Чеканные цимбалы
Музыкант, играющий на диатонических чеканных цимбалах. | |
Струнный инструмент | |
---|---|
Другие имена | я цимбал Цимбалы Четырехмолотые цимбалы Молот цимбалы де : цимбалы гр : Сантури это : Псалтырь ru : Дульсимеле ru : Tsymbaly ро : Тамбал cs : тарелки pl : Тарелки где : Сантур , Сантур фр : тимпан ж : Янцинь ко : Янгеум х : Хим Хим ru : Тридцать шесть й : Хим tt : чимбал çimbal |
Классификация | Ударный инструмент ( хордофон ), струнный инструмент |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 314.122-4 (Простой хордофон со звуком молоточков) |
Развитый | Античность |
Связанные инструменты | |
Альпийская цитра , Аппалачский цимбал , автоарфа , настольная цитра , концертная цитра , Псалтерий , Бубен де Беарн , Сантур | |
Звуковой образец | |
Чеканные цимбалы (также называемые молоточковыми цимбалами ) — это ударно - струнный инструмент , который состоит из струн , обычно натянутых на трапециевидную резонансную деку . Чеканный цимбал ставят перед музыкантом, который в более традиционных стилях может сидеть на полу, скрестив ноги, а в более современном стиле может стоять или сидеть на деревянной опоре с ногами. Игрок держит в каждой руке небольшой молоточек в форме ложки, чтобы ударять по струнам. Греко -римское слово dulcimer («сладкая песня») происходит от латинского dulcis (сладкая) и греческого melos (песня). Дульцимер, в котором по струнам бьют маленькими молоточками, произошел от гуслей , в которых струны перещипываются. [ 1 ]
На чеканных цимбалах и других подобных инструментах традиционно играют в Ираке, Индии, Иране, Юго-Западной Азии , Китае, Корее и некоторых частях Юго-Восточной Азии , Центральной Европе (Венгрия, Словения, Румыния, Словакия, Польша, Чехия, Швейцария [особенно Аппенцелль ] , Австрия и Бавария ), Балканы, Восточная Европа (Украина и Белоруссия) и Скандинавия . На инструменте также играют в Соединенном Королевстве (Уэльс, Восточная Англия , Нортумбрия ) и Соединенных Штатах , где его традиционное использование в народной музыке возродилось в конце 20 века. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Сантур , разновидность чеканных цимбал, родом из Ближнего Востока . Самые ранние свидетельства относятся к ассирийской и вавилонской резьбе по камню, датированной 669 г. до н. э., на которой показано, как на инструменте играют, вися на шее музыканта. Этот инструмент продавался и путешествовал по разным частям Ближнего Востока. На протяжении веков музыканты модифицировали первоначальный дизайн, создавая широкий спектр музыкальных гамм и строев. Оригинальный сантур, вероятно, был сделан из дерева и камня и украшен козьими кишками. Вавилонский сантур был прародителем арфы , янциня , клавесина , кануна , цимбал и чеканных цимбал. [ 3 ]
В Западной Европе чеканный цимбал впервые появляется в текстовых и иконографических источниках начала XV века. [ 4 ] Чеканные цимбалы широко использовались в средние века в Англии, Франции, Италии, Германии, Нидерландах и Испании.
Струны и настройка
[ редактировать ]


Дульцимеры обычно имеют два моста : басовый мост справа и дискантный мост слева. Басовый бридж удерживает басовые струны, на которых играют слева от бриджей. На высоких струнах можно играть по обе стороны от тройного моста. В обычной конструкции их игра на левой стороне дает ноту на квинту выше, чем игра на правой стороне бриджа.
Дульцимеры бывают разных размеров, которые различаются по количеству струн, пересекающих каждую перемычку. Например, 15/14 имеет 15 струн, пересекающих высокочастотный бридж, и 14, пересекающих басовый бридж, и может охватывать три октавы . Струны чеканного цимбалы обычно располагаются парами, по две струны на каждую ноту (хотя некоторые инструменты имеют три или четыре струны на каждую ноту). Каждый набор струн настроен в унисон и называется курсом . Как и в случае с фортепиано , цель использования нескольких струн в каждом курсе — сделать инструмент громче, хотя, поскольку звуки редко бывают в идеальном унисоне, эффект хоруса обычно получается как у мандолины . Чеканные цимбалы, такие как автоарфа , арфа или фортепиано, требуют для настройки настроечного ключа , поскольку струны цимбал наматываются на настроечные штифты с квадратными головками. (Обычно используются «штифты для цитры» диаметром 5 мм, похожие на настроечные штифты для фортепиано, но меньшие по диаметру, которые бывают разных размеров, от «1/0» до 7 мм.)
Струны чеканных цимбал часто настраиваются по образцу квинтового круга . [ 5 ] [ 6 ] Обычно самая нижняя нота (часто соль или ре) берётся в нижней правой руке инструмента, сразу слева от правого (басового) бриджа. Когда игрок последовательно проходит по вышеуказанным маршрутам, он поднимается, повторяя последовательность из двух полных шагов и полушага. При такой настройке диатоническая гамма разбивается на два тетрахорда или группы по четыре ноты. Например, на инструменте, у которого D является самой нижней нотой, гамма ре мажор исполняется, начиная с правого нижнего угла и поднимаясь по басовому мостику: D – E – F ♯ – G. Это нижний тетрахорд ре мажор. шкала. В этот момент игрок возвращается к нижней части инструмента и переходит на высокие струны справа от тройного моста, чтобы сыграть более высокий тетрахорд: A – B – C ♯ – D. Игрок может продолжить вверх по гамме справа. сторону тройного бриджа с E – F ♯ – G – A – B, но следующей нотой будет C, а не C ♯ , поэтому он или она должен переключиться на левую сторону тройного бриджа (и ближе к игрок), чтобы продолжить гамму ре мажор. См. рисунок слева выше, на котором «DO» соответствует D (см. Подвижное сольфеджио ).
Сдвиг с басового бриджа на дискантный необходим, поскольку четвертая струна G басового бриджа является началом нижнего тетрахорда гаммы G. Игрок может подняться на пару нот выше (G – A – B), но следующей нотой будет бемольная септаккорда (в данном случае до натуральная), потому что эта нота взята из тетрахорда G. Эта гамма ре мажор с бемольной септимой является миксолидийским ладом в ре мажоре.
То же самое происходит, когда игрок поднимается по тройному мосту – после попадания в Ла (в данном случае B) нужно идти слева от тройного моста. Перемещение с левой стороны басового бриджа на правую сторону тройного бриджа аналогично перемещению с правой стороны тройного бриджа на левую сторону тройного бриджа.
Весь узор можно сдвинуть на три курса вверх, чтобы вместо гаммы ре-мажор получилась гамма-мажор и так далее. Это переносит одну одинаково темперированную гамму в другую. Сдвиг на три курса вниз преобразует гамму ре-мажор в ля-мажор, но, конечно, первое до-ре-ми будет смещено за пределы инструмента.
В результате этой настройки становится доступным большинство, но не все ноты хроматической гаммы . Чтобы заполнить пробелы, многие современные производители цимбал включают дополнительные короткие перемычки вверху и внизу деки, где дополнительные струны настраиваются на некоторые или все недостающие высоты звука. Такие инструменты часто называют «хроматическими цимбалами» в отличие от более традиционных «диатонических цимбал».
Маркеры тетрахорда, найденные на мостах большинства чеканных цимбал в англоязычном мире, были представлены американским музыкантом и производителем Сэмом Риццеттой в 1960-х годах. [ 7 ]
В Альпах встречаются также хроматические цимбалы со скрещенными струнами, находящиеся на расстоянии целого тона в каждом ряду. Этот хроматический зальцбургский хакбретт был разработан в середине 1930-х годов на основе диатонических чеканных цимбал Тоби Рейзером и его сыном вместе с Францем Пейером и Генрихом Бандзаунером. В послевоенный период это был один из инструментов, изучаемых в государственных музыкальных школах. [ 8 ]
Чеканные цимбалы неевропейского происхождения могут иметь другие схемы настройки, и производители цимбал европейского стиля иногда экспериментируют с альтернативными схемами настройки.
Молотки
[ редактировать ]Инструмент называется «чеканным» в связи с маленькими молоточками (называемыми молоточками ), которыми музыканты ударяют по струнам. Молотки обычно изготавливаются из дерева (чаще всего лиственных пород, таких как клен, вишня, падук, дуб, орех или любая другая твердая порода), но также могут быть изготовлены из любого материала, включая металл и пластик. В Западном полушарии молотки обычно жесткие, но в Азии часто используются гибкие молотки. Головку молотка можно оставить открытой для получения резкого атакующего звука или покрыть клейкой лентой, кожей или тканью для более мягкого звука. Также доступны двусторонние молотки. Головки двусторонних молотков обычно имеют овальную или круглую форму. В большинстве случаев одна сторона остается голой из дерева, а другая может быть покрыта кожей или более мягким материалом, например войлоком для фортепиано . [ нужна ссылка ]
Некоторые традиционные игроки использовали молотки, которые существенно отличаются от тех, которые широко используются сегодня. Пол Ван Арсдейл (1920–2018), игрок из северной части штата Нью-Йорк , использовал гибкие молотки, сделанные из ножовочных полотен, с прикрепленными к концам деревянными брусками, покрытыми кожей (они были созданы по образцу молотков, которыми пользовался его дедушка Джесси Мартин). Ирландский игрок Джон Ри (1915–1983) использовал молотки из толстой стальной проволоки, которую он сделал сам из старых велосипедных спиц , обернутых шерстью. Билли Беннингтон (1900–1986), игрок из Норфолка, Англия , использовал тростниковые молотки, обвязанные шерстью.
Фортепиано, как и цимбалы, ударяет по струнам молоточком.

Варианты и адаптации
[ редактировать ]
Версии чеканных цимбал, каждая из которых имеет свою собственную манеру строительства и стиль игры, используются во всем мире:
- Афганистан – Сантур
- Австрия – цимбалы
- Бангладеш – Сантур
- Беларусь – цимбалы/цимбалы
- Бельгия - разделочная доска
- Бразилия – гусли
- Камбоджа – хим
- Канада – чеканные цимбалы
- Китай — Янцинь ( Янцинь , ранее Янцинь )
- Хорватский – цимбалы, цимбалы, цимбалы
- Чехия – цимбалы
- Дания - разделочная доска
- Франция – тимпан
- Германия – цимбалы , цимбалы
- Греция – Сантури
- Венгрия - цимбалы
- Индия – Сантур
- Иран - Сантур
- Ирак - Сантур
- Ирландия - чемпион
- Израиль - цимбальные молотки
- Италия – гусли
- Япония – дарусимаа ( цимбалы )
- Корея - Янгеум ( 양금 )
- Лаос – Хим
- Латгалия (Латвия) – тарелки
- Латвия - символ
- Литва – Цимбалай , Цимбалай
- Мексика – гусли
- Монголия – ючин ( ёчин или ёчин )
- Нидерланды - разделочная доска
- Норвегия - разделочная доска
- Пакистан – Сантур
- Польша – цимбалы
- Португалия – псалтырь
- Румыния - тарелки
- Russia – цимбалы , dultsimer ( дульцимер )
- Serbia – цимбал (tsimbal)
- Словакия – цимбалы
- Словения – тарелки, оберекель
- Испания (и испаноязычные страны) – salterio , dulcémele
- Швеция – разделочная доска , молотковая арфа.
- Швейцария – Хакбретт
- Таиланд – хим
- Турция – сантур
- Тибет – ргьюд-манг или янцзы
(རྒྱུད་མང་, буквально «много струн»)
См. также
[ редактировать ]- Список кованых цимбалистов
- Сантур – Индия
- Сантур§Сантуры со всего мира
- Янцинь – Китай
- Сантури – Греция
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Определение ДУЛЬЦИМЕРА» . Мерриам-Вебстер, Инкорпорейтед . Проверено 29 июля 2012 г.
- ^ Грос, Нэнси. Чеканные цимбалы в Америке . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 1983, стр. 72–73.
- ^ Тома, Хабиб Хасан (1996). Музыка арабов . Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN 0-931340-88-8 .
- ^ Гиффорд, Пол М. (13 июня 2001 г.). Кованые цимбалы (Первое изд.). Лэнхэм, штат Мэриленд, Лондон: Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-3943-4 .
- ^ Риццетта, Сэм. «Молот Дульцимер: История и игра» . Энциклопедия Смитсоновского института . Смитсоновский институт . Проверено 3 июня 2013 г.
- ^ «Традиционная или пято-интервальная настройка» . Пыльные струны . Проверено 6 июня 2022 г.
- ^ Риццетта, Сэм. «Лютье в центре внимания Сэма Риццетты и музыки, Dulcimer Sessions». Энциклопедия Смитсоновского института . Мел Бэй.
- ^ Гиффорд, Пол М., Кованые цимбалы: История , Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press, 2001. Страница 81.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гиффорд, Пол М. (2001), Кованые цимбалы: История , The Scarecrow Press, Inc. ISBN 0-8108-3943-1 . Подробная история чеканных цимбал и их вариантов.
- Кеттлуэлл, Дэвид (1976), Цимбалы , докторская диссертация. История и игровые традиции во всем мире; веб-версия по адресу https://web.archive.org/web/20110717071302/http://www.new-renaissance.net/dulcimer .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сантур на Най-Нава , энциклопедия персидских музыкальных инструментов
- Пит Рушефски, «Еврейские струны: введение в клезмерский цимбл» (относящийся к кованым цимбалам) (архив от 27 декабря 2009 г.).
- Буклет Смитсоновского института об истории чеканных цимбал и игре на них
- Буклет Смитсоновского института по изготовлению чеканных цимбал (Сэм Риццетта)
- Чеканные цимбалы из польских коллекций ( польские народные музыкальные инструменты )
- Восточно-английские цимбалы (продолжающееся историческое исследование Джона и Кэти Хаусон об исполнителях и производителях цимбал из Норфолка, Саффолка, Кембриджшира и Эссекса, Великобритания).
- Чеканные коробчатые цитры
- Австрийские музыкальные инструменты
- Ранние музыкальные инструменты
- Английские музыкальные инструменты
- Немецкие музыкальные инструменты
- Кельтские музыкальные инструменты
- Венгерские музыкальные инструменты
- Польские музыкальные инструменты
- Румынские музыкальные инструменты
- Арабские музыкальные инструменты
- Американские музыкальные инструменты
- Валлийские музыкальные инструменты
- Украинские музыкальные инструменты