Хайме де Ангуло
Хайме де Ангуло | |
---|---|
Рожденный | 1887 Париж, Франция |
Умер | 1950 (62–63 года) |
Занятие | Лингвист и писатель |
Национальность | испанский |
Предмет | Коренные калифорнийские племена |
Супруг |
Хайме де Ангуло (1887–1950) был лингвистом , писателем и этномузыковедом на западе США. Он родился в Париже в семье испанцев. Он приехал в Америку в 1905 году, чтобы стать ковбоем, и в конце концов прибыл в Сан-Франциско накануне великого землетрясения 1906 года. Он прожил пикантную жизнь, включая работу ковбоем, врачом и психологом, десятилетие полевых исследований в области лингвистики и антропологии коренных американцев и более сорока лет участия в литературно-художественно-богемной культуре района залива Сан-Франциско. [1]
Карьера
[ редактировать ]Де Ангуло начал свою карьеру в области лингвистики и антропологии в Калифорнийском университете в Беркли в начале 1920-х годов, вскоре после женитьбы на Л.С. («Нэнси») Фриланд . [2] (Он уже получил степень доктора медицины в Университете Джонса Хопкинса и проводил исследования в области биологии в Стэнфорде.) В течение следующего десятилетия он и его жена время от времени жили среди нескольких коренных калифорнийских племен, изучая их культуру, языки и музыку. Как лингвист он внес свой вклад в изучение более дюжины коренных жителей Северной Калифорнии и мексиканских индейцев языков и музыкальных систем , а также собрал дополнительные полевые данные об их культурах и устных традициях. Де Ангуло особенно интересовался семантикой грамматических систем племен, которые он изучал, и был пионером в изучении североамериканской этномузыкологии , особенно в своих записях местной музыки, и он был особенно озабочен развитием экзистенциального понимания индейской музыки. космология, социальная психология, ценности и культура. С точки зрения академической науки того периода, это означало «стать туземцем». Его ключевое изложение этого вопроса — «Индейцы в комбинезонах», впервые опубликованное в 1950 г. Hudson Review , а затем и в виде книги.
Де Ангуло переписывался с Францем Боасом , Альфредом Л. Кребером и Эдвардом Сапиром . Большая часть его полевых исследований финансировалась Комитетом Американского совета научных обществ по исследованию языков коренных американцев под руководством главным образом Боаса и частично Кребера, главы отдела антропологии Беркли, который опубликовал некоторые из них и заархивировал некоторые из них. его записи.
Как фонетик, он был в основном самоучкой. У него не было формального образования в этой области, но он приобрел основы дисциплины и дискурса у обученных лингвистов, с которыми работал, включая Нэнси Фриланд; по его собственным словам, его переписка с просьбой об обучении «исчерпала терпение Сапира». [3] В одном случае точность его записей была поставлена под сомнение. [4] и некоторые приписываемые ему лингвистические работы были выполнены его женой. [3] Боас, Кребер и, наконец, Сапир также сомневались в его надежности. [3] : 140-141 и Боас подозревал, что часть его анализа Ачумави была воображаемой и не основывалась на реальных наблюдениях. [3] : 37 но эти лидеры все еще развивающейся области американистской лингвистики остро нуждались в привлечении работников любой компетентности в эту область, пока еще говорили на языках коренных народов. [3] : 253-273
образ жизни Де Ангуло Богемный приводил в замешательство студенческие манеры и социальное лицемерие и способствовал тому, что он не смог сделать нормальную академическую карьеру. Его участие в исследованиях коренных американцев фактически прекратилось после смерти его сына Альвара в автомобильной катастрофе в 1933 году недалеко от Биг-Сура . Он удалился на изолированное ранчо на вершине холма, где он с перерывами жил в течение многих лет и которое он впервые обосновался после краха его ранчо в Алтурасе в 1915 году . [3] : 37 [5] На этом этапе его сочинения превратились в художественную литературу и поэзию, большую часть которых он оправдывал альтернативными методами представления в доступном формате собранных им этнографических деталей. [3] : 253-273 Особенно это касалось его бестселлера « Индийские сказки» . Большая часть его художественных работ была попыткой признать и охватить местные « сказки о койотах » или мудрость обманщика , присущую местным повествованиям. Эзра Паунд назвал его «американским Овидием », а Уильям Карлос Уильямс — «одним из самых выдающихся писателей, которых я когда-либо встречал». де Ангуло также обучал многих известных авторов, включая Джека Спайсера по лингвистике и Роберта Дункана по североамериканскому шаманскому колдовству ; он появляется как персонаж книг Джека Керуака .
Восприятие де Ангуло сильно колеблется; его воспринимают по-разному: как одаренного, но непоследовательного полевого этнографа, как «старого койота», анархистского героя и талантливого подрывника. Некоторые (в том числе Паунд и Уильямс) считали его опытным поэтом. Де Ангуло сформировал и разнообразил научную картину родного калифорнийского ландшафта. Его переосмысление онтологического статуса космологии и этнологии коренных американцев предвосхитило идеи «Глубинной экологии» и «Назад к плейстоцену» 1990-х годов. Он был другом и коллегой таких поэтов, композиторов и ученых, как Гарри Партч , Генри Миллер , Робинсон Джефферс , Мэри Остин , Генри Коуэлл , Карл Юнг , Д.Х. Лоуренс , Кеннет Рексрот , Роберт Дункан и многих других, а также был важным участником Литературный и культурный авангард района залива Сан-Франциско с момента его прибытия до его смерти.
Работает
[ редактировать ]- Человек-койот и старый доктор Лун (Сан-Франциско, Черепаший остров, 1973)
- Кости койота (Сан-Франциско, Черепаший остров, 1974)
- Индейцы в комбинезонах ( Hudson Review , 1950; Сан-Франциско, Черепаший остров, 1973)», «его первая языковая поездка - в 1921 году - к племени ачумави » [6]
- Индийские сказки , А. А. Вин и Хилл и Ван (1953)
- Индийские сказки читались в прямом эфире по радио КНФА в 1949 году (до публикации книги) и были выпущены в виде записи.
- «Дом среди качающихся звезд: Сборник стихов», под ред. Стефан Хайнер (Альбукерке, La Alameda Press, 2006)
- Лариат (Сан-Франциско, Черепаший остров, 1974 г.)
- «Дон Бартоломео» (Сан-Франциско, Черепаший остров, 1974)
- Истории старины, Том 1: Шабегок. Черепаший остров , 1976 год.
- Истории старых времен, Том 2: Как был создан мир. Черепаший остров , 1976 год.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Читателю Хайме де Ангуло , под редакцией Боба Каллахана
- Музыка калифорнийских индейцев под редакцией Питера Гарланда.
- Джейме в Таосе: Документы Таоса , автор Ги де Ангуло (дочь Хайме)
- Старый койот из Биг-Сура: Жизнь Хайме де Ангуло , автор Ги де Ангуло
- Следы вдоль левого побережья: Хайме де Ангуло и Тихоокеанское побережье , Эндрю Шеллинг (Беркли, Counterpoint, 2017).
- Дань уважения Хайме де Ангуло: североамериканскому Овидию , Айзенберг, Барри (Университет штата Сонома, магистерская диссертация на английском языке, 1989)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Хайме де Ангуло» . Контрапункт Пресс . 15 июня 2012 года . Проверено 14 января 2013 г.
- ^ Лидс-Гурвиц, Венди (1982). «Биографический очерк Л.С. Фриланда». В Бермане, Х. (ред.). Мифы о Центральной Сьерра-Мивок Фриленда . Беркли: Кафедра лингвистики Калифорнийского университета в Беркли. стр. 11–26.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Лидс-Гурвиц, Венди (2004). Катание по канавам с шаманами: Хайме де Ангуло и профессионализация американской антропологии . Линкольн: Издательство Университета Небраски. стр. 113–114. ISBN 0-8032-2954-2 .
- ^ Невин, Брюс Э. (1991). «Устаревание в Ачумави: почему и Улдалл?». Материалы конференций по языкам американских индейцев, проходивших в Калифорнийском университете в Санта-Крузе в июле и августе 1991 года . Периодические статьи по лингвистике. Факультет лингвистики Университета Южного Иллинойса в Карбондейле. стр. 97–127.
- ^ Кельманн, Роберт (2015). «Электронная табличка БЕРКЛИ: Хайме де Ангуло, антрополог, «странный гений» (1887–1950)» . Проект исторической мемориальной доски в Беркли . Служба охраны зданий Северной Калифорнии . Проверено 10 февраля 2021 г.
- ^ «Индейцы в комбинезонах» (Книготорговцы и издательства «Огни большого города») . Проверено 14 января 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- В поисках помощи для документов Хайме де Ангуло, ок. 1890–1982 , Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, специальные коллекции, Исследовательская библиотека Чарльза Э. Янга.
- Документы Хайме де Ангуло в Калифорнийском языковом архиве
- Индийские сказки из КНФА аудиоархива
- Джейме о родной песне
- Документы Франца Боаса в Американском философском обществе (включая переписку де Ангуло с Боасом 1927–1942 годов)
- Американские этномузыкологи
- Американские романисты XX века
- Американские писатели-мужчины 20-го века
- Французские эмигранты в США
- Выпускники Калифорнийского университета в Беркли
- 1887 рождений
- 1950 смертей
- Французы испанского происхождения
- Американские поэты 20-го века
- Американские романисты-мужчины
- Американские поэты-мужчины
- Американские авторы рассказов мужского пола
- Американские писатели рассказов XX века
- Биг-Сур
- Американские антропологи XX века
- Американские музыковеды ХХ века