Вера Хитилова
Вера Хитилова | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 12 марта 2014 г. | (85 лет)
Занятие | Кинорежиссер |
Годы активности | 1962–2011 |
Супруг | Ярослав Кучера |
Дети | 2, включая Терезу |
Вера Хитилова ( англ. Чешский: [ˈvjɛra ˈxɪtɪlovaː] ; 2 февраля 1929 — 12 марта 2014) — чешский кинорежиссёр -авангардист и пионер чешского кино. [ 1 ] [ 2 ] Запрещен чехословацким правительством в 1960-х годах. [ 3 ] [ 4 ] она наиболее известна своим чешским фильмом «Новая волна» «Седмикраски» ( «Маргаритки »). [ 5 ] [ 6 ] Ее последующие фильмы демонстрировались на международных кинофестивалях, в том числе «Vlčí bouda» (1987), который был показан на 37-м Берлинском международном кинофестивале . [ 7 ] Копыто здесь, копыто там (1989), показ которого состоялся на 16-м Московском международном кинофестивале . [ 8 ] и «Наследство, или Fuckoffguysgoodday» (1992), показанный на 18-м Московском международном кинофестивале . [ 9 ] За свою работу она получила Орден искусств и литературы , Медаль «За заслуги» и награду «Чешский лев» . [ 10 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Хитилова родилась в Остраве , Чехословакия , 2 февраля 1929 года. [ 11 ] У нее было строгое католическое воспитание, которое позже повлияло на многие моральные вопросы, представленные в ее фильмах. [ 12 ]
Во время учебы в колледже Хитилова сначала изучала философию и архитектуру , но забросила эти области. Затем она работала рисовальщиком, манекенщицей и ретушером фотографий, а затем работала хлопушкой на киностудии Баррандов в Праге . [ 13 ] [ 14 ] Затем она обратилась за рекомендацией от Barrandov Film Studios для изучения кинопроизводства, но получила отказ. ее приняли в Школу кино и телевидения Академии исполнительских искусств в Праге (FAMU). Не испугавшись отказа, позже в возрасте 28 лет [ 11 ] [ 13 ] первая женщина, изучавшая режиссуру в училище. [ 15 ] Во время учебы в FAMU она училась у известного кинорежиссера Отакара Вавра , а затем окончила его в 1962 году. [ 13 ] Преданность Хитиловой своему художественному видению проявилась в самом начале ее учебы, когда сценарий ее выпускного фильма « Строп/Потолок » был отвергнут ее профессором из-за его китчевого характера. Уговорив своего одноклассника Павла Юрачека переписать сценарий для одобрения профессора, она демонстративно сняла оригинальный сценарий. [ 16 ]
Карьера
[ редактировать ]После окончания FAMU оба короткометражных фильма Хитиловой были показаны в прокате по всей Чехословакии. В 1963 году Хитилова выпустила свой первый полнометражный фильм « Что-то другое» . [ 13 ]
Хитилова наиболее известна своим когда-то весьма спорным фильмом «Седмикраски» ( «Маргаритки» ; 1966). «Маргаритки» известны своими несимпатичными персонажами, отсутствием непрерывного повествования и резким визуальным стилем. Хитилова утверждает, что она построила «Маргаритки» таким образом, чтобы «ограничить чувство причастности [зрителя] и привести его к пониманию основной идеи или философии». [ 11 ]
В 1966 году фильм Веры Читловой «Маргаритки» запретили к показу в ее родной Чехословакии более года из-за изображения огромных пищевых отходов в то время, когда в этом регионе ощущалась нехватка продовольствия. В фильме две главные героини, Мария I и Мария II, не только демонстрируют безумие скучающих, избалованных женщин среднего класса, но и собственную беспомощность молодых женщин, пожираемых обществом, которое ценит их только как сексуальные объекты и , как говорится, все равно испортился. Персонажи оправдывают свое катарсическое поведение словами: «Если мир гнилой, то и мы будем гнилыми». Читлова боролась с цензурой этого фильма из-за резкой критики коррупции и потребления, и ей все же удалось выиграть Гран-при на кинофестивале в Бергамо в Италии. Этот фильм укрепил кинокарьеру Читловой, получив общественную известность не только в ее родной стране, но и во всем мире.
После либерализации Чехословакии 1968 года под руководством Александра Дубчека широкомасштабные реформы децентрализовали правительство и уменьшили ограничения на прессу, предоставив таким художникам, как Хитилова, творческую свободу, которой они раньше не обладали.
Именно в такой атмосфере Читлова начала работать над своим следующим фильмом, « Райский плод» (1969), экспериментальным и психоделическим пересказом истории креационизма с авангардной, либеральной точки зрения. После нескольких месяцев напряженных переговоров Советский Союз отреагировал на реформы, вторгшись в КСР с армиями других стран Варшавского договора и быстро взяв под свой контроль их правительство. Устранение Дубчека знаменует собой конец чешской «Новой волны» , поскольку Советский Союз не только свернул социальные реформы, но и ввел еще более жесткие ограничения на прессу и централизовал правительство как часть СССР . Читлова и многие ей подобные были вынуждены выбирать между кинопроизводством и родной страной.
Вере Читловой запретили сниматься в кино на семь лет, и она продолжала работать под именем своего мужа, пока к ней не обратилось правительство, на этот раз умоляя ее снимать фильмы для их государственной студии Short Film Studios в 1976 году. Примерно в то же время она была приглашена на недавно организованный кинофестиваль «Год женщин» в США, на который ей не разрешило принять участие ее правительство. Фестиваль попросил показать «Маргаритки», и Хитилова сообщила, что у нее нет репродукций фильма без цензуры и что ей больше не разрешают снимать фильмы. Ей было известно о двух гравюрах без цензуры в Париже и Брюсселе , но ни одной из них у нее не было.
В результате фестиваль начал оказывать международное давление на правительство Чехословакии, подавая петиции от имени Хитиловой. [ 12 ] Под этим давлением Хитилова написала письмо непосредственно президенту Густаву Гусаку, подробно описав свою карьеру и личную веру в социализм . [ 11 ]
Благодаря успеху кампании давления и обращению Хитиловой к президенту Гусаку Хитилова начала производство « ( Яблочной игры» 1976). [ 17 ] [ 12 ] Apple Game завершена [ 13 ] а затем был показан на Международном кинофестивале в Карловых Варах и Международном кинофестивале в Чикаго , где получил «Серебряного Хьюго». [ 11 ] [ 12 ]
После выхода «Эппл-игры » Хитиловой разрешили продолжать снимать фильмы, но правительство Чехословакии постоянно сталкивалось с разногласиями и жесткой цензурой. Последний фильм Веры Хитиловой вышел на экраны в 2006 году, и она преподавала режиссуру в FAMU. [ 12 ]
Темы
[ редактировать ]Как и многие чешские режиссеры «новой волны», Хитилова находилась под влиянием постсталинской Чехословакии 1950-х годов. Хитилова стремилась продемонстрировать лицемерие правительства, представляя полную противоположность. Хитилова была антипотребительницей и называла себя индивидуалисткой, а не феминисткой.
Женщины играют главные роли почти во всех фильмах Хитиловой, а идеи гендера, пола и власти составляют центральную идею ее фильмов.
Чешское общество было в центре внимания работы Хитиловой, хотя стиль чешских кинематографистов «новой волны» должен был иметь международное значение.
Фильмы Читиловой до советского вторжения в Чехословакию были весьма экспериментальными, известными психоделическими цветами и нелинейным монтажом. «Райским ромашкам и райским плодам» свойственен абсурдизм и сюрреализм. Цветные фильтры и другие экспериментальные приемы, которые использовала Хитилова, были эксклюзивными для ее фильмов 1960-х годов.
Наследие
[ редактировать ]Хитилова назвала себя помешанной на контроле и «перегретым чайником, который невозможно выключить». [ 18 ] «Перегретое» отношение Хитиловой помешало ей получить работу в Советским Союзом киноиндустрии, контролируемой . Она была известна как активно критиковавшая Советский Союз, заявляя: «Моя критика находится в контексте моральных принципов, которые вы проповедуете, не так ли? Критическое размышление необходимо». [ 12 ] Она регулярно устраивала хаос и «истерические сцены», пытаясь снять фильмы, которые были бы верны ее видению, несмотря на жесткую цензуру, которая обычно вводилась. [ 12 ]
Хитилова воплотила уникальный кинематографический язык и стиль, который не опирается на какие-либо литературные или словесные условности, а скорее использует различные формы визуальных манипуляций для создания смысла в своих фильмах. [ 19 ] Хитилова использовала наблюдения за повседневной жизнью в соответствии с аллегориями и сюрреалистическими контекстами, чтобы создать индивидуальный стиль кино, на который большое влияние оказала французская новая волна и итальянский неореализм . [ 11 ]
Хитилова активно использовала кинематографический стиль, похожий на cinéma vérité , чтобы позволить зрителям взглянуть на фильм со стороны. [ 13 ] Ее использование cinéma vérité лучше всего проиллюстрировано в ее фильме 1966 года « Маргаритки» , в котором эти методы создают «философский документальный фильм, отвлекающий зрителя от участия, разрушающий психологию и подчеркивающий юмор». [ 13 ] Посредством этих манипуляций Хитилова создала для своей аудитории разъединяющее впечатление от просмотра, заставив их усомниться в значении ее фильмов.
Хитилову называют воинствующим -феминисткой режиссером . [ 20 ] Йозеф Шкворецкий утверждает, что «в истинно феминистской традиции Вера сочетала интенсивные интеллектуальные усилия с женским чувством красоты и формы». [ 20 ] «Маргаритки» считаются феминистским фильмом из-за его позиции и активной критики мужского отношения к сексу . [ 13 ] Однако Хитилова не считала себя кинорежиссером-феминисткой, а скорее верила в индивидуализм, заявляя, что, если человек не верит в определенный набор условностей или правил, то именно этот человек должен их нарушить. [ 18 ]
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]Хитилова родилась в Остраве, Чехословакия, 2 февраля 1929 года. [ 11 ] Она отказалась покинуть Чехословакию после вторжения Советского Союза в 1968 году, заявив, что «создание фильмов тогда стало миссией». [ 12 ] Она вышла замуж за кинематографиста Ярослава Кучера , с которым познакомилась во время учебы в FAMU. [ 20 ] Во время советской оккупации, когда Хитилова не смогла найти работу режиссера, они с мужем построили семейный дом и вырастили детей — художницу Терезу Кучерову (1964 г.р.) и кинооператора Штепана Кучеру (1968 г.р.).
Хитилова умерла 12 марта 2014 года в Праге в окружении своей семьи из-за длительных проблем со здоровьем. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]
Избранная фильмография
[ редактировать ]Год | Заголовок | Директор | Сценарий | История | Музыка | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
1961 | Потолок | [ 24 ] [ 25 ] | ||||
1962 | Мешок блох | |||||
1963 | Что-то другое | [ 26 ] [ 27 ] | ||||
1966 | «В мировой столовой» в «Жемчужинах глубин» | |||||
1966 | Ромашки | [ 28 ] [ 29 ] | ||||
1970 | Райский плод | [ 30 ] | ||||
1976 | Яблочная игра | [ 17 ] | ||||
1978 | Неумолимое время | |||||
1979 | Сборная история | [ 31 ] | ||||
1981 | Бедствие | |||||
1981 | Хитилова vs Форман – Сознание преемственности | |||||
1983 | Очень поздний полдень фавна | |||||
1984 | Прага: беспокойное сердце Европы | |||||
1987 | Волчья нора | [ 32 ] | ||||
1987 | Шут и королева | |||||
1988 | Копыто здесь, копыто там | |||||
1990 | Томаш Гарриг Масарик и Освободитель | |||||
1991 | Мои пражане меня поймут | |||||
1992 | Наследство или Fuckoffguysgoodday | |||||
1998 | Ловушка, Ловушка, Маленькая Ловушка | |||||
2000 | Полеты и падения | |||||
2001 | Изгнание из рая | |||||
2005 | В поисках Эстер | |||||
2006 | Приятные моменты | [ 33 ] |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Броуди, Ричард. «Фильмы Веры Хитиловой» . Житель Нью-Йорка . Проверено 22 июля 2023 г.
- ^ Фокс, Маргалит (23 марта 2014 г.). «Вера Хитилова умерла в 85 лет; сняла смелые фильмы в чешской новой волне» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 22 июля 2023 г.
- ^ Уилсон, выбрано Джейком (16 мая 2014 г.). «10 лучших фильмов» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 22 июля 2023 г.
- ^ Берган, Рональд (14 марта 2014 г.). «Некролог Веры Хитиловой» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 22 июля 2023 г.
- ^ Рапольд, Николас (29 июня 2012 г.). «Аудитория свободных духом в закрытом обществе» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 22 июля 2023 г.
- ^ «Реприза: в «Маленьких Маргаритках» две женщины ужасно скучают и заставляют нас кричать от радости» . Le Monde.fr (на французском языке). 31 августа 2022 г. . Проверено 22 июля 2023 г.
- ^ «Берлинале: Программа 1987 года» . berlinale.de . Проверено 4 марта 2011 г.
- ^ «16-й Московский международный кинофестиваль (1989)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 16 марта 2013 года . Проверено 2 марта 2013 г.
- ^ «18-й Московский международный кинофестиваль (1993)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 3 апреля 2014 года . Проверено 9 марта 2013 г.
- ^ «Вера Хитилова умерла» (на чешском языке). Неделя (первоначально ЧТК ). 12 марта 2013 года . Проверено 13 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Биография Веры Читиловой» . РС. Буффало. Архивировано из оригинала 1 апреля 2008 года . Проверено 14 февраля 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Бучар, Роберт; предисловие Лима, Антонина Ярослава (2004). Чешские кинематографисты новой волны в интервью . Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд. стр. 51–73. ISBN 9780786417209 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Хамес, Питер (2005). Чехословацкая новая волна (2-е изд.). Лондон [ua]: Wallflower. ISBN 1-904764-42-8 .
- ^ Ричард Тейлор, Нэнси Вуд, Джулиан Граффи, Дина Иорданова (2019). BFI Companion восточноевропейского и российского кино . Блумсбери. стр. 1970–1971. ISBN 978-1838718497 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Белл, Джо (2021). В этот день она: день за днем возвращает женщин в историю . Таня Хершман, Эйлса Холланд. Лондон. п. 401. ИСБН 978-1-78946-271-5 . OCLC 1250378425 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Скупа, Лукаш (2 сентября 2018 г.). «Совершенно непредсказуемо: раннее творчество Веры Хитиловой в свете цензуры и производственных отчетов» . Исследования восточноевропейского кино . 9 (3): 233–249. дои : 10.1080/2040350X.2018.1469202 . ISSN 2040-350X . S2CID 194967405 .
- ^ Перейти обратно: а б Times, Дэвид А. Андельман; Специально для Нью-Йорка (12 марта 1978 г.). «Новый чешский фильм имеет свою драматическую историю» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 22 июля 2023 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Коннолли, Кейт (11 августа 2000 г.). «Богемский рапсодист» . Хранитель . Лондон . Проверено 25 апреля 2012 г.
- ^ Клузо, Клэр (1968). «Ромашки Веры Хитиловой». Кино Ежеквартально . 3. 21 (3): 35–37. дои : 10.2307/1210994 . JSTOR 1210994 .
- ^ Перейти обратно: а б с Шенберг, Йозеф Скворецкий; перевод Майкла (1971). Все яркие юноши и девушки: личная история чешского кино . Peter Martin Associates Ltd. Торонто: ISBN 0-88778-056-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Вера Хитилова, кинорежиссер-бунтарка, мертва» . Le Monde.fr (на французском языке). 13 марта 2014 года . Проверено 22 июля 2023 г.
- ^ «Вера Хитилова, крутая женщина чешского кино, мирно скончалась» . Чешское телевидение (на чешском языке). Четверг 24 12 марта 2014 года . Проверено 13 марта 2014 г.
- ^ «Вера Хитилова умерла» (на чешском языке). Novinky.cz 12 марта 2014 года . Проверено 12 марта 2014 г.
- ^ «Кинопутеводитель и сериалы фильмов» . Нью-Йорк Таймс . 23 марта 2007 года . Проверено 22 июля 2023 г.
- ^ «Павел Юрачек Сезон 2006» . www.bbc.co.uk. Проверено 22 июля 2023 г.
- ^ Броуди, Ричард (12 апреля 2019 г.). «Что смотреть на этих выходных: «Что-то другое», заново открытая классика от канала New Criterion» . Житель Нью-Йорка . ISSN 0028-792X . Проверено 22 июля 2023 г.
- ^ "Экран" . Нью-Йорк Таймс . 8 апреля 1971 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 22 июля 2023 г.
- ^ Хоберман, Дж. (17 августа 2022 г.). « Маргаритки: две дикие и сумасшедшие девчонки» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 22 июля 2023 г.
- ^ Йоркер, The New (2 декабря 2013 г.). «DVD недели: «Ромашки» » . Житель Нью-Йорка . ISSN 0028-792X . Проверено 22 июля 2023 г.
- ^ Роуз, Стив (28 февраля 2015 г.). «Filmic 2015, Viva! Кинофестиваль Испании и Латинской Америки: новые кинособытия на этой неделе» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 22 июля 2023 г.
- ^ «BBC - Кино - Фестивали и сезоны - Сезон чешского кино» . www.bbc.co.uk. Проверено 22 июля 2023 г.
- ^ Кенигсберг, Бен (11 апреля 2019 г.). «4 серии фильмов, которые стоит посмотреть в Нью-Йорке на этих выходных» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 22 июля 2023 г.
- ^ Таймс, Нью-Йорк (16 ноября 2007 г.). «Кинопутеводитель и сериалы фильмов» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 22 июля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эссе по сбору критериев
- Оуэн, Джонатан От авангарда до новой волны: чехословацкое кино, сюрреализм и шестидесятые годы . Berghahn Books (15 февраля 2011 г.) ISBN 085745126X
- Обширная биография в Wayback Machine (архивировано 1 апреля 2008 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вера Хитилова на IMDb
- Обширная биография в Wayback Machine (архивировано 1 апреля 2008 г.)
- Дополнительная информация и сроки
- Коллекция критериев