Подождите, люди
Нунггубую , — австралийские аборигены проживающие на востоке Арнемленда на Северной территории.
Язык
[ редактировать ]Нунггубую, также называемый Вубуй, является языком Пама Ньюнган. не [ 1 ] характеризуется маркировкой головы сложной морфологией глагольных префиксов, связанными местоименными формами для субъекта и объекта и классами существительных с префиксами. [ 2 ] Вместе с аниндильягвой он считается одним из самых грамматически сложных австралийских языков . [ 3 ] [ а ] В нем есть как минимум 28 заимствований из макасарского языка . [ 5 ] Его принадлежность к другим коренным австралийским языкам оспаривается. Некоторые говорят о языковой семье нунггубую-нганди. [ 2 ] или о его принадлежности к более крупной языковой семье Гунвинггуань. [ 6 ]
Первый словарь языка был написан миссионером Эрлом Хьюзом, который прожил среди нунггубуев 17 лет и свободно говорил на этом языке. [ 4 ] Интенсивная последующая работа, в результате которой были написаны две крупные монографии, была предпринята Джеффри Хитом в 1970-х годах.
Страна
[ редактировать ]Традиционные земли Нунггубую простирались примерно на 2700 квадратных миль (7000 км2). 2 ) на юг от мыса Барроу и Харрис-Крик до прибрежной зоны напротив острова Эдварда, а их западные границы образовывали реки Роуз и Уокер . [ 7 ]
История
[ редактировать ]Нунггубую имели очень важные культурные и экономические связи с варндарангом , вымершим теперь как отдельная языковая группа, хотя потомки нескольких кланов последних были поглощены нунггубую. [ 8 ] [ 9 ]
Социальная структура
[ редактировать ]Как и везде в Австралии, родство и происхождение являются доминирующими проблемами общества Нунггубую. Однако они не разделяют очень распространенную систему секций и подразделов, определяющую родственные отношения во многих австралийских племенах, а, скорее, межличностные генеалогические отношения лежат в основе социальной структуры. Эта аномальная для региона особенность является общей для нунггубую с папуасскими и меланазийскими народами, такими как народ маринд-аним . [ 10 ]
Общество структурировано четырьмя подразделениями, охватывающими фратрии , фратрии, кланы и патриархальные линии .
Есть две части: Мандаюнг (с мифами, которые связывают ее с преемственностью и разрешением споров) и Мандариджа , чьи мифы предполагают экспериментирование и изменение. В некоторых отношениях они отражают дуа / йириджа структуры фрагментов йолнгу на северо-востоке Арнемленда. [ нужна ссылка ] По этой причине люди Мандариджи поглощают в свои тотемические системы вещи иностранного происхождения, такие как корабли, самолеты и тракторы. Между этими соответствующими фрагментами разделены два мифо-ритуальных комплекса. Мандаюнг являются владельцами культа Гунабиби (Кунапипи), а Мандариджа контролируют культ «Ру:1». [ 11 ]
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Масгрейв и Тибергер 2012 , с. 65.
- ^ Перейти обратно: а б МакКонвелл 2010 , с. 772.
- ^ Лидинг 1996 , с. 193.
- ^ Перейти обратно: а б Бербанк 2011 , с. 24.
- ^ Эванс 1992 , с. 47.
- ^ Граймс 2003 , стр. 119–120.
- ^ Тиндейл 1974 , с. 234.
- ^ Хит 1978 , с. 16.
- ^ Хит 1982 , с. 6.
- ^ ван дер Лиден 2013 , стр. 150, 155.
- ^ ван дер Лееден 2013 , с. 154.
Источники
[ редактировать ]- Бербанк, Виктория Кэтрин (2011). Этнография стресса: социальные детерминанты здоровья аборигенов Австралии . Спрингер . ISBN 978-0-230-11722-8 .
- Капелл, Артур (сентябрь 1960 г.). «Мифы и сказки Нунггубую, юго-восточный Арнемленд». Океания . 31 (1): 31–62. дои : 10.1002/j.1834-4461.1960.tb01738.x . JSTOR 40329241 .
- Клунис Росс, Маргарет (декабрь 1978 г.). «Структура песенной поэзии Арнемленда». Океания . 49 (2): 128–156. дои : 10.1002/j.1834-4461.1978.tb01383.x . JSTOR 40330404 .
- Эванс, Николас (1992). «Макасские заимствования в верхних языках» . Австралийский журнал лингвистики . 12 (1): 45–91. дои : 10.1080/07268609208599471 .
- Граймс, Барбара (2003). «Гунвингуаньские языки» . Во Фроули, Уильям (ред.). Международная энциклопедия лингвистики: AAVE-эсперанто. Том. 1 . Издательство Оксфордского университета . стр. 119–120. ISBN 978-0-195-13977-8 .
- Хит, Джеффри (1978). Лингвистическое распространение в Арнемленде . Австралийский институт исследований аборигенов.
- Хит, Джеффри (1980). Нунггубую мифы и этнографические тексты (PDF) . Австралийский институт исследований аборигенов.
- Хит, Джеффри (1982). Словарь Нунггубую (PDF) . Австралийский институт исследований аборигенов.
- ван дер Лееден, AC (2013). «Аборигены Нунггубую и Маринд-Аним: предварительные сравнения юго-восточной части Арнемленда и южной части Новой Гвинеи» . Ин ван Бек, WEA; Шерер, Дж. Х. (ред.). Исследования в области антропологии религии: Очерки в честь Яна ван Баала . Спрингер. стр. 147–165. ISBN 978-9-401-74902-2 .
- Лидинг, Велма Дж. (1996). «Части тел и имущество в Аниндильякве» . В Чаппелле, Хилари; МакГрегори, Уильям (ред.). Грамматика неотчуждаемости: типологический взгляд на термины частей тела и отношение части к целому . Вальтер де Грюйтер . стр. 193–249. ISBN 978-3-110-12804-8 .
- МакКонвелл, Патрик (2010). «Контактные и языки коренных народов Австралии» . В Хики, Рэймонд (ред.). Справочник языкового контакта . Джон Уайли и сыновья . стр. 770–783. ISBN 978-1-405-17580-7 .
- Масгрейв, Саймон; Тибергер, Ник (октябрь 2012 г.). Нордхофф, Себастьян (ред.). «Языковое описание и гипертекст: Нунггубую на примере тематического исследования» (PDF) . Языковая документация и сохранение (специальная публикация № 4). Электронная грамматика: 63–77.
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Нунггубуджу (Северная Каролина)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Издательство Австралийского национального университета. ISBN 978-0-708-10741-6 .