Султана
Валиде Султан Османская империя | |
---|---|
Стиль | Султана |
Резиденция | |
Формирование | 30 сентября 1520 г. |
Первый обладатель | Хафса Султан |
Окончательный обладатель | Рахиме Пересту Султан |
Упразднен | 1 ноября 1922 г. |
Валиде Султан ( османский турецкий язык : والده سلطان , букв. «Мать-султанша») — титул, который носила мать правящего султана Османской империи . Османы впервые официально использовали этот титул в 16 веке как эпитет Хафсы Султан (умерла в 1534 г.), матери султана Сулеймана I ( годы правления 1520–1566 ), заменив предыдущие эпитеты Валиде Хатун (женщина-мать), мехди. уля («колыбель великих»). [ 1 ] или «перламутр жемчужины султаната». [ 2 ]
Обычно этот титул носила живая мать правящего султана. Те матери, которые умерли до восшествия на престол своих сыновей, так и не получили титул валиде-султан . принимали на себя сестры, бабушки и мачехи правящего султана В особых случаях титул и/или функции валидного султана .
Срок
[ редактировать ]Слово valide ( والده ) буквально означает «мать» на османском турецком языке, от арабского слова wālida . произношении на турецком Слово valide — [vaː.liˈde] .
Султан ( سلطان , sulṭān ) — арабское слово, первоначально означающее «власть» или «владычество». К началу 16 века этот титул, который носили как мужчины, так и женщины Османской династии, заменил другие титулы, под которыми были известны выдающиеся члены императорской семьи (особенно хатун для женщин и бей для мужчин). Следовательно, титул валиде хатун (титул живой матери правящего османского султана до 16 века) также превратился в валиде султан . Такое использование подчеркивает османскую концепцию суверенной власти как семейной прерогативы.
Западная традиция называет османского правителя султаном , но сами османы использовали падишах (император) или хункар для обозначения своего правителя. Формальный титул императора состоял из султана и хана (например, султан Сулейман-хан). В официальном обращении дети султана также назывались султанами , причем императорские принцы ( шехзаде ) носили этот титул перед своим именем, а императорские принцессы носили его после. Например, Шехзаде Султан Мехмед и Михримах Султан были сыном и дочерью Сулеймана Великолепного. Как и императорские принцессы, живая мать и главная супруга правящих султанов также носили титул после своих имен, например, Хафса Султан , мать Сулеймана и первый валиде-султан , и Хюррем Султан , главная супруга Сулеймана и первый султан хасеки . Эволюционное использование этого титула отражало смену власти среди имперских женщин, особенно между Султанатом женщин , поскольку положение главного супруга ослабло в течение 17 века, главный супруг потерял титул. султан , который был заменен на кадин , титул, связанный с более ранним хатуном . Отныне мать правящего султана была единственным человеком неимперской крови, носившим титул султана . [ 3 ]
Роль и позиция
[ редактировать ]
Валиде-султан в большинстве случаев занимал самую важную должность в Османской империи после самого султана. Как мать султана, по исламской традиции («Право матери – это право Бога»), [ 4 ] валиде -султан часто имел значительное влияние на дела империи. Она имела большую власть при дворе, в собственных покоях (всегда смежных с комнатами сына) и в государственном аппарате. [ 1 ] У валиде-султана были покои в Новом дворце, где с 16 века проживал сам султан.
Поскольку султан Валиде (мать-султана), имевшая прямой и интимный доступ к личности султана, часто влияла на решения правительства, вообще минуя Императорский совет и Великого визиря или закрытое решеткой окно, из которого султан или султан Валиде могли наблюдать за заседаниями Совета. . Это оставило ее в центре политических событий и махинаций Османской империи. Валиде-султан также традиционно имел доступ к значительным экономическим ресурсам и часто финансировал крупные архитектурные проекты, такие как комплекс мечети Атик-Валиде в Стамбуле. Многие валиде-султаны предпринимали масштабные благотворительные мероприятия и строили здания, поскольку это рассматривалось как один из основных способов продемонстрировать влияние и богатство. Валиде-султаны также были одними из немногих людей в империи, у которых была станция и средства для реализации этих дорогостоящих проектов. Ежедневная стипендия Нурбану Султан как валиде-султана своему сыну Мураду III составляла 2000 асперов, что было чрезвычайной суммой для того времени, что свидетельствовало о весьма влиятельном положении, которое она занимала при дворе.
Валиде-султан также сохранял особые привилегии, в которых не могли участвовать другие члены гарема. Валиде-султан не подлежал единоличному уединению в пределах дворца. У нее была мобильность за пределами гарема, иногда посредством церемониальных выступлений перед публикой или завуалированных встреч с правительственными чиновниками и дипломатами. Кроме того, валиде-султан возглавил один из самых важных элементов дипломатии при дворе Османской империи: браки королевских принцесс. У самых могущественных и влиятельных валиде-султанов было несколько дочерей, с которыми они заключали важные союзы посредством брака. [ 5 ] В 17 веке, в период, известный как Женский султанат , ряд некомпетентных или несовершеннолетних султанов подняли роль валиде- султана на новую высоту. Два султана Валиде действовали в качестве регентов при своих сыновьях, принимая на себя огромную власть и влияние, которые влекло за собой это положение. [ 2 ]
Самым могущественным и известным из всех валиде-султанов в истории Османской империи был Нурбану Султан . [ 5 ] Сафие Султан , Кёсем Султан и Турхан Султан .
Нурбану Султан стала первой из великих валидских султанов шестнадцатого века, будучи хасеки и законной женой султана Селима II. Влиятельная карьера Нурбану в качестве валиде-султана создала прецедент, когда валиде-султан сохраняла больше власти, чем ее ближайшая соперница в гареме, хасеки или любимая наложница правящего султана. Следующие влиятельные валиде-султаны, Сафие Султан, Кёсем Султан и Турхан Султан, сохранили этот прецедент и заняли позиции чрезвычайной власти при османском императорском дворе. Эти позиции помогли им укрепить свою власть при императорском дворе и ослабить дипломатическую напряженность в более широком международном масштабе. [ 5 ]
Большинство женщин гарема, бывших рабынями, никогда официально не были замужем за султанами. Тем не менее, их дети считались полностью законными в соответствии с исламским законодательством, если их признавал отец. [ 6 ]
Список Валиде Султанов
[ редактировать ]Список не включает полный список матерей османских султанов . Большинство носителей титула валиде-султана были биологическими матерями правящих султанов. Матери, умершие до восшествия на престол своих сыновей, никогда не принимали на себя титул валиде-султан , как Хюррем Султан , Муаззез Султан , Михришах Кадын , Шерми Кадын , Тиримюджган Кадын , Гюльджемаль Кадын и Гюлисту Кадын . В особых случаях были бабушки, мачехи, приемные матери и сестры правящих султанов, которые принимали на себя роль и, в конечном итоге, титул валиде-султана , например, Михримах Султан , Кёсем Султан и Рахиме Пересту Султан .
Появление | Имя | Девичья фамилия | Источник | Стал действительным | Перестал быть действительным | Смерть | Султан(ы) |
---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() |
Хафса Султан Хафса Султан |
неизвестный | Христианский раб неизвестного происхождения, возможно, крымчанин. | 30 сентября 1520 г. вознесение сына |
19 марта 1534 г. | Сулейман Великолепный (сын) | |
Нурбану Султан Нур Бану Султан |
Сесилия Венье-Баффо [ 7 ] или Рэйчел [ 8 ] или Кале Каратану |
Венецианец, еврей или грек | 15 декабря 1574 г. вознесение сына |
7 декабря 1583 г. | Мурад III (сын) | ||
Сафие Султан Сафия Султан |
София | албанский | 15 января 1595 г. вознесение сына |
22 декабря 1603 г.
смерть сына |
после 1619 г. | Мехмед III (сын) | |
Хандан Султан Хандан Султан |
Елена [ 9 ] | Боснийский [ 10 ] | 22 декабря 1603 г. вознесение сына |
9 ноября 1605 г. | Ахмед I (сын) | ||
Халиме Султан Халима Султан |
неизвестный | Абхазский | 22 ноября 1617 г. вознесение сына (первый срок) |
26 февраля 1618 г. показания сына (первый срок) |
После 1623 г. | Мустафа I (последний) | |
19 мая 1622 г. восстановление сына на работе (второй срок) |
10 сентября 1623 г. показания сына (второй срок) | ||||||
![]() |
Кёсем Султан Луна Кесем Султана |
Анастасия | Греческий. Родился на Тиносе, Венецианская республика. | 10 сентября 1623 г. вознесение сына |
8 августа 1648 г. показания сына |
2 сентября 1651 г. | Мурад IV (сын) Ибрагим (последний) |
![]() |
Турхан Султан
Тархан Хадиджа Султан |
Nadya | Россия [ 11 ] | 8 августа 1648 г. вознесение сына |
4 августа 1683 г. | Мехмед IV (звук) | |
Салиха Дилашуб Султан
Салеха Дель Чаошул Султан |
Катарина [ 12 ] | сербский | 8 ноября 1687 г. вознесение сына |
4 декабря 1689 г. | Сулейман II (сын) | ||
![]() |
Гульнуш Султан
Рабия Голнуш Султан |
Евмания Вория | Греческий | 6 февраля 1695 г. вознесение сына |
6 ноября 1715 г. | Мустафа II (звук) Ахмед III (сын) | |
![]() |
Салиха Султан
Салеха Султан |
Elizaveta [ 12 ] | сербский или греческий [ 13 ] | 20 сентября 1730 г. вознесение сына |
21 сентября 1739 г. | Махмуд I (сын) | |
Сехсувар Султан
Шахешвар Султан |
Мария [ 14 ] | Русский [ 12 ] или сербский [ 15 ] | 13 декабря 1754 г. вознесение сына |
Апрель 1756 г. | Осман III (сын) | ||
Михришах Султан
Мехр Шах Султан |
Агнес [ 16 ] | Дочь грузинского православного священника. [ 17 ] | 7 апреля 1789 г. вознесение сына |
16 октября 1805 г. | Селим III (сын) | ||
Горчичный Султан
Грудное вскармливание Султан |
Соня | болгарский [ 18 ] | 29 мая 1807 г. вознесение сына |
28 июля 1808 г. показания сына |
11 декабря 1828 г. | Мустафа IV (звук) [ 19 ] | |
Накшидил Султан
Роль Султана |
неизвестный | грузинский | 28 июля 1808 г. вознесение сына |
22 августа 1817 г. | Махмуд II (сын) | ||
Безмиалем Султан
И снова мир Султана |
неизвестный | грузинский или черкесский [ 15 ] | 2 июля 1839 г. вознесение сына |
2 мая 1853 г. | Абдулмецид I (последний) | ||
![]() |
Пертевниял Султан
Прото Нахаль Султан |
убеждения | Курд, румын или черкес [ 13 ] | 25 июня 1861 г. вознесение сына |
30 мая 1876 г. показания сына |
5 февраля 1883 г. | Абдулазиз I (последний) |
Шевкафза Султан Шог Афза Султан |
черкесский [ 20 ] | 30 мая 1876 г. вознесение сына |
31 августа 1876 г. показания сына |
17 сентября 1889 г. | Murad V (son) | ||
Perestu Sultan Милосердный султан |
г-жа Рахиме | Убых
приемная дочь Эсмы Султан |
31 августа 1876 г. восхождение пасынка |
11 декабря 1904 г. | Абдул Хамид II (приемный сын) [ 21 ] [ 22 ] |
бабушка-султан
[ редактировать ]Титул Бююк Валиде Султан (Старший Валиде Султан) или Бююканне Султан (Бабушка Султана) был создан Кёсем Султан и официально использовался ею только во время правления ее внука Мехмеда IV , тем самым ограничивая власть Турхан Султан , которого считали слишком молодым. для выполнения титула Валиде Султан.
Официальными и неофициальными султанами Бююк Валиде, жившими во времена правления их внуков, являются:
Появление | Имя | Девичья фамилия | Примечание | Стала Большой Матерью | Перестал быть | Смерть | Султан(ы) |
---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() |
Сафие Султан Сафия Султан |
София | Официально ее никогда не называли Бююк Валиде Султан, но она жила во времена правления двух своих внуков (Ахмеда и Мустафы) и правления своего правнука (Османа). | (неофициально) 22 декабря 1603 г. - ее смерть. | После 1619 г. | Ахмед I (внук) | |
![]() |
Кёсем Султан Луна Кесем Султана |
Анастасия | После восшествия на престол Мехмеда IV она провозгласила себя Бююк Валиде Султан. | 12 августа 1648 г. – ее смерть. | 2 сентября 1651 г. | Мехмед IV (внук) |
См. также
[ редактировать ]
- Леди
- Гарем
- Хасеки Султан
- леди леди
- Список матерей османских султанов
- Список османских титулов и наименований
- Османское генеалогическое древо
- Серальо
- Султана (титул)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дэвис, Фанни (1986). «Валиде» . Османская леди: социальная история с 1718 по 1918 год . ISBN 0-313-24811-7 .
- ^ Jump up to: а б Пирс, Лесли П. , Имперский гарем: женщины и суверенитет в Османской империи , Oxford University Press , 1993, ISBN 0-19-508677-5 (мягкая обложка)
- ^ Пирс, Лесли П. (1993). Императорский гарем: женщины и суверенитет в Османской империи . Нью-Йорк: Oxford University Press, Inc. ISBN 0-19-507673-7 .
- ^ «Мусульмане могут праздновать День матери, потому что почитание матери происходит сразу после поклонения Богу» . Beliefnet.com. 17 февраля 2011 года . Проверено 15 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Пирс, Лесли П. (1993). Императорский гарем: женщины и суверенитет в Османской империи . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195086775 .
- ^ Монтгомери-Массингберд, Хью , изд. (1980). «Императорская семья Турции». Королевские семьи мира Берка . Том. II: Африка и Ближний Восток. Лондон: Пэрство Берка. п. 238. ИСБН 978-0-85011-029-6 .
- ^ Годфри Гудвин, Частный мир османских женщин , Книга Саки, ISBN 0-86356-745-2 , ISBN 3-631-36808-9 , 2001. стр. 128.
- ^ Валерия Хойбергер, Женевьева Гумберт, Женевьева Гумберт-Книтель, Элизабет Выслонзил (ред.), Культуры в цветах , стр. 68. ISBN 3-631-36808-9 , 2001 г.
- ^ Сакаоглу, Недждет (2008). Женщины-султанки этого имущества: матери-султаны, хатуны, хасеки, дамы-дамы, султанефенди (1-е изд.). Бейоглу, Стамбул: Издательство Оглак. ISBN 978-975-329-623-6 . OCLC 316234394 .
- ^ Инал, Гюнсели (2005). Семирамида: Праздник глазами султана . Филиз Оздем, Мэри Ишин, Архив Семирамиды. Стамбул: Публикации Yapı Kredi. ISBN 975-08-0928-9 . ОСЛК 60520625 .
- ^ Сакаоглу, Недждет (2007). Знаменитые османские женщины . Стамбул: Авеа. ISBN 978-975-7104-77-3 . OCLC 472256214 .
- ^ Jump up to: а б с А.Д. Алдерсон, Структура Османской династии, Оксфорд: Кларендон, 1956, стр.83.
- ^ Jump up to: а б Акылдыз, Али (1 апреля 2016 г.). «Экстравагантный, но доброжелательный: Пертевниял Валиде султан» . Османские исследования . 47 (47): 307–352. дои : 10.18589/oa.583206 . ISSN 0255-0636 .
- ^ Гюнсели., Инал (2005). Семирамида: Праздник глазами султана . Публикации Япы Креди. OCLC 654813573 .
- ^ Jump up to: а б Кемаль., Мерам, Али (1977). Матери султанов: иллюстрированный документально-исторический роман . Публикации Оз. ОСЛК 23697956 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Осман., Гората (1998). Эсрар Деде: его жизнь, его мир поэзии и его диван . Министерство культуры Турции. ISBN 975-17-1954-2 . OCLC 42858154 .
- ^ Ю. Иззеттин Барыш (2002). Отрывки из жизни османских султанов, их болезней и причин смерти . Издательство «Научная медицина». п. 184. ИСБН 978-975-6986-17-2 .
Мать Селима, Михриша, была дочерью священника, похищенного из Грузии.
- ^ Сакаоглу, Недждет (2015). Женщины-султаны этой собственности: матери-султанки, дамы, хасеки, кадинефенди, султанефенди . ISBN 978-605-171-079-2 . OCLC 961810963 .
- ^ Явуз Бахадыроглу , Иллюстрированная история Османской империи, Публикации Несила (История Османской империи с иллюстрациями, Публикации Несила) , 15-е изд., 2009 г., страницы 387 и 395, ISBN 978-975-269-299-2
- ^ Дельфин., Олдерсон, Энтони (1982). Структура Османской династии . Гринвуд Пресс. ISBN 0-313-22522-2 . OCLC 643105131 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ↑ Брукс, Дуглас Скотт, Наложница, принцесса и учительница , стр.287. Техасский университет Press, 2008. ISBN 0-292-71842-X
- ^ «Султан II. Абдулхамид Хан» . Министерство культуры и туризма Турецкой Республики . Архивировано из оригинала 2 апреля 2012 года . Проверено 6 февраля 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лесли П. Пирс (1993). Императорский гарем: женщины и суверенитет в Османской империи . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-508677-5 .