Альбертинский статут
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Статут Альбертино ( английский : Альбертинский статут ) — конституция , дарованная королём Сардинии Карлом Альбертом Королевству Сардинии 4 марта 1848 года и написанная на итальянском и французском языках. Позже Статут стал конституцией единого Королевства Италия и оставался в силе с изменениями до 1948 года. [ 1 ] Чарльз Альберт не хотел давать Конституционную хартию, поэтому он пытался сохранить как можно больше власти, даже несмотря на то, что Статут ознаменовал конец его абсолютной монархии . [ 2 ]
Конституция установила одномандатно-мажоритарную избирательную систему и первоначально предоставила избирательное право богатым мужчинам старше 25 лет. [ 3 ] В 1919 году одномандатно-мажоритарная система была заменена системой пропорционального представительства. [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]Статут был провозглашен только из-за опасений по поводу революционного восстания, волновавшего Италию в 1848 году. В то время Карл Альберт лишь следовал примеру других итальянских правителей, но его Статут был единственной конституцией, пережившей репрессии, последовавшие за Первой войной. Независимость (1848–49). Статут оставался основой правовой системы после объединения Италии в 1860 году и Королевства Сардиния стало Королевством Италия. Несмотря на то, что Статут претерпел глубокие изменения, особенно во время фашистского правительства Бенито Муссолини (который правил с молчаливого одобрения короля Виктора Эммануила III ), структура Статута просуществовала практически без изменений до принятия в 1948 году республиканской конституции , которая заменила несколько основные особенности документа, с особым учетом монархического характера.
Положения
[ редактировать ]Преамбула
[ редактировать ]Преамбула охвативших Статута состоит из вводящей в действие формулы , подтверждающей власть Короля в контексте волнений , Европу и Королевство, путем утверждения: [ 4 ]
КАРЛО АЛЬБЕРТО, милостью Божией , КОРОЛЬ САРДИНИИ, КИПРА И ИЕРУСАЛИМА И т. д., и т. д., и т. д.
С царственной преданностью и отеческой любовью Мы приходим сегодня, чтобы осуществить то, о чем Мы объявили самым любимым Нашим подданным в Нашем провозглашении от 8 февраля прошлого года, которым Мы хотели продемонстрировать, среди чрезвычайных событий, окружающих страну, как Наше доверие к ним возрастает с тяжестью обстоятельств и, принимая во внимание только порывы Нашего сердца, насколько решительно Наше намерение приспособить их судьбу к духу времени, ради интересов и достоинства Нации.
Считая, что широкие и сильные представительные учреждения, содержащиеся в настоящем Основном Статуте, являются наиболее надежным средством укрепления узами нерасторжимой привязанности, которые связывают с Нашей Итальянской Короной народ, который дал Нам так много доказательств веры, послушания и с любовью, Мы решили утвердить его и обнародовать в вере, что Бог благословит Наши намерения и что свободная, сильная и счастливая Нация всегда будет показывать себя все более достойной своей древней славы и заслужит славное будущее. По этой причине, Нашей непререкаемой Королевской властью, получив мнение Нашего Совета, Мы постановили и постановляем силой Статута и Основного Закона, вечных и безотзывных со стороны Монархии, следующее:
Государство (статьи 1–23)
[ редактировать ]Статут начинается с установления католицизма в качестве единственной государственной религии, в то время как свобода вероисповедания предоставляется всем существующим формам отправления культа в соответствии с законом (статья № 1). Королевство Италия было представительной монархией с наследственной короной в соответствии с законом Салика , который фактически ограничивал наследование членов королевской семьи мужского пола (статья № 2). Законодательная власть осуществлялась коллективно Королем, Сенатом и Палатой депутатов (статья № 3). Исполнительная власть принадлежала единоличному королю (статья № 5), который был объявлен « священным и неприкосновенным » (статья № 4).
Среди полномочий короля была способность
- объявить войну как главнокомандующий всеми вооруженными силами.
- заключать мирные , союзные , торговые и другие договоры. Он был обязан уведомить палаты об этих договорах, за исключением случаев, когда жизненные интересы государства и соображения национальной безопасности запрещали это. Однако договоры, влекущие за собой либо финансовое бремя , либо изменение территорий государства, должны были быть ратифицированы палатами.
- назначать всех государственных чиновников.
- подписывать законопроекты и обнародовать их, а также издавать указы и постановления, необходимые для их исполнения. Статья №7 также давала королю возможность отказаться от контрассигнации.
- предлагать новое законодательство, и это право разделяется с палатами. Однако законопроекты о налогообложении и ассигнованиях должны были исходить от Палаты депутатов.
- ежегодно созывать Палаты, приостанавливать их работу и распускать Палату депутатов с оговоркой, что новая Палата должна быть созвана в течение четырех месяцев после ее роспуска.
- помиловать смягчить и приговоры .
Король достиг совершеннолетия в восемнадцать лет. В период своего несовершеннолетия принц, наиболее тесно связанный с ним в соответствии с порядком наследования, служил регентом престола и наставником короля, принимая эту последнюю обязанность от королевы-матери после того, как королю исполнилось семь лет. Если этот принц был моложе 21 года, эти обязанности переходили к следующему по очереди, пока король не достиг совершеннолетия. В отсутствие родственников мужского пола регентшей была королева-мать. Если королевы-матери не было, министры должны были созвать палаты в течение десяти дней, чтобы назначить регента. Те же процедуры применялись в случае физической недееспособности правящего короля, но если наследный принц уже достиг совершеннолетия, он автоматически становился регентом.
Статут установил экономические льготы и привилегии Короны и членов королевской семьи, а также подтвердил право собственности короля на его активы, включая королевские дворцы , виллы и сады , а также всю его личную собственность. Согласно Статуту ответственный министр должен составить и регулярно обновлять перечень этих активов.
Во время коронации король должен был принести присягу перед обеими палатами действовать в соответствии со Статутом, а регент должен был принести присягу на верность королю и Статуту.
Права и обязанности граждан (статьи 24–32)
[ редактировать ]Статут провозглашал всех граждан равными перед законом , с равными гражданскими и политическими правами независимо от званий и званий, предоставлял всем гражданам право занимать гражданские и военные должности, за исключением ограничений, предусмотренных законом. Все граждане были обязаны платить налоги пропорционально своему имуществу . [ 4 ]
Статут прямо не исключал женщин из права голоса (статья № 24), что приводило к разногласиям, поскольку суды не соглашались друг с другом до тех пор, пока не появился прецедент Верховного суда, запрещающий женщинам голосовать. [ 5 ] [ 6 ]
Статут предоставил права хабеас корпус , гарантирующие личную свободу и неприкосновенность жилища . Никто не мог быть арестован , привлечен к суду дома или подвергнут обыску иначе, как в случаях и порядке, предусмотренных законом. Вся собственность была неприкосновенна. Однако, если этого требуют общественные интересы, от граждан могут потребовать отказаться от всей или части своей собственности с должной компенсацией и в соответствии с законом.
Свобода печати была предоставлена, но правительство было уполномочено наказывать за злоупотребления этой свободой. Более того, Статут предоставлял епископам единоличные полномочия давать разрешение на печать библий , катехизисов , богослужебных и молитвенников до 1870 года. Граждане имели право свободно собираться , мирно и без оружия ( право на хранение и ношение оружия не признавалось), хотя правительство могло регулировать это право в интересах общественного благосостояния . Однако собрания в общественных местах по-прежнему подчинялись полицейскому регулированию.
Налоги не могли взиматься или собираться без согласия палат и короля. Государственный долг гарантирован, и все обязательства государства перед кредиторами должны быть выполнены.
Сенат (статьи 33–38)
[ редактировать ]Сенаторы назначались королем пожизненно, и им должно было быть не менее 40 лет. [ 4 ] В Статуте был указан список различных категорий, из которых выбирались сенаторы, с разными критериями и требованиями для каждой категории. В список вошли архиепископы и епископы штата; Президенты и члены Палаты депутатов; Министры государства; Послы и специальные посланники ; Председатели, адвокаты и советники Кассационного суда, Счетной палаты или Апелляционного суда; Генералы и адмиралы ; статские советники; Члены Королевской академии наук и Высшего совета народного образования; и другие граждане, которые отличились своими службами, достижениями и вкладом. Королевские принцы были членами Сената по праву с 21 года и с полным правом голоса после 25 лет, заседая сразу после президента.
Президент и вице-президент Сената назначались королем, а секретари избирались Сенатом. Королевским указом Сенат может быть наделен полномочиями заседать в качестве Высокого суда для вынесения приговоров по преступлениям государственной измены и другим преступлениям против национальной безопасности, а также судить министров, обвиняемых Палатой депутатов. В этих обстоятельствах Сенат не представлял собой политического образования и занимался только судебными делами, для решения которых он был созван.
Ни один сенатор не мог быть арестован без постановления Сената, за исключением случаев, когда они были задержаны на месте преступления . Сенат имел единоличное право судить своих членов, а также отвечал за архивирование рождений, браков и смертей королевских особ.
Палата депутатов (статьи 39–47)
[ редактировать ]Палата депутатов избиралась всенародно и состояла из членов, выбранных из своих округов в соответствии с законом. [ 4 ] Депутаты должны были быть итальянскими подданными не моложе 30 лет, пользоваться гражданскими и политическими правами и выполнять все другие требования, установленные законом. Депутаты избирались сроком как минимум на пять лет, если Палата не была распущена до этого, и они представляли нацию в целом, без обязательного мандата от своих отдельных округов.
Палата депутатов избирала своего президента, вице-президента и секретарей в начале каждой сессии на весь ее срок. Если депутат по каким-либо причинам переставал выполнять свои функции, в его округе требовалось как можно скорее провести новые выборы.
Ни один депутат не может быть арестован во время заседания Палаты, за исключением случаев задержания на месте преступления , а также не может быть доставлен в суд по уголовному делу без предварительного согласия Палаты. Депутат не мог быть арестован за задолженность во время заседания Палаты, а также в течение трех недель, непосредственно предшествующих и следующих за сессией.
Палата имела право объявить королевским министрам импичмент и предать их суду в Высоком суде, то есть Сенате.
Положения, общие для обеих палат (статьи 48–64)
[ редактировать ]Заседания палат должны были начинаться и заканчиваться одновременно. [ 4 ] Любое заседание одной палаты, созванное в то время, когда другая не заседала, было незаконным, и его протоколы были недействительны .
Прежде чем вступить в должность, сенаторы и депутаты принесли присягу быть верными королю, преданно соблюдать Статут и законы штата и выполнять свои функции с единственной целью - неотделимое благо короля и нации.
Сенаторы и депутаты работали бесплатно. Они не могли быть привлечены к ответственности за высказанные мнения и голоса, поданные в палатах. Заседания Палат были публичными, но они могли проводить обсуждения на закрытых заседаниях по письменному запросу десяти членов.
палаты . Для того чтобы заседание было законным, необходимо присутствие абсолютного большинства членов каждой Обсуждения проводились большинством голосов . Все законопроекты должны были быть рассмотрены комитетами и одобрены постатейно обеими палатами, прежде чем передаваться королю на одобрение. Если законопроект был отклонен любой из палат или наложен вето королем, он не мог быть повторно внесен на рассмотрение в течение той же сессии.
Каждый гражданин старше 21 года имел право направлять ходатайства в палаты через соответствующие органы. Затем петиции рассматривались палатами через свои комитеты, чтобы определить, заслуживают ли они рассмотрения. Если их считали достойными, их отправляли ответственному министру или ведомству. Сенат и Палата депутатов могли заслушивать только своих членов, министров и уполномоченных правительства. Каждая Палата имела единоличное право судить о законности и правомочности своих членов, а также устанавливать свои собственные внутренние правила, касающиеся выполнения своих функций.
Никто не может быть одновременно сенатором и депутатом. Голосование могло проводиться стоя и сидя, путем деления на группы или тайным голосованием , причем последнее является обязательным при голосовании по законопроекту в целом или по положениям, касающимся лично членов.
Итальянский был определен как рабочий язык обеих палат. Однако члены могут использовать французский язык, если они представляют области, в которых он используется, или в ответ на него.
Министры (статьи 65–67)
[ редактировать ]Король назначал и увольнял министров. [ 4 ] Они не могли голосовать ни в одной из палат, если не были ее членами. Они имели право входа в обе палаты и право выступать по требованию. Министры несли юридическую ответственность за действия правительства, и все законы и акты должны были быть контрассигнованы министром, чтобы они вступили в силу.
Первоначально, хотя министры несли юридическую ответственность перед палатами, они несли политическую ответственность только перед королем. Однако по мере того, как власть и престиж палат с годами росли, для короля стало практически невозможным назначать министерство полностью по своему выбору или удерживать его на посту вопреки явно выраженной воле палат. В результате стало устоявшимся соглашением , согласно которому министры несут как юридическую, так и политическую ответственность перед палатами, несмотря на положение Статута о том, что исполнительную власть осуществляет только король. Эта конвенция была настолько прочно укоренена, что, когда Бенито Муссолини укрепил свою власть, он принял закон, прямо гласивший, что он не несет ответственности перед палатами.
Статут предоставил королю право назначать и увольнять министров (статья 65). Теоретически, в отличие от практики, они не могли быть смещены кем-либо, кроме Короля, поскольку исполнительная власть принадлежала только Королю (статья 5); Виктор Эммануил III был первым и последним, кто воспользовался огромной силой этого положения, назначив Муссолини и дав понять, что не уволит его, если палаты лишат его доверия.
Судебная власть (статьи 68–73)
[ редактировать ]Король назначал всех судей, которые отправляли правосудие от его имени. [ 4 ] За исключением кантональных судей, судьи были несменяемы после трех лет службы.
Статут предусматривал сохранение всех судов, трибуналов и судей, существовавших на момент его вступления в силу. Судебная организация могла быть изменена только законодательным путем. Никто не мог быть отстранен от своей обычной юридической юрисдикции. Следовательно, никакие чрезвычайные трибуналы или комиссии создаваться не могли.
Судебные разбирательства по гражданским делам и слушания по уголовным делам были публичными в соответствии с законом. Суды не осуществляли судебный надзор , поскольку за толкование законов отвечал законодательный орган .
Общие положения (статьи 74–81)
[ редактировать ]Закон регулировал институты провинций и общин , а также их округов. [ 4 ] Закон также регулировал военную службу и коммунальную милицию. Все законы, противоречащие Статуту, были признаны недействительными.
Государство сохраняло флаг и существующие рыцарские ордена с их привилегиями в своих собственных учреждениях, в то время как король мог создавать новые ордена и устанавливать их статуты. титулы Дворянские сохранялись за теми, кто имел на них право, а король мог присваивать новые. Никто не мог получать награды, титулы или пенсии от иностранной державы без разрешения короля.
Переходные положения (статьи 82–84)
[ редактировать ]Положение вступило в силу в день первого заседания Палат, которое должно было состояться сразу после выборов. [ 4 ] До этого государственная служба предоставлялась на основе срочных и суверенных распоряжений в тех формах, которые применялись до принятия Статута.
Для исполнения Статута король оставил за собой право издавать законы о печати, о выборах, об общинной милиции и о реорганизации Государственного совета. До опубликования законов о печати предыдущие законы оставались в силе.
Министры были назначены и ответственны за выполнение и полное соблюдение переходных постановлений.
Реакции
[ редактировать ]Подданные Королевства впервые отпраздновали дарование Конституции 27 февраля 1848 года. [ 7 ] но днем празднования позже стало первое воскресенье июня. Первоначально этот национальный день должен был символизировать достижение свободы, но со временем национальный день стал рассматриваться как праздник самой монархии и продолжал восприниматься таким же образом даже после того, как Бенито Муссолини пришел к власти. [ 8 ] [ 9 ]
Вернемся к Статуту
[ редактировать ]С первых лет существования Статута сложилась практика, которая, очевидно, отклонила форму правления Королевства от чисто конституционной (как, например, Конституция Германской империи 1871 года или конституции Франции 1814 и 1830 годов, в котором правительство должно было пользоваться доверием короля и только его, а парламент не имел права голоса в его физиологическом ходе), к парламентской форме, напоминавшей форму британского кабинета министров .
Это обычное развитие событий было оспорено Сиднеем Соннино , когда в январе 1897 года он опубликовал статью Torniamo allo Statuto ( «Вернемся к Статуту »), в которой он призывал к замене правительства парламентского типа правительством «конституционного» типа. . Это стало политическим манифестом правых партий на два десятилетия.
Действительно, на основе анализа различных критических моментов в истории Королевства Италия считалось, что суть власти всегда находилась в руках одного короля и немногих людей, которые пользовались его доверием. Многие элементы подтверждают это впечатление: всего три человека «привели Италию к участию в Первой мировой войне (король, премьер-министр и министр иностранных дел) именно при строгом применении статьи 5 Статута, при этом парламент не имел возможности официально выразить свое мнение». ориентирование на войну». [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мак Смит, Денис (1997). Современная Италия: политическая история . Издательство Йельского университета.
- ^ «Альбертинский статут | концептуальная карта | Studenti.it» . 10 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Паломбара, Джозеф Г. Ла (1953). «Итальянские выборы и проблема представительства» . Американский обзор политической науки . 47 (3): 676–703. дои : 10.2307/1952900 . ISSN 1537-5943 . JSTOR 1952900 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Статут Альбертино» (PDF) . Официальный сайт Президента Итальянской Республики.
- ^ «Краткая история избирательного права женщин в Италии» .
- ^ «Десять учителей, которые хотели проголосовать» .
- ^ «Первая конституционная хартия объединенной Италии: Альбертинский статут» . 5 октября 2020 г.
- ^ «В Апулии отмечают национальный праздник Альбертинского статута» .
- ^ «Праздник Альбертинского статута» .
- ^ Д. Аргондиццо, Дж. Буономо, Рождение и смерть демократии в парламенте 1920-1924 гг ., Руббеттино, 2024, с. 10.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Текст Статута (на итальянском языке)
- Текст Статута (на английском языке)
- Текст Статута (аннотированный перевод в формате PDF)