Фортепианный концерт (Чавес)

Концерт для фортепиано с оркестром — фортепианный концерт мексиканского композитора Карлоса Чавеса , написанный между 1938 и 1940 годами.
История
[ редактировать ]В начале 1938 года Чавес получил грант от Мемориального фонда Джона Саймона Гуггенхайма , который оказал поддержку на сочинение фортепианного концерта. [ 1 ] Он приступил к работе весной 1938 года и закончил короткую партитуру к концу года . Однако возобновление работы над оркестровкой стало возможным только в октябре 1940 года, а последние штрихи к партитуре Чавес нанес 31 декабря того же года. Премьера концерта состоялась 1 января 1942 года Юджином Листом с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под руководством Дмитрия Митропулоса. Европейская премьера состоялась Томом Бромли и Симфоническим оркестром BBC под управлением сэра Адриана Боулта 6 сентября того же года. Мексиканская премьера состоялась только 13 августа 1943 года, когда Клаудио Аррау и Синфонический оркестр Мексики дирижировал сам Чавес. [ 2 ] [ 3 ]
Чавес пересмотрел счет в 1969 году. [ 4 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Концерт написан для фортепиано соло и оркестра в составе: [ 5 ]
- Маленький
- Две флейты
- Два гобоя
- английский рожок
- Два кларнета
- Два фагота
- Контрафагот
- Четыре рога
- Две трубы
- Бас-тромбон
- Комната
- Литавры
- Три перкуссиониста
- Колокольчик, боковой барабан, подвесная тарелка, ксилография
- Теноровый барабан, крэш-тарелки, маракасы, клавы
- Ксилофон, бубен, большой барабан, большой гонг
- Селеста
- Арфа
- Струны
Анализ
[ редактировать ]Концерт состоит из трех частей, исполняемых без перерывов:
- Ларго нон Тоо – Аллегро агитато – Ларго Нон Тоо
- Очень медленно – Чуть менее медленно – Анданте спокойно.
- Финал: Аллегро нон танто
Первая часть представляет две трети всего концерта и представляет собой модифицированную форму сонаты-аллегро с тридцатитактовым вступлением и каденцией, связывающей конец перепросмотра с кодой . [ 6 ] Движение модальное, преимущественно на восточно- фригийском языке с отклонениями к F и G, в конечном итоге возвращаясь к восточно-фригийскому языку, но с финальной каденцией на субдоминанте A. [ 7 ]
Вторая, медленная часть , состоит из двух основных частей, которым предшествует вступление и завершается канонической кодой. Гармонически в этой части преобладают квартальные гармонии , закрепленные на педалях A (переход из первой части), D (начиная с и продолжаясь на протяжении большей части второй части) и G из b. 1221 г. до конца движения. Мотивный материал тесно связан с материалом первой части. [ 8 ] [ 9 ]
Финал . отличается ритмичным напором и интенсивностью, использование прерывающихся пауз и коротких мотивов создает ощущение нестабильности и напряжения Он делится на три части с кодой. Первые две части представляют собой отдельный тематический материал, а третья часть объединяет суть первых двух частей, добавляя при этом новый собственный материал. Гармонично, часть в значительной степени полимодальна , переходя в заключительной части к F ♯ мажор. [ 10 ]
Дискография
[ редактировать ]- Юджин Лист, фортепиано; Оркестр Венской государственной оперы , Карлос Чавес, дир. 1 звуковой диск: 33⅓ об/мин. монофонический, 12 дюймов. Westminster WST 17030. Нью-Йорк: Westminster Records, 1963 (переиздан на LP, Westminster Gold , стерео, WGS-8324. Нью-Йорк: ABC 1976). Переиздан как часть книги « Карлос Чавес: Композитор дирижирует» . Запись компакт-диска, 2 диска: цифровой, стерео, монофонический, 4¾ дюйма [Германия]: MCA Millennium Classics, 1996.
- Мария Тереза Родригес, фортепиано; Оркестр Новой Филармонии , Эдуардо Мата , дир. Запись 1978 года. LP, запись 1 звукового диска: 33⅓ об/мин, стерео, 12 дюймов. Красная печать RCA ARL1-3341. Нью-Йорк: RCA, 1979.
- Хорхе Федерико Осорио, фортепиано; Национальный симфонический оркестр Мексики , Карлос Мигель Прието , дирижер, запись Сала Несауалькойотль, Centrocultural Universitario UNAM , Мексика, DF, 7–9 марта 2011 г. Запись на компакт-диске. 1 диск: 4¾ дюйма, стерео. Чикаго: Cedille Records, 2013.
- Карлос Чавес: Два концерта . Хорхе Федерико Осорио, фортепиано; Пабло Роберто Димеке, скрипка; Национальный симфонический оркестр Мексики , Энрике Артуро Диемеке дирижёр . Запись компакт-диска, 1 диск, 4¾ дюйма, стерео. Спартак SDX27299. Мексиканская классика. Мексика: Спартак, 2001.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Паркер 1983 , с. 85.
- ^ Гонсалес 1993 , с. 26.
- ^ Нордайк 1982 , с. 98.
- ^ Паркер 1983 , с. 147.
- ^ Гонсалес 1993 , с. 36.
- ^ Гонсалес 1993 , стр. 29, 38.
- ^ Гонсалес 1993 , с. 31.
- ^ Гонсалес 1993 , стр. 38–40.
- ^ Нордайк 1982 , стр. 119–20.
- ^ Гонсалес 1993 , стр. 42–43, 45–46.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Гонсалес, Рубен О. 1993. «Концерт Карлоса Чавеса для фортепиано с оркестром: духовное слияние древнего и современного». ДМА дисс. Цинциннати: Университет Цинциннати.
- Нордайк, Дайан. 1982. «Фортепианные произведения Карлоса Чавеса». Кандидатская дисс. Лаббок: Техасский технологический университет.
- Паркер, Роберт Л. 1983. Карлос Чавес, Современный Орфей Мексики . Музыкальный сериал Твейна. Бостон: Издательство Twayne. ISBN 0-8057-9455-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фуллер, Дональд. 1942. «Американцы на переднем плане: Нью-Йорк, 1941–42». Современная музыка 19, вып. 3 (март – апрель): 110–11.
- Гарсиа Морильо, Роберто. 1960. Карлос Чавес: Жизнь и работа . Материк. Мексика: Фонд экономической культуры. ISBN 968-16-0222-6 .
- Макфи, Колин . 1942. «Партитуры и записи». Современная музыка 20, вып. 1 (ноябрь – декабрь): 51.
- Штраус, Ноэль. 1942. «Концерт Чавеса филармонии». Нью-Йорк Таймс (2 января): 24.