Святилище Артемиды Орфии
Святилище Артемиды Орфии , архаическое место, посвященное Артемиде в классические времена , было одним из самых важных религиозных объектов в греческом городе-государстве Спарта и продолжало использоваться до четвертого века нашей эры. [ 1 ] [ 2 ] когда все нехристианские богослужения были запрещены во время гонений на язычников в поздней Римской империи . Святилище несколько раз разрушалось и перестраивалось на протяжении многих столетий, и сегодня здесь сохранилось множество артефактов, которые позволяют историкам лучше понять, что именно происходило в святилище в тот период времени. В этом святилище проводилось множество ритуалов, которые включали в себя различные культовые действия как мальчиков, так и девочек, а также с тех пор в результате многочисленных раскопок было обнаружено множество артефактов, которые помогли получить новую информацию о действиях и поведении, происходящих в храме. в Ортии.
Святилище
[ редактировать ]Культ Орфии (греч. Ὀρθία) был общим для четырех деревень, первоначально составлявших Спарту: Лимны (в которых она расположена), Питане , Киносура и Месоа . С хронологической точки зрения историки полагают, что он, вероятно, возник после культа богини города Афины Πολιοῦχος ( Полиохос ) «защитницы города» или Χαλκίοικος / Халкиойкос «бронзового дома». [ 3 ]
Святилище расположено на Пелопоннесе, на южном берегу реки Еврота , в древней Спарте. Это место было вне досягаемости всего, кроме самого сильного наводнения, которое началось в начале и продолжалось до VI века до нашей эры. После того, как наводнение нанесло этому месту значительный ущерб, его затем подняли за пределы досягаемости воды с помощью песка, который образовал похожее на одеяло покрытие, изолировав находящиеся под ним артефакты. Считалось, что первоначальное святилище было построено ок. 700 г. до н.э. [ 4 ] Самые старые реликвии, фрагменты керамики позднего греческого Средневековья , указывают на то, что культ, вероятно, существовал с 10-го века до нашей эры, но не раньше (Роуз в Докинзе 1929: 399). [ 5 ]
Второй храм был построен около 570 г. до н. э., возможно, во время совместного правления Леона Спартанского и Агасикла , когда военные успехи обеспечили средства; однако он был перенесен на север, построен на части старого храма и теперь обращен на юго-восток. [ 4 ] Местность была поднята и консолидирована, несомненно, в результате эрозии, вызванной Евротами. Алтарь и храм из известняка, ориентированные так же, как и предыдущие постройки, были построены на ложе речного песка. Окружающая стена также была увеличена и на этом этапе приобрела прямоугольную форму. Второй храм был полностью перестроен во II веке до нашей эры, в эпоху эллинизма, за исключением алтаря. Второй храм использовался лишь некоторое время, вплоть до IV века, когда о нем считалось забытым. Незадолго до того, как это место было заброшено в III веке нашей эры, римляне построили театр вокруг храма и алтаря, построив новый алтарь, чтобы приветствовать посетителей диамастигоза . [ 4 ]
Культ
[ редактировать ]Культовые элементы
[ редактировать ]В храме проводилось множество торжеств, одним из первых было Шествие девушек. Считалось, что это празднование произошло в самом начале открытия храма. Все подробности того, что именно произошло во время этого праздника, неизвестны, однако считалось, что девушки Спарты приносили подарки Артемиде, пока пели песни Парфеносу. В связи с этим праздником было найдено множество надписей, подтверждающих серьезность поклонения богине. [ 4 ]
Культ в Спарте часто использовал маски, имитирующие внешний вид различных животных. Это произошло потому, что во время особого праздника, называемого сиракузским праздником Артемиды, вокруг Артемиды могло находиться множество существ, и было важно, чтобы это была женщина-лев. [ 6 ] В связи с этим приношения в храме обычно включали в себя и животных, в Спарте медведь рассматривался как значимый символ. Было высказано предположение, что Артемида Орфия и медведь были связаны между собой материнством и рождением детей. [ 7 ]
Поскольку Артемида связана с идеями природы и питания, ее также считают плодотворной. Многие мифы изображают ее как фигуру, в которой есть общество нимф, служащих ей в качестве королевской семьи, а также сатиров, происходящих от Диониса , поэтому женщины в молодом возрасте становятся очень почетными по отношению к культу. [ 6 ] Считалось, что молодые женщины, соблюдающие культ, соблюдали целомудрие. Статуя, представляющая культовую Артемиду, была временно вынесена девушками из святилища на время исполнения танца.
Мужчины также воздавали хвалу греческой богине, из-за чего можно было увидеть, как эфебов избивали такими предметами, как кнуты, у алтаря храма в Спарте. [ 6 ] Считалось, что в святилище мальчики играли в три типа игр. Первая и даже вторая игры считались битвой пения или того, кто сможет создать лучшую музыку, а последняя игра считалась охотничьей игрой, поскольку для игры требовалось десять юношей. Одна игра не была известна, поскольку текст, объясняющий ее, не мог быть должным образом расшифрован на момент открытия. [ 8 ] Культ обращался к ксоанону (архаическому деревянному изображению) с зловещей репутацией, поскольку, по общему мнению, оно было из Тавриды , было украдено Орестом и Ифигенией , откуда , согласно Еврипиду . Ориентализирующие резные изображения из слоновой кости, найденные на этом месте, показывают крылатую богиню, схватывающую животное или птицу обеими руками в манере Потнии Терон ; полуобработанные изделия из слоновой кости с этого места показывают, что их изготовление было местным (Роуз в Докинзе 1929: 400). [ 2 ]
Павсаний описывает последующее возникновение диамастигоза ( ритуального бичевания ):
Приведу и другие доказательства, что Орфия в Лакедемоне — это деревянное изображение от иноземцев. Во-первых, Астрабак и Алопек, сыновья Ирба, сына Амфисфена, сына Амфикла, сына Агиса, когда нашли изображение, тотчас обезумели. Во-вторых, спартанцы-лимнаты, кинозуры и народы Месои и Питаны, принося жертвы Артемиде, впали в распри, которые привели и к кровопролитию; многие были убиты у алтаря, а остальные умерли от болезней. При этом им было дано пророчество , чтобы они обагрили жертвенник человеческой кровью. Раньше его приносили в жертву тому, кому выпадал жребий, но Ликург изменил обычай на бичевание эфеба , и таким образом алтарь окрашивается человеческой кровью. Рядом с ними стоит жрица, держа деревянное изображение. Сейчас оно маленькое и легкое, но если когда-нибудь бичеватели пожалеют плеть из-за красоты юноши или высокого положения, то жрица сразу же обнаружит, что изображение становится настолько тяжелым, что она едва может его нести. Она возлагает вину на бичевателей и говорит, что это их вина, что ее тяготят. Так что образ со времен жертвоприношений в земле Таврической хранит любовь к человеческой крови. Называют ее не только Ортией, но и Лигодесма (Λυγοδέσμα — Ивовая , связанная), потому что она была найдена в зарослях ив, и окружающая ее ива заставляла статую стоять вертикально» ( Описание Греции III, 16, 9–11).
По словам Плутарха , писавшего в «Жизни Аристида» (17, 8), церемония представляет собой реконструкцию, увековечивающую память об эпизоде греко -персидских войн . [ 9 ]
Помимо диамастигоза (ритуального бичевания), культ включал в себя индивидуальные танцы юношей и танцы хоров девушек. Для юношей призом является серп, что подразумевает сельскохозяйственный ритуал. [ 9 ]
наличие ex-votos О популярности культа свидетельствует (вотивных подношений): глиняных масок, изображающих старух или гоплитов, а также свинцовых и терракотовых фигурок, изображающих мужчин и женщин, играющих на флейте, лире или цимбалах или садящихся на лошадь. [ 9 ]
Крылатая Артемида
[ редактировать ]Архаичная крылатая Артемида, представленная во многих экс-вото с 8-го века до конца шестого, задерживалась здесь дольше всего как Артемида Орфия. Кукольные фигурки богини Артемиды постоянно выставляются с крыльями, а не с животным, держащим ее в руках или рядом с ней. От одной фигурки к другой можно наблюдать множество различий, наиболее важным из которых является конструкция крыльев, а также «поло», однако ни одна из них не имеет никакого значения. Тело статуэтки со временем постепенно уменьшалось в деталях, особенно в строении крыльев, за чем последовало исчезновение головы, палочковидных ног и нового каркаса треугольной формы. Иногда обнаруживалось, что на некоторых фигурках, созданных около 600 г. до н. э., в предлагаемой фигуре были вписаны послания, посвященные Артемиде Орфии. [ 10 ]
Диамастигоз
[ редактировать ]Культ Орфии породил διαμαστίγωσις/ diamastigosis (от διαμαστιγῶ/ diamastigô , «жестко хлестать»), где эфебоев пороли, как это описано у Плутарха , Ксенофонта , Павсания и Платона . Сыры были сложены на алтаре и охранялись взрослыми с кнутами. Молодые люди пытались их заполучить, не боясь кнутов. Это было сделано для того, чтобы подготовить мальчиков в раннем возрасте к жизни, с которой им предстоит столкнуться во взрослом возрасте и в качестве солдата. Это считалось обрядом посвящения. [ 11 ]
В римский период, по словам Цицерона , ритуал превратился в кровавое зрелище, иногда со смертельным исходом, со зрителями со всей империи. В III веке нашей эры пришлось построить амфитеатр для размещения посетителей. Либаниос указывает, что это зрелище привлекало любопытных еще в IV веке нашей эры. [ 12 ]
Вотивные подношения
[ редактировать ]Вотивные приношения , найденные в Святилище Артемиды Орфии, чаще всего были небольшими, но представлены в большом количестве. В течение архаической временной шкалы эти подношения существовали во многих вариациях и формах, что привело к предположению, что предметы не выбирались специально как что-то, что относилось бы или было связано с восхваляемым богом/богиней. Вместо этого считалось, что подношения выбирались с более личной точки зрения, а не с чем-то более репрезентативным для почитаемого. Идея щедрости была важнее, чем сам предмет, который дарили, и его связь с богом/богиней. [ 13 ]
В святилищах, расположенных в Лаконии, часто совершались подношения, сделанные из свинца и имеющие различные формы, наиболее распространенной из которых была форма венка. Многие из этих венков часто можно было найти связанными между собой остатками свинца, все еще прикрепленными к использованному оборудованию. [ 13 ] Свинцовые подношения составляют более 100 000 свинцовых подношений (теперь находящихся в коллекциях Ливерпуля), которые были обнаружены во время профессиональных раскопок в Святилище Артемиды Орфии. Резкое уменьшение количества вотивов, извлеченных из слоев после ок. 500 г. до н.э. совпадает с изменением использования свинцовых руд в Лаурионе в Аттике, вероятном источнике этих фигурок, со свинца на серебро. [ 14 ]
Самыми популярными фигурками, обнаруженными в Святилище, были воины, женские персонажи, олимпийские божества, музыканты и танцоры. Что касается изображения животных, то олени обычно предлагались в жертву и были признаны заменой обета, напрямую связанного с охотой и добычей. [ 15 ]
Крошечные вазы, еще один тип вотивных подношений, впервые появились в Святилище Артемиды Орфии в самом начале архаической временной шкалы. [ 16 ] Многие из найденных крошечных ваз были изготовлены вручную, в то время как другие были созданы с помощью колеса и имели ручки, прикрепленные сбоку. Чаще всего крохотные вазочки не закрашивали, но изредка их можно было встретить закрашенными черным. [ 15 ]
подношения из терракоты Также было обнаружено, что в святилище использовались , которые обычно изготавливались самостоятельно или им придавали различные формы и размеры. Одним из самых уникальных терракотовых изделий, обнаруженных в Святилище Артемиды в Орфии, были маски, которые, по-видимому, были созданы для имитации человеческого облика. Считалось, что эти маски идеально соответствуют строению лица человека, однако некоторые обнаруженные маски оказались меньше по размеру. [ 15 ]
Раскопки сайта
[ редактировать ]Это место было обнаружено Британской школой в Афинах во время раскопок в Лаконии (1906–1910 гг.), После того как в земле вокруг реки под этим местом были обнаружены кукольные фигурки и другие крошечные предметы. [ 8 ] В то время нераскопанное место, казалось, представляло собой лишь разрушенный римский театр , в значительной степени разграбленный после основания современной Спарты в 1834 году и вот-вот рухнувший в реку. Археологи под руководством Р.М. Докинза быстро нашли доказательства греческой оккупации. Докинз пишет: «Римский театр было легко защитить… большое количество древних предметов, которые своим светом, пролитым на первобытную Спарту, придали этим раскопкам первостепенное значение». Выявлена длинная, непрерывная последовательность археологических слоев. Были отмечены две отдельные области, которые использовались для полных раскопок. Они были обозначены как траншея А и траншея Б. Траншея А охватывала южную часть святилища, проходя через амфитеатр, траншея Б была отмечена всего в 10 метрах от траншеи А, которая все еще находится на юг, охватывающий все части инфраструктуры. [ 8 ]
Траншея А доставила множество артефактов, которые, вероятно, считались предметами, принесенными в жертву богине, глубоко в почве под амфитеатром. Самым невероятным открытием, сделанным в траншее А, стало обилие масок, предположительно связанных с культом. [ 8 ] Судя по минимальным находкам внутри, траншея Б была вырыта слишком далеко от основного участка. [ 8 ] Артефакты, найденные в траншеях, включали керамику, сосуды геометрической формы, кукольные фигурки, скульптуры и многое другое. [ 8 ]
Признаки человеческой жизни на самом раннем этапе можно обнаружить в темнейшей грязи, наполненной множеством артефактов, лежащих прямо под алтарем храма. Груды артефактов нельзя было найти больше нигде на этом месте в таком изобилии, кроме места, где, как считалось, поклонялись богине. Найденные останки, в том числе кости, считались связанными с культом и оказались останками животных, принесенных в жертву Орфии с помощью огня. [ 8 ]
Как и Британский музей , [ 17 ] Значительная группа подношений была помещена во Всемирный музей Ливерпуля, Соединенное Королевство, и, как говорят, представляет собой экспонаты, относящиеся ко всем периодам времени, когда использовался храм (с 8-го века до нашей эры до 3-го века нашей эры). Хотя есть информация, позволяющая предположить, что святилище использовалось намного позже VIII века, большинство обнаруженных обетов были закопаны в землю задолго до середины VII века. Вотивы могут быть датированы концом V века до нашей эры, а наибольшее количество было найдено примерно в конце VI века до нашей эры. [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Другие святилища, посвященные Артемиде:
- Храм Артемиды , Артемисион в Эфесе
- Браурона в Аттике , где Артемиду почитали вместе с Ифигенией.
- Национальный археологический музей Афин
Другие спартанские фестивали:
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Леви, Эдмонд. (2003). Спарта: политическая и социальная история до римского завоевания . Эд. Порога. ISBN 2-02-032453-9 . OCLC 883580938 .
- ^ Перейти обратно: а б Докинз, Р.М. (Ричард МакГилливрей), 1871–1955 гг. (1929). Святилище Артемиды Орфии в Спарте. Общество содействия эллинистическим исследованиям. OCLC 1053653624 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Роббинс, Эммет (1982). «Геракл, гиперборейцы и лань: Пиндар, «ОЛ. 3». Феникс . 36 (4): 295–305. дои : 10.2307/1087789 . ISSN 0031-8299 . JSTOR 1087789 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Ефросини Буцикас; Клайв Рагглс (2011). «Храмы, звезды и ритуальные пейзажи: потенциал для археоастрономии в Древней Греции». Американский журнал археологии . 115 (1): 55. дои : 10.3764/aja.115.1.0055 . JSTOR 10.3764/aja.115.1.0055 . S2CID 191398767 .
- ^ Р. М. ДОКИНЗ (1929). Р. М. Докинз (ред.) Святилище Артемиды ОРТИИ В СПАРТЕ .
- ^ Перейти обратно: а б с Ллойд-Джонс, Хью (1983). «Артемида и Ифигения». Журнал эллинистических исследований . 103 : 87–102. дои : 10.2307/630530 . ISSN 0075-4269 . JSTOR 630530 . S2CID 162186373 .
- ^ Саддаби, Торин (2014). «Маски и девушки: Женщины и святилище Артемиды Орфии» . Созвездия . 6 (1). дои : 10.29173/cons24110 . ISSN 2562-0509 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Святилище Артемиды Орфии в Спарте. Общество содействия эллинистическим исследованиям; дополнительный документ № 5, страница 10» . www3.lib.uchicago.edu . Проверено 29 октября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Аристид, Элий. (1973). Аристид в четырех томах Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-99505-8 . OCLC 649347 .
- ^ Томпсон, М.С. (1909). «Азиатская или Крылатая Артемида». Журнал эллинистических исследований . 29 (2): 286–307. дои : 10.2307/624687 . ISSN 0075-4269 . JSTOR 624687 . S2CID 164206001 .
- ^ Фишер-Хансен, Тобиас; Поульсен, Бирте (2009). От Артемиды до Дианы: Богиня человека и зверя . Музей Тускуланум Пресс. ISBN 9788763507882 .
- ^ Ризор, Маргарет Э.; Либаниос; Шулер, Бернар; Либаниос; Шулер, Бернар; Либаниос; Шулер, Бернар; Либаниос; Шулер, Бернард (1975). «Либаниос. Рассказывает о Моро. Де l'неудовлетворение (дискурс 6)». Классический мир . 69 (3): 212. дои : 10.2307/4348406 . ISSN 0009-8418 . JSTOR 4348406 .
- ^ Перейти обратно: а б Салапата, Джина. «ЧЕМ БОЛЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ? ОБЕТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В НАБОРАХ» . Ascs.org.au.
- ^ Вуд, младший (2022). «Другие способы изучить финансы, стоящие за рождением Классической Греции» . Археометрия . дои : 10.1111/arcm.12839 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Маскетт, Джорджина (2014). «Вотивные приношения из святилища Артемиды Орфии, Спарта, в коллекциях Ливерпуля». Ежегодник Британской школы в Афинах . 109 : 159–173. дои : 10.1017/S0068245414000057 . ISSN 0068-2454 . JSTOR 44082091 . S2CID 193168896 .
- ^ Гиматзидис, Стефанос (30 октября 2011 г.). «Пир и подношения богам в ранних греческих святилищах: монументализация и миниатюризация в керамике» . Паллада. Revue d'études Antique (86): 75–96. дои : 10.4000/pallas.2099 . ISSN 0031-0387 .
- ^ Коллекция Британского музея
Библиография
[ редактировать ]- Томпсон М.С., «Азиатская или Крылатая Артемида». Журнал эллинистических исследований , 29 (1) (1909), стр. 286–307.
- Вудворд, Артур Морис (1910). Святилище Артемиды Орфии в Спарте: Надписи .
- Докинз, Р.М. , Святилище Артемиды Орфии в Спарте , Журнал эллинистических исследований, приложение №. 5, Лондон, 1929 г. ( текст онлайн )
- Докинз, Р.М. (1930). «Артемида Ортия: некоторые дополнения и исправления» . Журнал эллинистических исследований . 50 (2): 298–299. дои : 10.1017/S0075426900071342 . ISSN 0075-4269 . JSTOR 626818 . S2CID 163268019 .
- Бордман, Джон (1963). «Артемида Орфия и хронология» . Ежегодник Британской школы в Афинах . 58 : 1–7. дои : 10.1017/S0068245400013721 . ISSN 0068-2454 . JSTOR 30102913 . S2CID 162798621 .
- Роббинс, Эммет. «Геракл, гиперборейцы и лань: Пиндар, «OL». 3», Phoenix 36.4 (1982), стр. 295–305.
- Ллойд-Джонс Хью, «Артемида и Ифигнея» Журнал эллинистических исследований . 103 (1983), стр. 87–102.
- Макфи, Ян (1986). «Лаконская Красная Фигура из британских раскопок в Спарте» . Ежегодник Британской школы в Афинах . 81 : 153–166. дои : 10.1017/S0068245400020128 . ISSN 0068-2454 . JSTOR 30102895 . S2CID 164018692 .
- Кэтлинг, RWV (1994). «Фрагмент архаической модели храма Артемиды Орфии, Спарта» . Ежегодник Британской школы в Афинах . 89 : 269–275. дои : 10.1017/S0068245400015409 . ISSN 0068-2454 . JSTOR 30102573 . S2CID 162662557 .
- Краймс, Гоминьдан; Аткинсон, Кэтлин Мэри Тайрер Краймс (1999). Древняя Спарта: пересмотр доказательств . Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0-7190-5741-0 .
- Стивенсон, Джед (2000). Придание значения маскам из святилища Артемиды Орфии, Спарта .
- (на французском языке) Эдмон Леви , Спарта: политическая и социальная история до римского завоевания , Сей, коллекция «Points Histoire», Париж, 2003 г. ISBN 2-02-032453-9
- Копаниас, Константинос (2009). «Некоторые изделия из слоновой кости из геометрического слоя в святилище Артемиды Орфии, Спарта: взаимосвязи между Спартой, Критом и Востоком в конце восьмого века до нашей эры» . Британская школа в Афинах . 16 : 123–131. ISSN 2159-4996 . JSTOR 40960628 .
- Во, Ники (2009). «Визуализация плодородия на сайте Артемиды Орфии» . Британская школа в Афинах . 16 : 159–167. ISSN 2159-4996 . JSTOR 40960632 .
- Фишер-Хансен, Тобиас; Поульсен, Бирте, От Артемиды до Дианы: Богиня человека и зверя . (2009). Музей Тускуланум Пресс.
- Буцакис, Э. «Храмы, звезды и ритуальные пейзажи, потенциал археоастрономии в Древней Греции». Американский журнал археологии , 115(1) (2011), стр. 55.
- Салапата, Джина. «Чем больше, тем лучше? Вотивные предложения в наборах». Австралазийское общество классических исследований 32, 2 ( текст в Интернете )
- Гимацидис, Стефанос. «Пир и подношение богам в раннегреческих святилищах: монументализация и миниатюризация в керамике». Pallas Revue d'etudes Antiques , 86 (1) (2011), стр. 75–96.
- Маскетт, Джорджина (2014). «Вотивные приношения из святилища Артемиды Орфии, Спарта, в коллекциях Ливерпуля» . Ежегодник Британской школы в Афинах . 109 : 159–173. дои : 10.1017/S0068245414000057 . ISSN 0068-2454 . JSTOR 44082091 . S2CID 193168896 .
- Розенберг, Джона Ллойд (2015). «Маски Ортии: форма, функции и истоки театра» . Ежегодник Британской школы в Афинах . 110 : 247–261. дои : 10.1017/S006824541500009X . ISSN 0068-2454 . JSTOR 44082112 . S2CID 231656716 .
- Кристофферсен, Торе Ровс (2019). «Надписи Артемиды Орфии и разговорный лаконский язык в имперский период: в защиту выживания диалекта в Спарте» . Глотта . 95 : 169–189. дои : 10.13109/глот.2019.95.1.169 . ISSN 0017-1298 . JSTOR 26727200 . S2CID 166781248 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Картледж, Пол (15 апреля 2013 г.). Спарта и Лакония: региональная история 1300–362 гг . до н.э. Рутледж. ISBN 978-1-135-86455-2 .
- Соммер, Флориан (2022). «Артемида Ортия: лингвомифологическая генеалогия». Индоевропейское исследование . 127 (1): 307–342. дои : 10.1515/if-2022-0014 . S2CID 252684333 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Святилище Артемиды Орфии» . Министерство культуры Греции.
- «Спарта и Лакония» . Британская школа в Афинах . Университет Глазго . Архивировано из оригинала 12 октября 2000 года.
- Религиозные здания и сооружения VIII века до н.э.
- Религиозные здания и сооружения VI века до н.э.
- Древнегреческие здания и сооружения
- Древнегреческие святилища в Греции
- Религия в древней Спарте
- Древнегреческие археологические памятники на Пелопоннесе (регион)
- Здания и сооружения в Лаконии
- Храмы Артемиды