Закон повторения Джулии
lex Julia de repetundis («Юлианский закон о коррупции») был основополагающим законом о коррупции в поздней Римской республике и Римской империи . [1] Его положения распространялись на всех судей, губернаторов, а также их семьи и служащих. Защищенным лицам запрещалось брать деньги для совершения, несовершения или оказания влияния на какие-либо официальные действия.
Он был принят Гаем Юлием Цезарем во время его первого консульства в 59 г. до н. э. при поддержке Сената . С поправками он оставался в силе вплоть до эпохи Юстиниана, а его фрагменты и комментарии были включены в Corpus Juris Civilis .
История
[ редактировать ]Римская республика с тех пор, как приобрела империю, боролась с проблемой, когда губернаторы провинций вымогали деньги у своих провинциальных подданных. К 171 г. до н.э. провинциалы могли подавать жалобы на губернаторов в Рим. Первый постоянный суд ( лат . quaestio perpetua ) в Риме был учрежден законом Кальпурнии в 149 году специально для рассмотрения дел о вымогательстве. Доступные средства правовой защиты были расширены законом Гракха Гая Семпронии в 123 г. до н.э., а затем во время правления Суллы. [2]
Гай Юлий Цезарь был консулом в 59 г. до н.э. В течение этого года он, при поддержке своих союзников из того, что в наше время ошибочно называют Первым Триумвиратом , [3] проводил агрессивную и противоречивую программу реформ. внесенный в конце его консульского года, Законопроект «Юлия», был одним из наименее спорных законопроектов. Иногда высказывают предположение, что Цезарь, чья репутация жадного человека хорошо известна благодаря его грабежам Испании во время своего постпреторианского губернаторства, внес законопроект от имени Помпея. В нем содержалось около 200 статей, охватывающих все виды полунезаконных действий, которые губернаторы-республиканцы использовали для набивания собственного кармана. [4]
Цезарь, который неоднократно вступал в политические столкновения с Марком Порцием Катоном и его союзниками в течение своего консульского года, нашел у них поддержку законопроекта о борьбе с вымогательством. Катон, вероятно, считал этот законопроект положительным для государства и, что важно, закон, принятый добросовестно для государства, а не для собственного политического продвижения Цезаря. Современные ученые предполагают, что некоторые положения в lex Julia на самом деле были добавлены по инициативе Катона: положения, защищающие права свободных сообществ, были целью Катона в прошлом году. [5]
Положения
[ редактировать ]Большая часть свидетельств lex Julia сохранилась в комментариях римских юристов; его положения все еще были в силе вплоть до Юстиниана Дигестов . [1] Юрист третьего века нашей эры Эмилий Мацер считал, что lex Julia создал общий запрет на взятие любого ценного предмета для совершения или несовершения каких-либо официальных действий. Такие действия включали гражданские приговоры, тюремное заключение, уголовные приговоры, решения о приговорах и решения о статусе . [7]
В республиканский период иски repetundae (вымогательство) подавались в quaestio perpetua , один из постоянных судов присяжных в Риме, в порядке частного обвинения. [8] Одним из примечательных и «неудобных» исключений из якобы всеобъемлющего закона о борьбе со взяточничеством были наказания для присяжных заседателей, занимающихся конным спортом, за взятки в Риме: такие присяжные имели юридический иммунитет и регулярно подкупались обвиняемыми на огромные суммы. [9] В имперский период судебный процесс по закону Юлия в основном осуществлялся на основе cognitio extra ordinem , при этом приговоры выносились, начиная с изгнания. Ужесточение наказания применялось, если незаконное действие привело к смерти кого-либо или иному наказанию. [10]
Оно распространялось на всех магистратов, лиц, обладающих официальной властью или административными обязанностями, легатов и их служащих. Члены семей застрахованных лиц также подпадали под действие страховки, если они занимались коррупционной деятельностью с целью повлиять на застрахованное лицо. К ответственности также привлекались лица, получившие долю в доходах от взяток. [11] Денежный ущерб по делам о взяточничестве был установлен в Законе Ацилии (123 г. до н. э.) в двойном размере выплаченных взяток. [12]
Губернаторам также запрещалось принуждать провинциальные общины откладывать расходы на содержание римских войск в своих общинах. Сенаторам также было запрещено голосовать за предполагаемые посольства в провинции с реальной целью ведения частного бизнеса. Закон также запрещал губернаторам требовать якобы добровольных подарков от своих провинциальных подданных. [13] Также была ограничена возможность губернаторов присваивать завоеванные в боях грабежи и силой принуждать к погашению долгов из «вольных городов». [14] Бухгалтерские книги губернаторов провинций также должны были быть сданы на хранение по окончании срока полномочий губернатора как в Риме, так и в двух городах провинции. [15] [16]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Плешия 2001 , с. 60.
- ^ Ричардсон 1994 , с. 578.
- ^ Морштейн-Маркс 2021 , с. 119.
- ^ Морштейн-Маркс 2021 , стр. 166–67, отвергая приписывание Помпею.
- ^ Дрогула 2019 , с. 139, положительное цитирование Моррелл, Кит (2017). Помпей, Катон и управление Римской империей . Издательство Оксфордского университета. стр. 148–51. ISBN 978-0-19-875514-2 .
- ^ «Трибониан» . Британская энциклопедия . 2001 . Проверено 5 октября 2023 г.
- ^ Плешия 2001 , стр. 62–63.
- ^ Морштейн-Маркс 2021 , с. 167; Ричардсон 1994 , с. 595.
- ^ Морштейн-Маркс 2021 , с. 167 н. 205.
- ^ Плешиа 2001 , стр. 63, со ссылкой на Macer, Dig. , 48.11.7.3.
- ^ Плешия 2001 , с. 63, со ссылкой на Марциана, Dig. , 48.11.1.
- ^ Плешия 2001 , с. 63.
- ^ Ричардсон 1994 , с. 588.
- ^ Морштейн-Маркс 2021 , с. 166.
- ^ Морштейн-Маркс 2021 , с. 166; Ричардсон 1994 , с. 580.
- ^ Дрогула 2019 , с. 165, где отмечается, что бухгалтерские книги Катона исчезли в конце его пропреторского управления Кипром .
Библиография
[ редактировать ]- Дрогула, Фред К. (2019). Катон Младший: жизнь и смерть в конце Римской республики . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-086902-1 . OCLC 1090168108 .
- Морштейн-Маркс, Роберт (2021). Юлий Цезарь и римский народ . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781108943260 . ISBN 978-1-108-83784-2 . LCCN 2021024626 . S2CID 242729962 .
- Плешиа, Джозеф (2001). «Судебная ответственность и иммунитет в римском праве» . Американский журнал истории права . 45 (1): 51–70. дои : 10.2307/3185349 . ISSN 0002-9319 . JSTOR 3185349 .
- Ричардсон, Джон (1994). «Управление империей». В Круке, Джон; и др. (ред.). Последний век Римской республики, 146–43 гг. до н. э . Кембриджская древняя история. Том. 9 (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 564–98. ISBN 0-521-85073-8 . OCLC 121060 .