Четырехмоторный реактивный самолет

Четырехмоторный реактивный самолет , иногда называемый квадроджетом , представляет собой реактивный самолет с четырьмя двигателями . Наличие четырех двигателей обеспечивает повышенную мощность и резервирование, позволяя использовать такие самолеты в качестве авиалайнеров , грузовых и военных самолетов . Многие из первых специально построенных реактивных авиалайнеров имели четыре двигателя, среди которых выделяется De Havilland Comet , первый в мире коммерческий реактивный лайнер. [ 1 ] В течение десятилетий после их внедрения их использование постепенно сокращалось из-за множества факторов, включая разрешение двухмоторным самолетам летать дальше от отвлекающих аэропортов по мере повышения надежности, а также повышенное внимание к топливной эффективности . [ 2 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Гондолные двигатели
[ редактировать ]Двигатели четырехмоторных самолетов чаще всего располагаются в отсеках, подвешенных на пилонах под крыльями. [ 3 ] Это можно наблюдать в Airbus A340 , Airbus A380 и Boeing 747 . Многие военные авиалайнеры также имеют эту конструкцию, в том числе Антонов Ан-124 , Boeing C-17 Globemaster и Lockheed C-5 Galaxy . В таком расположении двигатели могут выполнять функцию разгрузки и снижать вес конструкции крыла на 15%. Они также находятся в более доступном месте для обслуживания или замены. Однако к недостаткам можно отнести более высокий риск заглатывания в двигатели посторонних предметов из-за меньшего дорожного просвета и больший момент рыскания при отказе двигателя . [ 4 ] Двигатели сверхзвукового авиалайнера «Конкорд» были установлены в прямоугольных отсеках, соответствующих нижней части крыла, без каких-либо пилонов. Отсутствие пилонов снижает сопротивление и исключает риск их перенапряжения. [ 5 ]

Четыре двигателя с гондолами также могут быть прикреплены к задней части фюзеляжа , что потребует Т-образного хвостового оперения . [ 3 ] Это снижает шум в кабине и освобождает больше места на крыльях для механизации и хранения топлива. Обтекание крыльев воздухом также не нарушается из-за отсутствия пилонов. Однако заднерасположенные двигатели смещают центр тяжести назад и располагаются дальше от подачи топлива. [ 4 ] на самолетах Ил-62 и Vickers VC10 . В этой конфигурации установлены четыре двигателя [ 6 ] [ 7 ]
Закопанные двигатели
[ редактировать ]
Реактивные самолеты также могут быть спроектированы с двигателями, встроенными в конструкцию самолета. [ 3 ] Комета де Хэвилленда имела четыре турбореактивных двигателя, спрятанных в корнях крыла , что является наиболее распространенным местом размещения двигателей. Такая конструкция снижает как лобовое сопротивление, так и риск заглатывания посторонних предметов, но увеличивает сложность обслуживания и усложняет конструкцию крыла. [ 4 ] Стратегический бомбардировщик-невидимка Northrop Grumman B-2 Spirit имеет все четыре турбовентиляторных двигателя , спрятанных внутри крыла (как летающее крыло , крыло является основным конструктивным компонентом). Это снижает тепловую сигнатуру двигателей за счет скрытия вентиляторов и сведения к минимуму сигнатуры выхлопных газов. [ 8 ]
Другой
[ редактировать ]Hawker Siddeley Trident 3B не только имеет два двигателя во внешних мотогондолах задней части фюзеляжа , но также имеет еще два двигателя, установленных вертикально в хвостовой части. Первоначально самолет проектировался как трехдвигательный , но к Trident 3B добавили четвертый двигатель, поскольку требовалась дополнительная мощность из-за удлиненного фюзеляжа, увеличенной хорды крыла и увеличенной полной массы.
Преимущества и недостатки
[ редактировать ]Преимущества
[ редактировать ]Основным преимуществом наличия четырех двигателей является предлагаемая избыточность, приводящая к повышению безопасности. [ 2 ] одного Отказ двигателя гораздо менее значителен, поскольку три оставшихся двигателя обычно могут обеспечить достаточную мощность, чтобы с комфортом добраться до запасного аэропорта или продолжить путешествие, в зависимости от таких факторов, как серьезность неисправности, высота над уровнем моря, загрузка топлива и погодные условия. [ 9 ] Благодаря повышенной надежности реактивных двигателей частота отказов двигателей может составлять всего 1 останов в полете на 100 000 моточасов. [ 10 ] уменьшая значимость этого преимущества.
При отказе одного двигателя количество потерянной мощности с четырьмя двигателями пропорционально меньше, чем с тремя или двумя двигателями. Это связано с тем, что три из четырех двигателей по-прежнему будут работать, что приведет к снижению тяги на 25% по сравнению с 33% у трехреактивных самолетов и 50% у двухдвигательных двигателей . Это можно наблюдать на следующем примере с четырехдвигательным самолетом Boeing 747-400 , трехдвигательным двигателем McDonnell Douglas MD-11 и двухдвигательным двигателем Boeing 767-300ER . При работе всех двигателей при максимальной взлетной массе все три самолета имеют соотношение мощности к весу примерно от 1 до 3,4. После выхода из строя одного двигателя удельная мощность падает до 1:4,7 ( 747-400 ), 1:5,5 ( МД-11 ) и 1:6,6 ( 767-300ER ). [ 11 ] Боинг 747-400 испытывает наименьшее ухудшение характеристик, что делает его более безопасным при отказе двигателя.
Установка на самолет четырех двигателей также увеличивает мощность, позволяя увеличить количество пассажиров, увеличить полезную нагрузку и повысить производительность. [ 12 ] Это было особенно важно для первых реактивных авиалайнеров, поскольку ТРДД с малым двухконтурным режимом и турбореактивные двигатели того времени были намного слабее по сравнению с современными ТРДД с большим двухконтурным режимом . Pratt & Whitney JT3D 1958 года имел тягу 76 килоньютонов (17 000 фунтов силы ). [ 13 ] в то время как современные двигатели, такие как General Electric GE90, могут создавать тягу более 440 килоньютонов (100 000 фунтов силы), [ 14 ] В наши дни это преимущество становится менее значимым, поскольку более крупным авиалайнерам больше не обязательно нужны четыре двигателя.
Наибольшей пассажировместимостью отличаются крупнейшие четырехмоторные реактивные авиалайнеры — Airbus A380 может перевозить до 853 пассажиров в одноклассной компоновке. [ 15 ] Это позволяет им удовлетворять спрос на чрезвычайно загруженных маршрутах, а при заполнении пассажирами для распределения затрат они могут быть очень прибыльными. [ 12 ]
Недостатки
[ редактировать ]Четыре двигателя меньшего размера потребляют больше топлива, чем два более крупных, что приводит к увеличению эксплуатационных расходов. В частности, квадроцикл Boeing 747 потребляет [ нужны разъяснения ] На 2,5 литра (0,66 галлона США) больше топлива на килограмм (2,2 фунта) полезной нагрузки по сравнению с двухдвигательным самолетом Boeing 787 . [ 16 ] Поскольку реактивное топливо составляет значительную часть общих затрат, квадроджеты становятся менее привлекательными для авиакомпаний, и многие из них переключают свое внимание на более эффективные типы самолетов. [ 17 ]
Четыре двигателя также требуют более высоких затрат на техническое обслуживание, поскольку каждый из них должен проходить регулярные проверки и обслуживание. Примерно половина затрат на техническое обслуживание авиалайнеров приходится на текущее обслуживание двигателей, поэтому дополнительные расходы на обслуживание четырех двигателей значительны. [ 18 ]
Способность очень большого самолета перевозить большое количество пассажиров может стать недостатком, если сиденья не заполнены. Это новая тенденция, особенно потому, что авиационная отрасль переходит от модели «звездочки» к модели «точка-точка» . [ 12 ] В модели «спицы» пассажиры перемещаются из более мелких отдаленных точек и концентрируются в крупных узлах. Это порождает потребность в самолетах большой вместимости. [ 19 ] И наоборот, модель «точка-точка» перевозит пассажиров напрямую из пункта отправления в пункт назначения, распределяя их по разным маршрутам и требуя меньше мест на обслуживающем самолете. [ 19 ] Особенно с учетом недавнего [ когда? ] появление лоукостеров , выполняющих много прямых рейсов, затрудняет заполнение мест крупнейших авиалайнеров. [ 12 ] По этой причине в парке широкофюзеляжных самолетов этих авиакомпаний преобладают двухдвигательные самолеты меньшей вместимости и большой дальности, такие как А330 и 787 . [ 20 ]
История
[ редактировать ]
Ранняя история
[ редактировать ]До эпохи реактивных самолетов авиалайнеры оснащались поршневыми двигателями . Отказы двигателей были относительно распространены, поэтому резервирование четырех двигателей было важно для полетов на большие расстояния. [ 21 ] Эта потребность распространилась и на начало эры реактивных самолетов, и в сочетании с ограниченной тягой ранних реактивных двигателей было наиболее практичным проектировать большие реактивные авиалайнеры с четырьмя двигателями. [ 4 ] [ 22 ] Первым коммерческим реактивным самолетом стал четырехмоторный De Havilland Comet , совершивший первый полет в 1949 году. [ 1 ] Однако из-за серии аварий со смертельным исходом из-за усталости металла в период с 1953 по 1954 год «Комета» была остановлена. [ 23 ] Это сильно запятнало его репутацию, и именно более поздние авиалайнеры действительно выиграли от последующих улучшений. В 1958 году компания Boeing представила 707- й , а год спустя Douglas представил свой DC-8 , оба типа также с четырьмя двигателями. [ 24 ] [ 25 ] Оба были очень успешными, и именно Боингу 707 приписывают начало эры реактивных самолетов. [ 26 ] В этот период процветали крупные авиалайнеры, часто работавшие как на внутренних, так и на международных маршрутах. [ 27 ]
Спустя десятилетия и постепенный упадок
[ редактировать ]К 1960-м годам стало очевидно, что наличие четырех двигателей снижает топливную экономичность. Это не было проблемой для дальнемагистральных маршрутов, на которых перевозилось 300 и более пассажиров в течение 8–12 часов, что позволяло обеспечить высокое соотношение затрат к пассажиро-милям. С другой стороны, большие четырехмоторные типы менее подходили для частых рейсов на короткие расстояния, которые требовали многократных взлетов и посадок в день, требовали больше топлива и обычно перевозили меньше пассажиров за рейс. Это побудило к разработке больших трехдвигательных и двухдвигательных двигателей . Из-за ограничений в технологии двигателей двухдвигательные двигатели той эпохи были небольшими и имели относительно небольшую дальность полета. Правило 60 минут ФАУ также не позволяло им летать дальше , чем на 60 минут от отвлекающих аэропортов, из-за меньшего резервирования двигателей. [ 28 ] Trijets представлял собой компромисс между топливной экономичностью и резервированием. В 1969 году компания Boeing выпустила Боинг 747 . Прозванный «Джамбо Джет», это был первый широкофюзеляжный авиалайнер , способный перевозить значительно больше пассажиров, чем любой другой самолет. [ 29 ] Его мощность и характеристики были непревзойденными даже после запуска соревнований по широкофюзеляжным триреактивным самолетам в лице McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed L-1011 TriStar .

В своей категории коммерческой авиации сверхзвуковой авиалайнер Concorde начал эксплуатироваться в 1976 году. [ 30 ] Четыре Rolls-Royce/Snecma Olympus 593 турбореактивных двигателя позволяли ему летать со скоростью, вдвое превышающей скорость звука. [ 5 ] На момент создания его считали будущим воздушного транспорта. Однако во многом из-за высоких эксплуатационных расходов и проблем с шумом Concorde так и не достиг прогнозируемого уровня успеха. [ 31 ]
Когда в 1983 году был представлен BAe 146 , он был необычным, поскольку это был четырехмоторный региональный авиалайнер ближнего действия . [ 32 ] Его конструкция в конечном итоге обеспечила более тихую работу и возможность более короткого взлета и посадки . [ 33 ]
В 1980-е годы возросшая надежность и доступная мощность реактивных двигателей позволили двухдвигательным самолетам безопасно летать на одном двигателе. Это побудило к введению рейтингов ETOPS для двухдвигательных самолетов, что позволило им обойти правило 60 минут и летать по трансокеанским маршрутам, которые ранее обслуживались четырехмоторными типами. [ 28 ] [ 34 ] Преимущество резервирования, обеспечиваемое четырьмя двигателями, больше не было необходимым, и они больше не могли конкурировать с более низким расходом топлива и затратами на техническое обслуживание двухдвигательных самолетов с двигателями большей мощности. Все самолеты, кроме самых крупных четырехмоторных типов, таких как Боинг 747, стали неэкономичными, и это привело к выводу из эксплуатации стареющего парка самолетов 707 и DC-8 для пассажирских перевозок. Тем не менее, в 1989 году компания Boeing представила Боинг 747-400 , который обладал большой вместимостью (более 300 пассажиров) и большой дальностью полета — комбинация, не имеющая аналогов в то время среди двухдвигательных самолетов, что делало этот вариант наиболее коммерчески успешным вариантом Боинга 747. [ 35 ] Airbus, после завершения переговоров о сотрудничестве с McDonnell Douglas , который продолжил производство MD-11 дальнемагистрального трехреактивного двигателя , вместо этого в 1993 году выпустил четырехдвигательный самолет A340 как дальнемагистральную производную двухдвигательного двигателя A330 , поскольку их первоначальные варианты имели одинаковый фюзеляж и крыло. . [ 36 ]

Между 1970 и 1990-ми годами двухдвигательные, трехдвигательные и квадроджеты использовали двигатели одинаковой мощности, например, когда DC-10, MD-11, Boeing 767, Airbus A300, A310, A330 и Boeing 747 имели разные варианты двигателей. широко распространенным General Electric CF6 , поэтому в то время требовались дополнительные двигатели для большей мощности и большей дальности полета. Основные преимущества трех и четырех двигателей стали гораздо менее значимыми, когда в 1995 году был представлен двухмоторный Boeing 777 , оснащенный специально разработанным двигателем General Electric GE90, разработанным на основе дальнейших достижений в технологии турбовентиляторных двигателей с большим двухконтурным ходом. [ 37 ] Первоначальный 777-200 мог вместить более 300 пассажиров, что значительно больше, чем существующие двухдвигательные самолеты, такие как 767 , которые обычно вмещали только 200-300 пассажиров. [ 38 ] Последующая разработка 777-300ER увеличила пассажировместимость до чуть менее 400 человек, приблизившись к 747 и заменив A340 , при этом он стал более эффективным и имел более низкие затраты на обслуживание двигателя. Airbus, не добившись большого успеха с обновленными вариантами A340-500/600 с двигателем Rolls-Royce Trent 500 , выбрал совершенно новый A350XWB , чтобы составить конкуренцию 777 и предстоящему 787 Dreamliner .
К началу 2000-х годов единственным оставшимся преимуществом самых крупных типов была их способность перевозить больше пассажиров, чем самые большие двухдвигательные самолеты. В годы, последовавшие за терактами 11 сентября , рост цен на топливо и спад в авиационной промышленности усилили необходимость минимизировать эксплуатационные расходы и расходы. Производство пассажирского варианта 747-400 было прекращено к 2005 году, а поставки А340 упали до 11 в год, поскольку они столкнулись с конкуренцией со стороны более эффективных и сравнительно способных двухдвигательных самолетов. [ 39 ] [ 40 ]
Текущий статус
[ редактировать ]
Использование четырех двигателей активизировалось в 2005 году, когда Airbus представил A380 , который на данный момент является крупнейшим авиалайнером в мире. [ 41 ] Он был разработан для маршрутов со сверхвысоким спросом и обычно вмещал 575 пассажиров на двух полноразмерных палубах. Однако по состоянию на 2018 год Airbus выполнил лишь четверть своего первоначального прогнозируемого показателя в 1200 продаж за два десятилетия. [ 42 ] Это можно объяснить современной тенденцией к путешествию из одной точки в другую с использованием меньших по размеру, но высокоэффективных двухдвигательных самолетов, таких как Airbus A350 и Boeing 787 , в отличие от модели со спицевой втулкой , которая предпочитает массивные самолеты, такие как A380. [ 12 ] Крупнейший оператор А380, компания Emirates , получает прибыль от своего флота, поскольку его основной хаб расположен в международном аэропорту Дубая , где останавливаются многие дальнемагистральные маршруты. Это облегчает Эмирейтс заполнение мест в своих А380. [ 12 ] После того как Emirates сократила свой последний заказ в феврале 2019 года, Airbus объявил, что производство A380 завершится в 2021 году.

Поскольку мощность двигателей продолжала расти, а потребность в мощности снижалась, двухдвигательные самолеты, такие как Boeing 787 Dreamliner и Airbus A350 XWB, заняли рынки, где традиционно требовалось четыре двигателя.
В ответ на A380 компания Boeing в 2011 году представила 747-8 как преемника 747-400. [ 43 ] По состоянию на 2018 год на пассажирский вариант 747-8И поступило всего 50 заказов. [update], в то время как грузовой вариант 747-8F оказался более успешным и получил более 100 заказов. [ 44 ] По состоянию на 2018 год [update] Боинг 747-8F не имеет себе равных по дальности полета и грузоподъемности, [ 45 ] что делает его доступным для грузовых перевозчиков.
После прекращения производства Airbus A380 производство Boeing 747 также было прекращено, последняя поставка состоялась 31 января 2023 года. [ 46 ] это означает, что двухпалубные пассажирские самолеты больше не производятся. Компания Boeing объяснила вывод из эксплуатации своих Боингов 747 последствиями пандемии COVID-19. [ 47 ]
Типы, находящиеся в производстве
[ редактировать ]Авиалайнеры
[ редактировать ]- Ильюшин Ил-96 (Ограничено)
Военный
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Холлингем, Ричард (05 апреля 2017 г.). «Британский авиалайнер, изменивший мир» . BBC Будущее . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Муцабо, Бен (9 октября 2017 г.). «Для авиакомпаний два двигателя лучше, чем четыре» . США сегодня . Проверено 8 ноября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Реймер, Дэниел (1992). Проектирование самолетов: концептуальный подход . стр. 207 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Тулапуркара, Э.Г. (15 октября 2013 г.). «Размер фюзеляжа и хвоста – 7» . Проектирование самолетов (аэродинамическое) .
- ^ Перейти обратно: а б Фрейденрих, Крейг (29 января 2001 г.). «Как работают Конкорды» . Как все работает . Проверено 27 октября 2018 г.
- ^ «Пассажирский авиалайнер Ил-62 – Аэрокосмическая техника» . Аэрокосмические технологии . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ «Викерс VC10» . БАЕ Системы | Международный . Проверено 26 октября 2018 г.
- ^ «Бомбардировщик-невидимка B-2 – как это работает» . Как это работает . 22 марта 2011 г. Проверено 26 октября 2018 г.
- ^ «14 CFR 121.565 — Двигатель не работает: посадка; отчетность» . ЛИИ/Институт правовой информации . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ Экстранд, Чет (2003). «Новые правила ETOPS» (PDF) . Летные операции .
- ^ Уильямс, Дэвид Дж. (25 июня 2015 г.). «Четыре двигателя против двух: удивительная математическая гарантия безопасности - NYCAviation» . Нью-Йорк Авиация . Проверено 26 октября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Пилот-наставник (10 августа 2018 г.). Почему исчезают Джамбо-джеты? . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ «Серийный прототип турбовентиляторного двигателя Pratt & Whitney JT3D-1» . Национальный музей авиации и космонавтики . 16 марта 2016 г. Проверено 19 октября 2018 г.
- ^ «Двигатель GE90 | GE Aviation» . www.geaviation.com . Проверено 19 октября 2018 г.
- ^ Смит, Оливер (16 января 2018 г.). «Почему самый большой в мире пассажирский самолет оказался перед свалкой?» . Телеграф . Проверено 30 октября 2018 г.
- ^ «Как время летит, год 787 летит» . Отдел новостей Qantas . Проверено 26 октября 2018 г.
- ^ «Как авиакомпании приспосабливаются к повышению цен на авиационное топливо? - Авионика» . Авионика . 24 августа 2018 г. Проверено 19 октября 2018 г.
- ^ «Затраты на техническое обслуживание устаревших самолетов» (PDF) . ИАТА . 2018.
- ^ Перейти обратно: а б «Сети авиакомпаний: от узловых сетей к сетям точка-точка» . MS&E 135 Networks @ Стэнфорд . 09.04.2016 . Проверено 26 октября 2018 г.
- ^ «Мировой парк широкофюзеляжных самолетов бюджетных авиакомпаний – ниша, которая растет» . CAPA — Центр авиации . Проверено 26 октября 2018 г.
- ^ «История полета - Самолет выходит в гражданский мир» . Британская энциклопедия . Проверено 26 октября 2018 г.
- ^ «Первое поколение реактивных авиалайнеров | Америка по воздуху» . airandspace.si.edu . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ Глэнси, Джонатан. «Аварии, которые навсегда изменили конструкцию самолетов» . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ «Боинг 707 | Описание, предыстория, история и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ «ДУГЛАС DC-8-50 – СКАЙБРАРЫ Авиационная безопасность» . www.skybrary.aero . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ Глэнси, Джонатан. «Боинг 707: Самолет, изменивший то, как мы летаем» . Проверено 26 октября 2018 г.
- ^ «реактивный авиалайнер» . www. Century-of-Flight.net . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хок, Кен (07 октября 2015 г.). «ETOPS — Повышение безопасности на длительных рейсах — AeroSavvy» . АэроСавви . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ Даулинг, Стивен (28 сентября 2018 г.). «Боинг 747: Самолет, который уменьшил мир» . Би-би-си . Проверено 4 ноября 2018 г.
- ^ «Конкорд | Краткое содержание, история и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ Макфадден, Кристофер (05 марта 2017 г.). «Настоящая причина неудачи сверхзвукового пассажирского самолета «Конкорд»» . Проверено 27 октября 2018 г.
- ^ «BAE 146 — Аэрокосмическая техника» . Аэрокосмические технологии . Проверено 30 октября 2018 г.
- ^ «История BAe 146» . www.shockcone.co.uk . Архивировано из оригинала 27 апреля 2018 г. Проверено 9 ноября 2018 г.
- ^ Сантьяго, Япония (9 декабря 2015 г.). «Боинг 767 и рождение ETOPS» . www.tailsthroughtime.com . Архивировано из оригинала 11 августа 2017 г. Проверено 7 ноября 2018 г.
- ^ Хониг, Зак (15 августа 2014 г.). «Гибель оригинального авиалайнера Boeing 747-400» . Engadget . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ «История Airbus A340 — современные авиалайнеры» . www.modernairliners.com . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ «Боинг 777 — Тройная семерка — Современные авиалайнеры» . www.modernairliners.com . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ «Боинг 767 – Аэрокосмические технологии» . Аэрокосмические технологии . Проверено 26 октября 2018 г.
- ^ «Размер имеет значение для топливной эффективности самолета. Но не так, как вы думаете. | Международный совет по экологически чистому транспорту» . www.theicct.org . 27 февраля 2018 года . Проверено 9 ноября 2018 г.
- ^ «Аэробус А340 Перечень продукции | Авиация воздушных флотов» . www.airfleets.net . Проверено 9 ноября 2018 г.
- ^ «Невероятная история суперлайнера Airbus A380, который всего за 10 лет превратился из символа статуса авиакомпании в отвергнутый» . Бизнес-инсайдер . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ «Дни А380 кажутся сочтенными» . Экономист . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ Дорман, Клайв (30 сентября 2014 г.). «Boeing 747-8 против Airbus A380: эра гигантских реактивных самолетов закончилась?» . Путешественник . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ «Boeing 747 8 заказов и поставок — современные авиалайнеры» . www.modernairliners.com . Проверено 26 октября 2018 г.
- ^ Абулафия, Ричард. «Последний звонок для квадроджетов: переживет ли Boeing 747 Airbus A380?» . Форбс . Проверено 26 октября 2018 г.
- ^ «Эра гигантских реактивных самолетов заканчивается, поскольку компания Boeing поставила последний самолет 747 – DW – 31.01.2023» . Немецкая волна .
- ^ «Производство Боинга 747 прекратится, поскольку Boeing адаптируется к реальности после Covid-19, — сообщает GlobalData» . 2 августа 2020 г.