Йоханнес Банфи Хуньядес
Йоханнес Банфи Хуньядес | |
---|---|
Янош Банфихуньяди | |
Рожденный | 1576 |
Умер | 28 августа 1646 г. (70 лет) |
Род занятий | Алхимик , химик , металлург |
Супруг | Дороти Колтон |
Дети | 4; в том числе Йоханнес Банфи Хуньядес Младший, Элизабет Бенсон ( урожденная Банфи Хуньядес) |
Янош Банфихуньяди ( венгерский : Bánfihunyadi János ; 1576 – 28 августа 1646), более известный под своим латинизированным именем Йоханнес Банфи Хуньядес [б] или его псевдоним Ганс Хунгар , был венгерским алхимиком , химиком и металлургом . Он эмигрировал в Англию в 1608 году и заработал репутацию среди академических кругов Англии и Венгрии, общаясь с такими фигурами, как алхимик Артур Ди , астролог Уильям Лилли , врач Джонатан Годдард и учёный Кенельм Дигби .
Банфи Хуньядес родился в 1576 году в Надьбанье , Венгрия, и прошел обучение ювелирному делу в своем родном городе. Между 1606 и 1608 годами он совершил путешествие по Европе, проехав через Германию и прибыв в Англию к 1608 году. По прибытии он стал успешным ювелиром в Лондоне, несколько раз посещая Венгрию, прежде чем поселиться в Англии после женитьбы на Дороти Колтон в 1619 году, чтобы у которого у него было 4 детей. пригласил его Банфи Хуньядес поддерживал контакты с несколькими выдающимися венгерскими деятелями, и в 1633 году принц Трансильвании занять должность в запланированной им академии. В 1633 году Банфи Хуньядес занял должность в Грешам-колледже , читая лекции и экспериментируя по химии с несколькими выдающимися учеными колледжа вплоть до 1642 года. В 1646 году, перед запланированной поездкой с Артуром Ди в Венгрию в поисках сурьмы, Банфи Хуньядес умер 28 августа. [3]
Биография
[ редактировать ]Банфи Хуньядес родился в 1576 году в Ривулус Доминарум (Надьбанья), тогда входившем в состав Венгерского королевства , ныне известном как Бая-Маре, Румыния. [4] Он родился в семье венгерского кальвинистского священника и Тисантула Бенедека суперинтенданта Банфихуньяди Могиоро . [5] Бенедек написал текст о чуме в 1577 году бубонной , что свидетельствует о семейном интересе к науке. [6] Его семья, возможно, происходила от благородной семьи Хуньяди , точнее, от короля Венгрии Матьяша Корвина , хотя такие сообщения не подтверждаются каким-либо независимым генеалогическим источником, кроме могилы его сына. Более вероятно, что Банфихуньяди — это топонимическая фамилия , основанная на месте рождения Бенедека Банфихуньяд (современный Хуедин, Румыния). [7]
Муниципальные записи Бая-Маре указывают на то, что Банфи Хуньядес владел и управлял виноградником и прессовочным цехом . Он стал учеником ювелира у себя на родине, работая под началом чеканщика . [8] В 1606 году Банфи Хуньядес находился в Кассе (сегодня Кошице в Словакии ), популярном месте среди подмастерьев-ювелиров. [8]
Вскоре он отправился в путешествие по Европе, возможно, проходя через Рудольфа II двор в Священной Римской империи и двор Мориса Гессен-Кассельского . Придворный Морис Гессен-Кассельский был в то время эпицентром оккультной и алхимической деятельности в Европе, его посещали несколько английских алхимиков и натурфилософов. [9] Точно не известно, проезжал ли он через обе страны, но более поздняя записная книжка раскрывает метод трансмутации , который он приписывает «некоторому известному и щедрому богемскому лорду», наряду со ссылкой на Эдварда Келли , который работал при дворе Рудольфа II. . [10] Банфи Хуньядес был в Германии около 1608 года, где купил Библию Кароли . [10]
Банфи Хуньядес прибыл в Англию в 1608 году и стал зажиточным ювелиром в Лондоне , хотя он никогда не вступал в Гильдию ювелиров , поскольку жил за пределами лондонского Сити . [11] В 1613 году он отправил письмо своему брату, сообщая ему о своем положении и богатстве, обещая посетить Надьбанью в следующем году и прося его позаботиться о его книгах и инструментах, оставшихся в Венгрии. [12] Он явно поддерживал тесные связи с Венгрией, разговаривая и переписываясь на венгерском языке с венграми в Лондоне и в своей родной стране. [13] немецкое издание венгерской Библии Кароли он подарил Бодлеанцу в роскошном переплете в качестве 5 июля 1617 года во время визита в Оксфорд прощального подарка перед поездкой в Венгрию. [14] [с] Джордж Гомори предположил, что Банфи Хуньядес был в Оксфорде, чтобы встретиться с Томасом Алленом , поскольку Уильям Лилли позже получил рукопись Аллена от Банфи Хуньядес. [16]
В 1619 году Банфи Хуньядес женился на Дороти Колтон, дочери сэра Фрэнсиса Колтона Кента. [17] Вероятно, это ограничило его поездки в Венгрию, но он продолжал поддерживать контакты, переписываясь на венгерском языке с несколькими выдающимися венгерскими учеными, такими как Пал Медьеши и Габор Халлер, а некоторые даже навещали его в Лондоне. [18] Примерно в это же время было высказано предположение, что Артур Ди, сын Джона Ди , вместе с Банфи Хуньядесом совершил поездку в Венгрию в поисках сурьмы , ценимой как алхимическое вещество. Об этом свидетельствуют некоторые наводящие на размышления отрывки в рукописи Arcana Arcanorum , где Ди упоминает, что послал венгерского друга за некой « prima materia » (здесь имеется в виду сурьма), как он не осмелился бы посетить Венгрию без этого «верного друга», наряду с некоторыми линии перекликаются с надписями на гравированных портретах Банфи Хуньядеса. [19] Позже Ди планировал поездку в Венгрию, чтобы собрать сурьму вместе с Банфи Хуньядесом, но после смерти Банфи Хуньядеса эта поездка провалилась. [20]
В 1633 году принц Трансильвании Георг I Ракоци счел Банфи Хуньядеса достойным занять должность профессора в запланированной им академии в Коложваре (современный Клуж-Напока, Румыния), поскольку у него был опыт работы в английской академической системе и знания в области химии. [21] Нет никаких доказательств того, что он принял эту должность, и к 1633 году он работал в Грешем-колледже . [17]
Примерно в 1633 году Банфи Хуньядес стал ассистентом натурфилософа Кенелма Дигби в Грешам-колледже, хотя эта должность не была официальной должностью ни для одного из них, и им не платили за свою работу. Дигби построил лабораторию под домом профессора богословия Грешема , где они оба проводили ботанические эксперименты. [22] Есть косвенные доказательства того, что Дигби отправил Банфи Хуньядеса в экспедицию в Венгрию в поисках сурьмы, как он якобы сделал раньше с Ди. [23] Хуньядес также читал лекции по химии, одна из которых записана Джоном Вебстером , который учился у Банфи Хуньядеса, в его «Металлографии» (1671). Он также работал с профессором физики Грешема Джонатаном Годдардом ; [24] предположили, что эксперимент, записанный в записной книжке Годдарда, К. Х. Джостен и Ф. Шервуд Тейлор представляет собой первую запись измерения температуры при дистилляции . [25] Банфи Хуньядес, возможно, занимал должность в колледже еще в 1642 году. [26] В письме к Медгеси он ошибочно заявил, что является профессором, и с тех пор его ошибочно идентифицировали как профессора колледжа, но записей о нем как о таковом нет, а его брак и сфера деятельности лишили его права занимать должность профессора. [27] [д]
Алхимическая работа Банфи Хуньядеса была в основном озабочена свойствами ртути , секреты которой, как он думал, могли бы раскрыть тайну трансмутации . Он считал ртуть первичной материей алхимии. [29] По словам Уильяма Лилли , в его посвящении Банфи Хуньядесу на английском языке «мир или нет мира» (1645 г.) латинская фраза « Est in Mercurio quicquid quaerunt sapientes » [и] был девиз Банфи Хуньядеса [30] и эта фраза присутствует на всех его гравированных портретах. [31] Надпись на его портрете описывает одно из таких его алхимических достижений — эксперимент, в котором он разрушил золото и серебро с помощью ртути, превратил полученное вещество в ртуть и осаждал ртуть в красный порошок. [32] Он явно гордился этим экспериментом, поскольку он написан на рамке каждого из его гравированных портретов, основанных на портрете Гоуи, на котором он держит сосуд, который использовал для проведения эксперимента. [29] Эта алхимическая озабоченность подверглась критике со стороны биографа преподобного Джеймса Грейнджера , назвавшего его «далеко зашедшим в своем философском фанатизме». [33] а Мартин Рэди предполагает, что красный порошок, вероятно, представлял собой всего лишь окисленную ртуть. [34]
Его характеристика как чисто алхимической фигуры такими писателями, как Грейнджер, назвавшая его «высушенным дымом меркуриалистом», [35] подвергся критике со стороны некоторых современных ученых. [36] Шультейс и Тарди утверждали, что в его экспериментах «ингредиенты рецептов, применяемые химические методы, методы приготовления — все это, несомненно, доказывает, что Банфихуньяди, должно быть, был настоящим химиком». [13]
В 1646 году Артур Ди, всю жизнь преданный поискам философского камня , строил планы с Банфи Хуньядесом в Лондоне встретиться в Амстердаме и отправиться в Венгрию в поисках сурьмы. , признавали Некоторые алхимики, в частности Василий Валентин сурьму первичной материей, а ее чистейшую форму считали найденной в Венгрии. [20] Это последовало за несколькими предполагаемыми поездками Банфи Хуньядеса в Венгрию в поисках сурьмы, хотя это единственная поездка, о которой существуют убедительные доказательства. [19] Известно, что Ди и Банфи Хуньядес общались до этого момента, и их совместные эксперименты сильно повлияли на богатство Ди. [37]
Банфи Хуньядес внезапно скончался 28 августа 1646 года в возрасте 70 лет в Амстердаме , где он должен был встретиться с Ди, разрушив его планы вернуться в Венгрию с Ди. [3] [38] Хотя Банфи Хуньядес большую часть своей жизни не был богатым человеком, он умер с достаточно большим состоянием; с сентября 1644 года его сын Йоханнес стал единственным наследником его владений, заработав довольно большую сумму денег в качестве управляющего своим имением. [39] Место его захоронения неизвестно. [40]
У Банфи Хуньядес и Дороти было четверо детей. Двое из его детей, Йоханнес (1621–1696) и Элизабет (1620–1710), имеют большие мемориалы в склепе церкви Святого Леонарда в Шордиче . Йоханнес получил образование в школе торговцев Тейлоров в Нортвуде , начиная с алхимика Филиппа Герберта, 5-го графа Пембрука , но заканчивая богатым ростовщиком с плохой репутацией в Лондоне. На его могиле утверждается (вероятно ошибочное) происхождение от семьи Хуньяди. [41]
Историческое расследование
[ редактировать ]Йоханнес Банфи Хуньядес при жизни ничего не публиковал, и весь его Нахлас состоит лишь из нескольких надписей, писем и экспериментальных заметок, сохранившихся со времен его жизни. [44] Тот факт, что на протяжении 20-го века англоязычные и венгерские ученые смогли собрать воедино жизнь относительно малоизвестного венгерского алхимика на основе комментариев современников, рукописных заметок и муниципальных записей. [3] был описан Мартином Рэди как «комментарий к объему архивных и литературных источников, сохранившихся [...] спустя почти три с половиной столетия». [44]
Сохранилось пять современных портретов Банфи Хуньядеса. [а] Четыре из этих портретов представляют собой современные гравюры, основанные на утраченной картине Якоба Питера Гоуи , три работы Венцеслава Холлара , все датированные 1644 годом, и один Уильяма Маршалла , датированный 1646 годом. [45] На гравированных портретах изображен бородатый и пожилой Банфи Хуньядес, держащий в руках стеклянный сосуд, который он использовал в своих ртутных экспериментах. [46] Все гравированные портреты заключены в рамку с алхимическими цитатами и биографическими надписями о Банфи Хуньядесе, раскрывающими его увлечение алхимией, математикой и ртутью, а также местом его рождения Надьбанья. [31] Под рамкой гравюр находится знак Моны, описанный Джоном Ди в его Monas Hieroglyphica , и каждая гравюра окружена научными инструментами и алхимическими символами. Гравюры Холлара с циркулем и транспортиром слева и ретортой , перегонным кубом и ретортой справа; гравюра Маршалла поддерживается фигурами Солнца , Луны и Меркурия . [47] Эти гравюры были первым доказательством, использованным Йостеном и Тейлором в их первоначальном биографическом расследовании Банфи Хуньядеса. [31]
Пятый дошедший до нас портрет Банфи Хуньядеса был обнаружен венгерским историком медицины Юлиусом фон Мадьяри-Косса в 1929 году во время исследования для его исторического труда Ungarische Medizinische Erinnerungen . Портрет, находящийся в коллекции доктора Гезы Фалуди по состоянию на 1929 год, представляет собой небольшой серебряный медальон, отчеканенный в 1645 году. Портрет имеет сходство с гравированными портретами по краям, наполненным алхимическими образами, но в целом медальон сильно отличается. На медальоне изображен Хуньяд в профиль с густыми волосами, бородой и маленьким медальоном. Его венчает латинский текст с указанием его имени и места рождения, а у подножия — возраст 69 лет. [28]
Примерно в 1977 году венгерский академик Джордж Гомори во время исследования венгерских Библий в Оксфорде обнаружил заметку о Библии Ханау (второе издание Библии Визсоли ), проданной Бодлианской библиотекой библиотеке Крайст-Черч около 1676 года. [3] Было обнаружено, что в красивом переплете немецкого издания Библии 1608 года содержится надпись, сделанная не кем иным, как самим Банфи Хуньядесом. [3] Надпись начинается с первой страницы с золотыми буквами, подписанной датой 1617 года и инициалами Банфи Хуньядеса (H x I x NB для Хуньядинуса Иоханнеса Надьбанья). На следующей странице есть стихотворное латинское стихотворение под названием Ad Antiquissimam et Celeberimam Academiam Oxoniensem и короткая латинская надпись, дающая некоторую биографическую информацию о Банфи Хуньядес; называя себя «аурифабером» (то есть ювелиром и алхимиком) и сыном «Бенедикта Банфи Хуниадина». [48] Венгерская надпись на следующей странице описывает передачу им книги «Оксфордской библиотеке на вечную память» 15 июля 1617 года. В этой надписи указывается точная дата его прибытия в Англию — 1608 год, описывая, как в 1617 году он « прожил здесь, в Англии, 9 лет». [16]
В популярной культуре
[ редактировать ]В 2016 году Уолтер Юбельхарт (автор книги «Байя Маре») опубликовал În umbra lui Shakespeare: Un roman historic din Transilvania (опубликован на английском языке как «В тени Шекспира: Роман из Трансильвании» ), многоязычный альтернативный исторический роман с Банфи Хуньядесом в качестве главного героя . Роман спекулятивно характеризует Банфи Хуньядес как современника и друга Уильяма Шекспира , который давал Шекспиру советы, но предпочитал оставаться в тени истории. [49]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Сохранилось пять портретов Хуньяндиса. ( Josten & Taylor 1953a , стр. 52) представлены первые четыре дошедших до нас портрета (четыре современные гравюры, основанные на утраченной картине Гоуи) и ( Appleby 1977 ) представлен последний портрет (венгерский серебряный медальон 1645 года с портретом Банфи Хуньядеса). .
- ^ Ученые расходятся во мнениях относительно сокращения его имени: Банфи Хуньядес и Хуньядес. В этой статье используется Банфи Хуньядес, поскольку сам Йоханнес никогда полностью не переводил свое имя на английский язык, сокращая его до Джон Хуниадес в своих собственных трудах. [2]
- ^ Библия в настоящее время находится в Библиотеке Крайст-Черч под подписью NA. 5.2. [15]
- ↑ Банфи Хуньядес был наиболее известен как химик, и в то время в Грешеме не существовало такой профессорской должности. [28]
- ^ На английском языке: «В Меркурии есть все, что ищут мудрецы».
Полное посвящение от Josten & Taylor 1953a , с. 47: «Так что, хотя вы лично покинете нас, у нас будет причина помнить, что иногда здесь жил среди нас Иоганнес Банфи Хуниадес Hermeticae Philosophiae indagator solertissimus, чье обычное слово было: Est in Mercurio quicquid quaerunt sapientes».
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Джостен и Тейлор 1953a , Pl. 1б.
- ^ Гомори 1977 , стр. 171–2.
- ^ Jump up to: а б с д и Гомори 1977 , с. 170
- ^ Йостен и Тейлор 1953a
- ↑ Gomori 1977 , Rady 1994 , p. 141
- ^ Ради 1994 , стр. 141, Зовани 1977.
- ^ Gomori 1977 , p. 172, Rady 1994 , pp. 140–1, Зоны 1977
- ^ Jump up to: а б Rady 1994 , p. 141
- ↑ Moran 1991 , Rady 1994 , pp. 142-3
- ^ Jump up to: а б Rady 1994 , p. 142
- ^ Appleby 1977 , с. 97, Ради 1994 , с. 143
- ↑ Rady 1994 , pp. 143-4
- ^ Jump up to: а б Шультайс и Тарди 1972 , с. 11
- ^ Гомори 1977 , с. 170, Гомори 1978 , стр. 93–9, Гомори 2004 , стр. 170. 92, Ради 1994 , с. 144
- ^ Гомори 1978 , с. 93, Гомори 1977 , с. 170, Гомори 2004 , с. 96
- ^ Jump up to: а б Гомори 1977 , с. 171, Гомори 1978 , с. 96
- ^ Jump up to: а б Rady 1994 , p. 144
- ↑ Gomori 2004 , pp. 94-5, Rady 1994 , p. 144
- ^ Jump up to: а б Rady 1994 , pp. 148-9
- ^ Jump up to: а б Rady 1994 , p. 148
- ^ Эпплби 1977 , с. 107, Ради 1994 , с. 144
- ^ Адамсон 1980 , с. 20
- ↑ Rady 1994 , p. 149
- ↑ Rady 1994 , pp. 144-5
- ^ Джостен и Тейлор 1953a , с. 51, Джостен и Тейлор 1953b , с. 920
- ^ Адамсон 1980 , с. 20, Ради 1994 , стр. 144–5
- ^ Адамсон 1980 , с. 20, Appleby 1977 , с. 105
- ^ Jump up to: а б Эпплби 1977 , с. 105
- ^ Jump up to: а б Rady 1994 , p. 146
- ^ Джостен и Тейлор 1953a , стр. 46–7, Рэди 1994 , стр. 146–7.
- ^ Jump up to: а б с Джостен и Тейлор, 1953a , стр. 44–6.
- ^ Джостен и Тейлор 1953a , стр. 51–2 Рэди 1994 , стр. 146
- ^ Грейнджер 1824 , с. 282
- ^ Rady 1994 , p. 147
- ^ Грейнджер 1824 , с. 283
- ↑ Rady 1994 , pp. 145-6
- ^ Шультайс и Тарди 1972 , с. 7
- ^ Шультайс и Тарди 1972 , стр. 11–2.
- ^ Гомори 1977 , Эпплби 1977 , Гомори 2004 , с. 95
- ^ Гомори 2004 , с. 95
- ^ Rady 1994 , p. 140, Gomori 2004 , p. 95
- ^ Гомори 1977 , пл. 6
- ^ Гомори 1978 , изображение 2
- ^ Jump up to: а б Rady 1994 , p. 140
- ^ Джостен и Тейлор 1953a , с. 44
- ^ Джостен и Тейлор 1953a , Pl. I-II, Ради 1994 , с. 146
- ↑ Rady 1994 , p. 150
- ^ Гомори 1977 , стр. 170–1, Гомори 1978 , стр. 93–5.
- ^ Юбельхарт, Вальтер. «О книге «В тени Шекспира» . В тени Шекспира . Проверено 12 мая 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Адамсон, И.Р. (1980), «Администрация Грешем-колледжа и его переменчивое состояние как научного учреждения в семнадцатом веке», История образования , 9 (1): 13–25, doi : 10.1080/0046760800090102
- Эпплби, Джон Х. (1977), «Артур Ди и Йоханнес Банфи Хуньядес: дополнительная информация об их алхимической и профессиональной деятельности», Ambix , 24 (2): 96–109, doi : 10.1179/amb.1977.24.2.96 , PMID 11615611
- Гомори, Джордж (1977), «Новая информация о жизни Яноша Банфихуньяди», Ambix , 24 (3): 170–174, doi : 10.1179/amb.1977.24.3.170
- Гомори, Джордж (1978), «Записи в Библии Яноша Банфихуньяди в Оксфорде и дополнения в Англии» [Записи в Библии Яноша Банфихуньяди в Оксфорде и дополнения в Англии] (PDF) , Венгерское книжное обозрение (1): 93–99
- Гомори, Джордж (2004), «Янос Банфихуньяди: ювелир, алхимик, химик» (PDF) , Современный филологический бюллетень , 6 (2): 92–96
- Грейнджер, преподобный Джеймс (1824 г.), «Йоханнис Банфи» , Биографическая история Англии от Эгберта Великого до революции , том. 3 (5-е изд.), Лондон: Уильям Бэйнс и сын, стр. 282–283, hdl : 2027/uc1.b3317230
- Йостен, Швейцария; Тейлор, Ф. Шервуд (1953a), «Йоханнес Банфи Хуньядес, 1576–1650», Ambix , 5 (1–2): 44–52, doi : 10.1179/amb.1953.5.1-2.44
- Йостен, Швейцария; Тейлор, Ф. Шервуд (1953b), «Ранние записи о контроле температуры при дистилляции», Nature , 172 (4385): 920, doi : 10.1038/172920b0 , S2CID 4144591
- Йостен, Швейцария; Тейлор, Ф. Шервуд (1956), «Йоханнес Банфи Хуньядес: дополнительное примечание», Ambix , 5 (3–4): 115, doi : 10.1179/amb.1956.5.3-4.115
- Моран, Брюс Т. (1991), Алхимический мир немецкого двора: оккультная философия и химическая медицина в кругу Морица Гессена (1572–1632) , Sudhoffs Archiv, vol. 29, Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг, ISBN 978-3-515-05369-3
- Рэди, Мартин (1994), «Трансильванский алхимик в Лондоне семнадцатого века», The Славянское и восточноевропейское обозрение , 72 (1): 140–151, JSTOR 4211443
- Шультайс, Эмиль; Тарди, Лайош (1972), «Англо-венгерские медицинские отношения в XVI–XVII веках» (PDF) , Communicationes de Historia Artis Medicinae , 6 : 97–112.
- Зовани, Йено (1977), «Бенедек Банффихуньяди Могиоро» , Лексикон истории венгерской протестантской церкви , Будапешт: Отдел печати Синодального управления Венгерской реформатской церкви, стр. 45