Лопушнинский монастырь
![]() Вид из апсиды собора Лопушнанского монастыря | |
Информация о монастыре | |
---|---|
Полное имя | Лопушнинский монастырь Святого Иоанна Предтечи |
Другие имена | Лопушанский монастырь «Святого Иоанна Предтечи» (болгарский) |
Учредил | 12–14 века |
епархия | Видинская епархия, Болгарская Православная Церковь |
Контролируемые церкви | Церковь Иоанна Предтечи (монастырский собор) |
Люди | |
Важные связанные цифры | Дионисий (важный настоятель) Лило Лазаров (главный архитектор) |
Сайт | |
Расположение | Георги Дамьяново , провинция Монтана , Болгария |
Координаты | 43 ° 22'34 "N 23 ° 1'10,5" E / 43,37611 ° N 23,019583 ° E |
Публичный доступ | да |
Лопушнинский монастырь Святого Иоанна Предтечи ( болг . Lopushanski manastri «Sveti Joan Predtecha» , Lopushanski manastri «Sveti Yoan Predtecha» ) — болгарский православный монастырь на северо-западе Болгарии . Он расположен в Чипровцийской части западных Балканских гор , в 1,5 км (0,93 мили) к юго-западу от деревни Георги Дамьяново , провинция Монтана .
Основанный в средние века , но построенный в своем нынешнем виде на протяжении 1850-х годов, Лопушнинский монастырь и особенно его сложная главная церковь являются одним из самых заметных произведений славянской архитектурной школы и ее самого выдающегося деятеля Лило Лазарова. Именно при строительстве монастырского собора Лазаров впервые применил народные готические декоративные элементы, фирменный подход славянской школы, который отличал его от других архитектурных школ болгарского национального возрождения .
География и история
[ редактировать ]Лопушнинский монастырь расположен в долине реки Дальгодельска Огоста , в окрестностях села Георги Дамьяново , ранее известного как Лопушна. [1] Он расположен на высоте около 300 метров (980 футов) над уровнем моря , и до него можно добраться через перевал Петрохан из столицы Софии , которая находится в 105 километрах (65 миль) к югу. [2] [3]
Первоначальный монастырь, вероятно, был основан во времена Второго Болгарского царства (XII–XIV вв.). Монастырю пришлось пережить поджоги и грабительские набеги в XIV–XVIII веках, в период раннего османского владычества в Болгарии. В последующие десятилетия поддержка близлежащего Чипровцкого монастыря привела к финансовому укреплению Лопушнанского монастыря. В 1840-е годы архимандрит к Лопушненскому монастырю присоединились Дионисий и иеромонахи Чипровцы Герасим и Гедеон, Дионисий стал его игуменом ( игуменом ). Собрав средства, священнослужители стремились восстановить ветхие монастырские постройки. [1]
В период Болгарского национального возрождения (18–19 вв.) в Лопушнанском монастыре располагалась религиозная школа, он был пристанищем болгарских борцов за свободу и сторонников борьбы за автономный Болгарский экзархат . Народный писатель Иван Вазов провел некоторое время в монастыре и написал часть своего самого известного произведения — романа «Под игом» там (1888). Монастырь был реконструирован в 1989 году из-за опасного повреждения северного жилого крыла. [3]
Архитектура
[ редактировать ]Конструкция и стиль
[ редактировать ]Нынешнее состояние монастыря, памятника культуры государственного значения, [4] [5] В основном они были построены в 1850–1853 годах Лило (Ильей) Лазаровым, болгарским архитектором из Славине. Нынешние дворовые ворота, каменный забор, а также северный и южный жилые флигели были построены в 1850–1853 годах. Некоторые отделочные работы в церкви проводились вплоть до 1856 года, когда павильон был построен склеп . с питьевым фонтанчиком, а в 1860 году пристроен [1]

Монастырский собор, церковь Иоанна Предтечи , [2] считается лучшим и сложнейшим образцом церковной архитектуры Славинской архитектурной школы, созданной Лазаровым. Архитектурный подход Славинской школы, одной из 44 таких неформальных школ Болгарского национального возрождения, уникален благодаря реализации готических декоративных элементов. Проекты Славинской школы включают в себя геометрические украшения на основе треугольника на апсидах , куполах и внешних притворах , а также остроконечные оконные и дверные арки . Еще одной отличительной особенностью школы является наружное каменное рельефное оформление, в котором розеточные орнаменты. важную роль играют [6]
Вдохновением для церкви послужил собор Рильского монастыря , самого важного монастыря на болгарских землях. Лазаров дважды посещал Рильский монастырь, чтобы оценить архитектуру церкви. Прежде чем приступить к строительству церкви Лопушнанского монастыря, он сделал ореховую модель своего проекта, чтобы получить одобрение монахов и игумена. Только две другие церкви в Болгарии имеют сходство с этим проектом: главная церковь Рильского монастыря и церковь Етропольского монастыря . Однако, хотя церковь Лопушнанского монастыря черпает вдохновение для своего плана в Рильском монастыре, по отделке и внешнему виду она радикально отличается от церкви Рильского монастыря. Вместо того, чтобы следовать стилю византийского возрождения и частично барокко Рильского монастыря, архитектура церкви монастыря Лопушна демонстрирует черты готического возрождения , которые были совершенно новаторскими для болгарской народной архитектуры того времени. В декоре окон, карнизов, цоколей и особенно дверей, а также до 1923 года крыльца преобладают остроконечные формы и ломаные линии. [7]
Проектирование и отделка церкви
[ редактировать ]Церковь была построена в 1850–1853 годах. По конструкции она представляет собой три полукупола и вытянутую целлу . Однонефные купольные часовни (каждая посвящена святым Косме и Дамиану и святому Иоанну Предтече) [3] [5] пристроены к каждой стороне церкви, с тремя дополнительными куполами, венчающими средний неф целлы. При входе три части церкви образуют П-образный внешний притвор . Всего имеется пять восьмигранных куполов. [3] и шесть дверей. Две входят в притвор, две обслуживают боковые приделы и одна дверь предназначена для входа священника в диаконикон . Каменные колонны церкви были работой каменщиков из Еловицы.
Иконостасы вырезаны мастерами самоковскими ; [2] главный иконостас создал Стойчо Фандаков в 1863 году, [5] и он, вероятно, был автором темплы боковых часовен . Восемь икон в церкви и некоторые в приделах были работы самоковского иконописца Николая Доспевского , а остальные иконы в часовнях были написаны его старшим братом Станиславом Доспевским . [2] [5] который также написал портрет игумена Дионисия. [8]
Лопушнинский монастырь примечателен и внешним рельефным убранством. Восточные боковые апсиды собора украшены каменными портретами усатого архитектора Лазарова (в окружении христианского креста и крестовой розетки - символов, призывающих к Божьей защите опытного мастера) и его главного помощника, возможно, Георгия Йованова из Росомаха. [9] (по бокам цветочные розетки, символ молодости и будущего расцвета). Окна украшены цветочными деталями и двуглавыми орлами . На северном фасаде церкви и дворовых воротах можно встретить изображения защитных персонажей — каменных блоков с меченосными всадниками, рельефы огнедышащих драконов, оленей и львов. [10]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Тулешков, p. 90.
- ^ Jump up to: а б с д «Лопушанский монастырь» (на болгарском языке). Лопушанский монастырь . Проверено 11 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д "Лопушански манастир "Св. Йоан Предтеча" " (in Bulgarian). BulgariaMonasteries.com . Retrieved 11 May 2010 .
- ^ «Список памятников культуры категории «национального значения» на территории региона Монтана /по населенным пунктам/» (PDF) (на болгарском языке). Министерство культуры Республики Болгария . Проверено 22 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Туризм» (на болгарском языке). Муниципалитет Георги Дамьяново . Проверено 11 мая 2010 г.
- ^ Тулешков, с. 50–51, 68.
- ^ Тулешков, с. 90–91.
- ^ Тулешков, с. 46–48, 91–92.
- ^ Тулешков, с. 22–23.
- ^ Тулешков, с. 68–69.
Источники
[ редактировать ]
- Тулешков, Николай (2007). Славинските първомайстори (in Bulgarian). София: Арх & Арт. ISBN 978-954-8931-40-3 .