Костас Акселос
Костас Акселос Костас Акселос | |
---|---|
Рожденный | Афины , Греция | 26 июня 1924 г.
Умер | 4 февраля 2010 г. Париж , Франция | (85 лет)
Образование | Парижский университет (доктор философии, 1959 г.) [1] |
Эра | Философия 20-го века |
Область | Западная философия |
Школа | Континентальная философия , западный марксизм , феноменология |
Основные интересы | История философии , практики , техне , социального отчуждения |
Известные идеи | Открытый марксизм , игра мира, планетарное мышление, мондиализация , заблуждение |
Костас Акселос (также пишется Костас Акселос ; греческий : Костас Акселос ; 26 июня 1924 — 4 февраля 2010) — греко - французский философ .
Биография
[ редактировать ]Акселос родился в Афинах в 1924 году в семье врача и женщины из старой афинской буржуазной семьи и учился в средней школе при Французском институте. [5] и средняя школа Варвакейо . [6] Он поступил на юридический факультет , Афинского университета чтобы продолжить обучение в области права и экономики из-за неудовлетворенности философией, преподаваемой на философском факультете Афинского университета, но не поступил на него. [7] С началом Второй мировой войны Акселос занялся политикой . Затем во время немецкой и итальянской оккупации он участвовал в греческом Сопротивлении , а затем в прелюдии Гражданской войны в Греции в качестве организатора и журналиста, связанного с Коммунистической партией (1941–1945). Позже он был исключен из Коммунистической партии и приговорен правым правительством к смертной казни. Его арестовали, но ему удалось бежать.
В конце 1945 года Акселос переехал в Париж , Франция, во время путешествия Матароа вместе с примерно 200 другими преследуемыми интеллектуалами, где он изучал философию в Сорбонне и прожил большую часть своей жизни. [8] С 1950 по 1957 год он работал исследователем в философском отделении CRNS , где писал диссертации, а впоследствии перешел на работу в École Pratique des Hautes Études . С 1962 по 1973 год Акселос преподавал философию в Сорбонне и познакомился с Жаком Лаканом , Пабло Пикассо и Мартином Хайдеггером . Его первичная докторская диссертация 1959 года «Маркс, мыслитель техники» (переводится как «Маркс, человек, который думает посредством техники» ) пыталась дать понимание современной технологии, основанное на идеях Хайдеггера и Маркса , и оказала большое влияние в 1960-х годах наряду с философией. Герберта Маркузе . Вторичная диссертация Акселоса была посвящена Гераклиту и в конечном итоге была опубликована в 1962 году под названием « Гераклит и философия: La première saisie de l'être en devenir de la totalité» ( «Гераклит и философия: первое понимание бытия-в-становлении тотальности» ).
Акселос был соавтором, обозревателем и впоследствии редактором журнала Arguments (1956–1962). Он основал и с 1960 года руководит серией книг «Аргументы» в журнале «Les Éditions de Minuit» . [9] Журнал имел ссылки на другие европейские издания, например, Praxis в Югославии и Das Argument в Германии. [10] и придерживался несектантского марксистского подхода. [11] Он опубликовал тексты в основном на французском языке , а также на греческом и немецком языках . Его самая важная книга — Le Jeu du Monde ( «Игра мира »), где Акселос приводит доводы в пользу доонтологического статуса игры. Благодаря этой деятельности и связям с крупными европейскими интеллектуальными деятелями Акселос играл центральную роль во французской и европейской интеллектуальной жизни на протяжении более 50 лет. [8]
Философская работа
[ редактировать ]Костас Акселос пытался примирить древнее мышление Гераклита с современным мышлением Маркса, Ницше , Фрейда , Хайдеггера и других, чтобы получить новый взгляд на некоторые проблемы марксизма своего времени. Акселос использовал философию Гераклита как основную основу для оценки работ Маркса и Энгельса. Акселос способствовал растущему интересу современных исследователей к досократикам и вообще к древнегреческой философии через свое понимание роли концепций в интерпретации мира.
Отправной точкой Акселоса был тезис Маркса о том, что «становление мира философским является в то же время мировоззрением философии, что ее реализация есть в то же время ее утрата» [12] В своей диссертации «Маркс, человек, мыслящий посредством техники» и в своей работе «Отчуждение, техника и практика в мышлении Карла Маркса» Акселос в значительной степени опирается на « Экономические и философские рукописи» , читая их с помощью концепций Хайдеггера и Ницше. Он исследовал последствия «отчуждения» в истории, такие как последствия разделения труда, частной собственности и капитала, с точки зрения «экстернализации» людей в «чужой реальности». Акселос пытался связать эти описания отчуждения и потери «игры» с хайдеггеровской концепцией технологического « обрамления как постоянного резерва [bestand] . Для Акселоса это расширенное понимание технологии стало способом подвергнуть сомнению как современное общество, так и марксизм. [13]
Следуя примеру своего учителя Хайдеггера, который использовал поэтический стиль философии, Акселос часто использовал непрерывный поток афористических утверждений, чтобы связать явления воедино, пытаясь прислушаться к «игре мира». Используя этот метод для приближения к «горизонтам мира», Акселос раскрывает «мифологические элементы» марксизма и особенно критикует тенденции к метанарративу , которые он считает нигилистическими и антропоцентрическими. Две докторские диссертации Акселоса и его книга «На пути к планетарному мышлению» (1964) были объединены в трилогию — «Развертывание заблуждения».
Акселос продолжал заниматься современным мышлением и формирующимся глобальным миром, стремясь открыть «невидимый горизонт, окружающий все сущее» (1964), еще больше совершенствуя свой метод как непрерывное блуждание по расколотой «целостности», окружающей современных людей. Чтобы описать это состояние «бытия-в-становлении», Акселос использует термин «игра». Это лежит в основе второй трилогии Акселоса под названием «Развертывание игры » (« Le deploiement de jeu »), в которую вошли книги: «Игра мира » (1969), «К этике проблематики» (1972) и «Вклад в Логика (1977).
Наконец, третья трилогия Акселоса называется «Развертывание расследования » и состоит из книг: «Аргументы расследования» (1969), «Горизонты мира» (1974) и «Проблемы на кону» (1979). Используя как Маркса, так и Фрейда, Акселос не отверг небрежно их аргументы, несмотря на попытку «освободить жизненные силы» внутри них (1964), как отмечает в его автобиографии: «остается еще раз спросить, экстраполировать марксистские и фрейдистские интуиции» ( 1997). В центре внимания поисков по-прежнему остается «игра сетов», особенно в контексте дебатов о « конце истории ». Это переформулировано следующим образом: «Поскольку все было сказано и опровергнуто на определенном языке, главным образом метафизическом языке философии и языке антифилософии, которая ниспровергает метафизическое, есть ли еще что-то осмысленное, что можно сказать, и на каком языке? язык?" (1974).
После завершения третьей трилогии Акселос опубликовал « Открытые системы» (1984) как расширение концепций, которые он до сих пор использовал для «разоблачений в мире» со средствами фиксации и записи различных и огромных «странствий» «открытый мир», то есть того, чего нет в наличии, но что «подавляет все больше людей и больше исторических обществ».
Почти все тексты Акселоса были написаны как метафилософские эпилоги с намерением не «пассивно переносить наше время: начатые нами исследования требуют от нас смотреть и видеть как вблизи, так и вдали» (1997). Конечная цель заключалась в том, чтобы написать «в речи поэтичной и вдумчивой, пылкую жизнь» (1997).
Открытый марксизм
[ редактировать ]Подход Акселоса к мышлению и философствованию можно назвать « открытым марксизмом » — термин, который использовал сам Акселос. [14] Однако Акселос определил аспекты современного технологического мышления, которые необходимо подвергнуть критике в текстах Маркса, что побудило его читать Маркса как кульминацию западной метафизики (параллельно с хайдеггеровской оценкой Ницше). [15] Таким образом, открытый марксизм — это попытка выйти за рамки политико-идеологической роли марксизма и вместо этого «поставить плодотворные вопросы и демистифицировать «существующие реализации»». [16] Акселос подчеркнул, что все виды действий – политические или иные – не могут быть определены априори . Мысль Акселоса пытается подвергнуть сомнению все формы замыкания и является формой теории открытых систем (в отличие от теории закрытых систем ). В другом месте он назвал это «планетарным мышлением» (1964).
Понятие «игра».
[ редактировать ]Акселос использует понятие «игра» ( le jeu ) и как онтологическую категорию («система систем»), и как этический идеал неотчужденного общества. Акселос утверждает, следуя Марксу, что оппозиция между работой (необходимостью) и игрой (свободой) должна быть устранена, но признает, что это будет одновременно конкретной и онтологической «мировой игрой» ( le jeu du monde ) или ошибкой. [17] Он также утверждает, следуя Хайдеггеру, что игра — это забытый в современном мире смысл Бытия (забвение Бытия). Например, критикуя чрезмерно детерминистские взгляды на глобализацию, Акселос утверждает, что это процесс мироформирования ( мондиализации ), который более открыт для трансформации, чем часто признают классические теоретики марксизма. [18] Реляционный аспект игры — это то, что связывает человеческую деятельность с деятельностью мира и различные системы человеческой жизни (магию, миф, религию, поэзию, политику, философию, науку) вместе и с миром. [19] Таким образом, игра для Акселоса вовсе не детское призвание.
Библиография
[ редактировать ]- Французская библиография
- Хайдеггер, Мартин . Что такое философия? ( Что такое философия? ). Пер. с немецкого с Жаном Бофре , Галлимар, 1957.
- Лукач, Георг . Histoire et совесть де класса ( История и классовое сознание ). Пер. (с предисловием) с немецкого языка с Жаклин Буа, Minuit, 1960.
- посредством техники: от отчуждения человека к завоеванию мира , Маркс, человек, который мыслит Раскрытие ошибки, часть 1, Париж, UGE/Les Éditions de Minuit, 1961.
- Гераклит и философия: первое понимание бытия-в-становлении тотальности , раскрытие ошибки, часть 2, 1962.
- Аргументы исследования , Париж, Les Éditions de Minuit, 1963.
- На пути к планетарному мышлению: мысль, становящаяся миром . , мир, становящийся мыслью, раскрытие ошибки, часть 3), Париж, Les Éditions de Minuit, 1964
- Игра мира , Развертывание игры, часть 1, Париж, Les Éditions de Minuit, 1969.
- расследования Аргументы , Развитие расследования, часть 1, Париж, Les Éditions de Minuit, 1969.
- За этику проблематики, «Развертывание игры, часть 2», Париж, Les Éditions de Minuit, 1972.
- Интервью , . Париж, Схолис/Фата Моргана, 1973
- мира Горизонты , Развитие расследования, часть 2, Париж, Les Éditions de Minuit, 1974.
- в логику Вклад , «Развертывание игры, часть 3», Париж, Les Éditions de Minuit, 1977.
- на кону Проблемы , Развитие расследования, часть 3, Париж, Les Éditions de Minuit, 1979.
- Открытые системы , . Париж, Les Éditions de Minuit, 1984
- Метаморфозы ( Метаморфозы ), 1991.
- ошибка Эротическая . , 1992
- молодому мыслителю , Письма Париж, Les Éditions de Minuit, 1996.
- Автобиография , 1997 .
- Этот допрос , Париж, Les Éditions de Minuit , 2001 г.
- ответы Загадочные , Париж, Les Éditions de Minuit , 2005.
- Что происходит. Фрагменты подхода ( Что происходит. Фрагменты подхода ), Париж, Les Belles-Lettres, сб. «Морские чернила», 2009.
- Немецкая библиография
- Акселос, Костас. Einführung in ein künftiges Denken: Uber Marx Und Heidegger ( Введение в мысль о будущем: О Марксе и Хайдеггере ). Тюбинген: Макс Нимейер, 1966; выйдет в английском переводе издательством Meson Press, переведен Кеннетом Миллсом, отредактирован и представлен Стюартом Элденом.
- Английская библиография
Полная английская библиография со ссылками доступна по адресу: «Прогрессивная география» . 23 мая 2014 г.
- Акселос, Костас. Отчуждение, практика и техне в мысли Карла Маркса. Пер. Рональд Брузина. Остин: Издательство Техасского университета. 1976.
- Акселос, Костас. «Планетарная интерлюдия» из «Vers la pensée planétaire». Пер. Салли Хесс. Йельский французский язык. № 41: Игра, Игра, Литература: 1968, с. 6–18.
- Акселос, Костас. «Маркс, Фрейд и направления мысли в будущем». Пер. Салли Брэдшоу. Диоген. Том. 18, № 72: 1970, с. 96–111.
- Акселос, Костас. «Играйте как Система Систем». Субстанция. Том. 8 (4), выпуск 25: 1979, с. 20–24.
- Акселос, Костас и Элден, Стюарт. «Мондиализация без мира». Радикальная философия. № 130: март/апрель 2005 г., стр. 25–28.
- Акселос, Костас. «Мир: становление целостностью». Окружающая среда и планирование D: Общество и космос. Том. 24: 2006, с. 643–651.
- Элден, Стюарт. «Представляем Костаса Акселоса и «Мир»» из журнала Systématique ouverte. Окружающая среда и планирование D: Общество и космос. Том. 24: 2006, с. 639–642.
- Элден, Стюарт. «Костас Акселос и мир кружка аргументов». Ин Бург, Дж. (ред.). После потопа: новые перспективы послевоенной французской интеллектуальной и культурной истории послевоенной Франции. Лэнхэм: Лексингтон Букс; 2004: с. 125-148.
- Памятка, Христос. «За Маркса и марксизм: интервью с Костасом Акселосом». Тезис одиннадцатый. № 98: 2009 (август), с. 129–139.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фонд Костаса Акселоса - École Normale Supérieure - Париж. Архивировано 11 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Жак Деррида, Грамматология , JHU Press, 1998, стр. 326 н. 14.
- ^ Стюарт Элден, Понимание Анри Лефевра , Continuum, 2004, стр. 82.
- ^ Джулиан Бург (редактор), После потопа: новые перспективы интеллектуальной и культурной истории послевоенной Франции , Lexington Books, 2004, стр. 113.
- ^ Элден, Стюарт (2005). «ИНТЕРВЬЮ: Костас Акселос; «Мондиализация без мира» » (PDF) . Радикальная философия. Архивировано из оригинала (PDF) 17 января 2006 г. Проверено 2 февраля 2010 г.
- ^ Варвакио.gr
- ^ Записки, Христос и Акселос, Костас. «За Маркса и марксизм: интервью с Костасом Акселосом». Тезис одиннадцатый, № 98, август 2009 г., стр. 130.
- ^ Jump up to: а б Элден, Стюарт. «Представляем Костаса Акселоса и «Мир»» из журнала Systématique ouverte. Окружающая среда и планирование D: Общество и космос , Vol. 24, 2006, 639.
- ^ «Костас Акселос» . Издания de Minuit . Проверено 2 февраля 2010 г.
- ^ Записки и Акселос, 2009, 131.
- ^ Плакат, Марк. Экзистенциальный марксизм в послевоенной Франции. Принстон: Издательство Принстонского университета, 1975, 212.
- ^ Маркс цитирует Элдена Стюарта «Костас Акселос и мир круга аргументов». Ин Бург, Дж. (ред.). После потопа: новые перспективы послевоенной французской интеллектуальной и культурной истории послевоенной Франции. Лэнхэм: Лексингтон Букс; 2004: с. 132.
- ^ Элден 2004: стр. 135.
- ^ Акселос, Костас. «Существует ли марксистская философия?», в книге «На пути к планетарному мышлению » , Париж, Les Éditions de Minuit, 1964. Trans 1989, 242.
- ^ Акселос, Костас. Отчуждение, практика и техника в мысли Карла Маркса. Пер. Рональд Брузина. Остин: Издательство Техасского университета. 1976: с. 246.
- ^ Записки и Акселос, 2009, 133.
- ^ Акселос, Костас и Элден, Стюарт. «Мондиализация без мира». Радикальная философия. № 130: март/апрель 2005 г., стр. 27.
- ^ Акселос и Элден 2005: стр. 27
- ^ Акселос, Костас. «Играйте как Система Систем». Вещество , Том. 8 (4), выпуск 25, 1979, 21.