Вендский крестовый поход
Вендский крестовый поход | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Северных крестовых походов | |||||||||
![]() Захват вендов | |||||||||
| |||||||||
Воюющие стороны | |||||||||
Командиры и лидеры | |||||||||
|
|
Вендский крестовый поход ( нем . Wendenkreuzzug ) — военная кампания 1147 года, один из Северных крестовых походов , возглавлявшийся преимущественно Королевством Германия в составе Священной Римской империи и направленный против полабских славян (или « вендов »). Венды состояли из славянских племен абротритов , рани , лютицианцев , вагарцев и померанцев , которые жили к востоку от реки Эльбы на территории современной северо-восточной Германии и Польши. [ 1 ]
Земли, населенные венедами, были богаты ресурсами, что сыграло решающую роль в мотивации тех, кто участвовал в крестовом походе. Мягкий климат Прибалтики позволял заниматься земледелием и животноводством. Животные этого региона также были покрыты густым мехом, что способствовало зависимости от торговли мехом. Доступ к береговой линии также способствовал развитию рыболовных и торговых сетей. [ 2 ] Эта земля была привлекательна своими ресурсами, и крестовый поход предоставил благородным семьям возможность получить ее часть.
К началу XII века немецкие архиепископства Бремена и Магдебурга стремились к обращению в христианство соседних языческих западных славян мирным путем. [ 3 ] Во время подготовки Второго крестового похода на Святую Землю была издана папская булла в поддержку крестового похода против этих славян. Славянский лидер Никлот упреждающе вторгся в Вагрия в июне 1147 года, что привело к маршу крестоносцев позже тем же летом. Они добились якобы насильственного крещения славян в Добине , но были отброшены от Деммина . Другая армия крестоносцев двинулась на уже христианский город Щецин (Штеттин), после чего крестоносцы по прибытии разошлись (см. Ниже).
Христианская армия, состоящая в основном из саксов и датчан , вынудила дань от славян-язычников и подтвердила контроль Германии над Вагрией и Полабией посредством колонизации, но не смогла сразу обратить большую часть населения в свою веру.
Фон
[ редактировать ]Династия Оттонов поддерживала расширение Священной Римской империи на восток в сторону вендских (западнославянских) земель в 10 веке. Походы короля Генриха Птицелова и императора Оттона Великого привели к введению бургвардов для защиты немецких завоеваний в землях сорбов . Лейтенанты Отто, маркграфы Геро и Герман Биллунг , двинулись на восток и север соответственно, чтобы потребовать дань от побежденных славян. Епископства были созданы в Мейсене , Бранденбурге , Хафельберге и Ольденбурге для управления территорией. Большинство вендских племен были обращены в христианство в результате немецких завоеваний, но в 983 году они вернулись к язычеству, когда великое славянское восстание свело на нет первоначальные завоевания Германии. [ 4 ] Хотя бургварды позволили саксам сохранить контроль над Мейсеном, они потеряли Бранденбург и Хафельберг. Река Эльба затем стала восточной границей немецко-римского контроля.
К началу 12 века архиепископства Бремена , Магдебурга и Гнезно стремились обратить славян-язычников в христианство мирными средствами: среди известных миссионеров были Вицелин , Норберт Ксантенский и Отто Бамбергский (отправленный в Померанию Болеславом III Кримутом из Польши) . ). Не имея поддержки со стороны Салианской династии Священной Римской империи , светские саксонские князья, стремившиеся к славянским территориям, оказались в военном тупике со своими противниками. Христиане, особенно саксы из Гольштейна , и язычники совершали набеги друг на друга через Лимес Саксонский , обычно ради дани .
Идея крестового похода против вендов впервые возникла в Магдебургском письме, первоначально отправленном примерно в 1107–1110 годах, в котором анонимный автор обращается с апелляцией против вендов. [ 5 ] В Магдебургском письме доказывается, что венды являются язычниками и что любая борьба с ними оправдана, а земля, на которой они живут, является «нашим Иерусалимом». [ 6 ] В письме не предлагается никаких формальных духовных послаблений, кроме общего спасения души, но делается акцент на приобретении земли. Автор говорит: «Эти язычники [язычники] самые злые, но их земля самая лучшая, богатая мясом, медом, зерном и птицами; и если бы она была хорошо обработана, никто не мог бы сравниться с ней по богатству ее продуктов». Так говорят те, кто это знает. Итак, прославленнейшие саксонцы, французы, лотарингцы и фламандцы и завоеватели мира, это повод для вас спасти свои души и, если хотите, приобрести лучшую землю, на которой можно. жить». [ 7 ] Ссылки на богатство ресурсов славянских земель были бы особенно привлекательны для тех, кто был мотивирован материальной выгодой. Магдебургское письмо утвердило идеи северного крестового похода и приобретения земель, которые сыграют определяющую роль в Вендишском крестовом походе.
В 1140–1143 годах голзатская знать продвинулась в Вагрия, чтобы навсегда поселиться на землях языческого Вагри . Граф Адольф II Гольштейнский и Генрих Бадевидский взяли под свой контроль полабские поселения, которые позже стали Любеком и Ратцебургом ; Впоследствии Вицелин был поставлен епископом в Ольденбурге . миру с главой конфедерации ободритов Никлотом Адольф стремился к и поощрял немецкую колонизацию и миссионерскую деятельность в Вагрии. [ 8 ]
Падение Эдессы в Сирии в 1144 году потрясло христианский мир , заставив папу Евгения III и св. Бернара Клервоского проповедовать Второй крестовый поход, чтобы усилить Утремер . В то время как многие южные немцы вызвались участвовать в крестовом походе на Ближнем Востоке , северогерманские саксы сопротивлялись этому. Они рассказали Бернару о своем желании вести кампанию против славян на заседании рейхстага во Франкфурте 13 марта 1147 года. Венды рассматривались как угроза христианскому миру, поскольку они были отступниками, а это означало, что крестовый поход против них будет оправдан. [ 9 ] Одобрив план саксов, папа Евгений III издал 11 апреля 1147 года папскую буллу , известную как Divina dispensatione . В рамках буллы Евгений III выполнил и подтвердил обещание, данное Бернаром, о том, что те же самые послабления будут предложены тем, кто вели крестовый поход против вендов, как и те, кто отправился воевать на Ближний Восток. Эти послабления предлагали полное прощение грехов, а это означало, что не должно было быть никакой разницы между духовными наградами разных крестоносцев. [ 10 ] В крестовый поход против славянских язычников вызвались в первую очередь датчане , саксы и поляки . [ 11 ] хотя были и богемцы . [ 12 ] Проповедуя крестовый поход, Бернард опасался, что его участники делали это только ради возможной материальной выгоды. Пытаясь убедить крестоносцев сосредоточиться на духовном обращении, Бернар сказал: «Мы полностью запрещаем заключать перемирие по любой причине с этими людьми [вендами] ни за деньги, ни за дань, до тех пор, пока с помощью Бога либо их религия или их нация будут уничтожены», — это было условие, добавленное к папской булле. [ 13 ] Немецкая монархия не принимала участия в крестовом походе, которым руководили саксонские семьи, такие как асканцы , веттины и шауэнбургеры . [ 14 ] Папский легат Ансельм Хафельбергский был назначен общим командованием.
Война
[ редактировать ]
Расстроенный участием Адольфа в крестовом походе, Никлот упреждающе вторгся в Вагрию в июне 1147 года и вместе с вагрианами уничтожил недавно заселенные фламандские и фризские деревни, что привело к маршу крестоносцев в конце лета 1147 года. Атаковав первым, Никлот дал дальнейшие оправдание крестового похода, поскольку он узаконил вендов как серьезную угрозу христианскому миру . Изгнав ободритов со своей территории, Адольф подписал мирный договор с Никлотом. Остальные христианские крестоносцы нацелились на ободритовский форт Добин и лютицианский форт Деммин .
атакующих Добина, входили датчане Канут V и Свен III , архиепископ Бременский Адальберт II и герцог Генрих Лев Саксонский В состав сил , . Избегая генеральных сражений, Никлот умело защищал болотистую местность Добина. Одна армия датчан была разбита славянами из Добина, а другой пришлось защищать датский флот от союзников Никлота рани Рюгена , . Генрих и Адальберт поддерживали осаду Добина после отступления датчан. Когда некоторые крестоносцы выступали за опустошение сельской местности, другие возражали, спрашивая: «Разве мы не опустошаем землю, а народ, с которым мы сражаемся, — наш народ?» [ 2 ] Саксонская армия под командованием Генриха Льва отступила после того, как Никлот согласился провести крещение гарнизона Добина .
Саксонскую армию, направленную против Деммина, возглавляли несколько епископов, в том числе епископы Майнца , Хальберштадта , Мюнстера , Мерзебурга , Бранденбурга , Ольмюца и епископ Ансельм Гафельбергский . Хотя их заявленной целью было добиться обращения язычников, большинство из них также стремились получить дополнительную территорию и десятину для своих епархий; Аббат Вибальд из Корвей отправился в надежде приобрести остров Рюген . В кампанию Деммина также включились светские маркграфы Конрад I и Альберт Медведь , которые надеялись расширить свои походы . Королевский польский контингент хотел присоединить к Лебусскому епископству . Маршируя из Магдебурга , Альберт Медведь вернул Хафельберг , потерянный после славянского восстания 983 года. Затем крестоносцы разрушили языческий храм и замок в Мальхове . После неудачной осады Деммина маркграфы отвлекли отряд крестоносцев для нападения на центральную Померанию . Они достигли уже христианского города Щецина , после чего крестоносцы разошлись после встречи с епископом Адальбертом Померанским. and Duke Ratibor I of Pomerania .
Последствия
[ редактировать ]Вендишский крестовый поход дал неоднозначные результаты. В то время как саксы подтвердили свое владение Вагрией и Полабией, Никлот сохранил контроль над землями ободритов к востоку от Любека. Саксы также получили дань от Никлота, позволили колонизировать епископство Хафельберг и освободили некоторых датских пленников. Однако разрозненные христианские лидеры, в основном Канут и Свейн, относились к своим коллегам с подозрением и обвиняли друг друга в саботаже кампании.
По словам Бернара Клервоского , целью крестового похода была борьба с славянами-язычниками «до тех пор, пока с помощью Божией они не будут обращены или истреблены». [ 15 ] Однако крестовому походу не удалось добиться обращения большинства вендов. Проповедуя крестовый поход, Бернар призывал не заключать перемирие и не принимать какую-либо форму дани, но, как уже упоминалось, крестоносцы действительно получали дань от Никлота, что способствовало восприятию Бернардом крестового похода как неудачного. Саксы добились в значительной степени символического обращения в Добин, поскольку славяне вернулись к своим языческим верованиям после того, как христианские армии рассеялись; Альберт Померанский объяснил: «Если бы они пришли укрепить христианскую веру… им следовало бы сделать это проповедью, а не оружием». [ 16 ] Не было ни венедского духовенства, ни христианской литературы, переведенной на язык вендов. [ 17 ] Без каких-либо институтов принудительное обращение венедов не было устойчивым. Единственные успешные преобразования были осуществлены датчанами. Датчане отбили остров Рюген в 1168 году и смогли повторно христианизировать его, основав церкви и позволив принцу Яромиту Рюгенскому оставаться у власти после того, как он полностью принял христианство. [ 18 ] Датчанам удалось добиться успеха благодаря своему методу поощрения христианства, а не сосредоточению внимания исключительно на контроле над недавно приобретенными землями.
Таким образом, крестовый поход можно было рассматривать как успех с точки зрения успешного приобретения славянских земель, поскольку он способствовал колонизации немецкими поселенцами. Он также начал длительный крестовый поход против вендов, который длился до конца двенадцатого века. К 1160-м годам большая часть вендов перешла под контроль саксов или датчан. Однако в 1180 году, когда Генрих Лев и император Фридрих I Барбаросса поссорились, датчане смогли установить политический контроль над большей частью региона. [ 19 ] Эффект Вендишского крестового похода был длительным, поскольку он оказал влияние на расширение политической и колониальной власти в Балтийском регионе.
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Филлипс, Джонатан. Второй крестовый поход: расширение границ христианского мира . п. 228.
- ^ Jump up to: а б Кристиансен, Северные крестовые походы , 8.
- ^ Медли, DJ, Церковь и империя , Kessinger Publishing, 2004, стр.152, ISBN 1-4191-5673-X
- ^ Мюррей. Крестовые походы: Энциклопедия . п. 1265.
- ^ Драгнея. Божественная месть и человеческое правосудие в Вендишском крестовом походе 1147 года . п. 51.
- ^ Драгнея. Божественная месть и человеческое правосудие в Вендишском крестовом походе 1147 года . п. 52.
- ^ Драгнея. Божественная месть и человеческое правосудие в Вендишском крестовом походе 1147 года . п. 53.
- ^ Барракло, Истоки современной Германии , 263.
- ^ Драгнея. Божественная месть и человеческое правосудие в Вендишском крестовом походе 1147 года . стр. 58–63.
- ^ Мюррей. Крестовые походы: Энциклопедия . п. 1266.
- ^ Дэвис, Европа: История , 362.
- ^ Херрманн, Славяне в Германии , 326.
- ^ Драгнея. Божественная месть и человеческое правосудие в Вендишском крестовом походе 1147 года . п. 62.
- ^ Херрманн, Славяне в Германии , 328.
- ^ Кристиансен, Северные крестовые походы, 53.
- ^ Кристиансен, Северные крестовые походы, 54.
- ^ Флетчер. Варварское обращение . п. 450.
- ^ Флетчер. Варварское обращение . стр. 448–449.
- ^ Мюррей. Крестовые походы: Энциклопедия . п. 1268.
Ссылки
[ редактировать ]- Барракло, Джеффри (1984). Истоки современной Германии . Нью-Йорк: WW Norton & Company. п. 481. ИСБН 0-393-30153-2 .
- Кристиансен, Эрик (1997). Северные крестовые походы . Лондон: Книги Пингвина. п. 287 . ISBN 0-14-026653-4 .
- Дэвис, Норман (1996). Европа: История . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 1365 . ISBN 0-06-097468-0 .
- Драгня, Михай. Божественная месть и человеческое правосудие в Вендском крестовом походе 1147 года. Collegium Medievale 2016: по состоянию на 20 апреля 2018 г. Божественная месть и человеческое правосудие в Вендском крестовом походе 1147 года.
- Флетчер, Ричард. Варварское обращение . Нью-Йорк: Генри Холт и компания, 1998.
- Херрманн, Иоахим (1970). Славяне в Германии . Берлин: Akademie-Verlag GmbH. п. 530.
- Мюррей, Алан В., изд. 2006. Крестовые походы: Энциклопедия . Санта-Барбара: ABC-CLIO, по состоянию на 22 апреля 2018 г.
- Филлипс, Джонатан (2007). Второй крестовый поход: расширение границ христианского мира . Нью-Хейвен, Лондон: Издательство Йельского университета.