Чувство места
Термин «чувство места» использовался по-разному. Это многомерная, сложная конструкция, используемая для характеристики отношений между людьми и пространственными условиями. [1] Это особенность, которая есть у некоторых географических мест , а у некоторых нет. [2] в то время как для других это чувство или восприятие, свойственное людям (а не самому месту). [3] [4] [5] Его часто используют в отношении тех характеристик, которые делают место особенным или уникальным, а также тех, которые способствуют чувству подлинной человеческой привязанности и принадлежности. [6] Другие, такие как географ Йи-Фу Туан , указывали на чувство места, которое не является «положительным», например страх. [7] Некоторые студенты и преподаватели занимаются « образованием на месте », чтобы улучшить свое «чувство места», а также использовать различные аспекты места в качестве образовательных инструментов в целом. Этот термин используется в городских и сельских исследованиях в отношении создания места и привязки сообществ к их окружающей среде или родине. [8] [9] Термин «чувство места» используется для описания того, как человек воспринимает и переживает место или окружающую среду. Антропологи Стивен Фелд и Кит Бассо определяют чувство места как: «эмпирические и выразительные способы, которыми места познаются, воображаются, тоскуют по ним, удерживаются, запоминаются, озвучиваются, проживаются, оспариваются и борются за […]». [10] Многие культуры коренных народов теряют ощущение своего места из-за изменения климата и «искренней родины, прав на землю и сохранения священных мест». [11]
Географическое место
[ редактировать ]Культурные географы , антропологи , социологи и градостроители изучают, почему определенные места имеют особое значение для определенных людей или животных. [12] Места, которые, как говорят, обладают сильным «чувством места», имеют сильную идентичность , которую глубоко чувствуют жители и посетители. [13] [14] Чувство места – социальное явление . [15] Кодексы, направленные на защиту, сохранение и улучшение мест, которые считаются ценными, включают в себя статус « Объекта всемирного наследия », британский контроль « Территории выдающейся природной красоты » и американский статус « Национального исторического памятника ».
Безместность
[ редактировать ]Места, в которых отсутствует «чувство места», иногда называют «безместными» или «неаутентичными». Эдвард Релф, культурный географ, исследует «безместность» этих мест. [16] Антрополог Марк Оге называет эти места « не-местами ». [17]
Выступая против редуктивного мышления, к которому может привести отсутствие места, в своей книге « Практика повседневной жизни » философ-иезуит Мишель де Серто использует термин «пространство» ( французское : espace ) для обозначения этих мест без места, а не «места». "( Лю ). Для де Серто «пространство состоит всего лишь из пересечений подвижных элементов», которые не находятся в стазисе. С другой стороны, место — это пространство, которое каким-то образом организовано для удовлетворения каких-то человеческих потребностей. Парк, например, — это место, построенное «в соответствии с принципами распределения элементов в отношениях сосуществования» и, следовательно, «предполагающее признак стабильности». [18] Идеи де Серто сыграли важную роль в понимании пересечения власти и социальных отношений в построении места. Для де Серто безместность или «пространство» было местом свободы или, по крайней мере, местом того, что Тимотеус Вермёлен называет «потенциально анархическим движением». [19]
Безместные ландшафты рассматриваются как ландшафты, не имеющие особого отношения к местам, в которых они расположены, — они могут быть где угодно; Придорожные торговые центры , заправочные станции и магазины повседневного спроса , сети быстрого питания и сетевые универмаги были приведены в качестве примеров неместных элементов ландшафта. [20] Некоторые исторические места или районы, которые активно коммерциализировались для туризма и новых жилых комплексов, считаются утратившими чувство места. [21] В качестве описания таких мест использовалось высказывание Гертруды Стайн «там нет». [22]
Развитие чувства места
[ редактировать ]Географы, социальные психологи и социологи изучали, как развивается чувство места. Их подходы включают сравнение мест, обучение у старейшин и наблюдение за стихийными бедствиями и другими событиями. Психологи-экологи подчеркнули важность детского опыта [23] и количественно оценить связи между воздействием окружающей среды в детстве и экологическими предпочтениями в дальнейшей жизни. [24] На изучение окружающей среды в детстве сильно влияет непосредственный опыт игры, а также роль семьи, культуры и сообщества. [25] Особая связь, которая возникает между детьми и средой их детства, была названа географами «первичным ландшафтом». [26] Этот детский пейзаж является частью личности человека и представляет собой ключевую точку сравнения для рассмотрения последующих мест в дальнейшей жизни. По мере того, как люди передвигаются, будучи взрослыми, они склонны рассматривать новые места в связи с этим базовым ландшафтом, пережитым в детстве. [27] В незнакомой среде чувство места развивается со временем и посредством рутинных действий, и этот процесс может быть подорван нарушениями в распорядке дня или резкими изменениями в окружающей среде. [28]
В контексте изменения климата чувство места, а затем осознание изменений и разрушения места, связанного с катастрофой, приводит к эмоциональным переживаниям горя и соластальгии. Исследования утверждают, что возникающие эмоциональные переживания по своей сути являются адаптивными, и рекомендуют коллективно их обрабатывать и размышлять, чтобы повысить устойчивость и чувство принадлежности. [29] В ситуациях после стихийных бедствий некоторые программы направлены на восстановление чувства места посредством совместного подхода. [30] [31]
Музыка и место
[ редактировать ]Этномузыкологи, наряду с другими учеными-социологами (такими как антропологи, социологи и городские географы), начали указывать на роль музыки в определении «чувства места» людей. [32] Британский этномузыколог Мартин Стоукс предполагает, что люди могут создать представление о «месте» с помощью музыки, которая сигнализирует об их положении в мире с точки зрения социальных границ, моральных и политических иерархий. [33] Стоукс утверждает, что музыка не просто служит отражением существующих социальных структур, но и дает возможность активно трансформировать данное пространство. Музыка, обозначающая место, может «предформировать» знание социальных границ и иерархий, которые люди используют для переговоров и понимания идентичности себя и других, а также своего отношения к месту.
Примеры роли музыки в определении ощущения места включают исследование этномузыковеда Джорджа Липсица о проявлении мексикано-американской культурной идентичности в Лос-Анджелесе. [34] В ответ на механическое воспроизводство и все более коммерциализированные формы культуры Вальтер Беньямин однажды заявил, что культурные объекты все больше удаляются от своего первоначального контекста и места создания. [35] В этом контексте этномузыковед Джордж Липсиц предполагает, что сознание невидимости и отчуждения отмечает культурную идентичность групп меньшинств, исключенных из политической власти и культурного признания. [36] Липсиц анализирует постмодернистские культурные стратегии (такие как бифокальность, сопоставление множественных реальностей, интертекстуальность, взаимосвязь и семьи сходства), которые рок-н-ролльные музыканты чикано в конце 1980-х годов в Лос-Анджелесе использовали для определения чувства места. внутри массовой культуры. Уделяя внимание культурной деятельности мексиканско-американских рок-н-ролльных музыкантов, Липсиц отмечает, что их музыка активно демонстрирует «сознательную культурную политику, которая стремится к включению в американский мейнстрим путем его преобразования». [37]
См. также
[ редактировать ]- доступность
- Гений этого места
- Дух места
- Культурный ландшафт
- Нет места
- Пространство для деятельности
- Место идентичности
- Поместить вложение
- Топофилия
- И-Фу Туан
- Ян Нэрн
- Марк Оже
- Джейн Джейкобс
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пещеры, RW (2004). Энциклопедия города . Рутледж. п. 590. ИСБН 9780415252256 .
- ^ Туан, И-Фу (1977). Пространство и место: перспектива опыта . Миннеаполис: Пресса Университета Миннесоты.
- ^ Агнью, Дж.А.; Дункан, Дж. С. (1989). Сила места: объединение географического и социологического воображения . Бостон: Издательство Анвин Хайман.
- ^ Альтман, И.; Лоу, С.М., ред. (1992). Поместите вложение. Поведение человека и окружающая среда: достижения теории и исследований . Нью-Йорк: Пленум Пресс.
- ^ Адамс, Дженнифер Д. (2013). «Теоретизация чувства места в транснациональном сообществе». Дети, молодежь и окружающая среда . 23 (3): 43–65. дои : 10.7721/chilyoutenvi.23.3.0043 . ISSN 1546-2250 . JSTOR 10.7721/chilyoutenvi.23.3.0043 . S2CID 149189490 .
- ^ Кейси, ES (2001). «Между географией и философией: что значит быть на своем месте в мире?». Анналы Ассоциации американских географов . 91 (4): 683–693. дои : 10.1111/0004-5608.00266 . S2CID 56055085 .
- ^ Туан, И-Фу (1980). Пейзажи страха . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
- ^ Гроут Л., изд. (1995). Придавая местам смысл: Чтения по экологической психологии . Сан-Диего: Академическая пресса.
- ^ Адамс, Дженнифер (26 мая 2016 г.). «Чувство места» . Природа городов . Проверено 9 марта 2020 г.
- ^ Чувства места . Стивен Фельд, Кейт Х. Бассо. Санта-Фе, Нью-Мексико. 1996. с. 11. ISBN 0-933452-94-2 . ОСЛК 35043056 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Чувства места . Стивен Фельд, Кейт Х. Бассо. Санта-Фе, Нью-Мексико. 1996. с. 4. ISBN 0-933452-94-2 . ОСЛК 35043056 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Спретнак, К. (1997). Возрождение реального: тело, природа и место в гиперсовременном мире . Нью-Йорк: Издательство Addison-Wesley. ISBN 9780201534191 .
- ^ Блум, В. (1990). Личность, национальная идентичность и международные отношения . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Аллен, Дж.; Мэсси, Д.; Кокрейн, А. (1998). Переосмысление региона . Лондон: Рутледж.
- ^ Агнью, Дж. (2002). Создание политической географии . Лондон: Арнольд Пресс.
- ^ Релф, Эдвард (1976). Место и безместность .
- ^ Оже, Марк (1995). Неместа: Введение в антропологию суперсовременности . Нью-Йорк: Книги Версона.
- ^ Мишель де Серто (2002). « Пространства» и «места ». Практика повседневной жизни . Издательство Калифорнийского университета. п. 117. ИСБН 0-520-23699-8 .
- ^ Тимотеус Вермюлен (24 апреля 2015 г.). «Космос – это место» . Фриз (171).
- ^ Дэвис, Майк (1990). Город Кварца: Раскопки будущего в Лос-Анджелесе . Нью-Йорк: Vintage Press, Penquin Books. ISBN 9780679738060 .
- ^ Харви, округ Колумбия (1993). Из космоса в место и обратно: размышления о состоянии постмодерна . Лондон: Рутледж.
- ^ Любая автобиография , 1937: см. Гертруду Стайн .
- ^ Мишем Т.Г. (2006) Изучение окружающей среды: значение первичных ландшафтов, Управление окружающей средой 38 (3), стр. 426–434.
- ^ Бикслер, Р.Д., М.Ф. Флойд и В.Е. Хэммитт. (2002). Экологическая социализация: количественные проверки гипотезы детских игр, Environment and Behavior 34 (6), стр. 795–818.
- ^ Дерр, В. (2002). «Детское чувство места на севере Нью-Мексико». Журнал экологической психологии . 22 (1–2): 125–137. дои : 10.1006/jevp.2002.0252 .
- ^ Гейтон (1996) Внутренние пейзажи: повторное исследование природы и человеческого духа. Остров Габриола, Канада: Издатели New Society
- ^ Мишем, Т.Г. (2007) Первичные ландшафты: идеи для образования на основе эмпирических исследований способов изучения окружающей среды, Международные исследования в области географического и экологического образования 16 (4), стр. 339–350
- ^ Фельдер, Максим (сентябрь 2021 г.). «Знакомство как практическое ощущение места» . Социологическая теория . 39 (3): 180–199. дои : 10.1177/07352751211037724 . ISSN 0735-2751 . S2CID 237417768 .
- ^ Кифт, Дж.; Бенделл, Дж (2021). «Ответственность за сообщение трудной правды о климате повлияла на социальные потрясения и коллапс: введение в психологические исследования» . Периодические статьи Института лидерства и устойчивого развития (ИФЛАС) . 7 :1–39.
- ^ Превитт Диас, Дж.О. и Даял, А. (2008). Чувство места: модель программ психосоциальной поддержки на уровне сообщества . Австралазийский журнал исследований катастроф и травм.
- ^ Чигбу, УЭ (2013). «Воспитание чувства места в сельской местности: недостающая часть в Утуру, Нигерия». Развитие на практике . 23 (2): 264–277. дои : 10.1080/09614524.2013.772120 . S2CID 154138597 .
- ^ Стоукс, Мартин. 1994. Этническая принадлежность, идентичность и музыка: музыкальная конструкция места . Оксфорд: Берг; Арно ван дер Хувен и Эрик Хиттерс, «Пространственная ценность живой музыки: исполнение, (ре)развитие и повествование городских пространств», Geoforum 117 (1 декабря 2020 г.): 154–64, https://doi.org/10.1016 /j.geoforum.2020.09.016 ; Арно ван дер Хувен и Эрик Хиттерс, «Социальные и культурные ценности живой музыки: сохранение городской экологии живой музыки», Cities 90 (1 июля 2019 г.): 263–71, https://doi.org/10.1016/j. города.2019.02.015 .
- ^ Стоукс. Этническая принадлежность, идентичность и музыка: 3-5.
- ^ Липсиц, Джордж. 1986/7. «Путешествие по историческому блоку: постмодернизм и популярная музыка в восточном Лос-Анджелесе». Культурная критика 5 (зима 1986–1987 гг.).
- ^ В. Бенджамин и др., Иллюминирование: очерки и размышления (Houghton Mifflin Harcourt, 1968): 220–22.
- ^ Липсиц. «Путешествие по Историческому блоку:» 157-159.
- ^ Липсиц. «Путешествие по Историческому блоку:» 177.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чигбу, УЭ (2013). Воспитание чувства места в сельской местности: недостающая часть в Утуру, Нигерия. Развитие на практике, 23 (2): стр. 264–277. Посмотреть и скачать статью: http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/09614524.2013.772120
- Александр, Кристофер . Язык шаблонов: города, здания, строительство , Oxford University Press, 1977. ISBN 0-19-501919-9
- Кейси, Эдвард С. Судьба места , University of California Press, 1998. ISBN 0-520-21649-0
- Крессвелл, Т. (2005) Место: краткое введение , Blackwell Publishing. ISBN 1-4051-0672-7
- Крессвелл, Т. (2009). Место. В Трифт, Н., Китчен, Р., (ред.) Международная энциклопедия человеческой географии ( http://www.elsevier.com/wps/find/bookvolume.cws_home/722034/vol1 ), страницы 384–395.
- Гусов, Алан . 1972. Чувство места: художник и американская земля . Сан-Франциско: Друзья Земли. ISBN 1559635681
- Хаббард, Фил, Роб Китчен и Гил Валентайн, ред. 2004. Ключевые мыслители о пространстве и месте . Лондон: Сейдж. ISBN 0-7619-4963-1
- Инге, Джон Христианское богословие места , Ашгейт, 2003. ISBN 0-7546-3498-1
- Канстлер, Джеймс . География ниоткуда: взлет и упадок рукотворного ландшафта Америки , Free Press, 1994. ISBN 0-671-88825-0
- Липпард, Люси . Приманка местного: ощущение места в многоцентровом обществе , New Press, 1998. ISBN 978-156584248-9
- Долго, Джошуа. 2010. Странный город: чувство места и творческое сопротивление в Остине, штат Техас . Издательство Техасского университета. ISBN 0-292-72241-9
- Мэсси, Дорин Б. 2005. Для космоса . Лондон: Сейдж. ISBN 1-4129-0362-9
- Релф, ЕС « Место и безместность » , Пион, 1976. ISBN 0-85086-111-X
- Снайдер, Гэри. 1996. Место в космосе . Контрапункт. ISBN 1-887178-27-9
- Соджа, Эдвард В. 1996. Третье пространство: путешествия в Лос-Анджелес и другие реальные и воображаемые места . Уайли-Блэквелл. ISBN 1-55786-675-9
- Туан, И Фу . 1977. Пространство и место: перспектива опыта . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты. ISBN 0-8166-3877-2
- Туан, И Фу . 1990. Топофилия : исследование экологического восприятия, отношения и ценностей . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-07395-X