Паломническая церковь Святого Иоанна Непомуцкого
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2013 г. ) |
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
![]() | |
Расположение | Ждяр-над-Сазавой , Высочинский край , Чехия |
Критерии | Культурный: (iv) |
Ссылка | 690 |
Надпись | 1994 г. (18-я сессия ) |
Область | 0,64 га (1,6 акра) |
Буферная зона | 627,9 га (1552 акра) |
Веб-сайт | www |
Координаты | 49 ° 34'48,7 "с.ш. 15 ° 56'31,4" в.д. / 49,580194 ° с.ш. 15,942056 ° в.д. |
Паломническая церковь Святого Иоанна Непомуцкого ( чешский : Poutní kostel svatého Jana Nepomuckého ) на Зеленой горе (что означает «Зеленый холм», немецкий : Грюнберг ) — религиозное здание на окраине Ждяр-над-Сазавой , Чехия , недалеко от исторической границы. между Моравией и Богемией . Это последняя работа Яна Сантини Айхеля , богемского архитектора, который объединил борроминиское барокко с элементами готики как в строительстве, так и в отделке. [1]
В 1719 году, когда Римско-католическая церковь объявила язык Иоанна Непомуцкого нетленным , начались работы по строительству церкви на Зеленой горе, где будущий святой получил свое раннее образование. Он был освящен сразу после беатификации Иоанна в 1720 году, хотя строительные работы продолжались до 1727 года. [2] Полвека спустя, после серьезного пожара, форма крыши была изменена.
Церковь, украшенная многими предметами обстановки, спроектированными самим Сантини, отличается готикой и сложной символикой, весьма необычной для того времени. В 1994 году он был объявлен объектом Всемирного наследия . [1] В досье номинации указывались математические соотношения Сантини в ее архитектуре , направленные на «создание независимой пространственной реальности», при этом «число 5 является доминирующим в планировке и пропорциях» церкви. [1] [2]
История
[ редактировать ]
Планирование и строительство
[ редактировать ]Паломническая церковь Св. Яна Непомуцкого возле монастыря в Ждяре (ныне поместье Здар с музеем «Новое поколение») была построена в результате сотрудничества Вацлава Веймлувы, настоятеля цистерцианского монастыря в Ждяре, и известного архитектора Яна Сантини Айхеля . Веймлува был признанным приверженцем Иоанна Непомуцкого как до его беатификации, так и после его канонизации. [3] Подготовка проекта датируется концом апреля — началом августа 1719 года и считается прямой реакцией настоятеля на обнаружение сохранившихся тканей в гробнице Иоанна Непомуцкого в соборе Святого Вита 15 апреля 1719 года. [2] [3] Проектирование здания было поручено Яну Сантини Айхелю, которому аббат Веймлува якобы поделился своими идеями о новом святилище и используемых символах. [2] Однако Сантини подошел к проекту совершенно индивидуально, отойдя от традиционных форм культовых построек. Он объединил идею аббата о церкви, в которой доминирует узор звезды, в чрезвычайно впечатляющую форму, получившую неоднозначные отзывы современников. Фридрих Радницкий, член ЦК, еще в 1886 году назвал церковь «визуально загадочным явлением». [3] Проект был завершен необычайно быстро (посвящен в 1722 году), возможно, из-за тесного сотрудничества между Веймлувой и Сантини, а также их общего опыта в области символики и преподавания Каббалы . [3] Окончательная форма здания не сильно отличается от первоначального проекта, и в него было внесено лишь несколько изменений.

Более поздняя история
[ редактировать ]17 июля 1784 года загорелась крыша церкви и ее деамбулаторий. [3] К счастью, местным жителям с огромной помощью Матея Сихры удалось спасти его от полного разрушения. [ нужна ссылка ] Разрешение на восстановление церкви было дано губернией (административной единицей) в 1792 году с условием, что церковь больше не будет паломнической церковью и что кладбище Ждяр-над-Сазавой будет перенесено на территорию церкви. [3] В настоящее время кладбище больше не используется и фактически постепенно переносится, чтобы придать этому месту первоначальный вид, каким оно было во времена барокко. [3] Церковь стала собственностью государства в 1953 году, но была возвращена католической церкви в 2014 году. [3]
Описание
[ редактировать ]
План помещения
[ редактировать ]Центральная церковь и прилегающий к ней монастырь представляют собой единообразно спроектированное и построенное сооружение. Архитектура этого здания очень минималистична и чрезвычайно эффектна. Он сочетает в себе элементы барокко и готики , что фактически указывает на эпоху, когда Ян Непомуцкий жил, работал и принял мученическую смерть . Конструкция церкви основана на геометрии круга , при этом постоянно повторяется цифра пять как отсылка к пяти звездам Непомука. [2] Эти звезды, согласно легенде, появились над его телом, когда он умер.
Это хороший пример того, как Сантини проектировал свои конструкции — практически просто используя компас, чтобы нарисовать все здание по дугам здания кругов, радиус которых обычно кратен модулю . В случае с церковью Святого Яна Непомука Сантини использовал номер 5, звезды Непомука, номер 3, который относится к Троице , и номер 6, который относится к Святой Марии , потому что Иоанн Непомуцкий считался ее поклонником. [ нужна ссылка ] Поэтому по периметру церкви чередуются пять часовен с треугольным планом и пять с овальным планом. В то же время вся церковь напоминает прорезанный хор готического собора и его контрфорс . Центральное положение церкви Непомука выстраивает вертикаль как символический феномен. [1] Эта самая вертикаль стремится поднять взгляд посетителей к символическому небу.
Центральный район
[ редактировать ]
Во внутреннем пространстве церкви расположены овальные по периметру приделы, соединенные с центральным цилиндрическим пространством более узкими стрельчатыми арками. Центральную часть, перекрытую сводом с люнетами , поддерживают десять колонн . На первом этаже расположены трибуны, соответствующие часовням в подвале. Второй этаж украшает галерея с десятью произведениями искусства, расположенными у подножия свода. Лепной декор ограничивается мотивами пересекающихся и прорезанных ребристых арок, подобных готическим сводам. [2] Как и в других зданиях Сантини, и здесь свет используется для создания внутреннего пространства. В основе этого подхода лежит барочная трактовка света как знака присутствия бога. Некоторые называют это «сакральным светом».Освещение интерьера церкви создает неповторимый парадокс. При этом центральная часть освещена лишь косвенно, а боковые проходы церкви залиты светом. Этот свет проникает в центральную часть церкви через стрельчатые арки, расположенные в местах, где должны стоять несущие столбы. Лепной декор подчеркивает этот парадокс, создавая связь между стеной и аркой, принадлежащей этой конкретной стене. Из-за этого создается ощущение, что стена — это всего лишь оболочка, а все здание несет в себе свет. Вся церковь тогда воспринимается также как реликварий, в котором обитает реликвия языка святого Иоанна Непомуцкого.
Главный алтарь
[ редактировать ]
Главный алтарь с восточной стороны помещен в высокую аркаду . Вершина алтаря достигает перил галереи второго этажа. Резные изображения пяти ангелов на главном алтаре (счет пять указывает на Иоанна Непомуцкого) и четырех евангелистов выполнены руками выходца из Хрудима скульптора Яна Павла Чехпауэра в 1725–27 годах. Три из пяти ангелов несут сферу, обозначающую небесное небо, украшенную пятью звездами. На сфере стоит фигура святого Иоанна Непомуцкого . Скульптура является работой Ржегоржа Тени . Он также выполнил рельефы на носилках для серебряной паломнической статуи св. Иоанна Непомуцкого 1729 года работы пражского ювелира Яна Дисбаха. Эта статуя исчезла после 1784 года. Выбор контакта со скульпторами, близкими к Матиасу Брауну, был сделан намеренно, потому что Сантини много раз сотрудничал в своих реализациях с Брауном, чей «язык скульптуры», по-видимому, был очень близок личности Сантини.
Окружающий
[ редактировать ]Вокруг церкви построен кольцевой монастырь, разделенный на десять секций пятью часовнями и пятью воротами, и все это на круглом плане. Крыша каждой часовни первоначально завершалась пятью пилонами . Они указывали на значение света и символизировали вечность. Монастырь вместе с часовнями был местом, где паломники молились, а также прятались в случае плохой погоды. Не только сама церковь, но и ее окрестности – монастырь с часовнями – иллюстрируют великую архитектурную и творческую мощь Сантини.
См. также
[ редактировать ]Галерея
[ редактировать ]- Потолок церкви
- Звездный орнамент
- Аэрофотосъемка церкви
- Деталь ангела
- Священное Писание перед главным алтарем
- Вид со второго уровня
- Вид сверху внутри церкви
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Паломническая церковь Св. Яна Непомуцкого на Зеленой Горе» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Зелеруй Бора: № 690 (Отчет). Международный совет по памятникам и достопримечательностям. 24 сентября 1993 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Импульс и подготовка церкви» . Паломническая церковь Св. Яна Непомуцкого на Зеленой горе . Проверено 1 ноября 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Объекты всемирного наследия в Чехии
- Римско-католические церкви построены в 1727 году.
- Здания Яна Сантини Айхеля
- Церковные постройки в стиле барокко в Чехии
- Здания и сооружения в районе Высочина
- Туристические достопримечательности в районе Высочина
- Национальные памятники культуры Чехии
- 1727 заведений в Священной Римской империи.
- Здания римско-католической церкви XVIII века в Чехии