Любовь
Чикунда , иногда переводимая как Ачикунда , — это имя, данное с XVIII века воинам-рабам афро-португальских поместий, известных как Празос, в Замбезии , Мозамбик . Их использовали для защиты празо и охраны порядка среди их жителей. Многие из чикунда изначально были рабами движимого имущества, доведенными до статуса солдат, торговцев или администраторов частей празо в качестве клиентов или несвободных иждивенцев.
Система прасо, основанная на сельском хозяйстве, рухнула в результате засухи и болезней в начале 19 века и была заменена небольшим количеством практически независимых государств в долине Замбези , основанных на торговле рабами и слоновой костью. Название «Ачикунда» затем применялось к группам профессиональных солдат в этих мелких государствах, которые были вознаграждены долей прибыли от этих профессий. Хотя эти мелкие государства находились в основном в Мозамбике, небольшое их число распространило свое влияние на территории, которые сейчас являются частями Замбии и Малави .
Малые государства в долине реки Замбези и вокруг нее оказались под более тесным контролем Португалии в результате борьбы за Африку , которая потребовала от колониальных держав передать территории, на которые они претендовали, под свою юрисдикцию, - доктрину «эффективной оккупации». Между 1891 и 1902 годами Мозамбикская компания взяла под свой контроль эту территорию, и прежние функции чикунда по обеспечению рабов и слоновой кости, а также обеспечению внутренней и внешней безопасности этих государств стали излишними, хотя многие бывшие чикунда участвовали в восстании Баруэ 1917 года. до 1918 года против португальского правительства. Несколько общин, расположенных в долинах рек Замбези и Луангва, сохранили свое наследие чикунда, хотя большинство бывших чикунда слились с принимающими их общинами.
Происхождение Чикунды
[ редактировать ]Сроки
[ редактировать ]С 16-го века португальская корона, претендовавшая на владение землей в Мозамбике , сдавала в аренду королевские земли в долине Замбези португальским подданным на условиях грантов, называемых «prazos da coroa» (коронная аренда), номинально на три жизни, с целью содействия развитию и обеспечения возможного европейского урегулирования. Теоретически грант празо мог быть аннулирован, если арендатор (или празейро ) не занял и не обработал землю или позже покинул ее, хотя на практике гранты празо были продлены и стали передаваться по наследству. [1] Владелец празо отвечал за отправление правосудия на земле, включенной в его дар, а также за сбор налогов с ее жителей, из которых он должен был платить ежегодную ренту короне, а также содержать достаточное количество вооруженных вассалов для поддержания мира. [2] Празейрос лишь изредка смещали местных вождей, проживавших в их поместьях, предпочитая сохранять их в качестве подчиненных, и лишь немногие пытались начать коммерческое сельское хозяйство, но экспроприировали излишки продукции своих крестьян, а также получали прибыль от торговли слоновой костью и рабами. [3] Празо сильно различались по размеру и количеству, но в 1763 году их было 22 в капитанстве Сены и 54 в капитанстве Тете , три из которых простирались на сотни квадратных миль, а другие включали лишь несколько деревень. [4]
Афро-португальские держатели празо, известные на местном уровне, по крайней мере, с начала 17 века как «музунгос», обозначающие белого человека, босса или покровителя, [5] имели различное происхождение, и, хотя большинство из них заявляли о какой-то связи с метрополией Португалией, многие из них имели первоначальные связи с португальской Индией, и все они, после многих поколений смешанных браков с африканскими женщинами, были африканцами по внешности и культуре. [6] К середине 18 века, когда владельцы празо в основном африканцы следовали местным обычаям матрилинейного наследования, ряд женщин, известных как доны Замбези, стали владельцами празо, и им наследовали их дочери, а не сыновья. [7] [8]
Ранняя чикунда
[ редактировать ]В 17-м и начале 18-го веков термин «чикунда» обычно не использовался для обозначения вооруженных вассалов празейро , которые могли включать рабов из движимого имущества. [9] Однако, хотя многие рабы из движимого имущества были приобретены путем захвата или покупки для выполнения сельскохозяйственных работ, добычи полезных ископаемых или в качестве домашней прислуги или ремесленников на празо, с середины 18 века было обычным явлением, когда вассалы, ставшие солдатами или администраторами, предлагали себя в качестве добровольно несвободные иждивенцы в обмен на защиту и перспективу продвижения и обогащения. К середине 18 века термин чикунда, который, вероятно, происходит от слова банту «кунда», означает «побеждать». [10] предназначался для вооруженных клиентов владельцев празо, а другие обозначения использовались для личных или домашних рабов. [11] Чикунда каждого празо происходили из разного происхождения, потому что празейрос предпочитали новобранцев без местных связей, но у них развивалась лояльность к группе, к которой они принадлежали. Их часто вербовали в районах конфликтов или голода, предлагая себя добровольно или, в некоторых случаях, в качестве пленников. [12]
На пике своего развития в 17 веке отдельные празейрос , такие как Антониу Лобо да Силва, могли иметь более 5000 чикунда, а у некоторых, по общему мнению, было до 15 000. [13] В середине восемнадцатого века общая популяция чикунды в Замбезии оценивалась в 50 000 человек. [14] Согласно опросу 1766 года, в двух крупнейших празо насчитывалось около 700 и 500 чикунда. Раньше чикунда обычно были вооружены луками и копьями, но к середине 18 века некоторые из них были вооружены мушкетами. [15] Чикунда обычно жили в небольших укрепленных деревнях, часто на окраинах более крупных празос. Каждую деревню чикунда возглавлял заместитель владельца, называемый капитао, или старостой. Эти деревни обычно производили еду для поддержки чикунда, а также вносили пожертвования деньгами или товарами своему хозяину. Если владелец празо был силен, чикунда действовали как оборонительная и полицейская сила, следя за порядком и собирая дань, но при слабом владельце или во времена голода они могли стать не более чем бандитами, грабящими местные общины и не обращающими внимания на свой номинальный статус. покровитель. [16]
Отдельные люди были включены в ряды чикунда посредством ритуала, в соответствии с которым они клялись в пожизненной верности празейро . Какими бы процветающими или анархическими они ни становились, чикунда лишь в редких случаях могли полностью освободиться от своего покровителя, который гарантировал им статус воинов и их безопасность. [17] [18] Некоторым чикундам все же удалось оторваться от своих хозяев, покинуть свое празо и заняться охотой за слоновой костью в долине Шир, где они конкурировали с торговцами Яо в середине 18 века. [19]
Упадок празо
[ редактировать ]Великая засуха в Мозамбике с 1794 по 1802 год и последующие засухи и эпидемии оспы, продолжавшиеся до 1830-х годов, разрушили сельскохозяйственную экономику празо Замбезии, поскольку земледельцы не могли прокормить себя, не говоря уже о производстве излишков для содержания чикунда и празейрос . Многие чикунда покинули свои празо, а некоторые сформировали вооруженные банды, ища любые средства для выживания, что ухудшило ситуацию, созданную засухой. [20] [21] Другие бывшие чикунда вернулись или попытались вернуться на родину и возобновить прежнюю жизнь, либо влились в местный народ в качестве крестьян. Некоторые использовали свои военные навыки, чтобы стать охотниками на слонов, а во время вторжений ндебеле они использовали свое оружие против захватчиков. [22] Некоторые группы чикунда стали охотниками на слонов и путешествовали на север, вплоть до окрестностей Нхотакоты и долины Луангва, в поисках новых стад для эксплуатации. Они женились на женщинах из местных народов Чева и Тумбука , и их потомки вскоре потеряли свою идентичность как чикунда. [23]
Чикунда XIX века.
[ редактировать ]Афро-гоанские государства
[ редактировать ]К 1840-м годам многие бывшие владельцы празо, пережившие засуху и эпидемии, покинули Замбезию, и им на смену пришли пять влиятельных семей из средней Замбези: да Крус, Каэтано Перейра, Вас-дус-Аньос, Ферран и Алвеш да Силва, которые к ним в 1860-х годах присоединилась шестая семья, де Соуза. В этой области и на окраинах португальского влияния было также несколько менее известных афро-португальских семей. Большинство этих семей были индийскими, или конкретно гоанскими, по происхождению, хотя первоначальные Алвес да Силва были выходцами из Португалии, и все семьи основывали свою экономику на работорговле, несмотря на ее юридическую отмену в 1830 году, или охоте за слоновой костью, а не на охоте за слоновой костью. сельское хозяйство. Благодаря смешанным бракам с семьями ведущих африканских вождей они были признаны законными обладателями нескольких вождей своими африканскими подданными, приняли африканские титулы и коренные символы королевской власти и покровительствовали местным религиозным культам, но также получили португальские должности или воинские звания, которые придали им официальный статус. [24] [25]
Территории, контролируемые основными семьями, намного превышали площади прежних празо, и они содержали большое количество вооруженных чикунда, насчитывающее, как говорят, несколько тысяч человек, хотя оценки различаются. Их военная мощь основывалась на сочетании мощных оборонительных укреплений и европейского огнестрельного оружия, в том числе казнозарядных винтовок в конце XIX века. Их центрами были укрепленные города, называемые арингами , которые были развитием традиционной деревни с частоколом. Каждая аринга состояла из деревянного частокола, поддерживаемого земляными валами в виде рва и насыпи, часто с внутренними стенами, защищавшими наиболее важные части города. Одна крупная аринга , Массангано , имела укрепления длиной 1300 метров и шириной от 150 до 180 метров. [26]
Эти, в основном афро-гоанские семьи, образовали, по сути, небольшие независимые государства, в лучшем случае выражая символическую преданность португальской короне. [27] [28] С 1840-х годов их лидеры пытались расширить свое влияние, либо заставляя соседних африканских вождей признать свой суверенитет, либо изгоняя тех, кто сопротивлялся. [29] В число менее известных семей входили Росарио Андраде, глава которого был известен как Каньембе и который действовал в Верхней Замбези к западу от Зумбо , ныне самого западного города Мозамбика, и Арухо Лобо, главу которого звали Матакенья и который действовал в Долины Луангвы и Нижнего Шира . [30] Чикунда этих двух семей имела репутацию исключительно диких людей, никогда не торговавших с местными народами, а силой захватывающих рабов и слоновую кость, разрушая местное сельское хозяйство и вызывая голод. [31] Одной из экономических причин их экспансии был растущий спрос на слоновую кость, что уже привело к истощению стад слонов во многих районах вблизи побережья и к поиску новых источников слоновой кости внутри страны: в районах, которые могли поставлять мало слоновой кости, забирали рабов. вместо [32]
Чикунда ожила
[ редактировать ]В этот период термин чикунда (или ачикунда с собирательной приставкой) применялся исключительно к профессиональным солдатам афро-гоанских или афро-португальских семей. Эти семьи содержали большое количество чикунда, каждая из которых имела в своем распоряжении несколько тысяч вооруженных людей. [33] Чикунда перестали быть клиентами празеро, когда рухнула сельскохозяйственная система Замбезии, и теперь их вербовали за счет подарков в виде современного оружия, земли или жен и удерживали, позволяя им получать долю прибыли от набегов рабов. [34] Также было отобрано несколько физически здоровых рабов, в основном из тех районов к северу от Замбези, которые были объектом набегов в поисках рабов. [35] В каждом из штатов Замбезии были значительные силы чикунда, разделенные на полки, обычно базировавшиеся вблизи границ его территории для облегчения набегов рабов и защиты от внешних угроз. [36] [37]
Чикунда XIX века выделялись среди населения, среди которого они были расквартированы, тем, что жили в отдельных деревнях и использовали смешанный язык между собой, содержащий элементы родных языков шона и манджанья , а также термины Сена и Тонга из местные жители, с некоторыми португальскими фразами. [38] Они презирали сельское хозяйство, но принимали участие в сборе налогов, торговле, набегах рабов и охоте на слоновую кость, а также выполняли военные обязанности, и, хотя многие из них происходили из матрилинейных обществ , чикунда соблюдали отцовское происхождение и почитали духов бывших чикунда, а не своих собственных предков. духи. Чтобы еще больше отличаться от местных крестьян-фермеров, чикунда имели свои собственные образцы татуировок на лице, подпиливали зубы и носили импортную ситцевую ткань, тогда как большинство местных жителей носили ткань из коры . [39]
Войны Замбези
[ редактировать ]Попытки Португалии вовлечь правителей этих мелких афро-гоанских и афро-португальских государств в колониальную систему, предоставив им полное законное право собственности на оккупированные ими земли, налоговые льготы и даже денежные суммы, как правило, не увенчались успехом. Хотя эти государства расширяли территорию номинального португальского влияния на запад и отбивали вторжения нгони , их силы использовались не только против коренных африканских правителей, но с 1849 года в боях между собой и даже против любых правительственных сил, посланных против них. [40] [41]
До 1868 года губернаторы Мозамбика и Тете имели мало собственных войск и предпочитали использовать чикунду любых празейрос, лояльных португальскому правительству, или любого второстепенного государства, противостоящего любому правителю, на которого они нацелились, а не использовать солдат из метрополии Португалии или Гоа. . Эти номинально лояльные чикунды с некоторым успехом использовались в 1850-х годах против работорговли султаном Ангочи и семьей Перейра, но две семьи продолжали доставлять неприятности португальским губернаторам: Вас дос Аньос в Нижнем Шире и да Круз, который правил частью средней Замбези в провинциях Маника и Тете с центром в аринге Массангано. Вас дос Аньо были вынуждены покинуть свою арингу в Шамо, недалеко от слияния Шира и Замбези, в 1858 году, но им было разрешено перегруппироваться дальше на север, вверх по Ширу, недалеко от его впадения в реку Руо ; да Круз представлял гораздо большую проблему. [42]
После успехов в борьбе с Ангоче и семьями Перейра и Вас-дус-Аньос губернатор Тете Мигель Гувейя собрал в июле 1867 года отряд чикунда из прасо вокруг Тете, чтобы атаковать Массангано, до которого оставалось всего несколько дней пути. Однако силы Гувейи попали в засаду чикунды да Круса по пути в Массангано: большая часть правительственных чикунда была убита, а сам Гувейя был казнен силами да Круса. В период с ноября 1867 года по май 1869 года против Массангано были отправлены еще три экспедиции с увеличивающимся количеством войск из Португалии и Гоа, артиллерией и помощью чикунда штата де Соуза в Горонгоса. Каждый из них потерпел неудачу из-за плохой организации, воздействия малярии на европейских солдат и дезертирства местных войск. [43] [44]
Экспедиции ноября 1867 года, организованной в сезон дождей, удалось заблокировать Массангано- аринга , но у нее кончились припасы и боеприпасы, однако ей удалось отойти в целости и сохранности. Следующая экспедиция мая 1868 года сумела осадить Массангано и нанесла значительные потери среди его защитников. Однако чикунда да Крус контратаковала и разгромила правительственные силы, причинив им тяжелые потери. Последняя и крупнейшая экспедиция мая 1869 года была частично разбита из-за ее размера, поскольку не было достаточного речного транспорта для войск и их припасов. Да Круз чикунда преследовал те португальские войска, которым приходилось идти по суше к Массангано и их линиям снабжения, до такой степени, что они не могли инвестировать в арингу . Как только португальцы начали отступать, чикунда предприняли ночные атаки, в результате чего португальские войска рассеялись с большими потерями. Хотя впоследствии да Круз были оставлены в мире примерно на 20 лет и признаны фактически автономными, они мало использовали свои военные успехи и так и не стали чем-то большим, чем бандитским государством, основанным на работорговле и пошлинах, которые она могла наложить на реку. трафика, так как они занимали малонаселенную и неплодородную территорию. [45] [46]
Формальная отмена института рабства в Мозамбике в 1875 году и системы празо в 1878 году не оказала непосредственного влияния на афрогоанские и афропортугальские семьи. Точно так же, как официальная отмена работорговли в 1830 году просто способствовала подпольной торговле, которая продолжалась до 20 века, так и отмена рабства не внесла немедленных изменений в несвободный статус и положение крестьян в малых государствах. [47]
Чикунда утверждает
[ редактировать ]Поскольку экономическая и экологическая деградация в сочетании с потрясениями и миграцией народов сказалась на празо , некоторые бывшие чикунда взяли на себя инициативу бежать на север и северо-запад и основать свои собственные государства по образцу празо. Самым успешным из них, возможно, был Хосе Росарио де Андраде, известный как Каньемба («свирепый»), который начал собирать частную армию в 1870-х годах и поселился в районе Бава, в двухстах километрах к западу от Тете, откуда он либо торговали, либо совершали набеги на окружающую сельскую местность. Говорят, что в 1880-х годах у этого военачальника было на вооружении 10 000 чикунда. [48] Андраде умер в конце девятнадцатого века, и к 1903 году португальцы разгромили его государство вместе с остальными беглыми силами чикунда. [49]
Конец чикунды
[ редактировать ]Борьба за Африку
[ редактировать ]Во второй половине XIX века у нескольких европейских держав возрастали интересы в Африке, которые могли бросить вызов территориальным притязаниям Португалии, поскольку у нее не было эффективного присутствия в районе между Анголой и Мозамбиком, а также мало во многих районах в пределах нынешних границ этих стран. . [50] Хотя португальский министр морской пехоты Андраде Корву, который также отвечал за заморские территории, в 1879, 1882 и 1884 годах пытался провести двусторонние переговоры с Великобританией, чтобы закрепить реку Руо (ныне юго-восточная граница Малави) в качестве северной границы При португальском правлении эти переговоры были вытеснены Берлинской конференцией 1884–1885 годов и ее требованием эффективной оккупации, а не требованиями, основанными на ранних открытиях или более поздних исследованиях. [51] [52]
В 1880 году Мануэль Антониу де Соуза, ранее женившийся на члене королевской семьи Баруэ, соседствовавшего с его поместьем в Горонгосе, оккупировал Баруэ после смерти его правителя. Поскольку Баруэ находился недалеко как от сухопутного пути из Сены в Тете, так и от территории семьи да Круз, существование недружественного правителя в Баруэ, особенно в союзе с да Круз, могло блокировать любые попытки Португалии связать Анголу и Мозамбик. . Семья де Соуза была в союзе с португальскими войсками, атакующими Массангано, и португальское правительство одобрило оккупацию Баруэ Мануэлем Антониу, хотя де Соуза не признавал Баруэ частью Мозамбика. Де Соуза построил около тридцати аринга в Баруэ и укомплектовал их своей чикундой. В 1884 году он снова стал ценным для правительства, помогая подавить восстание сторонников Вас-дус-Аньос, как сообщается, отправив 10 000 своих чикунда против этих повстанцев. [53]
Деятельность семей Росарио Андраде и Аружу Лобо в Верхней Замбези побудила португальское правительство предъявить права на долину Верхней Замбези. К концу 1870-х годов обе эти семьи присягнули на смутную верность португальской короне, и Вас-дус-Аньос были вынуждены подчиниться Португалии в 1884 году, в результате чего семья да Круз в Массангано стала самым известным второстепенным государством в этом районе, как утверждали. Португалией, которая настаивала на своей полной независимости от португальской короны. После Берлинской конференции территория да Круса может оказаться открытой для британского захвата, если она примет британскую защиту и будут признаки того, что она может это сделать. [54] [55]
Затем Мануэль Антониу де Соуза уехал в Лиссабон, где в марте 1888 года участвовал в мероприятиях, которые позже привели к созданию Мозамбикской компании . Однако его планы по расширению вскоре были сорваны Британской южноафриканской компанией , которая также претендовала на территорию Мазоэ. [56]
Колониализм установлен
[ редактировать ]Неспособность Де Соузы захватить большую часть северного Машоналенда в 1887 году позволила Родосу оспорить претензии Португалии в этой области. Войска Родоса арестовали де Соузу в 1890 году и вытеснили его чикунду из частей Баруэ и Рупире до того, как по окончательному англо-португальскому договору 1891 года практически все оспариваемые территории были переданы Португалии. Однако после освобождения де Соуза не смог восстановить свой контроль над Баруэ, прежде чем был убит при попытке сделать это в 1892 году. Баруэ снова стал африканским королевством, и большая часть первоначальных владений де Соузы, Горонгоса, попала под контроль его бывших помощников. [57]
Договор 1891 года запрещал чикундам семей Росарио Андраде и Арухо Лобо совершать набеги на районы долин Луангва и Кафуэ , которые теперь были британской территорией, или продавать рабов королевству Ндебеле после того, как оно было завоевано Британской южноафриканской компанией в 1893 году. В Замбезии cipais , или вооруженная полиция, Мозамбикской компании постепенно установила контроль над территорией, включенной в устав компании, взяв на себя функции полиции и сбора налогов чикунды, но только в 1902 году последний из штатов чикунда полностью пришел к власти. под контролем Португалии [58] [59]
Одним из последних таких государств была так называемая Военная республика Маганья-да-Коста. Район Маганья -да-Кошта стал оплотом афро-португальской семьи Алвес да Силва после окончательного запрета законной работорговли в 1830 году и содержал несколько аринга, укомплектованных семейными чикундами. [60] После смерти Жоау Бонифасио Алвеша да Силвы в 1861 году и его брата Викторино Ромао в 1874 году территория, которую они контролировали, превратилась в своего рода республику чикунда, в которой эффективная власть перешла к капитанам каждой аринга . Однако к началу 1890-х годов это государство чикунда пришло в упадок после подавления незаконной работорговли. В 1897 году португальцы собрали вооруженные силы из своей собственной чикунды, чтобы расширить колониальное правление в долине Замбези, и после того, как это было сделано, Маганья-да-Коста сама была оккупирована португальскими войсками в 1898 году, когда ее независимость закончилась. [61] Вождь, основанный семьей Каэтано Перейра к северу от Замбези, был оккупирован в 1902 году, а Баруэ, восстановивший независимость в 1891 году, был оккупирован португальскими войсками также в 1902 году. [62]
Некоторые из перемещенных чикунда прибегли к бандитизму, отдавая предпочтение районам по обе стороны границы Мозамбика с Родезией. Хотя Баруэ вернулся под португальское правление в 1902 году, спор о престолонаследии разгорелся в 1917 году, когда около 15 000 бывших чикунда восстали против португальцев и создали аринга в Баруэ и долине Замбези. Однако португальцы собрали гораздо более крупные силы, в основном из вспомогательных сил народа нгуни , которые сломили хребет восстанию к концу 1917 года, хотя боевые действия в меньшем масштабе продолжались до 1918 года. [63] Еще до восстания Баруэ чикунда прекратила свое существование как активный институт и в большинстве случаев слилась с населением в целом, но идентификация их потомков как чикунда сохранилась в ряде отдаленных общин вокруг слияния рек Замбези и Луангва. [64]
Другие бывшие чикунда вместе со многими людьми сена проникли на юг Ньясаленда после португальского вторжения и завоевания Баруэ в 1901 и 1902 годах, а также введения португальскими властями там системы принудительного труда. [65] Название чикунда или Кунда было ошибочно применено в то время как этническое обозначение, применяемое ко всем этим людям из долины Замбези, которая сейчас является провинцией Замбезия в Мозамбике , и некоторых частей Замбии , которые мигрировали в долину Нижнего Шира, независимо от того, были ли они происходили из семей чикунда или нет, а многие нет. Позже этих людей правильнее было назвать сена по их доминирующей этнической группе. [66]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ньюитт (1973), Португальское поселение на Замбези, стр. 111.
- ^ Ньюитт (1973), Португальское поселение на Замбези, стр. 121.
- ^ Исаакман и Петерсон (2003), Создание Чикунды, стр. 260.
- ^ Ньюитт (1973), Португальское поселение на Замбези, стр. 87-90.
- ^ Интернет-словарь португальского языка
- ^ Ньюитт (1995), История Мозамбика, стр. 127-9.
- ^ Ньюитт (1995), История Мозамбика, стр. 228-30.
- ^ Родригес (2006), Владельцы сроков Замбези, стр. 18-19, 25.
- ^ Ньюитт (1995), История Мозамбика, стр. 143.
- ^ Исаакман и Петерсон (2003), Создание Чикунды, с. 268.
- ^ Ньюитт (1995), История Мозамбика, стр. 233-4.
- ^ Исаакман и Петерсон (2003), Создание Чикунды, стр. 261, 263.
- ^ Исаакман и Петерсон (2006), Создание Чикунды , с. 99, в книге « Вооружение рабов: от классических времен до эпохи модерна» под редакцией Кристофера Лесли Брауна и Филиппа Ф. Моргана. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон
- ^ Исаакман и Петерсон (2006), То же.
- ^ Исаакман и Петерсон (2003), Создание Чикунды, стр. 266-7.
- ^ Ньюитт (1995), История Мозамбика, стр. 235-6, 240.
- ^ Исаакман, Мулвафу и Мулвафу (1999), От рабов к вольноотпущенникам, с. 2.
- ^ Ньюитт (1995), История Мозамбика, стр. 237.
- ^ Маккракен (2012), История Малави, стр. 18.
- ^ Лавджой (2011), Преобразования в рабстве, с. 138.
- ^ Ньюитт (1995), История Мозамбика, стр. 253-4.
- ^ Исаакман (2003), Чикунда: трансграничные жители и транснациональные миграции, стр. 117-8, 121.
- ^ Исаакман, Мулвафу и Мулвафу (1999), От рабов к вольноотпущенникам, с. 16.
- ^ Исаакман и Исаакман (1976), Традиция сопротивления в Мозамбике, стр. 29-3
- ^ Ньюитт (1995), История Мозамбика, стр. 306-7.
- ^ Ньюитт (1995), История Мозамбика, стр. 253-4.
- ^ Лавджой (2011), Преобразования в рабстве, с. 163.
- ^ Ньюитт (1995), История Мозамбика, стр. 266, 276.
- ^ Ньюитт (1995), История Мозамбика, стр. 306.
- ^ Ньюитт (1995), История Мозамбика, стр. 286.
- ^ Исаакман, Мулвафу и Мулвафу (1999), От рабов к вольноотпущенникам, с. 1.
- ^ Исаакман и Петерсон (2003), Создание Чикунды, стр. 275-6.
- ^ Исаакман и Исаакман (1976), Традиция сопротивления в Мозамбике, стр. 29.
- ^ Исаакман и Исаакман (1976), Традиция сопротивления в Мозамбике, стр. 22, 27-8
- ^ Исаакман, Малвафу и Малвафу (1999), От рабов к вольноотпущенникам, стр. 5-6.
- ^ Исаакман и Исаакман (1976), Традиция сопротивления в Мозамбике, стр. 28-9
- ^ Маккракен (2012), История Малави, стр. 29.
- ^ Исаакман и Петерсон (2003), Создание Чикунды, стр. 264, 269-70.
- ^ Исаакман и Петерсон (2003), Создание Чикунды, стр. 268-9.
- ^ Исаакман и Исаакман (1976), Традиция сопротивления в Мозамбике, стр. 31-2
- ^ Ньюитт (1995), История Мозамбика, стр. 310-11.
- ^ Ньюитт (1995), История Мозамбика, стр. 311-13.
- ^ Исаакман и Исаакман (1976), Традиция сопротивления в Мозамбике, стр. 33.
- ^ Ньюитт (1995), История Мозамбика, стр. 314-15.
- ^ Исаакман и Исаакман (1976), Традиция сопротивления в Мозамбике, стр. 33.
- ^ Ньюитт (1995), История Мозамбика, стр. 315-6.
- ^ Ньюитт (1995), История Мозамбика, стр. 337, 399.
- ^ Исаакман и Петерсон (2006), Создание Чикунды , с. 112, в книге «Вооружение рабов: от классических времен до эпохи модерна» под редакцией Кристофера Лесли Брауна и Филиппа Ф. Моргана. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон
- ^ Исаакман и Петерсон (2006), Создание Чикунды , с. 115, в книге « Вооружение рабов: от классических времен до эпохи модерна» под редакцией Кристофера Лесли Брауна и Филиппа Ф. Моргана. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон
- ^ Ньюитт, (1995). История Мозамбика, стр. 324–6.
- ^ Маккракен (2012), История Малави, 1859–1966, стр. 51.
- ^ Ньюитт, (1995), История Мозамбика, стр. 330-2, 341.
- ^ Ньюитт (1995), История Мозамбика, стр. 338-9.
- ^ Исаакман и Исаакман (1976), Традиция сопротивления в Мозамбике, стр. 33-5
- ^ Ньюитт (1995), История Мозамбика, стр. 344.
- ^ Ньюитт (1995), История Мозамбика, стр. 340-1.
- ^ Ньюитт (1995), История Мозамбика, стр. 352, 354-5.
- ^ Исаакман и Петерсон (2003), Создание Чикунды, стр. 280-1.
- ^ Ньюитт (1995), История Мозамбика, стр. 368.
- ^ Ньюитт (1995), История Мозамбика, стр. 253-4, 306.
- ^ Ньюитт (1995), История Мозамбика, стр. 370-1.
- ^ Ньюитт (1995), История Мозамбика, стр. 367-8, 381.
- ^ Ньюитт (1995), История Мозамбика, стр. 417-9.
- ^ Исаакман и Петерсон (2003), Создание Чикунды, стр. 281.
- ^ Исаакман, Мулвафу и Мулвафу (1999), От рабов к вольноотпущенникам, стр. 18-19.
- ^ Маккракен (2012), История Малави, стр. 20.
Источники
[ редактировать ]- Интернет-словарь португальского языка. https://www.dicio.com.br/muzungo/
- А. Ф. Исаакман и Б. Исаакман (1976). Традиция сопротивления в Мозамбике: долина Замбези, 1850–1921 гг., University of California Press. ISBN 978-0-52003-065-7 .
- А. Исаакман, М. Мулвафу и М. Мулвафу (1999), От рабов к вольноотпущенникам: влияние чикунды на малавийское общество, 1850–1920 гг., Журнал Общества Малави, Vol. 52, № 2, стр. 1.32.
- Исаакман (2000). Трансграничные жители Чикунда и транснациональные миграции в доколониальной Южной Центральной Африке, около 1850–1900 гг., Замбезия, Том XXVII, ВЫПУСК II, стр. 109–138.
- Исаакман и Д. Петерсон (2003). Создание чикунды: военное рабство и этническая принадлежность в Южной Африке, 1750–1900 гг., Международный журнал африканских исторических исследований, Vol. 36, № 2, с. 257–281.
- ЧП Лавджой, (2011). Преобразования в рабстве: история рабства в Африке (3-е издание), Cambridge University Press. ISBN 978-1-10700-296-8 .
- Дж. Маккракен (2012). История Малави, 1859–1966, Вудбридж, Джеймс Карри. ISBN 978-1-84701-050-6 .
- MDD Ньюитт, (1973). Португальское поселение на Замбези: исследование, землевладение и колониальное правление в Восточной Африке, Нью-Йорк, Africana Publishing Co. ISBN 0-84190-132-5 .
- М. Ньюитт, (1995). История Мозамбика, Лондон, Hurst & Co. ISBN 1-85065-172-8 .
- И Родригес (2006), Владельцы условий Замбези: имперская политика и местные стратегии, VI Jornada Setecentista, стр. 15–34