Маковая богиня
Название «маковая богиня» часто используется для известного примера характерного типа большой женской терракотовой статуэтки в минойском искусстве , предположительно представляющей богиню , но не считающейся культовыми изображениями , а скорее вотивными подношениями . Он был обнаружен в святилище постдворцового периода ( LM III , 1400–1100 до н.э.) в Гази, Крит , и сейчас находится в Археологическом музее Ираклиона . [ 1 ]
Название происходит от формы кончиков семенных головок опийного мака, поднимающихся от диадемы на голове. У других фигур на голове разные украшения, в том числе множество птиц и символ Рога Посвящения . Они имеют круглую « юбку », имеющую форму сосуда и сформированную на гончарном круге , после чего верхняя часть тела формировалась вручную, пока глина еще была податливой. У некоторых ноги выглядывают из-под юбки. У них всегда подняты руки, обычно с ладонями, направленными в сторону или наружу, а на макушке часто имеется отверстие, возможно, для облегчения стрельбы, а отверстия в ушах могут означать готовность услышать молитвы. Большинство из них неокрашены. [ 2 ] Они относятся к другим, менее стилизованным типам минойских глиняных фигурок богинь. [ 3 ]
В этот период микенское влияние, особенно на искусство, было сильным на острове, показывая, что Крит стал не более чем провинцией микенского мира после микенского вторжения в 1450 году до нашей эры. Минойские керамические фигурки находили в общественных святилищах, а не только во дворцах-святилищах, как это обычно бывает в более ранние периоды. [ 1 ] Глиняные фигурки богини с поднятыми руками также были найдены в святилище двойных топоров в Кноссе , в Гурнии , в Миртосе , [ 4 ] а также в святилищах Гортиса и Приния . [ 1 ] На головах фигур расположены различные религиозные символы, такие как рога посвящения, диадемы, птицы и семена опиумного мака . Женская фигура, известная в народе как богиня мака , возможно, представляет собой изображение богини как приносящей сон или смерть. [ 1 ]
Фигурки, найденные в Гази, крупнее всех, ранее производившихся на минойском Крите, выполнены в чрезвычайно стилизованной манере. Тела жесткие, юбки простые цилиндры, позы стереотипные.
Религиозное значение
[ редактировать ]Толкователи предполагают, что поднятые руки статуэтки, смотрящей на посетителя, указывают на то, что это божество, а жест двух поднятых рук с раскрытыми ладонями является жестом прозрения богини. [ 4 ] Возможно, богиня приветствует, или благословляет, или молится, или это может символизировать ее появление на земле в человеческом обличье. [ 1 ]
Маки упоминались в греко-римских мифах как подношения умершим. [ 5 ] Роберт Грейвс считал, что вторым значением изображения и использования маков в греко-римских мифах является символика ярко-алого цвета, обозначающего обещание воскресения после смерти. [ 6 ] и что мак был эмблемой богини Деметры . По мнению Феокрита, для греков Деметра была богиней мака, несущей в обеих руках снопы и маки ( Идиллия VII 157). [ 7 ]
Карл Кереньи утверждал, что маки были связаны с критским культом, который был передан в Элевсинские мистерии в классической Греции : «Кажется вероятным, что Великая Богиня-Мать , носившая имена Рея и Деметра, принесла с собой мак из своего критского культа в Элевсин. и почти наверняка в сфере критского культа опиум готовился из мака». [ 8 ]
Британский классик и ученый Джейн Эллен Харрисон разделяла мнение, что образ собранных в руках статуэтки маковых тростников связан с минойско - критской «Матерью богов». [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Дж. А. Сакелларакис. Музей Ираклиона. Иллюстрированный путеводитель по музею . Экдотике Афинон. Афины 1987. с. 91
- ^ Худ, 108-109.
- ^ Худ, 106-107.
- ^ Перейти обратно: а б Уолтер Буркерт (1985). Греческая религия , издательство Гарвардского университета. стр. 23, 30
- ^ Николас Дж. Сондерс , (2013) Мак: история культуры от Древнего Египта до полей Фландрии и Афганистана .
- ^ Роберт Грейвс . Греческие мифы . 24.15, стр. 96 ISBN 0-14-001026-2
- ^ Кереньи, 1976, стр.23.
- ^ Карл Кереньи . Дионис. Архетипический образ Нерушимой жизни. часть I III. Критское ядро мифа о Дионисе . Издательство Принстонского университета. 1976 с. 25
- ^ Харрисон, Джейн Эллен (1928). Мифы Греции и Рима . стр. 60–61.
- Худ, Синклер , Искусство в доисторической Греции , 1978, Пингвин (Пингвин/Йельская история искусств), ISBN 0140561420
Внешние ссылки
[ редактировать ]- платье (мак): Theoi project