Новый советский человек
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( февраль 2018 г. ) |


Новый советский человек или Новый советский человек [ нужна ссылка ] ( русский : новый советский человек новый советский человек ), как постулировали идеологи Коммунистической партии Советского Союза , был архетипом человека с особыми качествами, которые, как утверждалось, стали доминирующими среди всех граждан Советского Союза . независимо от культурного, этнического и языкового многообразия страны, создание единого, единого советского народа и советской нации. [1] [2]
Намерение
[ редактировать ]Начиная с середины 19-го и начала 20-го века, сторонники коммунизма постулировали, что в новом обществе чистого коммунизма и социальных условиях в нем будут развиваться Новый мужчина и Новая женщина с качествами, отражающими окружающие обстоятельства пост-дефицита и беспрецедентного развития. научные разработки. [3] Например, Лев Троцкий писал в 1924 году в «Литературе и революции» о «человеке-коммунисте», «человеке будущего»: [4]
Человек поставит своей целью овладеть своими чувствами, поднять свои инстинкты на высоту сознания, сделать их прозрачными, протянуть провода своей воли в потаенные уголки и тем самым поднять себя на новый уровень, создать высший социально-биологический тип или, если угодно, сверхчеловек.
Вильгельм Райх спросил в 1933 году:
Сможет ли новая социально-экономическая система воспроизвести себя в структуре характера народа? Если да, то как? Будут ли его черты унаследованы его детьми? Будет ли он свободной, саморегулирующейся личностью? Сделают ли элементы свободы, заложенные в структуру личности, ненужными какие-либо авторитарные формы правления? [5]
Новый Человек
[ редактировать ]
Советский человек должен был быть самоотверженным, образованным, здоровым, мускулистым и полным энтузиазма в распространении коммунистической революции . Приверженность большевизму , а затем и марксизму-ленинизму , а также индивидуальное поведение, соответствующее предписаниям этой философии, были среди важнейших черт, ожидаемых от нового советского человека, который требовал интеллектуализма и жесткой дисциплины. [6] Им двигали не грубые импульсы природы, а сознательное самообладание, убеждение, которое требовало отказа как от врожденной личности, так и от бессознательного, что поэтому отвергали советские психологи. [7]
Он относился к общественной собственности с уважением, как к своей собственной. [8] Он должен считать себя советским (в культурном, этническом и языковом отношении), а не русским, украинцем, белорусом или каким-либо из многих других народов и культур, существовавших в СССР. [9]
Его работа требовала напряжения и аскетизма, чтобы показать, как новый человек побеждает свои базовые инстинкты. [10] Alexey Stakhanov 's [11] [12] Рекордный день в добыче угля привел к тому, что его выставили образцом «нового человека», а члены стахановского движения попытались стать стахановцами. [13]
Это также может быть новая женщина; «Правда» описывала советскую женщину как человека, которого раньше не было и никогда не могло быть. [14] Женщины-стахановки встречались реже, чем мужчины, но четверть всех профсоюзных женщин были названы «нарушителями норм». [15] Для Всемирной выставки в Париже Вера Мухина изобразила знаковую скульптуру « Рабочий и колхозница» , одетые в рабочую одежду, продвигающиеся вперед со скрещенным серпом и молотом. [15]
Александр Зиновьев выдвинул сатирический аргумент о том, что новый тип человека действительно был создан советской системой, но считал, что этот новый человек, которого они называют Homo советикус , во многих отношениях был противоположностью идеала Нового советского человека. [16]
Самоотверженность
[ редактировать ]Среди главных черт нового советского человека был самоотверженный коллективизм . Самоотверженный новый человек был готов пожертвовать своей жизнью ради добрых дел. [17]
Эта черта воспевалась с первых советских дней, примером чему служат строки из стихотворения «Владимир Ильич Ленин» советского поэта Владимира Маяковского :
Кому нужна цифра «1»?
Голос «1»
тоньше скрипа.
Кто это услышит?
Только жена...
«1» — это нонсенс.
«1» — это ноль.
Вымышленные персонажи и образы современных знаменитостей, воплощающих эту модель, были характерными чертами советской культурной жизни, особенно в те времена, когда правительство уделяло особое внимание развитию концепции нового советского человека.
Пронаталистская политика, поощряющая женщин иметь много детей, была оправдана эгоизмом, присущим ограничению следующего поколения «новых мужчин». [18]
Новая советская женщина
[ редактировать ]
В 1920-е годы и в сталинскую эпоху концепция «новой советской женщины» служила наряду с концепцией «нового советского человека». Ее роли сильно отличались от ролей ее коллеги-мужчины; она была отягощена сложной идентичностью, которая изменилась по мере идеологических сдвигов в партийной доктрине в сторону более консервативных представлений о роли семьи и матери в советской системе. Новая советская женщина была суперженщиной, которая уравновешивала конкурирующие обязанности и взяла на себя бремя нескольких ролей: гражданки-коммунистки, работника, работающего полный рабочий день, жены и матери. [19]
Новый советский человек в целом характеризовался как мужчина. В советской пропаганде, сосредоточенной на новом советском человеке, мужчин обычно изображали в качестве главных действующих лиц, борющихся либо с противниками марксистской революции, либо восстанавливающих мир. С другой стороны, женщин часто изображали «отсталыми», пассивными бенефициарами революции, а не ее защитниками. Отчасти это произошло потому, что пролетарское движение было организовано и в нем боролись люди рабочего класса. [ нужна ссылка ] Таким образом, пропаганда часто приравнивала мужское доминирование к господству пролетариата над буржуазией. Хотя партийное руководство утверждало, что полы имеют равный статус перед законом, что само по себе является значительным достижением, мужчины оставались мерилом ценности. [20]
Эта маргинализация женщин в новом развивающемся гражданском порядке мешала женщинам найти место среди пролетарского класса, за который велась революция. Положения периода нэпа о том, в какой степени женщины могли работать в опасных условиях, сколько часов они могли работать в смену и какие виды особого ухода они получали во время беременности, заставили многих фабрикантов неохотно нанимать женщин, несмотря на Наркомат. требований Лейбористской партии о предоставлении женщинам равного доступа к занятости. [21]
В 1920-е годы были достигнуты успехи в борьбе с неграмотностью и содействии образованию женщин. Советская политика поощряла женщин из рабочего класса посещать школу и развивать профессиональные навыки. У женщин существовали возможности участвовать в политике, становиться членами партии и бороться за выборные и административные должности. Однако доступ к политической сфере был крайне ограничен. [22] В долгосрочной перспективе советская мысль говорила, что организация домашних коммун, общих кухонь, яслей, детских садов и т. д. позволит женщине «интересоваться всеми теми делами, которые сейчас интересуют пролетария», в отличие от постоянной домашней работы. и уход за детьми. [23]
Политика Иосифа Сталина в отношении женщин была более консервативной, чем политика его предшественника Ленина. Поскольку он был обеспокоен снижением численности населения, Сталин преуменьшил значение марксистско-феминистского взгляда на женщин в обществе, который, по его мнению, освободил женщин от патриархата и капитализма. В соответствии с линией партии , Сталин подтвердил важность женщин в рабочей силе и женском образовании, в первую очередь грамотности, хотя он начал подчеркивать роль матери в ином направлении, чем более радикальные представления начала 1920-х годов. [22]
«Отмирание» семьи больше не было целью экономического и политического прогресса. Новая линия партии заключалась в том, что семья, как и государство, должна стать сильнее с полной реализацией социализма. Массовые пропагандистские кампании связывали радости материнства с благами советской власти. [22] Советская идеология начала утверждать, что общественная роль женщины совместима с ее ролью жены и матери. Фактически, эти двое усиливали друг друга и оба были необходимы для настоящей женственности. [24]
«Новая советская женщина» сильно отличалась от представлений революционеров, предшествовавших 1930-м годам. Вместо того, чтобы быть освобожденной от домашних забот, она была связана с ними. Хотя теперь она выполняла роль равной мужчине на работе, она также была обязана посвятить себя тому, чтобы быть его помощницей по дому. [19] Одной из главных ролей Новой советской женщины была роль матери. Эта роль приобрела большое значение после сокращения численности населения, начавшегося в 1920-х годах. Война и революция уничтожили население. Законодательство, легализовавшее аборты, и более широкое использование противозачаточных средств (хотя и не столь широко распространенное) в 1920-х годах также способствовали снижению численности населения, поскольку женщины стали больше работать и меньше рожать. [25]
В качестве средства борьбы с этой тенденцией пропаганда сделала новый акцент на роли женщин как хранительницы коммунистического режима в их способности производить следующий класс здоровых рабочих - политика, называемая пронатализмом . Пропаганда по-разному представляла пронатализм, средство поощрения женщин к рождению детей, городским рабочим женщинам и сельским крестьянкам. Пропаганда, рассчитанная на городскую аудиторию, связывала здоровую женскую сексуальность с деторождением, а медицинская информация для крестьянок позиционировала зачатие как цель полового акта. [25]
В 1920-е годы и в сталинскую эпоху советская политика вынуждала женщин ограничить свои профессиональные устремления, чтобы выполнять свою двойную роль - работницы и домохозяйки. Конкурирующие требования семейной жизни ограничивали профессиональную мобильность женщин. Женщины справлялись с ролевым напряжением, испытываемым в сталинскую эпоху, либо путем ограничения профессиональных устремлений, либо путем ограничения размера семьи. Несмотря на подводные камни, в это время женщинам из низшего сословия были доступны беспрецедентные возможности. Женщины теперь имели право голоса в дебатах, и Женотдел, женская секция ЦК с 1919 по 1930 год, за время своей работы добилась успехов в расширении политической, социальной и экономической активности советских женщин. [26]
Последствия
[ редактировать ]Историк Стивен Уиткрофт утверждает, что советское крестьянство подверглось культурному разрушению при создании Нового советского человека. [27]
Уничижительный термин Homo советикус используется для описания этой концепции в странах бывшего Восточного блока. [28] [29]
См. также
[ редактировать ]- Моральный кодекс строителя коммунизма
- Дети революции (концепция)
- Инженеры человеческой души , СССР и Китай.
- Семья в Советском Союзе
- Гомо советикус
- Давайте подстрижём волосы в соответствии с социалистическим образом жизни , Северная Корея.
- Новые люди , Камбоджа
- Пропаганда в Советском Союзе
- Советские люди
- Советский патриотизм
- Реформа мышления в Китае
- Модель мужественности в фашистской Италии
- Новый Человек (утопическая концепция)
- Новая женщина
- Трансгуманизм
- Супермен
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Kheveshi M. An Explanatory Dictionary of the Ideological and Political Terms of the Soviet Period (Хевеши М.А. Толковый словарь идеологических и политических терминов советского периода.) Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya (2002) ISBN 5-7133-1147-3 (на русском языке)
- Гершель и Эдит Альт, Новый советский человек. Его «Воспитание и развитие характера», Нью-Йорк: Bookman Associates, Inc., 1964 (из обзора: «Цель исследования Альтов заключалась в том, чтобы изобразить влияние на характер человека всей советской системы, в которой воспитание детей и образование являются частью этого».)
- Штейнер, Евгений. Авангард и построение нового человека (Штейнер Е.С. Авангард и построение Нового Человека ). Москва: New Literary Observer, 2002. (Английская версия этой книги опубликована под названием «Истории для маленьких товарищей» . Сиэтл и Лондон: University of Washington Press, 1999).
- Линн Этвуд. Создание новой советской женщины, Женские журналы как инженеры женской идентичности, 1922–53. Palgrave Macmillan, подразделение Macmillan Publishers Limited, 1999 г. (из Springer Link: «В этой книге исследуются советские попытки пропагандировать «новую советскую женщину» через журналы «Работница» и «Крестьянка» с 1920-х годов до конца сталинской эпохи. Балансирование Работа и семья оказались нелегкими в условиях смены экономических и демографических приоритетов, и в книге показаны периодические изменения, вносимые в модель».)
- Линн Этвуд. Новые советские мужчина и женщина, полоролевая социализация в СССР. Пэлгрейв Макмиллан, Лондон, 1990 год.
- Барбара Эванс Клементс. Рождение новой советской женщины . Вашингтон, округ Колумбия: Международный центр ученых Вудро Вильсона; Серия периодических статей Института Кеннана № 140, 1981.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Николай Устрялов , От НЭПа к советскому социализму (1934) ( текст онлайн ) (на русском языке) [ нужна страница ]
- ^ Геллер, Михаил (1988). Винтики в колесе: формирование советского человека . Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 9780394569260 .
- ^ Сравнивать: Бердяев, Николай Александрович (1937). Происхождение русского коммунизма . Анн-Арбор в мягкой обложке для изучения коммунизма и марксизма. Издательство Мичиганского университета (опубликовано в 1960 г.). п. 182. ИСБН 9780472060344 . Проверено 12 июня 2015 г.
[...] коммунизм утверждает, что создал не только новое общество, но и нового человека. В Советской России много говорят о новом человеке, о новом духовном облике. Иностранцы, посетившие Советскую Россию, также любят говорить о ней [...]
- ^ «Гл. 8 Революционное и социалистическое искусство» . Марксисты.орг. 6 января 2007 г. Проверено 18 августа 2012 г.
- ^ Вильгельм Райх , Массовая психология фашизма , Глава 8, Массы и государство. [ нужна страница ]
- ^ Б. Р. Майерс , Самая чистая раса , стр. 81. ISBN 9781933633916
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 258. ISBN 0-393-02030-4
- ^ « 1917–1987: Неудачная и трагическая попытка создать «нового человека». Архивировано 27 июля 2011 г. в Wayback Machine »
- ^ «Глоссарий -- Советский Союз» . Библиотека Конгресса . Архивировано из оригинала 13 декабря 2000 года.
- ^ Б. Р. Майерс, Самая чистая раса , стр. 86. ISBN 9781933633916
- ^ Шмеманн, Серж (31 августа 1985 г.). «По-советски легенда о страстном бобре работает сверхурочно» . Нью-Йорк Таймс . п. 2.
- ^ Komsomolskaya Pravda , October 15, 1988
- ^ Ричард Овери , Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 258-9. ISBN 0-393-02030-4
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 259. ISBN 0-393-02030-4
- ^ Перейти обратно: а б Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 260. ISBN 0-393-02030-4
- ^ «Умер советский сатирик Зиновьев» . Новости Би-би-си. 10 мая 2006 г.
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 301. ISBN 0-393-02030-4
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 257. ISBN 0-393-02030-4
- ^ Перейти обратно: а б Барбара Эванс Клементс, Дочери революции: История женщин в СССР (Иллинойс: Harlan Davidson, Inc., 1994), 73.
- ^ Барбара Альперн Энгель, Женщины в России: 1700-2000 (Издательство Кембриджского университета, 2004), 150.
- ^ Барбара Альперн Энгель, Женщины в России: 1700-2000 (Издательство Кембриджского университета, 2004), 153.
- ^ Перейти обратно: а б с Гейл Варшофски Лапидус, Женщины в советском обществе: равенство, развитие и социальные изменения (Калифорнийский университет Press, 1978), 112.
- ^ [1]
- ^ Гейл Варшофски Лапидус, Женщины в советском обществе: равенство, развитие и социальные изменения (Калифорнийский университет Press, 1978), 115.
- ^ Перейти обратно: а б Барбара Альперн Энгель, Женщины в России: 1700-2000 (Издательство Кембриджского университета, 2004), 161.
- ^ Барбара Альперн Энгель, Женщины в России: 1700-2000 (Издательство Кембриджского университета, 2004), 165.
- ^ Сложность казахского голода: продовольственные проблемы и ошибочные представления Стивен Г. Уиткрофт
- ^ «Умер советский сатирик Зиновьев» . Новости Би-би-си. 10 мая 2006 г.
- ^ Хеллер (Геллер), Михаил (1988). Винтики в колесе: Формирование советского человека . Альфред А. Кнопф. стр. 27, 43, 47. ISBN. 978-0394569260 .
Хеллер цитирует книгу «Советские люди» 1974 года: Советский Союз — родина нового, более развитого типа Homo sapiens — Homo sovieticus.