Готфрид Зильберманн
Готфрид Зильберман (14 января 1683 — 4 августа 1753) — немецкий производитель клавишных инструментов. [1] Он создавал клавесины , клавикорды , органы и фортепиано ; его современная репутация основана главным образом на последних двух.
Жизнь
[ редактировать ]О юности Зильбермана известно очень мало. Он родился в Кляйнбобриче (ныне часть Фрауэнштайна, Саксония ) и был младшим сыном плотника Михаэля Зильбермана. В 1685 году они переехали в соседний город Фрауэнштайн , и возможно, что Готфрид также учился там столярному делу. Он переехал в Страсбург в 1702 году, где научился изготовлению органов у своего брата и познакомился с французско-эльзасской школой изготовления органов. [1] Он вернулся в Саксонию в качестве мастера в 1710 году и открыл собственную органную мастерскую во Фрайберге год спустя . Его вторым проектом в Германии был «Большой орган» во фрайбергском соборе Святой Марии, завершенный в 1714 году. В 1723 году ему был присвоен титул Königlich Polnischen und Churfürstlich Sächsischen Hof- und Landorgelmachers («Почетный суд и строитель государственных органов Король Польши и курфюрст Саксонии») Фридриха Августа I. [2] Зильберман умер в Дрездене в 1753 году, вероятно, в результате отравления оловом и свинцом, еще работая над органом в Хофкирхе .
Органы Зильбермана
[ редактировать ]Органы, построенные Зильберманном и его братом Андреасом Зильберманном, демонстрируют ясный и самобытный стиль как по архитектуре, так и по своим музыкальным качествам. Готфрид Зильберман никогда не отклонялся от этого стиля. Его способность зарабатывать деньги на производстве органов была поразительной, что привело его к необычайному богатству, а его экономическая деятельность и медленное укрепление своего положения в конечном итоге привели к почти монополии. Его ученикам пришлось поклясться никогда не работать в Центральной Германии.
Непререкаемый стиль Зильбермана приветствовался не везде, важным примером оппонента был Иоганн Себастьян Бах , который, в отличие от Зильбермана, настраивавшегося на средний темперамент , предпочитал более гибкую настройку.
Зильберманн спроектировал и построил около 50 органов, 35 из которых идентифицированы Обществом Готфрида Зильбермана как сохранившиеся, включая орган в Хофкирхе в Дрездене. [3] Орган Хофкирхе и орган Фрайбергского собора считаются его величайшими произведениями. Орган во Фрайбергском соборе имеет три руководства, или клавиатуры, и 41 ступень, разделенную между подразделениями Oberwerk , Hauptwerk , Brustwerk и Pedal. (Деление — это участок труб в одном и том же месте внутри органа, играемый по одному мануалу; обычно на каждое деление свой мануал, а педаль имеет свое деление.) Для органов Зильбермана характерно использование прочных язычков, широкий диапазон стопов и трубы с высоким содержанием олова, что придает звуку особую яркость. [4]
Зильберманн и фортепиано
[ редактировать ]Зильберман был также центральной фигурой в истории фортепиано . Он передал более поздним строителям важнейшие идеи Бартоломео Кристофори (изобретателя фортепиано), обеспечив их выживание, а также изобрел предшественника демпферной педали .
Данные из «Универсального словаря» Иоганна Генриха Цедлера указывают на то, что Зильберманн впервые построил фортепиано в 1732 году, всего через год после смерти Кристофори. [5] Зильберман мог узнать об изобретении Кристофори следующим образом. В 1709 году Сципионе Маффеи провел исследование недавно изобретенного фортепиано, в том числе взял интервью у Кристофори, и опубликовал свои выводы (с громким одобрением инструмента) в статье в итальянском журнале 1711 года. В 1725 году эту статью перевел на немецкий язык дрезденский придворный поэт Иоганн Ульрих Кёниг , который почти наверняка был личным знакомым Зильбермана.
На своих зрелых фортепиано Зильберманн скрупулезно копировал сложную механику последних инструментов Кристофори, не сумев создать только правильную копию обратного чека . Зильберманн также скопировал еще одно гениальное изобретение Кристофори — перевернутую планку для захвата . В остальном (конструкция корпуса, выбор породы дерева , диаметра и расстояния между струнами, конструкция клавиатуры ) Зильберманн опирался на собственный опыт изготовления клавесинов.
В 1740-х годах король Пруссии Фридрих Великий познакомился с фортепиано Зильбермана и купил несколько из них (музыковед начала XIX века Иоганн Николаус Форкель утверждает, что это число составляло 15, хотя Стюарт Полленс (ссылка ниже) считает, что это « конечно, преувеличено»). Два фортепиано Зильбермана до сих пор находятся во дворцах Фридриха в Потсдаме ; они выделяются своим элегантным, но простым и сдержанным дизайном на фоне изысканного великолепия окружающей среды.
Оригинал Зильбермана хранится в Германском национальном музее . Знаменитый Карл Филипп Эммануил Бах работал у Фридриха Великого в Потсдаме и играл на фортепиано Зильбермана (также аккомпанируя Фридриху на траверсо-флейте). [6] Таким образом, фортепиано Зильбермана связаны с именем К.П.Е. Баха и его музыкой, написанной для этой конкретной модели фортепиано.
Два фортепиано Зильбермана до сих пор находятся во дворцах Фридриха в Потсдаме . [7] также хранится оригинальное фортепиано Зильбермана В Германском национальном музее . Инструмент Готфрида Зильбермана 1749 года использовался в качестве модели для изготовления современных копий фортепиано. [8]
Предшественница демпферной педали
[ редактировать ]Зильберманн изобрел устройство, с помощью которого игрок мог снять со струн все демпферы, позволяя им свободно вибрировать либо при ударе, либо при сочувствии при игре других нот. Это функция демпферной педали в более поздних фортепиано . Устройство Зильбермана отличалось от современной демпферной педали в двух отношениях. Во-первых, на самом деле он не управлялся педалью, а скорее представлял собой ручной упор, который требовал от игрока на мгновение прекратить игру на клавишах, чтобы изменить конфигурацию демпфера. Таким образом, это было устройство для придания необычной тональной окраски целым отрывкам, а не средство тонкой выразительности, как педаль сегодня. Во-вторых, устройство Зильбермана было раздвоенным, что позволяло поднимать демпферы высоких и низких частот отдельно. Эта последняя особенность была вновь введена в фортепиано в 20 веке в виде четвертой и пятой педалей фортепиано, изготовленных фирмой Borgato; см. Инновации в фортепиано .
Есть как минимум две возможные причины, по которым Зильберманн изобрел свой механизм подъема демпфера. Во-первых, как изготовитель органов, ему, возможно, нравилась идея предоставить исполнителю разнообразные тембральные цвета. Тот же импульс побудил немецких производителей клавесинов того времени иногда включать в свои инструменты двухфутовые (на две октавы выше нормального тона) и шестнадцатифутовые (на одну октаву ниже) хоры струн.
Кроме того, Зильберман до 1727 года строил очень большие молоточковые цимбалы , называемые панталеонами , по поручению Панталеона Хебенштрайта , который сделал сенсационную карьеру, виртуозно играя на этом требовательном инструменте. Панталеон, как и любой другой чеканный цимбал, не имел демпферов и поэтому создавал волну звука. Позже Зильберманн поссорился с Хебенстрайтом, и королевским указом ему было запрещено строить новые панталеоны. Стюарт Полленс предполагает, что, добавив к фортепиано ограничитель подъема демпфера, Зильберман, возможно, пытался частично обойти это ограничение.
Зильберман и Бах
[ редактировать ]Музыкант XVIII века Иоганн Фридрих Агрикола рассказывает историю об отношениях Зильбермана, Иоганна Себастьяна Баха и фортепиано. [9] По словам Агриколы, после того, как Зильберман закончил работу над двумя инструментами, он показал их Баху, который критически отреагировал, сказав, что тон был слабым в высоких частотах и на клавишах было трудно играть, хотя тон был приятным. Зильберманн был уязвлен и разгневан критикой, но в конечном итоге принял ее близко к сердцу и смог улучшить свои фортепиано (как именно неизвестно, но, возможно, это было результатом встречи Зильбермана с наиболее зрелыми инструментами Кристофори). Улучшенные фортепиано Зильбермана получили «полное одобрение» Баха («völlige Gutheißung»), и действительно, сохранившийся товарный ваучер от 8 мая 1749 года показывает, что Бах выступал для Зильбермана посредником при продаже одного из его фортепиано. Бах также поддержал органы Зильбермана, о чем свидетельствует тот факт, что и церковь, и Зильберман попросили его дать первый концерт своего нового инструмента 1 декабря 1736 года во Фрауэнкирхе Дрездена .
Ученики Зильбермана
[ редактировать ]Самый важный вклад Зильбермана в развитие игры на фортепиано, возможно, заключался в том, что он преподавал другим строителям. Его племянник и ученик Иоганн Андреас Зильберманн был учителем Иоганна Андреаса Штейна , который усовершенствовал так называемое «венское действие», встречающееся в фортепиано, которое использовали Гайдн , Моцарт и Бетховен . Другой группой учеников Зильбермана были так называемые «двенадцать апостолов». Эти строители бежали из Германии во время и после хаоса, вызванного Семилетней войной (1756–1763), мигрировав в Англию, где экономическое процветание создавало новые возможности для производителей инструментов. В число «двенадцати апостолов» входил Иоганнес Цумпе , чье изобретение доступного небольшого квадратного фортепиано значительно популяризировало этот инструмент. В их число также входил Америкас Бэкерс , один из изобретателей «английского действия», которое представляло собой модифицированную версию действия Кристофори.
Роль Зильбермана была решающей, потому что, в отличие от других строителей того времени, он отказался идти на компромисс в отношении качества работ. Действие Кристофори было сложным и трудным для построения, что побудило многих строителей (например, Цумпе) вместо этого использовать упрощенное, но более неуклюжее действие. Благодаря Бэкерсу и другим первоначальная концепция сложного, но эффективного действия сохранилась. Позднее английский механизм был модифицирован и улучшен Себастьяном Эраром и Анри Герцем, чтобы получить механизм, используемый сегодня во всех роялях. С появлением промышленных методов производства в конечном итоге стало экономичным включать сложный современный механизм даже в недорогие фортепиано, что подтвердило оригинальное решение Зильбермана.
Слава Зильбермана как строителя и педагога была такова, что на протяжении многих десятилетий его считали изобретателем фортепиано; и только благодаря ученым девятнадцатого века эта честь была восстановлена Кристофори.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шефер, Марк; Гресс, Франк-Харальд; Фрич, Филипп (2001). «Зильберманн» . Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.45447 . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ Кюммерле, Саломон (1894). Энциклопедия протестантской церковной музыки, Том 3 . К. Бертельсманн Верлаг. п. 394 . Проверено 20 августа 2010 г.
- ^ «Оргеландшафт» .
- ^ Маркс, Вольфганг. Заметки об органах в восьмом томе издания Баха 2000 года.
- ^ «Художник по серебру - Очищение серебра - Доставка серебра - Серебряный кусок - Серебряная ложка - Серебряный Магистериум - Серебряный Магистериум, Уладислай - Серебряный Человек или Серебряный Человек - Зильберманн, Готфрид - Просмотрите Лексикон Цедлера, том 37, страница 645» . www.zedler-lexikon.de . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ Спаньи, Миклош (2016). Шуленберг, Дэвид (ред.). КПЭ Бах. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. п. 495. ISBN 978-1-4724-4337-3 .
- ^ «Хаммерфлюгель :: Прусские дворцы и сады Фонд Берлин-Бранденбург :: цифровой музей: Бранденбург» . Brandenburg.museum-digital.de . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ «Малкольм Билсон: Традиция шаблонов-прелюдий И. С. Баха и фортепиано Зильбермана как предшественники лунного света Бетховена - Корнельский центр исторических клавишных инструментов» . Проверено 24 июня 2021 г.
- ^ Кристоф Вольф. Иоганн Себастьян Бах: ученый музыкант. ISBN 0-393-32256-4 . п. 413
Ссылки
[ редактировать ]- Органная часть этой статьи основана на переводе из немецкой Википедии. Оригинал находится здесь .
- Для фортепианной части использовались следующие два справочных произведения:
- Хорошо, Эдвин М. (1982). Жирафы, черные драконы и другие фортепиано: технологическая история от Кристофори до современного концертного рояля . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
- Пыльца, Стюарт (1995). Раннее фортепиано . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- www.silbermann.org Общество Готфрида Зильбермана
- (на немецком языке) Жизнь Зильбермана
- Потсдам
- Германский национальный музей в Нюрнберге. Архивировано 10 мая 2021 г. в Wayback Machine.
- (на немецком языке) www.silbermannorgel-crostau.de Орган Зильбермана в Кростау