Kaleybar
Kaleybar Персидский : Клипер | |
---|---|
Город | |
![]() Калейбар в мае 2013 года | |
Координаты: 38 ° 51'59 "N 47 ° 02'26" E / 38,86639 ° N 47,04056 ° E [1] | |
Страна | Иран |
Провинция | Восточный Азербайджан |
Графство | Kaleybar |
Округ | Центральный |
Население (2016) [2] | |
• Общий | 9,324 |
Часовой пояс | UTC+3:30 ( ПЕРВОЕ ) |









Калейбар ( азербайджанский и персидский : كليبر ) [а] — город в центральном округе округа Калейбар , Восточный Азербайджан провинция , Иран , служащий столицей как округа, так и округа. [4]
В последние годы город стал туристическим направлением благодаря близости к замку Бабак . Кроме того, в результате геополитических событий Калейбар постепенно заменяет Ахар в качестве столицы региона Карех-Даг . [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Калебар, известный в исламских хрониках как Бадд или Баддайн (или Бадхдх), [5] был оплотом Бабака Хоррамдина [6] который в 816 году нашей эры восстал против Исламского Халифата . Сопротивление Бабака было прекращено в 836 году, когда он потерпел поражение от иранского генерала Афшина . [7] действуя от имени Халифата. [8] События двух десятилетий смутных времен заставили город стать объектом внимания ранних исламских историков.
Первое упоминание о Калейбаре было у Аль-Масуди в «Золотых лугах» , где Бабак восстал в районе Беда вместе с учениками Джавидана ... [9] После серии поражений Бабак был блокирован в родном городе..., который и сейчас известен как страна Бабака . [10]
Ибн Асир в своей книге «Полная история » посвятил много страниц описанию сражений, произошедших в Калейбаре между армиями Халифата и войсками Бабака. [11]
Якут аль-Хамави , писавший в начале тринадцатого века, описывает Калейбар как следующее графство между Азербайджаном и Эрраном. Именно здесь Бабек сопротивлялся, когда восстал против Моташема. Мы знаем эти стихи Бохтери
Бог защищает тебя, великий воин, который во дни Бабака перевернул двери нечестивых;
Это вы взяли их город Бед , что покрыли в нем бесстыдство.
Недалеко от Бедда, говорит поэт Мочер, было место площадью около трех акров, каждый раз, когда мы произносим имя Бога, нам откликается скрытый голос. Именно здесь Носящие Красное, также называемые Хуррамитами , подняли знамя восстания под предводительством Бабака, этого же они ожидают от Э.И.-Мехди. Внизу течет большая река, обладающая свойством излечивать самые заядлые лихорадки. По границе протекает река Аракс. В этом уезде производят несравненной красоты гранаты, превосходный инжир и виноград, который сушат на кострах (потому что солнце всегда затенено густыми облаками). [12]
Хамдаллах Мустауфи , писавший в середине четырнадцатого века, упоминает Калейбар как азербайджанскую деревню, расположенную в лесу возле горы, на которой находится крепость. Внизу течет река. Страна производит пшеницу и фрукты, а ее жители, тюрки или монголы, следуют обряду Шафей . [13] [14]
Калейбар, возможно, сильно пострадал во время русско-персидской войны (1804–1813 гг.) и русско-персидской войны (1826–28 гг.) Из-за своей близости к зоне боевых действий. Более того, из-за участия арасбаранских племен в вооруженных конфликтах во время Персидской конституционной революции Калейбар должен был пережить неспокойный период. Этот период описан в следующих книгах, посвященных новейшей истории Арасбарана .
- Х. Байбурди «История Арасбарана», [15]
- Х. Доости, «История и география Арасбарана», [16]
- Н. Седки, «Современная политическая и социальная история Арасбарана», [17]
- С.Р. Алемохаммад, «Книга Арасбарана». [18]
- «Племена Караджа Дага: Краткая история» П. Оберлинга. [19]
Демография
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]Разговорным языком в Калейбаре является азербайджанский (также называемый тюркским ( азербайджанский : Türkcə ). Хотя до конца семидесятых годов пожилые жители некоторых соседних сел (Чайкянди, Кяласор, Хуйнярод, Аразин) говорили на татском языке, [20] нет никаких свидетельств того, что на тати когда-либо говорили в Калейбаре. Священнослужитель, покойный Хаджи Мохаммад Закери, рассказал, что название Калейбар действительно было словом Тати, означающим город, построенный на скалах .
Религия
[ редактировать ]Господствующей религией является шиитский ислам . Однако последователи Ярсана или Ахль-е Хакка составляют заметное меньшинство в городе и близлежащих деревнях. Доктор Мохамад Али, единственный врач города до 1970-х годов, был членом Веры Бахаи . [ нужна ссылка ]
Население
[ редактировать ]На момент национальной переписи населения 2006 года население города составляло 9 030 человек в 2 397 домохозяйствах. [21] Следующая перепись 2011 года насчитала 9887 человек в 2687 домохозяйствах. [22] По переписи 2016 года численность населения города составила 9324 человека в 2880 домохозяйствах. [2] Калейбар — 25-й по численности населения город провинции.
Культура
[ редактировать ]Реза-шах , свергнувший Ахмад-шаха Каджара в 1925 году и основавший династию Пехлеви , настаивал на этническом национализме и культурном унитаризме и проводил свою политику с насильственной оседлостью кочевых племен. Он переименовал Карадаг в Арасбаран, чтобы отрицать тюркскую идентичность жителей. [23] В последние годы в качестве реакции на эти репрессивные действия возникло движение за поиск идентичности, которое подчеркивает героическое сопротивление Бабака . В 1998-2006 годах замок Бабак считался святыней движения. [24] и множество культурных мероприятий было организовано недалеко от Калейбара.
Мелодичный свист
[ редактировать ]Калейбарский регион с гористым рельефом, пастушеством и обработкой склонов обладает изолирующими особенностями для развития сложного свистящего языка. [25] Большинство мужчин способны, а возможно, и увлекаются, мастерски имитировать мелодичные звуки музыкальных инструментов с помощью свистка без пальцев. Мелодичный свист действительно является частной версией ашугской музыки для личного удовлетворения.
Горный район Карадаг из-за своей удаленности и труднодоступности был хранителем музыки Ашуга . Эти частые намеки на горы в этой музыке с целью вызвать эмоциональное состояние с оттенком легкой меланхолии согласуются с географией Калейбара. Первые куплеты песни Ашуга , написанные Мехэммэдом Аразом, могут отражать суть музыки Ашуга :
эти места Возможно, я больше не приду в
Прощание с Туманом и горой
За моей спиной тучи осыпают капли дождя
Прощай летние дни, прощай дождь
Ашиг Хосейн Джаван , родившийся в Оти Канди недалеко от Калейбара, является легендарным Ашиком , который был сослан в Советский Союз из-за своих революционных песен во время недолгого правления Народного правительства Азербайджана после Второй мировой войны . Музыка Хосейна Джавана, в отличие от современной иранской поэзии, подчеркивает реализм и красоту реальной жизни в соответствии с господствующим мировоззрением арасбаранской культуры.
Потенциал для туризма
[ редактировать ]Джеймс Морьер , автор книги «Приключения Хаджи-Бабы из Исфахани» , [26] Путешествуя по Калейбару в начале 19 века, он описал город следующими словами: «Калейбар... раньше был значительным местом. Его обширные сады превратились в лес фруктовых деревьев, где грецкие орехи вырастают до огромных размеров...» [27] Совсем недавно Джейми Маслин, канадский путешественник, писал: «...был окружен крутыми зелеными горами, вершины которых оставались невидимыми, окутанными медленно дрейфующим горным туманом. Это было прекрасное место и снова так сильно отличалось от большинства восприятие людьми Ирана - не сухого и выжженного, как его центральные пустыни, а такого же пышного и зеленого, как веселая старая мать-Англия». [28]
Клюквенный фестиваль
[ редактировать ]Микроклимат, создаваемый окружающими горами, особенно подходит для производства зогала ( Cornus mas , персидский: زغال اخته , турецкий : Kızılcık ). Ягоды, созревающие в середине-конце лета, продаются в многочисленных небольших магазинах вдоль улицы Шахида Ансари. Запах бродящих темно-рубиново-красных фруктов и вид сидящих на них грозных ос – это яркие мысленные образы, которые турист может получить как приятное впечатление на всю жизнь. Однако местные жители полюбят пейзаж своего города, смешанный с ярко-желтыми цветущими деревьями зогаль ранней весной.
Излишки ягод будут высушены на солнце на плоских крышах и проданы на рынок как ингредиент «Эриште Аши» (персидский: آش رشته ). К сожалению, местный вариант этого густого супа в ресторанах не предлагают.
В последние годы местное правительство организовало фестивали Зогала как средство развития туризма. [29]
Замок Раунд
[ редактировать ]Относительно хорошо сохранившийся замок Бабак на высоте 2300 м расположен примерно в 3 км от города. Эта крепость эпохи Сасанидов названа в честь лидера иранского сопротивления девятого века Бабака Хоррамдина . [30] который сопротивлялся арабским армиям до 839 года. [31]
Летний лагерь племен Арасбарана
[ редактировать ]Горные хребты к юго-западу от Калейбара до сих пор используются в качестве летнего лагеря скотоводов, принадлежащих к племенам Арасбаран . Это дает возможность наблюдать непринужденный идиллический образ жизни прошлых времен. Скотоводы, несмотря на простой образ жизни в летние месяцы, часто являются хорошо образованными людьми и имеют современные жилища на зимних квартирах. Они, как правило, приветствуют посетителей, если их культура и образ жизни не высмеиваются. Посещение следует совершать в солнечные дни, когда овчарки чувствуют себя вялыми. В туманные дни, между сумерками и сном собаки вновь обретают свой злобный характер; незнакомцам следует избегать пересечения территории лагеря, иначе нападающих собак не смогут контролировать даже их владельцы. Отпугивание собак путем избиения считается актом агрессии по отношению к владельцу, и его следует избегать. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ] СМИ, связанные с Калейбаром, на Викискладе?
Калейбару Путеводитель по от Wikivoyage
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Также латинизируется как Клейбар , Келейвар , Калибар и Калипар. [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Участники OpenStreetMap (3 апреля 2023 г.). «Калейбар, округ Калейбар» (Карта). OpenStreetMap (на персидском языке) . Проверено 3 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Перепись Исламской Республики Иран, 1395 (2016)» . АМАР (на персидском языке). Статистический центр Ирана. п. 03. Архивировано из оригинала (Excel) 13 ноября 2020 г. . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ Калейбар можно найти на сервере имен GEOnet по этой ссылке , открыв окно расширенного поиска, введя «-3069124» в форму «Уникальный идентификатор объекта» и нажав «Поиск в базе данных».
- ^ Хабиби, Хасан (29 сентября 1990 г.). «Утверждение организации и цепочки гражданства элементов и частей страновых подразделений провинции Восточный Азербайджан с центром в городе Тебриз» . Исследовательский центр исламского парламента (на персидском языке). Министерство внутренних дел, Политическая комиссия по обороне при Правительственном совете. Архивировано из оригинала 4 августа 2013 года . Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ «БАХ» . Ираникаонлайн . Энциклопедия Ираника. 19 августа 2011 г.
- ^ «БАБАК ХОРРАМИ» . Ираникаонлайн . Экнциклопедия Ираника. 18 августа 2011 г.
- ^ «АФШИН» . Ираникаонлайн . Энциклопедия Ираника. 28 июля 2011 г.
- ^ К. Фаррох, Иран в войне: 1500-1988, 2011, Osprey Publishing.
- ^ Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди, Павет де Куртей, Les Prairies d'or de Macoudi, 1873, Париж, том. 7, с. 62
- ^ Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди, Павет де Куртей, Les Prairies d'or de Macoudi, 1873, Париж, том. 7, с. 123
- ^ Эзз ад-Дин Ибн Асир, Тарих Камель, 1381, Тегеран, том 9, стр. 3982-4012.
- ^ Якут ибн Абдаллах ар-Руми аль-Хамави, Шарль Адриен Казимир Барбье де Мейнард, Географический, исторический и литературный словарь Персии и соседних стран, 1851, Париж, стр. 87-88
- ^ Нажат аль-Кулуб, Хамдале Мостофи, усилиями Мохаммада Дебира Сияги, Публикации библиотеки Тахори, первое издание, Тегеран, 1336, стр. 95.
- ^ Якут ибн Абдаллах ар-Руми аль-Хамави, Шарль Адриен Казимир Барбье де Мейнард, Географический, исторический и литературный словарь Персии и сопредельных стран, 1851, Париж, стр. 493
- ↑ Полковник Хосейн Байборди, «История Арсбарана», Ибн Сина, Тегеран, 1341 г.
- ^ Хосейн Дости, История и география Арсбарана, Публикации Ахрара, Тебриз, 1373 г.
- ^ Нассер Седки, Социально-политическая история Арсбарана (Кара-Дага) в современный период, 2008, Тебриз, Издательство «Ахтар».
- ^ Сейед Реза аль-Мохаммед, Намех Арсбаран, 1391 г., Тегеран, Библиотека музея и документы Исламского Совета.
- ^ Оберлинг, Пьер. «Племена Караджа Дага: Краткая история». Ориенс 17 (1964): 60–95
- ^ Э. Яршатер, Иранские языки и тексты из Ирана и Турана, под редакцией Марии Мачух, Мауро Магги, Вернера Сундермана, 2007, стр. 443.
- ^ «Перепись Исламской Республики Иран, 1385 (2006)» . АМАР (на персидском языке). Статистический центр Ирана. п. 03. Архивировано из оригинала (Excel) 20 сентября 2011 года . Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ «Перепись Исламской Республики Иран, 1390 год (2011 г.)» . Сиракузский университет (на персидском языке). Статистический центр Ирана. п. 03. Архивировано из оригинала (Excel) 16 января 2023 года . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ Абрамян, Ерванд (1982). Иран между двумя революциями . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета . стр. 123–163. ISBN 9780691053424 . OCLC 7975938 .
- ^ Жиль Рио, Этническая принадлежность и национализм в Иране: дело Азербайджана, КАРТАЛА 2012, стр. 246-
- ^ Дж. Мейер, Биоакустика человеческих свистящих языков: альтернативный подход к когнитивным процессам языка, Anais da Academia Brasileira de Ciências, 76, 405-412, (2004)
- ^ Джеймс Морье, Приключения Хаджи Бабы из Испании, 2005, Cosimo Inc.
- ^ Джеймс Морье, Второе путешествие через Персию, Армению и Малую Азию в Константинополь..., 1818, стр.410
- ^ Джейми Маслин, «Иранские рэперы и персидское порно: приключения автостопщика в новом Иране», 2009 г.
- ^ «/повторяю/ под предлогом проведения фестиваля клюквы, один день с сочной и красной клюквой замка Дареси» . Архивировано из оригинала 8 февраля 2014 года . Проверено 7 марта 2014 г.
- ^ Аббас Аманат и Фарзин Ведждани (редакторы), «Иран перед лицом других: границы идентичности в исторической перспективе», 2012 Пэлгрейв Макмиллан, гл. 3.
- ^ П. Л. Бейкер и Х. Смит, Иран, 2009 г., Bradet Trvel Guids, стр. 2009. 141
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Калейбар, Иран» Falling Rain Genomics, Inc.