Разрешение споров во Всемирной торговой организации
Урегулирование споров или система разрешения споров ( DSS ) рассматривается Всемирной торговой организацией (ВТО) как центральная опора многосторонней торговой системы и как «уникальный вклад организации в стабильность мировой экономики ». [1] Спор возникает, когда одна страна-член торговой политики принимает меры или предпринимает какие-либо действия , которые один или несколько других членов считают нарушением соглашений ВТО или невыполнением обязательств. Вступив в ВТО, страны-члены согласились, что, если они считают, что другие члены нарушают правила торговли, они будут использовать многостороннюю систему разрешения споров вместо принятия односторонних мер — это влечет за собой соблюдение согласованных процедур (Понимание по урегулированию споров) и уважение решения, в первую очередь Совета по разрешению споров (DSB), органа ВТО, ответственного за рассмотрение споров. [2]
Бывший генеральный директор ВТО охарактеризовал систему разрешения споров ВТО как «наиболее активный международный судебный механизм в современном мире». [3] Чад П. Баун из Института международной экономики Петерсона и Петрос Мавроидис из юридического факультета Колумбийского университета отметили по случаю 20-летия системы разрешения споров, что система «становится сильной» и «нет никаких признаков ослабления». [4] Механизм разрешения споров в ВТО является одним из способов расширения торговли. [5] [6] [7] [8]
С 2019 года механизм разрешения споров ВТО де-факто парализован из-за того, что Соединенные Штаты наложили вето на назначение судей в Высший апелляционный орган ВТО, а без функционирующего апелляционного органа невозможно вынесение окончательных решений. С тех пор это серьезно повлияло на эффективность ВТО. [9] [10] [11] Это действие подверглось критике со стороны многих стран, в том числе Китая, Австралии и Мексики, которые в 2022 году выдвинули предложение о возобновлении назначения судей, которое в очередной раз было заблокировано Соединенными Штатами. [12]
Понимание разрешения споров
[ редактировать ]Быстрое соблюдение рекомендаций или постановлений DSB имеет важное значение для обеспечения эффективного разрешения споров на благо всех членов.
- Всемирная торговая организация, статья 21.1 DSU.
В 1994 году члены ВТО согласовали Соглашение о правилах и процедурах, регулирующих урегулирование споров или Соглашение об урегулировании споров (DSU) (приложение к «Заключительному акту», подписанному в Марракеше в 1994 году). [13] В соответствии с правилами, подробно изложенными в DSU, государства-члены могут участвовать в консультациях для разрешения торговых споров, касающихся «охваченного соглашения», или, в случае безуспешности, поручить рассмотрение дела комиссии ВТО. [14] Однако приоритетом является разрешение споров, по возможности путем консультаций. К январю 2008 года только около 136 из почти 369 дел дошли до полного рассмотрения в коллегии. [2]
Продолжительность процедуры урегулирования споров | |
---|---|
Эти примерные сроки для каждого этапа урегулирования спора процедура – целевые показатели Соглашение является гибким. Кроме того, страны могут урегулировать их спор сами на любом этапе. Итоговые суммы также являются приблизительными. | |
60 дней | Консультации, посредничество и т.д. |
45 дней | Создание комиссии и назначение членов комиссии |
6 месяцев | Итоговый отчет комиссии для сторон |
3 недели | Итоговый отчет комиссии перед членами ВТО |
60 дней | Орган по разрешению споров принимает отчет (в случае отсутствия апелляции) |
Итого = 1 год (без апелляции) | |
60–90 дней | Отчет об апелляциях |
30 дней | Орган по разрешению споров утвердил апелляционный отчет |
Итого = 1 год 3 месяца (с апелляцией) | |
Источник: «Понимание ВТО: урегулирование споров – уникальный вклад». |
В процессе урегулирования споров ВТО участвуют стороны и третьи стороны дела, а также могут участвовать комиссии ОРС, Апелляционный орган , Секретариат ВТО, арбитры, независимые эксперты и несколько специализированных учреждений. [15] Генеральный совет выполняет свои обязанности в рамках DSU через Орган по разрешению споров (DSB). [16] Как и Генеральный совет, DSB состоит из представителей всех членов ВТО. DSB отвечает за управление DSU, т.е. за контроль всего процесса урегулирования споров. Он также имеет полномочия создавать комиссии, принимать отчеты комиссий и апелляционных органов, осуществлять надзор за выполнением постановлений и рекомендаций и разрешать приостановку обязательств по охваченным соглашениям. [17] DSB собирается так часто, как это необходимо, чтобы соблюдать сроки, предусмотренные в DSU. [18]
От жалобы до итогового отчета
[ редактировать ]Если государство-член считает, что мера, принятая другим государством-членом, лишила его выгоды, причитающейся ему по одному из охваченных соглашений, оно может потребовать консультаций с другим государством-членом. [19] Если консультации не привели к разрешению спора в течение 60 дней после получения запроса на консультации, государство-истец может потребовать создания Комиссии. Государство-ответчик не может предотвратить или отложить создание Комиссии, если только ОРС консенсусом не примет иное решение. [20] Комиссия, обычно состоящая из трех членов, назначаемых специально Секретариатом, заседает для получения письменных и устных представлений сторон, на основе которых ожидается, что она сделает выводы и заключения для представления ОРС. Разбирательства являются конфиденциальными, и даже если в них напрямую участвуют частные лица, им не разрешается присутствовать или делать заявления отдельно от документов соответствующего государства. [21] Споры также могут возникнуть в связи с аннулированием требований о выплате пособий без нарушений . [22]
Окончательная версия отчета комиссии сначала рассылается сторонам; две недели спустя он рассылается всем членам ВТО. В отличие от других систем, отчет должен быть принят на заседании ОРС в течение 60 дней с момента его распространения, если только ОРС консенсусом не примет решение не принимать отчет или сторона в споре не уведомит о своем намерении обращаться. [23] Сторона может подать апелляцию на заключение комиссии в постоянный Апелляционный орган, но только по вопросам права и юридических толкований, разработанных коллегией. Каждую апелляцию рассматривают три члена постоянного Апелляционного органа, состоящего из семи человек, созданного Органом по разрешению споров и широко представляющего весь спектр членов ВТО. Срок полномочий членов Апелляционного органа составляет четыре года. Это должны быть лица с признанным авторитетом в области права и международной торговли, не связанные с каким-либо правительством. Апелляционный орган может оставить в силе, изменить или отменить юридические выводы и выводы комиссии. Обычно апелляции не должны длиться более 60 дней, но не более 90 дней. [24] Возможность апелляции делает систему разрешения споров ВТО уникальной среди судебных процессов разрешения споров в общем публичном международном праве . [25]
Члены могут выражать свое мнение по поводу отчета Апелляционного органа, но они не могут его сорвать. DSU недвусмысленно заявляет, что отчет Апелляционного органа должен быть принят DSB и безоговорочно принят сторонами, если только DSB не примет консенсусом в течение тридцати дней с момента его распространения не принимать отчет. [26] Если стороны спора не договорились об ином, период с момента создания третейской группы до рассмотрения отчета ОРС, как правило, не превышает девяти месяцев, если нет апелляции, и двенадцати месяцев, если апелляция есть. [27]
Секретариат играет влиятельную роль в урегулировании споров. Секретариат выбирает членов комиссии, осуществляет финансовый контроль, пишет первоначальный документ по вопросам для судей, предоставляет экспертные консультации по экономическим вопросам, участвует во внутренних обсуждениях и составляет проект фактического решения. [28]
Апелляционный орган ВТО
[ редактировать ]Апелляционный орган судей ВТО был впервые создан в 1995 году. Хотя полный состав состоит из семи судей, Апелляционный орган может рассматривать апелляцию минимум тремя судьями. Полный срок полномочий судьи Апелляционного органа составляет четыре года с возможностью повторного назначения на второй срок. [29]
К июлю 2018 года осталось только четыре судьи, так как срок полномочий остальных завершился, а срок полномочий одного из этих судей истекает позднее в 2018 году. Согласно статье независимого аналитического центра Центра международных исследований Ватерлоо, Онтарио, Инновации в управлении (CIGI) — при поддержке канадского федерального правительства Управление торгового представителя США , добивающееся реформ в ВТО, заблокировало любые повторные назначения. [29]
Апелляционный орган наделен определенными полномочиями в отношении процедурных вопросов. Апелляционный орган был встречен большой критикой, поскольку, как утверждается, он может поставить под угрозу баланс и усугубить существующее неравенство. Апелляционный орган провел несколько значительных реформ; расширил доступ третьих сторон к апелляционным разбирательствам, открыл двери для подачи заявлений amicus curiae частными лицами и одобрил привлечение частных адвокатов для представления правительств. [30]
Согласно исследованию 2022 года, создание Апелляционного органа и способ его развития были во многом неожиданными для государств-членов ВТО. [31]
Согласие
[ редактировать ]DSU рассматривает вопрос соблюдения требований и ответных мер. В течение тридцати дней с момента принятия отчета соответствующий член должен проинформировать ОРС о своих намерениях в отношении выполнения рекомендаций и постановлений. Если член объясняет, что немедленно выполнить рекомендации и постановления практически невозможно, у него должен быть «разумный период времени» для выполнения. Этот разумный период времени не должен превышать 15 месяцев. [32] Если не достигнуто соглашение о разумном сроке соблюдения требований, этот вопрос подлежит обязательному арбитражу; арбитр назначается по соглашению сторон. Если существует разногласие относительно удовлетворительного характера мер, принятых государством-ответчиком для выполнения отчета, это несогласие должно быть разрешено группой экспертов, если возможно, той же группой, которая рассматривала первоначальный спор, но, очевидно, без возможности обжалования его решения. DSU предусматривает, что даже если ответчик утверждает, что он выполнил рекомендацию в отчете, и даже если сторона-истец или комиссия принимают это утверждение, DSB должен держать выполнение рекомендаций под наблюдением. [33]
Компенсация и ответные меры
[ редактировать ]Если все остальное не помогло, в DSU изложены еще две возможности:
- Если член не выполняет в течение «разумного периода» рекомендации и постановления, он может провести переговоры с государством, подавшим жалобу, о взаимоприемлемой компенсации. Компенсация не определена, но можно ожидать, что она будет состоять из предоставления государством-ответчиком концессии на продукцию или услугу, представляющую интерес для государства-истца. [34]
- Если соглашение о компенсации не будет достигнуто в течение двадцати дней после истечения «разумного периода», преобладающее государство может запросить у DSB разрешение приостановить применение к соответствующему участнику уступок или других обязательств по охваченным соглашениям. [34] DSU ясно дает понять, что ответные меры не одобряются, и устанавливает критерии возмездия. [35] В отличие от прежней практики ГАТТ, разрешение на приостановку концессий в этом контексте является полуавтоматическим, поскольку ОРС «должен предоставить разрешение [...] в течение тридцати дней после истечения разумного периода», если только он не примет решение консенсусом. отклонить запрос. [36] Любая приостановка, уступка или другое обязательство должны быть временными. Если ответчик заявляет возражение против предложенного уровня отстранения или против соответствия предлагаемого отстранения принципам DSU, предусматривается еще один арбитраж, если это возможно, с участием первоначальных членов комиссии или арбитра или арбитров, назначенных Генеральным директором. , которое должно быть завершено в течение шестидесяти дней с момента истечения разумного периода. [36]
Хотя такие «ответные меры» являются сильным механизмом, когда они применяются экономически мощными странами, такими как США или Великобритания, или такими организациями, как Европейский Союз , когда они применяются экономически слабыми странами против более сильных, их часто можно игнорировать. [37] Независимо от того, принял ли заявитель меры возмездия, надзор со стороны DSB должен продолжаться, чтобы увидеть, были ли выполнены рекомендации третейской группы или Апелляционного органа. [38]
Развивающиеся страны
[ редактировать ]Как и большинство соглашений, принятых в ходе Уругвайского раунда, ДСУ содержит ряд положений, адресованных развивающимся странам. [39] В Соглашении говорится, что члены должны уделять «особое внимание» проблемам и интересам развивающихся стран-членов. [40] Кроме того, если одна из сторон спора является развивающейся страной, эта сторона имеет право на то, чтобы хотя бы один член комиссии был выходцем из развивающейся страны. [41] Если жалоба подается против развивающейся страны, время консультаций (до созыва комиссии) может быть продлено, а если спор передается на рассмотрение комиссии, сроки подачи представлений развивающейся страной могут быть смягчены. [42] Кроме того, Секретариат уполномочен предоставлять квалифицированного эксперта по правовым вопросам любой развивающейся стране по запросу. Официальные жалобы на наименее развитые страны не приветствуются, и если консультации не увенчаются успехом, Генеральный директор и председатель ОСР готовы предложить свои добрые услуги до того, как будет сделан официальный запрос о создании группы. [43] Что касается существа, DSU предусматривает, что в отчете комиссий должно быть «явно указано», как были учтены положения «дифференцированного и более благоприятного режима» соглашения, в соответствии с которым подана жалоба. Независимо от того, является ли развивающаяся страна стороной конкретного разбирательства или нет, «особое внимание» должно быть уделено интересам развивающихся стран в ходе выполнения рекомендаций и постановлений групп. [44] Чтобы помочь развивающимся странам преодолеть их ограниченный опыт в законодательстве ВТО и помочь им в разрешении сложных торговых споров, в 2001 году был создан Консультативный центр по законодательству ВТО. Цель состоит в том, чтобы выровнять правила игры для этих стран и таможенных территорий в системы ВТО, позволяя им иметь полное представление о своих правах и обязанностях по Соглашению ВТО. [45]
Паралич
[ редактировать ]С тех пор как Дональд Трамп вступил в должность в 2016 году, он жаловался, что ВТО «предвзята по отношению к США», и даже угрожал вывести США из ВТО. [46] [47] Однако США. Экономисты Джеффри Фриден и Джоэл Трахтман обнаружили, что Соединенные Штаты выигрывают подавляющее большинство споров, которые они возбуждают против других стран, выигрывая «больше, чем в среднем, когда они являются истцами». [48]
Тем не менее, Вашингтон начал блокировать назначение новых судей Апелляционного органа ВТО. [49] [50] [51] В декабре 2019 года апелляционный орган Всемирной торговой организации, который считается высшим судом по международной торговле, потерял возможность выносить решения по спорным делам, поскольку у него нет необходимого кворума для рассмотрения апелляций. [9] Предполагается, что в состав коллегии войдут семь судей, но США заблокировали все замены и тем самым парализовали механизм разрешения споров ВТО. [52] [11] Без функционирующего апелляционного органа, способного вынести окончательное решение, любое дело, по которому будет подана апелляция, будет вынуждено прекратиться. [53] [54]
Ряд членов ВТО присоединились к Многостороннему временному апелляционному арбитражному соглашению, которое действует до тех пор, пока не будет разрешена тупиковая ситуация. [55]
Сроки торговых споров
[ редактировать ]В статье, опубликованной в Журнале международной экономики в 2017 году, были рассмотрены споры ВТО, поданные Соединенными Штатами в период с 1995 по 2014 год. Авторы статьи разработали теоретическую модель, объясняющую, что действующие кандидаты в президенты регулярно возбуждали торговые споры с участием отраслей промышленности в колеблющихся штатах в течение года, предшествовавшего президентским выборам. [56]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ ВТО «Понимание ВТО» , Всемирная торговая организация , по состоянию на 1 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Урегулирование споров: уникальный вклад , Всемирная торговая организация
- ^ С. Паничпакди, ВТО в десять , 8
- ^ Баун, Чад П.; Мавроидис, Петрос К. (01 апреля 2017 г.). «Урегулирование споров в ВТО в 2015 году: усиление после двух десятилетий» . Обзор мировой торговли . 16 (2): 153–158. дои : 10.1017/S1474745616000604 . ISSN 1474-7456 .
- ^ Бектел, Майкл М.; Саттлер, Томас (2015). «Чего стоят судебные разбирательства во Всемирной торговой организации?» . Международная организация . 69 (2): 375–403. дои : 10.1017/S002081831400037X . ISSN 0020-8183 . S2CID 154697183 .
- ^ Шин, Вонкю; Ан, Дукгын (2019). «Торговая выгода от юридических постановлений в системе разрешения споров ВТО» . Обзор мировой торговли . 18 (1): 1–31. дои : 10.1017/S1474745617000544 . ISSN 1474-7456 .
- ^ Баун, Чад П. (2004). «Об экономическом успехе урегулирования споров ГАТТ/ВТО» . Обзор экономики и статистики . 86 (3): 811–823. дои : 10.1162/0034653041811680 . S2CID 28108505 .
- ^ Баун, Чад П. (2004). «Торговая политика в рамках ГАТТ/ВТО: эмпирические доказательства правила равного обращения». Канадский экономический журнал . 37 (3): 678–720. дои : 10.1111/j.0008-4085.2004.00243.x . ISSN 0008-4085 . JSTOR 3696011 . S2CID 5705448 .
- ^ Jump up to: а б «США закрывают апелляционный суд ВТО – DW – 10.12.2019» . dw.com . Проверено 28 января 2023 г.
- ^ Баун, Чад П. (2022). «Трамп прекратил урегулирование споров в ВТО. Чтобы это исправить, необходимы торговые меры» . Обзор мировой торговли . 21 (3): 312–329. дои : 10.1017/S1474745622000039 . ISSN 1474-7456 . S2CID 247072096 .
- ^ Jump up to: а б Сакердоти, Джорджо; Семерджиоглу, Назличичек; Фама, Розальба; Ассенца, Елена; Уэйд, Диана; Лапа, Виктория (27 февраля 2021 г.). «Система разрешения споров ВТО в 2020 году: перед лицом паралича апелляционных органов» . Рочестер, Нью-Йорк. дои : 10.2139/ssrn.3794327 . S2CID 233923295 . ССНН 3794327 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Херст, Дэниел (24 декабря 2022 г.). «Австралия и Китай объединяются, чтобы протестовать против блокировок ВТО, вызванных вето США на апелляционный орган» . Хранитель .
- ^ Стюарт-Дойер, Система разрешения споров ВТО , 7.
- ^ Список покрываемых соглашений включен в Приложение 1 к DSU.
- ^ Органы ВТО, участвующие в процессе урегулирования споров , Всемирная торговая организация.
- ^ Статья IV:3 Соглашения ВТО.
- ^ Статья 2.1 ДСУ.
- ^ Статья 2.3 ДСУ.
- ^ А. Ф. Лоуэнфельд, Международное экономическое право , 152.
- ^ Статья 6.1 ДСУ.
- ^ А. Ф. Лоуэнфельд, Международное экономическое право , 153.
- ^ Фонс Т.А., Невилл В. и Антон Уоссон А. Аннулирование требований о льготах без нарушений: возможности и дилеммы в основанной на правилах системе разрешения споров ВТО в Брее М. (ред.) Десять лет урегулирования споров ВТО: австралийские перспективы. Управление торговых переговоров Министерства иностранных дел и торговли. Содружество Австралии. 123-140
- ^ Статья 6.1 ДСУ.
- ^ Статья 17 ДСУ.
- ^ М. Паниццон, Добросовестность в юриспруденции ВТО , 275.
- ^ Статья 17.14 ДСУ.
- ^ Статья 20 ДСУ.
- ^ Пауэлин, Йост; Пелц, Кшиштоф (2022). «Кто охраняет «стражей системы»? Роль Секретариата в разрешении споров ВТО» . Американский журнал международного права . 116 (3): 534–566. дои : 10.1017/ajil.2022.20 . ISSN 0002-9300 . S2CID 248742237 .
- ^ Jump up to: а б Бахус, Джеймс (12 июля 2018 г.). «Трамп угрожает верховенству закона — что поставлено на карту?» . Центр инноваций в области международного управления . Ватерлоо, Онтарио . Проверено 23 июля 2018 г.
- ^ Смит, Джеймс (август 2004 г.). «Неравенство в международной торговле? Развивающиеся страны и институциональные изменения в разрешении споров ВТО». Обзор международной политической экономии . 11 (3): 542–573. дои : 10.1080/0969229042000252891 . JSTOR 4177510 . S2CID 154792593 .
- ^ Пелц, Кшиштоф (2022). «Контрфакты и непредвиденные обстоятельства в истории разрешения споров ВТО» . Обзор мировой торговли . 21 (3): 301–311. дои : 10.1017/S1474745622000076 . ISSN 1474-7456 . S2CID 247898220 .
- ^ Бейкер Маккензи (2013). «Юридическое руководство A4ID: Разрешение споров в ВТО» (PDF) . Сторонники международного развития . Проверено 15 августа 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Статья 21 ДСУ.
- ^ Jump up to: а б Статья 22.2 ДСУ
- ^ Статьи 22.3 и 22.4 ДСУ.
- ^ Jump up to: а б Статья 22.6 ДСУ
- ^ Обиджиофор Агинам, Безопасность пищевых продуктов, асимметрия Юга и Севера и столкновение режимов регулирования , 40 Ванд. J. Transnat'l L. 1099, 1112 (2007).
- ^ Статья 22.8 ДСУ.
- ^ А. Ф. Лоуэнфельд, Международное экономическое право , 174.
- ^ Статья 4.10 ДСУ.
- ^ Статья 8.10 ДСУ.
- ^ Статья 12.10 ДСУ.
- ^ Статья 24 ДСУ.
- ^ Статья 12.11 ДСУ.
- ^ К. Ван дер Боргт, Консультативный центр по законодательству ВТО , 723-728.
- ^ «Дональд Трамп угрожает вывести США из ВТО» . Файнэншл Таймс . 24 июля 2016 г. Проверено 28 января 2023 г.
- ^ «Нападки Трампа на ВТО вызывают негативную реакцию со стороны членов» . Файнэншл Таймс . 10 декабря 2017 г. Проверено 28 января 2023 г.
- ^ Фриден, Джеффри; Трахтман, Джоэл (15 июня 2018 г.). «Торговая политика США: действовать в одиночку или подчиняться требованиям Всемирной торговой организации» . ЭконоФакт . Проверено 14 июля 2018 г.
- ^ «США блокируют повторное назначение судей ВТО, поскольку надвигается кризис урегулирования споров» . Рейтер . 27 августа 2018 г. Проверено 28 января 2023 г.
- ^ Алим, Зишан (08 марта 2017 г.). «Почему план Трампа бросить вызов ВТО не так безрассуден, как кажется» . Вокс . Проверено 28 января 2023 г.
- ^ «Опасения за мировую торговлю, поскольку Трамп делает первые выстрелы в ВТО» . Файнэншл Таймс . 10.11.2017 . Проверено 28 января 2023 г.
- ^ «Всемирная торговая организация: кризис апелляционного органа | Кафедра Шолля по международному бизнесу | CSIS» . www.csis.org . Проверено 28 января 2023 г.
- ^ «ВТО грозит кризис из-за споров по урегулированию, если Трамп не отступит» . Хранитель . 08.12.2019 . Проверено 28 января 2023 г.
- ^ Суонсон, Ана (08 декабря 2019 г.). «Трамп наносит ущерб ВТО, поскольку бушует торговая война» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 28 января 2023 г.
- ^ Чхве, Бовон (11 августа 2023 г.). «Три года действия многостороннего временного апелляционного арбитражного соглашения: промежуточная оценка арбитража как средства обжалования отчетов комиссии ВТО» . Блог Kluwer об арбитраже . Проверено 24 апреля 2024 г.
- ^ Конкония, Паола; ДеРемер, Дэвид; Кирхштайгер, Георг; Тримарчи, Лоренцо; Занарди, Маурицио (март 2017 г.). «Подозрительно своевременные торговые споры» . Журнал международной экономики . 105 : 57–76. дои : 10.1016/j.jinteco.2016.12.001 . hdl : 10419/129881 . S2CID 15788421 . Проверено 14 июля 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Лоуэнфельд, Андреас Ф. (1991–2007). «Предисловие - Первые мысли об урегулировании споров во Всемирной торговой организации». У Пьера Пескатора; Уильям Дж. Дэйви; Андреас Ф. Лоуэнфельд (ред.). Справочник по урегулированию споров ВТО/ГАТТ . Translations Publishers, Inc. ISBN 978-0-929179-48-3 .
- Лоуэнфельд, Андреас Ф. (2002). «Урегулирование споров в ВТО» . Международное экономическое право . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-825667-0 .
- Панизон, Мэрион (2006). «Добросовестное отсутствие толкования Апелляционным органом ВТО». Добросовестность в юриспруденции ВТО . Харт Паблишинг. ISBN 978-1-84113-620-2 .
- Паничпакди, Супачай (2006). «ВТО через десять лет: развитие десятилетних достижений». В Джорджио Сакердоти; Алан Янович; Ян Боханес (ред.). Десять лет ВТО: вклад системы разрешения споров . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-86314-8 .
- Палметр, Дэвид, Петрос К. Мавриодис и Найл Мигер. Урегулирование споров во Всемирной торговой организации (Cambridge University Press, 2022.) онлайн
- «Урегулирование споров: уникальный вклад» . Понимание ВТО . Всемирная торговая организация . Проверено 11 марта 2007 г.
- Стюарт, Теренс П.; Дуайер, Эми С. (1991–2007). «Система разрешения споров ВТО: обзор». У Пьера Пескатора; Уильям Дж. Дэйви; Андреас Ф. Лоуэнфельд (ред.). Справочник по урегулированию споров ВТО/ГАТТ . Translations Publishers, Inc. ISBN 978-0-929179-48-3 .
- Ван дер Боргт, Ким (декабрь 1999 г.). «Консультативный центр по праву ВТО: продвижение справедливости и равенства» . Журнал международного экономического права . 2 (4): 723–728. дои : 10.1093/джиэль/2.4.723 . Проверено 21 марта 2007 г.
- «Органы ВТО, участвующие в процессе урегулирования споров» . Учебный модуль по системе разрешения споров . Всемирная торговая организация . Проверено 11 марта 2007 г.
- (на французском языке) М.Н. Джохари АНДРИАНРИВОНИ, «Апелляционный орган Всемирной торговой организации: оригинальный орган, наделенный конституционной и нормативной миссией, или Структурирование международного конкурентного права», Бельгийский обзор международного права, № 1/2000, 70 страницы.
- (на французском языке) М.Н. Джохари АНДРИАНАРИВОНИ, «Разве группа, созданная в рамках Всемирной торговой организации, не является юрисдикцией?», Revue (на французском языке) de la Rechercheculturallle – Droit prospective, 3/2000, 33 страницы.