Французский авианосец Клемансо
![]() Клемансо на ходу в 1981 году.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Клемансо |
Тезка | Жорж Клемансо |
Строитель | Брестский судостроительный завод |
Заложен | ноябрь 1955 г. |
Запущен | 21 декабря 1957 г. |
Введен в эксплуатацию | 22 ноября 1961 г. |
Выведен из эксплуатации | 1 октября 1997 г. |
Порт приписки | Брест |
Идентификация | 98 рэндов |
Судьба | Списано в 2009–2010 гг. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Клемансо класса Авианосец |
Смещение |
|
Длина | 265 м (869 футов 5 дюймов) |
Луч | 51,2 м (168 футов 0 дюймов) |
Черновик | 8,6 м (28 футов 3 дюйма) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 паровые турбины |
Скорость | 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час) |
Емкость | 582 личного состава авиагруппы |
Дополнить |
|
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение |
|
Самолет перевезен |
|

Клемансо ( Французское произношение: [klemɑ̃so] ) — ВМС Франции шестой авианосец и головной корабль своего класса . Авианосец служил с 1961 по 1997 год, в 2009 году был разобран и утилизирован. [1] [2] Авианосец стал вторым французским военным кораблем, названным в честь Жоржа Клемансо , первым из которых был «Ришелье» линкор типа , заложенный в 1939 году, но так и не достроенный.
Клемансо и ее однотипный корабль «Фош» служили опорой французского флота. За свою карьеру авианосца Клемансо прошёл более 1 000 000 морских миль (1 900 000 км; 1 200 000 миль) за 3 125 дней в море. Он был оборудован для работы с ядерными боеприпасами, которые должны были доставляться ее авиационным составом, а позже был модифицирован для стрельбы ракетами, несущими ядерное оружие. Она принимала участие в многочисленных учениях и походах, участвовала в боевых действиях во время гражданской войны в Ливане и войне в Персидском заливе , а также в воздушных операциях над бывшей Югославией.
Описание
[ редактировать ]Разработка Клемансо представляла собой попытку Франции создать собственный класс многоцелевых авианосцев для замены американских и британских кораблей, предоставленных в конце Второй мировой войны . Корабль имел небольшую, но эффективную конструкцию, в которой использовались некоторые элементы авианосцев США, но в меньшем масштабе. Суда получили относительно тяжелое для своих размеров артиллерийское вооружение, и возникли некоторые проблемы с остойчивостью, из-за которых пришлось выпучивать корпус.
Авианосцы класса «Клемансо» имеют традиционную конструкцию CATOBAR . Площадка для приземления составляла 165,5 м (543 фута 0 дюймов) в длину и 29,5 м (96 футов 9 дюймов) в ширину; он был расположен под углом 8 градусов от оси корабля. Длина кабины экипажа составляет 265 м (869 футов 5 дюймов). Передний лифт самолета располагался по правому борту, а задний лифт располагался на краю палубы для экономии места в ангаре. Передняя часть двух катапульт длиной 52 м (171 фут) находилась от носа до левого, кормовая катапульта находилась на наклонной посадочной палубе. Размеры ангара составляли 152 м (498 футов 8 дюймов) на 22–24 м (72 фута 2 дюйма – 78 футов 9 дюймов) с высотой над головой 7 м (23 фута 0 дюймов). [3]
Клемансо прошел капитальный ремонт с сентября 1977 года по ноябрь 1978 года. Он был снова переоборудован новыми оборонительными системами с 1 сентября 1985 года по 31 августа 1987 года, это включало замену четырех из 100-мм орудий на пару Crotale зенитных орудий . воздушные ракетные установки. В 1978 году он был модифицирован, чтобы его самолет мог доставлять несколько бомб АН 52 . В 1993 году он был снова модифицирован для установки ядерных ракет Air-Sol Moyenne Portée . [4]
История
[ редактировать ]Карьера
[ редактировать ]За время своей долгой карьеры авианосец участвовал в большинстве военно-морских операций Франции. С 12 января по 5 февраля 1962 года Клемансо участвовал в учениях НАТО , известных как BigGame, вместе с Шестым флотом США в западном Средиземноморье в качестве противолодочного авианосца. апреля последовали За этим с 9 марта по 2 еще одни учения НАТО под названием OTAN Dawn Breeze VII в зоне Гибралтара. [ нужна ссылка ]
В январе 1968 года Клемансо участвовал в поисках затерянной подводной лодки «Минерв» в Средиземном море, когда контакт был потерян в 25 морских милях (46 км; 29 миль) от порта Тулон . «Минерв» оставался потерянным до тех пор, пока 22 июля 2019 года министр обороны Франции Флоранс Парли не объявила, что обломки были обнаружены. [5]
В том же году авианосец был отправлен в южную часть Тихого океана для испытаний французской ядерной бомбы в Полинезии, включая «Канопус» , первую французскую водородную бомбу. С развертыванием флота под кодовым названием Alfa Force ( фр . Force Alfa ) военно-морские силы, присутствующие вокруг двух атоллов, представляли более 40% тоннажа всего французского военно-морского флота. Клемансо был флагманом флота, состоящего из сорока кораблей. [6]
В 1974–1977 годах Клемансо был развернут у африканского побережья в Индийском океане в рамках операций «Сапфир I» и «Сапфир II» в поддержку новой независимой Джибути . Во время гражданской войны в Ливане Клемансо находился в Восточном Средиземноморье в 1983–84 годах. Авианосец вращался вместе с Фошем , обеспечивая постоянную воздушную поддержку на базе французских миротворцев в Многонациональных силах в Ливане (FSMB) и Временных силах ООН в Ливане (ВСООНЛ). Основное участие авиаперевозчика в поддержке было в операции «Олифант». [3] В 1987–1988 годах участвовала в операции «Прометей» в Оманском заливе во время войны между Ираком и Ираном . Боевой отряд «Прометея» (оперативная группа 623) включал в себя «Клемансо» , корабль поддержки противоминной защиты «Луара» и «Дюранс» танкеры класса «Мез» , «Вар » и «Марна» . В 1990 году в сопровождении крейсера «Кольбер» и танкера « Вар» перевезла в Ирак 40 вертолётов ( «SA-341F/-342 «Газели» , SA-330 «Пума» ), три Бр-1050 «Ализе» и грузовики в Ирак в ходе операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» . [7] Авианосец в основном участвовал в операции «Саламандра» в Красном и Аравийском морях во время конфликта между Ираком и Кувейтом . В период с 1993 по 1996 год Клемансо совершил несколько командировок, включая боевые операции и воздушное патрулирование над бывшей Югославией в рамках операции «Бальбюзар» ( французский : Opération Balbuzard ). [8] для поддержки войск ООН , затем Саламандры в Адриатическом море во время югославских войн .
Клемансо работал по всему миру, пройдя в общей сложности более миллиона морских миль, что эквивалентно 48 кругосветному плаванию. Авианосец провел в море 3125 дней, наработал 80 000 часов и произвел более 70 000 пусков с катапульт.
В 1983 году батальон стал первым подразделением ВМС Франции, принявшим на борт женский персонал. На борт были назначены три женщины: один главный магистр , один военный секретарь и один главный метрдотель .
Верный традициям французского военно-морского флота, Клемансо принял на борт многочисленных художников-художников, одних на неделю, других на два месяца.
Утилизация
[ редактировать ]
31 декабря 2005 года Клемансо покинул Тулон для разборки в Аланге , Индия, несмотря на протесты по поводу неправильной утилизации и отсутствия средств для обращения с токсичными отходами. [ нужна ссылка ]
6 января 2006 года Верховный суд Индии временно запретил доступ к Алангу. [9] января его высадили на борт активисты, удерживали египетские власти, а затем он проследовал Суэцкий канал После того, как 15 , решение Государственного совета обязало Клемансо вернуться во французские воды. [10] Компания Able UK , базирующаяся на верфи Грейторп недалеко от Хартлпула, получила контракт на разборку с использованием общепринятых методов утилизации корабля. [11] [12] Демонтаж начался 18 ноября 2009 года и завершился к концу 2010 года.
Общее расположение
[ редактировать ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- В 1985 году телевизионный рекламный ролик автомобиля Citroën Visa снимался на борту Клемансо GTI . В гонке машина сражается с Dassault Étendard IV ; оба продолжают движение с конца авианосца, при этом небольшой автомобиль ненадолго поспевает за самолетом, прежде чем упасть в океан. Однако через несколько секунд машина триумфально появляется на носу всплывшей «Агоста» подводной лодки класса .
Галерея
[ редактировать ]-
Super Étendard и Crusader на борту Клемансо в 1988 году.
-
Клеменко Корабельный штурвал
-
Пульт управления одной из маршевых машин
-
Super Etendard в катапульте (16 июля 1997 г.)
-
Супер Стандарт на катапультной палубе
-
Пушка и турель
-
румянец
-
Отправление в путешествие
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Новый корабль-призрак направляется в Тиссайд» . Новости Би-би-си . 8 февраля 2009 года . Проверено 8 февраля 2009 г.
- ^ «Работы по кораблям-призракам завершены» . Почта Хартлпула . 20 января 2011 года. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 28 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Клемансо» . GlobalSecurity.org. 10 июня 2013 года . Проверено 24 октября 2014 г.
- ^ Марк Телери, Знакомство с французскими ударными силами (1945–2010) , Stock, 1997, стр.100.
- ^ «Французская подводная лодка Minerve найдена после исчезновения в 1968 году» . Новости Би-би-си . 2019 . Проверено 29 июля 2019 г.
- ^ Рош, Жан-Мишель. «Ла Марин в Муруроа» . netmarine.net (на французском языке) . Проверено 24 октября 2014 г.
- ^ «Порт-авион Клемансо» . ffaa.net (на французском языке). 19 февраля 2011 года . Проверено 24 октября 2014 г.
- ^ «История CV Клемансо» . Архивировано из оригинала 26 сентября 2020 года . Проверено 24 мая 2008 г.
- ^ Зубайр Ахмед (6 января 2006 г.). «Держись подальше, — говорит Индия токсичному кораблю» . Новости Би-би-си . Проверено 5 марта 2009 г.
- ^ «Ширак заказывает «токсичный» корабль домой» . Новости Би-би-си. 16 января 2006 г. Проверено 5 марта 2009 г.
- ^ «Похвала «токсичной» утилизации кораблей» . Новости BBC онлайн . 4 января 2010 г.
Демонтаж бывшего здания Клемансо – позитивная и новаторская операция в Европе.
- ^ «Корабль-призрак прибывает на северо-восток» . Новости Би-би-си. 8 февраля 2009 года . Проверено 5 марта 2009 г.
Библиография
[ редактировать ]- Международный штаб военного корабля (1986). «Вопрос 27/84». Военный корабль Интернешнл . XXIII (3): 318. ISSN 0043-0374 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бонифаций, Патрик (сентябрь 2015 г.), «Авианосцы Клемансо», поставки ежемесячно : 46–49.
- Мулен, Жан (2020). Все авианосцы Франции: с 1912 года сегодняшний день по . Коллекция кораблей и истории военно-морских сил мира (на французском языке). Полет. 35. Ле Вижен, Франция: Лела Пресс. ISBN 978-2-37468-035-4 .
- Мулен, Жан и Джордан, Джон (2023). « Клемансо и Фош : первые современные авианосцы Франции». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2023 . Оксфорд: Издательство Osprey. стр. 26–47. ISBN 978-1-4728-5713-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- (на французском языке) Авианосец Клемансо на Алабордаше [ постоянная мертвая ссылка ]
- Смертоносное судно : репортаж о судне в индийском новостном журнале Frontline
- Победа: Токсичный военный корабль «Клемансо» вернулся во Францию! : Взгляд Гринпис на противоречие