Богослов-самоучка
Автор | Ибн ан-Нафис |
---|---|
Оригинальное название | Трактат Камиля о биографии Пророка |
Язык | арабский |
Жанр | Богословская фантастика |
Теолог-автодидактус (англ. «Теолог-самоучка») — арабский роман, написанный ан-Нафисом , первоначально называвшийся «Трактат Камиля о биографии Пророка ( араб . Ибн » Адиль ибн Натик («Книга Фадиля ибн Натика»). Оно было написано где-то между 1268 и 1277 годами. [1] и считается одним из самых ранних примеров романа в арабской литературе . Роман содержит элементы научной фантастики и является ранним примером сказки о взрослении и истории необитаемого острова . [2] Частично это был ответ на философский роман «Хай ибн Якдан» андалузского писателя Ибн Туфаила . [3]
Сюжет
[ редактировать ]Главный герой истории — Камил, самоучка дикий ребенок- , который спонтанно зарождается в пещере и живет в уединении на необитаемом острове. [2] В конце концов, он вступает в контакт с внешним миром после прибытия потерпевших кораблекрушение и застрявших на острове. [1] а позже забрать его с собой обратно в цивилизованный мир. Сюжет постепенно перерастает в историю о взрослении, а затем включает в себя элементы научной фантастики, когда достигает кульминации — катастрофического апокалипсиса конца света. [2]
Темы
[ редактировать ]Ибн ан-Нафис использует этот сюжет для выражения многих своих собственных религиозных, философских и научных тем по широкому кругу предметов, включая биологию , космологию , эмпиризм , эпистемологию , экспериментирование , футурологию , геологию , исламскую эсхатологию , натурфилософию , философию история и социология , философия религии , физиология , психология и телеология . Таким образом, Ибн ан-Нафис был одним из пионеров философского романа . Через историю Камиля Ибн ан-Нафис попытался установить, что человеческий разум способен выводить естественные, философские и религиозные истины Вселенной посредством рассуждений и логического мышления . «Истины», представленные в этой истории, включают необходимое существование бога, жизнь и учения исламских пророков , а также анализ прошлого, настоящего и будущего, включая происхождение человеческого рода и общее предсказание будущее на основе историзма и исторического детерминизма . Последние две главы повести напоминают сюжет научной фантастики, где конец света, судный день , воскресение и загробная жизнь предсказаны и научно объяснены с использованием его собственных эмпирических знаний в области биологии, астрономии, космологии и геологии. Одной из основных целей Theologus Autodidactus было объяснение исламских религиозных учений с точки зрения науки и философии посредством использования вымышленного повествования, следовательно, это была попытка примирить разум с откровением и стереть грань между ними. [2]
Ибн ан-Нафис описал книгу как защиту «системы ислама и мусульманских доктрин о миссиях пророков, религиозных законах, воскресении тела и бренности мира». Он представляет рациональные аргументы в пользу телесного воскресения и бессмертия человеческой души , используя как доказательные рассуждения, так и материалы из корпуса хадисов, чтобы доказать свою точку зрения. [1] В романе также есть ссылки на его новую физиологию и теории малого кровообращения и пульсации, которые он использует для оправдания телесного воскресения. Таким образом, некоторые утверждали, что именно его попытки доказать телесное воскресение привели его к открытию малого круга кровообращения. [1] Более поздние исламские ученые рассматривали эту работу как ответ на метафизическое утверждение Авиценны о том, что телесное воскресение не может быть доказано разумом, - точка зрения, которая ранее подвергалась критике со стороны аль-Газали . [1]
Сюжет «Теолога-автодидакта» был задуман как ответ Ибн Туфаилу (Абубасеру), написавшему первый арабский роман «Хай ибн Якдан» ( «Философ-автодидактус» ), который сам по себе был ответом на аль-Газали » «Непоследовательность философов . Таким образом, Ибн ан-Нафис написал повествование о Теологе Автодидакте как опровержение аргументов Абубакера в «Философе Автодидакте» . В обоих этих повествованиях были главные герои (Хей в «Философе-автодидакте» и Камил в «Теологе-автодидакте» ), которые были личностями-самоучками, спонтанно возникшими в пещере и живущими в уединении на необитаемом острове, и оба были самыми ранними примерами истории необитаемого острова. Однако, в то время как Хэй живет один с животными на необитаемом острове до конца истории в Philosophus Autodidactus , история Камила выходит за пределы обстановки необитаемого острова в Theologis Autodidactus , развиваясь в сюжет о взрослении и в конечном итоге становясь первым пример научно-фантастического романа. Цель этой меняющейся структуры истории в Теолог-автодидактус должен был опровергнуть аргумент Абубакера о том, что автодидактизм может привести к тем же религиозным истинам, что и откровение , тогда как Ибн ан-Нафис считал, что религиозные истины могут быть достигнуты только через откровение, которое представлено через взаимодействие Камиля с другими людьми. [1]
Биомедицинские порции
[ редактировать ]Theologis Autodidactus также содержит некоторые отрывки, имеющие значение для медицины , особенно физиологии и биологии , например следующее утверждение: [2]
«Как тело, так и его части находятся в состоянии постоянного растворения и питания , поэтому они неизбежно претерпевают постоянные изменения».
Это рассматривается как первый пример концепции метаболизма , которая включает в себя катаболизм , при котором живая материя распадается на простые вещества, и анаболизм , при котором пища превращается в живую материю. [2]
Теолог Автодидактус также критикует идею использования вина в качестве самолечения, идею, в которую верили древнегреческие врачи, а также некоторые неортодоксальные мусульманские врачи в его время, несмотря на исламский культурный, но не коранический запрет на алкоголь. Далее в романе утверждается, что употребление алкоголя, а также распространенность гомосексуализма среди небольшого меньшинства мусульман того времени были причиной вторжений монголов в исламские земли в качестве божественного наказания. [1]
В романе также есть упоминание о малом круге кровообращения, которое Ибн ан-Нафис ранее описал в своем «Комментарии к анатомии в Каноне Авиценны» , которое кратко описывается персонажем Камилем, когда он наблюдает за сердцем: [1]
«[Его] правый желудочек наполнен кровью, а левый желудочек наполнен духом».
В другом отрывке есть ссылка на теорию пульсации Ибн ан-Нафиса: [1]
«Его левый желудочек наполнен духом, и этот желудочек сокращается, тем самым посылаяэтот дух в артериях к органам. Затем он расширяется, и этот дух возвращается в него».
Ибн ан-Нафис использует свои новые системы анатомии, физиологии и психологии, которые он разработал в своих предыдущих работах, чтобы защитить свои взгляды на телесное воскресение в Theologis Autodidactus . Возможно, это было одной из причин, первоначально побудивших его открыть малое кровообращение. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Фэнси, Нахайян А.Г. (2006). «Легочный транзит и телесное воскресение: взаимодействие медицины, философии и религии в трудах Ибн ан-Нафиса (ум. 1288)» . Электронные диссертации и диссертации . Университет Нотр-Дам .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Доктор Абу Шади Аль-Руби (1982), «Ибн ан-Нафис как философ», Симпозиум по Ибн ан-Нафису , Вторая международная конференция по исламской медицине: Исламская медицинская организация, Кувейт ( ср. Ибн ан-Нафис как философ , Энциклопедия исламского мира [1] )
- ^ Мухсин Махди (1974), « Богослов-самодидактус Ибн ат-Нафиса Макса Мейерхофа, Джозефа Шахта», Журнал Американского восточного общества 94 (2), стр. 232-234.