Луиза Тэйден
Луиза Тэйден | |
---|---|
![]() Тэйден ок. 1930-е годы | |
Рожденный | Бентонвилл, Арканзас , США | 12 ноября 1905 г.
Умер | 9 ноября 1979 г. | ( 73 года
Занятие | Авиатор |
Супруг | Герберт фон Таден |
Дети | 2 |
Ирис Луиза Макфетридж Тэйден (урожденная Луиза Макфетридж ; 12 ноября 1905 — 9 ноября 1979) была пионером американской авиации, обладательницей многочисленных авиационных рекордов и первой женщиной, выигравшей трофей Бендикса вместе с Бланш Нойес . [ 1 ] В 1980 году она была введена в Исторического общества авиации Арканзаса . Зал славы [ 2 ]
Рождение и образование
[ редактировать ]Луиза Макфетридж родилась в Бентонвилле, штат Арканзас , и посещала государственные школы Бентонвилля. Макфетридж учился в Университете Арканзаса в Фейетвилле, штат Арканзас , с 1921 по 1926 год и изучал журналистику, физическое воспитание и доврачебную специальность.
Авиация
[ редактировать ]В 1926 году Макфетридж работала в компании JHJ Turner Coal Co., где одним из ее основных клиентов была компания Travel Air Corporation в Уичито, штат Канзас , принадлежавшая Уолтеру Бичу . Бичу понравилась Макфетридж, и он предложил ей работу торгового представителя в Сан-Франциско, Калифорния , на что она согласилась. В ее зарплату входили бесплатные уроки пилота, и в 1928 году она получила сертификат пилота. Она была первой женщиной-пилотом, получившей лицензию штата Огайо .
Свадьба
[ редактировать ]Макфетридж познакомился с Гербертом фон Таденом , который был пилотом и инженером Корпуса связи армии США , который работал над разработкой первого американского цельнометаллического самолета Thaden T-2 . Макфетридж и фон Таден поженились в Сан-Франциско 19 июня 1928 года. [ 3 ] К 1929 году Луиза Тейден стала лишь четвертой женщиной, получившей звание пилота-транспортника.
Рекорды
[ редактировать ]Тэйден быстро стал важной фигурой в мире авиации, установил множество мировых рекордов производительности и выиграл множество крупных летных соревнований. В 1929 году она стала первым пилотом, установившим одновременно женские рекорды высоты, выносливости и скорости на легких самолетах. Тейден установила женский рекорд высоты в декабре 1928 года с отметкой 20 260 футов. В марте 1929 года она установила женский рекорд выносливости, продолжительность полета составила 22 часа 3 минуты 12 секунд.
После фатальной катастрофы Флоренс Клингенсмит на Международных воздушных гонках 1933 года женщинам не разрешили участвовать в национальных соревнованиях по воздушным гонкам в 1934 году из-за сексизма. [ 4 ] [ 5 ]
Женское воздушное дерби
[ редактировать ]Тэйден был другом и соперником авиаторов-пионеров Амелии Эрхарт , Панчо Барнса , Опал Кунц и Бланш Нойес . Тейден победила своих коллег в первом женском воздушном дерби , также известном как Паудер-дерби, в 1929 году. Воздушное дерби — трансконтинентальная гонка от Санта-Моники, штат Калифорния , до Кливленда проводились национальные воздушные гонки , штат Огайо, где в том году . . Он проходил с 13 по 20 августа 1929 года. В забеге приняли участие двадцать женщин. Марвел Кроссон был убит. Эрхарт повредила свой самолет в Юме, штат Аризона , Барнс заблудилась, вылетела в Мексику и повредила свой самолет, пытаясь вернуться на курс, а Нойес пострадала от пожара в полете над Техасом. [ 6 ]
Средняя карьера
[ редактировать ]В 1930 году Тэйден пошла на работу директором по связям с общественностью компании Pittsburgh Aviation Industries (которая недавно приобрела принадлежащую ее мужу компанию Thaden Metal Aircraft Company ) и стала директором женского отделения Пенсильванской школы аэронавтики . В том же году Тэйден и Эрхарт участвовали в основании международной организации женщин-пилотов под названием « Девяносто девять» . Тэйден отказался от поста президента организации, но остался казначеем и вице-президентом. Организация «Девяносто девять» существует до сих пор. В 1935 году Фиби Омли , еще одна женщина-пилот-первопроходец, попросила Тейдена стать полевым представителем Национальной программы воздушной маркировки .
Гонка за трофеем Бендикса 1936 года
[ редактировать ]В 1936 году Тэйден выиграла гонку Bendix Trophy Race в первый год, когда женщинам было разрешено соревноваться с мужчинами. Она установила новый мировой рекорд - 14 часов 55 минут на пути от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса, Калифорния . В своей поразительной победе она управляла Beech C17R Staggerwing бипланом и побеждала двухмоторные самолеты, специально разработанные для гонок. Лаура Ингаллс , еще один авиатор, заняла второе место с результатом 45 минут полета на Lockheed Orion . Первый приз составил 4500 долларов, а также она выиграла приз в 2500 долларов за финишировавшую женщину. Журнал Time написал 14 сентября 1936 года:
Для пилотов Тэйдена и Нойеса призовой фонд в размере 7000 долларов был гораздо менее приятным, чем удовольствие от победы над мужчинами. Среди первых десяти женщин США, получивших транспортные лицензии, они в течение многих лет были бойцами на передовой в авиационной «битве полов». 30-летняя блондинка с пушистыми волосами, миссис Тейден летает с 1927 года, является обладательницей женских рекордов скорости, высоты и выносливости, является матерью 6-летнего сына. Она и Флайер Нойес регулярно работают пилотами-маркировщиками в Министерстве торговли. Невысокая брюнетка миссис Нойес более известна как единственный пилот, когда-либо летавший на Джоне Д. Рокфеллере-старшем. В национальных воздушных гонках мужчины-участники всегда покровительствовали женщинам, а в 1934 году полностью вытеснили их. С улыбкой заметили пилоты Тэйден и Нойес на прошлой неделе, когда они обнаружили, что выиграли одно из двух самых важных соревнований гонок: «Ну, это сюрприз! Мы ожидали, что это будет коровий хвост».
За свои достижения Тэйден получила высшую награду в авиации, присуждаемую женщинам, — Трофей Хармона .
Авиационная карьера
[ редактировать ]Тейден объединился с Фрэнсис Марсалис и установил еще один рекорд выносливости, пролетев на моноплане Curtiss Thrush с высокорасположенным крылом над Лонг-Айлендом, штат Нью-Йорк, в течение 196 часов. Пара совершила семьдесят восемь маневров по дозаправке в воздухе. Еду и воду им доставили по веревке с другого самолета. Событие привлекло внимание всей страны, и пара провела серию прямых радиотрансляций с самолета.
В 1937 году она стала национальным секретарем Национальной ассоциации аэронавтики . Незадолго до выхода на пенсию она вернулась в Beech Aircraft Corporation в качестве представителя завода и пилота-демонстратора.
Выход на пенсию
[ редактировать ]Тейден ушла из соревнований в 1938 году. Некоторое время она работала в Бюро воздушной торговли, содействуя созданию аэродромов. она также написала свои мемуары « Высокая, широкая и напуганная» Вскоре после выхода на пенсию . Помимо мемуаров, она написала множество газетных и журнальных статей, посвященных проблемам авиации. Тэйден сказал, что женщины «от природы лучшие пилоты, чем мужчины». Последняя глава ее автобиографии «Благородный эксперимент», исключенная из переизданий книги 1973 и 2004 годов, представляет собой короткий рассказ, дающий антиутопическое видение использования женщин в бою. Он приобретает особую актуальность в своей скрытой критике теорий стратегических бомбардировок Джулио Дуэ и Уильяма («Билли») Митчелла. [ 7 ]
Историческое общество авиации Арканзаса выбрало Тэйдена в 1980 году в качестве одного из пяти первоначальных призывников в Зал славы авиации Арканзаса .
Смерть
[ редактировать ]Тэйден умер от сердечного приступа в Хай-Пойнт, Северная Каролина , 9 ноября 1979 года.
Наследие
[ редактировать ]- В 1951 году аэропорт в Бентонвилле, штат Арканзас, был переименован в Луизу Тэйден Филд в ее честь.
- В 1974 году здание библиотеки Национального музея Staggerwing в Таллахоме, штат Теннесси, было названо в честь Тэйдена. [ 8 ]
- В 1991 году астронавт Эйлин Коллинз перенесла летный шлем Тейден в космос на космическом шаттле , чтобы почтить ее достижения и первых женщин-пионеров полета.
- В 1999 году Тэйден был занесен в Международный зал славы авиации и космонавтики в Музее авиации и космонавтики Сан-Диего и в Национальный зал авиационной славы. [ 9 ]
- В 2004 году издательство Университета Арканзаса переиздало автобиографию Тэйдена « Высоко, широко и напугано» .
- В 2017 году независимая школа Thaden School. в Бентонвилле, штат Арканзас, в честь Луизы Тейден была основана [ 10 ]
- В 2000 году Тэйден была занесена в женщин в авиации . Международный зал славы пионеров [ 11 ]
- оперы посвященной ее участию в гонке Bendix Trophy Race под названием Staggerwing, состоялась премьера В 2021 году в Музее авиации Канзаса 1936 года . Написанный Лизой ДеСпейн совместно с либреттисткой Рэйчел Дж. Питерс, «Стаггервинг» стал победителем комиссии по современной опере Zepick 2020 года. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кукуруза, Джозеф (1979). «Сделать полет «мыслимым»: женщины-пилоты и продажа авиации, 1927–1940». Американский ежеквартальный журнал . 31 (4). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 556–571. дои : 10.2307/2712272 . JSTOR 2712272 .
- ^ «Луиза Макфетридж Тэйден» . Историческое общество авиации Арканзаса . Проверено 11 февраля 2019 г.
- ^ Джинни М. Уэйн (2000). Биография Арканзаса: Сборник выдающихся жизней . Университет Арканзаса Пресс. стр. 286–. ISBN 978-1-55728-587-4 .
- ^ О'Брайен, Кейт (2018). Летающие девушки: как пять смелых женщин бросили вызов всем трудностям и вошли в историю авиации . Бостон. ISBN 978-1-328-87664-5 . OCLC 1014441161 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Терри фон Таден – Конвенция 2004 года» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 августа 2006 года . Проверено 12 июля 2012 г.
- ^ «Паудер Пафф Дерби» .
- ^ Эрисман, Фред (декабрь 2014 г.). «Благородный эксперимент Луизы Тейден: американская авиационная антиутопия». Журнал американской культуры . 37 (4): 385–392. дои : 10.1111/jacc.12269 .
- ^ «Авиационные экспонаты и памятные вещи» . Музей наследия Бичкрафта . Проверено 13 февраля 2022 г.
- ^ Шпрекельмейер, Линда, редактор. Их мы чтим: Международный зал аэрокосмической славы . Издательство Donning Co., 2006. ISBN 978-1-57864-397-4 .
- ^ «Наша история» . Школа Тэйден . Проверено 13 февраля 2022 г.
- ^ «Луиза Макфетридж Тейден - Женщины в международной авиации» . www.wai.org . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ «Женщины-авиаторы в предстоящей опере «Staggerwing» » . Оперный провод . 23 июля 2021 г. Проверено 30 января 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Основные трофейные гонки золотого века воздушных гонок», Дэвид Х. Онкст, Комиссия по празднованию столетия полетов США , получено 6 января 2006 г.
- "Трофей Бендикса" , История воздушных гонок , получено 6 января 2006 г.
- Коллекция Луизы Макфетридж Тэйден, 1925–1949, Архив Национального музея авиации и космонавтики.
- 1905 рождений
- 1979 смертей
- Авиаторы из Арканзаса
- Обладатели Хармон Трофи
- Жители Бентонвилля, Арканзас
- Выпускники средней школы Бентонвилля
- Рекордсмены по продолжительности полета
- Рекордсмены американской авиации
- Американские женщины-рекордсменки авиации
- Американские женщины 20-го века
- Американский народ 20-го века