Доксография
Доксография ( греч . δόξα – «мнение», «точка зрения» + γράφειν – «писать», «описывать») — термин, используемый специально для работ классических историков , описывающий точки зрения философов прошлого. и ученые . Термин был придуман немецким ученым-классиком Германом Александром Дильсом .
В древнегреческой философии
[ редактировать ]Очень многие философские труды были утеряны; наши ограниченные знания о таких утраченных произведениях поступают главным образом благодаря доксографическим работам более поздних философов, комментаторов и биографов. Стэнфордская энциклопедия философии перечисляет следующие работы как репрезентативные доксографии: [ 1 ]
- Цицерон - Академика , О пределах , О природе богов , О судьбе , О должностях
- Аэций - Старая Плацита
- Климент Александрийский — Строматейс
- Диоген Лаэртский - Жизнеописания и мнения выдающихся философов
- Ипполит Римский - Опровержение всех ересей
Такие философы, как Платон и Аристотель, также действуют как доксографы, поскольку их комментарии к идеям своих предшественников косвенно говорят нам, каковы были убеждения их предшественников. Платона Защита Сократа» Например, « сообщает нам многое из того, что мы знаем о натуральной философии Анаксагора .
Преемственность философов
[ редактировать ]«Наследия философов» — это работы, целью которых было изобразить философов разных школ с точки зрения линии преемственности, частью которой они были. С 3-го по 1-й века до нашей эры существовали Последовательности ( греч . Διαδοχαί ), написанные Антигоном Каристским , Соционом , Гераклидом Лембосом (воплощением Сотиона), Сосикратом , Александром Полигистором , Ясоном Нисским , Антисфеном Родосским и Никием Никейским. . [ 2 ] Сохранившиеся « Жизнеописания и мнения выдающихся философов» Диогена Лаэрция (3 век нашей эры) опираются на эту традицию.
Помимо этого, часто встречались истории отдельных школ. Такие труды создали Фаний Эресский ( «О сократиках» ), Идоменей Лампсакский ( «О сократиках» ), Сфер ( «О эретрских философах» ) и Стратикл ( «О стоиках» ). Среди папирусов, найденных на Вилле Папирусов в Геркулануме , есть работы, посвященные преемственности стоиков , [ 3 ] Академики , [ 4 ] и эпикурейцы . [ 5 ] В более поздний период Плутарх написал «О первых философах и их преемниках» и «О киренаиках» , а Гален написал «О Платона» секте и «О гедонистической секте (эпикурейцев). Часто публиковались биографии отдельных философов с кратким описанием его преемников. Такого рода были Аристоксена « Жизнь Пифагора» , , Андроника «Жизнь Аристотеля» « Птолемея Жизнь Аристотеля» и Ямвлиха «Жизнь Пифагора» .
В других традициях
[ редактировать ]Персидская доксография
[ редактировать ]Персидский Дабестан-э Мазахеб обсуждает многочисленные философии, в том числе несколько из Персии и Индии. Его автор, по-видимому, принадлежит к персидской сипасийской традиции, которая несколько отличается от ортодоксального зороастризма. Его авторство оспаривается. Кай-Хосров Эсфандияр, сын Азара Кайвана Некоторые ученые предполагают, что это мог написать .
Джайнская доксография
[ редактировать ]Харибхадра (8 век н. э.) был одним из ведущих сторонников анекантавады . Он был первым писателем-классиком, написавшим доксографию — сборник различных интеллектуальных взглядов. Это была попытка контекстуализировать джайнские мысли в широких рамках. Он взаимодействовал со многими возможными интеллектуальными ориентациями, доступными индийским мыслителям VIII века. [ 6 ]
Исламская доксография
[ редактировать ]Исламская доксография представляет собой совокупность теософских работ (например, «Китаб аль-Макалат» Абу Мансура аль-Матуриди ), посвященных отклонениям в исламских сектах и течениях.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Мансфельд, Яап . «Доксография античной философии» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
Внешние ссылки
[ редактировать ]