Jump to content

Новый советский человек

Пропагандистский плакат 1920 года: «Чтобы иметь больше, надо больше производить. Чтобы производить больше, надо больше знать».
Изображение промышленного рабочего на марке 1937 года.

Новый советский человек или Новый советский человек [ нужна ссылка ] ( русский : новый советский человек новый советский человек ), как постулировали идеологи Коммунистической партии Советского Союза , был архетипом человека с особыми качествами, которые, как утверждалось, стали доминирующими среди всех граждан Советского Союза . независимо от культурного, этнического и языкового многообразия страны, создание единого, единого советского народа и советской нации. [1] [2]

Намерение

[ редактировать ]

Начиная с середины 19-го и начала 20-го века, сторонники коммунизма постулировали, что в новом обществе чистого коммунизма и социальных условиях в нем будут развиваться Новый мужчина и Новая женщина с качествами, отражающими окружающие обстоятельства пост-дефицита и беспрецедентного развития. научные разработки. [3] Например, Лев Троцкий писал в 1924 году в «Литературе и революции» о «человеке-коммунисте», «человеке будущего»: [4]

Человек поставит своей целью овладеть своими чувствами, поднять свои инстинкты на высоту сознания, сделать их прозрачными, протянуть провода своей воли в потаенные уголки и тем самым поднять себя на новый уровень, создать высший социально-биологический тип или, если угодно, сверхчеловек.

Вильгельм Райх спросил в 1933 году:

Сможет ли новая социально-экономическая система воспроизвести себя в структуре характера народа? Если да, то как? Будут ли его черты унаследованы его детьми? Будет ли он свободной, саморегулирующейся личностью? Сделают ли элементы свободы, заложенные в структуру личности, ненужными какие-либо авторитарные формы правления? [5]

Новый Человек

[ редактировать ]
Памяти рабочего и колхозницы на советской марке в соцреализма стиле

Советский человек должен был быть самоотверженным, образованным, здоровым, мускулистым и полным энтузиазма в распространении коммунистической революции . Приверженность большевизму , а затем и марксизму-ленинизму , а также индивидуальное поведение, соответствующее предписаниям этой философии, были среди важнейших черт, ожидаемых от нового советского человека, который требовал интеллектуализма и жесткой дисциплины. [6] Им двигали не грубые импульсы природы, а сознательное самообладание, убеждение, которое требовало отказа как от врожденной личности, так и от бессознательного, что поэтому отвергали советские психологи. [7]

Он относился к общественной собственности с уважением, как к своей собственной. [8] Он должен считать себя советским (в культурном, этническом и языковом отношении), а не русским, украинцем, белорусом или каким-либо из многих других народов и культур, существовавших в СССР. [9]

Его работа требовала напряжения и аскетизма, чтобы показать, как новый человек побеждает свои базовые инстинкты. [10] Alexey Stakhanov 's [11] [12] Рекордный день в добыче угля привел к тому, что его выставили образцом «нового человека», а члены стахановского движения попытались стать стахановцами. [13]

Это также может быть новая женщина; «Правда» описывала советскую женщину как человека, которого раньше не было и никогда не могло быть. [14] Женщины-стахановки встречались реже, чем мужчины, но четверть всех профсоюзных женщин были названы «нарушителями норм». [15] Для Всемирной выставки в Париже Вера Мухина изобразила знаковую скульптуру « Рабочий и колхозница» , одетые в рабочую одежду, продвигающиеся вперед со скрещенным серпом и молотом. [15]

Александр Зиновьев выдвинул сатирический аргумент о том, что новый тип человека действительно был создан советской системой, но считал, что этот новый человек, которого они называют Homo советикус , во многих отношениях был противоположностью идеала Нового советского человека. [16]

Самоотверженность

[ редактировать ]

Среди главных черт нового советского человека был самоотверженный коллективизм . Самоотверженный новый человек был готов пожертвовать своей жизнью ради добрых дел. [17]

Эта черта воспевалась с первых советских дней, примером чему служат строки из стихотворения «Владимир Ильич Ленин» советского поэта Владимира Маяковского :

Кому нужна цифра «1»?
Голос «1»
тоньше скрипа.
Кто это услышит?
Только жена...
«1» — это нонсенс.
«1» — это ноль.

Вымышленные персонажи и образы современных знаменитостей, воплощающих эту модель, были характерными чертами советской культурной жизни, особенно в те времена, когда правительство уделяло особое внимание развитию концепции нового советского человека.

Пронаталистская политика, поощряющая женщин иметь много детей, была оправдана эгоизмом, присущим ограничению следующего поколения «новых мужчин». [18]

Новая советская женщина

[ редактировать ]
«Что дала Октябрьская революция работнице и крестьянке». Советский пропагандистский плакат 1920 года. Надписи на зданиях гласят: «библиотека», «детский сад», «школа для взрослых» и т. д.

В 1920-е годы и в сталинскую эпоху концепция «новой советской женщины» служила наряду с концепцией «нового советского человека». Ее роли сильно отличались от ролей ее коллеги-мужчины; она была отягощена сложной идентичностью, которая изменилась по мере идеологических сдвигов в партийной доктрине в сторону более консервативных представлений о роли семьи и матери в советской системе. Новая советская женщина была суперженщиной, которая уравновешивала конкурирующие обязанности и взяла на себя бремя нескольких ролей: гражданки-коммунистки, работника, работающего полный рабочий день, жены и матери. [19]

Новый советский человек в целом характеризовался как мужчина. В советской пропаганде, сосредоточенной на новом советском человеке, мужчин обычно изображали в качестве главных действующих лиц, борющихся либо с противниками марксистской революции, либо восстанавливающих мир. С другой стороны, женщин часто изображали «отсталыми», пассивными бенефициарами революции, а не ее защитниками. Отчасти это произошло потому, что пролетарское движение было организовано и в нем боролись люди рабочего класса. [ нужна ссылка ] Таким образом, пропаганда часто приравнивала мужское доминирование к господству пролетариата над буржуазией. Хотя партийное руководство утверждало, что полы имеют равный статус перед законом, что само по себе является значительным достижением, мужчины оставались мерилом ценности. [20]

Эта маргинализация женщин в новом развивающемся гражданском порядке мешала женщинам найти место среди пролетарского класса, за который велась революция. Положения периода нэпа о том, в какой степени женщины могли работать в опасных условиях, сколько часов они могли работать в смену и какие виды особого ухода они получали во время беременности, заставили многих фабрикантов неохотно нанимать женщин, несмотря на Наркомат. требований Лейбористской партии о предоставлении женщинам равного доступа к занятости. [21]

В 1920-е годы были достигнуты успехи в борьбе с неграмотностью и содействии образованию женщин. Советская политика поощряла женщин из рабочего класса посещать школу и развивать профессиональные навыки. У женщин существовали возможности участвовать в политике, становиться членами партии и бороться за выборные и административные должности. Однако доступ к политической сфере был крайне ограничен. [22] В долгосрочной перспективе советская мысль говорила, что организация домашних коммун, общих кухонь, яслей, детских садов и т. д. позволит женщине «интересоваться всеми теми делами, которые сейчас интересуют пролетария», в отличие от постоянной домашней работы. и уход за детьми. [23]

Политика Иосифа Сталина в отношении женщин была более консервативной, чем политика его предшественника Ленина. Поскольку он был обеспокоен снижением численности населения, Сталин преуменьшил значение марксистско-феминистского взгляда на женщин в обществе, который, по его мнению, освободил женщин от патриархата и капитализма. В соответствии с линией партии , Сталин подтвердил важность женщин в рабочей силе и женском образовании, в первую очередь грамотности, хотя он начал подчеркивать роль матери в ином направлении, чем более радикальные представления начала 1920-х годов. [22]

«Отмирание» семьи больше не было целью экономического и политического прогресса. Новая линия партии заключалась в том, что семья, как и государство, должна стать сильнее с полной реализацией социализма. Массовые пропагандистские кампании связывали радости материнства с благами советской власти. [22] Советская идеология начала утверждать, что общественная роль женщины совместима с ее ролью жены и матери. Фактически, эти двое усиливали друг друга и оба были необходимы для настоящей женственности. [24]

«Новая советская женщина» сильно отличалась от представлений революционеров, предшествовавших 1930-м годам. Вместо того, чтобы быть освобожденной от домашних забот, она была связана с ними. Хотя теперь она выполняла роль равной мужчине на работе, она также была обязана посвятить себя тому, чтобы быть его помощницей по дому. [19] Одной из главных ролей Новой советской женщины была роль матери. Эта роль приобрела большое значение после сокращения численности населения, начавшегося в 1920-х годах. Война и революция уничтожили население. Законодательство, легализовавшее аборты, и более широкое использование противозачаточных средств (хотя и не столь широко распространенное) в 1920-х годах также способствовали снижению численности населения, поскольку женщины стали больше работать и меньше рожать. [25]

В качестве средства борьбы с этой тенденцией пропаганда сделала новый акцент на роли женщин как хранительницы коммунистического режима в их способности производить следующий класс здоровых рабочих - политика, называемая пронатализмом . Пропаганда по-разному представляла пронатализм, средство поощрения женщин к рождению детей, городским рабочим женщинам и сельским крестьянкам. Пропаганда, рассчитанная на городскую аудиторию, связывала здоровую женскую сексуальность с деторождением, а медицинская информация для крестьянок позиционировала зачатие как цель полового акта. [25]

В 1920-е годы и в сталинскую эпоху советская политика вынуждала женщин ограничить свои профессиональные устремления, чтобы выполнять свою двойную роль - работницы и домохозяйки. Конкурирующие требования семейной жизни ограничивали профессиональную мобильность женщин. Женщины справлялись с ролевым напряжением, испытываемым в сталинскую эпоху, либо путем ограничения профессиональных устремлений, либо путем ограничения размера семьи. Несмотря на подводные камни, в это время женщинам из низшего сословия были доступны беспрецедентные возможности. Женщины теперь имели право голоса в дебатах, и Женотдел, женская секция ЦК с 1919 по 1930 год, за время своей работы добилась успехов в расширении политической, социальной и экономической активности советских женщин. [26]

Последствия

[ редактировать ]

Историк Стивен Уиткрофт утверждает, что советское крестьянство подверглось культурному разрушению при создании Нового советского человека. [27]

Уничижительный термин Homo советикус используется для описания этой концепции в странах бывшего Восточного блока. [28] [29]

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Kheveshi M. An Explanatory Dictionary of the Ideological and Political Terms of the Soviet Period (Хевеши М.А. Толковый словарь идеологических и политических терминов советского периода.) Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya (2002) ISBN   5-7133-1147-3 (на русском языке)
  • Гершель и Эдит Альт, Новый советский человек. Его «Воспитание и развитие характера», Нью-Йорк: Bookman Associates, Inc., 1964 (из обзора: «Цель исследования Альтов заключалась в том, чтобы изобразить влияние на характер человека всей советской системы, в которой воспитание детей и образование являются частью этого».)
  • Штейнер, Евгений. Авангард и построение нового человека (Штейнер Е.С. Авангард и построение Нового Человека ). Москва: New Literary Observer, 2002. (Английская версия этой книги опубликована под названием «Истории для маленьких товарищей» . Сиэтл и Лондон: University of Washington Press, 1999).
  • Линн Этвуд. Создание новой советской женщины, Женские журналы как инженеры женской идентичности, 1922–53. Palgrave Macmillan, подразделение Macmillan Publishers Limited, 1999 г. (из Springer Link: «В этой книге исследуются советские попытки пропагандировать «новую советскую женщину» через журналы «Работница» и «Крестьянка» с 1920-х годов до конца сталинской эпохи. Балансирование Работа и семья оказались нелегкими в условиях смены экономических и демографических приоритетов, и в книге показаны периодические изменения, вносимые в модель».)
  • Линн Этвуд. Новые советские мужчина и женщина, полоролевая социализация в СССР. Пэлгрейв Макмиллан, Лондон, 1990 год.
  • Барбара Эванс Клементс. Рождение новой советской женщины . Вашингтон, округ Колумбия: Международный центр ученых Вудро Вильсона; Серия периодических статей Института Кеннана № 140, 1981.
  1. Николай Устрялов , От НЭПа к советскому социализму (1934) ( текст онлайн ) (на русском языке) [ нужна страница ]
  2. ^ Геллер, Михаил (1988). Винтики в колесе: формирование советского человека . Нью-Йорк: Кнопф. ISBN  9780394569260 .
  3. ^ Сравнивать: Бердяев, Николай Александрович (1937). Происхождение русского коммунизма . Анн-Арбор в мягкой обложке для изучения коммунизма и марксизма. Издательство Мичиганского университета (опубликовано в 1960 г.). п. 182. ИСБН  9780472060344 . Проверено 12 июня 2015 г. [...] коммунизм утверждает, что создал не только новое общество, но и нового человека. В Советской России много говорят о новом человеке, о новом духовном облике. Иностранцы, посетившие Советскую Россию, также любят говорить о ней [...]
  4. ^ «Гл. 8 Революционное и социалистическое искусство» . Марксисты.орг. 6 января 2007 г. Проверено 18 августа 2012 г.
  5. ^ Вильгельм Райх , Массовая психология фашизма , Глава 8, Массы и государство. [ нужна страница ]
  6. ^ Б. Р. Майерс , Самая чистая раса , стр. 81. ISBN   9781933633916
  7. Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 258. ISBN   0-393-02030-4
  8. ^ « 1917–1987: Неудачная и трагическая попытка создать «нового человека». Архивировано 27 июля 2011 г. в Wayback Machine »
  9. ^ «Глоссарий -- Советский Союз» . Библиотека Конгресса . Архивировано из оригинала 13 декабря 2000 года.
  10. ^ Б. Р. Майерс, Самая чистая раса , стр. 86. ISBN   9781933633916
  11. ^ Шмеманн, Серж (31 августа 1985 г.). «По-советски легенда о страстном бобре работает сверхурочно» . Нью-Йорк Таймс . п. 2.
  12. ^ Komsomolskaya Pravda , October 15, 1988
  13. ^ Ричард Овери , Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 258-9. ISBN   0-393-02030-4
  14. Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 259. ISBN   0-393-02030-4
  15. ^ Перейти обратно: а б Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 260. ISBN   0-393-02030-4
  16. ^ «Умер советский сатирик Зиновьев» . Новости Би-би-си. 10 мая 2006 г.
  17. Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 301. ISBN   0-393-02030-4
  18. Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 257. ISBN   0-393-02030-4
  19. ^ Перейти обратно: а б Барбара Эванс Клементс, Дочери революции: История женщин в СССР (Иллинойс: Harlan Davidson, Inc., 1994), 73.
  20. ^ Барбара Альперн Энгель, Женщины в России: 1700-2000 (Издательство Кембриджского университета, 2004), 150.
  21. ^ Барбара Альперн Энгель, Женщины в России: 1700-2000 (Издательство Кембриджского университета, 2004), 153.
  22. ^ Перейти обратно: а б с Гейл Варшофски Лапидус, Женщины в советском обществе: равенство, развитие и социальные изменения (Калифорнийский университет Press, 1978), 112.
  23. ^ [1]
  24. ^ Гейл Варшофски Лапидус, Женщины в советском обществе: равенство, развитие и социальные изменения (Калифорнийский университет Press, 1978), 115.
  25. ^ Перейти обратно: а б Барбара Альперн Энгель, Женщины в России: 1700-2000 (Издательство Кембриджского университета, 2004), 161.
  26. ^ Барбара Альперн Энгель, Женщины в России: 1700-2000 (Издательство Кембриджского университета, 2004), 165.
  27. ^ Сложность казахского голода: продовольственные проблемы и ошибочные представления Стивен Г. Уиткрофт
  28. ^ «Умер советский сатирик Зиновьев» . Новости Би-би-си. 10 мая 2006 г.
  29. ^ Хеллер (Геллер), Михаил (1988). Винтики в колесе: Формирование советского человека . Альфред А. Кнопф. стр. 27, 43, 47. ISBN.  978-0394569260 . Хеллер цитирует книгу «Советские люди» 1974 года: Советский Союз — родина нового, более развитого типа Homo sapiens — Homo sovieticus.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 80cb1a3de4f658702d60811007b01c75__1715943000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/75/80cb1a3de4f658702d60811007b01c75.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
New Soviet man - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)