Jump to content

Придорожный храм

(Перенаправлено с Билдстока )
XIX века Латгальская католическая придорожная святыня в Латвийском этнографическом музее под открытым небом

Придорожная святыня — религиозное изображение, обычно находящееся в каком-то небольшом убежище, расположенное у дороги или тропы, иногда в поселке или на перекрестке, но часто посреди пустого участка проселочной дороги или на вершине холм или гора. Они были характерной чертой многих культур, в том числе китайских народных религиозных общин, католической и православной Европы и некоторых азиатских регионов.

Истоки придорожных святынь

[ редактировать ]

Придорожные святыни часто воздвигались в память жертвы несчастного случая, чем и объясняется их распространенность вблизи дорог и тропинок; в Каринтии , например, они часто стоят на перекрестках. Некоторые вспоминают конкретный инцидент недалеко от этого места; либо смерть в результате несчастного случая, либо бегство от вреда. Другие иконы посвящены жертвам чумы . Величественные средневековые английские кресты Элеоноры были воздвигнуты ее мужем в память о местах ночного отдыха во время путешествия, совершенного телом королевы Элеоноры Кастильской, когда оно возвращалось в Лондон в 1290-х годах. Некоторые посредством надписи или уведомления дают понять, что поминают конкретного умершего человека, но большинство этого не делает.

Придорожные святыни также возводились вдоль старых паломнических маршрутов, таких как Виа Сакра , ведущая из Вены в Мариацелль . Некоторые отмечают округ или другие границы, например, край или земельное владение, или выполняют функцию удобных указателей для путешественников, чтобы они могли найти дорогу. Кроме того, святыни и Голгофы часто отмечаются на картах и ​​поэтому служат важным средством ориентации.

Придорожный храм в лесу недалеко от Ариано-Ирпино , Италия.

В дохристианских культурах Европы были подобные святыни разных типов; многие рунические камни могли относиться к этой категории, хотя часто они представляют собой памятник умершему человеку. Лишь немногие христианские святыни сохранились в преимущественно протестантских странах, но они по-прежнему распространены во многих частях католической и православной Европы, их часто ремонтируют или заменяют, когда они приходят в упадок, и перемещают по мере перемещения или расширения дорог. Наиболее распространенными сюжетами являются простой крест, распятие или изображение Девы Марии , но также могут быть показаны святые или другие сцены. Сохранившиеся большие каменные высокие кресты кельтского христианства и связанные с ними каменные англосаксонские кресты (в основном поврежденные или уничтоженные после протестантской Реформации ) иногда находятся за пределами церквей, но часто нет, и они могли функционировать как проповедующие кресты , или в некоторых случаях просто были придорожными святынями. Кальвары Бретани во Франции это особенно большие каменные святыни с изображением Распятия , но обычно они находятся в деревнях.

В Греции их можно назвать кандилакия (греч. καντηλάκια) или εικονοστάσιο στην άκρη του δρόμου ( ikonostásio stin akri tu drómu , буквально «святыня на обочине дороги»). Обычно их строят в память о смертельной автомобильной катастрофе и обычно включают в себя фотографию жертвы (жертв), их тезки святого, а иногда и личные вещи. Их также могут построить из выживших в автокатастрофе в знак благодарности святому, который их защитил.

Польша — одна из немногих европейских стран, где до сих пор сохранился обычай пения майских гимнов, majówki , у придорожных святынь. [ 1 ]

Храм, посвященный Тин Хау в Гонконге
Придорожный храм ( хокора ) в Киото
Дома духов в Бангкоке, Таиланд
Придорожный храм в Анзянге
Придорожные святыни в Азии

Придорожные святыни существуют по всей Индии наряду с другими элементами общественной веры, включая лингамы , гхаты и кунды. [ 2 ] Это создает то, что Винаяк Бхарн описывает как ландшафт веры , человеческий ландшафт, определяемый ролью религии в общественной сфере. [ 2 ] Большинство этих святынь являются индуистскими, а их общественный характер и привязанность к месту позволяют рассматривать их как ключевые выражения религиозности рабочего класса. [ 3 ] Придорожные святыни служат местом встречи микросообществ, которые участвуют в религиозной практике, а также обслуживают объекты. Их присутствие во все более урбанизированной среде создает «параллельный урбанизм», который опровергает светские представления об угасании религии по мере того, как общество становится более развитым. [ 2 ]

Виды святынь

[ редактировать ]

Придорожные святилища встречаются в самых разных стилях: от более простых святилищ с колоннами и святилищ Шёпфлёффеля до более сложных часовен-святилищ. Некоторые из них имеют только плоские раскрашенные поверхности, а другие святыни украшены рельефами или религиозными статуями. В некоторых есть небольшая платформа для коленопреклонения, чтобы верующие могли молиться перед изображением. Распространенным придорожным святилищем, которое можно увидеть во всех альпийских регионах Европы, особенно в Германии, Австрии и северной Италии, является придорожное святилище с распятием в альпийском стиле. Этот стиль часто имеет сложную резьбу по дереву и обычно состоит из распятия, окруженного крышей и навесом.

Колонны святынь

[ редактировать ]
Храм с деревянной колонной в Гарсдорфе , Бавария
Храм каменной колонны во Вржесовице , Чехия.
Храм с крытой колонной в Мали Липоглаве , Словения.
Колонны святынь

Колонна-святыня [ 4 ] ( немецкий : Bildstock , также Marterl , Helgenstöckli или Wegstock ; словенский : slopno znamenje ; литовский : koplytstulpis ) обычно напоминает столб или столб, сделанный из дерева или каменной кладки, и иногда увенчанный крышей. [ 5 ] Австрийско-южногерманское обозначение Marterl восходит к греческому martyros , «мученик». В обстановке, напоминающей скинию , обычно находится изображение или фигура Христа или святого. По этой причине цветы или молитвенные свечи часто ставят у подножия святыни.

В Германии они наиболее распространены во Франконии , в католических частях Бадена , Швабии , в альпийских регионах и католических районах исторической области Айхсфельд и в Верхней Лужице . В Австрии их можно найти в альпийских регионах, а также в большом количестве в Вайнфиртеле , Мюльфиртель и Вальдфиртель . Аналогичные структуры имеются также в Южночешском крае и Южноморавском крае . В Чехии колонные святыни традиционно называются «божи мука» (= божественные страдания).

Ковш- святыни

[ редактировать ]
Шёпфлёффель Храм возле Эйнига с изображением Марии

В частности, в Эйфеле святыни, состоящие из колонны с нишей для изображения святого, известны как Schöpflöffel ( по-немецки «ковш» или «сервировочная ложка»). Некоторые из этих икон датируются поздним средневековьем , но большая часть была установлена ​​в 16 веке.

Недалеко от Арнштадта в Тюрингии находится средневековая святыня высотой более двух метров с двумя нишами. Согласно легенде, записанной Людвигом Бехштейном , эта святыня когда-то была ложкой гиганта, и поэтому она известна как Ризенлёффель .

Часовня-святыни

[ редактировать ]
Открытая часовня-храм в Тополе при Медводе
Закрытая часовня-храм в Трбое
Часовня-храм-колокольня в Любляне
Словенская часовня-святыня

В Словении распространены часовни-святыни, построенные в виде небольшого здания. Обычно они слишком малы, чтобы вместить людей, и часто имеют только нишу (иногда небольшой алтарь) для изображения святого. В Словении обычно выделяют две основные разновидности: открытую часовню-храм ( словенский : kapelica odprtega типa, odprti Tip kapelice ), не имеющую дверей, и закрытую часовню-храм ( kapelica zaprtega типa, zaprti Tip kapelice ), которая имеет дверь. [ 6 ] Закрытая часовня-храм - более старая форма, примеры которой известны начиная с 17 века. Самые ранние открытые часовни-святыни датируются XIX веком. [ 7 ] В Словении также известны колокольня-часовня ( kapelica-zvonik ) и многоугольная часовня-святыня ( poligonalna kapelica ). [ 8 ]

Часовни-святыни, известные как каплицки , также часто встречаются в Польше.

В Чехии часовни-святыни называются výklenková kaple «нишевые часовни» и характеризуются как разновидность часовни ( kaple ) на чешском языке. [ 9 ] В Моравии их еще называют поклона «поклон, дань».

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ауфдерхайде, Чела. «Многослойное значение придорожных святынь Польши», Folklife , 4 января 2021 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Бхарн, Винаяк (2019). От дерева до храмового города: священный урбанизм индуистской Индии . Евгений: Wipf и Stock Publishers. п. 66.
  3. ^ Лариос, Борайин (2018). «Введение. Придорожные святыни в Индии: повседневная вызывающая религиозность» . Междисциплинарный академический журнал Южной Азии . 18 – через журналы OpenEdition.
  4. ^ Лири, Джеймс П. 1998. Фольклор Висконсина . Мэдисон: Университет Висконсина, стр. 451.
  5. ^ Настоящий лексикон истории немецкого искусства. - II Том Bauer-Buchmalerei, стр. 698, Мюнхенский университет, по состоянию на 26 ноября 2008 г. (на немецком языке).
  6. ^ Задникар, Мариан. 1970. Знаки в Словении: рисунки сделал Игнаций Вок . Любляна: Словенска матица, стр. 26, 28.
  7. ^ Омерзу, Розика. 1964. «Марьян Задникар, Знаки в Словении. Опубликовано и опубликовано Slovenska Matica, Любляна, 1964». Рецензия на книгу. Хроника: словенский краеведческий журнал 12(2), с. 144.
  8. ^ Прыгай, Барбара. 1985. «Типы и развитие знаков на территории Локи - Сельская долина». Локи. Взгляды 32: 44-62, с. 45.
  9. ^ Интерьер и ниши часовен , Народная архитектура — Энциклопедия архитектуры и строительства.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 894370ae6cf68717cb0213b335bb4b77__1692166680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/89/77/894370ae6cf68717cb0213b335bb4b77.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wayside shrine - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)