железнодорожныйML
Расширения имен файлов |
.railml, .railmlx |
---|---|
Тип интернет-СМИ | приложение/xml, текст/xml, приложение/zip |
Разработано | RailML.org; Дрезден / Германия |
Первоначальный выпуск | 22 декабря 2005 г. |
Последний выпуск | 3.2 26 апреля 2022 г |
Тип формата | Формат железнодорожного обмена |
Расширено с | XML |
Стандартный | Отраслевой стандарт |
Открытый формат ? | Нет, CC BY-NC-ND с ограничениями |
Веб-сайт | www.railml.org |
railML ( дорог ) железных язык разметки обеспечивающий — это собственный бесплатный XML-схемы, основе обмена данными формат данных совместимость железнодорожных на приложений. [ 1 ]
Мотивация
[ редактировать ]Растущее число компьютерных приложений, моделирующих различные аспекты железнодорожных операций, при этом разные операторы параллельно разрабатывают отдельные решения, порождает хронические трудности с подключением различных железнодорожных ИТ-приложений. [ 1 ] Обмен данными для концепций работы, управления слотами, моделирования или планирования инфраструктуры и т. д. был возможен либо вручную, либо с помощью множества специально разработанных интерфейсов, что приводило к потерям времени и проблемам с затратами для железнодорожных компаний. [ 2 ] Если имеется n приложений, которые должны обмениваться данными, со специальным интерфейсом для каждой пары программ соответственно, требуются интерфейсы — только один, если n=2 , и 10, если n=5 — что увеличивает сложность выше среднего. [ 1 ]
Эту проблему можно решить за счет интеграции корпоративных приложений. [ 1 ] с единым универсальным форматом обмена, поддерживаемым всеми приложениями и отвечающим потребностям всех видов обмена данными в сфере железнодорожного транспорта: Количество требуемых интерфейсов уменьшается до n — по одному интерфейсу к формату обмена для каждого приложения соответственно. RailML пытается предоставить в распоряжение свободный и самоописывающийся формат, близкий к существующим стандартам. [ 2 ] Парадигма заключается в удовлетворении требований процессов обмена данными железных дорог, промышленности и органов власти, а не в описании всей железнодорожной системы. [ 3 ]
Контур
[ редактировать ]История
[ редактировать ]Разработка RailML была инициирована в начале 2002 года Fraunhofer -IVI (Дрезден, Германия) и ETH Zürich – IVT (Цюрих, Швейцария) на фоне хронической сложности подключения различных железнодорожных ИТ-приложений. [ 4 ] railML изменяется и адаптируется к потребностям менеджеров железнодорожной инфраструктуры (ИМ) и железнодорожных предприятий (РУ) в рамках дискуссий. [ 2 ] [ 5 ] Первая стабильная версия 1.0 была выпущена в 2005 году для продуктивного использования. [ 3 ] До сих пор версии 1.0; 1,1; Версии 2.0–2.5 были выпущены для загрузки и продуктивного использования. Версия 3 RailML с новой моделью топологии, основанной на RailTopoModel и других разработках, находилась в разработке с середины 2015 года и будет выпущена как бета-версия в середине 2016 года. [ 6 ] и, наконец, выпущен с версией 3.1 для продуктивного использования в феврале 2019 года и расширен до версии 3.2 в 2022 году. В 2015 году была выпущена программа просмотра и проверки данных RailML под названием «railVIVID» .
Принцип работы
[ редактировать ]RailML (язык разметки железных дорог) — это общий формат обмена, в котором используется XML для описания данных, относящихся к железным дорогам, . railML обеспечивает обмен железнодорожными данными между внутренними и внешними железнодорожными приложениями. RailML разрабатывается в рамках так называемого «консорциума RailML» от RailML.org. Модельным языком RailML является UML , а языком документации — английский. Каждому разработчику и пользователю RailML предлагается внести свой вклад или предложить расширения схемы.
Приложения могут обмениваться данными через RailML либо путем экспорта и импорта файлов RailML, либо путем прямого межпроцессного взаимодействия через TCP/IP . [ 7 ]
Лицензирование и цены
[ редактировать ]Использование RailML возможно бесплатно при условии, что пользователи регистрируются на сайте RailML.org, не перераспределяют и не изменяют код и не используют RailML в коммерческих целях. Это бесплатный формат обмена данными, но он закрыт из-за строго ограниченной и неразрешительной лицензии Creative Commons .
Версии 0.x и 1.x лицензировались по частной лицензии, при этом версия 0.x предназначалась только для внутреннего использования и распространялась внутри консорциума. [ 8 ]
Версии 2.0–2.2 до июня 2013 года лицензировались по Creative Commons лицензии CC-BY-NC-SA. С июля 2013 года все версии, начиная с 2.0 и выше, предлагались параллельно либо с коммерческой лицензией CC-BY-ND (V 3). или с ограниченной лицензией CC-BY-NC-ND (V 3). Организация, стоящая за RailML, утверждает, что ограничения, предотвращающие перераспределение и модификации, предназначены для целей контроля качества, для чего разработчикам приложений требуется приобрести сертификацию. [ 8 ]
Версия 3.x лицензируется на тех же условиях Creative Commons, но в версии CC 4.0. Благодаря этомуrailML.org адаптирует улучшения, внесенные CC, и гарантирует пользователю схемы те же права использования, что и в предыдущие годы и версии RailML. [ 9 ]
Логотип « и слово railML» являются товарными знаками консорциума «railML» в EUIPO . [ 8 ]
Юридическое лицо
[ редактировать ]Юридическим лицом так называемого консорциума «railML» является « railML.org eV», / Германия ) с 23 апреля 2012 зарегистрированная некоммерческая ассоциация по немецкому законодательству (регистрационный номер VR 5750 в местном суде Дрездена года.
схемы RailML
[ редактировать ]RailML основан на XML, а его подобласти используют другие существующие XML-схемы, такие как MathML и GML . Он состоит из подсхем. Начиная с версии 2.4 продуктивно используются три подсхемы:
- расписание для описания расписаний,
- инфраструктура для (приоритетного топологического) описания путей и сигнального оборудования и
- подвижной состав для описания транспортных средств.
Начиная с версии RailML 3.1 по требованию сообщества была введена дополнительная подсхема:
- блокировка для описания маршрутов сигнализации
Дополнительные подсхемы — оборудование станции ( билетные автоматы , залы ожидания , торговые автоматы и т. д.) или составление расписания бригад ( планирование/списки смен и управление рабочим временем кондукторов и т. д.) в настоящее время приостановлены, поскольку нет спроса со стороны пользователи.
Расписание
[ редактировать ]Эта подсхема служит для обмена подробными расписаниями. В частности, схема предназначена для следующей информации: [ 10 ]
- Время движения поездов (время прибытия, отправления и прохождения)
- Периоды работы: дни, в которые ходит поезд.
- Части поезда: информация о расписании и маршрутах для сквозных вагонов поездов, например, Восточного экспресса на маршруте из Будапешта в Белград по понедельникам.
- Поезда: совокупность частей поезда, дополняющих разговорную перспективу, например, Восточный экспресс.
- Составление реестра: планы движения подвижного состава, связанные с частями поездов.
Инфраструктура
[ редактировать ]В центре внимания этой подсхемы находится инфраструктура железнодорожных сетей. [ 11 ] Важными аспектами являются:
- Топология сети
- Координаты
- Геометрия: геометрия трассы (градиент, радиус кривой)
- Элементы железнодорожной инфраструктуры: инвентарь, такой как бализы и сигналы.
- Дальнейшие расположенные элементы: абстрактные вещи, которые нельзя потрогать, но которые можно найти, например, ограничения скорости и состояние трассы.
Подвижной состав
[ редактировать ]В то время как подсхема «Инфраструктура» ориентирована на неподвижные активы, «Подвижной состав» описывает активы, циркулирующие в сети. [ 12 ]
- Транспортные средства
- Формирования: соединение транспортных средств в поезд.
- Тяговое усилие локомотивов и моторных агрегатов
переплетение
[ редактировать ]- Аспекты сигналов, полученные из маршрутов поездов через станции
Пример кода
[ редактировать ]Пример расписания, составленного в RailML [ 3 ]
<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?>
<railml xmlns:xsi="http://www.w3.org/2000/10/XMLSchema-instance" xsi:noNamespaceSchemaLocation="timetable.xsd">
<timetable version="1.1">
<train trainID="RX 100.2" type="planned" source="opentrack">
<timetableentries>
<entry posID="ZU" departure="06:08:00" type="begin"/>
<entry posID="ZWI" departure="06:10:30" type="pass"/>
<entry posID="ZOER" arrival="06:16:00" departure="06:17:00" minStopTime="9" type="stop"/>
<entry posID="WS" departure="06:21:00" type="pass"/>
<entry posID="DUE" departure="06:23:00" type="pass"/>
<entry posID="SCW" departure="06:27:00" type="pass"/>
<entry posID="NAE" departure="06:29:00" type="pass"/>
<entry posID="UST" arrival="06:34:30" type="stop"/>
</timetableentries>
</train>
</timetable>
</railml>
В строке 3 указано, что используемая версия RailML — 1.1.
В строке 4 указан код поезда.
Строки 5 и 15 обрамляют маршрут, в данном случае состоящим из 8 записей маршрута.
Записи маршрута в строках с 6 по 14 имеют такие аргументы, как идентификатор позиции (например, станция), время отправления или прибытия, а в строке 9 — обязательство остановиться.
Версии
[ редактировать ]Версия | Дата выпуска [ 3 ] | Поддерживается до [ 8 ] | Лицензия [ 8 ] | Комментарий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
0.x | 2002–2005 | декабрь 2005 г. | Нет (только для внутреннего использования) | бета-версии расписание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.0. | декабрь 2005 г. | июнь 2013 г. | собственный | Первый практический опыт | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1. | ноябрь 2007 г. | июнь 2013 г. | собственный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.0. | ноябрь 2009 г. | Март 2017 г. | ограничено CC-BY-ND 2.0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1. | июль 2011 г. | Март 2017 г. | ограничено CC-BY-ND 2.0 | Совместимость с версией 2.0 снизу. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2. | 11 июня 2013 г. [ 13 ] | 30 июня 2021 г. [ 14 ] | ограничено CC-BY-NC-ND 3.0 | Нижняя совместимость с V2.1-V2.0. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3. | 10 марта 2016 г. | 30 июня 2024 г. [ 15 ] | ограничено CC-BY-NC-ND 3.0 | Преимущественная нисходящая совместимость с V2.2-V2.0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.4. | 7 октября 2018 г. | ограничено CC-BY-NC-ND 3.0 | Преимущественная нисходящая совместимость с V2.3-V2.0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.5. | 1 сентября 2021 г. [ 16 ] | ограничено CC-BY-NC-ND 3.0 | Преимущественная нисходящая совместимость с V2.4-V2.0 Также принят в качестве стандарта ISO 4398:2022. [ 17 ] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.0. | 31 октября 2017 г. [ 18 ] | 19 февраля 2019 г. [ 19 ] | Нет (только для внутреннего использования) | на основе UIC. компании RailTopoModel V1.1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1. | 19 февраля 2019 г. [ 19 ] | ограничено CC-BY-NC-ND 4.0 | на основе RailTopoModel V1.2 инфраструктуры и сигнализации Только данные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2. | 26 апреля 2022 г. [ 19 ] | ограничено CC-BY-NC-ND 4.0 | на основе RailTopoModel V1.4 добавлена поддержка о расписании и подвижном составе данных | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.3 | ≥ 2023 | ограничено CC-BY-NC-ND | на основе RailTopoModel | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.4 | еще не решил | ограничено CC-BY-NC-ND | на основе RailTopoModel | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Старая версия Старая версия, все еще поддерживается Последняя версия Последняя предварительная версия Будущий выпуск |
Использование данных RailML
[ редактировать ]Вначале наиболее часто используемыми данными RailML были данные расписания. [ 4 ] для информации о пассажирах, планирования дежурств кондукторов и водителей и моделирования расписания после использования данных RailML для взаимосвязанного планирования и инфраструктуры, таких как сетевые отчеты IM.
Компьютерные программы
[ редактировать ]Приложения, использующие RailML версии 2.x, включают в себя множество программ, связанных с расписанием, таких как OpenTrack (интерактивный симулятор железной дороги). [ 20 ] ), FBS (программное обеспечение для планирования эксплуатации железных дорог) [ 21 ] ), Вириато (система планирования [ 22 ] ) и OpenTimeTable (анализ данных о работе сети в реальном времени). [ 23 ] ). Приложения, использующие RailML версии 3.x, включают дополнительно программное обеспечение для планирования инфраструктуры, связанное с BIM, такое как VIS All 3D. [ 24 ] или системы железнодорожной съемки, такие как GPSinfradat. [ 25 ]
Полный список программ с (сертифицированными) интерфейсами доступен на веб-сайте совместимых приложений RailML .
рельсЯРЫЙ
[ редактировать ]railVIVID — это бесплатный инструмент, предоставляемый UIC и RailML.org для проверки файлов RailML версии 2.x или выше и отображения содержимого файлов RailML в некоторых специальных представлениях. Цель этого инструмента — предоставить менее техническим пользователям доступ к данным, описанным в RailML. Таким образом, некоторые виды железнодорожных данных можно отобразить, скопировать и распечатать с помощью RailVIVID: [ 26 ]
- Графический просмотрщик данных расписания
- Табличный просмотр данных расписания с электронных таблиц экспортом
- Средство просмотра данных о подвижном составе
- Топологическое средство просмотра данных инфраструктуры
- Географический просмотрщик данных об инфраструктуре
- Валидатор схемы для RailML
railVIVID доступен через веб-сайт RailML на условиях, аналогичных условиям схемы RailML. Существуют бинарные версии для Microsoft Windows и Java , также исходный код был опубликован осенью 2015 года под лицензией EUPL . [ 27 ]
Инициатива RailML.org
[ редактировать ]Развитие RailML осуществляется в рамках инициативы RailML.org — партнерства по развитию независимых компаний и организаций и европейских железных дорог. Открыто участие в разработках и полугодовых конференциях для обмена опытом и обсуждения основ. Непрерывная работа по развитию ведется в основном через Интернет (немецкие и английские форумы). Организацией дискуссий управляют так называемые координаторы RailML. Членство в Консорциуме RailML.org является обязательным для загрузки и использования схем RailML. Перед любым коммерческим или продуктивным использованием программных интерфейсов этого формата необходимо получить коммерческую сертификацию. [ 28 ]
Члены
[ редактировать ]Членами RailML.org в настоящее время являются: [ 29 ]
- Такие железные дороги , как Австрийские федеральные железные дороги , BLS , Французские железные дороги , Немецкая государственная железная дорога , Инфрабел , Менеджер норвежской железнодорожной инфраструктуры , Швейцарские федеральные железные дороги , ...
- Производители программного обеспечения, такие как Hacon (Ганновер/Германия), iRFP (Дрезден/Германия), PTV (Карлсруэ/Германия), SMA (Цюрих/Швейцария), Trapeze Group (Гамбург/Германия), Siemens (Брансуик/Эрланген/Германия), Thales ( Берлин и Дитцинген/Германия), ...
- Такие органы , как Управление пассажирского транспорта Баварии (Мюнхен/Германия), Федеральное министерство транспорта и цифровой инфраструктуры (Берлин/Германия), High Speed Two (Лондон/Великобритания), Jernbanedirektoratet (Осло/Норвегия), ...
- Университеты и исследовательские институты, такие как Чешский технический университет в Праге , Дрезденский университет , DLR , ETH Цюрих , Бирмингемский университет , ...
Полный и обновленный список опубликован на сайте сообщества RailML.org .
Сотрудничество
[ редактировать ]railML.org работает в рамках ERIM (аббревиатура от Генерального плана европейской железнодорожной инфраструктуры). [ 30 ] ) проект Международного союза железных дорог (UIC) по развитию RailTopoModel как единой модели данных в железнодорожном секторе. [ 31 ] ТакжеrailML.org сотрудничает с Евроконтролем и Агентством железных дорог Европейского Союза .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д [1] , с. PA4, в Google Книгах
- ^ Jump up to: а б с «RailTopoModel иrailML®» (PDF) . uic.org . Проверено 26 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Данные для PSI трафика : стандартизированное управление данными с помощью RailML® и UIC RailTopoModel» (PDF) . psitrans.de . Архивировано из оригинала (PDF) 6 марта 2016 г. Проверено 20 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Нэш, Эндрю; Хюрлиманн, Даниэль; Шютте, Йорг; Кольморген (Краусс), Васко Пол (2004). RailML — стандартный интерфейс данных для железнодорожных приложений (PDF) . Дрезден: Учеб. 9-й Международной конференции по компьютерам на железных дорогах (Comprail IX), WIT Press, Саутгемптон, Великобритания.
- ^ [2] , с. PA5, в Google Книгах
- ^ «5-я конференция UIC RailTopoModel иrailML®» (PDF) . рельсМЛ . 01.02.2016. п. 29. Архивировано из оригинала (PDF) 9 февраля 2019 г. Проверено 6 мая 2017 г.
- ^ [3] , с. PA6, в Google Книгах
- ^ Jump up to: а б с д и «Лицензия –railML.org (EN)» . Railml.org . Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ Ожель, Вивиан (29 января 2019 г.). «Лицензия RailML: незначительные изменения включены в RailML3» . www.railML.org . RailML.org; Дрезден/Германия . Проверено 23 марта 2019 г.
- ^ «Расписание –railML.org (EN)» . Railml.org . Проверено 26 января 2016 г.
- ^ «Инфраструктура –railML.org (EN)» . Railml.org . Проверено 26 января 2016 г.
- ^ «Подвижной состав –railML.org (EN)» . Railml.org . Проверено 26 января 2016 г.
- ^ Сюзанна Вунш, Васко Пол Колморген; и др. (18 сентября 2013 г.). «Новости общих частей RailML на 24-м заседании RailML.org» (PDF) . Инициатива RailML.org . RailML.org э.В.; Дрезден/Германия. п. 6 . Проверено 21 мая 2017 г.
- ^ Кольморген, Васко Пол (30 июня 2019 г.). «Планирование схемы и политика жизненного цикла / Прекращение поддержки версии 2.2» . Новости RailML.org . Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ Кольморген, Васко Пол (21 июня 2021 г.). «Объявление об окончании поддержки RailML 2.3» . Новости RailML.org . Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ «Хронология версий –railML.org (EN)» . Railml.org . Проверено 4 октября 2021 г.
- ^ Мкинси, Хаким (23 марта 2023 г.). «Будущее железных дорог разумно. Сбор и обмен данными являются ключевыми моментами» . ISO Женева/Швейцария (pdf) . Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ Ожель, Вивиан (15 ноября 2017 г.). «Публичная презентация RailML 3.1 на 32-й конференции RailML» . Новости RailML.org . Проверено 25 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Хронология версийrailML» . Сайт RailML.org . Проверено 10 марта 2020 г.
- ^ «Железнодорожные технологии OpenTrack – моделирование Айзенбана» . opentrack.ch . Проверено 20 октября 2015 г.
- ^ Кристиан Россигер (15 сентября 2016 г.). «Интерфейс RailML – Институт планирования региональных и дальних перевозок» (на немецком языке). иРФП ЭК; Дрезден/Германия . Проверено 21 мая 2017 г.
- ^ «Программное обеспечение для железных дорог» . sma-partner.ch . Проверено 20 октября 2015 г.
- ^ «Опентаймтабле» . через-con.de . Архивировано из оригинала 18 апреля 2017 г. Проверено 20 октября 2015 г.
- ^ «VIS-All® 3D – легкий путь в мир 3D!» . Служба программного обеспечения Джон (на немецком языке) . Проверено 21 мая 2017 г.
- ^ «GPSинфрадат» . Bahnkonzept Дрезден/Германия . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ «railVIVID –railML.org (EN)» . Railml.org . Проверено 26 января 2016 г.
- ^ SNCF Réseau и TU Dresden (28 апреля 2015 г.). «4-я конференция UIC RailTopoModel иrailML: достижения» (PDF) .
- ^ «Сертификация –railML.org (EN)» . www.railml.org . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ «Партнеры –railML.org (EN)» . Railml.org . Проверено 26 января 2016 г.
- ^ «Функционирование RailML.org и RailTopoModel –railML.org (EN)» . www.railml.org .
- ^ «Электронные новости МСЖД 362: основа универсального формата обмена инфраструктурными данными» . 30 ноября 2014 г.