Jump to content

Четырехмоторный реактивный самолет

(Перенаправлено с Quadjet )

De Havilland Comet , первый коммерческий реактивный лайнер , использовал четыре реактивных двигателя.

Четырехмоторный реактивный самолет , иногда называемый квадроджетом , представляет собой реактивный самолет с четырьмя двигателями . Наличие четырех двигателей обеспечивает повышенную мощность и резервирование, позволяя использовать такие самолеты в качестве авиалайнеров , грузовых и военных самолетов . Многие из первых специально построенных реактивных авиалайнеров имели четыре двигателя, среди которых выделяется De Havilland Comet , первый в мире коммерческий реактивный лайнер. [ 1 ] В течение десятилетий после их внедрения их использование постепенно сокращалось из-за множества факторов, включая разрешение двухмоторным самолетам летать дальше от отвлекающих аэропортов по мере повышения надежности, а также повышенное внимание к топливной эффективности . [ 2 ]

Гондолы двигателей, установленные под крыльями Боинга 747-8I .

Гондолные двигатели

[ редактировать ]

Двигатели четырехмоторных самолетов чаще всего располагаются в отсеках, подвешенных на пилонах под крыльями. [ 3 ] Это можно наблюдать в Airbus A340 , Airbus A380 и Boeing 747 . Многие военные авиалайнеры также имеют эту конструкцию, в том числе Антонов Ан-124 , Boeing C-17 Globemaster и Lockheed C-5 Galaxy . В таком расположении двигатели могут выполнять функцию разгрузки и снижать вес конструкции крыла на 15%. Они также находятся в более доступном месте для обслуживания или замены. Однако к недостаткам можно отнести более высокий риск заглатывания в двигатели посторонних предметов из-за меньшего дорожного просвета и больший момент рыскания при отказе двигателя . [ 4 ] Двигатели сверхзвукового авиалайнера «Конкорд» были установлены в прямоугольных отсеках, соответствующих нижней части крыла, без каких-либо пилонов. Отсутствие пилонов снижает сопротивление и исключает риск их перенапряжения. [ 5 ]

Вид сзади на Vickers VC10 : четыре двигателя с гондолами, установленные в задней части фюзеляжа.

Четыре двигателя с гондолами также могут быть прикреплены к задней части фюзеляжа , что потребует Т-образного хвостового оперения . [ 3 ] Это снижает шум в кабине и освобождает больше места на крыльях для механизации и хранения топлива. Обтекание крыльев воздухом также не нарушается из-за отсутствия пилонов. Однако заднерасположенные двигатели смещают центр тяжести назад и располагаются дальше от подачи топлива. [ 4 ] на самолетах Ил-62 и Vickers VC10 . В этой конфигурации установлены четыре двигателя [ 6 ] [ 7 ]

Закопанные двигатели

[ редактировать ]
Воздухозаборники, ведущие в закопанные двигатели de Havilland Comet 4.

Реактивные самолеты также могут быть спроектированы с двигателями, встроенными в конструкцию самолета. [ 3 ] Комета де Хэвилленда имела четыре турбореактивных двигателя, спрятанных в корнях крыла , что является наиболее распространенным местом размещения двигателей. Такая конструкция снижает как лобовое сопротивление, так и риск заглатывания посторонних предметов, но увеличивает сложность обслуживания и усложняет конструкцию крыла. [ 4 ] Стратегический бомбардировщик-невидимка Northrop Grumman B-2 Spirit имеет все четыре турбовентиляторных двигателя , спрятанных внутри крыла (как летающее крыло , крыло является основным конструктивным компонентом). Это снижает тепловую сигнатуру двигателей за счет скрытия вентиляторов и сведения к минимуму сигнатуры выхлопных газов. [ 8 ]

Hawker Siddeley Trident 3B не только имеет два двигателя во внешних мотогондолах задней части фюзеляжа , но также имеет еще два двигателя, установленных вертикально в хвостовой части. Первоначально самолет проектировался как трехдвигательный , но к Trident 3B добавили четвертый двигатель, поскольку требовалась дополнительная мощность из-за удлиненного фюзеляжа, увеличенной хорды крыла и увеличенной полной массы.

Преимущества и недостатки

[ редактировать ]

Преимущества

[ редактировать ]

Основным преимуществом наличия четырех двигателей является предлагаемая избыточность, приводящая к повышению безопасности. [ 2 ] одного Отказ двигателя гораздо менее значителен, поскольку три оставшихся двигателя обычно могут обеспечить достаточную мощность, чтобы с комфортом добраться до запасного аэропорта или продолжить путешествие, в зависимости от таких факторов, как серьезность неисправности, высота над уровнем моря, загрузка топлива и погодные условия. [ 9 ] Благодаря повышенной надежности реактивных двигателей частота отказов двигателей может составлять всего 1 останов в полете на 100 000 моточасов. [ 10 ] уменьшая значимость этого преимущества.

При отказе одного двигателя количество потерянной мощности с четырьмя двигателями пропорционально меньше, чем с тремя или двумя двигателями. Это связано с тем, что три из четырех двигателей по-прежнему будут работать, что приведет к снижению тяги на 25% по сравнению с 33% у трехреактивных самолетов и 50% у двухдвигательных двигателей . Это можно наблюдать на следующем примере с четырехдвигательным самолетом Boeing 747-400 , трехдвигательным двигателем McDonnell Douglas MD-11 и двухдвигательным двигателем Boeing 767-300ER . При работе всех двигателей при максимальной взлетной массе все три самолета имеют соотношение мощности к весу примерно от 1 до 3,4. После выхода из строя одного двигателя удельная мощность падает до 1:4,7 ( 747-400 ), 1:5,5 ( МД-11 ) и 1:6,6 ( 767-300ER ). [ 11 ] Боинг 747-400 испытывает наименьшее ухудшение характеристик, что делает его более безопасным при отказе двигателя.

Установка на самолет четырех двигателей также увеличивает мощность, позволяя увеличить количество пассажиров, увеличить полезную нагрузку и повысить производительность. [ 12 ] Это было особенно важно для первых реактивных авиалайнеров, поскольку ТРДД с малым двухконтурным режимом и турбореактивные двигатели того времени были намного слабее по сравнению с современными ТРДД с большим двухконтурным режимом . Pratt & Whitney JT3D 1958 года имел тягу 76 килоньютонов (17 000 фунтов силы ). [ 13 ] в то время как современные двигатели, такие как General Electric GE90, могут создавать тягу более 440 килоньютонов (100 000 фунтов силы), [ 14 ] В наши дни это преимущество становится менее значимым, поскольку более крупным авиалайнерам больше не обязательно нужны четыре двигателя.

Наибольшей пассажировместимостью отличаются крупнейшие четырехмоторные реактивные авиалайнеры — Airbus A380 может перевозить до 853 пассажиров в одноклассной компоновке. [ 15 ] Это позволяет им удовлетворять спрос на чрезвычайно загруженных маршрутах, а при заполнении пассажирами для распределения затрат они могут быть очень прибыльными. [ 12 ]

Недостатки

[ редактировать ]

Четыре двигателя меньшего размера потребляют больше топлива, чем два более крупных, что приводит к увеличению эксплуатационных расходов. В частности, квадроцикл Boeing 747 потребляет [ нужны разъяснения ] На 2,5 литра (0,66 галлона США) больше топлива на килограмм (2,2 фунта) полезной нагрузки по сравнению с двухдвигательным самолетом Boeing 787 . [ 16 ] Поскольку реактивное топливо составляет значительную часть общих затрат, квадроджеты становятся менее привлекательными для авиакомпаний, и многие из них переключают свое внимание на более эффективные типы самолетов. [ 17 ]

Четыре двигателя также требуют более высоких затрат на техническое обслуживание, поскольку каждый из них должен проходить регулярные проверки и обслуживание. Примерно половина затрат на техническое обслуживание авиалайнеров приходится на текущее обслуживание двигателей, поэтому дополнительные расходы на обслуживание четырех двигателей значительны. [ 18 ]

Способность очень большого самолета перевозить большое количество пассажиров может стать недостатком, если сиденья не заполнены. Это новая тенденция, особенно потому, что авиационная отрасль переходит от модели «звездочки» к модели «точка-точка» . [ 12 ] В модели «спицы» пассажиры перемещаются из более мелких отдаленных точек и концентрируются в крупных узлах. Это порождает потребность в самолетах большой вместимости. [ 19 ] И наоборот, модель «точка-точка» перевозит пассажиров напрямую из пункта отправления в пункт назначения, распределяя их по разным маршрутам и требуя меньше мест на обслуживающем самолете. [ 19 ] Особенно с учетом недавнего [ когда? ] появление лоукостеров , выполняющих много прямых рейсов, затрудняет заполнение мест крупнейших авиалайнеров. [ 12 ] По этой причине в парке широкофюзеляжных самолетов этих авиакомпаний преобладают двухдвигательные самолеты меньшей вместимости и большой дальности, такие как А330 и 787 . [ 20 ]

Боинг 707-120B , самый ранний серийный вариант 707.

Ранняя история

[ редактировать ]

До эпохи реактивных самолетов авиалайнеры оснащались поршневыми двигателями . Отказы двигателей были относительно распространены, поэтому резервирование четырех двигателей было важно для полетов на большие расстояния. [ 21 ] Эта потребность распространилась и на начало эры реактивных самолетов, и в сочетании с ограниченной тягой ранних реактивных двигателей было наиболее практичным проектировать большие реактивные авиалайнеры с четырьмя двигателями. [ 4 ] [ 22 ] Первым коммерческим реактивным самолетом стал четырехмоторный De Havilland Comet , совершивший первый полет в 1949 году. [ 1 ] Однако из-за серии аварий со смертельным исходом из-за усталости металла в период с 1953 по 1954 год «Комета» была остановлена. [ 23 ] Это сильно запятнало его репутацию, и именно более поздние авиалайнеры действительно выиграли от последующих улучшений. В 1958 году компания Boeing представила 707- й , а год спустя Douglas представил свой DC-8 , оба типа также с четырьмя двигателями. [ 24 ] [ 25 ] Оба были очень успешными, и именно Боингу 707 приписывают начало эры реактивных самолетов. [ 26 ] В этот период процветали крупные авиалайнеры, часто работавшие как на внутренних, так и на международных маршрутах. [ 27 ]

Спустя десятилетия и постепенный упадок

[ редактировать ]

К 1960-м годам стало очевидно, что наличие четырех двигателей снижает топливную экономичность. Это не было проблемой для дальнемагистральных маршрутов, на которых перевозилось 300 и более пассажиров в течение 8–12 часов, что позволяло обеспечить высокое соотношение затрат к пассажиро-милям. С другой стороны, большие четырехмоторные типы менее подходили для частых рейсов на короткие расстояния, которые требовали многократных взлетов и посадок в день, требовали больше топлива и обычно перевозили меньше пассажиров за рейс. Это побудило к разработке больших трехдвигательных и двухдвигательных двигателей . Из-за ограничений в технологии двигателей двухдвигательные двигатели той эпохи были небольшими и имели относительно небольшую дальность полета. Правило 60 минут ФАУ также не позволяло им летать дальше , чем на 60 минут от отвлекающих аэропортов, из-за меньшего резервирования двигателей. [ 28 ] Trijets представлял собой компромисс между топливной экономичностью и резервированием. В 1969 году компания Boeing выпустила Боинг 747 . Прозванный «Джамбо Джет», это был первый широкофюзеляжный авиалайнер , способный перевозить значительно больше пассажиров, чем любой другой самолет. [ 29 ] Его мощность и характеристики были непревзойденными даже после запуска соревнований по широкофюзеляжным триреактивным самолетам в лице McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed L-1011 TriStar .

Конкорд при приземлении демонстрирует четыре двигателя, установленных под крылом.

В своей категории коммерческой авиации сверхзвуковой авиалайнер Concorde начал эксплуатироваться в 1976 году. [ 30 ] Четыре Rolls-Royce/Snecma Olympus 593 турбореактивных двигателя позволяли ему летать со скоростью, вдвое превышающей скорость звука. [ 5 ] На момент создания его считали будущим воздушного транспорта. Однако во многом из-за высоких эксплуатационных расходов и проблем с шумом Concorde так и не достиг прогнозируемого уровня успеха. [ 31 ]

Когда в 1983 году был представлен BAe 146 , он был необычным, поскольку это был четырехмоторный региональный авиалайнер ближнего действия . [ 32 ] Его конструкция в конечном итоге обеспечила более тихую работу и возможность более короткого взлета и посадки . [ 33 ]

В 1980-е годы возросшая надежность и доступная мощность реактивных двигателей позволили двухдвигательным самолетам безопасно летать на одном двигателе. Это побудило к введению рейтингов ETOPS для двухдвигательных самолетов, что позволило им обойти правило 60 минут и летать по трансокеанским маршрутам, которые ранее обслуживались четырехмоторными типами. [ 28 ] [ 34 ] Преимущество резервирования, обеспечиваемое четырьмя двигателями, больше не было необходимым, и они больше не могли конкурировать с более низким расходом топлива и затратами на техническое обслуживание двухдвигательных самолетов с двигателями большей мощности. Все самолеты, кроме самых крупных четырехмоторных типов, таких как Боинг 747, стали неэкономичными, и это привело к выводу из эксплуатации стареющего парка самолетов 707 и DC-8 для пассажирских перевозок. Тем не менее, в 1989 году компания Boeing представила Боинг 747-400 , который обладал большой вместимостью (более 300 пассажиров) и большой дальностью полета — комбинация, не имеющая аналогов в то время среди двухдвигательных самолетов, что делало этот вариант наиболее коммерчески успешным вариантом Боинга 747. [ 35 ] Airbus, после завершения переговоров о сотрудничестве с McDonnell Douglas , который продолжил производство MD-11 дальнемагистрального трехреактивного двигателя , вместо этого в 1993 году выпустил четырехдвигательный самолет A340 как дальнемагистральную производную двухдвигательного двигателя A330 , поскольку их первоначальные варианты имели одинаковый фюзеляж и крыло. . [ 36 ]

Большие близнецы, такие как этот Boeing 777-300ER, могут почти соответствовать мощности крупнейших четырехмоторных типов.

Между 1970 и 1990-ми годами двухдвигательные, трехдвигательные и квадроджеты использовали двигатели одинаковой мощности, например, когда DC-10, MD-11, Boeing 767, Airbus A300, A310, A330 и Boeing 747 имели разные варианты двигателей. широко распространенным General Electric CF6 , поэтому в то время требовались дополнительные двигатели для большей мощности и большей дальности полета. Основные преимущества трех и четырех двигателей стали гораздо менее значимыми, когда в 1995 году был представлен двухмоторный Boeing 777 , оснащенный специально разработанным двигателем General Electric GE90, разработанным на основе дальнейших достижений в технологии турбовентиляторных двигателей с большим двухконтурным ходом. [ 37 ] Первоначальный 777-200 мог вместить более 300 пассажиров, что значительно больше, чем существующие двухдвигательные самолеты, такие как 767 , которые обычно вмещали только 200-300 пассажиров. [ 38 ] Последующая разработка 777-300ER увеличила пассажировместимость до чуть менее 400 человек, приблизившись к 747 и заменив A340 , при этом он стал более эффективным и имел более низкие затраты на обслуживание двигателя. Airbus, не добившись большого успеха с обновленными вариантами A340-500/600 с двигателем Rolls-Royce Trent 500 , выбрал совершенно новый A350XWB , чтобы составить конкуренцию 777 и предстоящему 787 Dreamliner .

К началу 2000-х годов единственным оставшимся преимуществом самых крупных типов была их способность перевозить больше пассажиров, чем самые большие двухдвигательные самолеты. В годы, последовавшие за терактами 11 сентября , рост цен на топливо и спад в авиационной промышленности усилили необходимость минимизировать эксплуатационные расходы и расходы. Производство пассажирского варианта 747-400 было прекращено к 2005 году, а поставки А340 упали до 11 в год, поскольку они столкнулись с конкуренцией со стороны более эффективных и сравнительно способных двухдвигательных самолетов. [ 39 ] [ 40 ]

Текущий статус

[ редактировать ]
Airbus A380 на данный момент является крупнейшим авиалайнером в мире.

Использование четырех двигателей активизировалось в 2005 году, когда Airbus представил A380 , который на данный момент является крупнейшим авиалайнером в мире. [ 41 ] Он был разработан для маршрутов со сверхвысоким спросом и обычно вмещал 575 пассажиров на двух полноразмерных палубах. Однако по состоянию на 2018 год Airbus выполнил лишь четверть своего первоначального прогнозируемого показателя в 1200 продаж за два десятилетия. [ 42 ] Это можно объяснить современной тенденцией к путешествию из одной точки в другую с использованием меньших по размеру, но высокоэффективных двухдвигательных самолетов, таких как Airbus A350 и Boeing 787 , в отличие от модели со спицевой втулкой , которая предпочитает массивные самолеты, такие как A380. [ 12 ] Крупнейший оператор А380, компания Emirates , получает прибыль от своего флота, поскольку его основной хаб расположен в международном аэропорту Дубая , где останавливаются многие дальнемагистральные маршруты. Это облегчает Эмирейтс заполнение мест в своих А380. [ 12 ] После того как Emirates сократила свой последний заказ в феврале 2019 года, Airbus объявил, что производство A380 завершится в 2021 году.

Некоторые авиакомпании, такие как Lufthansa , решили использовать как Airbus A380 , так и Boeing 747 .

Поскольку мощность двигателей продолжала расти, а потребность в мощности снижалась, двухдвигательные самолеты, такие как Boeing 787 Dreamliner и Airbus A350 XWB, заняли рынки, где традиционно требовалось четыре двигателя.

В ответ на A380 компания Boeing в 2011 году представила 747-8 как преемника 747-400. [ 43 ] По состоянию на 2018 год на пассажирский вариант 747-8И поступило всего 50 заказов. , в то время как грузовой вариант 747-8F оказался более успешным и получил более 100 заказов. [ 44 ] По состоянию на 2018 год Боинг 747-8F не имеет себе равных по дальности полета и грузоподъемности, [ 45 ] что делает его доступным для грузовых перевозчиков.

После прекращения производства Airbus A380 производство Boeing 747 также было прекращено, последняя поставка состоялась 31 января 2023 года. [ 46 ] это означает, что двухпалубные пассажирские самолеты больше не производятся. Компания Boeing объяснила вывод из эксплуатации своих Боингов 747 последствиями пандемии COVID-19. [ 47 ]

Типы, находящиеся в производстве

[ редактировать ]

Авиалайнеры

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Холлингем, Ричард (05 апреля 2017 г.). «Британский авиалайнер, изменивший мир» . BBC Будущее . Проверено 18 октября 2018 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Муцабо, Бен (9 октября 2017 г.). «Для авиакомпаний два двигателя лучше, чем четыре» . США сегодня . Проверено 8 ноября 2018 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Реймер, Дэниел (1992). Проектирование самолетов: концептуальный подход . стр. 207 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Тулапуркара, Э.Г. (15 октября 2013 г.). «Размер фюзеляжа и хвоста – 7» . Проектирование самолетов (аэродинамическое) .
  5. ^ Перейти обратно: а б Фрейденрих, Крейг (29 января 2001 г.). «Как работают Конкорды» . Как все работает . Проверено 27 октября 2018 г.
  6. ^ «Пассажирский авиалайнер Ил-62 – Аэрокосмическая техника» . Аэрокосмические технологии . Проверено 18 октября 2018 г.
  7. ^ «Викерс VC10» . БАЕ Системы | Международный . Проверено 26 октября 2018 г.
  8. ^ «Бомбардировщик-невидимка B-2 – как это работает» . Как это работает . 22 марта 2011 г. Проверено 26 октября 2018 г.
  9. ^ «14 CFR 121.565 — Двигатель не работает: посадка; отчетность» . ЛИИ/Институт правовой информации . Проверено 18 октября 2018 г.
  10. ^ Экстранд, Чет (2003). «Новые правила ETOPS» (PDF) . Летные операции .
  11. ^ Уильямс, Дэвид Дж. (25 июня 2015 г.). «Четыре двигателя против двух: удивительная математическая гарантия безопасности - NYCAviation» . Нью-Йорк Авиация . Проверено 26 октября 2018 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Пилот-наставник (10 августа 2018 г.). Почему исчезают Джамбо-джеты? . Проверено 18 октября 2018 г.
  13. ^ «Серийный прототип турбовентиляторного двигателя Pratt & Whitney JT3D-1» . Национальный музей авиации и космонавтики . 16 марта 2016 г. Проверено 19 октября 2018 г.
  14. ^ «Двигатель GE90 | GE Aviation» . www.geaviation.com . Проверено 19 октября 2018 г.
  15. ^ Смит, Оливер (16 января 2018 г.). «Почему самый большой в мире пассажирский самолет оказался перед свалкой?» . Телеграф . Проверено 30 октября 2018 г.
  16. ^ «Как время летит, год 787 летит» . Отдел новостей Qantas . Проверено 26 октября 2018 г.
  17. ^ «Как авиакомпании приспосабливаются к повышению цен на авиационное топливо? - Авионика» . Авионика . 24 августа 2018 г. Проверено 19 октября 2018 г.
  18. ^ «Затраты на техническое обслуживание устаревших самолетов» (PDF) . ИАТА . 2018.
  19. ^ Перейти обратно: а б «Сети авиакомпаний: от узловых сетей к сетям точка-точка» . MS&E 135 Networks @ Стэнфорд . 09.04.2016 . Проверено 26 октября 2018 г.
  20. ^ «Мировой парк широкофюзеляжных самолетов бюджетных авиакомпаний – ниша, которая растет» . CAPA — Центр авиации . Проверено 26 октября 2018 г.
  21. ^ «История полета - Самолет выходит в гражданский мир» . Британская энциклопедия . Проверено 26 октября 2018 г.
  22. ^ «Первое поколение реактивных авиалайнеров | Америка по воздуху» . airandspace.si.edu . Проверено 18 октября 2018 г.
  23. ^ Глэнси, Джонатан. «Аварии, которые навсегда изменили конструкцию самолетов» . Проверено 18 октября 2018 г.
  24. ^ «Боинг 707 | Описание, предыстория, история и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 18 октября 2018 г.
  25. ^ «ДУГЛАС DC-8-50 – СКАЙБРАРЫ Авиационная безопасность» . www.skybrary.aero . Проверено 18 октября 2018 г.
  26. ^ Глэнси, Джонатан. «Боинг 707: Самолет, изменивший то, как мы летаем» . Проверено 26 октября 2018 г.
  27. ^ «реактивный авиалайнер» . www. Century-of-Flight.net . Проверено 18 октября 2018 г.
  28. ^ Перейти обратно: а б Хок, Кен (07 октября 2015 г.). «ETOPS — Повышение безопасности на длительных рейсах — AeroSavvy» . АэроСавви . Проверено 18 октября 2018 г.
  29. ^ Даулинг, Стивен (28 сентября 2018 г.). «Боинг 747: Самолет, который уменьшил мир» . Би-би-си . Проверено 4 ноября 2018 г.
  30. ^ «Конкорд | Краткое содержание, история и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 18 октября 2018 г.
  31. ^ Макфадден, Кристофер (05 марта 2017 г.). «Настоящая причина неудачи сверхзвукового пассажирского самолета «Конкорд»» . Проверено 27 октября 2018 г.
  32. ^ «BAE 146 — Аэрокосмическая техника» . Аэрокосмические технологии . Проверено 30 октября 2018 г.
  33. ^ «История BAe 146» . www.shockcone.co.uk . Архивировано из оригинала 27 апреля 2018 г. Проверено 9 ноября 2018 г.
  34. ^ Сантьяго, Япония (9 декабря 2015 г.). «Боинг 767 и рождение ETOPS» . www.tailsthroughtime.com . Архивировано из оригинала 11 августа 2017 г. Проверено 7 ноября 2018 г.
  35. ^ Хониг, Зак (15 августа 2014 г.). «Гибель оригинального авиалайнера Boeing 747-400» . Engadget . Проверено 18 октября 2018 г.
  36. ^ «История Airbus A340 — современные авиалайнеры» . www.modernairliners.com . Проверено 18 октября 2018 г.
  37. ^ «Боинг 777 — Тройная семерка — Современные авиалайнеры» . www.modernairliners.com . Проверено 18 октября 2018 г.
  38. ^ «Боинг 767 – Аэрокосмические технологии» . Аэрокосмические технологии . Проверено 26 октября 2018 г.
  39. ^ «Размер имеет значение для топливной эффективности самолета. Но не так, как вы думаете. | Международный совет по экологически чистому транспорту» . www.theicct.org . 27 февраля 2018 года . Проверено 9 ноября 2018 г.
  40. ^ «Аэробус А340 Перечень продукции | Авиация воздушных флотов» . www.airfleets.net . Проверено 9 ноября 2018 г.
  41. ^ «Невероятная история суперлайнера Airbus A380, который всего за 10 лет превратился из символа статуса авиакомпании в отвергнутый» . Бизнес-инсайдер . Проверено 18 октября 2018 г.
  42. ^ «Дни А380 кажутся сочтенными» . Экономист . Проверено 5 ноября 2018 г.
  43. ^ Дорман, Клайв (30 сентября 2014 г.). «Boeing 747-8 против Airbus A380: эра гигантских реактивных самолетов закончилась?» . Путешественник . Проверено 18 октября 2018 г.
  44. ^ «Boeing 747 8 заказов и поставок — современные авиалайнеры» . www.modernairliners.com . Проверено 26 октября 2018 г.
  45. ^ Абулафия, Ричард. «Последний звонок для квадроджетов: переживет ли Boeing 747 Airbus A380?» . Форбс . Проверено 26 октября 2018 г.
  46. ^ «Эра гигантских реактивных самолетов заканчивается, поскольку компания Boeing поставила последний самолет 747 – DW – 31.01.2023» . Немецкая волна .
  47. ^ «Производство Боинга 747 прекратится, поскольку Boeing адаптируется к реальности после Covid-19, — сообщает GlobalData» . 2 августа 2020 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7c1478f763cb1af3f81a7b25c26d7bce__1723557000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7c/ce/7c1478f763cb1af3f81a7b25c26d7bce.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Four-engined jet aircraft - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)