Чин Джи Хи
Чин Джи Хи | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Чэнь Иси | ||
Упрощенный китайский | Чэнь Иси [ 1 ] | ||
|
Чин Джи Хи (22 июня 1844 г. ) [ 2 ] – 1929), любезное имя Чангтин (长定), [ 3 ] Чон Джи Йи , [ 4 ] был китайским торговцем, подрядчиком и железнодорожным предпринимателем, заработавшим состояние в Сиэтле , штат Вашингтон. [ 5 ] прежде чем вернуться в родную деревню в провинции Гуандун , где продолжил свои успехи.
Жизнь
[ редактировать ]Родился в семье изготовителя посуды из соевого соуса в деревне на территории нынешнего города Тайшань . [ а ] Чин привлек внимание старика [ б ] из-за его спокойствия после того, как другие мальчики разбили кувшины, которые он нес на рынок. Мужчина взял его с собой в Америку, где Чин работал на россыпной шахте , а затем отправился в Порт-Гэмбл, штат Вашингтон , где работал на лесопилке . [ 5 ] [ 8 ]
Еще находясь в Северном Китсапе , он в достаточной степени выучил английский язык и подружился с несколькими суквамишами , включая семью вождя Сиэтла . Он также познакомился и подружился с Генри Йеслером , владельцем мельницы в молодом городе Сиэтле , который убедил его переехать туда. [ 3 ]
В 1873 году [ 9 ] он прибыл в Сиэтл, поселение, которому в то время было около 20 лет. После встречи с Чин Чун Хоком ( китайский : 陳程學 ; пиньинь : Чэнь Чэнсюэ ), который был из той же деревни в Тайшане, он стал младшим партнером в компании Ва Чонг ( китайский : 華昌 ; пиньинь : Хуа Чанг , «Китайское процветание»). ), [ 1 ] ведущее китайское предприятие города того времени. Компания Ва Чонг импортировала или производила товары, включая сахар , чай , рис , сигары , опиум (законный в то время) и фейерверки . [ 3 ] [ 5 ]
В то время в Америке было мало китаянок. [ 5 ] Еще находясь в Северном Китсапе, Чин привез жену из Китая. Их сын Чин Лем ( китайский : 陳霖 ; пиньинь : Чэнь Линь ), позже известный как Тью Донг ( китайский : 秋宗 ; пиньинь : Qiūzōng ), родился в 1875 году в Сиэтле, был первым известным китайским ребенком, родившимся на территории Вашингтона (ныне Вашингтон). Состояние). [ 3 ] [ 5 ]
В компании Ва Чонг он заключил трудовые контракты с угольными шахтами, железными дорогами, сельским хозяйством и Пьюджет-Саунд москитным флотом . Будучи одним из основных поставщиков рабочей силы для Северо-Тихоокеанской железной дороги в районе Пьюджет-Саунд, Чин также помогал с расчетом заработной платы и дисциплиной китайских рабочих. [ 10 ] Он также нанял китайских слуг и поваров. Его партнерство с Чин Чинг-Хоком было несколько непростым: Чин Чинг-Хок больше интересовался импортом и экспортом, чем трудовыми договорами, которые стали специальностью Чин Ги Хи. [ 11 ]
Чин Ги Хи был центральной фигурой в усилиях по политической и дипломатической защите от антикитайских беспорядков в ноябре 1885 года . Во время кризиса он представлял сообщество и обменивался телеграммами с китайским генеральным консулом Оу-Яном Мином ( китайский : 歐陽明 ; пиньинь : Оуян Мин ) в Сан-Франциско, Калифорния . Он вел тщательный учет ущерба китайскому бизнесу, и отчасти в результате китайская община Сиэтла жила намного лучше, чем в соседней Такоме , в конечном итоге оставшись в городе и получив 700 000 долларов в качестве компенсации за ущерб благодаря положительному решению судьи Томаса Берка . [ 5 ] [ 12 ]
В 1888 году он основал свою компанию Quong Tuck Company в качестве подрядчика по найму. [ 13 ] (также известная как Quong Tuck Lung Company) [ 14 ] или компания Quon Tuck [ 15 ] поставка строителей на железные дороги ( Великая Северная железная дорога , Железнодорожная и транспортная компания Сиэтла и Уолла-Уолла ), а также на проекты реконструкции Сиэтла . [ 12 ] Он предоставлял рабочие бригады (и принимал предпринимательское участие) на железнодорожных линиях вдоль того места, где сейчас находится Аляскинский путь (вдоль набережной Сиэтла), и на канатной дороге, перпендикулярной набережной, вдоль Йеслер-Уэй до 14-й авеню. [ 5 ] [ 12 ] Он также предоставил китайских каменщиков для строительства здания Берка, полноценного городского квартала на Второй авеню и Мэрион-стрит. [ с ] Его собственное здание на улице Секонд и Вашингтон, Кантон-билдинг (также известное как здание Чин Джи Хи, ныне здание Кон Ик), 208-210 S. Washington Street, [ 14 ] [ 15 ] было одним из первых кирпичных зданий [ 17 ] поднят после Великого пожара в Сиэтле 6 июня 1889 года. Он был передан компании Bow Tai Wo. [ 12 ] (По состоянию на 2007 год здание все еще стоит, хотя и сильно изменилось; в частности, при изменении маршрута Второй авеню С. в 1928 году был удален угол здания.) [ 5 ]
Он передал свой бизнес в Сиэтле своему сыну Чин Лему и зятю Ву Куон-бину ( китайский : 胡冠炳 ; пиньинь : Ху Гуанбон ). [ 14 ] [ 18 ] и вернулся в 1904 или 1905 году. [ 19 ] в Китай, где он был предпринимателем, основавшим первую железную дорогу в Южном Китае, и основал морской порт, продолжая при этом поддерживать деловые связи с Сиэтлом. [ 5 ] Он часто возвращался в США и, в частности, в Сиэтл, с которым сохранил тесные связи и который последний раз посещал в 1922 году. [ 20 ]
Его железная дорога была известна как Железнодорожная компания Сунь Нин . Он собрал 2,75 миллиона долларов, в основном от зарубежных китайцев ; [ 2 ] [ 21 ] Партнер Чиня Ю Чжо ( китайский : 余灼 ; пиньинь : Ю Чжуо ; также по-разному переводится как Юй Шек) [ 3 ] или Ю Чуек [ 22 ] привлек дополнительные средства в Китае и от зарубежных китайцев в Юго-Восточной Азии . Сунь Нин была первой крупной железной дорогой в дельте Жемчужной реки . Его преимущества для экономики Гуандуна были прерваны, когда он был захвачен местными полевыми командирами в 1926 году; окончательно он был разрушен во время Второй китайско-японской войны в 1938 году. [ 2 ] [ 5 ] [ 14 ] [ 23 ]
Находясь в Китае, Чин также был связным с китайским клубом Сиэтла. [ 24 ] Члены Китайского клуба, выступавшие за расширение торговли между Китаем и Сиэтлом, были приглашены присутствовать на открытии порта Чин в Гуандуне. [ 24 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Источники по-разному называют деревню «Смотри Тун», «Смотри Тун», [ 6 ] «Деревня Ланмей, Душан », город [ 2 ] или «Лун-мэй» ( китайский : 朗美 ; пиньинь : Лунмэи ) «Лук-чуна» ( китайский : 六村 ; пиньинь : Лиу Цун ; возможно, означает «Шестая деревня»)]. [ 3 ] Дополнительную информацию можно найти в сообщении №59 на странице блога. [ 7 ]
- ↑ Уиллард Джу называет имя этого человека Хун-бок宏伯 (пиньинь: Хунбо) [ 3 ]
- ^ Снесено в 1971 году для строительства того, что сейчас является Федеральным зданием Генри М. Джексона в Сиэтле ; одна арка здания Берка осталась мемориалом). [ 12 ] [ 16 ]
- ^ Перейти обратно: а б Чин Чун Хок ; неподписанная заметка в блоге, но, по-видимому, заслуживающая доверия на предмет транслитерации имен.
- ^ Перейти обратно: а б с д История железной дороги Синьнин. Архивировано 30 января 2016 г. в Wayback Machine Архивного бюро города Тайшань.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Июнь 1983 г., стр. 32.
- ^ «Питер Краш, Гонконгское железнодорожное общество. Доступ в Интернете: 22 сентября 2007 г. Выберите: английский, Уголок участника, Тематические статьи, Sunning Railway» . Архивировано из оригинала 11 марта 2007 года . Проверено 23 сентября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Шильяно 2007
- ↑ В путеводителе по документам Уилларда Дж. Цзюэ, 1880–1983 гг. на сайте библиотек Вашингтонского университета говорится, что железная дорога Сунь Нина вела в его родную деревню.
- ^ «Кое-что » Чин Чун Хок» . Архивировано из оригинала 26 июля 2011 г. Проверено 19 июля 2007 г.
- ^ Июнь 1983 г., с. 32 говорит, что он был в Порт-Гэмбле в 1862 году.
- ^ Так говорят Шильяно и Уиллард Джу (1983). В «Путеводителе по документам Уилларда Дж. Джу, 1880–1983 гг.» , размещенном на сайте библиотек Вашингтонского университета , по состоянию на 19 июля 2007 г., говорится, что он приобрел партнерство в Ва Чонге в 1868 г., но они не приводят никаких ссылок, а сам Цзю говорит, что он стал партнером только после переезда в Сиэтл.
- ^ Чанг, Корнел (июнь 2012 г.). Американский перекресток: Тихоокеанские связи: создание американо-канадского пограничья . Издательство Калифорнийского университета. п. 36. ISBN 9780520271685 .
- ^ Июнь 1983 г., стр. 32–33.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Июнь 1983 г., стр. 33.
- ↑ Уолт Кроули , Окрестности Сиэтла: Чайнатаун-Международный район — История миниатюр , HistoryLink.org Essay 1058, 3 мая 1999 г. Доступ онлайн 19 июля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Путеводитель по документам Уилларда Дж. Джу, 1880–1983 гг., На сайте Вашингтонского университета библиотек
- ^ Перейти обратно: а б Сводная информация о расширении 2-й авеню, 400 / идентификатор участка 5247800980 , Департамент микрорайонов Сиэтла. Доступ онлайн 4 августа 2007 г.
- ↑ Федеральное здание Генри М. Джексона , Emporis.com, по состоянию на 28 сентября 2007 г.
- ^ Шильяно говорит «первый»; Кроули и Джу более осторожны.
- ^ Июнь 1983 г., стр. 34.
- ↑ История железной дороги Синьнин. Архивировано 10 декабря 2004 г. в Wayback Machine , Бюро архивов города Тайшань, а Сяо-хуан Инь и Чжиюн Лань говорят, 1904 год; Шильяно говорит, 1905 год.
- ^ Июнь 1983 г., стр. 35.
- ↑ Некоторые источники — например, Эрик Шильяно — говорят, что дальнейшие инвестиции поступили от Джеймса Дж. Хилла , но другие говорят, что он «поклялся не продавать акции иностранцам, не занимать у них деньги и не использовать их инженеров». Джу (1983), с. В 34-м номере говорится, что Чен «объездил все Соединенные Штаты и Канаду с помощью Джей-Джея Хилла, президента Great Northern Railway Co.», но не говорит о том, что Хилл инвестировал самостоятельно.
- ^ [Юнг и др. 2006], примечание редакции, с. 125.
- ^ Сяо-хуан Инь и Чжиюн Лань (2003), стр. 9.
- ^ Перейти обратно: а б Чанг, Корнел С. (2012). Тихоокеанские связи: создание американо-канадской границы . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 183. ИСБН 9780520271685 .
Ссылки
[ редактировать ]- Чин Ги Хи, «Письмо с просьбой о поддержке строительства железной дороги Саннинг» (1911), с. 125–128 в Джуди Юнг, Гордоне Х. Чанге и Химе Марке Лае (составители и редакторы), Chinese American Voices , University of California Press (2006). ISBN 0-520-24310-2 .
- Уиллард Дж. Джу, «Чин Джи-хи, китайский предприниматель-первопроходец в Сиэтле и Тойшане», Анналы Китайского исторического общества Тихоокеанского северо-запада , 1983, 31:38.
- Также Путеводитель по документам Уилларда Дж. Джу, 1880–1983 гг. На сайте библиотек Вашингтонского университета , по состоянию на 19 июля 2007 г.
- Дуглас С. Сакман, «Тихоокеанские мировые проходы: движение деревьев и трансформация пространства в Пьюджет-Саунд, 1850-1900», доклад, представленный на ежегодном собрании Американского общества экологической истории, Виктория, Британская Колумбия, 3 апреля 2004 г., особенно раздел «III. Рабочие Тихоокеанского мира: лесозаготовки и труд на мельницах и вокруг них». Проект доступен онлайн , по состоянию на 30 июля 2007 г.; на тот момент официально опубликованной формы не было.
- Эрик Сильяно, «Китайский отец-основатель Сиэтла», Seattle Metropolitan , май 2007 г., стр. 48.
- Сяо-Хуан Инь и Чжиюн Лань, «Почему они дают?» Изменения и преемственность в китайско-американской транснациональной филантропии с 1970-х годов , по заказу Глобальной инициативы по обеспечению равенства для семинара по филантропии диаспоры в Китае и Индии, состоявшегося в мае 2003 г. с. 9. Доступ онлайн: 22 сентября 2007 г.
- Черновик истории династии Цин , т. 150 .
- История Синьнинской железной дороги , Архивное бюро города Тайшань. Без даты; Интернет -архив показывает страницу , уже существовавшую на Wayback Machine (архивировано 10 декабря 2004 г.) 10 декабря 2004 г. Доступ онлайн 22 сентября 2007 г.
- Страница о Чайнатауне — Международном районе Сиэтла на сайте cwok.com, контент принадлежит Музею Винг Люка . Доступ онлайн 19 июля 2007 г.
- Китайская эмиграция, Суньнинская железная дорога и развитие Тойсана Люси Ченг и Лю Юйцзунь с Чжэн Дэхуа, Amerasia 9 (1): 59–74, 1982.
- Корнел Чанг, «Американский перекресток: тихоокеанские связи: создание американо-канадского приграничья», Беркли: University of California Press, 2012. ISBN 978-0-520-27169-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дэвид Таками, Американцы китайского происхождения HistoryLink.org Essay 2060, 17 февраля 1999 г., включает две фотографии Чина.