Белый охотник
Белый охотник — это литературный термин, используемый для обозначения профессиональных охотников на крупную дичь европейского происхождения со всего мира, которые занимались промыслом в Африке, особенно в первой половине 20-го века. Эта деятельность продолжается в дюжине африканских стран, где до сих пор разрешена на крупную дичь охота . Белые охотники получали доход от организации и проведения сафари для платных клиентов или от продажи слоновой кости .
Термин « великий белый охотник » подчеркивает расовые и колониальные аспекты профессии, а также ее красочные аспекты. В зависимости от автора и замысла этот термин может использоваться прямо, пародийно или критически.
Охота в Африке
[ редактировать ]Белые люди из западных стран охотились на крупную дичь в Африке на протяжении всего XIX века, особенно в более населенной южной части континента. Но регионом, который больше всего ассоциируется с термином «белые охотники», является Восточная Африка . К началу 20-го века, в рамках « борьбы за Африку », европейские колониальные державы овладели территориями в восточной половине континента — территориями, которые теперь признаны государствами Кении , Руанды , Уганды и Танзании .
Было много факторов, которые привели к распространению охоты на крупную дичь в Восточной Африке, но два из них были главными среди них: во-первых, романтическая европейская концепция охоты, сочетающая аристократические привилегии и спортивное мастерство , и, во-вторых, желание колонизирующих держав создать новую сельскохозяйственную экономику, для которой бесконтрольные популяции животных представляют серьезную угрозу. [ нужна ссылка ]
Хотя происхождение этой фразы не может быть подтверждено, первым европейцем, получившим титул «белый охотник», обычно считается Алан Блэк. Блэк был нанят в 1890-х годах лордом Деламером . Деламер нанял Алана Блэка и местного сомалийского охотника для проведения сафари в Сомалиленде . Как гласит история, во избежание путаницы сомалийца называли «черным охотником», а Блэка называли «белым охотником». [ 1 ]
Расцвет охотничьего сафари
[ редактировать ]Примерно в начале 20-го века охотничьи сафари в Восточной Африке стали модным занятием среди представителей привилегированных классов, особенно в Великобритании и Соединенных Штатах. Завершение строительства Угандийской железной дороги в 1901 году облегчило доступ к внутренним высокогорьям Британской Восточной Африки (также известным тогда как Восточноафриканский протекторат, а теперь как Кения ), где обитала крупная дичь, особенно слоны , львы , капские буйволы и носороги . было много. [ 2 ] Белый охотник служил этим платящим клиентам проводником, учителем и защитником. [ 3 ]
Обычно охотника нанимала или заказывала снабжающая компания (первой и самой известной из них была Newland, Tarlton & Co. в Найроби ); экипировщик должен был организовать все на месте, собрать и упаковать припасы и нанять множество африканских рабочих, без которых сафари было невозможно. Носильщики, работники палаток, вооруженная охрана (известные как аскарис ), дрессировщики лошадей и оруженосцы — все работали под руководством «старосты». [ 4 ] До массового импорта автомобилей большинство сафари совершали пешие и верховые прогулки, и в них могли работать от 50 до нескольких сотен африканских рабочих. [ 5 ]
Британское колониальное правительство также превратило охоту на крупную дичь в источник дохода, взимая с туристов и охотников лицензионные сборы за разрешение на убийство диких животных. В 1909 году охотничья лицензия стоимостью 50 фунтов стерлингов (что эквивалентно 6600 фунтам стерлингов в 2023 году) в протекторате Восточной Африки давала покупателю право убить двух буйволов, двух гиппопотамов , одну канну , 22 зебры , шесть ориксов , четырех водяных козлов , одного большого куду , четырех меньших. кудус , 10 топи , 26 хартебестов , 229 других антилоп, 84 обезьяны-колобуса и неограниченное количество львов и леопардов (львы и леопарды убивали домашний скот и были классифицированы как вредители). [ 6 ]
Яркие примеры
[ редактировать ]Белые охотники были яркими и романтичными личностями, часто выходцами из привилегированных английских семей, которые вели жизнь, полную опасностей и приключений. Первыми признанными белыми охотниками в Восточной Африке были Алан Блэк, Билл Джадд, Фредерик Селус (запомнился как тезка скаутов Селуса и чьи реальные приключения вдохновили сэра Х. Райдера Хаггарда на создание вымышленного Аллана Квотермейна ), [ 7 ] [ 8 ] и Р. Дж. Каннингем (иногда пишется как Каннингем), все из которых начали свои подвиги в конце 19 века. [ 9 ] В 1909 году Каннингем был выбран руководителем, пожалуй, самого широко разрекламированного африканского сафари — экскурсии Теодора Рузвельта в Британскую Восточную Африку . Слава и популярность Рузвельта, а также его талант к привлечению внимания вызвали повальное увлечение сафари среди тех, кто мог позволить себе значительную цену. [ 10 ] После Первой мировой войны , когда большая часть Германской Восточной Африки отошла к Великобритании, в Африку хлынули нетерпеливые клиенты, создав рынок для навыков охотников еще нескольких десятилетий. [ 11 ]
Среди наиболее известных белых охотников, пришедших на смену поколению Каннингема, были WDM Bell , позже известный как «Карамоджа» Белл; [ 12 ] Брор фон Бликсен-Финеке , который между 1914 и 1926 годами был женат на из Африки писательнице Карен Бликсен ; Денис Финч-Хаттон , позже ее любовник; Фредерик Рассел Бернхэм , начальник разведчиков во время Второй англо-бурской войны лорда Робертса и известный как «американский разведчик Англии»; Джон А. Хантер ; и Филип Персиваль и Фрэнк М. «Банни» Аллен , чьи сафари с Эрнестом Хемингуэем привели автора к написанию «Зеленых холмов Африки» , «Правда с первым светом », « Короткая счастливая жизнь Фрэнсиса Макомбера » и « Снега Килиманджаро ».
Представления в литературе и кино
[ редактировать ]Подвиги белых охотников стали сюжетами сначала для романов, а затем для фильмов. Их романтизировали в приключенческих романах так называемого жанра « Затерянный мир /Затерянная раса». [ 13 ]
Возможно, первым вымышленным викторианским приключенческим героем был Аллан Квотермейн , белый охотник, появившийся в книгах Х. Райдера Хаггарда , начиная с «Копи царя Соломона» (1885). В 1924 году Ричард Коннелл опубликовал свой рассказ « Самая опасная игра », в котором американский охотник на крупную дичь обнаруживает, что на него охотится русский аристократ, уставший от охоты в Африке; эта история до сих пор широко читается. [ нужна ссылка ] Алекс Рэймонд создал комикс «Джунгли Джим» в 1934 году, который позже привел к созданию комикса, сериала, сериала и телешоу. Джеффри Хаусхолда В романе «Разбойник» (1939) рассказывается о белом охотнике, преследующем Адольфа Гитлера ; его снимали дважды: сначала как «Охота на человека» (1941), а поколение спустя — под оригинальным названием (1976). Капитан К. Дж. Биггар (Катберт Джервас « Бвана » Брабазон-Биггар), второстепенный персонаж П. Г. Вудхауза комического романа « Кольцо для Дживса» (1953), является еще одним примером белого охотника.
Неудивительно, что настоящие белые охотники часто участвовали в съемках подвигов своих вымышленных коллег: Банни Аллен руководил сафари многими кинокомпаниями, чтобы обеспечить возможность съемок натурных фильмов « Копи царя Соломона» , «Могамбо» (1953) и «Ночная луна» (1958). ). Белый охотник на сафари в костюме цвета хаки и пробковом шлеме стал мгновенно узнаваемым персонажем . [ нужна ссылка ]
Эбботт и Костелло высмеивали этот тип в книге «Африка кричит» (1949), которая была пародией на документальный фильм 1930 года «Африка говорит!». (1930). Боб Хоуп пародировал жанр сафари в фильмах «Дорога на Занзибар» (1941) и «Зови меня Бвана» (1963).
Короткая Рассказ Хемингуэя о сафари « счастливая жизнь Фрэнсиса Макомбера » (1936) подробно затрагивает вопросы мужества, трусости, расизма и власти на сафари. По этой истории был снят фильм «Дело Макомбера» (1947), но он был переиздан в США под названием « Великий белый охотник» . Главный герой — американский турист, который хочет найти в себе смелость, столкнувшись с опасностью на сафари. В рассказе Хемингуэй точно называет профессионального охотника, возглавляющего сафари, персонажа по имени Уилсон, «белым охотником». (Говорят, что Уилсон был основан на собственных гидах Хемингуэя, Филиппе Персивале и Броре фон Бликсен-Финеке ). [ 14 ] Добавление слова «великий» в название фильма, возможно, помогло закрепить ироническое использование этой фразы в популярной культуре. [ нужна ссылка ] [ оригинальное исследование? ]
Клинта Иствуда Фильм « Белый охотник, черное сердце» (1990) представляет яркие примеры этого типа, как в профессиональных охотниках, ведущих Джона Уилсона в кусты, так и в страсти режиссера быть таким охотником. [ нужна ссылка ] [ оригинальное исследование? ]
В Конго (1995) Эрни Хадсон представляется как неожиданно черный «белый охотник», нанятый для руководства экспедицией в джунгли.
Происхождение
[ редактировать ]Фраза « великий белый охотник», вероятно, возникла из этих популярных изображений приключений на сафари. Питер Кэпстик , белый охотник и автор книг на эту тему, предположил, что слово «великий», возможно, было добавлено американской популярной культурой. [ 15 ] Этот термин не использовался и не принимался самими охотниками. Его значение, как и многие ярлыки колониальной эпохи, теперь окрашено пародией или насмешкой: оно стало символом предполагаемого высокомерия западных колониальных держав по отношению к менее развитым частям мира, которые они контролировали до расчленения своих империй после Второй мировой войны. . [ нужна ссылка ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Брайан Херн, Белые охотники: Золотой век сафари , Генри Холт и компания, 1999, страницы 6–7.
- ^ Питер Хэтэуэй Capstick, Сафари: Последнее приключение , St. Martin's Press , 1984, стр. 9
- ^ Пенелопа Бодри-Сандерс, «Карл Экли, коллекционер Африки, спаситель Африки» Paragon House, 1990, стр. 216–217
- ^ Питер Хэтэуэй Капстик, Сафари: Последнее приключение , St. Martin's Press, 1984, стр. 11–12.
- ^ Пенелопа Бодри-Сандерс, «Карл Экли, коллекционер Африки, спаситель Африки» Paragon House, 1990, стр. 53–54
- ^ Пенелопа Бодри-Сандерс, «Карл Экли, коллекционер Африки, спаситель Африки» Paragon House, 1990, стр. 114
- ^ Мандирингана, Э.; Ти Джей Стэплтон (1998). «Литературное наследие Фредерика Кортни Селуса». История в Африке . 25 . Ассоциация африканских исследований: 199–218. дои : 10.2307/3172188 . JSTOR 3172188 . S2CID 161701151 .
- ^ Пирсон, Эдмунд Лестер. «Теодор Рузвельт, Глава XI: Охотник на львов» . Гуманитарная сеть . Проверено 18 декабря 2006 г.
- ^ Брайан Херн, Белые охотники: золотой век сафари , Генри Холт и компания, 1999, страницы 7–9.
- ^ Питер Хэтэуэй Capstick, Сафари: Последнее приключение , St. Martin's Press, 1984, стр.10
- ^ Уильям М. Адамс, «Против вымирания», Earthscan, стр. 39.
- ^ Oxfordjournals.org
- ^ Ян Моррис. «Затерянные цивилизации и великие белые охотники — империалистическая приключенческая литература» . Спектакль Империи . Проверено 7 августа 2013 г.
- ↑ Бейкер, Карлос, Эрнест Хемингуэй, История жизни , Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1969, стр. 284–285.
- ^ Питер Хэтэуэй Capstick, САФАРИ: Последнее приключение , St. Martin's Press, 1984, стр. 132–133
Ссылки
[ редактировать ]- Херн, Брайан (1999). Белые охотники: золотой век африканского сафари . Нью-Йорк: Генри Холт и компания.
- Ultrazine.org , комментарии Джесса Невинса о викторианских архетипических героях
- Karenblixen.com , информационный сайт.
- Библиография Эрнеста Хемингуэя
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Затерянные цивилизации и великие белые охотники - статья «Невероятные путешествия » Кори Гросса в империалистической приключенческой литературе из серии
(похоже, новая ссылка: [1] или http://silentmoviemonsters.tripod.com/TheLostWorld/LWIMPAD.html )