Jump to content

Рек. 709

(Перенаправлено с BT.709 )

Рек. 709
записывать. Код 709
Основные цвета BT.709 показаны на диаграмме цветности CIE 1931 x, y . Все цветности цветового охвата BT.709 попадают в треугольник, соединяющий основные цвета. Сюда входит осветитель D65 , белая точка .
Статус Одобренный
Впервые опубликовано 16 ноября 1993 г .; 30 лет назад ( 16 ноября 1993 ) [1] [2]
Последняя версия БТ.709-6
17 июня 2015 г .; 9 лет назад ( 17.06.2015 ) [1] [3]
Авторы МСЭ-Р
Базовые стандарты Рек.709, BT.709, МСЭ-709
Домен Цифровая обработка изображений
Веб-сайт www .Что .int /запись /R-REC-BT .709

Рек. 709 , также известный как Rec.709 , BT.709 и ITU 709 , — это стандарт, разработанный ITU-R для кодирования изображений и характеристик сигнала телевидения высокой четкости .

Самая последняя версия — BT.709-6, выпущенная в 2015 году. BT.709-6 определяет характеристики изображения как соотношение ( широкоэкранное ) сторон 16:9, 1080 активных строк на изображение, 1920 выборок на строку и квадрат. соотношение сторон пикселей.

Первая версия стандарта была одобрена CCIR как Rec.709 в 1990 году (существовала также CCIR Rec. XA/11 MOD F). [4] в 1989 году) с заявленной целью создания всемирного стандарта HDTV. ITU заменил CCIR в 1992 году и впоследствии выпустил BT.709-1 в ноябре 1993 года. [2] Эти ранние версии все еще оставляли много вопросов без ответа, и отсутствие консенсуса в отношении всемирного стандарта HDTV было очевидным. Настолько, что некоторые ранние системы HDTV, такие как 1035i30 и 1152i25, все еще были частью стандарта еще в 2002 году в BT.709-5. [5]

Технические детали

[ редактировать ]

Стандарт находится в свободном доступе на веб-сайте МСЭ , и этот документ следует использовать в качестве авторитетного справочного материала. Основное изложено ниже.

Определение изображения

[ редактировать ]

Рекомендация МСЭ-R BT.709-6 определяет общий формат изображения (CIF), в котором характеристики изображения не зависят от частоты кадров. Размер изображения составляет 1920x1080 пикселей, общее количество пикселей — 2 073 600. [6]

Предыдущие версии BT.709 включали устаревшие системы, такие как системы HDTV 1035i30 и 1152i25. Сейчас они устарели и заменены системой, определенной в ITU BT.709-6 2015 года.

Частота кадров

[ редактировать ]

BT.709 предлагает различные частоты кадров и схемы сканирования, что, наряду с разделением размера изображения и частоты кадров, обеспечило BT.709 гибкость, позволяющую стать мировым стандартом для HDTV. Это позволяет производителям создавать единый телевизор или дисплей для всех рынков по всему миру.

BT.709-6 определяет следующие частоты кадров, где P указывает на кадр с прогрессивной разверткой , PsF указывает на кадры с прогрессивной сегментацией , а I указывает на чересстрочную развертку :

24/П, 24/ПСФ, 23,976/П, 23,976/ПСФ
соответствовать частоте кадров, используемой в театральных фильмах. Дробные скорости включены для совместимости с « понижающими » скоростями, используемыми в NTSC .
50/П, 25/П, 25/ПсФ, 50/И (25 кадров в секунду)
регионы, в которых раньше использовались системы с частотой 50 Гц, такие как PAL или SECAM . Дробных скоростей нет, поскольку в PAL и SECAM не было проблемы с понижением уровня NTSC.
60/P, 59,94/P, 30/P, 30/PsF, 29,97/P, 29,97/PsF, 60/I (30 кадров в секунду), 59,94/I (29,97 кадров в секунду)
регионы, в которых раньше использовались системы 60 Гц, такие как NTSC. Здесь снова дробные скорости предназначены для совместимости с устаревшими скоростями понижения NTSC.

Захват, кодирование и распространение изображений

[ редактировать ]

Согласно BT.709, камеры могут снимать как в прогрессивной, так и в чересстрочной форме. Видео, снятое в прогрессивном формате, можно записывать, транслировать или передавать в потоковом режиме как прогрессивное или как сегментированный кадр с прогрессивной разверткой (PsF). Видео, снятое в чересстрочном режиме, должно распространяться в чересстрочном режиме, если при постобработке не применяется процесс деинтерлейсинга.

В случаях, когда захваченное изображение с прогрессивной разверткой распространяется в режиме сегментированных кадров, частота сегмента/поля должна быть в два раза больше частоты кадров. Таким образом, 30/PsF имеет ту же частоту поля, что и 60/I.

Первичные цветности

[ редактировать ]
Цветовой куб BT.709 RGB (изображение, закодированное с помощью профиля ICC)
цветового пространства RGB Параметры [7]
Цветовое пространство Белая точка праймериз
х Вт W х Р Р х г y G х Б у Б
МСЭ-R BT.709 0.3127 0.3290 0.64 0.33 0.30 0.60 0.15 0.06

Обратите внимание, что красный, синий и y G такие же, как основные цвета EBU Tech 3213 (PAL), тогда как x G EBU Tech 3213 находится посередине между x G и SMPTE C x G (PAL и NTSC — это два типа BT.601-). 6 ). В цветовом пространстве CIE 1931 Rec. Цветовое пространство 709 (и производное цветовое пространство sRGB ) практически идентично Rec. 601 и охватывает 35,9%. [8] Он также охватывает 33,24% CIE 1976 г. [9] [10] и 33,5% CIE 1931 xy. [10] Точка белого равна D 65 , как указано в стандартном наблюдателе 2° .

Передаточные характеристики

[ редактировать ]

Рек. 709 определяет нелинейную OETF ( оптоэлектрическую передаточную функцию ), которая известна как « гамма камеры » и описывает, как камера HDTV кодирует линейный свет сцены в значение нелинейного электрического сигнала. Рек. 709 не определяет EOTF дисплея ( функцию электрооптической передачи ), которая описывает, как дисплеи HDTV должны преобразовывать нелинейный электрический сигнал в линейный отображаемый свет, что было сделано в ITU-R BT.1886 . См. ITU-R BT.2087 для подробного описания вариантов преобразования цветов из Rec. 709 по Рек. 2020 .

Рек. 709 OETF выглядит следующим образом, близко к 1/1,9 – 1/2,0 чистой гаммы: [11]

где

  • — значение нелинейного электрического сигнала в диапазоне .
  • - линейная яркость сцены в диапазоне .
  • 1,099 называется α и является приближенным выражением α = 1 + 5,5 * β = 1,099296826809442...
  • 0,018 называется β и является приблизительным значением 0,018053968510807...
  • 0,099 это α - 1 [12]
  • Эти значения берутся из этих одновременных уравнений [13] которые необходимы для плавного соединения двух сегментов кривой:

Рек. 709 OETF является линейным в нижней части, а затем представляет собой степенную функцию с гаммой 0,45 (около 1/2,222..., что отличается от приближения sRGB 2,2) для остальной части диапазона. Общая OETF приближается к чистой степенной функции с гаммой 0,50–0,53 (около 1/1,9–1/2,0). Использование чистой гаммы в качестве OETF невозможно, поскольку сжатие в нелинейные значения удалит множество теней, расположенных непосредственно рядом с черными. Таким образом, был изобретен линейный сегмент и для энергетического сегмента была использована гамма 0,45. Старые ЭЛТ имели EOTF 2,35 чистой гаммы. [14] и, таким образом, соответствующая коррекция 709 OETF для получения линейного изображения EOTF (если предполагается сквозная гамма 1,2) представляла собой чистую гамму 1,2/2,35 = 0,51 = 1/1,9608. Таким образом он использовался Apple до появления устройств Display P3.

В типичной производственной практике функция кодирования источников изображения (OETF) настраивается таким образом, чтобы окончательное изображение имело желаемый эстетический вид при просмотре на эталонном мониторе с гаммой 2,4 (согласно ITU-R BT.1886 ) при тусклом эталонном изображении. условия просмотра (в соответствии с Рекомендацией ITU-R BT.2035 это 10 люкс D 65 или D 93 в Японии). [15] [16] [17]

Рек. 709 инверсный OETF описывает преобразование значения нелинейного электрического сигнала в линейную яркость сцены. Это происходит следующим образом:

дисплея EOTF HDTV (иногда называемый «гаммой дисплея») не является инверсией OETF камеры. [18] EOTF не указан в Рек. 709. Он обсуждается в EBU Tech 3320 и указан в ITU-R BT.1886 как эквивалентная гамма 2,4, которая отклоняется от нее в области черного в зависимости от глубины черного. [19] [20] Это более высокая гамма, чем приблизительно гамма 2.0 Rec. 709 ОЭТФ. Результирующая сквозная системная гамма ( OOTF ) телевизионной системы HD составляет около 1,2, и она была специально разработана для обеспечения компенсации тусклого эффекта объемного звучания . [18]

Рек. 709 и sRGB имеют одинаковые первичную цветность и цветность точки белого; однако sRGB явно выводится (отображается) с эквивалентной гаммой 2,2 ( фактическая функция также является кусочной, чтобы избежать проблем, близких к черному). [21] Дисплей P3 использует sRGB EOTF со своим линейным сегментом, изменение этого сегмента с 709 необходимо либо с помощью параметрического кодирования кривой ICC v4, либо с помощью ограничения наклона.

Цифровое представительство

[ редактировать ]

Рек. 709 определяет кодировку R'G'B' и кодировку Y'C B C R , каждая из которых имеет либо 8 бит, либо 10 бит на выборку в каждом цветовом канале. -битном кодировании каналы R' , B' , G' и Y' имеют номинальный диапазон [16..235], а каналы CB При 8 и CR . имеют номинальный диапазон [16..240] ] с нейтральным значением 128. Таким образом, в ограниченном диапазоне эталонный черный цвет R'G'B' равен (16, 16, 16), а эталонный белый цвет - (235, 235, 235), а в Y'C B C R эталонный черный цвет равен (16, 128, 128). и эталонный белый цвет (235, 128, 128). Допускаются значения, выходящие за пределы номинального диапазона, но обычно они ограничиваются для трансляции или отображения (за исключением Superwhite и xvYCC ). Значения 0 и 255 зарезервированы как ссылки синхронизации (SAV и EAV) и не могут содержать данные цвета (для 8 бит, для 10 бит зарезервированы дополнительные значения , а для 12 бит даже больше, никакие значения не резервируются в файлах, режиме RGB или полный диапазон цифровых режимов YCbCr, таких как sYCC или opYCC ). Рек. 10-битная кодировка 709 использует номинальные значения в четыре раза больше, чем 8-битная кодировка. Для облегчения преобразования используется простое дополнение для эталонных значений, например, 240 просто дополняется двумя конечными нулями и дает 960 для максимальной 10-битной цветности. [22] Рек. Номинальные диапазоны 709 такие же, как те, которые определены в Рекомендации МСЭ. 601 . [23]

Преобразование стандартов

[ редактировать ]

Преобразование между различными стандартами частоты кадров видео и кодирования цвета всегда было проблемой для производителей контента, распространяющих контент в регионах с разными стандартами и требованиями. Хотя BT.709 облегчил проблему совместимости с точки зрения потребителей и производителей телевизоров, средства вещания по-прежнему используют определенную частоту кадров в зависимости от региона, например 29,97 в Северной Америке или 25 в Европе, что означает, что для вещательного контента по-прежнему требуется как минимум преобразование частоты кадров.

Преобразование стандартного разрешения

[ редактировать ]

Обширная устаревшая библиотека программ и контента стандартной четкости создает дополнительные проблемы. NTSC , PAL и SECAM — это чересстрочные форматы с соотношением сторон 4:3 и относительно низким разрешением. Масштабирование их до разрешения HD с соотношением сторон 16:9 сопряжено с рядом проблем.

Во-первых, это возможность появления отвлекающих артефактов движения из-за чересстрочного видеоконтента. Решение состоит в том, чтобы либо выполнить повышающее преобразование только в чересстрочный формат BT.709 с той же частотой полей и масштабировать поля независимо, либо использовать обработку движения для удаления межполевого движения и деинтерлейсинга , создавая прогрессивные кадры. В последнем случае обработка движения может привести к появлению артефактов и может замедлиться.

Во-вторых, это проблема размещения формата изображения SD 4:3 в кадре HD 16:9. Обрезка верхней и/или нижней части кадра стандартной четкости может работать, а может и не работать, в зависимости от того, позволяет ли это композиция и есть ли графика или заголовки, которые будут обрезаны. Альтернативно, бокс с колоннами может отображать все изображение 4:3, оставляя черные границы слева и справа. Иногда этот черный цвет наполнен растянутой и размытой формой изображения.

Кроме того, основные цвета SMPTE C RGB, используемые в стандартном разрешении Северной Америки, отличаются от основных цветов BT.709 (SMPTE C обычно называют NTSC, однако это другой набор основных цветов и другая точка белого, чем у NTSC 1953 года). [24] ). Основные красный и синий цвета для PAL и SECAM такие же, как и для BT.709, с изменением основного зеленого цвета. Для точного преобразования изображения требуется LUT (таблица поиска) или рабочий процесс с управлением цветом для преобразования цветов в новое цветовое пространство. [25] Однако на практике это часто игнорируется, за исключением mpv, потому что даже если плеер управляет цветом (большинство из них этого не делают, включая VLC), он может видеть только основные цвета BT.709 или BT.2020.

Коэффициенты яркости

[ редактировать ]

При кодировании видео Y'C B C R BT.709 создает яркость с гамма-кодированием ( Y' ), используя матричные коэффициенты 0,2126, 0,7152 и 0,0722 (вместе они в сумме дают 1). В BT.709-1 использовались немного другие 0,2125, 0,7154, 0,0721 (в BT.709-2 изменены на стандартные). Хотя всемирное соглашение по единой системе R'G'B' было достигнуто с помощью Рек. 709, принятие различных коэффициентов яркости (поскольку они получены из основных цветов и точки белого). [26] ) для Y'C B C R требует использования различного декодирования яркости-цветности для стандартной четкости и высокой четкости. [27]

Программное и аппаратное обеспечение для конвертации

[ редактировать ]

Эти проблемы можно решить с помощью программного обеспечения для обработки видео, которое может работать медленно, или аппаратных решений. [28] которые позволяют конвертировать в реальном времени и часто с улучшением качества.

Ретрансфер фильма

[ редактировать ]

Более идеальное решение — вернуться к оригинальным элементам фильма для проектов, созданных в кино. Из-за унаследованных проблем международного распространения во многих телевизионных программах, снятых на пленку, использовался традиционный процесс резки негатива, а затем использовался один мастер-фильм, который можно было транслировать по телесину для разных форматов. Эти проекты могут повторно передать свои вырезанные негативные мастера на мастер BT.709 по разумной цене и получить преимущества полного разрешения пленки.

С другой стороны, для проектов, которые были созданы на пленке, но завершили свой онлайн-мастер с использованием видео-онлайн-методов, потребуется повторно переснять отдельные необходимые кадры фильма, а затем снова собрать их, для этого потребуется значительно большее количество рабочей силы и машинного времени. случае по сравнению с телесином для конформного негатива. В этом случае пользование преимуществами оригинала фильма повлечет за собой гораздо более высокие затраты на преобразование оригиналов фильма в новый мастер HD.

Связь с sRGB

[ редактировать ]

sRGB был создан после ранней разработки Rec.709. Создатели sRGB решили использовать те же основные цвета и точку белого, что и Rec.709, но изменили кривую тонального отклика (иногда называемую гаммой ), чтобы лучше соответствовать предполагаемому использованию в офисах и в более ярких условиях, чем просмотр телевизора в темной гостиной. .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «BT.709: Значения параметров для стандартов HDTV для производства и международного обмена программами» . www.itu.net . нд . Проверено 19 апреля 2021 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б «BT.709: Значения основных параметров стандарта HDTV для студии и международного обмена программами» . www.itu.net . Рек. 709-01. 16 ноября 1993 года . Проверено 19 апреля 2021 г.
  3. ^ «BT.709: Значения параметров для стандартов HDTV для производства и международного обмена программами» . www.itu.net . Рек. 709-06. 7 июня 2015 г. Проверено 19 апреля 2021 г.
  4. ^ «Выводы внеочередного собрания 11-й исследовательской группы по телевидению высокой четкости» (PDF) . 1989.
  5. ^ «МСЭ-Р БТ.709-5» . МСЭ- Р
  6. ^ «Рек.709-6» (PDF) . МСЭ-Р . Проверено 10 декабря 2020 г.
  7. ^ Рек. МСЭ-R. БТ.709-5 стр. 18, п. 1.3 и 1.4
  8. ^ « Супер Hi-Vision» как телевидение нового поколения и его параметры видео» . Информационный дисплей. Архивировано из оригинала 12 января 2013 года . Проверено 1 января 2013 г.
  9. ^ Сюй Янь; Ли Ян; Ли Гуйлин (май 2009 г.). «Разновидность метода нелинейного квантования для расширения цветовой гаммы системы цифрового телевидения» . 2009 г. 13-й Международный симпозиум IEEE по бытовой электронике . стр. 141–143. дои : 10.1109/ISCE.2009.5156953 . ISBN  978-1-4244-2975-2 . S2CID   5922384 .
  10. ^ Перейти обратно: а б «The Pointer's Gamut — охват реальных цветов поверхности цветовым пространством RGB и широкой гаммой — TFT Central» . www.tftcentral.co.uk . 19 февраля 2014 года . Проверено 5 февраля 2021 г.
  11. ^ Рек. МСЭ-R. BT.709-6 стр. 3, пункт 1.2 https://www.itu.int/dms_pubrec/itu-r/rec/bt/R-REC-BT.709-6-201506-I!!PDF-E.pdf
  12. ^ «H.273: Независимые от кодирования кодовые точки для идентификации типа видеосигнала» . www.itu.int . Проверено 16 января 2021 г.
  13. ^ «BT.2020: Значения параметров для систем телевидения сверхвысокой четкости для производства и международного обмена программами» . www.itu.int . Проверено 16 января 2021 г.
  14. ^ «Гамма 2.2 против Гаммы 2.4 — как, почему и когда (в DaVinci Resolve)?» . Смешивание света . Проверено 29 апреля 2022 г.
  15. ^ Рек. МСЭ-R. BT.709-6 стр. 3, сноска 1
  16. ^ ITU-R BT.1886 Эталонная электрооптическая передаточная функция для плоских дисплеев, используемых в студийном производстве HDTV
  17. ^ МСЭ-R BT.2035
  18. ^ Перейти обратно: а б EBU Tech 3320, стр. 11, https://tech.ebu.ch/docs/tech/tech3320.pdf.
  19. ^ «BT.1886: 10 вопросов, 10 ответов» (PDF) .
  20. ^ «Программное обеспечение для калибровки видео ChromaPure» . www.chromapure.com . Проверено 28 марта 2021 г.
  21. ^ Пойнтон, Чарльз (2012). Алгоритмы и интерфейсы цифрового видео и HD . Берлингтон, Массачусетс: Эльсевир/Морган Кауфманн. п. 321. ИСБН  978-0-12-391926-7 .
  22. ^ «SpectraCal • Просмотр темы — YCbCr v RGB, какое цветовое пространство является библейским?» . 12 сентября 2015 года. Архивировано из оригинала 12 сентября 2015 года . Проверено 28 апреля 2021 г.
  23. ^ Рек. МСЭ-R. БТ.601-5, 1995 г.
  24. ^ Паскаль, Дэнни. Обзор цветовых пространств RGB (PDF) . BableColor . Проверено 19 октября 2021 г.
  25. ^ «Управление цветом на основе LUT с открытым исходным кодом» . Откройте Цветной ввод-вывод . ОЦИО . Проверено 19 октября 2021 г.
  26. ^ RP 177:1993 - Рекомендуемая практика SMPTE - Вывод основных уравнений цвета телевидения . 1993. стр. 1–4. дои : 10.5594/SMPTE.RP177.1993 . ISBN  978-1-61482-191-5 . Архивировано из оригинала 15 июня 2018 года . Проверено 10 апреля 2021 г.
  27. ^ «Яркость, яркость и переход на цифровое телевидение» . poynton.ca . 6 февраля 1998 года . Проверено 7 мая 2021 г.
  28. ^ «Конвертер Blackmagic Teranex» . Дизайны Blackmagic . Проверено 10 декабря 2020 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 77035b946c5fdecc2d577213f077de8d__1722390420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/77/8d/77035b946c5fdecc2d577213f077de8d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rec. 709 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)