представитель не может быть избран Генеральной Ассамблеей или назначен губернатором на какую-либо должность или должность, к которой прилагается какое-либо вознаграждение, в течение времени, на которое такое лицо избирается, если только сенатор или представитель не уйдет сначала с поста, на который избирается ; при условии, однако, что в течение срока избрания ни один сенатор или представитель не может быть назначен на какую-либо гражданскую должность, созданную в течение такого срока.
Офицеры
[ редактировать ]Председательствующим в Сенате является Председатель Сената или вице-губернатор. Как и в Сенате США , временный президент избирается Сенатом из числа его членов. Президент Pro Tempore действует как Президент в случае временной нетрудоспособности Президента. В случае смерти, отставки или постоянной нетрудоспособности Президента, а также в случае преемственности Президента исполнительной власти, Временный Президент становится Президентом. В состав Сената также входит Секретарь Сената.
Палата представителей избирает своего спикера и временного спикера. Временный спикер становится спикером в случае смерти, отставки или постоянной нетрудоспособности спикера. Временный спикер исполняет обязанности до тех пор, пока не будет избран новый спикер. В состав Палаты также входит секретарь Палаты представителей.
Историческая композиция
[ редактировать ]Конституция 1866 года предусматривала 22 места в Сенате и 175 мест в Палате представителей. Конституция 1877 года расширила Сенат до 44 мест, сохранив при этом 175 членов в Палате представителей.
Полномочия и привилегии
[ редактировать ]Статья III Раздел VI Конституции штата Джорджия определяет полномочия, предоставленные Генеральной Ассамблее Джорджии. [12] В параграфе I говорится: «Генеральная Ассамблея имеет право принимать все законы, не противоречащие настоящей Конституции и не противоречащие Конституции Соединенных Штатов, которые она сочтет необходимыми и подходящими для благосостояния штата». Более того, полномочия, которые Конституция наделяет Ассамблею, включают ограничения на землепользование для защиты и сохранения окружающей среды и природных ресурсов; создание, использование и дисциплинирование посредством военного трибунала штата ополчения , которое будет находиться под командованием губернатора Джорджии, действующего в качестве главнокомандующего (за исключением случаев, когда ополчение находится под федеральным командованием); Право расходовать государственные деньги, осуждать собственность и зонировать собственность; Непрерывность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления во время чрезвычайных ситуаций; участие государства в туризме . Использование, контроль и регулирование наружной рекламы на территории государства.
Ограничение полномочий
[ редактировать ]Пункт V статьи III раздела VI гласит:
- Генеральная ассамблея не имеет полномочий предоставлять регистрацию частным лицам, но определяет общим законом порядок предоставления частным корпоративным полномочиям и привилегиям.
- Генеральная Ассамблея не простит конфискации устава какой-либо корпорации, существовавшей на 13 августа 1945 года, а также не предоставит никаких преимуществ или не разрешит внести какие-либо поправки в устав любой корпорации, кроме как при условии, что его принятие будет действовать как новации устава и что такая корпорация после этого будет соблюдать свой устав в соответствии с положениями настоящей Конституции.
- Генеральная Ассамблея не имеет полномочий санкционировать какой-либо контракт или соглашение, которые могут иметь последствия или которые призваны привести к поражению или ослаблению конкуренции или поощрению монополии, которые настоящим объявляются незаконными и недействительными.
- Генеральная Ассамблея не имеет полномочий регулировать или устанавливать плату за коммунальные услуги, принадлежащие или управляемые каким-либо округом или муниципалитетом этого штата, за исключением случаев, разрешенных настоящей Конституцией.
- Ни один муниципальный или окружной орган власти, уполномоченный строить, улучшать или содержать какую-либо дорогу или улицу от имени, в соответствии с контрактом или посредством использования налогов или других доходов округа или муниципальной корпорации, не может быть создан каким-либо местным органом власти. Закону или в соответствии с каким-либо общим законом, а также не может быть изменен какой-либо закон, конкретно относящийся к любому такому органу власти, за исключением случаев, когда создание такого органа или изменение такого закона обусловлено одобрением большинства квалифицированных избирателей округа или муниципальной корпорации, к которой это относится. голосование по этому вопросу на референдуме. Настоящий подпункт не распространяется на какой-либо государственный орган и не затрагивает его.
Привилегии участников
[ редактировать ]Члены Генеральной Ассамблеи Джорджии имеют две важные привилегии во время своего пребывания в должности. Во-первых, ни один член любой из палат Ассамблеи не может быть арестован во время сессий Генеральной Ассамблеи или во время заседаний комитетов, за исключением случаев государственной измены , уголовного преступления или « нарушения общественного порядка ». Кроме того, члены не несут ответственности за все, что они могут сказать в Палате представителей или Сенате, или на заседаниях обоих комитетов.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с georgia.gov — Законодательное собрание. Архивировано 18 апреля 2012 г. в Wayback Machine . Джорджия.gov. Проверено 26 июня 2008 г.
- ↑ Генеральная ассамблея Джорджии. Архивировано 21 июля 2013 года в Wayback Machine . georgiaencyclepedia.org. Проверено 26 июня 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Капитализация Грузии. Архивировано 12 апреля 2006 года в Wayback Machine . sos.state.ga.us. Проверено 5 февраля 2007 г.
- ^ «Конвенция об отделении Джорджии 1861 года» . georgiaencyclepedia.org . Гуманитарные науки Грузии . Проверено 27 января 2019 г.
- ^ «Капитолий штата Джорджия» . Энциклопедия Новой Джорджии . Проверено 21 апреля 2017 г.
- ^ «Под золотым куполом | Законодательный обзор 2017» . айк . Проверено 21 апреля 2017 г.
- ^ Га. Конст. Искусство. 3, § 4, ¶ V. http://sos.ga.gov/admin/files/Constitution_2013_Final_Printed.pdf
- ^ OCGA § 21-2-544. http://web.lexisnexis.com/research/xlink?app=00075&view=full&interface=1&docinfo=off&searchtype=get&search=OCGA+%A7+21-2-544 [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Зальцер, Джеймс. «Издержки политики отпугивают потенциальных кандидатов» . Атланта Журнал-Конституция . Проверено 16 апреля 2011 г.
- ^ Персиковые листы . digitalarchive.gsu.edu. Проверено 9 июля 2013 г.
- ^ «Исследовательский путеводитель Циммермана» . Проверено 9 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Статья III Конституции Джорджии, раздел II, параграф IV. Архивировано 9 декабря 2007 г. в Wayback Machine . cviog.uga.edu. Проверено 9 июля 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Кобб, Джеймс К. Джорджия Одиссея . Афины: Издательство Университета Джорджии, 1997.
- Флейшман, Арнольд и Пьеранунци, Кэрол. Политика в Грузии . Афины: Издательство Университета Джорджии, 1997.
- Грант, Крис. Наша дуга постоянства: Генеральная ассамблея Грузии, 250 лет эффективного представительства всех грузин . Атланта: Гуманитарный совет Джорджии, 2001.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт Генеральной Ассамблеи Грузии
- Статья в Энциклопедии Джорджии. Архивировано 21 июля 2013 г. в Wayback Machine.
- georgia.gov - Законодательная власть
- Капитализация Грузии. Архивировано 12 апреля 2006 г. в Wayback Machine.