Jump to content

Вендский крестовый поход

Вендский крестовый поход
Часть Северных крестовых походов
Вендский крестовый поход
Захват вендов
Дата 1147
Расположение
Результат Военная победа крестоносцев, успешное частичное обращение западных славян, а Никлот и Прибислав согласились принять католицизм.
Территориальный
изменения
Марш Бранденбурга отвоевывает Хафельберг , графство Гольштейн изгоняет вендов.
Воюющие стороны
Командиры и лидеры
  • Никлот
  • Прибислав из Вагрии
  • Ratibor I of Pomerania
  • Вендский крестовый поход ( нем . Wendenkreuzzug ) — военная кампания 1147 года, один из Северных крестовых походов , возглавлявшийся преимущественно Королевством Германия в составе Священной Римской империи и направленный против полабских славян (или « вендов »). Венды состояли из славянских племен абротритов , рани , лютицианцев , вагарцев и померанцев , которые жили к востоку от реки Эльбы на территории современной северо-восточной Германии и Польши. [ 1 ]

    Земли, населенные венедами, были богаты ресурсами, что сыграло решающую роль в мотивации тех, кто участвовал в крестовом походе. Мягкий климат Прибалтики позволял заниматься земледелием и животноводством. Животные этого региона также были покрыты густым мехом, что способствовало зависимости от торговли мехом. Доступ к береговой линии также способствовал развитию рыболовных и торговых сетей. [ 2 ] Эта земля была привлекательна своими ресурсами, и крестовый поход предоставил благородным семьям возможность получить ее часть.

    К началу XII века немецкие архиепископства Бремена и Магдебурга стремились к обращению в христианство соседних языческих западных славян мирным путем. [ 3 ] Во время подготовки Второго крестового похода на Святую Землю была издана папская булла в поддержку крестового похода против этих славян. Славянский лидер Никлот упреждающе вторгся в Вагрия в июне 1147 года, что привело к маршу крестоносцев позже тем же летом. Они добились якобы насильственного крещения славян в Добине , но были отброшены от Деммина . Другая армия крестоносцев двинулась на уже христианский город Щецин (Штеттин), после чего крестоносцы по прибытии разошлись (см. Ниже).

    Христианская армия, состоящая в основном из саксов и датчан , вынудила дань от славян-язычников и подтвердила контроль Германии над Вагрией и Полабией посредством колонизации, но не смогла сразу обратить большую часть населения в свою веру.

    Династия Оттонов поддерживала расширение Священной Римской империи на восток в сторону вендских (западнославянских) земель в 10 веке. Походы короля Генриха Птицелова и императора Оттона Великого привели к введению бургвардов для защиты немецких завоеваний в землях сорбов . Лейтенанты Отто, маркграфы Геро и Герман Биллунг , двинулись на восток и север соответственно, чтобы потребовать дань от побежденных славян. Епископства были созданы в Мейсене , Бранденбурге , Хафельберге и Ольденбурге для управления территорией. Большинство вендских племен были обращены в христианство в результате немецких завоеваний, но в 983 году они вернулись к язычеству, когда великое славянское восстание свело на нет первоначальные завоевания Германии. [ 4 ] Хотя бургварды позволили саксам сохранить контроль над Мейсеном, они потеряли Бранденбург и Хафельберг. Река Эльба затем стала восточной границей немецко-римского контроля.

    К началу 12 века архиепископства Бремена , Магдебурга и Гнезно стремились обратить славян-язычников в христианство мирными средствами: среди известных миссионеров были Вицелин , Норберт Ксантенский и Отто Бамбергский (отправленный в Померанию Болеславом III Кримутом из Польши) . ). Не имея поддержки со стороны Салианской династии Священной Римской империи , светские саксонские князья, стремившиеся к славянским территориям, оказались в военном тупике со своими противниками. Христиане, особенно саксы из Гольштейна , и язычники совершали набеги друг на друга через Лимес Саксонский , обычно ради дани .

    Идея крестового похода против вендов впервые возникла в Магдебургском письме, первоначально отправленном примерно в 1107–1110 годах, в котором анонимный автор обращается с апелляцией против вендов. [ 5 ] В Магдебургском письме доказывается, что венды являются язычниками и что любая борьба с ними оправдана, а земля, на которой они живут, является «нашим Иерусалимом». [ 6 ] В письме не предлагается никаких формальных духовных послаблений, кроме общего спасения души, но делается акцент на приобретении земли. Автор говорит: «Эти язычники [язычники] самые злые, но их земля самая лучшая, богатая мясом, медом, зерном и птицами; и если бы она была хорошо обработана, никто не мог бы сравниться с ней по богатству ее продуктов». Так говорят те, кто это знает. Итак, прославленнейшие саксонцы, французы, лотарингцы и фламандцы и завоеватели мира, это повод для вас спасти свои души и, если хотите, приобрести лучшую землю, на которой можно. жить». [ 7 ] Ссылки на богатство ресурсов славянских земель были бы особенно привлекательны для тех, кто был мотивирован материальной выгодой. Магдебургское письмо утвердило идеи северного крестового похода и приобретения земель, которые сыграют определяющую роль в Вендишском крестовом походе.

    В 1140–1143 годах голзатская знать продвинулась в Вагрия, чтобы навсегда поселиться на землях языческого Вагри . Граф Адольф II Гольштейнский и Генрих Бадевидский взяли под свой контроль полабские поселения, которые позже стали Любеком и Ратцебургом ; Впоследствии Вицелин был поставлен епископом в Ольденбурге . миру с главой конфедерации ободритов Никлотом Адольф стремился к и поощрял немецкую колонизацию и миссионерскую деятельность в Вагрии. [ 8 ]

    Падение Эдессы в Сирии в 1144 году потрясло христианский мир , заставив папу Евгения III и св. Бернара Клервоского проповедовать Второй крестовый поход, чтобы усилить Утремер . В то время как многие южные немцы вызвались участвовать в крестовом походе на Ближнем Востоке , северогерманские саксы сопротивлялись этому. Они рассказали Бернару о своем желании вести кампанию против славян на заседании рейхстага во Франкфурте 13 марта 1147 года. Венды рассматривались как угроза христианскому миру, поскольку они были отступниками, а это означало, что крестовый поход против них будет оправдан. [ 9 ] Одобрив план саксов, папа Евгений III издал 11 апреля 1147 года папскую буллу , известную как Divina dispensatione . В рамках буллы Евгений III выполнил и подтвердил обещание, данное Бернаром, о том, что те же самые послабления будут предложены тем, кто вели крестовый поход против вендов, как и те, кто отправился воевать на Ближний Восток. Эти послабления предлагали полное прощение грехов, а это означало, что не должно было быть никакой разницы между духовными наградами разных крестоносцев. [ 10 ] В крестовый поход против славянских язычников вызвались в первую очередь датчане , саксы и поляки . [ 11 ] хотя были и богемцы . [ 12 ] Проповедуя крестовый поход, Бернард опасался, что его участники делали это только ради возможной материальной выгоды. Пытаясь убедить крестоносцев сосредоточиться на духовном обращении, Бернар сказал: «Мы полностью запрещаем заключать перемирие по любой причине с этими людьми [вендами] ни за деньги, ни за дань, до тех пор, пока с помощью Бога либо их религия или их нация будут уничтожены», — это было условие, добавленное к папской булле. [ 13 ] Немецкая монархия не принимала участия в крестовом походе, которым руководили саксонские семьи, такие как асканцы , веттины и шауэнбургеры . [ 14 ] Папский легат Ансельм Хафельбергский был назначен общим командованием.

    Герцогства Генриха Саксония и Бавария

    Расстроенный участием Адольфа в крестовом походе, Никлот упреждающе вторгся в Вагрию в июне 1147 года и вместе с вагрианами уничтожил недавно заселенные фламандские и фризские деревни, что привело к маршу крестоносцев в конце лета 1147 года. Атаковав первым, Никлот дал дальнейшие оправдание крестового похода, поскольку он узаконил вендов как серьезную угрозу христианскому миру . Изгнав ободритов со своей территории, Адольф подписал мирный договор с Никлотом. Остальные христианские крестоносцы нацелились на ободритовский форт Добин и лютицианский форт Деммин .

    атакующих Добина, входили датчане Канут V и Свен III , архиепископ Бременский Адальберт II и герцог Генрих Лев Саксонский В состав сил , . Избегая генеральных сражений, Никлот умело защищал болотистую местность Добина. Одна армия датчан была разбита славянами из Добина, а другой пришлось защищать датский флот от союзников Никлота рани Рюгена , . Генрих и Адальберт поддерживали осаду Добина после отступления датчан. Когда некоторые крестоносцы выступали за опустошение сельской местности, другие возражали, спрашивая: «Разве мы не опустошаем землю, а народ, с которым мы сражаемся, — наш народ?» [ 2 ] Саксонская армия под командованием Генриха Льва отступила после того, как Никлот согласился провести крещение гарнизона Добина .

    Саксонскую армию, направленную против Деммина, возглавляли несколько епископов, в том числе епископы Майнца , Хальберштадта , Мюнстера , Мерзебурга , Бранденбурга , Ольмюца и епископ Ансельм Гафельбергский . Хотя их заявленной целью было добиться обращения язычников, большинство из них также стремились получить дополнительную территорию и десятину для своих епархий; Аббат Вибальд из Корвей отправился в надежде приобрести остров Рюген . В кампанию Деммина также включились светские маркграфы Конрад I и Альберт Медведь , которые надеялись расширить свои походы . Королевский польский контингент хотел присоединить к Лебусскому епископству . Маршируя из Магдебурга , Альберт Медведь вернул Хафельберг , потерянный после славянского восстания 983 года. Затем крестоносцы разрушили языческий храм и замок в Мальхове . После неудачной осады Деммина маркграфы отвлекли отряд крестоносцев для нападения на центральную Померанию . Они достигли уже христианского города Щецина , после чего крестоносцы разошлись после встречи с епископом Адальбертом Померанским. and Duke Ratibor I of Pomerania .

    Последствия

    [ редактировать ]

    Вендишский крестовый поход дал неоднозначные результаты. В то время как саксы подтвердили свое владение Вагрией и Полабией, Никлот сохранил контроль над землями ободритов к востоку от Любека. Саксы также получили дань от Никлота, позволили колонизировать епископство Хафельберг и освободили некоторых датских пленников. Однако разрозненные христианские лидеры, в основном Канут и Свейн, относились к своим коллегам с подозрением и обвиняли друг друга в саботаже кампании.

    По словам Бернара Клервоского , целью крестового похода была борьба с славянами-язычниками «до тех пор, пока с помощью Божией они не будут обращены или истреблены». [ 15 ] Однако крестовому походу не удалось добиться обращения большинства вендов. Проповедуя крестовый поход, Бернар призывал не заключать перемирие и не принимать какую-либо форму дани, но, как уже упоминалось, крестоносцы действительно получали дань от Никлота, что способствовало восприятию Бернардом крестового похода как неудачного. Саксы добились в значительной степени символического обращения в Добин, поскольку славяне вернулись к своим языческим верованиям после того, как христианские армии рассеялись; Альберт Померанский объяснил: «Если бы они пришли укрепить христианскую веру… им следовало бы сделать это проповедью, а не оружием». [ 16 ] Не было ни венедского духовенства, ни христианской литературы, переведенной на язык вендов. [ 17 ] Без каких-либо институтов принудительное обращение венедов не было устойчивым. Единственные успешные преобразования были осуществлены датчанами. Датчане отбили остров Рюген в 1168 году и смогли повторно христианизировать его, основав церкви и позволив принцу Яромиту Рюгенскому оставаться у власти после того, как он полностью принял христианство. [ 18 ] Датчанам удалось добиться успеха благодаря своему методу поощрения христианства, а не сосредоточению внимания исключительно на контроле над недавно приобретенными землями.

    Таким образом, крестовый поход можно было рассматривать как успех с точки зрения успешного приобретения славянских земель, поскольку он способствовал колонизации немецкими поселенцами. Он также начал длительный крестовый поход против вендов, который длился до конца двенадцатого века. К 1160-м годам большая часть вендов перешла под контроль саксов или датчан. Однако в 1180 году, когда Генрих Лев и император Фридрих I Барбаросса поссорились, датчане смогли установить политический контроль над большей частью региона. [ 19 ] Эффект Вендишского крестового похода был длительным, поскольку он оказал влияние на расширение политической и колониальной власти в Балтийском регионе.

    См. также

    [ редактировать ]
    1. ^ Филлипс, Джонатан. Второй крестовый поход: расширение границ христианского мира . п. 228.
    2. ^ Jump up to: а б Кристиансен, Северные крестовые походы , 8.
    3. ^ Медли, DJ, Церковь и империя , Kessinger Publishing, 2004, стр.152, ISBN   1-4191-5673-X
    4. ^ Мюррей. Крестовые походы: Энциклопедия . п. 1265.
    5. ^ Драгнея. Божественная месть и человеческое правосудие в Вендишском крестовом походе 1147 года . п. 51.
    6. ^ Драгнея. Божественная месть и человеческое правосудие в Вендишском крестовом походе 1147 года . п. 52.
    7. ^ Драгнея. Божественная месть и человеческое правосудие в Вендишском крестовом походе 1147 года . п. 53.
    8. ^ Барракло, Истоки современной Германии , 263.
    9. ^ Драгнея. Божественная месть и человеческое правосудие в Вендишском крестовом походе 1147 года . стр. 58–63.
    10. ^ Мюррей. Крестовые походы: Энциклопедия . п. 1266.
    11. ^ Дэвис, Европа: История , 362.
    12. ^ Херрманн, Славяне в Германии , 326.
    13. ^ Драгнея. Божественная месть и человеческое правосудие в Вендишском крестовом походе 1147 года . п. 62.
    14. ^ Херрманн, Славяне в Германии , 328.
    15. ^ Кристиансен, Северные крестовые походы, 53.
    16. ^ Кристиансен, Северные крестовые походы, 54.
    17. ^ Флетчер. Варварское обращение . п. 450.
    18. ^ Флетчер. Варварское обращение . стр. 448–449.
    19. ^ Мюррей. Крестовые походы: Энциклопедия . п. 1268.
    Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
    Arc.Ask3.Ru
    Номер скриншота №: 5da7e0f0982f89bde4a55e0c97c5c5d4__1715314680
    URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/d4/5da7e0f0982f89bde4a55e0c97c5c5d4.html
    Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
    Wendish Crusade - Wikipedia
    Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)