Jump to content

Адель де Бельгард

Адель де Бельгард
Картина женщины, упавшей вперед, с обнаженной грудью.
Фрагмент « картины Давида Вмешательство сабинянок» , на которой изображен де Бельгард ок. 1799.
Рожденный
Аделаида Виктория Нуаэль де Бельгард

( 1772-06-24 ) 24 июня 1772 г.
Шамбери , Савойя, Королевство Сардиния
Умер 7 января 1830 г. ) ( 1830-01-07 ) ( 57 лет
Париж
Национальность Савойский (1772 — ноябрь 1792) , французский (с ноября 1792)
Известный Модель для Жака-Луи Давида
Супруг
Фридрих Бельгардский
( м.  1787 ; дел.  1794 )
Партнер(ы) Эро де Сешель (с 1792; умер в 1794), Пьер-Жан Гара ( ок. 1800– ок. 1802)
Дети 4: 2 от ее брака, 2 от Гарата, включая Луи де Шенуаз
Родители
  • Робер-Эжен-Франсуа Нуаэль де Бельгард (отец)
  • Мария Шарлотта Аделаида Ле Кот д'Эрвильи (мать)
Родственники Сезарин Люси Нойель де Бельгард (сестра), Франсуаза Аврора Элеонора Нуаэль де Бельгард (сестра)

Аделаида Виктория Нуаэль, графиня Бельгард , известная как Адель де Бельгард (24 июня 1772 — 7 января 1830), была савойской аристократкой. Во время Французской революции она стала популярной хозяйкой салона в Париже и смоделировала картину Жака-Луи Давида 1799 года «Вмешательство сабинянок» .

Выйдя замуж за офицера сардинской армии, де Беллегард бежала из Савойи в начале Французской революционной войны в 1792 году, но вернулась в конце года, чтобы защитить свое семейное имущество от конфискации. Она стала любовницей Мари-Жана Эро де Сешель и сопровождала его в Париж в 1793 году. После ареста и казни де Сешель она, в свою очередь, была арестована и заключена в тюрьму Сен-Лазар , где она встретила Эме де Куаньи , выдающаяся салоньерка . Освобожденный после падения Максимилиана Робеспьера в июле 1793 года, де Бельгард стал неотъемлемой частью салонной культуры и установил отношения со многими ведущими фигурами того периода, включая Талейрана , Терезу Тальен и Руже де Лиль .

Роль Де Беллегарда в создании «Вмешательства сабинянок» была описана как часть «легенды» картины. [ 1 ] Это спровоцировало многочисленные, часто противоречивые парижские истории и слухи, которые часто вращались вокруг статуса де Бельгард как секс-символа . Ее участие, как и участие ее сестры Авроры, считалось значительным влиянием на парижские культурные вкусы и подробно обсуждалось в более поздних исследованиях картины.

Она поддерживала свой салон во времена Французской империи , где она стала известна как роялистка и противница Наполеона , а также во время Реставрации Бурбонов . В более поздней жизни она стала известна своей религиозной и благотворительной деятельностью в городе Шенуаз , где она владела замком . Она умерла в Париже 7 января 1830 года.

Де Бельгард и ее сестра Аврора были известны как Les Dames de Bellegarde . Историк искусства Ева Лайер-Берхарт написала, что сестры «были известны тем, что олицетворяли весь мир модной женственности под руководством Директории ». [ 2 ]

Ранняя жизнь и семья

[ редактировать ]

Аделаида Виктория Нуаэль де Бельгард родилась 24 июня 1772 года в Шамбери , [ 3 ] бывшая столица герцогства Савойского и его крупнейший город на французской стороне Альп .

Адель была старшей дочерью Роберта-Эжена-Франсуа Нуаэля де Бельгарда , маркиза де Марша и генерала армии голландских поместий . Ее мать, Мария Шарлотта Аделаида Ле Кот д'Эрвильи . [ 3 ] была дворянкой Пикарда и сестрой французского генерала Луи Шарля д'Эрвильи . Семья Нуаеля де Бельгарда была одной из старейших в Савойе: [ 4 ] с 1530 года они владели Шато-де-Марш , замком, построенным в 1342 году на границе между Савойей и Дофине . [ 5 ] Семья делила свое время между замком и отелем , 1 на улице Круа-д'Ор в Шамбери. [ 6 ] Ее сестра Сезарин Люси родилась 30 сентября 1774 года, а ее мать умерла, родив младшую сестру, Франсуазу Элеонору Аврору (известную как Аврора ), 3 июля 1776 года. [ 7 ]

5 ноября 1787 года де Бельгард вышла замуж за Фридриха де Бельгарда [ Викиданные ] , сына брата ее отца Жана-Франсуа де Бельгарда и частого гостя в семейном доме. [ 8 ] Фридрих, масон , [ 9 ] уроженец Саксонии и капитан сардинской армии, [ а ] было тридцать пять; ей было пятнадцать. [ 8 ] В период с 1787 по 1791 год у пары родилось двое детей — дочь и сын. [ 8 ] Ее отец умер в начале 1790 года, оставив Адель титул графини де Бельгард , а Сезарин Люси умерла в мае 1792 года в возрасте восемнадцати лет. [ 12 ]

Французское вторжение в Савойю (1792 г.)

[ редактировать ]

После начала Французской революции в 1789 году напряженность между Францией и ее монархическими соседями, включая Королевство Сардиния, частью которого была Савойя, возросла, в основном из-за взаимной враждебности между революционными и монархическими идеалами, предполагаемой угрозы революционному государству. от аристократов- эмигрантов и заботы европейских монархов о безопасности и правлении Людовика XVI . [ 13 ] Беспорядки вспыхнули по всей Савойе, в том числе в Шамбери, вызванные волнениями по поводу отмены французами сеньорских пошлин (что вызвало призывы к этому среди сельского населения) и ростом цен, частично вызванным иммиграцией богатых французских аристократов. [ 14 ] О де Бельгард в этот период мало что известно: Вермаль предполагает, что она и ее муж, возможно, приютили некоторых из многочисленных французских эмигрантов, бежавших через границу в Савойю. [ 14 ]

20 апреля 1792 года Национальное собрание Франции проголосовало за войну с Австрией , и Франция вторглась в Австрийские Нидерланды , начав войну Первой коалиции . [ 15 ] В августе до Савойи дошли новости о том, что французские армии готовят вторжение. Фридрих де Бельгард, ныне подполковник сардинской службы, получил командование территорией вокруг Шамбери, в то время как Замок Марш был укреплен, снабжен гарнизоном и оснащен пушками . [ 16 ] Замок стал штаб-квартирой сардинских войск под командованием генерала де Лазари. [ 17 ]

В начале сентября Фридрих приказал Адели и Авроре отправиться в Пьемонт , куда уже находилась в процессе эвакуации большая часть савойской знати, не участвовавшая в военной подготовке. [ 18 ] По словам биографа де Беллегардов Эрнеста Доде , сестры не хотели уезжать, так как надеялись на победу французов. [ 19 ] Их подруга Эме де Куаньи позже написала, что они были « contentes de devenir Françaises » («счастливы стать француженками»). [ 20 ]

Фотография современного, довольно невоенного на вид французского замка.
Замок Марш , семейная резиденция де Бельгарда, служил штабом сардинских войск во время французского вторжения в Савойю.

Королевство Сардиния объявило войну революционной Франции 21 сентября 1792 года, на следующий день после победы французов в битве при Вальми . [ 21 ] В ночь с 21 на 22 сентября французские войска под командованием маркиза де Монтескью во главе с отрядом савойских эмигрантов, известным как Легион Аллоброгов , вошли в Савойю, которая была оставлена ​​без сопротивления сардинской армией. [ 22 ] К 4 октября французы полностью контролировали ситуацию: [ 23 ] наступающий Монтескью писал из Шамбери, что « трехцветная кокарда видна повсюду», [ 24 ] и современные историки отмечают очевидный энтузиазм савойской общественности по поводу аннексии Францией. [ 25 ]

Управление Савойей перешло к наспех собранному народному собранию, известному как Национальное собрание аллоброгов . [ 25 ] который издал в октябре указ с угрозой конфисковать имущество тех ссыльных, которые не вернутся к 26 декабря. [ 26 ] Фридрих, который все еще служил в сардинской армии, согласился с Адель и Авророй, что женщины вернутся в Савойю, оставив своих детей с ним в Пьемонте. [ 27 ] Савойя была присоединена к Франции 27 ноября: [ 28 ] две сестры вернулись в Шамбери к 1 декабря, когда зарегистрировали свое возвращение в муниципальном правительстве. [ 29 ] Когда ее спросили о ее муже, де Беллегард заявила, что не знает ни его местонахождения, ни его намерений и не несет ответственности за его отсутствие. [ 29 ] Сестры вернули себе замок Марш и семейный отель в Шамбери и предоставили их в распоряжение революционных «народных обществ». [ 30 ]

Революционная Савойя (1792–1793)

[ редактировать ]

После аннексии Савойи Национальное собрание направило делегацию из четырех комиссаров для организации нового административного департамента Монблана , центром которого будет Шамбери. [ 31 ] Комиссарами были Эро де Сешель, Грегуар Жаго , Анри Грегуар и Филибер Симон. [ 32 ] уроженец региона. [ 33 ] Делегаты прибыли 14 декабря вместе с генералом Франсуа Кристофом де Келлерманном . [ 33 ] который сменил Монтескью на посту командующего французской Альпийской армией и разместил свою штаб-квартиру в Шамбери. [ 34 ] Де Бельгарды принимали комиссаров в Шато де Марш . [ 35 ] и впоследствии им предоставили апартаменты в семейном отеле . [ 34 ]

Фотография фасада величественного здания восемнадцатого века, где сейчас находится отель.
Отель des Marches в Шамбери, который часто служил резиденцией де Бельгардов в городе. [ 36 ]

В конце 1792 и в 1793 году революционное насилие возросло по всей Франции, что привело к тому, что стало известно как « Царство террора ». [ 37 ] Людовик XVI был казнен 23 января 1793 года; [ 38 ] , но, похоже, не использовал ее . на остальной территории Франции было казнено по меньшей мере пятьдесят савойцев, а остальные были убиты в регионе, который заказал гильотину из Парижа [ 39 ] В этот период де Бельгард и де Сешель стали любовниками. [ 40 ] и в Шамбери поползли слухи, что шестнадцатилетняя Аврора также завязала отношения с Симондом — лишенным сана священником, который в тридцать восемь лет был более чем вдвое старше ее. [ 40 ] — что и дало ей нелестное прозвище «Симонетка». [ 40 ] [ б ] Щедрое гостеприимство сестер по отношению к гостям также было источником интриги: де Беллегарды устраивали вечеринки в честь делегатов, [ 32 ] Говорят, что после пребывания в замке Келлерман хвастливо заметил, что « l'hospitalité y était aussi complète que возможно » («их гостеприимство было настолько полным, насколько это возможно»). [ 42 ] Влиянию сестер на комиссаров приписывают защиту нескольких савойских аристократов от казни и их освобождение из тюрьмы. [ 32 ]

Сестры де Бельгард, возможно, осознавая опасность быть названными «аристократами», [ 43 ] устраивали вечеринки и собрания революционных лидеров как в своем отеле , так и в замке. [ 30 ] Они стали носить одежду санкюлот и дружили с революционеркой, известной как «Принцесса Пистол». [ 44 ] 18 мая 1793 года де Сешель и Симон, чье ревностное применение революционного закона сделало их широко презираемыми в Савойе, [ 45 ] уехал в Париж в сопровождении Адель и Авроры. [ 35 ] Муж Адель, Фридрих, командовал гренадерским полком на перевале Малый Сен-Бернар : его сослуживец, маркиз Анри-Жозеф Коста, сообщил Фридриху эту новость. [ 46 ] который он услышал от своей жены, живущей недалеко от Шамбери. [ 47 ] Это был первый раз, когда Фридрих услышал о своей жене с марта, когда письма Адель прекратились. [ 48 ] По словам правнука Косты, Шарля-Альбера, де Бельгард был воодушевлен, узнав, что она жива, «но предпочел бы, чтобы его жена находилась где-нибудь за пределами Парижа». [ 46 ] Сообщил ли Коста де Бельгарду об измене жены, неизвестно. [ 49 ]

Париж: Царство террора (1793–1794)

[ редактировать ]
Картина мужчины в синем пальто с левой рукой внутри.
Эро де Скаль, картина Жана-Луи Ланевиля ок. 1793 г.

Путешествие из Шамбери в Париж заняло около недели. [ 50 ] Де Сешель переехал в дом своей бабушки Элен Моро де Сешель на улице Басс-дю-Ремпар . [ 50 ] Вполне возможно, что де Бельгард переехал к нему, по крайней мере, на первых порах. [ с ] хотя Мерлин утверждает, что она снимала квартиру. [ 52 ] Сестры де Бельгард жили открыто и принимали активное участие в парижском обществе: [ 53 ] Позже де Куаньи написал « la joliefigure, la jeunesse plasaient à tous les yeux» («их красивая внешность и молодость радовали всех глаз»). [ 54 ] Около 1793 года де Бельгард держал модный салон в Париже. [ 55 ] В какой-то момент в том же году они приобрели замок в Шенуазе , который ранее был домом семьи их матери, но был конфискован после того, как их дядя, Луи Шарль д'Эрвильи, бежал из Франции в качестве эмигранта. [ 56 ]

Сестры близко познакомились с аристократкой и художницей Пульшери де Валанс [ Викиданные ] , известной тогда как «гражданка Брюлар», и другими представителями парижского высшего общества. [ 57 ] К октябрю они жили в доме с де Валенсом. [ 58 ] Эти три женщины также подружились с Руже де Лилем, композитором «Марсельезы» , с которым они часто обедали и которому Адель написала несколько писем. [ 57 ] Де Беллегард поддерживала переписку с де Лилем после того, как он был арестован за симпатии к роялистам и заключен в тюрьму в 1793 году. [ 59 ] В день своего ареста де Лиль написал де Бельгарду, прося ее помочь убедить де Сешеля - который, как считал де Лиль, приказал это - освободить его; она ответила, что он не может помочь, но попыталась заверить де Лиля, что де Сешель не играл никакой роли в этом деле. [ 60 ] Де Валанс также был арестован и заключен в тюрьму, вероятно, в феврале или марте 1794 года. [ 58 ]

Роспись большого каменного здания
Тюрьма Сен-Лазар, где де Бельгард содержался с апреля по июль 1793 года, нарисована в 1932 году.

Де Сешель считался союзником Жоржа Дантона , которого Максимилиан Робеспьер (ведущий деятель Комитета общественной безопасности Франции ) , де-факто правительства [ 61 ] Считается, что он сотрудничает с иностранными державами, чтобы подорвать революцию. [ 62 ] Вместе с другими так называемыми «дантонистами» де Сешель был арестован 16 марта 1794 года. [ 63 ] и заключен в Люксембургский дворец вместе с Филибером Симондом, которого доставили туда в тот же день. [ 64 ] Де Бельгард написал 17 марта. [ 65 ] Шарлю -Алексису Александру [ фр ] , высокопоставленному офицеру Национальной гвардии, которого она знала еще со времен его пребывания в Савойе в Альпийской армии, [ 66 ] пытался доказать невиновность де Сешель, но, похоже, не получил ответа. [ 67 ] Де Сешель был казнен на гильотине 5 апреля: [ 68 ] По словам Антуана-Венсана Арно , женская рука, которая, как подозревал Доде, принадлежала де Бельгарду, была замечена прощающейся с ним из окна соседнего здания. [ 69 ] После казни де Сешеля несколько членов его семьи и ряд его сообщников были арестованы, а некоторые казнены. [ 70 ] Саймонда казнили на гильотине 10 апреля. [ 69 ]

23 апреля сестры де Бельгард были арестованы, по данным Комитета общественной безопасности, « par mesure de sûreté générale » («в качестве меры общественной безопасности»). [ 71 ] Вермаль предполагает, что Адель подозревали в шпионаже в пользу Сардинии. [ 65 ] Их держали в тюрьме Сен-Лазар до 27 июля. [ 32 ] В этот период, который, кажется, был довольно комфортным, [ 65 ] они познакомились и подружились с другими аристократическими женщинами, заключенными вместе с ними, в том числе со своей давней подругой Эме де Куаньи. [ 32 ] Падение Максимилиана Робеспьера в июле привело к массовому освобождению заключенных, содержавшихся под стражей в период «царства террора». [ 71 ] включая сестер де Бельгард и де Лиль; Куаньи, приговоренная к смертной казни, уже была освобождена благодаря заступничеству ее будущего мужа Казимира, графа де Монтрона . [ 72 ] По словам Армана Правьеля , де Бельгард, как и другие выдающиеся аристократки того периода, «только случайно избежала гильотины». [ 73 ]

Дальнейшая жизнь (1794–1820)

[ редактировать ]
Картина женщины с седыми волосами в коричневой куртке.
Эме де Куаньи, написанная до 1811 года.

После освобождения сестры де Бельгард жили вместе с де Куаньи в квартире на улице Амбуаз , а также снимали загородный дом в Эпине-сюр-Орж . [ 53 ] Позже они переехали на улицу дю Жардине, 8 в Пасси . [ 74 ] Они занимали видное место в салонной культуре и часто приглашали эксклюзивных и модных хозяйк, таких как Тереза ​​Тальен, Жермен де Сталь и будущая императрица Жозефина Богарне . [ 53 ] Их собственный салон пользовался популярностью среди художников и интеллектуалов и, по словам де Куаньи, был одним из первых, кто возобновил салонную культуру после террора. [ 75 ] Они принимали у себя таких знаменитостей, как Тома-Александр Дюма , Келлерман и Александр — все они, как жаловалась Адель в письме де Лилю, казались ей мучительно скучными. [ 76 ] Сестры де Бельгард познакомились с виконтессой де Лаваль [ Викиданные ] , аристократической хозяйкой и бывшей любовницей выдающегося дипломата Талейрана, [ 77 ] которая (по словам Куаньи) « en fit aussitôt ses esclaves » («немедленно сделала их [де Бельгардов] своими рабами»), [ 75 ] и при чьей поддержке сестры организовывали регулярные обеды с группой влиятельных деятелей искусства и литературы, в том числе Непомусена Лемерсье , Александра Дюваля , Франсуа Жерара и Талейрана, которые они продолжали около пяти лет. [ 77 ]

7 октября 1794 г. [ д ] воспользовавшись законом от 23 апреля [ и ] что позволило супругам эмигрантов получить развод в одностороннем порядке, де Бельгард получил развод с Фридрихом, [ 79 ] который он оспаривал по крайней мере до 1804 года. [ ж ] Зимой 1797 года сестры вернулись в Савойю и оставались в Шамбери до февраля 1798 года. [ 80 ] Вермаль предполагает, что они, возможно, приняли участие в бале, брошенном Талейраном для Наполеона 15 января 1798 года в честь возвращения генерала из Италии, на который он пригласил « les plus jolies femmes de Paris, les plus élégantes » («самые красивые и самые элегантные женщины»). элегантные женщины в Париже»), присутствовавшие в греко-римских костюмах. [ 81 ]

После республики (1804–1830)

[ редактировать ]

После коронации Наполеона в декабре 1804 года, пишет де ла Фюйе, де Бельгарды «вели… кампанию сопротивления в духе г-жи де Сталь ». [ 82 ] чья сеть контактов и посетителей салонов (известная как группа Коппе ) была описана как «центр на периферии» в оппозиции к наполеоновскому Парижу. [ 83 ] Их давний соратник Талейран, по крайней мере с 1808 года, был убежден, что Наполеон в конечном итоге потерпит поражение, и тайно сотрудничал с иностранными державами против него; [ 84 ] Согласно анализу Вермаля, де Бельгарды наиболее заметно выступили против Наполеона в 1812 году, во время неудавшегося французского вторжения в Россию . [ 85 ] Согласно анекдоту, рассказанному Элизабет Виже Лебрен , посетившей в тот период их салон , сестры прочитали в газете репортаж об отступлении из Москвы: видя, что оно заканчивается оптимистическим комментарием о здоровье императора, они « jetèrent le Journal au feu d'indignation » («в порыве негодования выбросил газету»). [ 85 ] Видной фигурой в их кругу общения в этот период был Брюно-Габриэль де Буажелен [ фр ] , военный офицер и роялист, который стал любовником Эме де Куаньи: Вермаль приписывает ему обращение де Беллегардов к своим политическим взглядам. [ 86 ]

Картина мужчины в парадной форме девятнадцатого века.
Талейран, написанный здесь в 1808 году соратником де Бельгарда Жераром, был видным покровителем де Бельгарда в наполеоновский период.

После реставрации Бурбонов в 1814 году они уехали из Парижа в Шато-де-Марш , который был возвращен Сардинии после поражения Наполеона. [ 87 ] По большей части они жили спокойно, хотя и приобрели репутацию роялистов. [ 88 ] В сентябре они присоединились к группе савойцев в Шамбери (который все еще находился под контролем Франции), агитируя за то, чтобы этот регион оставался частью Франции. [ 87 ] Во время краткого возвращения Наполеона к власти во время «Сто дней» в 1815 году Замок Марш был штаб-квартирой полковника Пьера Марина Дюрана. [ 89 ] из 11-го линейного полка [ фр ] , один из немногих офицеров на юго-востоке, оставшихся верными роялистскому правительству в Париже. [ 87 ] Де Беллегарды укрылись в Ньоне в Швейцарии. [ 82 ] Там они встретили Альфонса де Ламартина , который прославился в 1820-х годах как поэт. [ 90 ] и вступился за него в ссоре с бернским офицером, высказывавшимся в похвалу Наполеону. [ 91 ]

После битвы при Ватерлоо в июне 1815 года де Бельгард и Аврора посетили де Сталя в Коппе . [ 91 ] затем вернулся во Францию. [ 88 ] Некоторое время они жили в Эпине-сюр-Орж с де Куаньи; [ 82 ] впоследствии они делили свое время между зимой в Париже и летом в Шенуазе. [ 88 ] Там де ла Фюе записывает, что « elles seront la Providence des Malheureux » («они были провидением несчастных»), которым они открыли свой дом наряду с элитой французского общества. [ 82 ] Среди частых посетителей были Талейран, герцоги Полиньяк и Луи Анри, принц Конде . [ 92 ] который содержал там комплект охотничьего снаряжения. [ 82 ] Они также были известны своими публичными балами , проводимыми перед их замком. [ 88 ]

В более позднем возрасте обе сестры обратились к религии. [ 93 ] и Аврора стала « Канониссой Королевской капеллы Святой Анны Мюнхенской » в 1826 году . [ 88 ] В их дом регулярно заходил роялистский политический теоретик, ставший священником Антуан Эжен Жену . [ 94 ] который упомянул сестер де Бельгард в своих мемуарах [ 88 ] и был наставником сына Адель Луи. [ 95 ]

Де Бельгард умер 7 января 1830 года в Париже. [ 92 ] в квартире сына на улице Вольтер. [ 96 ] В своем завещании она выразила желание быть похороненной на кладбище в Шенуазе без каких-либо затрат и отдать бедным сто франков. [ 88 ] После ее смерти Аврора установила на погосте камень с надписью в память Адель и словами « priez pour celle qui vous aimait » («молитесь за ту, которая любила вас»), но местонахождение ее могилы неизвестно. [ 88 ] Аврора умерла 7 марта 1840 года и была похоронена на кладбище Монмартр . [ 88 ]

Работа с Жаком-Луи Давидом

[ редактировать ]
Фрагмент из «Вмешательства сабинянок», показывающий две центральные женские фигуры.
Фрагмент из «Вмешательства сабинянок» : лицо и прическа фигуры, присевшей справа, принадлежат де Беллегард, а ее сестра Аврора моделировала Герсилию, видно в центре.

Жак-Луи Давид начал планировать картину «Вмешательство сабинянок» во время своего заключения в Люксембургском дворце с 29 мая по 3 августа 1795 года. Согласно популярной версии, он был вдохновлен написать картину в честь своей тогдашней бывшей жены Шарлотты. , после того, как она посетила его там. [ 97 ] Подготовку он начал вскоре после освобождения, осенью 1795 года, при этом в его исследованиях помогал его ученик Пьер-Максимилиан Делафонтен . [ 1 ] С февраля 1796 года работал во временной мастерской в ​​Лувре . [ 1 ] а позже переехал в помещение на Елисейских полях , где и состоялась его встреча с де Бельгардами. [ 98 ]

Женскими моделями для «Вторжения сабинянок» были аристократические женщины, внешность которых Давид сочетал с внешностью классических скульптур. [ 99 ] В Париже возникло множество апокрифических анекдотов об их участии в написании картины, особенно о том, как Давид познакомился с сестрами де Бельгард. [ 2 ] которые были описаны как часть «легенды» картины. [ 1 ]

Аврора де Беллегард стала моделью Давида для Герсилии , а Адель — для присевшей фигуры, видимой справа от нее. [ 2 ] Источники расходятся во мнениях относительно того, как началась эта договоренность: в версии, сообщенной Мьеттой де Виллар в 1850 году, сестры и Тереза ​​Тальен, к тому времени ведущая фигура в парижском высшем обществе, [ 100 ] услышал, что Дэвид изо всех сил пытался найти женщин-моделей, и посетил его студию в обнаженном виде , предлагая работать моделью для Герсилии. [ 101 ] Говорят, что Давид воскликнул: « Mesdames, me voilà comme Pâris devant les trois grâces ! » (« Месдам , здесь я подобен Парису перед тремя грациями!»). [ 98 ] Во второй версии, представленной учеником Давида Этьеном-Жаном Делеклюзом в 1855 году, де Беллегардов привела в студию мадам де Ноай . [ г ] друг Дэвида, и привлекли внимание художника своими длинными и красивыми прическами. [ 103 ] Конечно, обе сестры де Бельгард были хорошо известны в парижском художественном мире и своими знакомствами с художниками разных жанров. [ 104 ]

По версии де Виллара, Давида больше всего привлекла Аврора, которая позировала Эрсиции, только попросив Адель и Тальена позировать «из вежливости». [ 105 ] Однако, по словам Делеклюза, его больше всего интересовали длинные темные волосы Адель: в то время он уже нарисовал сидящую на корточках фигуру рядом с Эрсицией (которая была завершена к октябрю 1796 года). [ 1 ] и выразил сожаление, что не использовал лицо де Бельгарда в качестве модели для этого. Соответственно, де Беллегард позволила ему перекрасить лицо и волосы фигуры по ее собственному образцу. [ 106 ] в то время как он использовал часть ноги Авроры в своей фигуре Герсиции. [ 2 ] Использование Дэвидом сестер де Бельгард в качестве моделей было истолковано как создание связи между мифологическими сабинянками и парижанками его собственного времени. [ 107 ] что само по себе было истолковано как «обеспечивающее семейную основу для примирения разделенной и враждующей постреволюционной Франции». [ 108 ]

По словам Делеклюза, внимание Давида к изображению лица Адель привело к слухам о романе между ней и художником, которые Делеклюз считал необоснованными. [ 106 ] Ходили и другие слухи о том, позировала ли она полностью обнаженной. [ 104 ]

Картина «Вмешательство сабинянок» впервые была выставлена ​​в Лувре 21 декабря 1799 года. [ 109 ] через несколько недель после переворота 18 брюмера , [ 110 ] в том, что было описано как «главное художественное событие конца 1790-х годов в Париже». [ 111 ] Современники записали, что Адель и Аврора де Бельгард посетили Парижскую оперу в ночь открытия выставки, их одежда и волосы были смоделированы по образцу их появления на картине. [ 2 ] Эти две женщины были в центре внимания исследователей картины XXI века. [ 112 ] Прозрачные платья, которые носили их персонажи, положили начало моде на подобные наряды, известные как платья а-ля антиквариат («Античный стиль»). [ 113 ] среди парижского высшего общества. [ 114 ] Такие платья были частью греческого возрождения, Директории стиля женской одежды популярного в период Директории , тенденции, тесно связанной с подругой де Беллегард Терезой Тальен и аристократической субкультурой, известной как merveilleuses («чудесные женщины»). [ 115 ]

Личная жизнь и отношения

[ редактировать ]

Брак с Фридрихом де Бельгардом

[ редактировать ]
Седой мужчина в синей куртке смотрит на зрителя.
Мерлен де Дуэ, картина Илера Ледрю [ фр ] в 1812 году.

Де Беллегард вышла замуж за своего кузена Фридриха в 1787 году, и к 1791 году у них родились сын и дочь. [ 116 ] Она добилась развода 7 октября 1794 года. [ 79 ] Для этого она получила acte de notoriété («акт дурной славы») от шести граждан Парижа, который удостоверял, что Фридрих бросил ее в Шамбери, что они прожили отдельно более двух лет и что он послал ее новостей за этот период нет. [ 52 ] После освобождения Адель из тюрьмы в 1794 году Фридрих написал ей через своего слугу на немецком языке, требуя, чтобы она аннулировала развод. [ 52 ] После подписания Парижского договора в 1796 году, установившего мир между Сардинией и Францией, но подтвердившего потерю Савойи, [ 117 ] Фридрих перешел на службу Австрии, где был тяжело ранен в битве при Маренго . [ 118 ] но дослужился до звания генерал-лейтенанта и стал камергером императора Франциска II. [ 92 ] в Вене . [ 119 ] В 1797 или 1798 г. [ ч ] Имя Фридриха было официально внесено в список эмигрантов, в результате чего на его собственность был наложен секвестр , который ему удалось отменить 9 июня 1798 года. [ 52 ]

17 апреля 1802 года де Бельгард продал отель в Шамбери, не посоветовавшись с Фридрихом, который считал это имущество своим по браку. [ 120 ] В марте 1803 года Фридрих вернулся в Париж: [ 92 ] 27 апреля он получил решение, в котором говорилось, что на основании постановления 1798 года он никогда не был эмигрантом, и поэтому Адель не могла считать его отчужденным; поэтому в решении говорилось, что она фактически бросила его и поэтому не имела права на развод в соответствии с французским законодательством. [ 52 ] Адель обратилась к великому судье , министру юстиции Филиппу-Антуану Мерлену де Дуэ , который передал дело Наполеону. Наполеон ответил 10 ноября 1804 года, что решение 1798 года о возвращении прав собственности Фридриху было «чисто административным» и поэтому не могло быть использовано для обоснования его иска об аннулировании развода, и вернул дело в суд низшей инстанции. [ 52 ] Иск Фридриха в конечном итоге не увенчался успехом. [ 121 ] Он вернулся в Париж и встретился с Адель в нотариальной конторе, чтобы обсудить условия: после нескольких встреч 3 апреля 1805 года они подписали соглашение о том, что Фридрих больше не будет добиваться отмены развода, что право собственности на Шато де Марш будет передано в собственность. передать его детям Адель и Фридриха, и что Адель будет пользоваться им всю жизнь. [ 122 ] По словам Доде, они больше никогда не виделись. [ 123 ] Фридрих де Бельгард умер в Граце в январе 1830 года, через несколько дней после Адели и вскоре после смерти при родах их дочери. [ 96 ]

Любовники, друзья и семья

[ редактировать ]
Картина стареющего мужчины с короткими каштановыми волосами в синей куртке, смотрящего вправо.
Руже де Лиль, известный как «Лили» в письмах де Бельгарда, изображен в 1835 году.

Сестер де Бельгард прославляли за красоту и осуждали за «скандальное» сексуальное поведение. [ 104 ] И у Адель, и у Авроры было много поклонников среди влиятельных парижан, в том числе военный министр Обер дю Байе , который заявил, что «без ума» от них. [ 124 ] и Бутье де Катю — военный офицер и важная фигура в судебном преследовании, которое привело к казни де Сешель, — от чьего предложения руки и сердца Адель отказалась в 1796 году. [ 125 ]

Их репутация сыграла значительную роль в современных дебатах, поскольку видимость женщин в обществе, а также их сексуальные права и нравы , которые сами по себе имели важное значение для политики и идеологии революционной республики. По словам искусствоведа Дарси Гримальдо Григсби:

В посттермидорской Франции заметность женщин, казалось, не только выставляла напоказ их отличие от мужчин, но и составляла сам источник их власти и доминирования. Для такого революционера, как Рёдерер , различие между женщинами слишком явно представляло собой различие в политике, преследующий призрак антитезы братской республики: женское беззаконие – как мода, как тирания, как и безнравственность – полностью находится вне законного управления мужчин. Как же тогда Давид в «Вторжении сабинян» мог предложить модную женщину служить образцовым образцом? К этому ли пришли революционные утопические стремления? Что беспорядочные и неконтролируемые женщины, такие как сестры Бельгард, Фортюне Амлен , Тереза ​​Тальен , Жозефина Богарне и Анна-Франсуаза Ланге , должны предлагать образцы отличия, отличия моды, а не морали? [ 104 ]

Через Эме де Куаньи, [ 92 ] который пригласил его в Эпине осенью 1800 года, [ 95 ] де Бельгард познакомилась и завязала отношения с оперным певцом Пьером-Жаном Гара . [ 126 ] У них было двое детей: сын Леон или Луи. [ я ] 16 октября 1801 г., [ 95 ] и дочь 16 июля 1802 г. [ 128 ] [ Дж ] Отношения Де Бельгарда и Гарата закончились вскоре после рождения их дочери, которую воспитывал Гарат: Луи был усыновлен Авророй и взял имя Луи де Шенуаз, в честь места материнской семьи де Беллегардов. [ 92 ] В 1815 году де Шенуаз записался в армию Луи Антуана, герцога Ангулемского , сражавшегося против Наполеона от имени Людовика XVIII : после Второй Реставрации Бурбонов де Шенуаз вступил во французскую армию в 1816 году, прослужив до 1833 года кавалерийским офицером. . Он умер бездетным в 1837 году. [ 130 ]

Де Беллегард поддерживала длительную переписку и дружбу с Руже де Лилем, которого в своих письмах она называла «Лили». [ 80 ] Его эссе 1797 года «Аделаида и Монвиль» было посвящено де Беллегардам. [ 131 ] У нее были особенно близкие отношения со своей сестрой Авророй. В своем завещании от декабря 1826 года Адель написала: «Я никогда в этом мире не смогу отплатить своей сестре все, что я ей должна… Бог вознаградит ее за все добро, которое ее щедрая дружба принесла мне, за все ее за ее щедрость, за ее терпение и доброту я добавляю к этому признанию все, что могу дать». [ 132 ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. Мерлин утверждает, что находился на прусской службе. [ 10 ] Большинство источников согласны с Доде и Вермале в том, что он начал службу в Саксонии, но перешел на службу на Сардинию в 1774 году, когда получил звание капитана. [ 11 ]
  2. ^ То есть «маленький Саймонд». Доде усомнился в правдивости последнего слуха, который он объяснил слухами, распространенными в мемуарах Алексиса Биллье [ фр ] , написанных примерно через семьдесят лет после этого события. [ 41 ]
  3. После ареста де Сешеля в документах, изъятых в его доме, упоминалась гражданка («гражданка»), у которой, судя по всему, были там комнаты, но не указывалась ее личность. [ 51 ]
  4. Доде называет ту же дату, что и 1793 год, но это предшествует закону, согласно которому, по его словам, она получила развод. [ 78 ]
  5. ^ То есть в революционном календаре 4 цветочного года II года.
  6. ^ Фридрих оспорил развод: см. Личную жизнь и отношения ниже.
  7. Ее личность неизвестна, поскольку Делеклюз не указывает свое имя: Доде утверждает, что в то время в Париже было три женщины с такой фамилией, но он не смог установить, какую именно имел в виду Делеклюз. [ 102 ]
  8. Революционный VI год, начавшийся 22 сентября 1797 г. и закончившийся 22 сентября 1798 г.
  9. ^ Кахон дает «Луи», [ 92 ] Вермаль дает «Леон», [ 96 ] и Доде использует оба. [ 127 ]
  10. ^ Доде называет дочь «Полин»; Вермаль называет его «Мария Аврора Эме». [ 129 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Границы 2022 , с. 214.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Лаер-Бурхарт 1999 , с. 141.
  3. ^ Перейти обратно: а б Мике 1904 , с. 124.
  4. ^ Дард 1907 , с. 210.
  5. ^ Ящик 1964 , с. 56; Бейн и Уильямс 1985 , с. 196.
  6. ^ Кахон 1964 , стр. 57.
  7. ^ Доде 1903a , с. 579.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Доде 1903а , с. 581.
  9. ^ Вермале 1947 , с. 220.
  10. ^ Мерлин 1807 , с. 758.
  11. ^ Доде 1903a , с. 581; Вермале 1947 , с. 220.
  12. ^ Доде 1903a , с. 582.
  13. ^ Фремонт-Барнс 2013 , с. 19–22.
  14. ^ Перейти обратно: а б Вермале 1947 , с. 222.
  15. ^ Микс 2019 , с. 75.
  16. ^ Доде 1903a , с. 586.
  17. ^ Коста де Борегар 1878 , с. 125.
  18. ^ Доде 1903a , с. 587; Вермале 1947 , с. 223.
  19. ^ Доде 1903a , с. 587.
  20. ^ де Куаньи 1902 , с. 195
  21. ^ Отчет 2013 , с. 25.
  22. ^ Соррел 2006 , с. 271.
  23. ^ Доде 1903a , с. 589.
  24. ^ Цитируется по Протеро 1920 , с. 15
  25. ^ Перейти обратно: а б Проверка 2017 , с. 132.
  26. ^ Доде 1903a , с. 595.
  27. ^ Доде 1903a , стр. 595–596.
  28. ^ Макфи 2001 , с. 213.
  29. ^ Перейти обратно: а б Доде 1903а , с. 596.
  30. ^ Перейти обратно: а б Дард 1907 , с. 211.
  31. ^ де ла Фюе 1939 , с. 678; Доде 1903а , с. 597.
  32. ^ Перейти обратно: а б с д и Кахон 1964 , стр. 58.
  33. ^ Перейти обратно: а б Доде 1903а , с. 592.
  34. ^ Перейти обратно: а б Вермале 1947 , с. 225.
  35. ^ Перейти обратно: а б де ла Фюйе 1939 , с. 678.
  36. ^ Гарлатти 2007 , с. 90.
  37. ^ Мартин 2010 , стр. 14–15.
  38. ^ Хардман 2016 , с. х.
  39. ^ Доде 1903a , с. 600.
  40. ^ Перейти обратно: а б с де ла Фюйе 1939 , с. 679.
  41. ^ Доде 1903a , с. 602.
  42. ^ де ла Фюе 1939 , с. 679; Доде 1903а , с. 602.
  43. ^ Доде 1903a , с. 601.
  44. ^ Дард 1907 , с. 212.
  45. ^ Доде 1903b , с. 891; Вермале 1947 , с. 226.
  46. ^ Перейти обратно: а б Коста де Борегар 1878 , с. 182.
  47. ^ Доде 1903b , с. 893.
  48. ^ Доде 1903b , с. 892.
  49. ^ Коста де Борегар 1878 , стр. 124–125.
  50. ^ Перейти обратно: а б Доде 1903b , с. 894.
  51. ^ Доде 1903b , с. 895.
  52. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мерлин 1807 , с. 759.
  53. ^ Перейти обратно: а б с Кахон 1964 , стр. 59.
  54. ^ де Куаньи 1902 , с. 196
  55. ^ Правиэль 1937 , с. 45.
  56. ^ Кахон 1964 , стр. 56.
  57. ^ Перейти обратно: а б де ла Фюйе 1939 , с. 680.
  58. ^ Перейти обратно: а б де ла Фюйе 1939 , с. 684.
  59. ^ де ла Фюе 1939 , с. 680 (из переписки Бельгарда после ареста де Лиля); Дэвис 2014 , с. 718 г. (от роялизма Лайля)
  60. ^ де ла Фюе 1939 , стр. 681–682.
  61. ^ Дювиньяу 2012 , с. 7.
  62. ^ Макфи 2012 , с. 21–25.
  63. ^ Хазан 2017 , стр. 268.
  64. ^ Доде 1903c , с. 419.
  65. ^ Перейти обратно: а б с Вермале 1947 , с. 231.
  66. ^ Вермале 1947 , с. 232.
  67. ^ де ла Фюе 1939 , с. 685.
  68. ^ Бертон 2008 , с. 341.
  69. ^ Перейти обратно: а б Доде 1903c , с. 429.
  70. ^ Доде 1903c , стр. 431–432.
  71. ^ Перейти обратно: а б Доде 1903c , с. 433.
  72. ^ Чисхолм 1911 , с. 793; Стюарт и Дежарден 2016 , с. 322.
  73. ^ Правиэль 1937 , с. 45: ...эти дамы, которых только случай спас с эшафота...
  74. ^ Вермале 1947 , с. 235.
  75. ^ Перейти обратно: а б де Куаньи 1902 , с. 197.
  76. ^ де ла Фюе 1939 , с. 689.
  77. ^ Перейти обратно: а б Доде 1903c , с. 436.
  78. ^ Доде 1903b , с. 899.
  79. ^ Перейти обратно: а б Доде 1903b , с. 898.
  80. ^ Перейти обратно: а б де ла Фюйе 1939 , с. 690.
  81. ^ Вермале 1947 , с. 239-240.
  82. ^ Перейти обратно: а б с д и де ла Фюйе 1939 , с. 691.
  83. ^ Хофманн и Россет 2005 , с. 12.
  84. ^ Лоудей 2011 , с. 195-200.
  85. ^ Перейти обратно: а б Вермале 1947 , с. 248.
  86. ^ Вермале 1947 , с. 248-249.
  87. ^ Перейти обратно: а б с Вермале 1947 , с. 251.
  88. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кахон 1964 , стр. 61.
  89. ^ Массе 1913 , с. 658
  90. ^ Кей, Кейв и Боуи 2006 , с. 218.
  91. ^ Перейти обратно: а б Вермале 1947 , с. 253.
  92. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кахон 1964 , стр. 60.
  93. ^ де ла Фюе 1939 , с. 692.
  94. ^ Триумф 2011 , с. 277.
  95. ^ Перейти обратно: а б с Доде 1903c , с. 437.
  96. ^ Перейти обратно: а б с Вермале 1947 , с. 256.
  97. ^ Робертс 1992 , стр. 90–112.
  98. ^ Перейти обратно: а б де Виллар 1850 , с. 161.
  99. ^ Мутер 1895 , с. 164-165.
  100. ^ Гениффи 2015 , с. 197.
  101. ^ де Виллар 1850 , с. 161; Лагер-Бурхарт 1999 , с. 141.
  102. ^ Доде 1903a , с. 603.
  103. ^ Делеклюз 1855 , с. 192.
  104. ^ Перейти обратно: а б с д Гримальдо Григсби 1998 , стр. 326.
  105. ^ де Виллар 1850 , с. 162.
  106. ^ Перейти обратно: а б Делеклюз 1855 , с. 194.
  107. ^ Лайер-Берхарт 1999 , стр. 141–145.
  108. ^ Гримальдо Григсби 1998 , стр. 311.
  109. ^ Джонсон 2006 , с. 131.
  110. ^ Холлидей 2006 , стр. 202, 211.
  111. ^ Лаер-Берхарт 1999 , стр. 132.
  112. ^ Холлидей 2006 , с. 197.
  113. ^ Говер 1999 , с. 149.
  114. ^ Края 2005 , с. 11.
  115. ^ Раузер 2020 , стр. 165–173.
  116. ^ Доде 1903a , с. 581, 595–596.
  117. ^ Микс 2017 , с. 181.
  118. ^ Доде 1903c , с. 440.
  119. ^ Мерлин 1807 , с. 759; д'Отерив 1861 , с. 375.
  120. ^ Вермале 1947 , с. 242.
  121. ^ Мерлин 1807 , с. 772; Доде 1903c , с. 441.
  122. ^ Доде 1903c , с. 440–441.
  123. ^ Доде 1903c , с. 441.
  124. ^ Вермале 1947 , с. 236.
  125. ^ Вермале 1947 , с. 237.
  126. ^ де ла Фюе 1939 , с. 688.
  127. ^ Доде 1903c , с. 443; Доде 1904 , с. 270.
  128. ^ Кахон 1964 , с. 59; Доде 1903c , с. 438.
  129. ^ Доде 1903c , с. 438; Вермале 1947 , с. 242.
  130. ^ Кахон 1964 , стр. 60–61.
  131. ^ Тирсот 1892 , с. 28; Фюе 1939 , с. 690.
  132. ^ Цитируется по Daudet 1903a , с. 585

Библиография

[ редактировать ]

Первоисточники (мемуары и личные размышления)

[ редактировать ]
  • Коста де Борегар, Шарль-Альбер (1878). Мужчина из прошлых лет (на французском языке) (3-е изд.). Париж: Э. Плон и т. д.
  • де Куаньи, Эме (1902). Лами, Этьен (ред.). Мемуары Эме де Куаньи (на французском языке). Париж: Кальман-Леви.
  • Делеклюз, Этьен-Жан (1855). Луи Давид: его школа и его время (на французском языке). Париж: Бонавентура и Дюсессуа.

Вторичные и академические источники

[ редактировать ]
  • Борд, Филипп (2022). Жак-Луи Давид: радикальный рисовальщик . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  9781588397461 .
  • Борд, Филипп (2005). Жак-Луи Давид: Империя в изгнании . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  9780300104479 .
  • Бейн, Родни М.; Уильямс, Мэри Э. (1985). «Пропавшие годы Оглторпа». Исторический ежеквартальный журнал Джорджии . 69 (2): 193–210. JSTOR   40581354 .
  • Бертон, Ричард Д.Е. (2008). Кровь в городе: насилие и разоблачение в Париже, 1789–1945 гг . Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN  9780801438684 .
  • Кахон, Пьер (1964). «Бывшие владельцы замка Шенуаз: дамы Бельгард, владетельницы Шенуаз». Бюллетень Общества истории и археологии Провенского округа (на французском языке) (118): 53–62.
  • Чисхолм, Хью , изд. (1911), «Монтрон, Казимир, граф де» , Британская энциклопедия , том. 18 (11-е изд.), Cambridge University Press, стр. 792–793
  • Дард, Эмиль (1907). Эпикурейец в условиях террора: Эро де Скаль (1759–1794) на основе неопубликованных документов (на французском языке). Париж: Перрен и Ко.
  • Доде, Эрнест (1904). Роман конвенционалиста: Эро де Скаль и бельгардские дамы (на французском языке). Париж. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Доде, Эрнест (1903a). «Дамы Бельгарда: Мораль времен революции: I: Вокруг Шато-де-Марш» . Revue des Deux Mondes (газета). 5 (на французском языке). 17 :570–603 – через Wikisource .
  • Доде, Эрнест (1903b). «Дамы Бельгарда: Мораль времен революции: II: Происхождение террориста» . Revue des Deux Mondes (газета). 5 (на французском языке). 17 :864–899 – через Wikisource .
  • Доде, Эрнест (1903c). «Дамы Бельгарда: Мораль времен революции: III: Конец любовного романа» . Revue des Deux Mondes (газета). 5 (на французском языке). 18 : 407–444 – через Wikisource .
  • Дэвис, Норман (2014). Европа: История . Лондон: Рэндом Хаус. ISBN  9781847922908 .
  • де ла Фюе, Морис (1939). «Революционная идиллия: Адель де Бельгард и Руже де Лиль» . La revue des deux mondes (на французском языке). Париж: 675–692. Архивировано из оригинала 13 февраля 2023 года . Проверено 13 февраля 2023 г.
  • д'Отерив, Борель (1861). «Дворянин Савойи» . Справочник дворянства Франции и суверенных домов Европы (на французском языке). Полет. 18. Париж:В редакции. стр. 373–389 . Проверено 6 апреля 2024 г.
  • де Виллар, Мьетта (1850). Мемуары Давида: художника и депутата съезда (на французском языке). Париж. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Дювиньо, Рафаэль Матта (2012). «Комитет общественного здравоохранения (6 апреля 1793 г. — 4 января)» . Французская революция (на французском языке). 3 (3). дои : 10.4000/lrf.773 . Архивировано из оригинала 16 февраля 2023 года . Проверено 16 февраля 2023 г.
  • Фремонт-Барнс, Грегори (2013). Французские революционные войны . Лондон: Тейлор и Фрэнсис. ISBN  9781135977412 .
  • Гарлатти, Гислен (2007). История Марки: В тени Гранье, хроника деревни в Савойе (на французском языке). Старая улица: Силоамский фонтан. ISBN  9782842063436 .
  • Говер, Луиза Джульетта (1999). «Invisibles et Presentes par-tout»: обзор женщин из древнего прошлого во французском искусстве конца восемнадцатого века (PDF) (доктор философии). Университетский колледж Лондона. Архивировано из оригинала (PDF) 12 февраля 2023 года . Проверено 12 февраля 2023 г.
  • Гримальдо Григсби, Дарси (1998). нагота « Греческая 1799 года». Художественный вестник . 80 (2): 311–335. JSTOR   3051235 .
  • Гениффи, Патрис (2015). Бонапарт . Издательство Гарвардского университета. ISBN  9780674368354 .
  • Холлидей, Тони (2006). «Проблема с Татиусом». Оксфордский художественный журнал . 29 (2): 197–211. дои : 10.1093/oxartj/kcl002 . JSTOR   3841012 .
  • Хардман, Джон (2016). Жизнь Людовика XVI . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  9780300220421 .
  • Хазан, Эрик (2017). Народная история Французской революции . Лондон: Verso Books. ISBN  9781781689844 .
  • Хофманн, Этьен; Россе, Франсуа (2005). Группа Коппе: созвездие европейских интеллектуалов (на французском языке). Лозанна: франкоязычные политехнические и университетские издательства. ISBN  9782880746650 .
  • Джонсон, Дороти (2006). «Давид и наполеоновская живопись». В Джонсоне, Дороти (ред.). Жак-Луи Давид: новые перспективы . Ньюарк: Издательство Университета Делавэра. стр. 131–143. ISBN  9780874139303 .
  • Кей, Сара; Кейв, Теренс; Боуи, Малькольм (2006). Краткая история французской литературы . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780191516221 .
  • Колла, Эдвард Джеймс (2017). Суверенитет, международное право и Французская революция . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781107179547 .
  • Лаер-Берхарт, Ева (1999). Вырезы: искусство Жака-Луи Давида после террора . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  9780300074215 .
  • Лоудей, Дэвид (2011). Хозяин Наполеона: Жизнь принца Талейрана . Лондон: Рэндом Хаус. ISBN  9781446448786 .
  • Мартин, Жан-Клеман (2010). Террор: проклятый революции период . Открытия Галлимара (на французском языке). Полет. 566. Париж: Галлимар. стр. 14–15.
  • Масс, Жюль (1913). «Возвращение с острова Эльбы полковника Дюрана из 11-го линейного полка». Революционные летописи . 6 (5): 658–675. JSTOR   41920700 .
  • Макфи, Питер (2012). Робеспьер: революционная жизнь . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  9780300183672 .
  • Макфи, Питер (2001). Французская революция: 1789-1799 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780191608254 .
  • Микс, Джошуа (2019). Наполеон Бонапарт: Справочник его жизни и творчества . Лондон: Роуман и Литтлфилд. ISBN  9781538113516 .
  • Микс, Джошуа (2017). Франция, Великобритания и борьба за революционное Западное Средиземноморье . Чам: Спрингер. ISBN  9783319440781 .
  • Мерлен, Филипп-Антуан (1807). Универсальный и аргументированный справочник по юриспруденции . Полет. 3 (3-е изд.). Париж.
  • Мике, Франсуа (1904). « Роман Конвенционала: Эро де Скаль и дамы Бельгарда, Эрнест Доде (Париж, Ашетт) ». Ревю Савуазьен (на французском языке). 45 : 124–129.
  • Мутер, Ричард (1895). История современной живописи . Том. 1. Лондон: Генри и компания.
  • Правиэль, Арманд (март 1937 г.). «Трагическая судьба Андре Шенье». Чтения для всех: универсальный и популярный иллюстрированный журнал (на французском языке). стр. 37–50.
  • Протеро, Джордж Уолтер , изд. (1920). Справочники мира: Том 25: Идентификации, плебисциты и т . д . Лондон: Канцелярский офис HM .
  • Раппорт, Майк (2013). Наполеоновские войны: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780199590964 .
  • Раузер, Амелия (2020). Эпоха раздевания: искусство, мода и классический идеал 1790-х годов . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  9780300241204 .
  • Робертс, Уоррен (1992). Жак-Луи Давид, художник-революционер: искусство, политика и Французская революция . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины . ISBN  0807843504 .
  • Соррел, Кристиан (2006). Верхняя Савойя в изображениях: 1000 лет истории, 1000 изображений (на французском языке). Ступени: Фонтан Силоам. ISBN  9782842063474 .
  • Стюарт, Х.Ф.; Дежарден, Поль (15 сентября 2016 г.). Французский патриотизм в девятнадцатом веке (1814–1833) . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781316620069 .
  • Тьерсо, Жюльен (1892). Руже де Лиль: его работа — его жизнь (на французском языке). Париж. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Триумф, Пьер (2011). «Женуд, Эжен де». В Мартине, Жан-Клеман (ред.). Словарь контрреволюции (на французском языке). Пэрис: Перрен. стр. 276–277. ISBN  9782262033705 .
  • Вермаль, Франсуа (1947). «Дамы Бельгарда». Исторические анналы Французской революции (на французском языке). 19 (107): 218–256. JSTOR   41925440 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 80b07074e4cc2a09f112927235f9fbcd__1724691540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/cd/80b07074e4cc2a09f112927235f9fbcd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Adèle de Bellegarde - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)