Святой Ковчег
Арка Санта («Священный ковчег», или сундук) — дубовый реликварий , покрытый позолотой серебром, украшенный в романском стиле . Он хранится в Камара Санта собора Сан-Сальвадор в Овьедо . В 1934 году на «Камаре Санта» произошел взрыв, серьезно повредивший «Арку», которую тщательно восстановил Мануэль Гомес-Морено.
Описание
[ редактировать ]Арка представляет собой ящик из черного дуба размерами 72 на 119 на 93 см, необычно большой для реликвария, более типичный для размеров небольшого переносного алтаря. Он был построен без гвоздей, возможно, в подражание Храму Соломона . Все покрыто серебром: лицевая и обе стороны репуссированы оборотная сторона имеет простой клетчатый узор, плоская крышка выгравирована чернью , . Передняя панель, соответствующая своему размеру, создана по образцу фасада алтаря, изображающего Христа в величии на мандорле, которую несут четыре ангела и в окружении Двенадцати Апостолов . Панель со всех сторон окаймлена надписью Kufesque .
Левая часть представляет собой повествовательный цикл младенчества Христа в пяти сценах, расположенных в двух регистрах, читаемых против часовой стрелки сверху справа. Два ряда разделены полосой с надписью: MARIA ET IOSEP POSUERUNT DOMINUM IN PRESEPIO ANIMALIU / ANGELUS APARUIT IOSEP DICENS FUGE IN EGIPTUM ET ESTO [IBI] («Мария и Иосиф поместили Господа в ясли для животных / Ангел явился, чтобы Иосиф говорит: «Бегите в Египет и оставайтесь [там]»). Правая часть также разделена на два регистра, разделенных полосой текста. Вверху изображен Христос в мандорле, поддерживаемый двумя ангелами слева и справа Архангелом Михаилом , в окружении херувима и серафима , сражающихся с драконом. В нижнем ряду изображены восемь апостолов в разных позах, все, по-видимому, разговаривают. На полосе написано: ASCENDENS XPS IN ALTUM CAPTIVAM DUXIT CAPTIVITATE / MICAEL ARCANGELUS PUGNAVIT CUM DRACONE («Взойдя на высоту, Христос вывел пленника из плена / Архангел Михаил сражался с драконом»).
На крышке подробно изображено распятие Христа , включая двух разбойников, Деву Марию, «ученика, которого любил Иисус» (Иоанна), ангелов с кадильницами и олицетворения солнца и луны. Вокруг сцены имеется длинная надпись.
Содержание
[ редактировать ]Что необычно для реликвариев раннего средневековья, в Арке находились мощи нескольких святых. Самыми ценными были частица Животворящего Креста , кусочки Тернового Венца и Гроба Господня , немного хлеба с Тайной Вечери и немного молока Богородицы. Была также кристаллическая ампула, содержащая немного крови от иконы Берита , изображения Христа, о котором впервые сообщалось на Втором Никейском соборе в 787 году, из которого истекла кровь после того, как его проткнули некоторые евреи. Сообщаемое содержание Arca Santa «отражает интерес к человечности Христа, Святого Семейства и самой Святой Земли». [ 1 ] Помимо реликвий Святого Семейства, в Арке был представлен Ветхий Завет , жезл Моисея и немного манны . В нем хранилось множество реликвий апостолов, а также плащ, который, как сообщается, Богородица дала Ильдефонсу Толедскому .
Самое раннее зарегистрированное описание содержимого Арки - это примечание, добавленное к Валансьенскому кодексу одиннадцатого века. [ 2 ] Это уведомление могло быть основано на руководстве, подготовленном некоторыми служащими церкви Овьедо. На крышке Arca также имеется неполный список содержимого в серебряном репуссе. Другим современным источником содержания Арки является письмо Осмонда , епископа Асторги , адресованное Иде Булонской , о мощах Марии, которые можно увидеть в Испании.
Плащаница Овьедо
[ редактировать ]Судариум Овьедо , или Плащаница Овьедо , также ткань Овьедо , является самой известной реликвией страстей Христовых, хранящейся в реликварии Арка Санта. [ 3 ] Окровавленная ткань, или судариум (лат. «ткань для пота»), считается тканью, обернутой вокруг головы Иисуса Христа после его смерти и оставленной в гробнице, сложенной в сторону, после его воскресения. [ 4 ] Есть заметные совпадения с рядом родственных изображений ахейропоэты , таких как изображения Турина и Манопелло . [ 5 ] Судариум Овьедо открывается публике три раза в год: Страстная пятница , Праздник Триумфа Креста 14 сентября и его октава 21 сентября.
Происхождение
[ редактировать ]Легенда
[ редактировать ]Легенды о происхождении Арки Санта широко распространились в средние века и могут быть найдены не менее чем в десяти источниках между одиннадцатым и четырнадцатым веками. В Liber testamentorum , составленном около 1120 года для записи всех даров и привилегий, полученных епархией Овьедо, некоторым ученикам двенадцати апостолов отдается должное за строительство Арки в Иерусалиме , где, как говорят, она оставалась до тех пор, пока Хосров II не завоевал город в 614 году. В это время он был перенесен в Африку. Исламское вторжение вынудило его переместить в Толедо , в то время столицу вестготов . Когда мусульмане вторглись в Испанию – в результате грехов вестготских королей, согласно « Либеру» , – в 711 году Арка была доставлена на хранение в Овьедо. Наконец, в начале девятого века Альфонсо II Астурийский построил для него часовню, посвященную Святому Михаилу (Камара Санта). В этой часовне, ныне пристройке собора Овьедо, она остается и по сей день. Аналогичный отчет о переводе включен в Liber Chronicorum , историческое дополнение к Liber testamentorum . Это, в свою очередь, повлияло на отчеты в Historia Silense , Chronicon mundi и De rebus Hispaniae . Две биографии Торибиуса Асторгийского , Estoria de Santo Toribio и Vida de Santo Toribio de Liébana , хотя они и различаются по многим пунктам, сходятся во мнении, что Торибиус укрылся в Испании с некоторыми реликвиями из Иерусалима, где он их охранял, надежно спрятанными. в деревянном ковчеге. [ 6 ] В то время как «Эстория» представляет длинный список предметов, хранящихся в Арке, « Вида» упоминает только кусок дерева от Истинного Креста и кувшин, в котором хранилось вино первого чуда Иисуса в Кане :
И через три года ангел Божий снова явился ему и сказал ему:
— Турибио, отнеси реликвии испанским войскам, когда знаешь, что вся эта земля будет уничтожена маврами.
Святой Турибио тогда сделал это и положил мощи в лодку, среди которой он сначала привез часть креста, на котором был распят наш спаситель Иисус Христос, и кувшин, в котором он освятил воду, вино и многие другие мощи святых и святых.
А по прошествии трех лет ангел Божий снова явился ему и сказал ему: «Турибий, отнеси мощи в части Испании, потому что ты знаешь, что вся эта земля должна быть уничтожена маврами». И тогда святой Турибий сделал так и положил мощи [ 7 ] на корабле, среди которых были прежде всего часть креста, на котором был распят Спаситель наш Иисус Христос, и один из кувшинов, в которых он освятил воду вино, и многие другие мощи святых мужчин и женщин.
История
[ редактировать ]Традиционно историки приписывают украшение Арки и Камары Альфонсо VI Леонскому и его сестре Урраке Саморской и датируют его 1075 годом. 13 марта того же года, согласно Документу 72 из архивов собора Овьедо, Альфонсо и Уррака в их присутствии открыли реликварий и осмотрели его содержимое. Этот документ, датированный 14 марта, сохранился только в копии тринадцатого века, и его подлинность подвергается сомнению. Возможно, это было сделано для того, чтобы поддержать претензии Овьедо и его святыни против претензий Сантьяго.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Харрис, 86.
- ^ Валансьен, Муниципальная библиотека, MS 99.
- ^ Беннетт, Дженис (январь 2005 г.). Священная кровь, священный образ: Судариум Овьедо, новые доказательства подлинности Туринской плащаницы . Игнатиус Пресс. ISBN 978-0-9705682-0-5 .
- ^ Бисс и чистый лен - Сравнение тканей. Архивировано 12 февраля 2013 г. в Wayback Machine. Мультимедийное сравнение ткани Овьедо и судария Манопелло, Тексты: Бландина Пасхалис Шлёмер.
- ^ Заново открытое лицо - первая из четырех частей аудиовизуальной презентации, связывающей святой образ с рядом древних предшественников, YouTube, дата доступа: март 2013 г.
- ^ Карлос Фернандес Гонсалес, «Жизни и высказывания Санто Торибио де Лиебана, сохраненные в монастыре, носящем его имя». Архивировано 1 апреля 2010 года в Wayback Machine , Dicenda: Cuadernos de Filología Hispánica , 17 (1999), 29–40.
- ↑ Мощи к тому времени уже находились в арке .
Ссылки
[ редактировать ]- Эта статья опирается на Джули А. Харрис, «Redating the Arca Santa of Oviedo», The Art Bulletin , 77 :1 (1995), 82–93, с прямыми цитатами и другими источниками, указанными в примечаниях.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Искусство средневековой Испании, 500–1200 гг. н. э. , каталог выставки из библиотек Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы об Арке Санта (№ 124).